Товарные потери: что это такое — виды, классификация и порядок списания производственных товаров
ТМЦ проходят длительный жизненный цикл от момента фактического производства товара из сырья до приобретения конечным покупателем. При этом на продукцию/изделие влияет множество факторов. И если изменения были слишком серьезные, была затронута качественная составляющая, то продукт списывается за счет себестоимости. Поэтому учет, расчет, анализ товарных потерь в торговле — это один из важнейших моментов. Он помогает грамотно выявить финансовые потери предприятия, оценить ущерб, понять, на каких точках происходят наибольшие расходы. И предотвратить это в будущем, а также служит базовой для бухгалтерской отчетности. Ведь всю списанную продукцию необходимо надлежащим образом оформить в структуре первичной документации. Некорректно построенные проводки не только станут основной для возможных ошибок стратегического и финансового планирования, но и базой для претензий со стороны налоговых органов.
Суть и понятие
Итак, начнем с основ. Что же это в принципе такое? Это утрата объекта. Причем она выражается в двух формах — качественной и количественной. Данное событие может в принципе наступить на любом этапе. От момента производства, упаковывания, доставки до стадии содержания на складе или расположении на полках уже в точках продаж.
Казалось бы, разницы нет, когда именно он был утрачен. Но на самом деле есть. Ведь само следствие случившегося выражается в денежном эквиваленте, т. е. сумма расходов и списаний с общего оборотного капитала. Строится она на фундаменте себестоимости ТМЦ. Но он варьируется в зависимости от этапа жизненного цикла.
Поэтому нормы списания потерь непродовольственных товаров при транспортировке — это одна статья, а при издержках ввиду продажи — другая. Ведь объекты уже были оприходованы, заняли место на складе, пользовались благами хранения. На них были потрачены силы супервайзеров и иных сотрудников, мерчандайзеры их выкладывали на полки. Ценность серьезно возросла за это время. Логично предположить, что наименьший ущерб будет нанесен при исчезновении на самом начальном этапе.
Соответственно, обязанность руководителя — построить стратегию таким образом, чтобы к моменту прохождения жизненного цикла шанс утраты максимально снижался. Но это весьма сложно, ведь чем дальше ТМЦ двигается по жизненному циклу, чем сильнее растет текущий срок использования, снижается общий диапазон годности. И это не оказывает сильного влияния на работу с непродовольственными покупками, а вот если речь о пищевой продукции, аспект становится крайне важным.
Какие бывают виды товарных потерь в магазине
В первую очередь принято использовать количественную и качественную характеристику. Многие ТМЦ за свой жизненный цикл могут разделяться на несколько объектов. И если при каком-то нюансе разделение произошло на меньшее количество исправных и годных частей, то это очевидно количественные утраты.
Вторая группа определяется по другому признаку — понижением того самого качества. Но оно также способно снижаться на некритичный или критический уровень. Это вызывает частичное или полное нивелирование ценности. Например, если томаты, направленные на реализацию, уже потеряли упругость и выглядят неприглядно — это частичное падение стоимости. Да, цена не изменилась, но очевидно, что не все захотят их покупать. Поэтому спрос упадет, часть партии будет не распродана. И за нее организация выручит меньше денег. А полная — это если томаты сгнили. И теперь по нормам их просто незаконно продавать. В этом случае за весь объем не получится выручить и рубля. Соответственно, снижение стоимости — полное.
Перейдем ко второму виду деления. Нормируемые и ненормируемые товарные потери — это две группы, которые не менее важны, чем те, что мы уже описали выше. Первая — это израсходование, которое укладывается в норматив предприятия. То есть, не превышает в ценовом эквиваленте заранее подготовленный денежный буфер в себестоимости и вполне подходит под типичные издержки. Обычно является натуральной или естественной убылью. А вот те, что сверх предписанного объема, уже способны нанести существенный ущерб финансовой устойчивости организации. Подобные проблемы возникают по разным причинам, например, крупная авария на автотрассе, в результате которой грузовик, доставляющий груз, перевернулся. И вся партия, соответственно, была уничтожена. Подобное сокращение бюджета чувствительно. Но ущерб зависит от того, какой процент от оборотного капитала составлял груз в ценовом эквиваленте себестоимости.
Количественные
Разбирая определение и порядок списания товарных потерь в магазине, начнем глубокий анализ именно с количественной категории. Она более простая и обычно менее опасна для капитала, при этом чаще всего относится к пищевым продуктам. Потеря в количестве — это вполне естественный процесс.
Если пришла крупная партия фруктов, то в результате, к примеру, усушки она потеряет 10% своего общего веса. Вместо заявленных 10 тонн у вас останется уже 9, и этот процесс никак нельзя предотвратить. Повлиять на темпы можно, но при этом с весьма средней эффективностью. Если сотрудники уронили коробку с соком, и он разлился — это тоже количественная убыль. И что приятно, даже если несколько упаковок уничтожено, все остальные своего качества не изменили. Чего не скажешь про нашу следующую группу.
Качественные
Здесь в основном играют роль химические, биологические и микробиологические факторы. Разберем виды и разновидности товарных потерь при хранении и реализации, причины возникновения в этом случае зачастую связаны с вредителями, неправильными условиями содержания или нарушением срока годности. То есть объект могли поесть мыши и грызуны, а также другие вредители, также различные бактерии, наличие которых не смогли предусмотреть. Обычно нарушение нормативов сказывается на качественной убыли. Например, неправильно выставленная температура в холодильниках. Или оборудование в принципе работало неисправно. Зачастую продукт утрачивает свои свойства из-за нарушения сроков. Правда, этот аспект легко предсказуем. Но неправильная логистика, ошибки в складировании всегда могут иметь место.
Поэтому важно выбирать грамотное оборудование для инвентаризации, которое не только легко исполняет задачу, но и не задействует множество человеческих ресурсов. Тогда процесс можно проводить чаще. Отличным вариантом станет предложение от «Клеверенс».
ПО от «Клеверенс» это:
Легкая интеграция в уже существующее программное обеспечение на предприятии.
Предложения как коробочного типа, так и индивидуальные.
Возможность проведения всего процесса инвентаризации силами всего одного сотрудника со смартфоном.
ПО с учетом новейших правок в российском законодательстве.
Итак, классификация товарных потерь нам стала немного яснее, двигаемся дальше.
Как минимизировать потери
Товар проходит долгий путь от производства до продажи покупателю. За время этого цикла с товаром могут произойти такие изменения, что его придется списать. Расскажем, что такое товарные потери, как их списать и как предотвратить финансовый ущерб.
- Что это значит
- Какие бывают
- Как выявить
- Как списать
- Как предотвратить
Что это значит
Товарные потери — это утрата качественных или количественных характеристик товара. Они приносят материальный ущерб. Товарные потери могут возникнуть как при производстве, так и во время того, как товар упаковывали, везли на склад или раскладывали на полках. Например, овощи испортились за время транспортировки или в момент реализации, пока лежали на полке магазина.
Необходимо продумать жизненный цикл товаров так, чтобы товарных потерь было как можно меньше от этапа производства до реализации.
От того, на каком этапе «жизни» товара произошла утрата характеристик, зависит сумма списания. Например, если товар стал непригодным на этапе производства, финансовый ущерб будет меньше, чем если товар уже полежал на складе или на полке в магазине. На его хранение вы уже потратили ресурсы: оприходовали, заняли место на складе, потратили рабочее время сотрудников. Ценность товара за это время выросла, и списывать его придется по более дорогой стоимости.
Какие бывают
Мы определили, что товар может потерять количественные или качественные характеристики. На примерах разберем эти виды потерь.
Количественные
Товара становится меньше в количестве, но его качество не теряется. Допустим, вы заказали у поставщика две тонны огурцов. Во время транспортировки может произойти естественная усушка, и вместо двух тонн вы получите, например, полторы. Масса товара уменьшилась из-за неизбежных естественных причин, но качество осталось хорошим.
Еще к естественным потерям можно отнести усушку рыбы в пивном магазине. Продавать ее долго — невыгодно, она теряет в весе.
Другой пример количественных потерь: продавец выставлял на полку стеклянные бутылки с лимонадом, случайно разбил одну. Эту бутылку придется списать, а остальные из этой партии своего качества не изменили.
Количественные потери могут произойти при подготовке к реализации. Например, на производстве часть печенья может раскрошиться, или с кондитерских изделий может отпасть обсыпка.
Качественные
Товар теряет качество из-за физических, биологических, химических процессов. Портится товар из-за того, что его неправильно хранили, нарушили целостность упаковки, не соблюдали технологию в процессе производства, или у товара истек срок годности.
Например, выставили неправильную температуру в холодильнике для хранения или холодильник работает неисправно. У продукта мог истечь срок годности из-за неправильных сроков доставки или ошибок на складе, когда товар вовремя не выставили на продажу.
Как выявить
Товарные потери проще всего выявлять, когда проводите инвентаризацию. Так вы найдете товары, у которых вышел срок годности, повредилась упаковка или которые испортились из-за неправильного хранения. Их нужно списать и утилизировать.
В процессе инвентаризации количество товаров сравните с остатками в учетной системе. Расхождения внесите в ведомость учета результатов инвентаризации. С помощью ведомости вы сможете изменить данные в системе, взыскать убытки с тех, кто в них виноват. Затем спишите недостачу и сделайте выводы, как минимизировать финансовый ущерб в будущем.
Как списать
Товарные потери бывают:
- Нормируемые: это естественные потери, когда уменьшается вес или объем из-за усушки, вымораживания, разлива. Списывайте их как издержки обращения — на основании норм естественной убыли. Рассчитывайте потери по каждому типу продукции отдельно.
- Ненормируемые: это потери из-за неправильного хранения, краж или неаккуратности работников, например, порча или бой тары. Возмещает убытки виновное лицо, если его удалось выявить: например, сотрудники вашей компании, транспортная организация, если недостача случилась при неправильной перевозке. Еще можно списывать потери за счет прибыли компании.
Потери, которые возникают при перевозке товара, можно отнести на затраты вашей компании только в пределах норм естественной убыли. Если убытки сверх нормы, взыскивайте с транспортной организации.
При списании на затраты ориентируйтесь на пределы норм естественной убыли, проверяйте их в законодательных документах в зависимости от вида продукции (например, Приказ Минсельхоза РФ № 395 от 16.08.2007, Приказ Минпромторга № 252 от 01.03.2013 и другие). Списание на затраты сделать нельзя, если наименования продукции нет в нормативных актах.
Вот как списывают товарные потери:
- Члены инвентаризационной комиссии составляют акт, где описывают, почему товар испорчен, указывают нормы естественной убыли для этого вида товара, сумму недостачи. Уточняют, вписываются ли товарные потери в рамки естественной убыли товара. Если показатели выходят за ее пределы — определяют лиц, которых считают виновными в убытках.
- Если виновником признают поставщика или транспортную организацию — составляют письменную претензию. Если виноваты сотрудники вашей компании — назначают комиссию, которая уточняет вину каждого и все обстоятельства. Виновные несут ответственность за порчу товара и возмещают стоимость.
Разграничивайте наличие и отсутствие умысла при порче товара. Если товар не случайно повредили, а украли, придется обратиться к Уголовному кодексу РФ, а когда найдете виновных — выставить претензии в суде.
Как предотвратить
Вот несколько советов, как минимизировать товарные потери.
Если понимаете, что товара осталось еще много, а срок годности заканчивается, сделайте на этот продукт акцию.
За сроками хранения поможет следить учетная система. Например, в Маркете можно указывать сроки хранения, а система не даст про них забыть и предупредит, что они подходят к концу.
Установите камеры видеонаблюдения, чтобы следить за работой сотрудников и предотвратить кражи.
Контролируйте, чтобы товар хранился в правильных условиях.
Своевременно проводите инвентаризацию. Она поможет выявить и недобросовестность сотрудников, и проблемы с хранением товаров, а еще вы поймете, какие продукты стоит заказывать в меньшем количестве, если не успеваете их распродать до конца срока годности.
Экономьте время на учете товаров
Автоматизируйте приемку, инвентаризацию и сверку остатков с помощью Контур.Маркета. Попробуйте бесплатно 14 дней
Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)
Кожевникова, Е. Ю. Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети) / Е. Ю. Кожевникова, М. Б. Ребезов, А. Е. Кожемякина, В. В. Нагибина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 317-321. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6819/ (дата обращения: 17.10.2022).
Одной из проблем торговых сетей, которая может стать главной для розничной торговли в ближайшие годы и даже десятилетия, является борьба с потерями. С увеличением доли магазинов самообслуживания, укрупнением торговых предприятий, ростом штата и усложнением организационной структуры торговых предприятий — проблема потерь вышла на первые места. По статистике западноевропейской торговли сумма потерь сопоставима с 50 % прибыли предприятий розничной торговли от осуществления торговой деятельности [1]. Потери по своей сути можно разделить на две очень большие группы: Известные и неизвестные (см. рис.1).
Рис. 1. Виды потерь
Рассмотрим подробно известные потери. Известные потери — это потери, вызванные частичной либо полной утратой количественных или качественных характеристик товара в натуральном выражении, которые можно проконтролировать в единицу времени. К известным потерям можно отнести — списания просроченной продукции, списания некачественной продукции, потери на усушку, раструску, распыл, раскрошку продукции и т. д. В соответствии с западноевропейской и американской статистикой выявленные (известные) потери составляют 41 % от общего объема потерь. В России есть нормы естественной убыли, на которые еще ориентируются в своей работе магазины. Но были они разработаны не просто давно, а совершенно в другой ситуации ведения бизнеса и являются лишь каким-то сторонним ориентиром, а не цифрами, отражающими реальное положение дел [1].
Как бороться с таким количеством потерь? В первую очередь необходимо проанализировать в каких товарных группах и в каком соотношении проявляется динамика по известным потерям. Далее выявить причины известных потерь и разработать план мероприятий по их предотвращению. Хорошо продуманная программа предотвращения потерь — это не просто план, обеспечивающий безопасность работы магазина, а часть повседневной деятельности [2].
Предотвращение потерь — это рычаг, который обеспечит выполнение целевых показателей и планов по выполнению главной цели — прибыли. Анализируя результаты инвентаризаций в магазинах одной из крупных торговых сетей Уральского федерального округа мы наблюдаем динамику по потерям за 2011 год в разрезе регионов (рис.2):
Рис. 2. Динамика потерь за 2011г УРФО в разрезе регионов.
При региональном анализе потерь (известные и неизвестные), представленных на рисунках 3, 4, 5 мы видим, как меняются линии тренда в течение 2011 года:
Рис. 3. Динамика потерь за 2011 г. Пермь.
Рис. 4. Динамика потерь за 2011 г. Екатеринбург
Рис. 5. Динамика потерь за 2011 г. Челябинск
Так как речь идет об известных потерях, нас интересует именно линия тренда по списаниям. В течении года показатель по списаниям стремительно идет вниз. Основные причины известных потерь — списания по сроку годности, списания по бою, порче, списания по предпродажной подготовке (см. рис.6).
Рис. 6. Потери в разрезе причин за 2011 г.
Далее рассмотрим динамику товарообразующих групп в %, которая представлена в таблице 1.
Предотвращение потерь в розничной торговле
Среднее время чтения — 19 мин. 38 сек. Обновлено 16.10.2022.
Нелегка жизнь владельца магазина. Он словно зажат между чиновничьим мздоимством сверху и народной стихией снизу. А товары, и без того имеющие склонность портиться, биться и пропадать, являются к тому же объектом воровства.
В наш век, когда роль красивых, наукообразных терминов велика, как никогда, всему нехорошему, что может случиться с товарами, имеется обтекаемое и политкорректное название: "потери в торговле". Попробуем разобраться, что это за потери, и как их избежать.
Итак, предмет нашего рассмотрения – товарные потери в торговле. Это совокупность всех способов, которыми товары могут выйти из оборота, пропасть, исчезнуть, "не дожив" до реализации. Или повредиться, утратить лишь часть своей стоимости.
Мысленно придя на помощь владельцу торгового бизнеса, мы посмотрим, как современная техника позволяет бороться с потерями товаров в торговле. Именно она, техника – источник оптимизма в данном вопросе. Ведь способы исчезновения товаров меняются со временем медленно, а техника развивается быстро.
"Была жара. "
Простейшие виды товарных потерь в торговле связаны не со злым умыслом, а с людской халатностью или даже с неудачным стечением обстоятельств. Это порча продуктов в дороге или при хранении, повреждение упаковки и другие подобные казусы. Как же с этим бороться?
В современном мире немалое распространение получили сигнальные устройства, индикаторы и пломбы, которые однозначно указывают, сохранился ли товар в неприкосновенности. Это небольшие изделия, легко добавляемые не только в контейнер, но и в коробку, мешок и иную упаковку. Индикатор необратимо меняет цвет, если то, о чём он должен сообщить, с товаром случилось.
Например, специальный индикатор температуры позволит получателю продукта, перевозимого в замороженном виде, убедиться, что этот продукт не подвергся негативному воздействию повышенной температуры. Если же объект транспортировки из-за разгильдяйства поставщика провёл какое-то время в тепле, индикатор необратимо изменит свой цвет. Вторичная заморозка не поможет – всё станет известно получателю, едва лишь он взглянет на индикатор.
Другие виды индикаторов столь же добросовестно просигнализируют, если товар по дороге ударили, или если его кантовали, когда это строжайше запрещено. Пломба даст гарантию, что контейнер в пути не вскрыли. Подобный контроль быстро дисциплинирует поставщиков, учит их при обращении с товарами следовать инструкциям. Инвестиции в небольшие, малозаметные предметы – индикаторы и пломбы – успешно окупаются.
Испарение из накладной
К вышеописанной разновидности потерь примыкает другая, уже более изощрённая и вполне связанная с чьей-то недобросовестностью. Это мошенничество поставщиков и транспортных организаций, выражающееся в подмене видов поставляемых товаров, недопоставках, обсчёте и т.д.
Логически данный вид потерь отличается от всех остальных, поскольку здесь наблюдается взаимодействие двух организаций – поставщика и получателя, либо трёх, если в дело вовлечены и транспортники. И потому причины махинаций могут скрываться в двух местах – получателя старается обмануть либо поставщик, либо отдельные работники компании поставщика. В последнем случае они фактически действуют и против своей компании, так как подрывают её репутацию. Словом, мошенники противостоят всем участникам цепочки, и они – в меньшинстве, силы неравны.
Если же в роли мошенника выступает сама компания-поставщик, то это, как правило, не может продолжаться долго. Рано или поздно торговое предприятие просто поменяет недобросовестного поставщика или транспортную организацию.
Кто ворует
Но вот товар прибыл в магазин и разложен по полкам. В зал входят покупатели. Их не поменяешь, как поставщика. Люди, склонные к тому, чтобы что-то украсть, составляют среди них определённую долю, и влиять на этот показатель магазин не в силах. Зато он может с помощью современной техники пресечь их злонамеренные действия.
И по объёмам, и по тяжести проблемы воровство – на первом месте. Любой учёт товарных потерь в торговле уверенно приписывает ему порядка 80% всех убытков. Разные источники статистических данных расходятся лишь в вопросе о том, кто ворует больше – работники торговли или покупатели. В любом случае, ясно, что и те, и другие стараются не отставать.
Общая картина разворовывания всего, что есть в магазине, сложна и многообразна. Из подсобок и складских помещений товары могут выносить грузчики и подсобные рабочие, реже продавцы. Чёрный ход спокойнее главного, в пустую коробку, выносимую на мусоросборник, можно что-нибудь положить, многие товары прекрасно выносят перекидывание через забор – из таких утверждений складывается азбука товарных потерь в торговле.
Туда же, к чёрному входу в магазин, ночью могут явиться обыкновенные грабители. В их поведении не будет ничего оригинального – магазин в этом смысле не отличается от любого другого объекта, где есть материальные ценности. Если охрана слаба, отлучилась или её вообще нет, они придут, взломают замки, возьмут, что надо, и уйдут.
Ещё больше возможности присвоить себе часть товара – у продавцов. В маленьком магазине тихая, уединённая обстановка в немалой степени способствует этому. В супермаркетах продавцам соответствуют работники торговых залов, действовать которым помогает относительная свобода передвижения и хорошее знание того, где что лежит.
Богатейший источник потерь товаров в торговле – покупатели. Их век наступил с переходом значительной части розничной торговли на формат супермаркета, с огромными залами самообслуживания, в которых выложены все товары, в том числе достаточно мелкие.
Особенность контингента покупателей-похитителей – в том, что, помимо профессиональных воров, для которых кражи – это выбранный ими способ заработать себе на жизнь, здесь велика роль любителей. Таким ласковым словом называются в данном случае те, кто ворует из интереса, жажды приключений, желания доказать себе или кому-то свою способность к подобным действиям. К ним примыкают граждане, для которых воровство – это своего рода болезнь. Любителя легче выявить, но, если он пойман, разбираться с ним сложнее. Кроме того, демонстрируя своё умение отлавливать воров, предприятие торговли может легко отвадить профессионалов, но вряд ли – любителей.
В супермаркете для вора главное – пройти через кассу. И он часто даже не подозревает, что там, за кассовым аппаратом, может сидеть такой же похититель, источник бедствий для собственного работодателя. Главное отличие состоит здесь в том, что махинации на кассе требуют определённого уровня интеллекта, если это слово вообще применимо к вору.
А ещё в торговом предприятии есть администраторы и прочие управленцы. Пока бизнес был маленьким, хозяин магазина брал на эти должности своих друзей. Да и с ними могло быть не всё гладко. Фирма выросла – и на руководящие должности приходят люди со стороны, среди которых тоже могут быть нечистоплотные. Разумеется, администратор не суёт бутыль с дорогим коньяком за пазуху. Его стихия – накладные и ведомости, а если он и ворует товары, то мелкооптовыми партиями.
Здесь время сказать пару слов о сговоре между вышеперечисленными категориями злоумышленников. В преступные группы они могут объединяться как в пределах одного вида, так и "между видами". Пример "внутривидового" союза – группа псевдопокупателей: один отвлекает охранников, пока другой совершает хищение и передаёт добычу третьему. Сговор представителей разных видов похитителей наблюдается, когда вор-покупатель проходит через кассу, за которой сидит его сообщник. Один из самых опасных альянсов – "кассир плюс администратор".
Контроль доступа и охранная сигнализация
Завершим это беглое перечисление категорий воров и их приёмов, чтобы поговорить, наконец, о мерах по борьбе с ними. Там, в подсобных помещениях, с которых мы начали свой мысленный обзор торгового предприятия, помогает внедрение современного контроля доступа. При его наличии работник магазина входит в определённое помещение только с помощью карточки доступа, и каждый проход через дверь автоматически записывается в электронном журнале системы, с указанием времени. Работника это дисциплинирует, заставляет помнить о том, что его перемещение по магазину фиксируется. А те сотрудники подсобки, которым в данную комнату заходить не нужно, попасть в неё не смогут, благодаря чему ответственность за товар отчасти персонифицируется.
Как и весь магазин, подсобки должны быть оснащены системой охранной сигнализации. В ночное время она предотвратит возможное проникновение похитителей в охраняемые помещения. Важным в этом случае является всё, что связано с вопросом реагирования на сигнал тревоги: кто получит этот сигнал, через сколько времени он успеет прибыть на место происшествия, как будет действовать, чтобы задержать или хотя бы "отогнать" нарушителей. На все эти вопросы у владельца магазина и его службы безопасности должен иметься ответ, иначе деньги, вложенные в систему охраны, могут оказаться потраченными зря.
Последнее утверждение относится ко всякой технологии безопасности. Любая защитная система работает не сама по себе, а только как часть комплексного подхода, предполагающего систему организационных мер. За этими словами, звучащими как отрывок из речи прожжённого бюрократа, скрываются очень важные вещи. Что будет с вором после того, как хорошая и надёжная система обнаружит его и покажет нам? Кто и какими средствами задержит злоумышленника? Понесёт ли вор наказание и какое?
Здесь следует отметить, что в рассматриваемом нами случае поимка вора – это составная часть работы по предотвращению потерь в розничной торговле. И потому наиболее типичный, экономически оправданный и юридически не слишком хлопотный вариант – отпустить вора на все четыре стороны. При этом у охраны магазина останется лишь его чёткое фото и наказ больше не пускать этого человека или внимательно следить за ним, если он всё же пройдёт в торговый зал. Фактически, это лишь отражение того факта, что, внедряя эффективные системы безопасности, магазин ни в коем случае не искореняет воров как явление, а просто отталкивает их от себя, после чего они идут. в другие магазины.
Противокражные системы
Если работник магазина приворовывает, то у администрации есть масса времени, чтобы его поймать. Ей нужно лишь анализировать его действия, точнее, просто задумываться иногда о каких-то особенностях поведения своих работников, в том числе сопоставлять между собой данные из системы контроля доступа, если она есть. С покупателем ситуация иная. Если он крадёт, то его можно ловить только сразу.
Поэтому торговый зал супермаркета оснащают противокражными системами. На выходе из торгового зала ставятся антенна и приёмник, образующие "ворота". На каждую единицу товара наклеивается метка, которая вносит искажение в сигнал, передаваемый из антенны в приёмник и, таким образом, считывается. Кассир при получении денег ручным сканером дезактивирует метку, после чего она детектируется противокражной системой как метка проданного товара, имеющего право покинуть магазин. Появление в зоне действия противокражной системы метки, не прошедшей дезактивацию, вызывает сигнал тревоги. Часто в таких системах одна антенна служит и передатчиком, и приёмником.
Название данной технологии – EAS, от английского Electronic Article Surveillance – "электронное обнаружение предмета". На самом деле, это множество разных технологий и принципов работы – радиочастотный, электромагнитный, акустомагнитный, радиомагнитный. У каждого есть свои преимущества и недостатки.
Более сложной и многообещающей является технология радиочастотной идентификации – RFID. Она также построена на использовании меток, однако такая метка состоит из антенны и микросхемы. В микросхеме может быть записана самая разная информация о товаре. Поэтому с помощью RFID-меток можно вести учёт товаров при транспортировке, хранении и обработке в магазине. Более того, данная технология позволяет при оплате товара не дезактивировать метку, а просто менять её статус на "куплено". В таком случае даже после выхода покупателя из магазина метка может продолжить свою жизнь, по-прежнему являясь идентификатором товара. В дальнейшем её можно использовать, например при возврате товаров или для подтверждения срока гарантии на оборудование.
Основные слабые места противокражных систем EAS и RFID связаны со способностью покупателей отрывать метки прямо в зале или просто портить их, а также заворачивать выносимые товары в фольгу или выскальзывать из торгового зала, минуя противокражные ворота. Именно поэтому такой способ борьбы с потерями в розничной торговле, является по-своему несовершенным. Подлинную защиту от воровства может обеспечить только видеонаблюдение.
Видеонаблюдение
Несомненно, видеонаблюдение играет наибольшую роль среди всех технологий безопасности, потому что зрение – самый важный из наших органов чувств. Один-единственный человек, выполняющий функцию оператора системы видеонаблюдения, может потенциально держать под видеоконтролем целый крупный магазин, имея перед собой изображение с десятков камер, расставленных повсюду в большом здании. И хотя при этом оператор сможет одновременно сосредоточиться лишь на изображении от двух-трёх камер, да и то на непродолжительное время, по своей способности наблюдать он превосходит сразу несколько охранников, циркулирующих среди покупателей. Кроме того, любому, кто находится в поле зрения какой-либо из этих камер, будет абсолютно неведомо, не следит ли оператор в данный момент именно за ним.
В итоге видеонаблюдение позволяет взять под контроль и подсобные помещения, и склад, и место разгрузки транспорта, и прилегающую к магазину территорию, и, главное, торговый зал. Число камер, их тип и расположение, взаимная ориентация зон, просматриваемых каждой камерой зависят от многих факторов. Это и специфика торгового предприятия, и предпочтения заказчика, и воззрения проектировщика относительно способов решения тех или иных задач. При всём многообразии подходов к видеоконтролю в торговом бизнесе, имеются и правила, красной нитью проходящие через большинство проектов.
Одно из них – расположение камер на высоте, заметно превышающей человеческий рост. Оно даёт ракурс, задолго до появления видеонаблюдения получивший в русском языке характеристику "как на ладони". Другой важный момент – одна камера, снимающая крупным планом то место, где оказываются все покупатели – как правило, это вход. С неё всё обязательно должно писаться в архив. Это – постоянно пополняемая портретная галерея всех, кто побывал в магазине, с точным указанием времени прихода. Если пришедший позже чем-то "отличится" в зале или на кассах, служба безопасности магазина найдёт чёткое изображения его лица в записи, отмотав её назад.
Даже подвесив над залом "супергипермегапиксельную" камеру, мы оставим вору, орудующему среди прилавков, возможность прикрываться от неё телами других покупателей. Да и ряды самих прилавков с бесчисленными полками отнюдь не создают пространства, пригодного для "простреливания" камерой. Иными словами, "слепых зон" могло не быть только в магазинах с пустыми полками из времён жёсткого советского дефицита. А потому предпочтительно, чтобы расположение камер в магазине было не слишком заметным и не слишком незаметным – тогда у потенциального вора будет поддерживаться ощущение, что он видит не все камеры, но, в то же время, он заметит, что видеонаблюдение в магазине имеется.
Контроль кассовых операций
В значительной степени защитив торговый зал и другие помещения магазина, видеонаблюдение, тем не менее, само по себе не поможет магазину бороться с недобросовестными кассирами. Действия кассира, работающего честно, и кассира, который в данный момент обкрадывает своего работодателя, внешне выглядят одинаково. Список махинаций, которые возможны на кассе, велик и многообразен, но все они полностью вплетены в рутинную последовательность работы кассира, поскольку основаны на некорректном использовании разрешённых ему операций.
Примеры махинаций, совершаемых за счёт магазина, – непробитие чека или его аннулирование сразу после ухода покупателя, кража сдачи, принятие денег за дорогой товар с заменой его в чеке на более дешёвый. В других случаях кассир обкрадывает покупателя – например, это может быть элементарный обсчёт. Многие нечестные приёмы применяются с использованием сообщника, выступающего в роли обычного покупателя. Таковы непробитие товара и неправомерное использование скидки. Фиктивный возврат товара – пример трюка, который кассир может совершать как с сообщником, так и в одиночку. В первом случае "возвращённый" товар забирает псевдопокупатель, во втором – сам кассир.
Для борьбы с подобными приёмами служат системы контроля кассовых операций. Их работа основана на интеграции видеонаблюдения с кассовыми операциями. В число последних входят транзакции, которые отображаются в чеке, а также другие события, например открытие кассы. Всё видеоизображение, помещаемое в архив, система синхронизирует с данными из чеков и с другими событиями в кассе. При просмотре этого видеоизображения данные из чека могут накладываться на него в виде титров.
Службе безопасности магазина, которая стремится выявить махинации кассира, достаточно сравнить его физические действия, запечатлённые на видеоизображении, с тем, что он в этот момент пробивал в чеке. Например, если чек не пробит, а на записи видно, что покупатель ушёл с товаром, то ясно, что это – преступный сговор.
Чтобы "напасть на след" ворующего кассира, служба безопасности магазина может применять поиск по чековым транзакциям, а также изучать статистику таких транзакций, собираемую системой. На этом этапе выявляются кассиры, которые чаще других совершают определённую операцию. Далее следует просмотр отдельных фрагментов с этими операциями, найденных в архиве, и, чаще всего, небыстрое, но неизбежное выявление тех, кто данную операцию "оседлал" с корыстным умыслом.
Выше мы уже отмечали особую опасность сговора между администратором и кассиром. Не всякий учёт товарных потерь в торговле способен адекватно выявить напрямую тот ущерб, который могут регулярно наносить своему работодателю два-три недобросовестных человека на этих должностях, действуя вместе. Однако контроль кассовых операций и в этом случае оказывается на высоте.
Важно отметить, что в крупном магазине работу с подобной системой следует поручать отдельному человеку. Точнее говоря, кто-то в администрации или в службе безопасности магазина должен вести всю аналитическую работу по выявлению каналов утечки материальных ценностей. Именно ему предстоит иметь дело и с контролем кассовых операций. Во многих крупных магазинах подобный человек так и называется – специалист по борьбе с потерями.
Таким образом, контроль кассовых операций приносит владельцу магазина избавление от нечистых на руку людей, которые могут проникнуть в его штат в качестве кассиров. Это наиболее совершенный и целенаправленный способ предотвращения потерь в розничной торговле, который совсем не случайно оказался последним в нашем беглом обзоре – он располагается на вершине всей иерархии систем безопасности для борьбы с потерями в торговле. Связана такая особая роль контроля кассовых операций с тем, что он основан на интеграции разных технологий, и, что ещё важнее, с тем, что он нацелен на борьбу с недобросовестными людьми, работающими внутри самой организации. А такие люди, как давно уже согласились практически все специалисты, – главный источник угроз, и далеко не только в торговле.
Профессиональный подход
Итак, спектр технических средств, позволяющих бороться с потерями в розничной торговле, достаточно широк. Несомненно, торговое предприятие, планирующее шаги по защите от потерь, должно работать сразу со всем этим спектром. Даже если оно собирается добавить или обновить одну систему безопасности, следует иметь в виду её взаимосвязь как со всеми существующими системами, так и с теми, которые могут появиться у предприятия в будущем. И такая взаимосвязь, и само внедрение любой из вышеперечисленных систем безопасности требует специальных знаний и опыта.
Неправильно внедрённая технология защиты не только не поможет в борьбе с потерями, но и сама станет источником потерь – в таковые превратятся средства, отпущенные на её закупку, установку и последующее содержание. Только профессиональный подход к безопасности даёт гарантию от такого сценария.
Примером высокого профессионализма и тщательно аккумулированного опыта является команда специалистов из компании "Видеоглаз". Компания занимается многими видами работ в сфере безопасности, в том числе проектированием, установкой и обслуживанием систем видеонаблюдения, контроля доступа и охранной сигнализации, а также интегрированных систем безопасности. В послужном списке компании – множество успешных проектов в сфере розничной торговли. В частности, "Видеоглаз" занимает в России лидирующие позиции в построении систем контроля кассовых операций.
Системный, грамотный подход к защите от потерь позволит торговому предприятию сохранить и приумножить свой бизнес.