Что должен обеспечить способ нанесения маркировки
Перейти к содержимому

Что должен обеспечить способ нанесения маркировки

Какой способ нанесения кода маркировки выбрать

Производители маркируемой продукции обязаны наносить код маркировки на товар независимо от того, какой вид учета применяют: поэкземплярный или объемно-сортовой. Существует несколько видов нанесения Data Matrix: прямой, типографский и метод этикетирования. Вместе с экспертами Контур.Маркировки разберем, в чем между ними разница, рассмотрим плюсы и минусы каждого способа и выясним, на что ориентироваться при выборе.

24 августа 2022

У кодов Data Matrix выделяют пять классов качества: от A(4.0) до F(0.0). Минимальный класс качества для работы с системой маркировки — С(2.0). Классы D(1.0) и F(0.0) зачастую не считываются сканерами, что может привести к отказу в приемке товара.

Прямое нанесение

При прямом нанесении код маркировки наносится на упаковку товара или товарную этикетку. Например, производители упакованной воды наносят код маркировки на крышку бутылки. При больших объемах этот способ дешевле, чем этикетирование или типографское нанесение, но для работы понадобится специальное оборудование: принтер, отбраковщик, сканер или камера тех. зрения.

Существуют разные технологии прямого нанесения: термотрансферная печать, каплеструйная, пьезоструйная, лазерная и другие. Для того, чтобы выбрать оптимальный способ, нужно учесть:

  1. Тип упаковки: форм-фактор, материал и место для кода маркировки. Прямое нанесение доступно для любого форм-фактора, но стоит сравнить затраты от разных способов. Например, для производства творожных сырков используют мягкую упаковку Flow wrap, поэтому выгоднее наносить код маркировки при ее печати в типографии.
  2. Возможности линии: товар должен поступать равномерно, чтобы код наносился на заготовленное место, а поверхность упаковки или самого товара должна позволять наносить Data Matrix классом качества не ниже C(2.0). Разные технологии нанесения имеют разную «требовательность» к условиям на линии и максимальную скорость работы.

Прямое нанесение минимизирует операционные издержки, но понадобится разовая покупка оборудования, которая может быть невыгодна для малых производителей. Также важно обратить внимание на уровень автоматизации производства.

Этикетирование

При использовании этого метода на упаковку наносят стикер с уже напечатанным кодом маркировки. Помимо самого кода, на этикетке можно указать дополнительную информацию, которая зависит от товарной группы. Например, для молочной продукции — срок годности или вес, чего нет на этикетке для обуви. Для легкой промышленности можно использовать этикетки в соответствии с ГОСТ, добавив в них еще и код маркировки.

Существуют два основных способа нанесения этикеток: ручной или автоматический. В первом случае этикетку клеят на каждый товар руками или ручным аппликатором. Такой способ подойдет, когда фасовка и укладка товара происходит вручную, и нет конвейерной линии. Во втором — с помощью автоматического аппликатора на линии, что позволяет маркировать товар гораздо быстрее.

Сами этикетки с кодами можно печатать на производстве с помощью термотрансферного принтера, а можно заказывать у сервис-провайдеров — специальных типографий, оказывающих такие услуги. Также существуют принтеры-аппликаторы, которые совмещают в себе две функции и наносят код сразу после печати.

При маркировке на линию стоит установить камеру для проверки кода, а также отбраковщик. При ручном нанесении нужно проверять считываемость кодов 2D-сканером или ТСД.

Как и предыдущий метод, этикетирование подходит для большинства упаковок. Преимуществом данного метода является то, что с ним можно работать компаниям любого масштаба благодаря относительно недорогому внедрению оборудования и возможности ручного нанесения этикетки. Но такой способ дороже из-за затрат на расходники, а также есть риск повреждения этикеток при хранении и транспортировке товара. Чтобы минимизировать этот риск, нужно правильно выбрать материал этикетки, место нанесения, которое меньше подвергается трению, а также следить за условиями хранения этикеток до их нанесения.

Создайте собственный шаблон этикетки

Если пользуетесь модулем Контур.Маркировки для 1С, то сделайте это самостоятельно в разделе «Справочники» → «Шаблон», а для работы с шаблонами в веб-версии подайте заявку в «Работу с этикетками».

Типографское нанесение

В этом случае производитель передает коды маркировки в типографию и упаковку печатают уже с Data Matrix. Способ хорош тем, что не нужно покупать оборудование для нанесения и добавлять этот этап в производственный процесс.

За печать, обслуживание оборудования и читаемость кода отвечает типография. Это существенно снижает затраты на производстве и минимизирует изменение текущих процессов. Важно, чтобы она прошла аккредитацию в Честном ЗНАКе и получила статус сервис-провайдера, иначе ответственность за качество средства идентификации останется на производителе.

Но у такого метода также есть нюансы: как правило, у типографии устанавливают минимальные объемы заказа, которые иногда превышают объемы производства продукции. На случай непредвиденных обстоятельств, рекомендуем приобрести термотрансферный принтер и запас этикеток, даже если используете типографский метод.

Какой способ выбрать

Выбор способа зависит от разных факторов, поэтому универсального ответа нет. Крупным компаниям, которые стремятся минимизировать операционные издержки и могут позволить разовую покупку оборудования, стоит присмотреться к методу прямого нанесения. Малому бизнесу подойдет этикетирование или типографский метод. Особенно, если компания заказывала этикетку в типографии еще до введения маркировки.

Максим Карелин
Эксперт сервиса Контур.Маркировка

При выборе способа нанесения нельзя ориентироваться только на стоимость решения. Очень важно выбрать тот вариант, который обеспечит необходимое качество, устойчивость от повреждений при транспортировке и хранении. Сейчас особенно актуален вопрос доступности и стоимости расходников с комплектующими. Проконсультировать и помочь сделать правильный выбор могут системные интеграторы. Также большой опыт и база знаний накоплены у Честного ЗНАКа.

Маркировка грузов: требования к упаковке, виды транспортного маркирования, содержание и порядок расположения манипуляционных знаков

Почепский Олег

Использование специальной кодовой системы, состоящей из цифровых комбинаций, изображений и надписей, позволяет проинформировать любого участника процессов логистики и товародвижения о правилах обращения и мерах предосторожности. Условные обозначения, которые наносятся на упаковку или тару, содержат сведения о специфике товара, партии, комплектности, отправителе и получателе. Регламентирующие положения, являющиеся унифицированными для различных отраслей, позволяют свободно определить, как правильно взаимодействовать с контейнерами или коробками, чтобы не повредить транспортируемые изделия. Маркировка грузов в соответствии с действующими стандартами является обязательным условием, важным с точки зрения идентификации и сохранности содержимого.

Общепринятая система повышает вероятность сохранения объектов при перевозках, и обеспечивает возможность быстрой сортировки при частичной выгрузке или перемещении между используемыми грузовыми средствами, будь то автомобильный или железнодорожный транспорт. Соблюдение правил нанесения условных изображений, определяющих принципы обращения с продукцией, снижает риск ее случайной порчи, и способствует успешной доставке в назначенный пункт.

Виды и назначение транспортной маркировки грузов

В соответствии с принятой классификацией выделяют следующие разновидности специальных отметок.

Отправительские

Предусматривают указание на товарах реквизитов, дублирующих сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной, что позволяет идентифицировать отдельные части партии.

Специальные

Набор предупредительных знаков и надписей, определяющих правила хранения, погрузки и транспортировки продукции.

Товарные

Категория маркеров, содержащих информацию о компании производителе, названии объекта, его специфических особенностях.

Транспортные

Маркировка тары, указывающая количество мест, регистрационный номер, а также иные данные.

В соответствии со стандартом, нанесение условных обозначений и поясняющих надписей производится до того, как производится отгрузка. Их содержание, порядок и место размещения регламентируются ГОСТом, что гарантирует соблюдение базовых правил, и исключает вероятность путаницы при транспортировке и перемещении. Обязанность по разметке и комплектации возлагается на отправителя, тогда как грузоперевозчик дополнительно указывает собственные реквизиты, а при отправке сборных партий — количество и номерные идентификаторы мест, которые должны соответствовать ТТН.

упаковочный материал

Размещение надписей

Правила транспортной маркировки грузов определяют требования к упаковке, содержание и порядок расположения знаков при перевозке. Исходя из выбранного типа тары, допускается применение:

  • штамповки;
  • клеймения;
  • трафарета;
  • лито- и типографии;
  • электролитического метода;
  • аппаратного тиснения.

Обозначения на контейнерах должны соответствовать нормам стандарта ISO 6346.

Местоположение надписей определяется упаковочной формой:

  • При использовании ящиков для размещения используется одна из граней. Наличие обрешетки или наружных планок требует обеспечения дополнительной площади, закрывающей свободные участки, и позволяющей нанести маркеры.
  • В случае упаковки с использованием тканевых материалов (мешки, тюки) маркировка груза для транспортировки производится в верхней части, рядом со швом, а также сбоку.
  • Если объект имеет бочковидную форму — для разметки выбирается одна из крышек, либо боковой участок корпуса.

При отсутствии перевозочной тары основные надписи размещаются на заметной части, легко просматриваемой при взаимодействии.

Готовые решения для всех направлений

Склады

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Магазины

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Маркировка

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

E-commerce

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Учреждения

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Производство

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

RFID

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

ЕГАИС

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Сертификация

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Инвентаризация

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Общие правила

Действующий регламент, определяющий порядок нанесения условных обозначений, определен в качестве межгосударственного стандарта, в рамках которого рассматриваются различные виды и формы идентификаторов, используемых при перевозках. ГОСТ 14192–96 — «Маркировка грузов» — это транспортная норма, устанавливающая базовые предписания к размещению.

Что входит в перечень

Согласно принятому положению, выделяют четыре категории маркеров, которые могут быть указаны на перевозимых объектах. В их число входят основные, дополнительные и информационные надписи, а также манипуляционные знаки.

Соблюдение требований стандартизации позволяет избежать возможных спорных ситуаций, неразберихи с определением оптимальных методов погрузки и транспортировки, а также нарушения целостности и качественных характеристик продукции. Как и потребительская, транспортная маркировка должна обеспечивать условия для четкой интерпретации содержимого ящиков, мешков или контейнеров, исключая проблемы с хранением — особенно в тех случаях, когда объект отличается хрупкостью или обладает опасными для человека свойствами. Использование решений по автоматизации, предлагаемых нашей компанией «Клеверенс», позволяет избежать технических ошибок и ускорить выполнение бизнес-процессов. Например, софт « Кировка » позволяет легко и без ошибок работать с маркированными товарами (шины и покрышки, обувь, парфюмерия, легкая промышленность и др.) Для работы с маркировкой в складском помещении отлично подойдет « Склад 15 ШМОТКИ », а в торговых залах — « Магазин 15 ».

этикетка на коробке

Основные надписи

В данный перечень входит следующая информация:

  • Наименование субъекта, выступающего в качестве грузополучателя (как официальное, так и условное, соответствующее регистрационным реквизитам).
  • Конечный пункт назначения (особенно в ситуациях, когда планируется переброска на промежуточных участках).
  • Количество мест и порядковые номера в рамках конкретной партии при сборных грузоперевозках (стандарт — использование дробного значения, где знаменатель — общее число объектов, а числитель — идентификатор отдельно взятой единицы).

В соответствии с ГОСТ 14192, а также 31016 2003, маркировка груза должна быть нанесена на центральную часть тары.

Дополнительные надписи

К этой категории относятся:

  • Наименование отправителя товарной продукции;
  • Регламентированные Минтрансом реквизиты организации, осуществляющей перевозку;
  • Сведения о пункте отправления.

Все указанные идентификаторы располагаются в правой части разметки; первый и третий — в нижнем, а второй — в верхнем углу.

Манипуляционные знаки

Специальные изображения, значение которых соответствует перечню рекомендаций по обращению с перевозимыми объектами, также определены в рамках государственного стандарта. Их использование призвано регламентировать условия хранения, транспортировки и организации погрузочных работ. Адресатами в данном случае выступают все участники логистического процесса — начиная с грузчиков и складского оператора, и заканчивая конечным получателем.

Стоит отметить, что обозначения, используемые в рассматриваемой категории идентификаторов, выполнены с соблюдением международных норм и рекомендаций. Исходя из ГОСТ 14192–96 («Маркировка грузов»), манипуляционные знаки на транспортной таре представляют собой схематические и символические изображения, располагаемые в левом верхнем углу упаковки.

Осторожно, хрупкое

предупреждение о хрупкости

Применяется при перевозке объектов, отличающихся малой прочностью, и требующих осторожного обращения.

Избегать солнечных лучей

запрет на солнце на упаковке

Наносится при необходимости ограничения длительного пребывания продукции на солнце, ввиду потенциальной опасности нагревания, возгорания, или утраты первоначальных характеристик.

Беречь от влаги

защита от воды

Свидетельствует об уязвимости товара к воздействию воды, обуславливающей потребность в поддержании сухих условий хранения или транспортировки.

Защищать от излучения

защита от волнового воздействия

Как правило, используется при маркировке изделий, отличающихся повышенной восприимчивостью к любому волновому воздействию, включая электричество и ультрафиолет. В качестве примера можно привести фотопленки, которые еще не были проявлены после съемки.

Ограничение температуры

температурные требования

Указывает диапазон предельно допустимых значений холода и тепла, удовлетворяющих условиям хранения, перевозки или эксплуатации продукции.

Скоропортящийся груз

быстро портящиеся товары

Размещается на товарах с ограниченным сроком годности, обычно нуждающихся в специальном режиме.

Герметичная упаковка

запрет на разрушение целостности коробки

Ограничивающий знак, запрещающий распаковку и нарушение герметичности в процессе любого взаимодействия с объектом.

Крюками не брать

нельзя использовать крюки

Символ, обозначающий, что продукция находится в мягкой таре, непригодной для поднятия с помощью грузовых крючьев.

Место строповки

маркировочные обозначения

Отмечает точку для оптимального расположения каната или цепи, используемых для подъема.

Центр тяжести

место опоры

При наличии расхождений между геометрическим и фактическим значениями, указывает действительную центральную точку для установления баланса.

Тропическая упаковка

предупреждение об условиях климата

Предупреждающее обозначение, применяемое в ситуациях, когда существует вероятность негативного влияния на объект климатических условий, в которых он транспортируется.

Не штабелировать

значок маркировки на упаковке

Манипуляционный знак для специальной маркировки грузов, на которые нельзя складировать другие объекты, способные нанести им ущерб.

Требуется лед

знак необходимо охладить

Обозначает наличие потребности в дополнительном охлаждении.

Перевозка животных

"живой" груз

Представителям мира фауны необходимо создать комфортные условия, исключающие вероятность риска или вреда их жизни и здоровью.

Перемещать на роликах

перемещение на подвижной основе

Нельзя катать и переворачивать ящик, однако для более быстрого перемещения можно использовать роликовые основания.

Место подъёма тележкой

обозначение на коробке

Отмечает точку, уровень прочности которой позволяет поднять объект при помощи вспомогательного оборудования без риска повреждения.

Штабелирование ограничено

обозначение на коробке при перевозке

Предупреждает о максимальных весовых ограничениях при складировании.

Внутри жидкость

обозначение на коробке жидкая продукция

Упаковки, которые содержат жидкую составляющую, требуют бережного обращения, исключающего вероятность вытекания.

Поднимать за груз

обозначение на коробке хрупкий и тяжелый

В ходе проведения погрузочных работ подъем объекта осуществляется путем прямого взаимодействия, что может обуславливаться хрупкостью тары и тяжестью содержимого.

Открывать здесь

обозначение на коробке место для открытия

Распаковка должна производиться строго в указанном месте, поскольку в противном случае, есть вероятность повреждения или иного ущерба.

Защищать от радиоактивных источников

необходима защита

Уведомление об уязвимости продукции перед радиацией.

Огнеопасно

опасный груз

Предписывает соблюдение повышенной осторожности при обращении ввиду потенциальной вероятности взрыва или воспламенения.

Информационные надписи

В данной категории маркеров указываются:

  • Масса грузового места, выраженная в килограммах, либо число единиц внутри тары.
  • Габариты (длина, ширина, высота или диаметр в сантиметрах).

Стоит отметить, что при организации грузоперевозок с использованием автотранспорта указание размеров обязательно при превышении одним из параметров показателя в 1,2 метра, тогда как вес с упаковкой и без нее можно не наносить — в тех случаях, когда значения уже присутствуют на характеризующей маркировке штучных грузов.

Кроме того, при перевозке на палетах, для обозначения которых также применяется термин «транспортные пакеты», для каждого места предусматривается только весовой идентификатор, а вся остальная информация относится к сборке в целом. При организации комплектных логистических поставок, то есть в ситуациях, когда вся партия направляется одному получателю, действующие нормы не обязывают отправителей и перевозчиков использовать упаковочную разметку, кроме массы брутто и нетто.

перевозка на тележке

Как правильно читается маркировка

Грамотная интерпретация информационных обозначений, характеризующих содержимое упаковки или контейнера, требует не только понимания смысла используемых изображений и надписей, но и особенностей их расположения. В противном случае есть вероятность перепутать, например, наименования сторон и пунктов назначения — учитывая схожесть формы их представления.

Это касается также и разнообразных визуальных символов, в которых нередко применяются схожие внешне, но разные по значению пиктограммы. Стоит подчеркнуть, что при транспортировке опасных грузов применяется международный регламент о дорожной перевозке, также известный как соглашение ДОПОГ, инициатором создания которого выступила ООН. Кроме того, специальные правила предусмотрены для объектов, перевозимых навалом и насыпью, либо с помощью специализированных транспортных средствах, отличающихся условиями эксплуатации, габаритами и иными техническими характеристиками.

Исключения из правил маркировки грузов

В логистической отрасли существует целый ряд особенностей и нюансов, отражающихся на маркировании.

Так, к примеру, нанесение разметки требуется при использовании открытых подвижных составов, в ситуациях, когда один из габаритных показателей оказывается более 1 метра. Аналогичная норма применяется и в случае с крытым транспортом, только нормативное значение увеличивается до 1,2 м. В свою очередь, для транспортировки на воздушных суднах стандартом считается 70 см.

В тех случаях, когда организуется палетная перевозка сборной партии, на каждом из пакетов указываются три типа надписей, рассмотренных ранее. Дробное обозначение предусматривает использование в качестве числителя общего числа палет, тогда как знаменателем выступает количество грузовых мест на одном из них. Рядом, в скобках, приводится порядковый номер, присвоенный упаковке.

Присутствие базовых специфических реквизитов, за исключением массы нетто и брутто, обязательно не на всех транспортируемых местах. Если в качестве логистического средства используется универсальный контейнер, прицепленный к автотранспорту, достаточно обойтись указанием веса (в двух форматах). Однако данное правило не распространяется в отношении грузоперевозок, при которых в рамках одного рейса объединяются сразу несколько небольших партий.

картонная упаковка

Международная разметка

Нормы, регламентирующие перевозки с пересечением территориальных границ, предусматривают соблюдение классификации и указания специальных знаков, необходимых для обеспечения дополнительной безопасности. Помимо стандартного набора, также допускается размещение:

  • Номер заказа или контракта с иностранным контрагентом.
  • Конечного адреса пункта доставки, а также маршрута.
  • Товарного логотипа и марки отправителя партии.
  • Надписи выполняются на языке стороны, выступающей в качестве получателя товара (аналогичное требование применяется и для импорта).

В ситуациях, когда маркировка экспортных грузов вызывает объективные затруднения, допускается привлечение логистических компаний, оказывающих комплексные услуги по транспортировке. Соответствие стандартам позволяет избежать задержек в пути, а также гарантирует выполнение действующих требований, определенных в рамках международных соглашений.

Маркировка продукции: правила и ГОСТы

Маркировка по ГОСТ включает различные символы и знаки для обозначения информации о продукции на ее упаковке. Различные товары имеют свои особенности маркировки.

Для чего нужна маркировка

Символы и знаки, нанесенные на упаковку, позволяют потребителю получить максимум информации о приобретаемых продуктах. При помощи чертежей, рисунков и установленной ГОСТ маркировки товара покупатели узнают, из чего изготовлено изделие, каков его срок и порядок хранения и какие у него потребительские свойства.

В законе № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» говорится, что изготовители обязаны информировать своих покупателей об основных характеристиках продукта. По правилам, этикетка обязана состоять из названия товара, товарного знака, штрихкода, а на упаковке необходимо отразить сведения о стране-изготовителе, наименовании и адресе производителя, технических, потребительских и эксплуатационных свойствах, содержании продукции, объеме и весе, сроке годности и хранения и других качеств.

Маркирование позволяет потребителю не только ознакомиться с конкретными свойствами изделия, но и идентифицировать определенный товар и его производителя. По указанным на упаковке маркерам видно, соответствует ли продукция государственным стандартам и требованиям безопасности, была ли произведена обязательная или добровольная сертификация, имеет ли изделие специфические характеристики или особенности в производстве и потреблении.

  • ТР ТС маркировка непродовольственных товаров — ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»;
  • 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и ГОСТ Р 51074-2003 — для продовольственных продуктов;
  • ГОСТ Р 51121-97 — госстандарт «Товары непродовольственные».

Как работает национальная система маркировки

Система маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров введена Постановлением Правительства № 515 от 26.04.2019. Участники товарного оборота обязаны маркировать некоторые продовольственные и непродовольственные товары. Обязательная идентификация продукции касается организаций и ИП, которые занимаются (ст. 9 соглашения о маркировке товаров, п. 19 ст. 2 381-ФЗ от 28.12.2009):

  • импортом;
  • производством;
  • поставками продукции;
  • оптовой, розничной торговлей.

Правительство утвердило перечень продукции, которую надо маркировать (РП РФ № 792-р от 28.04.2018). Кроме того, обязательной маркировке подлежат лекарственные препараты (ч. 4, 5 ст. 67 61-ФЗ от 12.04.2010, п. «б» ПП РФ № 1557 от 14.12.2018).

Чтобы стать участником системы маркировки, надо зарегистрироваться в государственной системе мониторинга «Честный знак». После регистрации участник торгового оборота подает оператору системы заявку на получение маркировочных кодов (п. 5-8 правил из ПП РФ № 515).

Регистрация в системе «Честный знак»

Полученный маркер в машиночитаемой форме наносят на товар, упаковку или другой материальный носитель (п. 4 правил из ПП РФ № 515). Если в одной таре несколько фасованных товаров, маркер наносят на групповую упаковку. В ТР ТС 022/2011 указано, допускается ли на групповой упаковке не указывать количество упакованной пищевой продукции, — если свойства групповой упаковки позволяют идентифицировать сведения о количестве продукции и подсчитать число потребительских упаковок, общее количество разрешено не указывать (п. 3.2 решения комиссии таможенного союза № 881 от 09.12.2011).

Какую продукцию маркировать обязательно

Товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, указаны в Распоряжении Правительства № 792-р от 28.04.2018. Обязательно маркируйте:

  • табак и табачные изделия;
  • духи и туалетную воду;
  • шины и покрышки;
  • предметы одежды;
  • обувь;
  • шубы;
  • постельное и столовое белье;
  • фотокамеры, вспышки;
  • молочную продукцию;
  • сыры и мороженое;
  • лекарства;
  • велосипеды;
  • упакованную воду;
  • кресла-коляски;
  • пиво, сидр, пивные, сброженные и игристые напитки.

Сроки обязательной идентификации для каждого вида продукции определяет правительство. Если товары не включены в перечень из РП № 792-р, то маркеры являются добровольными. К примеру, маркировка спортивных товаров пока не обязательна, но многие производители отражают на упаковке коды с информацией об изделии.

Где найти требования к маркировке

Все требования к маркировке упаковки приводятся в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения наносятся четко, а надписи указывают разборчиво. Знаки делают контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействия внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования.

Ключевые требования не зависят от сферы применения продукции потребителем:

  • на упаковке размещают неограниченное количество символов, но главная их задача — гарантия качества безопасности товара для потребителя;
  • все обозначения должны строго соответствовать области применения изделия;
  • если упаковка не позволяет отображать маркеры, все характеристики потребления вносятся в документацию, сопровождающую продукты. В сопроводительных документах указываются и локальные нормативные условия маркировки изделий.

Вот примерный ответ Гигтест о том, какие данные должны быть указаны на прикрепленном или наклеенном маркировочном ярлыке для пищевой продукции при доставке продуктов (п. 6.1.5 Постановления главного государственного санитарного врача № 32 от 27.10.2020):

  • название и адрес предприятия общественного питания;
  • дата и час изготовления пищевой продукции, время окончания раздачи;
  • наименование пищевой продукции;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) ответственного лица.

Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.

Виды маркировок

Основные виды маркировки товаров подразделяются на производственные и торговые. Группировка осуществляется в соответствии с целевым применением символики.

Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Иногда производители проставляют на продукции (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.

Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители получают информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, ценники.

Структура маркировки

Сам маркер обычно состоит из текста, рисунка и информационных обозначений. Часто на одну упаковку наносят как все виды маркирования, так и каждый по отдельности.

Текстовые обозначения — это наиболее полноценное сообщение, в котором потребитель видит обязательные и важные сведения о товаре. Текстовая часть наносится в соответствии с ГОСТ.

Рисунок или эмблема включает более емкие данные, которые, тем не менее, передают специфическую потребительскую информацию. Некоторые изображения, благодаря своему визуальному эффекту, способны поднять продажи того или иного продукта.

Информационное обозначение — это совокупность зашифрованных данных в виде определенных общепринятых символов. Такие маркеры показывают покупателям гораздо больше некоторых текстовых указаний. К такой информации относятся штриховые кодировки и QR-коды, товарные знаки, символы по уходу и эксплуатации изделий, значения безопасности, экологичности и осознанного потребления.

Для некоторых товаров требования по нанесению определяются отраслевыми нормативами. К примеру, в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 разъясняется, какая информация должна быть указана, если отсутствует оригинальная маркировка на емкости с рабочими растворами дезинфицирующих и моющих средств — название средства, его концентрация, дата изготовления, срок годности (Постановление главного государственного санитарного врача № 32 от 27.10.2020).

Как наказывают за нарушения по маркировке

Статья 14.46 КоАП определяет меру ответственности за нарушение при маркировании продуктов, подлежащих соответствию в обязательном порядке.

Если товар, обязательный к маркированию, промаркирован неправильно, должностных лиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей (ч. 1 ст. 14.46 КоАП РФ). Если нарушения стали причиной вреда жизни или здоровью потребителя, то штраф для должностного лица составит от 30 000 до 50 000 рублей, а для юридического лица — от 700 000 до 1 000 000 рублей.

За производство и ввод в оборот, продажу товаров, которые подлежат обязательной маркировке, без нанесения, придется заплатить (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ):

  • должностным лицам — от 5000 до 10 000 рублей;
  • организациями — от 50 000 до 100 000 рублей.

За продажу, хранение, перевозку и покупку для сбыта продукции без нанесенного маркера должностных лиц оштрафуют на 5000-10 000 рублей, организацию — на 50 000-300 000 рублей (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ).

Если товар, обязательный к маркированию, не промаркирован, накажут и по ст. 171.1 УК РФ. Уголовная ответственность за отсутствие маркировки предусматривает (ч. 1 ст. 171.1 УК РФ):

  • штраф до 300 000 рублей или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 800 000 рублей или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

Кроме того, продукцию без нанесения конфискуют. Исключение — товары легкой промышленности, которые включены в перечень из ПП РФ № 180 от 07.03.2014. За нарушения такую продукцию изымут из оборота и уничтожат (п. 2.1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, Постановление ВС РФ № 29-АД21-4-К1 от 01.10.2021).

Требования для отдельных категорий товаров

Маркирование упаковки и самой продукции производится в строгом соответствии с Государственным стандартом РФ, Международным стандартом и Техническим регламентом Таможенного союза.

Обязательная маркировка легкой промышленности введена с 01.01.2021 (ПП РФ № 1956 от 31.12.2019). Порядок определяет статья 9 решения комиссии Таможенного союза № 876 от 09.12.2011 (ред. от 22.12.2020) о принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»). В маркер включают сведения о названии продукции, о стране-производителе, наименовании изготовителя и его юридический адрес, дату производства и номер партии, товарный знак (при наличии), содержание сырья, размер и проч.

Этот же стандарт закрепляет требования к маркировке одежды. Маркирование одежды и других изделий из текстиля дополнительно включает вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале, название модели, символы и инструкцию по уходу за изделием.

Пищевые продукты маркируются в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Указываются сведения:

  • название товара или продукта;
  • наименование и юридический адрес производителя;
  • масса нетто — масса без упаковки;
  • состав;
  • пищевая ценность;
  • срок реализации, срок годности, период и условия хранения;
  • назначение применения для продукции, предназначенной для детского питания, для биологически активных добавок и проч.

Требования к маркировке непродовольственных товаров установлены ГОСТ Р 51121-97. Информация для потребителя должна включать:

  • название товара и страну, в которой он изготовлен;
  • наименование производителя и его юридический адрес;
  • область применения и предназначение продукции;
  • главные потребительские свойства;
  • данные об обязательной и добровольной сертификации;
  • комплектацию, состав;
  • дату изготовления и срок годности;
  • при наличии товарный знак;
  • размеры и массу нетто;
  • штрихкод;
  • иные сведения.

Образцы маркировки

Маркировка ГОСТ

Маркировка веса нетто

Маркировка нетоксичности материала

Маркировка замороженных продуктов

Маркировка срока годности после вскрытия упаковки

Маркировка места вскрытия упаковки

Маркировка вариантов перерабатываемого пластика

Маркировка «Лента Мебиуса»

Маркировка Таможенного союза

Маркировка отсутствия трансгенов 1

Маркировка отсутствия трансгенов 2

Маркировка продуктов, которые не тестируются на животных

Маркировка органической продукции

Статья 9. Требования к маркировке продукции из решения комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) о принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»

(вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»)

1. Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:

  • наименование продукции;
  • наименование страны-изготовителя;
  • наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
  • юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
  • размер изделия;
  • состав сырья;
  • товарный знак (при наличии);
  • единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза;
  • гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
  • дату изготовления;
  • номер партии продукции (при необходимости).

2. В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать следующую информацию:

Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:

  • вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов;
  • модель;
  • символы по уходу за изделием;
  • инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать:

  • вид и массовую долю (процентное содержание) исходного сырья (ворсовой поверхности для ковровых покрытий и изделий из них). Процентное содержание исходного сырья указывается в виде нормативного значения с допуском в пределах +/- 5 процентов (кроме нетканых материалов);

(см. текст в предыдущей редакции);

  • массу куска при нормированной влажности (для трикотажных полотен);
  • устойчивость окраски (для трикотажных и текстильных полотен);
  • вид отделки (при наличии);
  • символы по уходу за изделием.

Для обуви дополнительная информация должна содержать:

  • модель и (или) артикул изделия;
  • вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви;
  • инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).

Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:

  • вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);
  • символы по уходу за изделием;
  • инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:

  • наименование материала верха;
  • модель;
  • указания по эксплуатации (при необходимости).

Для кож дополнительная информация должна содержать:

  • площадь или массу кожи;
  • толщину (при необходимости);
  • сорт.

Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:

  • вид меха;
  • вид обработки;
  • сорт, марку;
  • площадь или размер.

3. Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства — члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.

4. Не допускаются указания «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные указания без соответствующих подтверждений.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Транспортная маркировка грузов: что нужно знать

Что включает в себя транспортная маркировка грузов, по каким правилам наносится и предусмотрено ли наказание за ошибки? Изучаем ГОСТ и разбираем в этой статье.

Транспортная маркировка грузов — это все необходимые для перевозчика данные, которые располагаются на упаковке или самом грузе. Она содержит: сведения о поставщике, адрес отправления и получения, массу груза, а также правила обращения и хранения.

Что включает в себя транспортная маркировка

Маркировку грузов регулирует ГОСТ 14192-96. В России четыре категории маркировки: основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки.

Основные надписи

В них содержится основная информация об участниках сделки:

  • имя (название) получателя груза;
  • адрес получения, при необходимости — адреса погрузки и смены транспорта;
  • информация об отправлении: номер в партии отгрузки и количество занимаемых мест в транспорте.

При этом адрес и имя получателя обязательны для нанесения, а обозначение грузовых мест нужны только в случае доставки сборным грузом или в случае одинаковой упаковки у объектов с разным назначением и адресатом.

Дополнительные надписи

Они содержат информацию об отправителе:

  • полное или условное имя (название) отправителя;
  • адрес отправления;
  • информацию о задействованных в перевозке транспортных организациях.

Информационные надписи

В них указывают габариты груза: массу нетто и брутто, а также длину, ширину и высоту тары. Если для перевозки груза используются паллеты или поддоны, то нужно указать массу для самого груза и габариты с учётом используемых паллет. Также необходимо отмечать количество используемых поддонов в грузовой партии и количество мест для груза на одной паллете.

Манипуляционные знаки

Это обозначения обращения с товаром в процессе перевозки. Они перечислены в ГОСТ и одинаковы для грузоперевозок всех стран.

  1. 1 « Хрупкое»;
  2. 2 «Беречь от нагревания и солнечных лучей»
  3. 3 «Беречь от влаги»;
  4. 4 «Беречь от излучения»;
  5. 5 «Ограничение температуры» (с указанием крайних допустимых значений температуры);
  6. 6 «Защищать от радиации»;
  7. 7 «Скоропортящийся груз» — груз требует особых условий хранения и имеет ограниченный срок годности;
  8. 8 «Герметичная упаковка» — нельзя открывать упаковку при проверке и разгрузке;
  9. 9 «Тропическая упаковка» — груз рассчитан на климат, близкий к тропическому, и нарушать состояние упаковки при разгрузке нельзя, чтобы не повредить груз высокой температурой и влажностью;
  10. 10 «Запрещено брать крюками»;
  11. 11 «Место строповки» — в этих местах должны быть расположены канаты для перемещения груза;
  12. 12 «В этих местах запрещено поднимать на тележку»;
  13. 13 «Верх» — обозначает корректное расположение груза;
  14. 14 «Центр тяжести»;
  15. 15 «Штабелирование запрещено»;
  16. 16 «Поднимать за груз» — запрещается поднятие за тару;
  17. 17 «Открывать здесь» — означает сторону упаковки, за которую следует открывать груз;
  18. 18 «Запрещается катить»;
  19. 19 «Штабелирование ограничено» (с указанием максимально возможной массы) — показывает максимальный вес, который можно положить на груз;
  20. 20 «Зажимать здесь»;
  21. 21 «Не зажимать» — обозначает участки, за которую нельзя брать зажимами;
  22. 22 «Ограничение количества ярусов в штабеле» (с указанием предела);
  23. 23 «Запрещается применение вилочных погрузчиков».

Скачать или просмотреть список манипуляционных знаков можно здесь.

Особенности маркировки грузов при экспорте и импорте

Все указанные обозначения подстроены под международные стандарты и являются обязательными при перевозке грузов в другие страны. Однако, кроме информации об отправителе, получателе и грузе, в маркировке необходимы и другие данные:

  • информация о заказе между сторонами в разных странах (номер международного контракта и самого заказа);
  • марки и товарный знак от отправителя;
  • точное указание адресата и описание дороги для грузоперевозчика;
  • в случае, если объём груза больше 1м³, необходимо указать его точный объем.

В этой статье рассказываем подробнее об обязательной маркировке товаров.

Правила нанесения маркировки

Транспортная маркировка грузов имеет особые правила нанесения. Это сделано для стандартизации маркировки и упрощения доставки грузов по всем странам.

При международной перевозке грузов маркировка пишется на языке получателя. В случае импорта необходимо продублировать на русском языке информацию о получателе и адресе прибытия.

Расположение маркировки на таре

Разные элементы маркировки должны размещаться на разных участках тары:

  • Так, основные надписи располагаются по центру упаковки.
  • Дополнительные — на правой стороне (информация о транспортных организациях — сверху, а об отправителе — снизу).
  • Манипуляционные знаки могут быть расположены на разных сторонах и швах упаковки (например, знаки, обозначающие место крепления или подъема), а также в верхнем левом углу (информация о хранении и запрещающие знаки).

Поверхность для нанесения маркировки отличается у разных видов тары: так, ящики маркируются с боковых сторон, бочки — на дне, мешки — у верхнего шва. Если у груза нет подходящей стандартной упаковки, то маркировку просто размещают в самом заметном месте.

Способ нанесения

Есть несколько основных способов нанесения информации на тару:

  1. 1 красящими составами через трафарет,
  2. 2 типографским или электролитическим способом,
  3. 3 штамповкой,
  4. 4 продавливанием,
  5. 5 выжиганием,
  6. 6 маркировочным аппаратом.

В случае использования красок используются только контрастные упаковке цвета. Однако не рекомендуется использовать цвета, которыми обычно обозначают опасные грузы. Если у груза отсутствует стандартизированная упаковка, маркировку наносят прямо на его поверхность.

Неправильная маркировка

Грузоотправителю важно наносить маркировку на груз без ошибок, особенно, если товар пересекает границу. Какие могут быть последствия?

  • Неправильно оформленные этикетки или отсутствие информации могут стать причиной задержки груза. Перемаркировка ждет всю партию товара.
  • Возбуждение дела об административном правонарушении и наложении штрафа (глава 16 КоАП РФ).
  • Возбуждение уголовного дела, если из-за неправильного оформления объем недополученных таможенных платежей превысит 2 миллионов рублей. Речь прежде всего о смене кода ТН ВЭД.

Если вы отправляете груз с привлечением подрядчика, запросите у перевозчика или брокера образец этикетки и четкую инструкцию, как оформить упаковку именно вашего груза.
Специалисты ТЭК Оператор перед отправлением груза проверяют каждый этап подготовки и транспортировки, в том числе упаковку и маркировку товаров. Мы отвечаем за безопасность перевозки, соблюдение сроков доставки и закрепляем свою ответственность в договоре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *