SAM-решения — полный порядок в IT-инфраструктуре
Чем дальше мы уходим в XXI век, тем интенсивнее становятся процессы нарастания информационного поля и технической инфраструктуры. Если буквально 5-7 лет назад многие задачи в компаниях решались по старинке и даже в крупных организация можно было встретить «амбарные книги», то сегодня автоматизация проникла во все сферы: от службы персонала до отдела производства. Как только принимается решение об автоматизации какого бы то ни было процесса (выбора CRM, корпоративного портала, системы документооборота, биллинговой системы или решения для комплексной автоматизации), даже беглый взгляд в поисковую систему и обращение к профильным сайтам вызывает панику. И это закономерно: вместе с проблемой выбора возникает ряд вопросов, без решения которых автоматизация сведется к самому страшному финалу — развёрнутое за серьёзные деньги программное обеспечение станет нефункционирующим балластом, а процессы останутся за пределами автоматизации.
Кто не рискует, тот.
… правильно поступает. Корпоративная сфера — не лучшее место для рисков. А они обязательно возникают в ходе внедрения любого программного обеспечения. Вот лишь небольшой перечень рисков, с которыми сталкивается бизнес любого уровня.
- Перед внедрением не проводится внутренний аудит бизнес-процессов и не собираются потребности. Этот риск влечет за собой множество проблем, одна из которых — подбор абсолютно неподходящего программного обеспечения, выбранного либо по мнению узкого числа сотрудников, либо под давлением маркетинговой активности производителя.
– этап сбора требований и создания технического задания — непрофессиональная работа сводит на нет попытки технических специалистов создать унифицированный документ. К тому же, всегда возникает определённое непонимание между специалистами ввиду специфики деятельности.
– этап адаптации технических специалистов к новой IT-инфраструктуре.
– этап обучения, на котором одновременно формируется и центр экспертизы, и первичное знание о внедрённом программном обеспечении сотрудников.
Не сами, а SAM
Описанных рисков легко избежать, если обратиться к профессионалам, основная задача которых не просто внедрение программного обеспечения, но и комплексное управление IT-активами компании. В последнее время всё больше набирает популярность тренд использования SAM (Software Asset Management) – комплексной услуги управления софтверными активами компании на протяжении практически всего жизненного цикла: от выбора до управления и окончания потребности в выбранном программном обеспечении. Это безопасная, независимая профильная услуга, которая оказывается экспертами сторонней организации (например, Softline) и нацелена на решение проблем клиента в максимально сжатые сроки.
Почему стоит выбрать SAM?
- Независимость обеспечит чистоту и адекватность прохождения процесса управления программным обеспечением.
Познакомимся поближе. Структура SAM-проекта
Как и любой процесс, процессы управления программными акьивами включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов, каждый из которых нацелен на достижение профессионального результата и призван облегчить работу с программными активами компании.
- Выбор средства инвентаризации. Эксперты компании Softline, осуществляющей проекты SAM, владеют большим арсеналом технических средств и помогут подобрать наилучший инструмент инвентаризации с учётом особенностей именно вашего бизнеса. А если у вас уже есть средства, которые могут быть использованы для инвентаризации (например, Microsoft System Center), то мы применим именно их с максимальной эффективностью.
Почему SAM любят владельцы бизнеса и IT-специалисты?
Понимание актуальной потребности в лицензиях программного обеспечения и рациональное использование лицензий. Нередко многие лицензии ПО в компании простаивают, потому что сотрудники используют программы время от времени или же используют только в офисе при том, что 90% рабочего времени находятся «в полях». Эта проблема решается с помощью специальных решений, например, приобретения конкурентной лицензии (по подключениям), позволяющей использовать программу совместно, разделённо во времени, но безопасно. Кроме того, эксперт поможет сориентироваться среди массы предложений вендоров и выбрать оптимальный вариант.
Точный компетентный расчёт цен. Ни один штатный технический директор и тем более системный администратор не сможет рассчитать точную стоимость проекта, с учётом акций и спецпредложений вендоров. Равно как и финансовый директор не справится с вопросом выбора ПО. Эксперт же сможет соединить эти знания и предоставить максимально выгодный обоснованный расчёт.
Документальное подтверждение лицензионной чистоты. Особенно важный момент в рамках современного законодательства и регулярных проверок.
Консалтинг в отношении IT-стратегии и обоснование целесообразности внедрения ПО. Эксперты помогают подбирать ПО исходя из реальных потребностей и возможностей бизнеса. Иногда необходимость автоматизации кажется неочевидной, однако внедрение специализированного программного обеспечения освобождает ценные ресурсы.
Контроль сотрудников. Система SAM предусматривает комплексный анализ рабочих станций сотрудников во избежание нерационального и нецелевого использования рабочего времени, а также технических ресурсов компании.
To SAM up!
SAM сравнительно недавно появился в России и уже успел обрасти мифами, такими как: он небезопасен, такой проект легко внедрить силами своих работников, в конце концов, это долго и сложно. Наша задача — не развеивать мифы, а доказывать эффективность проектов своей работой, однако стоит сказать, что:
- во-первых, любые утечки информации о ПО исключены, все договоренности закрепляются соглашением о неразглашении, обеспечивающим конфиденциальность;
Более подробно узнать про SAM (решения, реализованные проекты и так далее) можно на сайте Softline.
SAM: как правильно управлять программными активами
Управление программными активами раньше сводилось к инвентаризации ПО и соблюдению лицензионных соглашений. Сейчас же, по мере развития ИТ, преображаются и SAM-проекты. В том, как они помогают стратегическому планированию, учитывают ли стоящие перед компаниями бизнес-задачи и меняются ли с появлением облаков, помогал разбираться заместитель директора департамента бизнес-консалтинга Softline Илья Панкратов.
Содержание
Что такое SAM-проект
SAM (Software Asset Management — управление программными активами) — комплекс мер, необходимых для эффективного контроля за ПО, которые использует компания. Изначально SAM-проекты были направлены на соответствие юридическим требованиям и отказ от нелицензионного программного обеспечения. По мере развития ИТ роль SAM резко возросла. Если раньше основным двигателем были риски, то сейчас главная мотивация — ценность бизнеса, решение бизнес- и стратегических задач.
Почему проекты по управлению программными активами набирают актуальность
SAM-проекты развиваются вместе с ИТ. Они помогают решать сразу несколько ключевых для бизнеса вопросов. Парк ПО прямо влияет на управление компанией. Для того, чтобы принимать продуманные бизнес-решения, необходимо обладать максимально полной и достоверной информацией. SAM помогает вносить коррективы в стратегию развития, решать бизнес-задачи и учитывать риски. Это справедливо как для больших компаний, так и для предприятий среднего и малого бизнеса.
Эксперты отмечают, что достоверная информация об имеющихся программных активах дает понимание стратегии экономии: за счет каких информационных систем, проектов или подразделений можно оптимизировать затраты. Кроме того, полная информация об установленном ПО и тенденциях его использования может помочь, например, распределить плату за софт по конкретным бизнес-единицам (департаментам), которые чаще или полнее его используют.
Как облака изменили SAM?
Облачные технологии прямо сказались на принципах проведения SAM-проектов. Поменялись сами подходы, потому что теперь нужно учитывать много новых аспектов. Когда рассматривают актуальность перехода в облака, изучают выгодность использования облаков, оправданность и окупаемость инвестиций, сценарии перехода. Это если стоит вопрос о переходе.
Если же облака уже используются в компании, то встает вопрос контроля и управления активами. Финансовые темы тоже всплывают. Они зависят от конкретных критериев, например, доступа к облачным ресурсам, объемов их использования (и, соответственно, величин оплаты). Поэтому финансовая часть SAM изменилась от простого пересчета стоимости софта к попыткам построения гибкой и динамичной модели.
Изменили облака и сферу информационной безопасности. Управление активами связано с ролевыми моделями использования ПО: у кого какие права доступа. Важен вопрос расположения данных. Но не стоит забывать и о банальном лицензировании, так как отсутствие контроля — тоже проблема для ИБ.
В целом же, развитие технологий привело к появлению в профильном ПО для проведения SAM-проектов дополнительных модулей, которые закрывают новые облачные направления.
Каким компаниям нужны SAM-проекты
SAM в последнее время стал популярен в среднем и малом бизнесе. Компании из этого сегмента обычно начинают разбор завалов с оптимизации парка ПО, не переходя к профильным решениям от крупных вендоров. В СМБ все чаще задумываются: как покупать то, что нужно, делать это оптимальным способом и как оценивать материальные активы.
Пример — группа компаний «Клён», для которой Softline провел обзор программных активов на 530 ПК и 80 серверах. После этого были даны рекомендации по консолидации нагрузок на оборудование и использованию таких вариантов лицензирования, которые обеспечивали бы максимальную виртуализацию. Это дает возможность снизить затраты на программно-аппаратное обеспечение, инженерную инфраструктуру и электроэнергию примерно на 30%. Эффективность работы персонала и топ-менеджмента при этом повышается на 20-40%. Бонусом — достижение необходимой производительности и масштабируемости серверов и дисковых подсистем в любой момент времени. Если говорить о срезе по отраслям, то интерес к SAM сохраняют и крупные компании, например, банки, ритейл и промышленные корпорации.
Вне зависимости от величины бизнеса, стоит понимать, что реализовать SAM-проект самостоятельно будет проблематично. Хотя в любом случае стоит провести некоторую подготовительную работу, которая пригодится экспертам интегратора. Например, озаботиться инвентаризацией, определить объемы и направления финансовых трат на программные активы.
Как реализовать SAM-проект: выбор партнера, основные подходы, этапы, стоимость
Первый этап — постановка задачи. Бизнесу и компании-интегратору нужно определить болевые точки, понять, что сейчас не в порядке или хотелось бы исправить. Эта задача напрямую связана со стратегией развития компания и зависит от конкретных планов. Например, может готовиться ввод новых магазинов в сети, стандартизация софта на географически распределенном предприятии, оценка стоимости компании или сделка по слиянию.
Второй этап — сбор данных, в том числе — инвентаризация, которая помогает понять, какое ПО имеется в наличии и для чего используется. Этот этап можно (и нужно) автоматизировать с помощью SAM-решений.
Третий этап — сбор данных о закупках: контракты, лицензии, любые документы, связанные с получением доступа к личным кабинетам вендоров. Здесь же просматриваются юридические и финансовые документы. Проводится лицензионный анализ, который готовит почву для технической и контрактной оптимизации. Этот процесс можно также частично автоматизировать.
Стоимость проекта зависит от масштабов проекта и стоящих перед бизнесом задач, вплоть до зависимости от числа компьютеров и серверов. Если анализ и рекомендации по оптимизации могут занимать от одного месяца до полугода для компаний средней величины, то внедрение конкретных решений занимает более полугода.
Каких результатов стоит ожидать по итогам SAM-проекта
Основной результат — прозрачность управления программными активами. Понимание того, что есть у компании, сколько это стоит и как соотносится со стратегиями развития, дает возможности для дальнейшей оптимизации, снижения рисков, определения более четких векторов использования новых технологий.
Проанализировав ИТ-инфраструктуру компании, а также круг задач и бизнес-потребностей АЛРОСА, специалисты Softline порекомендовали выбрать решение Flexnet Manager. Оно помогает вести «умный» учет ПО, базой для которого служит библиотека прав использования. Также решение позволяет готовить консолидированные отчеты о фактически используемых программных продуктах.
В АЛРОСА остались довольны, отметив, что проведенный проект позволил предприятию обеспечить централизованное и структурированное хранение данных, дал возможность в автоматическом режиме анализировать конфигурации ПО и ПК, вести учет ИТ-активов и управлять их жизненным циклом. В результате были сокращены издержки на администрирование ресурсов и рационально распределена нагрузка на специалистов.
Переход от SAM-проектов к управляемым сервисам
Сегодня стало недостаточно просто провести SAM-проект и считать, что вопрос закрыт на долгое время. Ситуация с программными активами в компании меняется довольно динамично, а самое главное, и бизнес-задачи, и способы их решения также очень подвижны и часто плотно связаны с ПО. Вопросы по оценке различных сценариев использования ПО, оптимизации инвестиций, контролю использования ПО, часто требуют отдельных квалифицированных в этой сфере специалистов. Все больше компаний — и крупных, и совсем небольших — делают выбор в пользу постоянного внимания к теме SAM, например, выделяют роль ответственного за управление программными активами.
Вендоры также активно поддерживают сервисный подход к управлению программными активами. В частности, корпорация Майкрософт объявила о программе Microsoft SAM Managed Service Program.
Из чего состоит SAM-проект?
Выбор средства инвентаризации
Эксперты компании Softline владеют большим арсеналом технических средств и помогут подобрать наилучший инструмент инвентаризации с учетом особенностей именно вашего бизнеса. А если у вас уже есть средства, которые могут быть использованы для инвентаризации (например, Microsoft System Center), то мы применим их и выжмем из них максимум.
Инвентаризация
Многие проблемы невозможно выявить взглядом изнутри, и в ходе инвентаризации наша задача — независимо оценить IT-инфраструктуру заказчика со стороны. Мы анализируем программное обеспечение на пользовательских ПК, серверах, а также взаимосвязь между ними, и по итогам исследования предоставляем отчет клиенту.
Сертификация
При желании заказчик может получить по итогам проекта документальное свидетельство проделанной работы. Мы готовы помочь вам получить следующие сертификаты:
- сертификация по международному SAM-стандарту ISO 19770-1 и российскому ГОСТ ИСО Р 19770-1;
- сертификация ассоциации вендоров BSA | The Software Alliance – может защищать от проверок в течение 2 лет;
- сертификаты от отдельных вендоров – дают на определенное время иммунитет к вендорским проверкам;
- сертификаты сотрудников – возможность пройти курсы Softline по SAM и подготовиться к сдаче экзамена Microsoft.
Юридический анализ
Мы сопоставляем купленные и используемые лицензии, проводим полный юридический анализ рисков исходя из контрактных документов. Во многих договорах есть нюансы и «подводные камни», на которые мы обращаем ваше внимание: права вендора на аудит, права отменить контракт при нарушении условий использования ПО, обязательства стандартизовать инфраструктуру или отказаться от других решений. Кроме того, мы помогаем решить вопросы оформления авторского права на внутренние программные разработки. Иногда эти риски стоят гораздо больше остальных, например, технических.
Организация процессов управления активами
Недостаточно навести порядок ПО один раз, нужно еще сделать так, чтобы он сохранялся и после проекта. Для этого наши специалисты изучают процессы управления программными активами — весь жизненный цикл ПО в организации, от принятия решения о закупке до списания. Мы рассматриваем внутренние регламенты, процедуры и инструкции, связанные с ПО и предлагаем, как их улучшить (например, чтобы не нарушать требования вендора по лицензированию или избежать списания софта вместе с оборудованием). Также мы внедряем технические средства для поддержки SAM-процессов для минимизации так называемого человеческого фактора — недопущения ошибок при управлении ПО.
SAM и IT-консалтинг
Часто в проектах SAM мы также консультируем клиента в вопросах развития IT-инфраструктуры. Если в ходе исследования вашей инфраструктуры мы найдем возможность оптимизации и сокращения затрат – мы обязательно про нее расскажем, описав все плюсы и минусы. Наши проекты часто расширяются за рамки анализа только программных активов, например, требуется решать задачи предоставления, поддержки и управления IT-сервисами или проводить разработку IT-стратегии.
Анализ рынка: классика стратегического планирования
В последнее время все чаще говорят о неактуальности планирования на горизонте более 3 лет, но это не значит, что бизнес-стратегии — атавизм менеджмента. Выводя новый продукт на рынок или обдумывая пути развития компании, без инструментов стратегического планирования не обойтись. В статье рассмотрим классические методологии анализа рынка и конкурентов.
0 5 13/04/2020
PAM-TAM-SAM-SOM
Инструмент нужен для оценки объема рынков разных уровней при выводе нового продукта или запуске стартапа. Методика основана на определении:
Потенциального объема рынка – PAM (Potential available market).
Общего целевого объема рынка – TAM (Total addressable market).
Доступного объема рынка – SAM (Served/Serviceable market).
Достижимого объема рынка – SOM (Serviceable & Obtainable market).
Определив объемы рынка, вы фактически выстраиваете модель масштабирования бизнеса.
Разберем каждую позицию на примере.
Предположим, вы производитель недорогих автомобилей со средней ценой 7,5 тысяч долларов.
PAM – это цена вашего автомобиля, помноженная на количество всех людей на планете, не имеющих противопоказаний к управлению транспортными средствами.
TAM – это цена вашего автомобиля, помноженная на число людей на планете, допущенных к управлению транспортными средствами и с ежемесячным доходом от 1000 до 2000 долларов в месяц.
SAM – это цена вашего автомобиля, помноженная на число граждан вашей страны, допущенных к управлению транспортными средствами и с ежемесячным доходом от 1000 до 2000 долларов в месяц.
SOM – это цена вашего автомобиля, помноженная на число граждан вашей страны, допущенных к управлению автомобилем, с доходом 1000-2000 долларов в месяц, спрос которых вы можете удовлетворить сейчас – с учетом ваших производственных мощностей, человеческих ресурсов и финансовых возможностей.
Исходя из этого, получаем :
PAM: 4.5 млрд человек × 7.5 тыс. долларов = 33.75 трлн долларов.
TAM: 1 млрд человек × 7.5 тыс. долларов = 7.5 трлн долларов.
SAM: 2.5 млн человек × 7.5 тыс. долларов = 18.75 млрд долларов.
SOM: 1000 человек × 7.5 тыс. долларов = 7.5 млн долларов.
Работа с данным инструментом требует изучения большого массива статистической информации: международной, по конкурентам, отраслям, регионам и т.д. Если продукт не имеет четкой отраслевой привязки , то придется анализировать все смежные отрасли . Еще сложнее, когда продукт инновационный. Придется включить креативность, искать собственную нишу, рассчитывая объем рынка на основе предполагаемой юнит-экономики .
Пять сил Портера
Подход разработан в 1979 году Майклом Портером, профессором кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса. Методология построена на предположении, что на конкурентное положение продукта или компании влияет пять сил:
Давление покупателей. Влияние числа покупателей, их потребностей, возможностей, ценностей на компанию и продукт. Важно понимать, что все перечисленные факторы изменчивы. А значит, для сохранения места на рынке нужно отслеживать тенденции и при необходимости менять позиционирование.
Если вчера потребителю было все равно, какой объем сточных вод выбрасывает ваше предприятие, то сегодня это важный критерий принятия решения о покупке. То же касается и состава товаров: все большей популярностью пользуются натуральные продукты. Важна для потребителя и доступность информации о вашей компании, ее продукции или услугах, причем в режиме «здесь и сейчас». Еще один интересный тренд – повышение значимости личного бренда. При прочих равных люди выберут продукт или компанию, за которыми стоит имя реального человека. В последнее время основатели бизнесов и генеральные директора компаний выходят из тени, гарантирую своим именем качество. Среди примеров – Amazon во главе с Джеффри Безосом, Apple – со Стивом Джобсом, Google – с Сергеем Брином, «Тинькофф Банк» – с Олегом Тиньковым, Tesla и SpaceX – с Илоном Маском и др.
Давление поставщиков. В рамках анализа этой силы вам предстоит определить: степень зависимости вашего бизнеса (или продукта) от поставщиков, наличие альтернативных поставщиков, «цену» смены поставщиков, соотношение стоимости сырья и конкурентной цены конечного продукта.
Давление действующих конкурентов. Оно тем выше, чем ниже темпы роста отрасли. Если ниша постепенно «умирает», а число конкурентов велико, то входить на этот рынок не имеет смысла. Хороший вариант для старта – новые рынки или свободные ниши на существующих рынках, так называемые голубые океаны .
Давление новых конкурентов. Важно успевать перестраиваться, предлагая пользователям продукт не хуже, чем новые участники рынка. Не успели – будьте готовы тратить больше денег на привлечение и удержание клиентов.
Давление новых товаров-заменителей. Одну задачу можно решить несколькими способами. Примером заменителя личного автомобиля, например, стал каршеринговый транспорт.
Некоторые эксперты модернизируют методику, добавляя шестую силу:
- Давление государства, которое условно можно определить законодательными ограничениями ( Закон Яровой , система «Платон» , политика импортозамещения и т.д.) и человеческой психологией – при прочих равных немец скорее купит продукт у соотечественника, чем у русского.
Чем меньше давление со стороны перечисленных сил, тем больше доход. Давление оценивается по шкале от 1 до 10. Визуально результаты анализа можно представить в виде таблицы.
Такая форма подачи позволяет не только выявить силы, оказывающие давление на вашу компанию или продукцию, но и приоритизировать их по силе воздействия. Фактические вы ранжируете риски и получаете возможность управлениями ими.
Методика проста, так как не требует анализа конкурентов в отдельности. Подходит для стратегического планирования при выводе нового продукта или развития существующего, при запуске стартапа.
PEST-анализ
Еще один инструмент долгосрочного планирования с горизонтом в 3–5 лет. Позволяет провести оценку внешней среды на основе оценки влияния на бизнес:
P – Policy. Политической ситуации.
E – Economy. Состояния экономики в мире, в вашем регионе, в нише.
S – Society. Социальных факторов – темпов прироста населения, уровня миграции, образования, ценностей, вероисповедания.
T – Technology. Технологических решений и трендов, оказывающих влияние на ваш бизнес или продукт.
PEST-анализ может стать фундаментом для построения системы управления макроэкономическими рисками в компании .
Первый этап анализа – сбор информации. Ее источниками могут быть:
Обзоры рынка по регионам и миру.
Отчеты по отраслям.
Обязательная отчетность компаний.
Информация отраслевых ассоциаций.
Узкоспециализированные отраслевые сайты и СМИ.
Маркетинговые исследования, опросы и др.
Из всего массива информации выделяются факторы, которые могут оказать влияние на продажи и прибыль компании. Указывается динамика и характер изменения каждого фактора во времени. Далее проводится оценка значимости каждого фактора. Проще всего это сделать в форме таблицы.
Для повышения точности результатов каждому фактору можно присвоить вес – коэффициент влияния, введя дополнительную графу в таблице. В этом случае итоговая оценка влияния фактора будет рассчитываться с учетом коэффициента значимости фактора . После результаты переводятся в таблицу матричного вида, где факторы в каждой группе ранжируются по уровню влияния.
Финальный этап анализа – прогноз изменений в отрасли и компании под воздействием каждого фактора, а также перечень действий для снижения негативного влияния каждого фактора.
SWOT-анализ
Один из самых известных методов стратегического планирования, разработанный в 70-х годах прошлого века.
Техника предлагает оценить влияние внешней и внутренней среды на компанию или продукт:
внешняя среда – Opportunities (возможности) и Threats (угрозы);
внутренняя среда – Strengths (сильные стороны) и Weakness (слабые стороны).
Факторы внешней среды можно определить методом PEST-анализа:
зная о политических, социальных, технических и экономических факторах, влияющих на ваших бизнес или продукт, вы найдете свою рыночную нишу и оцените конкурентов;
имея планы развития на ближайшие несколько лет и зная об угрозах, вы поймете, какие возможности есть у вашей компании или продукта.
Далее предстоит понять сильные и слабые стороны вашей компании или продукта. Например, сильными сторонами могут быть сильная команда и несколько успешных продуктов на рынке. Слабыми сторонами – нестабильные отношения с поставщиками и партнерами и слабое применение современных технологий.
Матрица ADL
Еще один классический инструмент анализа рынка. Разработан Артуром Литтлом в 1970-х годах. Основан на оценке:
Конкурентной позиции. Она может быть доминантная , сильная , благоприятная , неустойчивая , слабая . Задача – понять, какое положение у вашей компании или продукта.
Зрелости рынка. Выделяют несколько стадий: эмбриональная стадия , рост , зрелость , старение . Задача – определить стадию жизненного цикла вашего рынка. Помогут это сделать следующие вопросы:
Сколько у вашей компании\продукта конкурентов?
Какая доля рынка у вашей компании или продукта сейчас? Какова динамика?
Насколько обширен ваш рынок?
Растет ли ваша инвестиционная привлекательность?
Растут ли продажи?
В чем уникальность вашей компании/продукта?
Определив конкурентную позицию и степень зрелости вашего рынка, найдите точку пересечения на матрице ADL — и вы получите готовую стратегию. Предположим, у вас слабая позиция на зарождающемся рынке, это значит, что вам нужно серьезно инвестировать в продукт и развивать его, либо уходить с рынка.
Успехов в стратегическом планировании!
Нравится: 5 Была ли статья полезна? Да Нет