Бизнес карта что это такое
Перейти к содержимому

Бизнес карта что это такое

Как правильно тратить деньги компании? Все про бизнес-карту и отношение налоговиков к ней

Бизнес-карта – это то же самое, что личная карта физлица, только для бизнеса. В зависимости от формы собственности (конкретные примеры ниже) можно как тратить средства на личные нужды, так и совершать необходимые для ведения бизнеса закупки.

Как ее получить?

Карту обычно выдает банк при открытии счета. Либо ее можно заказать через некоторое время.

К примеру, вы открыли счет в банке. Решили протестировать, насколько выгоден вам тариф, отзывчива ли поддержка банка, как оперативно решаются текущие вопросы. Банк вам понравился, и вы решили перейти к более тесным отношениям и воспользоваться дополнительными услугами. Выпуск бизнес-карты как раз одна из них.

Для карты создается отдельный карточный счет. В отличие от платежных поручений операции по карте можно проводить круглосуточно.

Как пополнять и расходовать?

На карточный счет можно переводить любые суммы. Это удобно, когда сотрудников много. Бухгалтеру проще контролировать траты. Можно еще зачислить на карту крупную сумму, а для дополнительного контроля расходов установить дневной лимит на объем операций.

На что можно тратить?

ИП на упрощенке 6% может тратить деньги на любые нужды. Главное, не забывать исправно платить налоги. Про это же написано в письме Минфина № 03-11-11/24221 от 19.04.2016. То есть, если вы купите телевизор домой, ни у кого не возникнет вопросов.

С ИП на упрощенке 15% расходы учитываются при расчете налогов. Поэтому траты следует разделять на личные и коммерческие. Если первые отразить в книге учета доходов и расходов, налоговая посчитает их как необоснованные для бизнеса (ст. 252 НК) и начислит налог, пеню и штраф.

А вот с ООО все получается построже. Деньги можно тратить только на нужды компании. Если вы случайно купили приставку для сына, налоговой сложно будет доказать, как она используется для бизнеса и работы, если только вы не тестировщик в компании-разработчике компьютерных игр.

Карта может использоваться и для снятия налички. В тех случаях, когда у поставщика нет возможности принять безнал. Главное, не забыть взять документы, подтверждающие прием денег (чек, БСО, кассовый приходный ордер).

До сотрудников следует довести, что банки не очень приветствуют снятие наличных в большом объеме. Могут возникнуть подозрение в обнале, которое чревато блокировками счета и дополнительными вопросами и разбирательством. Чтобы исключить такой негативный сценарий, применяйте следующие рекомендации:

  • не снимайте деньги часто, в конце недели вечером или на выходных;
  • не снимайте большие суммы (банки часто вводят искусственное ограничение в размере не более 100 тыс. в сутки). Подозрение может вызвать объем снятых средств в районе 600 тыс. и выше;
  • объем снятия наличных не должен превышать 30% от оборота по банковским счетам компании за неделю;
  • старайтесь, чтобы бОльшая часть трат происходила именно по безналу.

Как быстро можно получить бизнес-карту?

Карта выпускается на имя руководителя или конкретного сотрудника. В зависимости от того, указывается имя на пластике или нет, карты бывают именными или неименными. Неименные карты банки выдают сразу при обращении, выпуск именных карт требует эмбоссирования, поэтому придется подождать 3-5 дней. По функционалу карты абсолютно одинаковые – можно расплачиваться в магазине и совершать покупки в интернете.

Вишенка на торте?

Да-да, это именно то, о чем вы подумали. Любой банк для того, чтобы сделать использование бизнес-карты более привлекательной для компании, снабжает ее кучей бонусов и прочих приятностей.

Чаще всего это кэшбэк.

У Промсвязьбанка карта МИР Premium Business кроме кэшбэка в баллах за любые расходы (он составляет 1%), включает дополнительные бонусы, которые позволят летать со значительными скидками.

Банк учел тот момент, что часто бизнес-карты используют в командировках, а, значит, клиентам пригодится такая опция, как начисление миль. Так, для сотрудников компаний за перелеты S7 Airlines мили зачисляются на личный счет, а кэшбэк за приобретение авиабилетов в этой авиакомпании составит от 5% до 7% в баллах (например, при приобретении билета за 10 000 руб. – начисление составит 500 баллов). Накопленные бонусы, как и мили, можно потратить на перелеты.

Рассмотрим размер накоплений на конкретном примере:

  • траты в месяц по бизнес-карте – 60 000 руб.;
  • расходы на перелеты за год на S7 Airlines – 40 000 руб.

За год на счету можно накопить 10 000 баллов и примерно 6500 миль.

10 000 баллов хватит, чтобы оплатить, например, перелет из Санкт-Петербурга в Ниццу со счета компании, а мили можно потратить на личный отпуск.

И еще одна вишенка: в стоимость обслуживания карты включен консьерж-сервис, который выполнит как деловые, так и личные поручения, а также страховка с покрытием до 100 тысяч долларов, которая предоставляется бесплатно владельцу карты и его детям. Страховка действует по всему миру на неограниченное количество поездок.

Таким образом, если владелец карты захочет поехать в отпуск заграницу, то при оформлении визы не нужно будет отдельно покупать страховой полис, он предоставляется бесплатно владельцам тревел-карты МИР Premium Business.

Получили бизнес-карту: как пользоваться в компании

У бизнеса много вариантов, как применять бизнес-карту: давать её сотрудникам для оплаты расходов, ограничить категории трат и использовать как топливную карту или для офисных нужд, выставлять лимиты и выдавать курьерам.

Надежда Тарасова

Надежда Тарасова

Эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету в Тинькофф Бизнесе

Компании используют бизнес-карту, чтобы сотрудники могли расплачиваться в командировках, а бухгалтеры видели траты и могли ограничить их по сумме или категории. ИП используют бизнес-карту, чтобы платить за все покупки: и личные, и для бизнеса.

И это далеко не все, что может корпоративная карта. В статье разбираем, как ее еще можно использовать и как учитывать расходы.

Статья вышла при участии команды по бизнес-картам Тинькофф Бизнеса: Анастасии Фетисовой и Александра Пария.

Что такое бизнес-карта

Бизнес-карта — это дебетовая карта, которая привязана к расчетному счету компании или ИП. Ей можно расплачиваться по терминалу или в интернете, а можно снимать наличные — как удобно. Платить по безналу можно везде, где есть эквайринг: в России и за рубежом.

Как бизнес-карту используют ИП. Предприниматель может пользоваться бизнес-картой как личной дебетовой: тратить и на личные нужды, и на нужды бизнеса. По закону все деньги индивидуальных предпринимателей — это их личные деньги. ИП может тратить деньги с бизнес-карты на что угодно в рамках закона: на закупку сырья, авиабилеты, танцевальный кружок детей, ужин в ресторане и большой монитор в офис.

Как бизнес-карту используют ООО. Компании могут оплачивать бизнес-картой только нужды бизнеса, а личные нужды участников не могут. По закону имущество компании не принадлежит ее участникам.

Товар для перепродажи: фастфуд, электронику, металлопрокат и другие

Вещи для офиса: компьютеры, канцелярию, стулья

Услуги подрядчиков: юристов, электриков, дизайнеров

Налоги компании: на прибыль, имущественные, НДС

Какими бывают бизнес-карты

Бывают ограниченные бизнес-карты и универсальные. Изначально банк выпускает универсальную карту, а в приложении руководитель может ее настроить для своих задач и сделать ограниченной.

Ограниченные. С помощью таких карт одни товары покупать можно, а другие нельзя.

Ограниченные бизнес-карты подходят компаниям, чьи сотрудники часто покупают по работе определенный вид товаров и есть риск, что они потратят деньги компании на личные покупки.

Универсальные. На такие карты можно покупать что угодно: хоть хот-доги, хоть Айфоны.

Универсальные бизнес-карты могут пригодиться ИП и компаниям, которые часто отправляют сотрудников в командировки.

Обычно бизнес-карты делают так, чтобы их можно было использовать в обоих сценариях: в качестве универсальных и ограниченных.

Выбор категории покупок бизнес-карты В личном кабинете Тинькофф Бизнеса можно выбрать категории покупок по бизнес-карте. Всего категорий 42

Бизнес-карты бывают еще пластиковые и виртуальные. Дальше об этом расскажем подробнее.

Как бизнес-карта помогает компаниям и ИП

Бизнес-карта помогает в решении таких задач:

  • ускорить работу бухгалтерии;
  • контролировать расходы сотрудников;
  • контролировать лимиты без усилий;
  • делать покупки без страха потерять пластиковую карту;
  • расплачиваться в онлайн-сервисах;
  • снижать траты.

Ускорить работу бухгалтерии. Бухгалтерия тратит много времени на выдачу наличных сотрудникам, например, для командировок. По подсчетам Тинькофф Бухгалтерии, если в командировку каждый месяц уезжают по пять сотрудников, на выдачу наличных может уходить до пяти часов в месяц.

С бизнес-картой можно обойтись без наличных. Бухгалтер может потратить эти дополнительные пять часов на более полезную работу.

Зачем нужна бизнес-карта Бизнес-карта помогает ускорить работу, которую приходится делать, когда сотруднику нужны деньги на траты компании

Контролировать расходы сотрудников. В некоторых бизнесах сотрудники компании часто покупают по работе: фастфуд для доставки, бензин для газели. Когда для этого выдают наличные, сложно точно подсчитать, сколько потратил водитель, курьер или экспедитор.

Некоторые сотрудники пользуются деньгами компании: они могут купить шоколадку на выданные деньги или бензин для личного автомобиля. Когда много сотрудников так делают, компания может нести серьезные убытки.

Чтобы контролировать расходы сотрудников, можно выпустить бизнес-карты, которые позволяют ставить лимиты и ограничения. Например, бизнес-карту в Тинькофф Бизнесе можно контролировать в приложении или личном кабинете. Есть три способа:

  1. Установить четкий лимит, сколько можно потратить за месяц, день или вообще.
  2. Следить за детальными чеками с расходами сотрудников, чтобы видеть, не купил ли водитель хот-дог.
  3. Ограничить категории покупок, чтобы сотрудник мог купить только определенное.

Например, гендиректор выбрал категорию «Топливо» для водителя. Таким образом он ограничил доступ ко всем остальным категориям. Теперь сотрудник сможет расплатиться бизнес-картой только на заправке. Когда он придет в пиццерию или магазин бытовой техники, платеж по карте не пройдет.

Контролировать лимиты без усилий. Некоторые компании тратят много времени на то, чтобы передать курьеру или водителю дополнительные деньги для работы.

Например, курьер получает заказ на 12 000 ₽, а денег у него уже нет — все ушли на другие заказы. Чтобы доставить заказ вовремя, нужно привезти курьеру наличные.

В этом случае небольшие компании могут выпустить бизнес-карты, чтобы менять лимиты по запросу курьера. Тогда не придется тратить время бухгалтера на выдачу наличных, время водителя — на доставку дополнительной суммы, а деньги — на бензин.

Как установить или изменить лимит В Тинькофф Бизнесе лимиты по бизнес-карте можно установить прямо в личном кабинете. В верхнем поле можно установить общий лимит трат в месяц, а в нижнем — лимит на снятие наличных в сутки

Карта удобней, чем наличные, но все же в больших компаниях менять вручную лимиты каждому курьеру тоже занимает время, особенно если их больше сотни.

В этом случае можно интегрировать систему службы доставки с Тинькофф Банком по Open Api. Это позволит выставлять лимиты для курьеров автоматически. Например, когда приходит заказ на 2500 ₽, система сама выставляет лимит 2500 ₽.

Чтобы лимиты автоматически менялись, компании нужен программист. Он настроит интеграцию лимитов по API между банком и внутренней системой компании, где курьеры берут заказы.

Как работает Тинькофф Open Api Потратить больше выставленного лимита не получится

Делать покупки без страха потерять пластиковую карту. На этот случай можно сделать виртуальную карту — это та же самая бизнес-карта, только без пластикового носителя: можно расплачиваться где угодно, менять ПИН-код, смотреть чеки, реквизиты.

Как выпустить виртуальную карту, зависит от банка. В Тинькофф Бизнесе сначала нужно открыть расчетный счет, а потом можно сразу выпустить виртуальную карту через приложение банка или личный кабинет. Это может сделать только лично ИП или директор компании.

Чтобы расплачиваться в обычных магазинах, нужно привязать виртуальную карту к Apple Pay, Samsung Pay или Google Pay.

Бизнес-карта в Google Pay Так выглядит экран Google Pay. Достаточно поднести устройство к торговому терминалу, чтобы расплатиться

Расплачиваться в онлайн-сервисах. Некоторые считают, что небезопасно передавать реквизиты пластиковой бизнес-карты в онлайн-сервисы: Google Ads, Facebook Ads Manager, «Кинопоиск», Ozon, Яндекс.Маркет.

Чтобы безопасно расплачиваться онлайн, можно использовать виртуальную бизнес-карту. Перед тем как покупать, можно установить лимиты на этой карте. Тогда деньги не спишут, если забыли отключить ненужную подписку или рекламную кампанию.

Снижать траты. Бизнес-карта позволяет уменьшить затраты в таких случаях:

  • на обмене валют в командировках;
  • на комиссиях при снятии наличных и переводах себе на карту;
  • на экономии времени;
  • на обслуживании расчетного счета.

Можно сэкономить на обмене валют, когда сотрудники часто ездят в командировки за границу. Если в командировках платить рублевой картой, придется доплачивать от суммы в чеке за конвертацию или в качестве комиссии. Гораздо выгодней открыть валютную бизнес-карту, менять валюту в приложении и расплачиваться в другой стране местными деньгами.

ИП могут сэкономить на комиссии, которую нужно платить за переводы на личную карту или снятие денег в банкомате. Если использовать бизнес-карту как личную, не нужно платить комиссию: можно сразу тратить деньги на продукты, одежду и другие вещи.

Как экономить с бизнес-картой Бизнес-карта позволяет сэкономить ИП на комиссии: можно сразу делать покупки вместо того, чтобы сначала переводить себе на карту или снимать наличные

Можно сэкономить на решении рутинных задач с помощью консьерж-сервиса. Так называют пакет услуг, которым можно пользоваться, если у бизнеса премиальная бизнес-карта. Услуги оказывает личный менеджер: он может помочь снять рутинные задачи по командировке — забронировать гостиницу и купить билеты.

Еще бизнес-карта помогает экономить на обслуживании расчетного счета. Если потратить определенную сумму с карты, банк не будет брать плату за обслуживание счета. В Тинькофф Бизнесе это можно сделать, если тратить по бизнес-карте больше 50 000 ₽ на Простом тарифе и больше 200 000 ₽ на Продвинутом.

Курьеры похищали по миллиону рублей в месяц

Частые вопросы о бизнес-картах

Отвечаем на распространенные вопросы о безопасности, комиссии и законах:

  1. Как снимать наличные с бизнес-карты ИП и ООО?
  2. Что делать, если уже провели «сомнительную» операцию?
  3. Как ИП учитывать расходы на УСН «Доходы минус расходы» или ОСН?
  4. Как ООО отчитываться за расходы?
  5. Как оформить корпоративную карту?

Как снимать наличные с бизнес-карты ИП и ООО? Как с дебетовой карты: найти банкомат и снять наличные. Комиссия зависит от тарифа расчетного счета. Например, в Тинькофф Бизнесе на тарифе «Простой» можно снять до 400 000 ₽ в месяц с комиссией 1,5% + 99 ₽.

Во всех банках есть суточный лимит на снятие наличных. Например, в Тинькофф Бизнесе можно снять только 100 000 ₽.

Если вам нужно больше 100 000 ₽, свяжитесь с представителем банка и попросите увеличить лимит. Менеджер попросит объяснить, зачем столько наличных, и может попросить показать подтверждающие документы.

Какие документы могут быть подтверждающими:

  • договор с контрагентом, который принимает только наличные;
  • кассовый ордер на выдачу наличных и приказ директора о длительной командировке.

Если объяснение покажется неубедительным, а документов не будет, банк может отказать в увеличении лимита. Таким способом банк исполняет закон 115-ФЗ по борьбе с обнальщиками.

Что делать, если уже провели «сомнительную» операцию? «Сомнительная» операция — это когда деньги ООО тратят на личные нужды участника компании.

Что именно делать — зависит от ситуации. Разберем два кейса.

Как ИП учитывать расходы на УСН «Доходы минус расходы» или ОСН? Личные расходы учитывать и подтверждать не нужно — потратили и потратили, никому нет дела. Личными считаются все, что вы тратите на себя: новая машина, визит в парикмахерскую, принтер домой.

Расходы на бизнес нужно подтверждать, чтобы их учли при расчете налогов. Для ИП и компаний на УСН «Доходы минус расходы» есть точный список, что по закону считается расходами на бизнес.

Чтобы подтвердить расходы, нужно записывать номера и даты расходных документов в книгу учета доходов и расходов — КУДиР. Если у налоговой будут сомнения, она заглянет туда.

Не будет расходного документа → не получится учесть расходы → не получится уменьшить налог.

Расходные документы — это чеки, товарные накладные, счет-фактура, акт выполненных работ, авансовые отчеты. Они нужны и при расчете наличными, и при расчете по безналу. Если рассчитывались за покупку бизнес-картой, чеки будут в приложении и личном кабинете. Остальное нужно запрашивать у контрагента или сотрудника, но не всегда.

Обратите внимание на последний пример. Чтобы компаниям или ИП подтвердить расходы сотрудника по бизнес-карте, нужно сначала один раз оформить локальный нормативный акт, например приказ. В нем нужно указать все, что касается политики компании насчет бизнес-карт:

  • кто и сколько может тратить;
  • в какие сроки нужно сдавать отчет по расходам;
  • какие операции можно совершать, а какие нельзя;
  • какие цели у расходов могут быть;
  • какие документы принимаются для учета документов;
  • что будет, если сотрудник потеряет карту, потратит больше или скажет ПИН-код вне компании.

Такой документ приравнивает деньги на бизнес-карте к подотчетным средствам. После этого можно хоть десять сотрудников отправить в командировки и учитывать их расходы по бизнес-карте. Мы подготовили шаблон приказа и показали, как его заполнять. Подробности по ссылке.

Клиентам Тинькофф не нужно подписывать локальный нормативный акт, чтобы сотрудник пользовался деньгами под отчет. Если оформить корпоративную карту Тинькофф Бизнеса на имя сотрудника, не нужно ни издавать приказ, ни писать заявление на выдачу ему денег. Оплата или снятие наличных считается фактом выдачи денег под отчет. Все потому, что бизнес-карта напрямую привязана к расчетному счету.

Как ООО отчитываться за расходы? Компаниям нужно подтверждать все расходы, чтобы вести бухучет и уменьшить налоги — последнее актуально для ООО на ОСН или УСН «Доходы минус расходы».

Чтобы подтвердить расходы, нужно хранить все расходные документы. Если налоговая при проверке обнаружит, что не хватает, нужно заплатить штраф до 30 000 ₽. А если компания снижала налоги по расходам без документов, нужно будет заплатить еще один штраф — 20% от недоимки.

В качестве расходов на бизнес ООО могут учитывать все, что идет на развитие компании: новые наушники для подкаст-студии, бутилированная вода для сотрудников, оплата товара для перепродажи, аренда офиса. Нет никаких точных списков, как на УСН «Доходы минус расходы».

Это далеко не все, что нужно знать о том, как отчитываться по расходам с бизнес-карты. Есть много нюансов, как учитывать расходы для деловой встречи, командировок и налогового вычета по НДС. Об этом мы написали отдельную статью.

Как оформить корпоративную карту? Откройте расчетный счет в банке, который выдает бизнес-карты, и попросите выпустить такую. Если вам нужно несколько, назовите точное число. Например, в Тинькофф при открытии расчетного счета компании могут получить первую карту бесплатно, а остальные — за дополнительную плату. Зато обслуживание любого количества бизнес-карт бесплатное.

Расчетный счет в ТинькоффПредложение Тинькофф

Бизнес-карта

Бизнес-карта: что это такое, зачем она нужна и как правильно пользоваться этим инструментом.

Несмотря на повсеместное распространение «безнала», бизнесмены не могут полностью обойтись без расчетов наличными. Такие операции нужны, например, для выдачи командировочных, оплаты текущих хозяйственных расходов и т.п. Чтобы упростить работу с платежами, банки выдают владельцам расчетных счетов бизнес-карты.

Что такое бизнес-карта и чем она полезна

Бизнес-карта для предприятия или ИП выполняет те же функции, что и обычная дебетовая карта для физического лица. При открытии счета банк может «привязать» к нему одну или несколько таких бизнес-карт. Иногда для бизнес-карты открывают отдельный счёт, но он тоже привязан к компании. Единственное отличие отдельного счёта: перед покупкой чего-либо придётся на такой счёт переводить деньги с основного счёта.

Некоторые банки (например — Сбербанк) предлагают и кредитные бизнес-карты. Здесь также видна аналогия с «кредитками» для физических лиц: банк устанавливает определенный лимит, в пределах которого бизнесмен может пользоваться заемными средствами. Также условия использования бизнес-кредитки обычно включают в себя и льготный (беспроцентный) период.

Руководитель компании либо другие уполномоченные лица могут финансировать необходимые для бизнеса затраты, расплачиваясь картой.

Использование бизнес-карты позволяет:

  1. Практически отказаться от работы с наличными. Т.е. не нужно ездить в банк, хранить крупные суммы денег на предприятии, оформлять кассовые документы.
  2. Если наличные все-таки нужны (например – продавец не принимает карты), то деньги можно без проблем получить в ближайшем банкомате.
  3. Лимитировать и контролировать текущие расходы.
  4. Оперативно и без проблем производить обмен валюты, например – в заграничных командировках.
  5. Снизить затраты на проведение платежей за счет возврата процента от уплаченной суммы (кэшбэк).
  6. Получать дополнительные бонусы, например – скидки при покупках у компаний-партнеров банка.
  7. Вернуть аванс по упрощенной схеме, если продавец не исполнил свои обязанности. Если был проведен «обычный» безналичный платеж, то получить назад свои деньги можно только по соглашению с продавцом, или через суд. А при оплате бизнес-картой возможно провести возврат во внесудебном порядке на основании правил расчетов, установленных платежной системой (чарджбэк).

Как можно использовать бизнес-карту

  1. Оплачивать все «обычные» текущие расходы, необходимые для бизнеса: материалы, товары, услуги и т.п.
  2. Финансировать командировочные затраты. В данном случае удобно то, что по бизнес-карте можно устанавливать ограничение на расход. Поэтому сотруднику при направлении в командировку выдается бизнес-карта с лимитом, соответствующим целям поездки и его статусу. А если средств по какой-то причине не хватило (например – командировку пришлось продлить), то лимит можно легко увеличить через интернет-банк.
  3. Перечислять налоги и другие обязательные платежи.
  4. Снимать наличные без посещения отделений банка. Как правило, при этом устанавливается более низкая комиссия, чем при получении денег в банке.
  5. Зачислять выручку торговых точек на счет через банкоматы (самоинкассация). Таким образом отпадает или существенно снижается необходимость в услугах сторонних инкассаторов.

С зарплатой ситуация сложнее. Средства, снятые с бизнес-карты, считаются подотчетными суммами. Поэтому их нужно сначала сдать в кассу и только потом можно выдать вознаграждение сотрудникам. Поэтому в большинстве случаев проще выплатить зарплату в обычном порядке, т.е. сразу перечислить деньги с расчетного счета на личные карты работников.

Может ли ИП тратить средства с бизнес-карты на личные нужды

Индивидуальный предприниматель, как физическое лицо, имеет право свободно распоряжаться всеми своими средствами. Поэтому он после уплаты налогов может пользоваться деньгами на счете для личных покупок, в т.ч. и с помощью бизнес-карты.

Бухучет ИП вести не обязан , а налоговый учет в данном случае зависит от режима налогообложения.

  1. Если ИП применяет налоговую систему, которая предполагает использование расходов для расчета базы ( ОСНО или УСН «Доходы минус расходы»), то нужно обязательно разделять личные и относящиеся к бизнесу затраты. В противном случае ИП занизит сумму налога и при проверке заплатит штраф и пени.
  2. Если применяются спецрежимы, где налог считается без учета затрат (УСН «Доходы», ЕНВД, ПСН), то ИП формально может вообще не учитывать расходные операции по бизнес-карте. Но, конечно, так лучше не поступать. Если не следить за расходами и бесконтрольно использовать оборотные средства на личные нужды, то у бизнесмена неизбежно возникнут финансовые проблемы. Поэтому контролировать свои затраты нужно в любом случае, даже если закон и не обязывает делать это.

Можно ли оплачивать с бизнес-карты ООО личные затраты собственников и руководства компании

Руководитель организации, особенно, если он является еще и учредителем, иногда «путает» средства на бизнес-карте со своими личными деньгами. Но так поступать не следует, потому что, в отличие от ИП, деньги компании не принадлежат ее собственнику «напрямую», даже если он – единственный владелец.

С юридической точки зрения имущество коммерческой организации обособлено от ее учредителей (п. 1 ст. 66 ГК РФ). Все деньги на счете – это средства компании, поэтому их можно тратить только на ведение бизнеса, вне зависимости от налогового режима. Если производились затраты на личные нужды, то у собственника и организации может возникнуть немало проблем:

  1. Налоговики посчитают все эти затраты доходом владельца (руководителя) и доначислят НДФЛ, страховые взносы, штрафы и пени.
  2. Иногда организации «маскируют» личные расходы собственников и руководства под корпоративные. Например – по такой схеме часто приобретают дорогостоящие автомобили. Но всегда остается риск, что налоговики при проверке выявят истинную цель покупки. Тогда организации доначислят налог на прибыль и НДС (либо «упрощенный» налог). Также, естественно, придется заплатить НДФЛ и взносы, т.к. покупку признают доходом директора.
  3. Если у компании возникнут финансовые проблемы, то кредиторы могут подать в суд заявление о признании ее банкротом. Если при рассмотрении дела выяснится, что собственник или директор использовали ресурсы бизнеса на личные нужды, то их поведение может быть признано недобросовестным. Тогда кредиторы взыщут долги организации с виновных лиц в порядке субсидиарной ответственности.
  4. Если средствами компании распоряжается наемный директор, то предъявить к нему материальные претензии могут не только внешние кредиторы, но и сами владельцы бизнеса.

Во всех описанных случаях виновным может грозить не только материальная, но и уголовная ответственность. Нарушение перейдет в статус уголовного преступления при следующих условиях:

  1. Доказан умысел виновного лица.
  2. Сумма недоимки по налогам или иного ущерба превысила определенный лимит. Например, при банкротстве это – 2,25 млн руб., а при неуплате налогов – 5 млн руб. за три года.

Снятие наличных с бизнес-карты ИП и ООО

Снимать наличные с бизнес-карты могут, как юридические лица, так и предприниматели.

В целом здесь «работает» то же ограничение, что и при безналичной оплате картой. Предприниматели могут расходовать средства, как на бизнес, так и на личные нужды, но должны вести раздельный учет. А юридические лица обязаны соблюдать целевую направленность всех расходов – тратить деньги только на нужды компании.

Однако следует помнить еще и о «специфических» рисках, связанных именно с наличными расчетами. В соответствии с законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ банки пристально следят за оборотом наличных денег, и это в равной степени касается как юридических лиц, так и предпринимателей.

Каждый банк использует свои критерии для выявления «подозрительных» операций с наличными, но можно дать несколько общих советов:

  1. Старайтесь, чтобы операции снятия наличных составляли не более 30% от месячного оборота.
  2. Не снимайте сразу все поступившие средства. Дайте деньгам «отлежаться» несколько дней, а затем получайте их частями.
  3. В любом случае, даже при больших оборотах, избегайте единовременного снятия крупных сумм (более 600 тыс. руб.).

Как быть, если вы уже провели «сомнительную» операцию

Если ошибочная операция уже проведена, то во многих случаях ситуацию можно исправить. Действия здесь зависят от того, какая именно ошибка допущена:

  1. Сняты наличные средства с бизнес-карты, которые затем использованы для личных нужд собственника.

Такие деньги считаются выданными в подотчет. Самый простой вариант – вернуть эти средства в кассу. Но если там накопилась крупная сумма, то задолженность можно зачесть в счет будущих выплат. Это могут быть дивиденды или зарплата (в случае, если собственник одновременно является и директором).

  1. За счет средств на бизнес-карте собственник оплатил свои покупки или иные расходы.

Эту операцию можно квалифицировать, как распоряжение собственника третьему лицу (т.е. своей компании) произвести за него расчеты (ст. 313 ГК РФ). В дальнейшем он должен взять на себя обязательство возместить организации понесенные затраты. Это может быть, как прямой возврат средств, так и удержание из полагающихся владельцу выплат.

Рассмотренные выше способы позволяют полностью избавиться от проблем, но здесь требуется добрая воля собственника. Если же он искренне считает все средства компании своими и отказывается помогать бухгалтерам, то остаются только «сомнительные» варианты решения вопроса:

  1. Оформить затраты директора, как займ. Т.к. возвращать его никто не собирается, то теоретически сумму займа через три года можно списать, как безнадежную. Но налоговики, скорее всего, квалифицируют такое списание, как подарок, и заставят заплатить НДФЛ (письмо Минфина РФ от 22.01.2010 N 03-04-06/6-3).

Если же невозвратные займы выдаются регулярно, то инспектора, скорее всего сочтут их выплатой заработной платы. Тогда придется заплатить не только подоходный налог, но и страховые взносы.

  1. Использовать «бесконечный» подотчет. Например, у руководителя числится сумма задолженности перед организацией в 500 тыс. руб. В этом случае директор периодически «возвращает» в кассу эти средства и в тот же день «берет» их снова. Риски здесь такие же, как и при регулярной выдаче займа. Если подобная ситуация длится годами, то проверяющие, скорее всего, сочтут подотчетную сумму зарплатой руководителя и начислят НДФЛ со взносами.
  2. Попытаться оформить затраты директора на компанию, как связанные с производственной необходимостью. Этот способ подходит, если куплено имущество «двойного назначения», которое можно использовать как в личных целях, так и в бизнесе. Например – автомобиль, мебель или оргтехника.

Также некоторые личные расходы можно оформить, как командировочные или представительские. Это могут быть авиа- и железнодорожные билеты, услуги гостиниц и ресторанов, покупка сувениров и т.п.

Но нужно быть готовым к тому, что при проверке придется обосновать деловую цель произведенных затрат. А если речь идет о покупке имущества, то его необходимо будет предъявить контролерам.

Вывод

Бизнес-карта — удобный платежный инструмент, привязанный к расчетному счету компании или ИП. Она позволяет уменьшить долю наличного оборота, упростить финансирование текущих затрат бизнесмена и снизить расходы на проведение платежей.

Бизнес карта что это такое

«Бизнес без купюр» — совместный образовательный проект ПАО Сбербанк, международной платежной системы Visa и Платформы знаний и сервисов для бизнеса «Деловая среда», цель которого — популяризация знаний о бизнес-картах.

Как появился этот проект? Мы провели исследование среди представителей бизнеса разных отраслей и выяснили, что предприниматели и руководители активно используют бизнес-карты или планируют их оформить, однако у них возникают сложности с доступом к информации по бизнес-картам. А вопросов возникает немало, например:

— какие расходы можно проводить по бизнес-карте, а какие нет
— как оплачивать бизнес-картой услуги за рубежом
— как установить лимиты для карт, выданных сотрудникам
— какие документы нужны от сотрудников для оформления бизнес-карт
— как учитывать расходы по бизнес-картам
— что делать, если сотрудник потеряет бизнес-карту
— что делать, если сотрудник оплатил личные расходы по бизнес-карте и др.

Проект «Бизнес без купюр» — это база знаний, в которой собраны ответы на самые распространенные вопросы о бизнес-картах. Для вашего удобства информация представлена в разных форматах: видео, статьи, вопрос-ответ. Своими советами и лайфхаками делятся не только эксперты, но и предприниматели, некоторые из которых пользуются бизнес-картами уже более 15 лет.

Успехов в вашем деле!
Команда проекта «Бизнес без купюр»

ПАО Сбербанк — лидер банковского сектора, треть ее банковской системы. У Сбербанка в России — более 110 миллионов клиентов, а за рубежом — около 11 миллионов человек. Среди клиентов Сбербанка — более 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России).

Visa — международная платежная система, которая обеспечивает держателям карт, торгово-сервисным предприятиям, финансовым и правительственным учреждениям в более чем 200 странах и территориях доступ к быстрой, безопасной и надежной сети электронных платежей.

Деловая среда — Платформа знаний и сервисом для бизнеса. Мы помогаем предпринимателям воплощать мечты об успешном бизнесе и формируем для него комплексную экосистему с продуктами и сервисами, позволяющими ему развивать личностные навыки и способности, увеличивать эффективность бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *