Что такое доход предпринимателя
Перейти к содержимому

Что такое доход предпринимателя

Доход

Доходы — это выручка бизнеса плюс внереализационные поступления.

К доходу относят все, что бизнес получает за продажу товаров, работ или услуг и из других источников

В статье разбираемся, что такое доход и чем он отличается от выручки и прибыли, какие бывают виды дохода и какие поступления к доходам относить нельзя.

Чем доход отличается от выручки и прибыли

Доход иногда путают с выручкой и прибылью. Рассмотрим, в чем разница.

Выручка — сумма денег, на которую компания отгрузила клиенту товар, выполнила работы или оказала услуги за месяц, квартал или год.

В доход, кроме выручки, еще входят внереализационные поступления. Например, проценты по вкладам и депозитам, неустойки и компенсации по договорам, плата за сданную в аренду недвижимость, если это не относится к основной деятельности бизнеса, поступления от продажи оборудования.

Расчет дохода по формуле

Прибыль — это финансовый результат, при котором доходы бизнеса больше, чем расходы. Когда компания или ИП продает товары, выполняет работы или оказывает услуги, у нее есть доход, но может не быть прибыли.

Прибыль организации: формула расчета

Если расходов больше, чем выручки, компания работает в убыток. Доход же не может быть отрицательным. Если компания ничего не продает и у нее нет внереализационных поступлений, доход равен нулю.

Какие бывают виды дохода

Чаще всего бизнес получает оплату на счет или наличными — это денежные доходы. Но иногда бизнес получает от клиентов доход не деньгам — это неденежные доходы. Посмотрим, что они в себя включают.

Денежные доходы — все деньги бизнеса за работы, товары или услуги и внереализационные доходы из других источников.

Неденежные доходы — доходы от мены, взаимозачетов и новаций. Разберем на примерах, что это такое:

  • Мена. Например, мебельный цех по бартеру обменял в салоне цветов два стула по цене 10 000 ₽ на три букета для оформления мебельной выставки.
  • Взаимозачет. Например, салон цветов купил у мебельного цеха два стула по цене 10 000 ₽ и не оплатил. Потом салон цветов в счет своего долга оформил букетами мебельному цеху павильон на выставке — оказал услугу на те же 10 000 ₽. Салон цветов и мебельный цех решили сделать взаимозачет. Денег на счет мебельного цеха не поступало, но 10 000 ₽ все равно будут доходом.
  • Новация. Другой пример: салон цветов купил у мебельного цеха диван и столик. Их стоимость — 50 000 ₽. У салона не было денег, чтобы их оплатить, этот долг решили преобразовать в заем. Хотя мебельный цех и не получил 50 000 ₽ на счет или наличными, они все равно будут его доходом в день, когда салон заключил с цехом договор займа. Это называется новация.

Все эти поступления надо включать в доход бизнеса.

Что не включают в доходы

В налоговом учете есть поступления, которые не учитываются в доходах. Они перечислены в статье 251 Налогового кодекса РФ. Вот основные из них:

  • деньги, которые перевели себе на счет — например, ИП отправил себе на счет сумму с личной дебетовой карты;
  • залог или задаток — например, человек планирует купить недвижимость и оставляет задаток 10% от суммы договора;
  • кредит от банка;
  • заем от партнера — например, компания получила от партнера деньги на покупку нового оборудования.

В бухгалтерском учете в доходы не включают поступления, которые не предполагают материальной выгоды для бизнеса.

Что важно запомнить

  1. Доход не надо путать с выручкой и прибылью. Выручка — это все, что компания получила за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг. Доход — это выручка бизнеса плюс внереализационные поступления. Прибыль — это финансовый результат, при котором доходы больше расходов. Если расходов больше — это убыток.
  2. Доходом считают не только то, что бизнес получит на счет или наличными деньгами, но еще и неденежные доходы. Например, то, что получили бартером.
  3. Есть поступления, которые не надо учитывать в налоговых доходах, — они перечислены в статье 251 Налогового кодекса РФ.

Расчетный счет в ТинькоффПредложение Тинькофф

Прибыль в бизнесе: какие виды бывают и как рассчитать

Предприниматель работает для извлечения прибыли. Но при финансовом учете важно рассчитывать несколько видов прибыли, чтобы понимать, насколько эффективно действует бизнес. Рассказываем, как это все посчитать и почему от этого бизнесу будет лучше.

Что такое прибыль

Прибыль — это разница между тем, что заработал бизнес и всеми издержками. При этом считаются доходы и расходы по всем видам деятельности. По сути, это самое главное в бизнесе. Ради прибыли предприниматели и начинают свое дело.

Давайте разберем на примере. Киоск продает шаурму. Каждый день продажа еды и напитков приносит примерно 15 тысяч рублей. За 31 день в кассе заведения оказалось 465 000 рублей. Но у киоска есть расходы на продукты, аренду, зарплату работников, коммунальные платежи и налоги. Например, на это уходит 370 тысяч рублей. Значит прибыль заведения 95 тысяч рублей в месяц.

Чем прибыль отличается от выручки

Предприниматели в малом и среднем бизнесе довольно часто путают выручку и прибыль.

Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак считает, что это связано с тем, что у предпринимателей не всегда есть соответствующие знания:

Выручка — это заработанные деньги компании за выполненные обязательства. И тут нужно сделать акцент именно на выполнении обязательств.

Смотрите, предприниматель продает древесину для деревообрабатывающих предприятий. Заказчики покупают товар по предоплате, но пока не было отгрузки товара, деньги не принадлежат продавцу. Они могут лежать на расчетном счете, но станут выручкой для учета в момент, когда покупатели получат древесину и отразят это в документации.

В этот момент деньги станут принадлежать компании. Но станут ли они прибылью? Нет. Потому что у компании есть и другие обязательства: зарплаты, ЖКХ, налоги, затраты на заготовку дерева. Эти расходы вычитаются из выручки, и получается прибыль.

То есть выручка появляется, когда компания выполнит обязательства перед контрагентами, а прибыль — это выручка за минусом собственных расходов.

Каждому предпринимателю нужно обязательно разделять эти термины. Слишком много случаев, когда поступает выручка, и собственники пускают ее на свои расходы, а потом не остается денег для закрытия обязательств.

Старший преподаватель экономического факультета РУДН Елена Егорычева уверена, что разобраться в этих понятиях способен каждый предприниматель:

Бухгалтерская и экономическая прибыль

Эти показатели смотрят для определения финансового состояния бизнеса на определенном этапе. Например, когда инвесторы или покупатели хотят оценить выгодность бизнеса.

Бухгалтерская прибыль – это доходы минус расходы по всем видам деятельности.

Экономическая прибыль – это доходы минус расходы, но в расходы включают и все неявные издержки.

Давайте разберемся чуть подробнее. В показатели бухгалтерской прибыли включают все явные затраты: зарплаты, коммунальные расходы, затраты на оборудование и материалы, банковские и налоговые платежи.

А при расчете экономической прибыли вычитают и неявные расходы. Например, деревообрабатывающий цех принадлежит предпринимателю, но его можно сдавать и в аренду. А это значит, что есть неявные денежные потери, то есть возможная недополученная прибыль от аренды.

Этот вид прибыли рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективна основная деятельность. Поэтому экономическую прибыль также можно рассчитать по формуле:

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – внутренние(неявные) затраты.

Если показатели экономической прибыли выше, то предпринимательской деятельностью заниматься не выгодно.

Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец считает, что бухгалтерская прибыль нужна для целей учета:

Маржинальная прибыль

Этот вид прибыли помогает предпринимателям понять, как развивается бизнес от месяца к месяцу. Маржинальность считают по формуле:

Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы.

В переменные расходы включают зарплаты менеджеров по продажам или закупку сырья. То есть показатели, которые регулярно меняются. Например, продали больше товаров, и менеджеры получили больше денег в качестве зарплаты. Или компания по обжарке кофе в мае закупала сырье по одной цене, а в августе стоимость изменилась из-за кризиса в Бразилии. Расходы поменялись, а следом меняется маржинальная прибыль.

Лучше регулярно смотреть, как меняется этот вид прибыли. Например, в мае кофейная компания продала продуктов на 700 тысяч рублей, а переменные расходы были 400 тысяч. Если в августе выручка осталась в районе 700 тысяч, а переменные расходы увеличились до 600 тысяч, то это повод пересмотреть бизнес-процессы. Возможно, стоит увеличить цены на товары.

С помощью маржинальной прибыли рассчитывают рентабельность бизнеса по формуле:

Рентабельность = Маржинальная прибыль : на Выручку.

Давайте снова вернемся к кофейной компании. В мае маржинальная прибыль составила 300 тысяч рублей. Разделим это число на 700 000 и получим рентабельность 0,43 или 43%.
В августе маржинальная прибыль составила 100 000 рублей. Разделим на 700 000 и получим 0.14 или 14%, то есть видим падение рентабельности.

Полезно следить за показателями рентабельности каждый месяц. Если значения падают, то лучше принять меры для изменения ситуации. Например, сократить издержки. В блоге ПланФакта есть полезная статья, которая поможет грамотно это сделать.

Пример того, как это отражается в ПланФакте в отчете с маржинальной прибылью:

отчет о прибылях и убытках

Валовая прибыль

С помощью валовой прибыли определяют целесообразность продажи или производства отдельных товаров или услуг. Для этого используют формулу:

Валовая прибыль = Выручка от продажи – Себестоимость.

Главное, что в этом случае считают прямые затраты, связанные с этим товаром. Например, себестоимость шаурмы 80 рублей, а клиентам продают за 180 рублей. Валовая прибыль равна 100 рублей.

Этот показатель помогает предпринимателям рассматривать бизнес по отдельным направлениям. В перспективе станет понятно, какие направления выгодно развивать, а от каких проще отказаться.

Операционная прибыль

Этот показатель используют, чтоб понять, насколько компания успешно ведет дела по основной деятельности. Для расчета применяют формулу:

Операционная прибыль = Выручка – Расходы по основной деятельности.

Расходы по основной деятельности = Прямые + Косвенные(Переменные) + Постоянные.

Кроме этого, используют и другую формулу:

Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы.

Например, у деревообрабатывающего цеха маржинальная прибыль 4 000 000 рублей. а расходы 3 600 000 рублей. Значит, операционная прибыль составляет 400 тысяч рублей. Если в течении полугода или года показатели падают, то бизнес теряет рентабельность.

Пример отчета о прибыли из сервиса ПланФакт:

отчет о прибылях и убытках2

Чистая прибыль

Это главный финансовый показатель компании. Расчет выглядит так:

Чистая прибыль = (Выручка компании + Прочие доходы) – (Расходы по основной деятельности + Прочие расходы + Амортизация + Проценты по кредитам + Налог на прибыль(доходы)).

Обратите внимание, что нужно вычесть все затраты: постоянные, переменные, налоги и амортизацию. Итоговый результат показывает, насколько успешен бизнес в целом.

Например, показатели ларька с шаурмой за месяц выглядят так:

  • Выручка — 465 000
  • Постоянные расходы — 100 000
  • Переменные расходы — 150 000
  • Налоги — 50 000
  • Кредитные платежи — 20 000
  • Амортизация — 5000

Чистая прибыль = 465 000 – (100 000 + 150 000 + 50 000 + 20 000 + 5000) = 140 000 рублей.

Эти деньги можно потратить на свои нужды или инвестировать в развитие бизнеса.

Зачем считать разные виды прибыли и как ее анализировать

Все это делается для управленческих решений. Подсчет прибыли показывает, как на самом деле работает бизнес. Ведь иногда кажется, что компания зарабатывает достаточно денег, но их не хватает на масштабирование, развитие и запуск новых направлений.

Борис Зак уверен, что без таких расчетов не понять, насколько хорошо развивается бизнес:

Расчеты прибыли помогают понять рентабельность бизнеса. Для этого нужно анализировать цифры несколькими методами.

Горизонтальный анализ (по времени)

Для этого прибыль сравнивают с определенными периодами. Например, март, апрель, май 2020 года с аналогичным периодом 2021 года. Цифры помогут понять, развивается бизнес или нет. В 2020 году на это время пришлась первая волна Covid-19, и многие заведения общепита были закрыты. И если анализ показывает, что у киоска с шаурмой в 2021 году показатели прибыли больше, значит бизнес развивается, не стоит на месте.

При этом анализе можно вовремя заметить падение выручки и принять решения, чтобы улучшить показатели или хотя бы подтянуть к показателям прошлого периода.

Вертикальный анализ (структурный)

Этот подход анализирует структуру выручки, сколько уходит на налоги, косвенные затраты, себестоимость, постоянные расходы и кредитные платежи. Например, чистая прибыль деревообрабатывающей компании в апреле 2021 года была 4 миллиона рублей или 12% от выручки.

В мае чистая прибыль стала 5 миллионов, но чистая прибыль составила 7% от выручки. Значит придется разбираться, почему просела прибыль. Возможно, поставщики увеличили цены из-за того, что в лесах распутица, и трудно вывозить древесину. Тогда в следующем периоде чистая прибыль должна подрасти. Но может компания продала больше материалов с низкой валовой прибылью, и следует пересмотреть бизнес-процессы.

Конкурентный анализ

Показатели бизнеса полезно сравнивать с показателями конкурентов. Для этого обычно используют результаты операционной прибыли. Как узнать цифры конкурентов? Некоторые предприниматели используют инсайдерскую информацию. Например, сотрудник конкурента не подписывал договор о неразглашении информации, а после увольнения рассказал о показателях на новой работе.

Есть финансовые консультанты, которые помогают с бизнес-планами и финансовыми моделями. Если у них десятки клиентов, то они знают показатели по направлениям бизнеса. Раскрывать значения конкурентов они не станут, но подскажут к каким цифрам необходимо стремиться.

Если нет возможности получить данные этими способами, то используйте статистику Росстата. Они ежегодно считают средние показатели по отраслям. Эти цифры помогут сориентироваться в показателям и понять, как себя чувствует компания в сравнении с другими участниками рынка.

Артем Туровец считает, что показатели прибыли показывают эффективность руководителя:

На самом деле неумение считать прибыль может привести к плачевным результатам. Есть реальный случай, когда предприниматель решил открыть производство древесных пеллет на базе леспромхоза. Он арендовал цех и оборудование, а потом получил тендер на поставку продукции в детский оздоровительный лагерь. К сожалению, собственник не умел правильно считать деньги и банально перепутал выручку и прибыль. Платежи от тендера он потратил на покупку автомобиля и недвижимость. Когда пришло время платить по обязательствам, то у компании не было денег на зарплату и покупку сырья. История печально закончилась тем, что за предпринимателем ходят судебные приставы и пытаются взыскать долги.

Должен ли предприниматель самостоятельно во всем этом разбираться

Здесь нет однозначного ответа, но лучше, чтобы предприниматель понимал, как складываются финансовые показатели бизнеса. Хотя бы для того, чтобы в будущем его не могли обманывать сотрудники или сторонние специалисты. Борис Зак уверен, что на начальных этапах лучше во все вникать самостоятельно:

Эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин думает, что опытные предприниматели разбираются в этих показателях, но на определенных этапах понадобятся эксперты:

Елена Егорычева уверена, что в крупном бизнесе у предпринимателей другие задачи, и за финансовые показатели отвечают отдельные специалисты:

Получается, что для развития бизнеса нужно вовремя принимать управленческие решения. Это поможет сделать расчет разных видов прибыли. Если бизнес небольшой, то это реально сделать самостоятельно. Когда показатели вырастут, то лучше нанять отдельных специалистов.

Что такое доходы и расходы

Среди предпринимателей распространено мнение, что доходы — это деньги, которые получены от покупателей, а расходы — выплаченные контрагентам суммы. И это опасное заблуждение. Оно приводит к тому, что тратятся ещё не заработанные деньги. В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов объясняет, почему так считать не нужно и рассказывает, как правильно определять доходы и расходы.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Сегодня разберёмся с доходами и расходами.

Доходы

Среди предпринимателей распространено мнение, что доходы — это деньги, которые получены от покупателей. И это заблуждение. Так доходы могут определяться для конкретных прикладных целей — например, для определения суммы налога по упрощённой системе налогообложения. Но, если считать любые поступления на счёт своим доходом, недолго и прогореть. Поэтому в бухгалтерском учёте доходы определяются по-другому.

  1. Доходы появляются, когда компания получает любые активы, а не только деньги. Или когда уменьшаются её обязательства перед контрагентами.
  2. Поступление активов или погашение обязательств будет доходом компании, только если её капитал станет больше. Это и есть увеличение экономических выгод.

Пример 1.

Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчётный счёт компании поступила предоплата 50 руб. Сегодня покупатель забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда компания получила доход и сколько он составил?

Простое и неправильное решение — признать доход 50 руб. вчера. Ведь вчера на расчётном счёте появилось 50 руб., то есть поступили активы. Но это предоплата за товар. Если компания не отгрузит товар, то предоплату придётся вернуть. Значит, вчера вместе с активом у компании появились обязательство. Для его погашения нужно отгрузить товара на 50 руб. или вернуть деньги покупателю. Экономические выгоды не увеличились. Поэтому вчера дохода у компании ещё не было.

Помните капитальное уравнение ? Из него следует, что капитал равен разности между активами и обязательствами.

Чтобы увеличение активов стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение обязательств. Чтобы уменьшение обязательств стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение активов.

В нашем примере сегодня компания отгрузила товары покупателю. 50 руб. она получила вчера — сегодня эти деньги стали доходом, потому что обязательство погашено поставкой товаров. Сегодня компания получила ещё один актив — дебиторскую задолженность покупателя. Это ещё 50 руб. Если покупатель её не погасит, компания сможет взыскать долг в суде. Таким образом, сегодня компания получила доход 100 руб.

Вот ещё пара ситуаций, когда поступление денег не является доходом. В отличие от предоплаты, эти деньги доходом не станут никогда.

  1. Взят кредит. Деньги появились, но одновременно с обязательством по их возврату.
  2. Получена оплата от покупателя с НДС. НДС — доход государства, а не компании. Подробнее об этом читайте здесь . Поэтому на сумму налога увеличились обязательства перед бюджетом.

Важно запомнить, что доход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут поступать раньше, позже или одновременно с получением дохода. Поступления могут вообще не быть связаны с доходами. В бухучёте это называется допущением временной определенности фактов хозяйственной жизни . Поэтому планировать и учитывать доходы нужно отдельно от планирования и учёта платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы не заработали.

Попробуйте наш сервис «Моё дело Бюро», в котором есть простые решения сложных бухгалтерских, налоговых, кадровых и юридических проблем!

Расходы

Как и с доходами, нельзя считать расходом, суммы, которые уплачены компанией. Выплата — ещё не обязательно расход. Всё несколько сложнее.

  1. Расходы возникают, когда компания отдаёт любые активы, а не только деньги. Или, когда увеличиваются её обязательства перед контрагентами.
  2. Выбытие активов или возникновение обязательств будет расходом компании только если её капитал станет меньше. Это и есть уменьшение экономических выгод.

Пример 2.

Вчера продавец и покупатель договорились о купле-продаже партии товаров за 100 руб. Вчера же покупатель перечислил предоплату 50 руб. Сегодня он забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель заплатит завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда покупатель понес расход и сколько он составил?

Вчера с расчётного счёта ушло 50 руб. Это предоплата за товар. Если продавец не отгрузит товар, то предоплату придётся вернуть. Значит, вчера вместе с выбытием одного актива (денежных средств) у компании появился другой актив (дебиторская задолженность). То есть меньше активов не стало и экономические выгоды не уменьшились. Поэтому вчера расхода у покупателя ещё не было. Сегодня у покупателя появился новый актив — товары, которые он забрал со склада продавца. Их стоимость — не расход, потому что активов стало больше, а не меньше. То есть сегодня расхода тоже нет.

Снова напомню капитальное уравнение, из которого следует, что капитал равен разности между активами и обязательствами.

Чтобы уменьшение активов стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение обязательств. Чтобы увеличение обязательств стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение активов.

Так может в нашем примере расход появится завтра, когда покупатель выплатит вторые 50 руб.? Ведь активы-то уменьшатся. Нет. Сегодня покупатель получил товаров на 100 руб. Это не доход, потому что на эти же 100 руб. возникло обязательство перед продавцом. Частично оно погашено вчера, когда покупатель перечислил предоплату. Завтра оно будет погашено полностью. Покупатель останется при своих активах, просто они изменят форму: 100 руб. денежных средств поменяется на 100 руб. товаров.

Пример 3.

Вчера компания взяла в кредит 100 руб. За пользование деньгами банка она при возврате кредита должна будет заплатить 20 руб. процентов. Являются ли расходом выплаты по кредиту?

При получении кредита вместе с активом ( деньгами) возникает обязательство. При его погашении — обязательство списывается. Нет ни дохода, ни расхода. Но это относится только к телу кредита — сумме, которая была взята в долг. В нашем примере это 100 руб. Проценты по кредиту — это увеличение обязательств перед банком, в обмен на которые заёмщик не получает никаких активов. Другие обязательства при этом не уменьшаются. Следовательно, начисленные проценты уменьшают экономические выгоды компании. Поэтому 20 руб. процентов — это расход. Причем расход этот возникает не когда проценты выплачиваются, а когда банк получает право их истребования по договору.

Как и для доходов, важно запомнить, что расходы никак не связаны по времени с поступлением денег. Деньги могут выплачиваться раньше, позже или одновременно с признанием расхода. Выплаты могут вообще не быть связаны с расходами. Поэтому планировать и учитывать расходы нужно отдельно от планирования и учёта платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы ещё не заработали.

Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» доходы и расходы определяются автоматически при осуществлении сделок. Для бухгалтерского учёта по своим правилам, для налогового — по своим. Определять вручную момент признания доходов и расходов не нужно — система делает это сама. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!

Прибыль ИП: как вычислить и увеличить

Евгений потратил много денег на то, чтобы открыть свое маленькое пельменное производство. Он подсчитал, сколько же тысяч рублей уже вложено:

20 000 — аренда помещения. Светло и просторно — не сравнится с маленькой кухней.

80 000 — оборудование. Пришлось купить промышленный холодильник и крепкую мясорубку.

20 000 — инвентарь. Для хороших пельменей нужны скалки, разделочные доски и другая посуда.

50 000 — закупка сырья. Вкусное мясо стоит дорого, но Евгений не скупится на качественное сырье.

80 000 — зарплата. Ее получает бухгалтер и помощник Евгения.

Итого 250 000 рублей расходов. За первый месяц предприятие заработало 200 000 рублей. Если Евгений будет считать прибыль с учетом всех расходов, результат его огорчит:

200 000 – 250 000 = -50 000 рублей

Наш герой работает в убыток? Может быть, следующий месяц окажется прибыльнее?

Дело в том, как посчитать расходы. Оборудование окупается не сразу. Чтобы не было путаницы, расходы предприятия нужно разделить на операционные и инвестиционные.

Операционные расходы — это деньги, которые уходят на процесс производства и продажи: аренда помещения, закупка сырья и расходных материалов, выплата зарплаты.

Инвестиционные расходы — это затраты на то, что будет долго служить на производстве. В нашем случае это холодильник, мясорубка и кухонный инвентарь.

Амортизация

При расчете прибыли инвестиционные расходы учитывают не разом, а делят их на срок службы оборудования. То есть, 100 000 рублей из расходов Евгений может распределить на три года. Это 36 месяцев. В итоге получится около 2 800 рублей — это та часть инвестиционных расходов, которые должны ежемесячно покрываться доходами. Это и называют амортизацией.

Валовая выручка

Валовая выручка покажет, окупились ли все понесенные в прошедшем периоде расходы. Для этого нужно вычесть из выручки предприятия операционные расходы и амортизацию.

Евгений пересчитал деньги с учетом новых знаний и обрадовался:

200 000 – (150 000 + 100 000 : 36) = 47 200 рублей

Почти 50 000 рублей! Можно купить еще один холодильник и лепить круглые сутки, чтобы наводнить вкуснейшими пельменями прилавки всех магазинов. Нужно только не забыть об обязательствах и убедиться, что бизнес сможет потянуть расширение.

Обязательства

Нельзя тратить валовую выручку, пока ИП должен кому-то денег. Евгений пока не брал долов и кредитов, но на будущее пригодится.

Задолженность бывает кредиторской и дебиторской. Если Евгений примет у поставщика сырье и договориться оплатить его в следующем месяце, у него появится кредиторская задолженность. Если Евгений выполнит заказ и в договоре будет условие об отсрочке оплаты, задолженность будет дебиторской.

В любом случае, нужно вести учет кредиторов и должников — чтобы не потратить чужие деньги или напомнить о платеже должнику. Когда все обязательства будут перед глазами, будет ясно, сколько выручки осталось на расширение производства или прихоти предпринимателя.

Налоги

Предприятие Евгения работает на режиме налогообложения УСН «Доходы минус расходы». Налоговая ставка составляет 15%. Рассчитаем, сколько денег Евгений отдаст в бюджет за первый месяц работы:

47 200 * 15% = 7 080 рублей

Теперь у Евгения есть все цифры для того, чтобы наконец посчитать чистую прибыль своего пельменного производства, которая будет в его распоряжении.

Чистая прибыль

Итак, предприятие заработало 200 000 рублей, операционные расходы — 150 000 рублей, амортизация — 2 800 рублей, обязательства — 0 рублей, налоги — 7 080 рублей. Считаем:

200 000 – (150 000 + 2 800 + 7 080) = 40 120 рублей

Это и есть чистая прибыль, которой Евгений будет распоряжаться по своему усмотрению. Может увеличить ассортимент или объемы производства, потратиться на рекламу, оставить деньги на счету компании или вложить в какое-нибудь предприятие. Но как увеличить прибыль?

Увеличение прибыли

Вот несколько способов повысить прибыль:

подобрать более подходящий режим налогообложения;

уменьшить операционные расходы на сырье, аренду;

увеличить выручку за счет большего объема продаж.

Для Евгения УСН «Доходы минус расходы» — самый выгодный налоговый режим. Чтобы уменьшить расходы на сырье, нужно поискать поставщиков с самыми выгодными условиями. Искать новое помещение Евгений пока не собирается. Остается еще один пункт — привлечь больше клиентов и увеличить продажи.

Этого можно добиться несколькими путями:

1. Предложить клиенту новый продукт. Его нужно представить так, чтобы он выглядел ценным в глазах клиента, при том что его себестоимость изменилась незначительно. Основной продукт на производстве нашего героя — пельмени с говяжьим фаршем. Евгений может предложить ресторанам здорового питания пельмени из гречневой муки с куриным фаршем и заработать за счет новой целевой аудитории. Другими словами, нужно экспериментировать с себестоимостью, составом, позиционированием и ценообразованием.

2.Предложить клиенту улучшенный сервис. Евгений может заработать за счет улучшенного сервиса. Сейчас заказчики сами забирают пельмени с производства. Можно доставлять их «до двери». Однако, придется платить службе доставки или собственному водителю. Все нужно внимательно просчитать. Другие варианты улучшить сервис: круглосуточная доставка, доставка за город, подарочная упаковка, пельмени сразу в кастрюле и так далее.

3. Переложить на клиента часть расходов. Можно заработать за счет снижения расходов на сервис: предложить клиенту самому забрать товар со склада, самому собрать пельмени из теста и фарша и прочее. Позиционировать подобные вещи можно как гибкость условий, на деле они уменьшают себестоимость заказа. Также можно предложить акцию: 10 пачек пельменей бесплатно, если ваш друг закажет у нас 100 пачек.

Есть еще один вид прибыли, который помогает понять, насколько бизнес готов зарабатывать. Это разница между выручкой от операционной деятельности и расходами на нее. То есть, прибыль до вычета процентов по кредиту, налогов, износа и амортизации. Называется этот показатель EBITDA — earnings before interest, taxes, depreciation and amortization.

Если EBITDA отрицательный, то бизнес убыточный. Даже если на расчетном счету пока есть запас денег, вы уже начали их тратить. Ведь прибыли не хватает на то, чтобы покрыть операционные расходы.

Если EBITDA около нуля, то бизнес работает «в ноль».

Если EBITDA положительный, бизнес зарабатывает. Даже если у него долги и кредиты, у него есть потенциал рассчитаться с ними.

Посчитаем EBITDA пельменного производства нашего героя:

200 000 (выручка) – 150 000 (аренда, сырье, зарплаты) = 50 000 рублей

Значит, Евгению удалось грамотно организовать свое дело. Он больше не работает на дядю. Он теперь сам дядя.

Прибыль бывает разная, но распоряжаться можно только чистой прибылью. Чтобы ее повысить, нужно уменьшать расходы и повышать выручку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *