Новый отдел продаж | принципы его построения с нуля
Новый отдел продаж важно сразу построить по 7 ключевым принципам. Сначала определяемся с бизнес-процессом и целями, создаем правильную организационную структуру, настраиваем системы мотивации и контроля, подбираем и обучаем менеджеров.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Новый отдел продаж
Читайте в статье:
- Новый отдел продаж: опишите бизнес-процесс и поставьте цели
- Новый отдел продаж: автоматизируйте работу
- Новый отдел продаж: используйте 4 совета, чтобы найти свои каналы
- Новый отдел продаж: постройте систему подбора персонала
- Новый отдел продаж: опирайтесь на 2 принципа правильной структуры
- Новый отдел продаж: мотивируйте 2 способами
- Новый отдел продаж: настройте систему контроля
- Новый отдел продаж: соберите систему обучения из 4 компонентов
- Новый отдел продаж: подведем итоги
Новый отдел продаж: опишите бизнес-процесс и поставьте цели
Чтобы работа нового отдела продаж изначально была построена правильно, начните с постановки целей. В качестве «заглавных» берутся цели по прибыли и выручке.
Чтобы цели были достигнуты, опишите ваш бизнес-процесса. В зависимости от сферы бизнеса он будет отличаться. Например, какие этапы он может включать:
- Поиск клиентов, в том числе: работа над повторными продажами и установлением долговременного сотрудничества с существующими клиентами, «реанимация» и возврат ушедших клиентов, подготовка базы данных возможных заказчиков,
- Подготовка, согласование и рассылка коммерческих предложений и/или холодный обзвон;
- Презентация продукта или услуги и ведение переговоров;
- Согласование и заключение договоров;
- Обработка заказа;
- Исполнение договора;
- Контроль поступления оплаты.
А затем в зависимости от этапов разложите ваши цели до ежедневных показателей в следующих разрезах. Например:
- количество лидов, которые должны попасть в воронку;
- средний чек;
- ежедневная активность менеджеров по звонкам и встречам;
- количество отправленных коммерческих предложений;
- количество выставленных счет;
- число оплат в день;
- рекламные усилия и предполагаемый эффект и т. д.
Новый отдел продаж: автоматизируйте работу
Все бизнес-процессы нового отдела продаж, чтобы эффективно отслеживаться и исполняться, должны быть переведены CRM-систему. Прежде чем совершить такой масштабный «переход», необходимо отследить бизнес-процесс по карте рабочего дня сотрудника. В ней будет прописано время, которое подчиненный тратит на выполнение определенных процедур и собственные нужды. В результате вы должны прийти к выводу, что можно автоматизировать, а от чего вообще лучше избавиться.
Скорректировав бизнес-процесс, внедряйте и настраивайте CRM. С помощью нее вы можете контролировать показатели развития предприятия, а также влиять на лидогенерацию и лидоконвертацию. При этом, скорость и качество обслуживания клиентов только возрастет. Кроме того, CRM система дает возможность контролировать и управлять бизнесом удаленно.
Новый отдел продаж: используйте 4 совета, чтобы найти свои каналы
Вам следует позаботиться о входящем новом трафике и каналам, по которым он будет поступать.
При этом помните, что универсальных каналов не существует. Но, чтобы надолго не задерживаться на пути проб и ошибок, воспользуйтесь несколькими простыми советами.
1. Анализируйте конкурентов. Не думайте, что вы изобретете что-то гениальное в самом начале пути. Это в любом случае будет «велосипед». Поэтому анализируйте модель лидогенерации самых успешных компаний в отрасли. Копируйте их решения, внедряйте, смотрите на результат, корректируйте.
2. Анализируйте «заменителей». Тут можно перетянуть часть аудитории на свою сторону: продукты питания или здоровые продукты питания, пляжный отдых или активный отдых. А потом пойти от противного. То есть отправиться искать дополнительные нише в противоположной стороне: удовольствие от алкоголя или удовольствие от занятий спортом.
3. Анализируйте «смежников». Посмотрите, как действуют коллеги в смежных отраслях. Целевые аудитории могут совпадать: фитнес- и велнесс-индустрии, недвижимость и ипотека, туризм и гостиничный бизнес и т.д.
4. Скорректируйте все внедренное со стороны с учетом своего опыта, постоянно анализируйте конверсию в канале, продолжайте рассматривать новые возможности.
Новый отдел продаж: постройте систему подбора персонала
Необходимо создать «фабрику» по подбору новых кандидатов в отдел с нужными характеристиками. Не стесняйтесь – создавайте свой собственный кадровый центр, чтобы поставить процесс на поток.
В этом хорошо помогут 2 вещи:
- четко сформулированные должностные инструкции;
- еженедельный прием в одно и то же время соискателей на должность продавца.
Процесс отбора персонала следует воспринимать тоже через воронку, в которую заходят кандидаты, а выходят сотрудники. Поэтому поставьте планы (10-15 вакансий в месяц, например), постройте воронку и отслеживайтеть конверсию из этапа в этап.
- размещение объявления с предварительными требованиями
- приглашение на интервью
- проведение интервью
- тестирование
- прием на работу
Новый отдел продаж: опирайтесь на 2 принципа правильной структуры
Правильной структурой нового отдела продаж можно назвать ту, которая опирается на 2 основополагающих принципа. Они лежат в разных плоскостях.
Принцип №1 – «принцип Сталина». Он регулирует количественный параметр структуры. Идея заключается в выражении «2 по 4 > 1 по 8». Оно отражает факт о том, что 2 команды работают эффективнее одной с эквивалентной суммарной численностью. Это синергетический эффект в действии.
Поэтому если у вас работают 6 или 8 продавцов, поделите их на конкурирующие группы с 2 руководителями. Оптимальное соотношение: 1-ый отдел (руководитель + 3 менеджера) + 2-ой отдел (руководитель + 3 менеджера). Если придерживаться его, то можно добиться увеличения выручки на 15−20%.
Принцип №2 – «принцип Форда». Регулирует качественный параметр. Согласно нему функционал в коммерческом подразделении компании должен быть четко дифференцирован. Выделяется 3 основные функции.
► хантеры занимаются лидогенерацией, квалификацией лидов (ивент-маркетинг, интернет-маркетинг, телемаркентинг, нетворкинг и т.д.)
► клоузеры – продавцы в «классическом» понимании. Закрывают новых клиентов. По сути, мы подразумевали их, когда говорили о формировании команд по «принципу Сталина»
► фермеры — работают с текущей базой. Закрывают вторичные и последующие сделки.
Новый отдел продаж: мотивируйте 2 способами
Сотрудники — это люди, которые хотят что-то кушать, причем кушать икру. А другие вам и не нужны. Другие просто не смогут создать для компании необходимый денежный поток. Используйте 2 способа материальной мотивации.
1. Зарплата. Состоит из 3 частей: твердый оклад (30%) — закрывает «животные» потребности, мягкий оклад (10%) — выплачивается за прилежное выполнение промежуточных показателей KPI, бонус (60%) – выплачивается в полном объеме, если выполнен поставленный план.
2. Бонусы. Так как львиную долю дохода «правильного» продавца должны составлять бонусы, то тут своя система: до 80% плана – нет бонусов, 80-100% — 1% с выручки, 100-120% — 2% с выручки, свыше 120% — 3% и вообще «космос».
Внедрение этих систем включает в сотруднике «жажду выжить» и заработать, так как менеджеры, выполняющие план, будут зарабатывать выше рынка труда, а невыполняющие — ниже. Если жажда не включается, то пусть увольняется.
Новый отдел продаж: настройте систему контроля
Внедрить идеальную систему контроля сразу вряд ли получится. Поэтому быстро принимайтесь формировать ее по этим 3 направлениям.
- Активность персонала:
- еженедельный отчет «План оплат на неделю»
- ежедневный отчет «План оплат на завтра»
- ежедневный отчет «Факт оплат за сегодня»
- сводный отчет «Доска» на текущую дату
- Конверсия в воронках с разными срезами:
- по новым покупателям;
- по текущей базе;
- по целевой аудитории;
- по каналам;
- по менеджерам;
- по продуктам;
- по регионам.
- Собрания отдела:
- Еженедельные собрания
- Ежедневные планерки
- 2 «летучки» в течение дня
Такой «ритм» контроля дает возможность оперативной коррекции действий сотрудников.
Новый отдел продаж: соберите систему обучения из 4 компонентов
Следует собрать воедино, как из конструктора, несколько компонентов эффективной системы обучения менеджеров.
- Система подразумевает наличие отдельного тренинга по каждому этапу в воронке и каждому навыку, необходимому в текущем сегменте.
- Создан экспресс-тренинг для новых сотрудников, так называемый адаптационный тренинг.
- Разработан учебник по продукту и система тестирования.
- Внедрена система наставничества и «полевого» сопровождения новичков и «заблудших» старичков.
Новый отдел продаж: подведем итоги
Итак, при построении нового отдела продаж важно поставить цели по прибыли и выручке, описать бизнес-процессы. А затем разложить поставленные цели на ежедневные показатели: число лидов, средний чек, активность сотрудников, число отправленных коммерческий предложений и выставленных счетов и т. д.
Настройте систему подбора персонала через соответствующую воронку. При этом заранее пропишите четкие должностные инструкции и систему мотивации. Помните об основных принципах создания организационной структуры: разделении функциональных обязанностях, управляемости. Не забывайте настроить систему обучения персонала.
Обязательно внедрите CRM-систему, чтобы автоматизировать часть функционала менеджеров и РОПа, четко контролировать показатели и работу отдела продаж.
Найдите свои каналы продаж. Для этого анализируйте, что делают конкуренты, «заменители», смежники. Тестируйте и внедряйте наиболее эффективные.
Мы дали вам инструкцию, которая поможет запустить новый отдел продаж. Отслеживайте его по приведенным параметром с применением описанных принципов.
Организационные структуры управления предприятием: что это такое, примеры схем и особенности построения
Ведение бизнеса и понимание его процессов дает особые преимущества новым руководителям и тем, кто просто хочет разобраться в нюансах предпринимательства. Важно понимать особенности организационной структуры компании, а также основные функции оргструктуры фирмы, разбираться в формах и схемах управления производственным или промышленным предприятием, ведь это та самая основа, что обеспечивает базу для всего управленческого функционала организации.
Что это такое
По своей сути, это такая модель, на основании которой можно выяснить, каким образом принимаются руководящие решения, кто действительно является ее настоящим лидером. Другими словами, это своего рода стройная структурная концепция, объединяющая группу людей, выполняющих определенные функции под началом руководителя. Она напоминает руководство пользователя, поясняющее, каким образом все выстроено, и как эта отлаженная система работает, без постороннего вмешательства. Позволяет разобраться с особенностями функционирования, а также понять, в каком направлении идет развитие. Четко выстроенная модель представляет собой инструмент, который позволяет исключить разногласия и сформировать порядок принятия простых и сложных решений.
Зачем это нужно
Существуют разные типы внутренней организационной структуры управления производством или фирмой, что определяется в виде схемы и отражает внутреннюю форму компании. Многие не понимают, для чего необходимо придерживаться такого разделения, однако есть ряд причин для этого. Рассмотрим их подробнее:
- Формирование системы, вне зависимости от подвида объединения, количества участвующих и/или задействованных в процессе участников, все равно неизбежно. Поэтому есть смысл грамотно составить все нужные «дорожные карты», чем пустить все на самотек.
- Четкое понимание направления, в котором непрестанно движется организация. Понятная, ясная, структурированная система даст возможность легко и просто избежать конфликтов из-за разногласий.
- Сплочение участников в некую единую группу с общими планами, интересами, вектором движения. Такой коллектив приобретает собственные отличительные черты и особенности, чем отличается от любой иной.
Элементы
Структуру и ее компоненты зависимы от того, кто является ее участниками, какие цели она способна достичь и насколько продвинулась в собственном развитии. Вне зависимости от индивидуального выбора основные ее части будут оставаться неизменными:
- Управление. Речь идет об иерархии подчинения и ветвей делегирования обязанностей, что и является основной составляющей любой формы подобной системы. Простыми словами это называется вертикалью власти, которая идет от руководителя к подчиненным, то есть исполнителям. При этом подразумевается четкость построения, что позволяет понять, когда, кто и кому должен подчиняться, и чьи выполнять директивы.
- Централизация. Такой элемент проясняет, в чьи обязанности входит принимать ответственные решения в организации той или иной ситуации. Самые серьезные из них принимаются одним человеком, тогда система считается централизованной, либо несколькими. В последнем случае она называется децентрализованной.
- Область контроля. Иными словами, то же самое можно назвать предельным объемом ответственности. Именно он определяет то предельное количество (работников), которыми может (способен) управлять менеджер, не теряя своей продуктивности в одно и то же время. Причем, следует понимать, чем выше подчиненные находятся по иерархической лестнице к руководителю, тем большую степень нагрузки в данном плане для них подразумевается, но и зона контролирования у них намного шире, чем у тех, кто расположен ниже.
- Специализация. Еще один чрезвычайно важный элемент, который определяет разбивку по рабочим местам и должностям. По сути — это обычное разделение труда. Те предприятия, у которых довольно хорошо развиты уровни специализации, дают сотрудникам возможность занятия главных профильных позиций, при этом каждый из них несет ответственность за собственный «фронт работ». В целом, для бизнеса это приносит исключительно пользу, ведь производительность труда при этом значительно возрастает, а качество выпущенной продукции значительно улучшается. В обратном случае каждый работник имеет дело постоянно со множеством задач, за которые он не отвечает, поэтому внимание его зачастую рассеивается, а общая эффективность всех параметров падает.
- Департаментализация. Это значит, что ресурсы, резервы и цели, распределяются основным руководителем по разным производственным объектам (департаментам). В процессе выполнения таковых, все группы (филиалы, цеха, отделы) никак не взаимодействуют друг с другом, когда речь идет о строгом варианте, однако имеется и свободный. При нем люди не только пересекаются постоянно, но и могут помогать друг другу выполнять какие-то действия и\или манипуляции. Причем деление всего персонала обычно производится по сферам деятельности, например, по сбыту или маркетингу.
- Формализация. Подпункт принято считать определяющим для функционирования компании, он показывает тот уровень, в котором все задачи и работа сотрудника управляются заранее установленными механизмами и нормами. При этом подчиненные воспринимают ее одинаково во всех случаях, вне зависимости от того, кто именно находится на руководящей должности.
Традиционные варианты
Внутренняя организационная структура управления промышленным производством или фирмой определяется в виде схемы функциональных подразделений и отделов компании, и это отражает тип предприятия. Причем верхний уровень иерархии есть средоточие полномочий стратегических и оперативных задач.
Линейная
Это наиболее простой вариант, который существует, он характеризуется наличием нескольких или многочисленных звеньев целой цепи инстанций. При этом все директивы имеют движение сверху вниз. Подойдет как нельзя лучше для маленьких организаций и организаций, вроде адвокатских контор, рекрутинговых, страховых и бухгалтерских агентств.
- Позволяет легко принимать разнообразные решения, даже по самым сложным вопросам.
- Жесткое управление формирует хорошую дисциплину.
- Скорость принятия тех или иных вариантов дает возможность экстренно реагировать на любые события.
- Власть четко разделена, каждый полностью осознает степень и сферу своей ответственности.
- Контроль лежит на одном начальнике, поэтому в некоторых случаях он может проявлять гибкость.
- При качественном выполнении работ имеется возможность карьерного роста.
- Отсутствие специализации становится серьезной проблемой.
- Сотрудники имеют рычаги влияния на непосредственного начальника линейного отдела.
- Коммуницировать получается исключительно по вертикали сверху вниз.
- Начальство зачастую перегружено работой.
- Все важные решения принимаются одним человеком, что может представлять опасность при неверных выводах.
- Возможность применения власти в собственных корыстных целях.
По системе Agile
Следуя указаниям данного варианта, обычно нужно отойти в сторону от привычной схемы и организации ведения бизнеса, перекроить всю устоявшуюся оргструктуру. Подразумевается полная ликвидация разнообразных отделов, департаментов и служб. На их месте в таком случае обязательно должно быть что-то образовано, и это своего рода круги, которые концентрируются на решении каких-то определенных задач.
Каждая команда при этом не распыляется, а полностью зацикливается на конкретном вопросе, что дает возможность значительно повысить качество его разрешения. Многозадачность противоречит самой сути системы, а гибкость настройки всех процессов под запрос заказчика (клиента) обусловлена сосредоточенностью на единственной проблеме.
Линейно-штабная
В подобном варианте имеются линейные руководители, а также подразделения, которые на принятие важных решений не имеют практически никакого влияния. Основной их функцией будет помощь руководству в выполнении разных управленческих манипуляций. Обычно решения при таком раскладе принимаются гораздо медленнее.
Функциональная
Как и понятно из названия, это организация, при которой место отдельного лица в иерархии обусловлено теми функциями, которое оно выполняет. К примеру, имеется генеральный директор, а также ряд его помощников: по персоналу, продажам, производству, финансам, маркетингу, рекламе и пр.
Дивизиональная структурная схема управления предприятием и его подразделениями
Обычно в таком варианте все сотрудники группируются чаще всего по географическому положению и специализации.
Рыночная
У одной фирмы может иметься не один, а несколько рынков, на которые оно работает. Именно по ним и будут формироваться группы работников. Согласно данному типу, каждая такая команда будет считаться отдельной, практически самостоятельной.
Продуктовая
Товарная модель функционирует за счет концентрации людей вокруг конкретного продукта. К примеру, если в одной фирме выпускается несколько отдельных видов продукции, значит и различных подразделений должно быть создано ровно столько же.
Матричная
По сути, является компиляцией функциональной и рыночной. Для придания большей эффективности она включает все преимущества обеих, отбрасывая недостатки по возможности. Считается такой вариант наиболее сложным из всех, что описаны выше, а главной ее особенностью можно назвать то, что рядовой работник может быть в подчинении одновременно у нескольких руководителей одного уровня.
Принципы построения
Чтобы понимать, как правильно составить организационную структуру предприятия, предполагающую разделение структурного подразделения на части, то есть структуризацию, следует разобраться, как именно все это работает. В первую очередь для этого следует учесть специфику той или иной организации, типы и виды выпускаемых или предлагаемых товаров (продуктов) или услуг, общий характер ее деятельности. Для этого должна быть разработана, отлажена и четко проверена наиболее эффективная система, которая отличается принципами:
- Внутриорганизационные действия должны иметь цикличный характер и не прерываться. Тогда отпадет необходимость в постоянных доработках, создании новых видов манипуляций, и все было максимально упорядочено.
- Четкое равновесие между иерархическим разделением и гибкостью в принятии важных решений обязательно должно соблюдаться. Та, что активно формируется, действительно может быстро адаптироваться к достижению разных целей, самоорганизации, иметь гибкость.
- Каналы, которые применяются для передачи директив, должны быть максимально короткими.
- Распределение сфер ответственности подразумевает учет производимых манипуляций.
Собираясь определиться с конкретной вариацией, необходимо учесть ряд следующих факторов:
- Соотношение доходов и расходов.
- Максимизация показателей эффективности.
- Координация работы.
- Повышения уровня квалификации сотрудников.
- Оперативность применения полномочий.
- Возможность контроля над всеми работниками.
- Территориальное распределение труда.
- Учет всех внешних факторов.
- Оценка личностных черт характера руководящего лица.
- Эффективная схема системы координирования, обмена информацией, коммуникация.
Во всех организационных вопросах помогут продвинутые и качественные информационные продукты, предлагаемые компанией «Клеверенс», которые помогут подыскать лучшие решения по мобильной автоматизации практически для любых направлений бизнеса.
Организационная структура предприятия: виды и схемы
Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.
Что такое организационная структура предприятия?
Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.
Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?
- Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.
- Организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.
- Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.
Элементы организационной структуры
Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.
Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.
- Управление
Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.
- Правила, по которым работает организация
Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.
- Распределение труда
Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.
Традиционные организационные структуры
Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.
Существует несколько типов традиционных структур.
- Линейная организационная структура
Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.
- Самый простой вид организационной структуры.
- В результате жесткого управления формируется жесткая дисциплина.
- Быстрые решения приводят к быстрым и эффективным действиям.
- В структурах власти и ответственности существует ясность.
- Поскольку контроль лежит на одном начальнике, в ряде случаев он может проявлять гибкость.
- Есть хорошие перспективы карьерного роста у людей, которые выполняют работу качественно.
- Есть возможности оказывать влияние на начальника отдела.
- Постоянная проблема — отсутствие специализации.
- Начальник отдела может быть перегружен работой.
- Коммуникации осуществляются только сверху вниз.
- Начальник, обладающий властью, может неправильно использовать ее для своей выгоды.
- Решения принимаются одним человеком.
Линейно-штабная организация
Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.
- Позволяет сотрудникам быстро выполнять задачи.
- Помогает сотрудникам брать на себя ответственные функции и специализироваться на конкретных функциях.
- Помогает линейным руководителям сконцентрироваться на определенных задачах.
- При организационных изменениях минимален риск возникновения сопротивления.
- Сотрудники чувствуют, что их вклад оценен.
- Среди сотрудников может возникать путаница.
- У сотрудников недостаточно знаний, чтобы ориентироваться на результат.
- Слишком много уровней иерархии.
- Сотрудники могут расходиться во мнениях, что замедляет работу.
- Более дорогостоящая структура, чем простая линейная организация, из-за наличия начальников подразделений.
- Решения могут приниматься слишком долго.
Функциональная структура
Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.
- Высокая степень специализации.
- Ясный порядок подчиненности.
- Четкое понимание ответственности.
- Высокая эффективность и скорость.
- Отсутствие необходимости в дублировании работы.
- Все функции одинаково важны.
- Коммуникация сталкивается с несколькими барьерами.
- В центре внимания находятся люди, а не организация.
- Решения, принятые единственным человеком, могут не всегда идти на пользу организации.
- По мере роста компании становится труднее осуществлять контроль над действиями внутри нее.
- Отсутствие командной работы между различными отделами или единицами.
- Поскольку все функции отделены, сотрудники могут не знать о том, что творится у коллег.
Дивизиональная структура
Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.
- Продуктовая (товарная) структура
Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.
- Структурные единицы, которые не работают, можно легко закрыть.
- Каждая единица может управляться как отдельное структурное подразделение.
- Быстрое и легкое принятие решений.
- Большая независимость у лиц, принимающих решения.
- Отдельные продукты привлекают отдельное внимание в зависимости от проблем, которые возникают.
- Организация характеризуется высокой производительностью и эффективностью.
- Поскольку каждая структурная единица работает самостоятельно, организационные цели не могут быть достигнуты.
- Нездоровая конкуренция среди внутренних подразделений.
- Большое количество организационных уровней препятствует развитию бизнеса.
- Все единицы не могут быть равнозначными.
- Маркетинг отдельных продуктов может сильно отличаться по стоимости.
Рыночная структура
Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.
- Сотрудники могут общаться с клиентами на местном языке.
- Они доступны клиентам.
- Проблемы на конкретном рынке могут решаться изолированно.
- Поскольку люди ответственны за конкретный рынок, задачи выполняются вовремя.
- Сотрудники специализируются на работе на конкретном рынке.
- Могут выводиться новые продукты для специализированных рынков.
- Может возникнуть острая конкуренция среди сотрудников.
- Принятие решений может вызывать конфликты.
- Трудно определить производительность и эффективность.
- Все рынки могут не рассматриваться как равные.
- Может отсутствовать связь между начальниками и сотрудниками.
- Сотрудники могут неправильно использовать свои полномочия.
- Географическая структура
У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.
- Хорошая коммуникация среди сотрудников в том же самом местоположении.
- Местные работники лучше знакомы с местной деловой средой и могут приспосабливаться к географическим и культурным особенностям.
- Клиенты чувствуют лучшую связь с местными менеджерами, которые могут говорить на их языке.
- Отчеты по работе отдельных рынков.
- Решения принимаются взвешенно.
- Могут вводиться новые продукты или модификации продуктов, удовлетворяющие потребности определенной области.
- Может возникать нездоровая конкуренция среди различных географических зон.
- Этика компании и ее принципы могут отличаться от региона к региону.
- Отслеживание работы и прибыли каждой области может отнимать много времени.
- Возможна плохая коммуникация среди сотрудников в различных регионах.
- Взаимодействие между сотрудниками различных регионов может не сложиться.
Матричная структура
Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.
Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.
- Сотрудники не работают на временной работе.
- Руководитель функционального подразделения управляет проектом.
- Руководитель функционального подразделения несет ответственность в случае, если что-либо идет не так, как надо.
- Чем больше менеджер по проекту общается с сотрудниками, тем лучше результаты.
- Менеджер по проекту может реально повлиять на ситуацию, не будучи под контролем.
- Принятие решений сосредоточено в руках руководителя функционального подразделения.
- Менеджер по проекту может столкнуться с апатией со стороны сотрудников.
- Менеджер по проекту не имеет полной власти.
- Будучи не контролируемыми, сотрудники могут показывать меньшую производительность всего подразделения.
- Менеджер по проекту обладает слабой властью, которая не позволяет ему контролировать сотрудников.
- Менеджер по проекту не имеет никакого контроля над управлением рабочей нагрузкой и определением приоритетов в задачах.
- Менеджер по проекту не может дать отчет о работе.
Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Организационная структура предприятия
В статье мы расскажем, что такое организационная структура предприятия, какие виды у нее есть и как выбрать подходящую.
Что такое организационная структура предприятия
Организационная структура — это схема, по которой сотрудники, отделы и подразделения взаимодействуют между собой. Она определяет, кто и за что отвечает, кто с кем коммуницирует, кто ставит задачи сотрудникам, кто принимает решения.
Основная задача оргструктуры — выстроить понятную схему работы и координировать действия участников. Это важно для всей компании, так как позволяет:
Устанавливать зоны ответственности. Оргструктура показывает, кто и за что отвечает, какому отделу придется нести ответственность за ошибки, а кого похвалят за достижение цели.
Распределять обязанности. С продуманной оргструктурой сотрудники делают задачи по своему уровню и функционалу: финдиректор не будет заполнять 6-НДФЛ, а инженер продавать товары. Задачи не дублируются, исключается перегрузка или недогрузка.
Формировать потребность в сотрудниках. Оргструктура показывает, какие задачи не закрыты, какие специалисты перегружены, каких компетенций не хватает сотрудникам — становится понятно, как оптимизировать штат.
Устанавливать порядок коммуникации. Оргструктура дает представление о порядке подчиненности: кто и на каком уровне принимает решения, ставит задачи, как отделы и их руководители взаимодействуют между собой.
Видеть перспективы карьерного роста. Сотрудникам будут видны возможности вертикального и горизонтального карьерного роста.
Каждое предприятие может разработать свою организационную структуру. Для небюджетных компаний никаких требований на уровне закона нет, они могут формировать ее самостоятельно, опираясь на свои цели. А вот для некоторых учреждений и госпредприятий оргструктура предусмотрена законодательством, например, для прокуратуры и пожарной охраны.
Типы организационных структур
Собственники создают организации с разными целями, видами деятельности, территориями ведения бизнеса, количеством сотрудников. Все эти факторы нужно учитывать при выборе подходящей организационной структуры. Есть шесть стандартных видов оргструктур, но никто не запрещает адаптировать их под себя и менять в процессе работы. Рассмотрим основные виды, их плюсы и минусы.
Линейная структура предприятия
Самая простая, но не самая оптимальная, структура. В ней есть один главный руководитель, обычно гендиректор, а в подчиненности у него находятся другие начальники, у каждого из которых есть свой небольшой коллектив рядовых сотрудников.
На схеме это выглядит так:
Чаще всего по такой структуре работают небольшие фирмы, у которых нет обособленных подразделений, а сфера деятельности — узкая. Например, кондитерские, агентства интернет-маркетинга, клининговые компании, локальные производители и пр.
Чаще всего в линейных компаниях бухгалтер один и занимается сразу всем: бухучетом, налогами, зарплатой, отчетностью, кадровым учетом, юридическими вопросами и пр.
Нередко такие компании привлекают аутсорсеров вместо штатных бухгалтеров. Аутсорсеры работают сразу с несколькими организациями и предпринимателями и сдают за них отчетность. С несколькими клиентами удобно работать в Контур.Экстерне: на одной странице видно все отчеты, которые надо сдать, в системе отражаются все поступившие из налоговой требования, в таблице можно в любой момент проверить сроки действия сертификатов и доверенностей, сверка с бюджетом выполняется по всем организациям в автоматическом режиме. Загрузить, проверить и отправить можно большое количество отчетов за один раз.
Функциональная структура предприятия
Тоже достаточно популярная и простая структура. В отличие от линейной, функциональная предполагает четкую специализацию каждого участка, и строится она по горизонтали, а не по вертикали. Тут тоже есть главный руководитель и директора, но они делятся по различным функциям: маркетингу, производству, финансам, логистике, бухгалтерии и т. д.
На схеме это выглядит так:
Этот вариант больше подходит компаниям, которые занимаются сразу несколькими видами деятельности или производят большое количество товаров, работ, услуг. Функциональная структура — для тех, кому крайне важна координация между отделами.
Линейно-функциональная структура предприятия
Объединяет в себе особенности линейной и функциональной структур. Тут также есть гендиректор, взаимодействующие между собой функциональные руководители и линейная подчиненность внутри каждого отдела. Предполагается, что функциональные руководители ставят задачи линейным, которые уже делегируют их исполнителям.
У каждого функционального руководителя в подчинении несколько линейных. Например, директор финансово-экономического отдела может руководить начальниками планово-экономического, кадрового отделов, бухгалтерии и т. д. При такой структуре исполнители получают задачи от линейных руководителей, которые в свою очередь получают их от функциональных. Выходит, что у линейного руководителя в зоне ответственности оперативные вопросы, а у функционального — стратегические и влияющие на работу всей компании.
Такую структуру выбирают компании, которым необходимы разносторонние процессы, а не только, к примеру, производство.
Бухгалтерия в такой структуре, как правило, подчиняется главному бухгалтеру, который получает задачи от директора финансово-экономического отдела, непосредственно подчиняющегося гендиректору.
Дивизиональная структура предприятия
Эта форма предполагает, что у предприятия есть гендиректор, который отвечает за планирование и стратегические решения. Внутри компании выделяют подразделения (дивизионы), за каждым из которых закрепляется свой руководитель, ответственный за оперативную деятельность.
Дивизионы могут быть выделены по следующим признакам:
по видам выпускаемой продукции;
по конечному потребителю;
Организационную структуру, при которой подразделения выделены по географическому признаку, также называют рыночной.
На схеме это выглядит так:
Все подразделения обладают самостоятельностью, ответственностью и своим набором задач, но все равно подчиняются единому центру управления. Такая структура подходит компаниям, у которых несколько направлений деятельности, много филиалов, покупатели четко разделены на группы.
Бухгалтеру предприятия с дивизиональной структурой нужно отчитываться за филиалы и подразделения, контролировать отчетность и платежи всего предприятия. С Контур.Экстерном это станет удобнее: можно выбрать удобную модель сдачи отчетности, заключить один договор на всё предприятие и отчитываться во все территориальные органы, интегрировать сервис по сдаче отчетности в 1С и не только.
Матричная структура предприятия
Матричная структура считается адаптивной, но и одной из самых сложных. Она представляет собой своеобразную смесь функциональной и дивизиональной оргструктур. Для матричной структуры характерно множественное подчинение, то есть члены каждой команды одновременно подчиняются и руководителю проекта, и своим начальникам (функциональным руководителям).
Схематично матричную структуру можно представить так:
Такая система подходит крупным компаниям, которым помимо базовой структуры управления требуются дополнительные руководители, ответственные за разработку продуктов или проектов. Она часто применяется в авиастроении, производстве электроники, отрасли высоких технологий.
Еще одна структура для работы в сфере инноваций, исследований и разработок — проектная. Тут у каждого проекта есть свой руководитель и своя группа сотрудников, состоящая из специалистов: маркетологов, дизайнеров, менеджеров, программистов, экономистов, инженеров — зависит от типа проекта. Как правило, проектные команды формируют временно и распускают, когда цели достигнуты.
Как выбрать подходящую организационную структуру предприятия
Чаще всего в оргструктурах современных компаний встречается две проблемы:
слишком большое количество уровней управления — это негативно влияет на скорость принятия решений и их эффективность;
некачественное распределение обязанностей и ответственности между подразделениями, руководителями и исполнителями — возникает двойная работа, сотрудники выполняют задачи вне рамок их компетенций, отделы перегружены или, наоборот, отдыхают большую часть дня.
Чтобывыбрать оптимальную оргструктуру, нужно понять, какие звенья системы лишние, и исключить их. Это не всегда просто сделать при запуске бизнеса, поэтому со временем оргструктура часто меняется, а вместе с ней пересматривается и штатное расписание.
Для оптимизации оргструктуры следует:
четко и максимально близко к реальности определить обязанности каждого подразделения;
посчитать, сколько сотрудников будет находиться в подчинении каждого руководителя, и определить их обязанности;
продумать и прямое, и функциональное подчинение;
исключить дублирующие функции: объединить лишние должности в одну позицию, перераспределить обязанности.
Пример. В подчинении у финансового директора находятся управления по направлениям, которые в свою очередь руководят отделами по направлениям: планово-экономический, бухгалтерия, организация труда и зарплата, внутренний аудит и пр. Ликвидация управлений позволит сократить путь информации из отделов к финдиректору и сэкономить на оплате труда и содержании персонала.
После пересмотра этой зоны отделы по направлениям будут находиться в прямом ведении финдиректора. Например, главный бухгалтер станет подчиняться финдиректору, а в его подчинении останется бухгалтерия, аналогично с начальником планово-экономического отдела, который будет руководить группами по производственному планированию, труду и зарплате и т. д.
Продуманная оргструктура позволяет снизить расходы на содержание персонала, повысить централизацию управления и концентрацию власти, ускорить процессы принятия и реализации решений, а также повысить адаптивность к внешней среде.