Допретензионная как пишется
Перейти к содержимому

Допретензионная как пишется

Поиск ответа

Подскажите, пожалуйста, претензиоН Но-договорной или претензиоН о-договорной.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 297263

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать: до претензион ная работа или до претензион ная работа. Заранее спасибо!

Претензионная работа со стороны заказчика: 5 ключевых этапов и типовые ошибки

Претензионная работа со стороны заказчика: 5 ключевых этапов и типовые ошибки

В претензионно-исковой работе заказчик руководствуется нормами:

  • Гражданского кодекса РФ
  • Арбитражного процессуального кодекса РФ
  • иными НПА, которые устанавливают отдельные требования, исходя из специфики предмета контракта

Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 и Типовые контракты (которые действуют до 31.12.2021) регулируют ответственность сторон по контрактам, которые заключаются по итогам закупочных процедур. Основные формы ответственности – штраф и пеня.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Задачи претензионной работы:

  1. Контроль за добросовестным исполнением обязательств по контракту (договору).
  2. Досудебное урегулирование споров.
  3. Взыскание с недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей пеней и штрафных санкций.

Предварительно заказчику необходимо:

  • определить должностное лицо, которое будет отвечать за претензионную работу со стороны организации (Заказчика)
  • закрепить функциональные обязанности работника в должностной инструкции
  • определить порядок регистрации исходящих и входящих претензий по заключённым контрактам и по судебным разбирательствам

В основном такие обязанности исполняет юридический отдел либо отдельное должностное лицо с юридическим образованием.

Некоторые заказчики разрабатывают и утверждают регламент по осуществлению претензионной работы, где детально описывают алгоритм передачи материалов из закупочного подразделения в юридическое, сроки, порядок направления претензии и ответа на неё, сроки направления исковых заявлений, порядок участия в судебных заседаниях, ведения реестров, журналов и т.д.

Необходимо определить сотрудника, который будет контролировать исполнение обязательств по заключённым договорам (сроки исполнения, объём, количество, качество и т.д.).

Рассмотрим этапы претензионной работы со стороны заказчика:

1. Допретензионный этап

Заказчик выявляет нарушения условий исполнения/неисполнения обязательств по контракту (договору) и фиксирует их в соответствующем акте.

Каждое нарушение условий контракта необходимо задокументировать и обязательно уведомить нарушителя, пригласить его на составление акта. Для этого нужно оформить в свободной форме письмо-вызов исполнителя по адресу либо на объект заказчика, указать в нём суть нарушения и направить по электронной почте/факсу/по почте с подтверждением доставки / вручить представителю под роспись.

На этом этапе максимально фиксируются все нарушения. Подтверждающие документы оформляются по требованиям законодательства РФ и действующего контракта. Если контрагент не собирается устранять недостатки либо не выходит на связь, заказчик переходит к подготовке претензии.

2. Претензионный этап

Заказчик формирует претензию и документы, подтверждающие факт нарушения.

Цель этапа: получить неустойку за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства.

Помимо неустойки, заказчик может взыскать убытки, которые он понёс из-за ненадлежащего исполнения / неисполнения обязательств по контракту.

Законодательство о закупках не регламентирует срок формирования и рассмотрения претензии. Заказчик устанавливает сроки в проекте контракта. Как правило, минимальный срок рассмотрения претензии – 10 календарных дней, максимальный – 30.

Если в Проекте контракта срок не указан, его необходимо прописать в тексте направляемого документа (с учётом норм ГК РФ о переносе срока с выходного дня на следующий рабочий).

Заказчику необходимо отразить в претензии:

  • информацию по действующему контракту: номер, дату заключения
  • данные о сторонах контракта: наименование каждой стороны, юридический и почтовый адрес
  • нарушенные обязательства
  • мера ответственности и её основание
  • размер денежного требования заказчика по условиям контракта (с приложением детального расчёта)
  • реквизиты счёта в банке для перечисления денежных средств
  • чёткие сроки на добровольное исполнение денежного требования или направления возражения по указанным в претензии требованиям
  • требование о расторжении контракта по соглашению сторон (при необходимости) или иные условия исходя из нарушения условий контракта
  • документы, подтверждающие факт нарушения

Направление документов поставщику/подрядчику/исполнителю

Необходимо отразить претензионную работу в реестре контрактов в ЕИС.

Если контрагент не реагирует на полученную претензию, необходимо сформировать исковое заявление и отправить его в суд.

Меры по факту нарушения условий контракта/договора

При систематическом неисполнении / ненадлежащем исполнении обязательств по контракту заказчик вправе его расторгнуть по соглашению сторон, в суде или в одностороннем порядке (по контракту и законодательству).

Претензионный порядок применяется в любом случае.

Важно: в 44-ФЗ в 2021 году внесены изменения, которые позволили заказчику на легитимной основе уменьшать сумму оплаты по контракту на размер штрафа и пеней, начисленных за ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств.

3. Подготовка и направление искового заявления в суд

Данный этап имеет принудительную составляющую: если требования об уплате штрафа, пеней не были исполнены контрагентом на добровольной основе, заказчик по ст. 125 АПК РФ формирует и направляет в суд исковое заявление.

Подробный перечень документов, которые прилагаются к исковому заявлению, установлен ст. 126 АПК РФ.

Важно: при подаче иска заказчик (бюджетное учреждение) не освобождается от уплаты государственной пошлины (п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ).

Заказчик должен отразить в иске:

  • точное и чёткое обоснование предмета иска со всеми подтверждающими документами
  • доказательство проведения претензионной работы
  • детальный расчёт исковых требований
  • документальное подтверждение факта предоставления копии иска ответчику
  • подтверждение полномочий лица, подписавшего исковое заявление

Типовые ошибки

По итогам 2020 года выявлено, что более 20% заказчиков не ведут претензионно-исковую работу по контрактам в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Большую часть контрактов по 44-ФЗ заказчики расторгают по соглашению сторон, не учитывая претензионный порядок и обязанность востребовать с нарушителя пени и штрафы.

Естественно, для заказчика претензионный порядок – затраты времени и труда, но не следует забывать, что такая работа при правильном подходе может сохранить контракт и закрыть потребности заказчика в товаре.

Сейчас распространено утверждение методологических рекомендаций по ведению претензионно-исковой работы на региональном уровне (со всеми формами исходящих документов, листов регистрации, шаблонов претензий и т.д.).

Претензионная работа по договорам по Закону № 223-ФЗ осуществляется так же, но с учётом норм законодательства. К примеру, если ответчиков несколько (при закупках с несколькими выбранными победителями), то претензию нужно направлять каждому отдельно.

Заказчик в любом случае обязан пройти этап досудебного урегулирования спора.

Важно: уведомление контрагента о намерении обратиться в суд не является исполнением претензионного порядка заказчиком.

Претензионную работу активно автоматизируют: её переведут в электронную форму – все документы можно будет направить через ЕИС. Это упростит и ускорит работу заказчика.

Как ведется претензионная работа по ФЗ №44

ФЗ №44 – это закон «О контрактной системе в области закупок для государственных нужд» от 5 апреля 2013 года. На основании этого закона взыскиваются штрафы и пени с поставщиков, которые не справились со своими обязанностями. На основании ФЗ №44 заказчик может восстановиться в своих правах.

Вопрос: Заказчик направил поставщику претензию с требованием об уплате неустойки. Поставщик с претензией не согласился, неустойку не уплатил. Несмотря на это, заказчик не обратился в суд с иском о взыскании начисленной неустойки. Что грозит ответственному лицу заказчика за такое бездействие?
Посмотреть ответ

Законодательное обоснование

При претензионной работе нужно руководствоваться не одним, а целым рядом нормативных актов. В частности, это следующие законы:

  • ГК РФ. Регулирует порядок исполнения обязательств, виды ответственности за неисполнение обязанностей. Также в ГК прописаны возможности одностороннего отказа от контракта.
  • ФЗ №44. В статьях 94 и 95 закона содержится порядок проверки итогов выполнения государственного контракта.
  • АПК. В части 5 статьи 4 указаны ситуации, когда претензионный порядок является обязательным. В части 1 статьи 126 АПК прописано, что истец должен приложить к иску копию претензии, а также документацию, подтверждающую позицию заказчика.
  • Отдельные нормативные акты. Применяются в том случае, если предметом контракта являются отдельные виды объектов. К примеру, авто. Это статья 39 ФЗ №259 «Устав авто» от 8 ноября 2007 года, статья 55 ФЗ №126 «О связи» от 7 июля 2003 года.

Также претензионная работа может регулироваться различными ведомственными актами. К примеру, это регламенты, методические рекомендации.

Сроки рассмотрения претензий

Сроки направления претензий в законе №44 не оговорены. Однако при рассмотрении этого вопроса нужно руководствоваться практическим опытом. Результаты рассмотрения во многом зависят именно от скорости подачи претензии. Желательно делать это сразу после нарушения прав заказчика. Оптимальные сроки – от 10 до 30 суток.

Направление претензии после выполнения контракта возможно в рамках сроков исковой давности. Однако есть исключения. В частности, это при наличии недостатков и брака товара. В этом случае нужно руководствоваться гарантийным сроком. Если же этого срока нет, устанавливается период в 2 года (пункт 2 статьи 477 ГК).

Сроки ответа на претензию в ФЗ №44 также не прописаны. Раньше в АПК был установлен период в 30 дней. В контракте мог быть установлен иной срок. На данный момент указанные сроки актуальны только для споров, возникших на основании незаконного обогащения.

Сроки обычно указываются в контракте. Если никакого срока там нет, он прописывается в самой претензии. Если в соглашении не прописано, какие именно дни брать при расчете, брать нужно дни календарные. В статье 193 ГК указано, что, если завершение срока выпадает на выходной день, период переносится на ближайший рабочий день.

Ответственность за отсутствие ответа в законе №44 не оговорена. Если все сроки истекли, а никакого ответа так и не пришло, нужно идти в суд.

Порядок действий на допретензионном этапе

Перед подачей претензии нужно проверить, есть ли все доказательства ненадлежащего выполнения условий контракта. Зафиксировать правонарушение можно этими путями:

  • Составлением акта об обнаруженных недостатках.
  • Оформлением двухстороннего акта (в нем указываются нарушения при исполнении контракта).

Для составления акта нужно вызвать представителя поставщика. Сделать это можно тем методом, который прописан в контракте. Если же ничего в контракте об этом не сказано, можно воспользоваться тем методом, который позволит подтвердить направление заявки.

ВАЖНО! Если недостатки обнаружены при приемке итогов исполнения контракта, они подтверждаются заключением эксперта.

Особенности оформления претензии

В претензии, подаваемой на основании ФЗ №44, прописываются такие данные:

  • О сторонах контракта: название, адрес.
  • Номер и дата контракта.
  • Причины предъявления претензии.
  • Доказательства нарушений при исполнении договора.
  • Основание для наложения ответственности на поставщика.
  • Требование заказчика. К примеру, это может быть устранение правонарушения, выплата неустойки.
  • Сроки, в которые можно будет добровольно исполнить поставленные требования.

Важно внимательно отнестись к формированию требований. Они должны быть конкретными и базирующимися на действительных нарушениях. Заказчик может указать меру ответственности, которую он хочет вменить в отношении исполнителя. При этом нужно указать закон, на основании которого будет накладываться ответственность.

Требование заказчика может быть денежным. В таком случае в претензии должен содержаться расчет. К документу прилагаются бумаги, на базе которых предъявляются требования. Если точно понятно, что у исполнителя есть документы (к примеру, контракт), высылать их дополнительно не требуется.

Односторонний отказ поставщика от исполнения контракта

Без уважительной причины отказаться от исполнения нельзя (основание – статья 95 ФЗ №44). В частности, должны соблюдаться эти условия:

  • Право на отказ содержится в контракте.
  • Имеются обстоятельства, при которых можно отказаться.

Рассмотрим эти обстоятельства:

  • Получена продукция ненадлежащего качества.
  • Бракованный или испорченный товар не заменен в установленные сроки.
  • Исполнитель несколько раз нарушал сроки поставки.
  • Заказчик не исполняет все условия контракта.

Эти обстоятельства оговорены в статье 523 ГК. Если требуется совершить отказ, исполнителю нужно направлять не претензию, но соответствующее решение. Отправляется оно в течение 3 суток после принятия решения. В эти же 3 дня нужно разместить его в единой информационной системе.

Если заказчик отказывается от контракта в одностороннем порядке, он сможет получить от исполнителя только компенсацию реально понесенного ущерба. Датой уведомления будет дата, когда заказчик получил подтверждение о вручении его решения об отказе. Если использованный метод отправки не предполагает получения подтверждения, датой уведомления является дата после истечения 30 дней со дня публикации решения в ЕИС.

Нужно помнить, что само по себе уведомление не обозначает автоматического прекращения действия контракта. У исполнителя остается 10 суток на ликвидацию нарушений. Если они устраняются, заказчик должен отозвать решение. Однако последнее положение неактуально при повторном правонарушении. Если ничего устранено не было, через 10 суток контракт действовать перестает.

Претензионная работа при использовании штрафных санкций

Заказчик обязан подать претензию в том случае, если условия контракта не были исполнены надлежащим образом. Однако она не обозначает автоматического взыскания неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК, пункт 1 статьи 407 ГК).

Взыскать неустойку можно только в том случае, если соответствующее положение содержится в контракте.

Обеспечительные меры

Существуют эти формы обеспечения контракта (часть 3 статьи 96 ФЗ №44):

  • Банковская гарантия.
  • Средства, которые внесены на счет заказчика.

Что собой представляют обеспечительные меры? Это меры, направленные на компенсацию убытков в случае неисполнения положений контракта. Если исполнитель допустит нарушение, заказчик сможет взыскать из суммы обеспечения штраф. Возмещение убытков производится на основании статьи 393.1 ГК.

К СВЕДЕНИЮ! При претензионной работе по ФЗ №44 применяются общие принципы, изложенные в ГК.

Претензия или притензия, как правильно пишется?

Слово «пре­тен­зия» пишет­ся с бук­вой «е» в пер­вом сло­ге пре-. Это сло­вар­ное сло­во, напи­са­ние кото­ро­го сле­ду­ет запом­нить.

Разберемся, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «при­тен­зия» или «пре­тен­зия», с бук­вой «и» или «е», и поче­му. Сначала выяс­ним, что обо­зна­ча­ет эта лек­се­ма в рус­ском язы­ке.

Значение слова «претензия»

Анализируемое сло­во при­над­ле­жит чаще все­го официально-деловому сти­лю речи. Его упо­треб­ля­ют при состав­ле­нии жалоб, заяв­ле­ний и пр.

Этим сло­вом обо­зна­ча­ют

Словарь ино­стран­ных слов. М., «Русский язык», 1980

Интересующее нас сло­во заим­ство­ва­но из латин­ско­го язы­ка и вос­хо­дит к позд­не­ла­тин­ско­му praetensio. Начальный эле­мент prae- зна­чит «перед».

Правописание слова «претензия»

В рус­ском язы­ке это сло­во про­из­но­сит­ся со вто­рым удар­ным глас­ным кор­ня:

По этой при­чине неяс­но слы­шит­ся пер­вый глас­ный и воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре бук­вы «и» или «е».

Как вид­но из мор­фем­но­го соста­ва, в этом сло­ве нет смыс­ло­вой при­став­ки пре-или при-.

Написание бук­вы «е» в пер­вом сло­ге это­го заим­ство­ван­но­го сло­ва сле­ду­ет запом­нить или в слу­чае затруд­не­ния обра­тить­ся к сло­ва­рю.

«Претензия» — это сло­вар­ное сло­во, кото­рое пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «е».

Написание «притен­зия» или «прэтен­зия» явля­ет­ся оши­боч­ным.

Претензия или притензия, как правильно пишется?

Как запомнить написание слова?

1.Во вто­ром сло­ге ясно слы­шит­ся удар­ный глас­ный звук, обо­зна­чен­ный бук­вой «е»:

Эта бук­ва «зака­зы­ва­ет» напи­са­ние и пер­вой такой же бук­вы.

2. Этот тер­мин часто упо­треб­ля­ет­ся в соче­та­нии с гла­го­лом:

В нача­ле обо­их слов пишет­ся бук­ва «е».

Примеры

Гражданину В. банк офор­мил пре­тен­зию о взыс­ка­нии сум­мы задол­жен­но­сти по предо­став­лен­но­му кре­ди­ту.

Ваша пре­тен­зия на нека­че­ствен­ный товар будет рас­смот­ре­на в крат­чай­ший срок.

В ЖКУ посту­пи­ла пре­тен­зия жиль­цов дома №76 о нека­че­ствен­но про­ве­ден­ном ремон­те подъ­ез­да.

Спортивные обо­зре­ва­те­ли отме­ти­ли, что участ­ник забе­га под номе­ром 7 стре­ми­тель­но дви­жет­ся к фини­шу с явной пре­тен­зи­ей на побе­ду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *