Как привлечь инвесторов
Перейти к содержимому

Как привлечь инвесторов

Где найти и как привлечь инвестора в свой бизнес

Прекрасно, когда у предпринимателя хватает средств, необходимых для ведения дел. Но так бывает далеко не всегда. В 9 случаях из 10 предприниматель вынужден изыскивать сторонние ресурсы для вложения в свой бизнес. Для этого следует тщательно продумать и спланировать возможные пути поиска финансовых вливаний и максимально обезопасить себя.

Рассмотрим варианты привлечения дополнительных финансов. Проанализируем, кто может выступить в роли инвестора. Постараемся оказать практическую помощь нуждающемуся в финансировании предпринимателю, составив пошаговое руководство по поиску инвестора.

Цель привлечения инвестора

Инвестиция – это стороннее вливание финансовых средств в определенный проект, программу, начинание на долговременной основе, рассчитанное на отсроченное получение прибыли.

Зачем предпринимателям могут понадобиться посторонние средства, ведь потом придется делиться прибылью? Цель, с которой бизнесмен может пригласить других финансово поучаствовать в его «детище», может быть одной из следующих:

  • рост и развитие текущей деятельности;
  • привлечение дополнительных или недостающих ресурсов;
  • увеличение основных активов;
  • освоение технологий;
  • вступление в новые области бизнеса.

Виды инвестиционных вливаний

По степени участия в проекте инвестиции могут быть:

  • портфельными – средства вкладываются в группу проектов, причем сразу в нескольких бизнес-сферах или в разных организациях;
  • реальными – капитал предназначен для финансирования конкретного проекта с целью получения реальной прибыли.

По особенностям вкладчика инвестиции можно разделить на:

  • государственные;
  • частные;
  • иностранные.

По нюансам финансируемого проекта выделяют инвестиции:

  • интеллектуальные;
  • производственные.

По возможности инвестора контролировать свои вложения:

  • контролируемые;
  • неконтролируемые.

Варианты привлечения инвестиций на разных стадиях проекта

Чтобы получить деньги на свой проект, он должен показать свою состоятельность. А для того чтобы проект заработал, нужны деньги. Как выбраться из этого замкнутого круга? Для каждого этапа функционирования проекта будет целесообразнее привлекать инвестиции из разных источников.

  1. Стадия планирования. Если у предпринимателя есть интересная бизнес-идея, возможно, модель или образец готовой продукции, но управление и процессы еще не начинали налаживаться, то средства имеет смысл просить у таких спонсоров:
    • ближний круг (родственники, друзья, единомышленники);
    • государственные инвестиции (существуют специальные программы по поддержке некоторых инноваций);
    • венчурные инвестиции (они предназначены как раз для рискованных стартапов).
  2. Начало работы проекта. Бизнес-план разработан, команда формируется, процесс «пошел», но прибыли еще нет. В таком случае деньги на дальнейшее продвижение могут дать:
    • венчурные фонды;
    • частные инвесторы;
    • иностранные спонсоры.
  3. Удачный старт. Организация заняла определенное место на рынке, проект начал приносить прибыль, пускай пока не слишком большую. Для расширения деятельности средства могут предоставить:
    • фонды прямых инвестиций;
    • венчурные вкладчики;
    • банки (в этой стадии проекта, когда уже видны первые результаты, кредитные организации уже могут рискнуть своими средствами).
  4. Рост и развитие. Когда прибыль уже очевидна и стабильна, найти инвесторов не составит труда. В такую компанию с удовольствием вложат средства:
    • венчурные фонды;
    • иностранные капиталисты;
    • госфонды;
    • банковские учреждения.
  5. Отлично налаженное дело. Когда рост и перспективы дела не вызывают сомнений, компания занимает на рынке одно из лидирующих мест, инвесторы могут даже «сражаться» за право вложить средства в явно прибыльную фирму. В таком случае можно уже не просто принимать спонсорские вложения, а публично продавать свои акции. Кроме этого, можно брать в инвесторы:
    • частных предпринимателей;
    • банки;
    • пенсионный фонд.

Главные источники инвестирования

Кроме частных вложений, предпринимателя могут инвестировать банки или же государство.

Государственные инвестиции «заточены» под конкретные программы. Правила их очень строги и не подлежат корректировке. В большинстве своем эти программы рассчитаны на производственные компании, поэтому воспользоваться поддержкой государства может далеко не каждый предприниматель. Как правило, государственные деньги предназначены на закупку оборудования, материалов, транспортные расходы. Средства на оплату труда, рекламу и другие расходы предпринимателю нужно будет искать самостоятельно.

Банковские инвестиции, то есть кредиты «под бизнес» не дадут любому желающему. Для того чтобы взять деньги под конкретное дело, оно должно быть уже начато либо заемщик должен иметь другой стабильный доход. Это связано с необходимостью выплачивать банковские проценты.

Частные инвестиции – наиболее перспективные спонсоры для начинающего предпринимателя. Среди многочисленных видов компаний и фондов, готовых оказать финансовое содействие на любом этапе проекта, любой бизнесмен может найти подходящий именно ему.

Одной из удобных для начинающих бизнесменов форм инвестирования являются бизнес-инкубаторы – организации, которые специализируются на финансировании и поддержке предпринимателей в начале их бизнес-пути.

В рамках «инкубатора» бизнесмен может получить в аренду помещение на льготных условиях, ему помогут с бухгалтерией и юридическим сопровождением, окажут консультационные услуги.

Поиск инвестора: пошаговое руководство

Если предприниматель поставил себе цель привлечь инвестиционный капитал, перед ним начинается непростой путь, который ему придется пройти шаг за шагом.

«Я ищу ₽30 млн на. »: как стартапу найти инвестора в кризис и не только

Фото: Carles Rabada / Unsplash

Об эксперте: Олег Котелюх, управляющий партнер «Инпро Технолоджис».

Шаг первый: четко определить цель и размер необходимых инвестиций

Инвестиции — это не цель, это средство. Основатель стартапа должен хорошо представлять, для чего ему понадобились деньги. Обычно сторонние средства нужны, чтобы ускорить развитие бизнеса. Компания растет медленнее, чем необходимо, а инвестиции ускорят этот процесс и позволят обойти конкурентов. Другой распространенный вариант ответа: средства нужны на улучшение продукта и усиление отдела продаж.

Определение конкретной цели важно по двум причинам. Во-первых, это позволит определить требуемый размер вложений, а, во-вторых, приблизиться к пониманию, где их искать: у частных инвесторов или фондов. От того, на какой стадии находится ваш проект, для чего и сколько нужно денег, будут зависеть критерии, по которым вы начнете искать источник финансирования.

Шаг второй: определить тип инвестора и создать воронку

Итак, вы определили причины, по которым вам необходимы деньги и обозначили, какие статьи расходов нужно закрыть в первую очередь, чтобы бизнес продолжал развиваться. Ответьте себе на вопрос, почему вы не можете взять денег у друзей, родственников и в банке? Почему вам нужен именно инвестор? Возможно, вместе с деньгами вы хотите получить опыт и связи. Тогда вам потребуется стратегический инвестор. Или вам полностью хватает компетенций и подойдет любой человек с деньгами. Тогда поискать его можно среди знакомых предпринимателей или на курсах начинающих бизнес-ангелов. Такие курсы есть у ФРИИ, Сколково, РВК.

Фото:Alexander Sinn / Unsplash

Типичная ошибка начинающего соискателя инвестиций — думать, что инвесторов мало. Их много! Вся соль заключается в том, чтобы найти своего. Для этого создайте карту местности: изучите, какие фонды, работающие со стартапами, есть в вашем городе. Как правило, у таких организаций есть четкий набор критериев, куда они инвестируют: какие сферы, ниши и рынки им интересны, какая стадия развития проекта должна быть для начала обсуждения, какие суммы они готовы вкладывать. Уже на этом этапе будет понятно, кого можно иметь в виду, а с кем вам не по пути.

Подпишитесь на тематические каналы в мессенджерах, например, TheEdinorog и Startupoftheday. Просматривайте деловые СМИ. Составьте список местных акселераторов и бизнес-школ, у них тоже есть специальные дни, когда их резиденты и выпускники презентуют свои проекты инвесторам. Обратите внимание, кто инвестировал в проекты, похожие на ваш.

Конечно, городом ограничиваться не стоит. Вы должны хорошо понимать, какие фонды и люди в вашей стране инвестируют в вашу отрасль. Не стесняйтесь искать инвесторов и за рубежом. Примеров инвестиций иностранных бизнес-ангелов хватает на рынке.

К примеру, Константин Синюшин, сооснователь венчурной компании Untitled Ventures, сейчас занимается созданием фонда, базирующегося в Люксембурге. Фонд будет инвестировать в российские проекты. Foundation Capital из США в 2018 вложились в российский проект Grabr. В том же году «ЭкзоАтлет» смог получить инвестиции от южнокорейской Cosmo and Company Co.

Фото:Павел Федоров

Наконец, расскажите, что вы ищете инвестиции, в Facebook и Instagram, говорите об этом друзьям и знакомым. Прошерстите Linkedin: это отличное место для того, чтобы найти контакты нужного вам человека.

Главное, чего делать не стоит — бездумно вписываться в бесконечные стартап-шоу и конференции, делать массированные рассылки во всевозможные инстанции, спамить своим проектом налево и направо. Вы только потеряете время и заработаете на венчурном рынке ненужную репутацию.

Наметьте конкретных людей, с которыми вам надо познакомиться, найдите тех, кто может вас им представить. Докажите им, что от вашего знакомства выиграют все. Так вы убедите инвестора хотя бы инвестировать время на то, чтобы выслушать вас. Если встретиться лично невозможно, пишите потенциальному инвестору письмо.

Помните: холодная рассылка не работает. Письмо должно быть «теплым», содержать всю необходимую информацию, быть лаконичным, но при этом запоминаться и вызывать эмоцию. Ваш адресат должен заинтересоваться проектом с первого абзаца.

Шаг третий: подготовить документы и инвестиционное предложение

Параллельно с поиском инвесторов стоит начать подготовку пакета документов. Если фонды и госпрограммы — ваш случай, зайдите к ним на сайт и разберитесь, что они требуют. Там же будут указаны сроки действия программ и подачи заявок.

Если ваш путь — группа инвесторов или частное лицо, вам понадобится презентация проекта и финансовый план. Причем лучше не один, а сразу три: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Первый продемонстрирует, что будет, когда все ваши гипотезы окажутся верными, и росту бизнеса ничего не мешает. Приготовьтесь: сначала все будут смотреть на второй и третий варианты. Громоздкие таблицы не нужны — информация должна восприниматься легко.

Фото:Shutterstock

Прежде всего инвестор хочет знать ответы на четыре вопроса:

  1. действительно ли вы разбираетесь в рынке и понимаете, кто ваши клиенты?
  2. почему бизнес не закроется завтра или через полгода?
  3. почему он не потеряет деньги, вложившись в ваш проект?
  4. когда и сколько он может с вами заработать?

Ответы должны быть в вашем инвестиционном предложении: «Я ищу 30 млн руб. на …, предлагаю инвестору долю в компании. Со мной через два года вы сможете заработать …, потому что …». В предложении должны быть две суммы: требующиеся инвестиции и сколько потенциальный партнер сможет заработать.

Не забудьте предусмотреть возможные сценарии для инвестора по выходу из компании. Распишите статьи расходов по запрошенным инвестициям, будьте готовы защитить свою оценку компании, объяснить, из чего складывается ее текущая стоимость. Помните, что прибыль, которую вы предлагаете инвестору, должна быть выгоднее банковских процентов по вкладам.

Чтобы заинтересовать инвестора, необходимо научиться говорить с ним на одном языке. Подготовьте питч — рассказ о бизнесе, который заинтересует потенциального партнера.

Питч должен быть коротким, вдохновляющим и по делу. Вот план вашего выступления:

  1. описание проблемы, и как ваш бизнес ее решает;
  2. стадия проекта, метрики и достижения;
  3. бизнес-модель;
  4. этапы развития (что есть и что будет сделано);
  5. рынок и конкуренты;
  6. команда;
  7. инвестиционное предложение.

Презентовать проект инвестору должен тот, кто лучше всего разбирается в проекте и умеет общаться с аудиторией. Выступление обязательно нужно отрепетировать. Избегайте непонятных терминов и двусмысленных трактовок, потренируйтесь на домашних. Будьте готовы, что вам будут активно возражать.

Шаг четвертый: проверить инвестора

Помните, что поиск инвестиций — это не только поиск денег, но и выбор подходящего вам партнера. Вы тоже должны выбирать, кто это будет. Нельзя соглашаться делить бизнес с первым встречным: тщательно изучите, с кем вы вступаете в игру.

Наведите справки. Попробуйте связаться с теми, кто может рассказать вам больше об инвесторе. Какой у человека характер и стиль работы? Будет ли он делиться знаниями и контактами людей, которые помогут бизнесу масштабироваться, или предпочтет только вложить деньги. Любит ли он вмешиваться в работу, вводить в команду своих людей? Хорошо ли разбирается в рынке? Наконец, адекватный ли он человек? Все это хорошо понимает тот, кто уже имел с ним дело. Поэтому важно найти уже проинвестированную им компанию и постараться узнать там все, что нужно.

Не волнуйтесь. Даже если инвестор узнает о вашей «разведке», это никак вам не навредит. Наоборот, покажет, что вы ответственно подходите к делу и любите подстраховаться.

Проверьте, чтобы в портфеле вашего инвестора не было вашего прямого или косвенного конкурента. Это поможет избежать конфликта интересов в будущем. Если такая компания в портфеле все же найдется, обязательно проговорите этот момент.

Самое главное — верьте в себя. Кризис — лучшее время для взлета стартапов. Помните, что инвесторы об этом тоже знают.

Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Как привлечь миллионы инвестиций в стартап или действующий бизнес в вопросах и ответах

Согласно “Яндекс.Вордстату”, запрос “куда инвестировать” делают 12 149 пользователей интернета в месяц. Вопрос в том, почему вы никак не может их найти. Наверное потому, что не прочитали нашу статью.

Что такое инвестиции

Ответ

Это когда третье лицо или компания желают вложить деньги в ваш бизнес. Для того, чтобы получить еще больше денег, либо завладеть активами: недвижимостью, техникой, технологиями или чем-то еще. И в результате все равно получить еще больше денег.

виды инвестиций

В какой бизнес охотнее вкладывают деньги

Ответ

В действующий, развивающийся и растущий. Если все прозрачно и рост можно доказать наглядно и математически, при помощи отчетов, деклараций. Вот мы растем на столько-то в год, прибыль такая-то, убытки — Боже упаси. В стартапы вкладываются меньше, здесь гораздо больше рисков. Зато есть специальные венчурные фонды, специализирующиеся именно на новых проектах.

Что нужно инвестору

Ответ

На самом деле не только деньги. Еще потенциального инвестора интересуют:

  • гарантии. Все взаимоотношения при заключении договора инвестирования оформляются документально, чтобы права сторон не нарушались;
  • права. Тут все зависит от формата сотрудничества. Если инвестор выкупает долю в бизнесе, он имеет право принять участие в управлении проектом. В других случаях он может претендовать на получение дивидендов (части прибыли), продажу собственной доли и другое;
  • обоснование. “Почему я должен вложить именно столько?” “Почему моя доля прибыли будет конкретно такой?” “Как вы оценивали стоимость активов, которые я покупаю?” Ответы на эти и сотни других вопросов у вас должны отскакивать от зубов;
  • изюминка. Среднестатистический инвестор изучает десятки и сотни проектов. Задумайтесь, почему он должен выбрать именно вас?
  • ваша честность. Не нужно скрывать от инвестора слабые стороны проекта. На этом можно и прогореть, да еще этим же и упрекнут, мол, что сразу то не сказал о возможных проблемах?

Зачем нужен бизнес-план

Ответ

Для того, чтобы наглядно в цифрах доказать инвестору прибыльность проекта. По идее бизнес-планов нужно не один, а как минимум три: оптимистичный, штатный и пессимистичный. В первом случае все супер и сбываются самые смелые ожидания, во втором — скорее всего так и будет, в третьем — все плохо и бизнес не пойдет.

Не откроем Америку, если расскажем, что бизнес-план лучше заказать у специалистов. Они выявят фишки и сильные мести бизнеса, чтобы грамотно преподнести их инвестору. Да и упакуют все стандартно и наглядно — потенциальные инвестор сразу разберется, что здесь к чему.

Зачем нужна презентация

Ответ

Показать бизнес в натуре. Вот наша команда, вот что мы умеем, вот наши активы: офис, техника, довольные покупатели. Мы умеем вести бизнес и у нас хорошо получается.

Зачем вообще нужны эти ваши инвестиции

Ответ

Почитайте Карла Маркса, там все подробно написано. В капитализме все просто: капитал должен расти, иначе все рухнет. Топтаться на месте подобно смерти, особенно в наше время. Торговать потихонечку в ламповом режиме не получится, по крайней мере, долго. Даже если сегодня все в порядке, завтра обязательно найдутся конкуренты, у которых лучше, дешевле и качественнее. Они-то как раз вовремя начали развивать проект, чтобы сделать рывок и обойти соперников. Не без помощи инвестиций, разумеется.

Какой формат инвестирования выбрать

Ответ

Здесь расскажем подробнее. Существует вагон и маленькая тележка форматов инвестирования. Поведаем об основных:

  • продажа доли в бизнесе. Инвестор вкладывается в покупку активов, которые будут приносить прибыль компании. Взамен он получает право продать эту долю третьим лицам и возможность участвовать в принятии решений. Ну и часть прибыли в виде дивидендов, разумеется;
  • заем под проценты. Похож на банковский кредит. Вы берете у инвестора деньги, а потом возвращаете с процентами. На том и расстаетесь друзьями, но это не точно;
  • безвозмездный займ. Думаете, так не бывает? А вот и нет: если в компанию вкладываются родители или другие родственники, инвестиции часто не отдаются. Вопрос семейных взаимоотношений оставим за скобками, но такое бывает. Да и донаты на всевозможных краудфандинговых площадках никто не отменял: есть достаточное количество примеров, где на развитие бизнеса собирали именно таким способом;
  • займ под проценты с отдачей суммы в конце оговоренного периода. Например, год платите проценты, а в конце (когда инвестиции отобьются) возвращаете тело займа.

Какой из форматов выбрать зависит от того, подо что берутся деньги. Если это приобретение активов, лучше продать долю в бизнесе. А на пополнение оборотки лучше взять подходящий возвратный займ.

Чем вы рискуете, привлекая инвестиции

Ответ

Тоже зависит от формата инвестирования. Но в любом случае, чем больше инвестиций, тем больше риска. Если продаете активы под долю в бизнесе, то можно допродаваться до того, что ваша собственная доля станет настолько мизерной, что утратите право единоличного принятия ключевых решений. Кошмарный сон по типу американских фильмов, где на очередном собрании совета директоров основателя (то есть вас) отстраняют от управления, может стать реальностью.

риски инвестиций

Привлекая займы под проценты можно угодит в кредитную яму и вся прибыль уйдет на выплату дивидендов. И так далее.

С чем нужно определиться на берегу

Ответ

На самом деле с несколькими простыми вещами:

  • сколько нужно денег;
  • куда эти деньги пойдут;
  • что вы получите в итоге и как инвестиции отразятся на компании.

Пример: нам нужно сто миллионов рублей на покупку нового оборудования, запуск сайта, рекламную кампанию и пополнение оборотных средств. В итоге получим увеличение стоимости компании на рынке в 5 раз, рост прибыли в десять раз и сокращение издержек на 25 процентов. Кстати, об этих вещах спросят и потенциальные инвесторы, задав один простой вопрос: “А вам собственно, инвестиции то зачем?”.

Где искать инвестора

Вроде бы самый важный вопрос, а мы дошли до него к середине статьи. Это неспроста: пока не сделано вышесказанное, искать инвестора бесполезно. Нет, вы может, и, скорее всего, его найдете, но денег он не даст. При попытке копнуть глубже ваш проект развалится, как карточный домик. К тому же, как ни парадоксально, найти инвесторов и правда не такая уж и проблема. Они существуют в больших количествах, каналы поиска известны. Собственно, о них и расскажем.

Ответ

1. Банки. Да, вы правильно поняли: речь идет о банальном кредите. На развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, рефинансирование других кредитов, выдачу заработной платы, в конце концов. Все это будет прямым инвестированием в бизнес. Плюсы: отдал и Добби свободен, то есть никому ничего не должен. Минусы: дают не всем, проценты большие, требуют бизнес-план и кучу документов.

2. Родственники. Могут дать в долг в формате “отдашь как сможешь” (это хорошо) или “если сможешь” (вообще супер). Шутки шутками, но немалая доля успешных бизнесов открывалась именно на деньги мам, пап, бабушек и дедушек. Кто в теме подтвердит.

3. Собственные средства, если они есть. Самый лучший вариант, если бы не одно но: скорее всего, все ваши деньги уже давно в обороте или активах.

4. Сайты поиска инвесторов. Работают по принципу бирж, где предприниматели и инвесторы ищут друг друга. За каждую заключенную сделку площадка забирает себе небольшой процентик. Это минус. Из плюсов — огромное количество предложений, безопасность сделки (стороны проверяются службой безопасности платформы), помощь и юридическое сопровождение на всех этапах. Популярные площадки — “Инвесторов.нет”, “Все инвесторы.ру”, Angel List.ru. Регистрируетесь, заполняете форму и ждете ответа заинтересованных инвесторов. А можно немного заплатить и приобрести готовую базу инвесторов, чтобы потом работать с ними самостоятельно.

5. Бизнес-акселераторы. Пожалуй, самый удобный, современный и продвинутый способ найти инвестора и вот почему. В таких компаниях работают профессионалы, всю жизнь занимающиеся одним: поиском инвесторов для проектов. Тоже регистрируетесь, дожидаетесь звонка менеджера и пошло-поехало. Все сделают под ключ, начиная с анализа бизнеса (насколько вообще сюда можно привлечь деньги), заканчивая упаковкой предложения и заключением договоров. Короче, при таком подходе вы просто нанимаете профессионалов, чтобы те нашли способ закачать в ваш бизнес энную сумму денег. За определенную плату, само собой. Популярные бизнес-акселераторы — “Народное IPO” (привлечение частных инвестиций), бизнес-акселератор МГУ, и несколько других.

6. Паевые инвестиционные фонды. Тоже неплохой инструмент для привлечения инвестиций как для действующего бизнеса, так и для стартапа. Такие фонды аккумулируют средства частных лиц, а затем размещают их в различных бизнесах и в разных форматах. При этом нет прямого взаимодействия компания-инвестор. Все коммуникации ведутся с администрацией ПИФа. При этом у вас может быть сотня инвесторов, каждый из которых вложил в компанию условные 50-100 тысяч рублей.

7. Частные инвесторы. Ну не Сорос, конечно, на российском рынке инвестиций есть свои значимые игроки. Причем речь идет не только о физических лицах: крупные компании наподобие “Газпрома” тоже с удовольствием инвестируют в перспективные проекты. Правда, нужно попадать под их требования. Например, Qiwi вкладывает деньги в бизнесы, специализирующиеся на разработке ПО для электронных платежей и всего что с этим связано.

8. А можно стать публичной компанией и выйти на биржу со своими акциями — заняться Initial Public Offering (или IPO — публичная продажа акций). Самый долгий, сложный и тернистый путь, который подойдет не всем. Нужно соответствовать жестким требованиям акционерных обществ, публиковать в СМИ отчеты и новости компании и прочее.

9. Площадки для краудфандинга. Зря думаете, что таким образом не соберешь много денег — очень даже соберешь. Но нужно соответствовать нескольким условиям. Во-первых, потребуется серьезный символический капитал: соцсети с большим количеством лояльных подписчиков, во-вторых, бизнес должен иметь четкую направленность, например, субкультурную. Трудно представить, что найдутся желающие скинуться на открытие интернет-магазина одежды или обуви. А вот джиперы или байкеры с удовольствием вложатся в открытие точки выдачи запчастей для железных коней в своем городе.

10. Партнеры, клиенты. Эти люди как никто другой знают, что ваш бизнес работает, имеет надежную репутацию и вообще все серьезно. Нередки случаи, когда именно лояльные покупатели или контрагенты инвестировали в бизнес определенные суммы.

Где размещать информация о поиске инвесторов

Ответ

Везде, где только можно. Не стоит рассматривать как вариант только специализированные площадки, те, что мы рассмотрели выше. У вас есть свои собственные каналы коммуникаций: сайт, соцсети, каналы в мессенджерах и так далее. С них и начните: разместите на главной предложение для инвесторов с подробной информацией.

Сколько заявок подавать

Ответ

Одна из самых распространенных ошибок начинающих предпринимателей, желающих привлечь в бизнес инвестиции, в том, что они регистрируются на паре площадок и думают, что найдут инвесторов. На самом деле такие предложения нужно размещать пачками — десятками и сотнями. Отклик на такие проекты составляет 3, максимум 5 процентов. Это значит, что на 100 заявок откликнутся в лучшем случае 5 человек или компаний. И не факт, что они примут положительное решение.

По словам Максима Серякова, одного из основателей бизнес-акселератора “Народное IPO”, предложение о поиске инвестиций нужно размещать минимум на 100 различных площадках. Только в этом случае есть шанс найти подходящего инвестора или инвесторов.

Как привлечь инвестиции для бизнеса: практическое руководство

Каждый предприниматель иногда испытывает дефицит средств. Ресурсы нужны на реализацию нового проекта, масштабирование, покупку оборудования, для пополнения «оборотки» и т. д.
Как привлечь инвестиции в бизнес? Какие подводные камни и риски могут возникнуть на этом пути?

Разобраться в вопросе помогли эксперты, поднявшие инвестраунды для своих компаний.

как привлечь инвестиции - эксперты

Алексей Федоров, основатель Startpack. Компания разработала рекомендательный сервис облачных IT-решений для бизнеса. В 2012 году стартап стал резидентом Сколково.

Дмитрий Чистов, основатель Copiny и WhatsHelp. Компания разработала онлайн-сервисы для поддержки клиентов Copiny (привлечено более 500 000 $) и WhatsHelp (привлечено 140 000 $ инвестиций).

Аскар Рахимбердиев, сооснователь сервиса «МойСклад». Компания разработала первый в России одноименный интернет-сервис управления торговлей и складом. Рахимбердиев с коллегами получил инвестиции от эстонского инвестиционного холдинга, созданного основателями Skype. Затем основным инвестором стала компания 1С.

Наталья Нармин Ичаева, сооснователь WANDI Group. Компания специализируется на продвижении мусульманских брендов. Организация не привлекала инвестиций, что не помешало ей реализовать целый ряд масштабных проектов (например, WANDI BAZAR).

Нужны ли компании инвестиции

Перед размышлениями о том, как привлечь инвестиции, стоит понять, так ли они необходимы. Эксперты предостерегают от скоропалительных решений.

Алексей Федоров, утверждает, что инвестиции лучше не искать без очень веских причин:

Эксперт упоминает всего два случая, когда имеет смысл задуматься о деньгах со стороны:

  1. Компания изначально создавалась для продажи, бизнес успешно развивается, но основатель хочет зафиксировать прибыль лично для себя, и немного отойти от дел.
  2. Предприниматель видит надежную возможность вложить средства в некий подпроект и заработать на этом. Например, выигран тендер, нужны средства на выполнение проекта.

С Федоровым согласна и Наталья Нармин Ичаева:

О вынужденной необходимости привлечь инвестиции в сложные проекты упомянул и Дмитрий Чистов:

Инвестиции нужно брать, если есть понятная и простая модель бизнеса, рассуждает эксперт. Предприниматель должен понимать, как на каждый вложенный рубль он заработает три, пять или десять рублей. Если деньги нужны на «попробовать», то их никто не даст.

Алексей Федоров добавляет:

Мнение спикеров подтверждается данными статистики. По информации Российской венчурной компании (РВК) (опубликованы в издании «Навигатор венчурного рынка») инвесторы стремятся к минимизации рисков.

Как привлечь инвестиции для бизнеса - Венчурные инвестиции в российские компании

Резюмируем. Ищем инвестиции, если:

  • Вы готовы «выпасть» из процесса операционного управления на длительный срок.
  • Вы понимаете, что можете потерять полный контроль над своей компанией.
  • Хотите зафиксировать часть прибыли и отойти от дел, при этом ваш бизнес уже успешно генерирует прибыль.
  • Имеете надежную возможность вложиться в подпроект и хорошо на нем заработать.
  • Ваш стартап – будущий единорог, но об этом пока знаете только вы и ваша команда. Шансы получить инвестиции в этом случае снижаются вчетверо, но вероятность этого события все равно выглядит неплохо.

Где получить инвестиции

Следующий важный вопрос, на который мы попросили ответить экспертов – где искать инвестиции.

Самый понятный и результативный путь – начать со списка контактов в вашей записной книге, утверждает Дмитрий Чистов. Эксперт говорит о классической формуле 3F friends, family and fools (друзья, семья и дураки). Чистов уточняет, что эта схема сработает в том случае, если компания делает простой и понятный офлайн продукт, который достаточно быстро начнет генерировать кэш.

К этой же категории 3F эксперт причисляет хайнетов (люди с капиталом свыше 1 млн долларов). Под хайнетами эксперт подразумевает ТОП-менеджеров крупных компаний и успешных предпринимателей, которые обладают свободными средствами и желанием их инвестировать. Они могут оказаться вашими знакомыми или знакомыми знакомых.

Алексей Федоров говорит еще о двух источниках денег:

Оба собеседника отмечают, что эти источники подходят для получения относительно небольших сумм для развития простых проектов. Если компания реализует сложный (и дорогостоящий проект), то самое время искать венчурный фонд или бизнес-ангела.

Правда и здесь есть нюансы. Венчурные фонды и профессиональные инвесторы неохотно работают со стартапами и компаниями на начальной стадии. По словам Чистова, шанс получить финансирование выше, если продукт изначально ориентирован не на локальный рынок РФ, а на глобальный, то есть изначально может быть интересен заграничным инвесторам:

Государственные гранты и инвестиции от госфондов – последнее, что эксперты рекомендуют для финансирования бизнеса. Федоров рассказывает:

Аскар Рахимбердиев еще более категоричен в оценках:

Примерно те же эпитеты мы услышали от Чистова.

Как привлечь инвестиции для бизнеса - Российский венчурный рынок

Резюмируем:

  • Инвестиции в проект реального сектора ищем по схеме 3F или на краудинвестинговых платформах.
  • Инвестиции в сложные инновационные и дорогостоящие проекты, возможно, найдутся у бизнес-ангелов или в венчурных фондах.
  • Профессиональным инвесторам более интересны продукты для глобального рынка.
  • Оцените риски, перед тем как привлекать инвестиции от государственных венчуров в России.

Что делать до встречи с инвестором, и какие моменты важны в презентации

Перед встречей с потенциальным инвестором владельцу компании нужно навести порядок в финансовых вопросах и подготовить презентацию.

Наведение порядка в финансовых отчетах и бизнес-процессах компании – задача непростая, но решаемая. Автоматизировать учет денег и получить полноценные отчеты о состоянии финансов в компании позволяет онлайн-сервис ПланФакт.

Организация «ПЕРМПРОЕКТБЮРО» внедрила сервис в 2018 году и решила проблемы, связанные с кассовыми разрывами. Павел Синицын, руководитель компании, не только навел порядок в собственном бизнесе, но и помог партнерам – поставщикам оборудования. Директор компании-партнера безуспешно пытался получить у потенциальных инвесторов определенную сумму на модернизацию бизнес-процессов. Но доводы не подкреплялись аналитикой. После внедрения ПланФакта у партнера появились наглядные финансовые отчеты и данные по рентабельности проектов. Это стало весомым аргументом и ответом на вопрос – как привлечь инвестиции.

После того, как порядок в финансовых процессах наведен, нужно готовиться к встрече с инвестором. Для презентации важна история и эмоциональная составляющая, которая должна присутствовать в выступлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *