Как стать самозанятым в 2020 году в москве пошаговая инструкция
Перейти к содержимому

Как стать самозанятым в 2020 году в москве пошаговая инструкция

Как стать самозанятым в 2022 году?

В 2017 году появился новый термин — самозанятые граждане. Эти удивительные люди могут не открывать ИП, но при этом оказывать услуги другим физическим и даже юридическим лицам. Давайте разберемся, что это за люди, что это им дает и как это вообще работает.

Кто такой самозанятый?

Это лица, которые не имеют своего работодателя и начальства. У них нет наемных работников или руководителей, они трудятся самостоятельно. Они занимаются мелкой торговлей или оказывают услуги населению и компаниям любого размера.

Эти люди занимаются профессиональной деятельностью, от которой получают доходы и платят налоги государству. Видов такой деятельности много. Вот некоторые виды деятельности самозанятым:

  • няни;
  • репетиторы;
  • копирайтеры;
  • повара;
  • таксисты;
  • швеи;
  • кондитеры.

Если в 2017 году это начиналось, как эксперимент, то к середине октября 2020 года налоговый режим для самозанятых стал действовать по всей стране. Раньше люди искали информацию, в каких регионах можно стать самозанятым, нужно было иметь хотя бы одного клиента из регионов, где действует этот режим. А теперь это возможно в любом регионе страны и даже некоторым людям из других стран.

Как стать самозанятым

Самозанятый — это человек, который работает сам на себя без наемных работников и применяет экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» — НПД.

Расскажу всё про самозанятость: зачем и как ее оформлять, кто может перейти на НПД, как принимать платежи от клиентов, как отказаться от самозанятости, если наработался.

Что вы узнаете

Как выйти из тени

Зачем оформлять самозанятость

Это позволяет человеку без каких-либо проблем легализовать свой небольшой бизнес или обелить подработки и не переживать насчет возможных претензий налоговой. НПД — это суперпростой налоговый режим, который призван вывести из тени тех, кто работает на себя и не платит налоги, потому что это дорого и хлопотно. Регистрация в качестве самозанятого позволяет подтвердить свой заработок — например, для получения кредита или оформления визы.

Кто такие самозанятые

Это может быть обычный человек или индивидуальный предприниматель, если специально зарегистрируется и будет платить налог на профессиональный доход.

Закон о самозанятых. 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима НПД». Документ подробно расписывает, кто и как может стать самозанятым, какие есть ограничения и правила.

Регионы проведения эксперимента. В 2019 году на новый режим могли перейти люди только из четырех регионов — Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан.

1 января 2020 года к эксперименту подключились еще 19 регионов: Санкт-Петербург, Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Республика Башкортостан.

С 1 июля 2020 года все остальные регионы страны ввели режим НПД на своих территориях — теперь платить его может любой гражданин России, а также граждане стран — членов Евразийского экономического союза, сокращенно ЕАЭС. 1 августа 2022 года такая возможность появилась у граждан Украины, ДНР и ЛНР.

Разница между ИП и самозанятым. На НПД работать намного проще: легче зарегистрироваться, нет никакой отчетности, не нужна онлайн-касса.

Самое важное отличие — в фиксированных взносах на пенсионное и медицинское страхование. ИП должны платить их, даже если фактически не ведут бизнес. Например, страховые взносы для ИП за 2022 год — 43 211 Р , а за 2023 год будет 45 842 Р . Плюс 1% от суммы доходов, которая превышает 300 000 Р . А самозанятые совсем не платят взносы. Они могут платить пенсионные взносы добровольно, чтобы шел стаж для будущей пенсии.

Индивидуальный предприниматель тоже может перейти на режим НПД. Тогда он станет обычным самозанятым — никаких отличий не будет. Для этого даже необязательно закрывать ИП — подробнее о таком переходе расскажем дальше.

Разница между ИП и самозанятым

ИП Самозанятый
Регистрация Документы можно подать лично или через интернет. Если подаете лично, то придется заплатить госпошлину — 800 Р . Срок регистрации — 3 рабочих дня Только удаленная регистрация. Нет госпошлины. Заявление рассматривают до 6 рабочих дней
Какие налоги платит при ведении бизнеса В зависимости от системы налогообложения Только НПД
Налоговая отчетность Есть Нет
Работники Можно нанять Нельзя нанимать
Онлайн-касса В большинстве случаев нужна, но есть исключения Не нужна
Обязательные страховые взносы Есть Нет

Разница между патентной системой и НПД. Режим НПД не привязан к конкретной деятельности. Например, самозанятый юрист сдает свою квартиру: он платит налог на профессиональный доход с денег, которые получает и от клиентов, и от квартиросъемщиков. Так можно.

А вот патент приобретается под конкретную деятельность. Не получится купить патент на ремонт компьютеров и пользоваться им, чтобы работать парикмахером.

Другое важное отличие: если платить НПД, то можно работать в любой точке России и даже за границей. А с патентом так не получится: он действует только в том регионе, где выдан.

Допустим, предприниматель получил патент в Ростовской области, чтобы заниматься ремонтом квартир. Но у него появился клиент из Москвы. Работать с ним по ростовскому патенту нельзя — нужно докупить московский. Либо придется совмещать патентную систему налогообложения с какой-то другой и отдельно платить налоги от доходов из другого региона.

Есть и другие отличия — вот полный список.

Разница между патентной системой и НПД

Патентная система налогообложения Режим НПД
Можно ли совмещать режим с другими Можно Нет
Виды деятельности Есть перечень разрешенной деятельности. Один патент — один вид деятельности Любая, кроме запрещенной. Один статус на все виды деятельности
Срок действия 1—12 месяцев Бессрочно
Налоговая ставка 6% с возможного дохода 4—6% с реального дохода
Ограничение по доходу в год 60 млн рублей 2,4 млн рублей
Работники До 15 человек Нельзя нанимать
Налоговый учет Книга учета доходов Нет
Налоговые декларации Нет Нет

Как работает самозанятость

Со своих профессиональных доходов вы платите только НПД, а не НДФЛ. Если индивидуальный предприниматель перешел в ряды самозанятых, он освобождается от фиксированных страховых взносов и налогов, которые пришлось бы отдавать на других режимах.

НПД нужно платить только за те месяцы, когда был доход: если ничего не заработал — нет и налога.

Налоговая ставка зависит от того, кто вам заплатил:

  1. 4%, если деньги поступили от физлица;
  2. 6% с платежей от организаций и ИП.

Налоговые ставки действуют до конца 2028 года, когда должен завершиться эксперимент. На все это время они зафиксированы — государство не вправе их повышать.

Налоговый вычет. Государство дает самозанятым специальный бонус — вычет, который снижает налоговую ставку. С учетом вычета ставка по платежам от физлиц — 3%, от юрлиц и ИП — 4%.

Бонус будет действовать, пока не сэкономите 10 000 Р на налоге. После этого ставки навсегда вернутся к стандартному размеру — вычет дается только один раз.

Чтобы получить вычет, не нужны никакие заявления. Налоговая знает, что вам положен бонус — она сама его применит и все рассчитает.

Как самозанятый взаимодействует с налоговой. Плательщикам НПД не нужно лично посещать налоговую инспекцию. Зарегистрироваться, получать уведомления, формировать справки, выставлять счета, платить налоги — все это можно делать дистанционно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете плательщика НПД. Обратите внимание: в обычном онлайн-кабинете налогоплательщика на сайте ФНС таких функций нет, поэтому нужно зайти именно в специальный сервис для самозанятых.

Налоговая база и период. Налоговая база для НПД — это весь доход от профессиональной деятельности.

При этом вы должны фиксировать, сколько денег получили от физлиц, а сколько — от организаций и предпринимателей. Это важно для налогового учета, ведь ставка налогообложения у этих доходов разная и смешивать их нельзя.

Налоговый период — это промежуток времени, по окончании которого налоговая инспекция определяет, сколько заработал плательщик, и рассчитывает налог. Налоговый период для самозанятых — это календарный месяц: январь, февраль, март и так далее.

Предположим, что Иван — фотограф на НПД. В апреле он провел три семейные фотосессии — получил по 5000 Р за каждую — и одну корпоративную за 10 000 Р .

Налоговая база по платежам от физлиц: 5000 Р × 3 фотосессии = 15 000 Р . Налоговая ставка — 4%.

Налоговая база по платежам от организаций: 10 000 Р . От этой суммы Иван отдаст государству 6%.

НПД за апрель составит: 15 000 Р × 4% + 10 000 Р × 6% = 1200 Р .

А если у Ивана еще остался вычет, то налог будет еще меньше: 15 000 Р × 3% + 10 000 Р × 4% = 850 Р .

Для первого и последнего месяца самозанятости есть свои правила. Первый налоговый период длится со дня постановки на учет до конца следующего месяца. А последний — от начала месяца до дня снятия с учета.

Если самозанятый получил свой статус и прекратил его в том же месяце, налоговым периодом будет время, пока он был плательщиком НПД.

Например, Иван встал на учет 15 января. Первый раз он заплатил налог в марте — за половину января и весь февраль. Это его первый налоговый период. Свой статус Иван прекратил 10 мая того же года. Его последний налоговый период — с 1 по 10 мая.

Если бы Иван стал самозанятым 15 января, а прекратил статус 25 января, его налоговым периодом было бы время с 15 по 25 января.

На НПД не нужно ничего вычислять самому: налоговая сама все посчитает и пришлет уведомление с суммой, которую нужно заплатить. Уведомление приходит до 12 числа месяца, который следует за истекшим месяцем. Заплатить налог нужно до 25 числа того же месяца.

Иван зарегистрировался в январе, поэтому получит первое уведомление от налоговой до 12 марта. До 25 марта он должен уплатить НПД за часть января и февраль. Следующее уведомление придет ему до 12 апреля, а налог за март он заплатит до 25 апреля.

Если налог меньше 100 Р , то налоговая не пришлет уведомление — эта сумма просто добавится к НПД за следующий период.

Держать сроки в памяти необязательно: в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого можно настроить автоплатеж с банковской карты. Тогда до 25 числа банк по запросу налоговой будет сам переводить деньги в уплату налога.

Страховые взносы. Важное преимущество самозанятости — не надо платить обязательные страховые взносы.

Если ИП перешел в самозанятые, он тоже не платит взносы за время, пока применяет режим НПД. А вот за период до самозанятости и после нее платить нужно.

Например, предприниматель перешел на НПД 1 апреля, а потом передумал и отказался от этого статуса 1 декабря. Тогда до 31 декабря этого же года он должен заплатить фиксированную часть взносов за январь, февраль, март и декабрь — те месяцы, когда не был самозанятым.

А дополнительные взносы в ПФР — 1% от доходов свыше 300 000 Р — надо заплатить до 1 июля следующего года. Причем в расчет пойдут все доходы предпринимателя за год — даже за тот период, когда он работал на НПД.

Самозанятый может делать отчисления на свою будущую пенсию, если захочет. Для этого надо подать заявление в пенсионный фонд и до 31 декабря внести нужную сумму — сделать все это можно в приложении «Мой налог». Чтобы 2022 год полностью засчитался в страховой стаж для пенсии, нужно заплатить 34 445 Р .

А вот с медицинским страхованием ситуация иная: часть налога на профессиональный доход автоматически уходит на обязательное медицинское страхование. Поэтому плательщик НПД не платит «медицинские» взносы, но у него есть полис ОМС и право на бесплатную медпомощь.

Работа с ИП и организациями. На НПД выгоднее принимать деньги от физлиц, чем от организаций или предпринимателей: — ставка налога ниже. В остальном для них нет разницы, с кем работать.

Но для самих ИП и юрлиц разница есть. Если они платят деньги обычному физлицу по трудовому или гражданско-правовому договору, то должны удерживать и перечислять в налоговую НДФЛ — 13% от его доходов. А еще — платить за него страховые взносы, причем из своего кармана, и сдавать отчетность. Это сложно, дорого и неудобно.

А самозанятый сам платит за себя налог, и взносов у него нет. Компания может просто перевести ему деньги, получить от него чек и ни о чем больше не беспокоиться.

Можно ли получать справки для льгот. Вам доступны два вида справок:

  1. О том, что вы стоите на учете как плательщик НПД, — по форме КНД 1122035.
  2. О состоянии расчетов и доходов по НПД — по форме КНД 1122036.

Эти документы нужны в разных ситуациях. Например, справку о постановке на учет часто запрашивают юрлица и ИП, с которыми работает самозанятый. Им же важно убедиться, что человек действительно самозанятый и за него не надо платить страховые взносы и перечислять НДФЛ. Для проверки можно воспользоваться специальным сервисом на сайте ФНС, но заказчикам — фирмам и ИП — все равно спокойнее, когда есть справка.

Справка о состоянии расчетов пригодится, чтобы получить льготы, которые зависят от суммы общего дохода. Например, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг или льготы для малоимущих. Точно такую же справку запросит банк, если самозанятый обратится за кредитом.

Справки формируются в электронном виде через приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС. Со стороны налоговой инспекции они подписаны электронной подписью и обладают такой же юридической силой, как и обычные бумажные справки.

Куда пойдут деньги от уплаты налога. Большая часть НПД — 63% — идет в бюджет того региона, где вы встали на учет. Оставшаяся часть — 37% — уходит в фонд обязательного медицинского страхования.

Прием платежей для самозанятых

Плательщики НПД не используют контрольно-кассовую технику, на них не распространяется закон № 54 «О применении ККТ при осуществлении расчетов в РФ».

Прием платежей для них упрощен и выглядит так:

  1. Получаете деньги от клиента — наличными или безналом.
  2. Заходите в приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС.
  3. Указываете, за что получили деньги и от кого — физлица, юрлица, ИП.
  4. Отправляете клиенту чек — он формируется автоматически без кассы.

Как передать чек. При оплате наличными это нужно сделать в момент расчета, а при безналичной оплате — до 9-го числа следующего месяца. На практике фирмы и ИП ждать так долго не хотят и прописывают в договорах с самозанятыми, что те предоставляют чеки не позднее следующего дня после оплаты.

Передать чек можно несколькими способами:

  1. Отправить по смс или через мессенджеры: «Вайбер», «Телеграм».
  2. Выслать на электронную почту клиента.
  3. Дать клиенту считать QR-код на чеке.
  4. Распечатать и вручить на бумаге.

Вы сами решаете, какой чек выдать — электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать еще и бумажный чек, если уже получил электронный.

Ответственность за непередачу чека. Что любопытно: вы обязаны передать клиенту чек, а штрафа за неисполнение этой обязанности по закону нет. Если внесли доход в приложение «Мой налог», но чек заказчику не отправили, налоговая ничего сделать не может.

Однако когда заказчик — организация либо ИП, санкции за непередачу чека обычно прописывают в договоре. Ведь контрагент рискует доначислением НДФЛ и взносов, а также невозможностью включить выплату самозанятому в налоговые расходы.

Как удалить платеж. Бывает, что нужно аннулировать чек — например, когда по ошибке провели не 10 000 Р , а 100 000 Р . Или если заказчик уже после оплаты отказался от услуги и забрал деньги.

Удалить платеж можно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать причину из списка. Их две: «Чек сформирован ошибочно», если ошиблись в расчетах, и «Возврат средств», если вернули деньги клиенту.

Налоговая аннулирует чек, пересчитает сумму дохода и налог с него. Результат сразу же отобразится в личном кабинете.

Если вы ошибочно аннулировали выданный чек, восстановить его не получится. Единственный выход — повторно сформировать аннулированный чек и направить его в налоговую.

Кто может перейти на спецрежим

Есть ограничения по видам деятельности и по доходу. Кроме того, у них не должно быть наемных работников, а вот сами они могут работать по трудовому договору — об этом дальше.

Стать самозанятым можно с 14 лет. Но чтобы регистрироваться до совершеннолетия, понадобится письменное согласие родителей. Если родители против, то есть другие варианты: вступить в брак или получить эмансипацию.

Перейти на режим НПД могут россияне и граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии — стран, которые входят в Евразийский экономический союз. С 1 августа 2022 года самозанятыми могут стать также граждане Украины, ЛНР и ДНР.

Ограничения по видам деятельности. Самозанятый не вправе заниматься деятельностью, для которой нужен статус ИП или юрлица. Например, он не может быть частным охранником или детективом.

Есть еще несколько видов деятельности, которые запрещены:

  1. Торговля товарами, которые облагаются специальным налогом — акцизом. Например, алкоголем или табаком.
  2. Перепродажа товаров.
  3. Добыча полезных ископаемых.
  4. Работа по договорам поручения, комиссии и агентским договорам.
  5. Продажа товаров, которые подлежат обязательной маркировке в системе «Честный знак» — к примеру, туалетной воды, некоторых видов одежды и обуви, постельного белья.

Не могут быть самозанятыми и частные курьеры, которые развозят чужие товары и принимают за них оплату. Но для них есть исключение: применять режим НПД можно, если продавец предоставит им свою онлайн-кассу, чтобы принимать платежи.

Например, Петя решил устроиться курьером, но работать в штате он не желает, а хочет быть самозанятым. Петя приходит в пиццерию и предлагает: а давайте я буду развозить вашу пиццу, принимать деньги от клиентов и передавать вам за вычетом своего вознаграждения. Если пиццерия выдаст ему кассовый аппарат для приема платежей — так можно.

Остальная деятельность разрешена. Например, фотограф, программист, дизайнер, бухгалтер, переводчик, строитель, маркетолог — все они могут встать на налоговый учет и платить НПД. Не запрещено оказывать косметические услуги и продавать торты собственного производства. А вот покупать чужие торты и перепродавать — уже нельзя.

Ограничение по сумме дохода — 2,4 млн рублей в год. При этом нет лимитов для ежемесячного дохода: можете получить в январе 30 тысяч, в феврале — ничего не заработать, а в марте — миллион.

Как только доход за календарный год превысит 2,4 млн рублей, плательщик НПД потеряет свой статус. Если бывший самозанятый — обычное физлицо, он должен будет отдавать со своих последующих доходов 13% НДФЛ. Если же он индивидуальный предприниматель, то его по умолчанию переведут на общую систему налогообложения (ОСН). Чтобы не допустить этого, ИП должен в течение 20 календарных дней после потери статуса подать в ИФНС по месту жительства уведомление о переходе на упрощенную систему (УСН).

А в следующем году можно снова перейти на НПД.

Ограничения по видам доходов. Не со всех доходов разрешено платить НПД — есть ограничения. Под этот налоговый режим не попадают доходы:

  1. От продажи или аренды нежилой недвижимости. Это, например, апартаменты или гараж.
  2. Работодателей — нынешних и даже бывших, если с момента увольнения еще не прошло 2 года.
  3. Продажи транспортных средств.
  4. Уступки прав требований — цессии.
  5. Продажи имущества, которое использовалось для личных нужд: например, самозанятый продает свою б/у одежду или мебель на «Авито».
  6. Работы по договорам простого товарищества или доверительного управления имуществом. Например, две подруги договорились вместе печь и продавать торты, а прибыль делить — тогда это не самозанятость. Или если человек по просьбе приятеля сдает его квартиру и получает за это процент от арендной платы — такой доход тоже не подпадает под режим НПД.
  7. Арбитражного управления, деятельности медиатора, оценщика, нотариуса или адвоката.
  8. Продажи долей в уставном капитале организаций, паев и ценных бумаг — акций, облигаций. Например, самозанятый — еще и учредитель фирмы. Если он продаст свою долю в этой фирме, то не сможет провести полученные деньги по льготной налоговой ставке — как доход самозанятого.

Если клиент рассчитается с вами не деньгами, а как-то еще, например отдаст за работу мешок овощей с фермы, то это доход в натуральной форме. И он тоже не попадает под налоговый режим НПД.

Может ли ИП быть самозанятым. Может, но совмещать НПД с другими налоговыми режимами запрещено — мы писали об этом. Если предприниматель на УСН или ЕСХН хочет стать самозанятым, он должен отказаться от своего спецрежима и перейти на НПД. А если ИП находился на общей системе налогообложения, то заявление об отказе не нужно.

Индивидуальный предприниматель должен в течение месяца со дня регистрации в качестве плательщика НПД уведомить налоговую, что прекращает использовать спецрежим. Если этого не сделать, то ИФНС аннулирует статус самозанятого.

С патентом сложнее. Чтобы перейти с патента на НПД, нужно сначала сняться с учета на ПСН и только потом регистрироваться самозанятым. Сняться с учета возможно по окончании срока патента, при утрате права на него или после завершения «патентной» деятельности. То есть можно дождаться конца срока патента или подать в налоговую заявление о прекращении деятельности, по которой применялась ПСН.

Если нет гражданства. Платить НПД можно не только с российским паспортом. Граждане стран ЕАЭС — Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии, а также граждане Украины и ЛДНР тоже могут зарегистрироваться в России как самозанятые. Для этого им нужно иметь ИНН и учетную запись в личном кабинете налогоплательщика — физического лица.

Если у иностранца нет ИНН, он может получить номер в любой налоговой, работающей с физлицами, в течение пяти рабочих дней. Для этого нужны заявление и паспорт. После получения ИНН в этой же налоговой возьмите логин и пароль от личного кабинета. Это займет не более 15 минут. Затем граждане ЕАЭС, Украины и ЛДНР могут регистрироваться в качестве самозанятых.

Если нет 18 лет. Несовершеннолетние, которым уже есть 14 лет, но еще нет 18, тоже могут зарегистрироваться на НПД при одном из двух условий:

  1. подросток получил письменное согласие родителей, усыновителей или попечителя на совершение сделок;
  2. подросток стал полностью дееспособным в связи со вступлением в брак или по решению органа опеки либо суда.

Для арендодателей регистрация проходит точно так же , как и для всех остальных людей. Но помните: под режим НПД попадают доходы от сдачи в аренду только жилых помещений — квартир, домов, комнат. Если сдадите коммерческое помещение, например апартаменты или машино-место, то с дохода от аренды надо будет платить не НПД, а НДФЛ.

Можно ли совмещать самозанятость с основной работой. Закон не запрещает самозанятому работать по найму. В таком случае налог с зарплаты — НДФЛ — будет удерживать работодатель, а вот налог с подработок самозанятый будет платить сам.

Например, не запрещено получать зарплату как наемный сотрудник и деньги от своих клиентов как плательщик НПД.

Можно ли госслужащим быть самозанятыми. Можно, но только для одного вида деятельности — сдачи в аренду жилых помещений.

Может ли пенсионер стать самозанятым, но получать льготы и компенсации. Может — самозанятые пенсионеры на НПД считаются неработающими. Они сохраняют право на индексацию пенсии, компенсации и льготы. Подробнее читайте в нашей статье «Самозанятых пенсионеров признали неработающими».

Нужно ли регистрироваться тем, кто оказывает разовую помощь. Не обязательно, но следует помнить: физические лица почти с любого дохода платят НДФЛ. Это касается и тех случаев, когда человек кому-то помог, а ему за это заплатили.

Если автомеханик починит машину приятелю, а тот в благодарность ему скажет «спасибо», то налога не будет. А вот если автомеханик возьмет деньги за свои услуги, то он должен заплатить налог с дохода.

Можно не регистрироваться как самозанятый, но тогда придется подавать декларацию о доходах 3-НДФЛ и делать отчисления — 13% от заработанной суммы. Более выгодный вариант: получить статус плательщика НПД и отдать всего 4% или 6%, а с учетом вычета — еще меньше. Регистрация ни к чему не обязывает: если помощь была разовой, а сейчас доходов нет, то не нужно ничего платить и отчитываться перед налоговой.

Как оформить самозанятость

Чтобы стать самозанятым, нужно встать на налоговый учет как плательщик НПД. Это бесплатно — госпошлины нет.

Без ИП. Нет никакой разницы между регистрацией обычного человека и индивидуального предпринимателя.

Куда обращаться. Идти в налоговую не нужно, заявление подается через интернет. Есть четыре способа отправить заявление:

  1. Через портал госуслуг.
  2. Через мобильное приложение «Мой налог». на сайте ФНС. , которые позволяют клиентам регистрировать самозанятость. В таком случае заявление подается через личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение.

Рассмотрим каждый способ подробно.

Через госуслуги

Что понадобится. Полная учетная запись на портале госуслуг.

Кому подходит. Всем. Таким способом могут зарегистрироваться не только россияне, но и граждане стран ЕАЭС, Украины, ЛНР и ДНР.

Плюсы и минусы. Из плюсов:

  • для регистрации не нужна фотография человека;
  • портал сам подтягивает ваши данные — не нужно их вводить;
  • можно зарегистрироваться со стационарного компьютера.

Минусов я не обнаружила.

Пошаговая инструкция. В поисковой строке на госуслугах наберите «самозанятость регистрация», авторизуйтесь — и попадете на нужную страницу. Дальше просто следуйте инструкциям.

Через мобильное приложение «Мой налог»

Что понадобится. Российский паспорт либо ИНН и пароль для доступа в онлайн-кабинет налогоплательщика-физлица на сайте ФНС.

Кому подходит. Россиянам, а также гражданам из стран ЕАЭС, Украины и ЛДНР, у которых есть ИНН и доступ в онлайн-кабинет налогоплательщика-физлица.

Плюсы и минусы. Этот вариант не доступен тем, кто не хочет или не может установить приложение и работать с ним. Вам придется сканировать паспорт либо заводить личный кабинет на сайте налоговой. Потом сфотографироваться самому. Зато не понадобится вводить данные — приложение само будет заполнять заявление.

Пошаговая инструкция. Мы уже рассказывали, как зарегистрироваться через приложение «Мой налог». Там два варианта: через личный кабинет налогоплательщика или по паспорту. Если по паспорту:

  1. Скачайте приложение на смартфон или планшет.
  2. Сканируйте паспорт.
  3. Сделайте селфи в приложении.
  4. Отправьте заявление о постановке на учет.

Но если у вас есть учетная запись на госуслугах, то ничего этого делать не нужно. Приложение «Мой налог» само подхватит все ваши данные с портала — вводить их вручную не придется.

В личном кабинете плательщика НПД на сайте ФНС

Что понадобится. ИНН и пароль.

Кому подойдет. Всем, у кого нет смартфона или кто не хочет скачивать приложение, в том числе гражданам стран ЕАЭС, Украины и ЛДНР, у которых есть ИНН и учетная запись в личном кабинете налогоплательщика-физлица.

Плюсы и минусы. Личный кабинет для самозанятых доступен со стационарного компьютера — сможете зарегистрироваться, даже если у вас кнопочный телефон. Доступна также регистрация по паролю от госуслуг.

Можно зарегистрироваться через приложение, а чеки отправлять через сайт — и наоборот. Когда вы стали самозанятым, можно пользоваться любым сервисом. Информация о доходах тоже доступна везде.

Однако можно запутаться: это не тот личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.gov.ru, где вы подаете декларацию о доходах и платите налог на имущество, земельный и транспортный налоги. Для регистрации самозанятых у ФНС свой портал, и там вы заводите отдельный личный кабинет.

Через веб-кабинет нельзя зарегистрироваться по паспорту.

Пошаговая инструкция. Зайдите на lknpd.nalog.ru. У вас два варианта: зарегистрироваться по ИНН или через госуслуги. При регистрации подтвердите номер телефона и выберите регион. Если выбираете регистрацию по паролю от госуслуг, будьте очень внимательны: при первой же авторизации таким способом произойдет автоматическая постановка на учет в качестве плательщика НПД.

В банке

ФНС осуществляет информационный обмен с 29 банками. Через них можно регистрироваться и платить налог на профессиональный доход.

Что понадобится. Паспорт — если будете регистрироваться офлайн, в отделении банка. Если хотите встать на учет как плательщик НПД онлайн, скачайте на смартфон приложение выбранного банка или зайдите на его сайт.

Кому подойдет. Всем, включая граждан стран ЕАЭС, Украины и ЛДНР, у которых есть ИНН и учетная запись в личном кабинете налогоплательщика-физлица.

Плюсы и минусы. Зарегистрироваться можно вообще без компьютера. При офлайн-регистрации не понадобится делать селфи и самому сканировать паспорт.

Этот способ будет неудобен, если не хотите заводить счет в банке. Как правило, банк вместе с регистрацией предлагает оформить пластиковую карту, по которой будут проходить транзакции самозанятых.

Пошаговая инструкция. При офлайн-регистрации придите в банк с паспортом и подайте заявление, которое банк подпишет усиленной электронной подписью. Ваша фотография при этом не понадобится. Если регистрация прошла успешно, то с этого же дня вы будете считаться плательщиком НПД.

Для онлайн-регистрации зайдите в мобильное приложение выбранного банка или на его сайт и найдите там сервис для регистрации самозанятых. Он может быть в разделах «Частным лицам» или «Свое дело». В сервисе заполните предложенную форму и подождите, когда банк пришлет вам уведомление, что вы теперь самозанятый.

Можно ли зарегистрировать самозанятость в МФЦ. Многофункциональные центры пока не оформляют самозанятость. В МФЦ можно получить только консультацию по регистрации или работе приложения.

Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет

Можете принимать деньги от клиентов как захотите: наличными, на личную карту, на расчетный счет ИП и даже почтовым переводом. Можно часть денег принимать на счет, а часть — наличными. Никаких ограничений здесь нет. Любой вариант законный. Для налоговой важно, чтобы при получении денег самозанятый сформировал чек и отправил его в налоговую и клиенту.

Если будете принимать оплату преимущественно безналично, не надо для этого открывать особый счет или карту. Вы можете получать деньги за свою работу на любой из имеющихся у вас банковских счетов и на любую дебетовую карту, в том числе зарплатную.

Не бойтесь, что банк заблокирует вашу карту из-за того, что на нее часто приходят деньги как доход от самозанятости. Когда только ввели эксперимент по уплате НПД, действительно были случаи блокировки карт у плательщиков НПД. Потом Центробанк настоятельно рекомендовал банкам, прежде чем принимать решение о блокировке счета, проверять статус его владельца и, если человек зарегистрирован в качестве самозанятого, оставлять его счет в покое.

Регистрация статуса

Налоговая проверяет информацию до шести дней — отсчет начинается со следующего дня после подачи заявления, но на практике все происходит гораздо быстрее, почти мгновенно.

Если налоговики найдут явные ошибки и противоречия, то откажут уже в день обращения. Например, отказ придет сразу, если заявитель ранее уже был плательщиком НПД и у него остались штрафы и долги по налогам.

В случае отказа налоговая пришлет уведомление с объяснением, что именно ей не понравилось. Такое уведомление поступит через приложение «Мой налог», личный кабинет самозанятого или банк — смотря как подавалось заявление.

Так что после регистрации нужно отслеживать свой статус в течение 6 дней, хотя принимать оплаты и формировать чеки можно сразу.

Как отказаться от самозанятости

Снятие с учета возможно по двум причинам:

  1. Если вы отказываетесь применять этот налоговый режим. Потребуется заявление.
  2. Если вы попадаете в список тех, кто не вправе его применять. В этом случае налоговая снимает налогоплательщика с учета по собственной инициативе, без заявления, и уведомляет его об этом через приложение «Мой налог».

Сняться с учета по собственной инициативе можно теми же способами, что и встать на учет. Например, в приложении «Мой налог» зайдите в раздел «Прочее», а оттуда — в раздел «Профиль».

Датой снятия с учета будет считаться дата, когда вы направили в налоговый орган заявление.

Вы сразу же перестаете быть плательщиком НПД и теряете возможность выдавать чеки. Если захотите, сможете зарегистрироваться заново, если нет недоимки, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

Что делать, если потерял статус

Самозанятый лишается своего статуса, когда доходы, облагаемые НПД, превысили в календарном году 2,4 млн рублей. Тогда все сверхлимитные доходы должны облагаться уже НДФЛ по ставке 13%. На них подаете декларацию 3-НДФЛ .

Если же самозанятый — ИП, то с даты превышения доходного лимита его по умолчанию переведут на общую систему налогообложения. Чтобы этого не случилось, ИП должен в течение 20 календарных дней после потери статуса подать в ИФНС по месту жительства уведомление о переходе на упрощенку.

Самозанятость: кому подходит и как зарегистрироваться

alt=»Мария Перепелкина» />Мария Перепелкина 17 октября 2019

1 января 2019 года вступил в силу новый налоговый режим. Это новая возможность для ведения бизнеса физическими лицами — стать самозанятым. Подойдёт ли вам этот правовой статус для ведения бизнеса, разбираемся сегодня. Погнали: новый закон, новый налог и вообще всё новое.

Самозанятый

Кто такие самозанятые и как работает новый налог НПД

Чтобы вести предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, нужно иметь определённый правовой статус. До недавнего времени для небольших компаний были доступны два варианта: ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общество с ограниченной ответственностью). Теперь появился ещё один правовой статус — самозанятый.

Статус самозанятого ввели для тех, у кого размер бизнеса ещё небольшой и кому регистрировать ИП или ООО пока невыгодно. В отличие от ИП и ООО, для самозанятых снижена налоговая ставка и упрощена система отчётности. Но есть и ограничения, о которых подробно расскажем ниже.

Новый статус — для тех, кто хочет вести микробизнес или иметь дополнительный заработок: вязание и продажа шапок и носков, проведение обучающих вебинаров за деньги, оказание услуг или сдача квартиры в аренду. Для всех, кто хочет законно работать на себя и платить налоги, теперь есть такая возможность. Пожалуйста, регистрируйтесь как самозанятый.

Чем может заниматься самозанятый:

  • реализовывать продукцию;
  • монетизировать свои навыки и оказывать услуги;
  • сдавать в аренду собственное жильё;
  • одновременно работать и по найму, и на себя.

Новый налоговый режим для самозанятых: НПД во всех подробностях

Пару слов о законе.

Если вы проживаете в других регионах, не отключайтесь — для вас эта информация тоже будет полезна. Чуть позже расскажем почему.

НПД расшифровывается как «налог на профессиональный доход». Новый налоговый режим.

Что такое профессиональный доход? Это ваш собственный заработок, для которого вам не нужен работодатель. Например, доход от фриланса, продажи собственных изделий или доход от сдачи квартиры в аренду.

Этот налоговый режим — добровольный. Ваш выбор — либо декларировать доход, как это было раньше, либо не платить налоги вовсе. Но нужно понимать, что если вы получаете доход и нигде его не декларируете, то вы укрываетесь от уплаты налогов. И вас могут оштрафовать. А штрафы за это нарушение серьёзные.

Отличительная особенность нового налога — очень низкие ставки. При получении прибыли от физических лиц налоговая ставка составит всего 4%, а в случае сотрудничества с юридическими лицами — 6%.

Кроме того, вновь зарегистрированным гражданам государство один раз дарит 10000 рублей. Правда, не деньгами, а в виде суммы, которую можно использовать в качестве налогового вычета. Налоговый вычет — это сумма, которую вам разрешается не уплачивать.

Как получить налоговый вычет 10 000 рублей

Вы обязаны выплачивать налоги с каждой продажи своих услуг или изделий. Налоговый вычет — это сумма, которую вам разрешается не платить. Для тех, кто использует НПД, разработана особенная схема, чтобы в самом начале с налогами было полегче. Платить их всё равно придётся, но сумма уменьшится: на 1% при продаже физическим лицам и на 2% — при продаже юридическим. Если проще, то при продаже физическим лицам налог с продажи составит 3%, а при работе с юридическими — всего 4%.

Эта схема действует до тех пор, пока разница между выплаченным налогом по уменьшенной ставке и полной суммой налога не достигнет 10 000 рублей. Тогда вы автоматически перейдёте на полную ставку: 4% для физических лиц и 6% при продаже юридическим лицам.

Кто может стать самозанятым: условия и ограничения

Самозанятым может стать любой гражданин РФ или иностранец. Но есть условия и довольно много ограничений на ведение предпринимательской деятельности по такой схеме.

Условие 1. Региональное

В 2019 году только 4 региона вступили в пилот по ведению такого вида деятельности: Москва, Московская и Калужская области, Татарстан.

Не то чтобы это самые богатые или привилегированные регионы России. Это регионы, которые добровольно сказали: «Мы готовы вступить в этот пилотный проект. Готовы подготовить нормативно-правовую документацию. Готовы оказывать поддержку своим налогоплательщикам». На этих 4-х регионах и обкатывали проект. И что в результате?

С 1 января 2020 года проект распространяется ещё на 19 регионов: Санкт-Петербург, Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Красноярский и Пермский край, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и республику Башкортостан.

С 1 июля 2020 года Государственная Дума разрешила всем регионам вводить НПД на своей территории. Власти регинов самостоятельно принимают решение об участии в эксперименте и могут нормативно-правовым актом ввести на своей территории данный налоговый режим.

Обратите внимание: речь идёт о регионах ведения деятельности, а не о регионах прописки. Т. е., если вы живёте в Москве, но прописаны в Санкт-Петербурге, то вы можете применять НПД. Основание — ваши клиенты находятся в Москве.

Работаете удалённо? Выход — встать на учёт в любом из регионов, где НПД введён, и продолжать работать по всему миру. Главное, чтобы хотя бы один ваш клиент был из списка регионов-участников пилотного проекта.

Условие 2. Порог по доходу

Предельный доход нарастающим итогом не должен превышать 2 миллиона 400 тысяч рублей в год. Что значит «нарастающим итогом»? Это значит, что с даты вашей регистрации, например, с 1 января 2019 г., сумма вашей прибыли не должна превышать 2 млн 400 тыс. руб. к 31 декабря 2019.

Если вы этот доход превысили, то грядут перемены. Для начала вы выплачиваете налог НПД с предельной суммы — 2,4 млн руб. А дальше вам придётся зарегистрироваться как ИП и выбрать новый налоговый режим, чтобы продолжать работать в том же масштабе.

Если поделить 2,4 млн руб. на 12 месяцев, то получится 200 тыс. руб. в месяц. Мы ориентируемся на эту сумму. Но это не значит, что вы не можете зарабатывать в месяц больше. Это значит, что вы не можете зарабатывать больше 2,4 млн руб. в год.

К примеру, у вас огромный контракт. Вы вяжете огромную партию шапок. Вы её продали и заработали 500 тыс. руб. сразу. Ух ты! Но это не значит, что вы теряете возможность платить НПД. Это значит, что в следующих месяцах вы должны заработать чуть поменьше, чтобы в сумме за год вышло не больше 2,4 млн руб. Смотрим только на нарастающий итог.

Надеемся, что порог доходов вырастет. Ведь 2,4 млн руб. в год — это не так уж много, например, для блогеров или бизнес-репетиторов, фитнес-тренеров и др. Многие из них зарабатывают куда больше. Но на сегодня — пока 2,4 млн в год.

Условие 3. Наёмные работники

Нельзя иметь наёмных работников. Это ограничение вытекает из самого понятия «САМОзанятый».

Условие 4. Вид деятельности

Вы не можете заниматься совершенно любым видом деятельности. Под этот налог попадают доходы, которые вы получили после реализации сделанной вами продукции, выполнения работ или самостоятельного оказания услуг.

Продукция — это то, что вы произвели. Например, шарф. Вы купили пряжу, спицы, пуговицы и ножницы, связали шарф и продали этот шарф. Шарф — это продукция.

Если же вы купили шарф и перепродаёте этот шарф — это торговля. Таким видом деятельности заниматься нельзя.

Повторим: самозанятым можно выполнять работы, оказывать услуги и реализовывать собственную продукцию. Только так. Зато можно совмещать разные виды деятельности. Пожалуйста, никаких запретов. Как некоторые ИП-шники, у которых заявлено под 200 ОКВЭДов, которые и колбасу могут продавать, и психологические консультации оказывать, и букеты на продажу собирать, и булочки печь. Нормально, бывает всякое. Такие вот разносторонние и талантливые у нас предприниматели!

Например, вы можете совмещать фитнес-тренировки, онлайн-консультирование и сдачу квартиры в аренду. Почему нет? Если ваши возможности это позволяют. Чуть ниже мы покажем, как на практике можно объединить эти виды деятельности.

Есть виды деятельности с особенной ответственностью и правилами: таксисты, кулинары и т. п. Самозанятые не могут этим заниматься, потому что, по требованиям Санпина и Роспотребнадзора, для этого нужно быть зарегистрированым как ИП. В этом случае для вас действуют особенные правила и на вас налагается повышенная ответственность. Вы просто не можете как физ. лицо это делать. Но вы можете зарегистрировать ИП на НПД. Как это сделать — подробно опишем в отдельной статье.

Условие 5. Для иностранных граждан

Иностранные граждане могут стать самозанятыми в РФ. Но не все иностранцы, а только граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз: Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии. Как пройти регистрацию и какие документы понадобятся, расскажем чуть ниже.

А пока разбираемся дальше и поговорим ещё о нескольких ограничениях.

Кто не может стать самозанятым:

  1. «Лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке (средствами идентификации в соответствии с законодательством РФ).»

И помните про обязательную маркировку товаров, которая мощно набирает обороты? Речь, например, об обуви — сейчас она уже подлежит обязательной маркировке: производители обязаны маркировать упаковку по новым правилам. И с каждым днём приближается дата, когда вступит в силу запрет на продажу немаркированных остатков продукции. И как всё это будет сочетаться с самозанятостью, пока неизвестно. Возможно, введут какие-то корректировки в программу. Ведь правда очень много тех, кто своими руками шьёт, вяжет, создаёт. И хочет на законных основаниях реализовывать свою продукцию, в том числе — обувь.

Поживём-увидим и обязательно будем держать вас в курсе изменений.

То есть перепродажа товаров, о чём мы писали выше. Купили ботинки и продали ботинки — так нельзя.

Например, если вы нашли нефть на своём участке в Подмосковье и хотите её продавать. Но в таком случае, мы уверены, вам не в тягость будет открыть ООО и развернуться по полной. Смешно, конечно. Но в теории и такое возможно.

Например, любая работа по договору комиссии. Когда вы у кого-то берёте товар и по его поручению этот товар продаёте. Так работает, например, Wildberries: берёт на комиссию товар и как агент продаёт его нам как конечному покупателю.

Пример: вы — парикмахер. Оказываете услуги, но ещё хотите продавать шампуни и средства для укладки. Продавать товары не собственного производства в рамках НПД вы не можете. Значит, налоги по продаже косметики вам надо платить по иному налоговому режиму. Это уже совмещать нельзя. Вы либо регистрируетесь как ИП и работаете по любому налоговому режиму, кроме НПД, и торгуете. Либо вы самозанятый на НПД и не продаёте товары, которые не создали своими руками.

Несколько налоговых режимов совмещать нельзя.

Если условия вам подходят и вы готовы пойти дальше, расскажем, как получить статус самозанятого, а точнее, как зарегистрироваться.

Как получить статус самозанятого: варианты регистрации, шаги и необходимые документы

Если вы хотите стать самозанятым, нужно зарегистрироваться. Можно сделать это любым из 4 способов:

  • зарегистрироваться в кабинете налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» на сайте ФНС России;
  • скачать и пройти регистрацию в официальном мобильном приложении Налоговой инспекции «Мой налог» — рекомендуем выбрать этот вариант, развёрнутое описание процесса дадим чуть ниже;
  • в уполномоченных банках, например, в «Сбербанке»;
  • через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Подробно о мобильном приложении «Мой налог»

В этом приложении ведётся вся ваша документация и отчётность. Даже если вы хотите зарегистрироваться другим способом, это приложение вам всё равно придётся установить. Но обо всём по порядку. Сначала зарегистрируемся.

Рассказываем, что и как нужно сделать, если вы гражданин РФ:

  1. Скачать приложение в AppleStore или в Google Play.
  2. Запускаете приложение и заполняете данные. Регистрация в приложении

Для регистрации вам понадобится только паспорт. Следуйте инструкции: введите свой номер телефона, выберите регион, отсканируйте паспорт, сфотографируйтесь — приложение распознает вашу личность, подтвердите данные. Спустя несколько секунд вы получите СМС-оповещение о постановке на учёт.

Поздравляем с успешной регистрацией!

Их может быть несколько, а перечень для выбора огромен.

Виды деятельности

Совет для тех, кто не нашёл дословно правильного названия рода своей деятельности: выберите вид деятельности, которому соответствует «почти всё». Например, «Бытовые услуги» — в них попадает огромный перечень вариантов. То же самое про «Обслуживание», «Продукция собственного производства», «Обеспечение безопасности», «Проектирование» и т. д.

Но что делать, если вы иностранец? Для вас у нас тоже есть полезная информация.

Регистрация для иностранцев

Иностранные граждане могут стать самозанятыми. Но не все иностранцы, а только граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз: Беларуси, Армении, Казахстана или Киргизии.

Чтобы стать самозанятым, гражданам этих четырёх государств также надо зарегистрироваться в мобильном приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого. Но только по ИНН и паролю для доступа в личный кабинет налогоплательщика. Зарегистрироваться по паспорту не получится.

У вас пока нет ИНН или пароля? Получить их просто. Запишитесь на приём в любую налоговую. Для постановки на учёт при себе достаточно иметь только паспорт. В результате посещения вы получите и ИНН, и доступ к личному кабинету. Теперь у вас есть всё необходимое, чтобы зарегистрироваться в качестве самозанятого.

Зарегистрировались? Пора что-нибудь начать продавать! Рассказываем как это просто.

Ведём бизнес: продаём, принимать оплату и отчитываемся перед налоговой

Всем предпринимателям на территории РФ необходимо отчитываться о своей предпринимательской деятельности: пробивать и выдавать чеки, подтверждающие продажи. С недавнего времени это делают онлайн-кассы — они моментально сообщают в налоговую факт продажи и сумму сделки.

Хорошая новость для самозанятых — вам касса не нужна. Её не надо покупать и регистрировать. Приложение «Мой налог» само фиксирует факт продажи и выдаёт чеки. Оно заменяет кассовый аппарат, что, на наш взгляд, крайне удобно.

Рассмотрим процесс продажи в приложении. Вы сами увидите, как в нём всё устроено.

Чек

Заполняете данные по пунктам: дата, вид услуги или название продукта, стоимость. Выбираете, кому продаёте: физическому лицу или юридическому. Подтверждаете.

Создаётся чек, который вы отправляете заказчику любым удобным способом: по почте, в СМС, через «ватсап», «телеграм» или соцсети.

Все чеки сохраняются в приложении, налог подсчитывается автоматически, а нарастающий приток продаж (денежных средств) всегда перед глазами.

И тут возникает логичный вопрос.

Как принимать оплату самозанятым?

Можно принимать оплату как наличными, так и переводом на карту. После получения денег самое главное — это выдать покупателю чек. Для этого вы заходите в приложение «Мог налог» и создаёте новую продажу — по схеме, описанной выше.

Если с наличными всё совсем просто, то с переводом на карту. тоже просто, но есть и нюансы.

Рассмотрим 2 практических случая.

    Получение оплаты на свою дебетовую карту

Вы можете получать оплату на любую дебетовую карту. Для этого надо сообщить номер своей карты покупателю. Это не всегда удобно. И нередки ситуации, когда карты блокирует банк — по соображением безопасности или предотвращая незаконное предпринимательство. Без разъяснений. Для того чтобы этого избежать, для самозанятых выпустили специальные продукты — цифровые карты. Переходим к следующему пункту.

Это специальная карта, выпущенная для самозанятых, у неё есть ряд преимуществ. Во-первых, банк знает, что владелец ведёт законную предпринимательскую деятельность, и не блокирует карту за частое хаотичное пополнение. Во-вторых, эта карта синхронизирована с приложением «Мой налог». Это очень удобно: приложение видит новый платёж, автоматически формирует и отправляет чек покупателю. Вам скинули деньги, и чек сразу ушёл покупателю. В конце каждого месяца с этой же карты будет списываться налог.

Карта виртуальная, физически её у вас нет, она фигурирует только в приложении. Это тоже удобно — карту не украдут, не испортят, не потеряют.

Цифровые карту уже выпускают «Сбербанк» и «Альфа-Банк». Возможно, скоро подтянутся и другие банки.

Деньгами с этой карты вы можете пользоваться так же свободно, как с любой другой: переводите, расплачиваетесь в интернет-магазинах и т. п. К тому же, у вас появится прозрачное разделение средств по счетам: здесь доходы от предпринимательской деятельности, а здесь — всё остальное.

Контроль дохода

Контролировать размер дохода будут по тому же принципу, как сейчас контролируют ИП, которые не выдают кассовые чеки. Контрольная закупка: приходят, покупают или заказывают через интернет. Не выдали чек? Штраф. То же самое и тут.

У вас что-то купят. Вы не выдадите чек. Вас спросят: «А почему вы не пробили чек?». Вы скажете: «Я самозанятый!» Налоговый инспектор: «Хорошо, но вы не пробили мне чек в приложении “Мой налог”, вы не зафиксировали доход. Штраф!» А размер штрафа равен сумме незадекларированного дохода. Если вы приняли платёж размером 50 тыс. руб., вас оштрафуют ещё на 50 тыс. руб. Т. е . вы вернёте размер выручки плюс эту же сумму сверху.

Так что лучше всё фиксировать в приложении. И главное — доставить чек покупателю.

Теперь рассмотрим ещё один важный момент.

Как подтвердить свой доход и получить подтверждение, что вы где-то работаете

Если вы ведёте предпринимательскую деятельность исключительно как самозанятый и, например, хотите взять кредит в банке, то для этого вам нужно предоставить справку о доходах. Приложение «Мой налог» сделает такую справку!

Есть кнопка «Сформировать справки». Здесь вы можете заказать:

  • Справку о постановке на учёт, которая подтверждает, что вы честный налогоплательщик по НПД. Можно её подать, например, в Визовый центр, чтобы получить визу.
  • Справку о доходе. С квалифицированной электронной подписью налогового органа.

Сейчас банки активно поддерживают переход людей на самозанятость, поэтому быстрее одобряют им кредиты. И вам желаем получить положительное решение!

Самозанятые: взносы и пенсия

Теперь про пенсию. Всех волнует пенсия. Всех волнуют страховые взносы.

Как вы знаете, ИП без работников платят 36 000 руб. в 2019 г. Это обязательный взнос на пенсионное и медицинское страхование. Иными словами, 3000 руб. в месяц. Это, скажем так, налоговая солидарность: мы сейчас платим пенсию текущим пенсионерам и старикам, и когда мы с вами выйдем на пенсию, то более молодые предприниматели будут обеспечивать пенсию нам. Такова пенсионная система, она работает примерно одинаково для большинства стран.

Для самозанятых и ИП на НПД решено сделать так: страховые взносы не платить, и пенсия будет только социальной, условно говоря, как у неработающего человека. Что вполне справедливо, ведь с вашей стороны отчислений нет, поэтому и бонусные баллы для повышения пенсии вы не зарабатываете, ничего не накапливаете. Но вы можете вступить в программу добровольного пенсионного страхования и отчислять в Пенсионный фонд любую сумму добровольно, чтобы в будущем ваша пенсия повысилась.

Однако некоторые консультанты не рекомендуют этого делать. Расскажем почему.

Есть большое количество программ государственного софинансирования пенсии. При банках, при финансовых институтах. Это как симбиоз инвестирования и пенсионных накоплений. Когда вы, например, каждый месяц кладёте какую-то сумму, те же самые 3000 руб., на свой индивидуальный накопительный счёт и в таком режиме работаете, к примеру, в течение 10 лет. И вот на вашем счёте уже 360 тыс. руб. плюс проценты по ставке рефинсирования — депозит без возможности снятия средств. В будущем вы можете снимать эти проценты — получится прибавка к пенсии. По этой сумме выйдет 5–8 тыс. руб. ежемесячно. Да и ваши накопления вам доступны. Конечно, с учётом будущей инфляции это будут уже совсем другие деньги. Но это всё равно лучше, чем просто отдавать ежемесячно эти 3000 руб., надеясь на пенсионную систему.

Подведём итог. Для самозанятых и ИП на НПД:

  • не предусмотрено обязательное отчисление в ПФР;
  • пенсия будет только социальной;
  • есть возможность добровольно вступить в правоотношения по ОПС (обязательному пенсионному страхованию) и отчислять денежные средства в ПФР.

Вы пенсионер? И для вас у нас есть новости.

Пенсионеры на НПД

Пенсионеры могут стать самозанятыми и платить налог НПД.

И сразу к сути: если пенсионер зарегистрировался в качестве самозанятого, то на пенсии это никак не отразится. Он будет получать такую же пенсию, как неработающий пенсионер. Это весьма неплохо.

Интернет-магазин для самозанятых: особенности и ограничения

Самозанятый может открыть интернет-магазин и на законных основаниях продавать свою продукцию или услуги. Особенно он пригодится тем, у кого большой выбор продуктов или форм услуг. Вы оформите свои продукты в красивый каталог, и клиент легко сориентируется в ассортименте. Плюс вы сэкономите время, которое раньше тратили на то, чтобы отследить все комментарии и вопросы в соцсетях, которые часто используют как витрину.

Интернет-магазин — прекрасный вариант для малого и среднего бизнеса. И вот почему:

  • дёшево: вы можете открыть интернет-магазин бесплатно;
  • быстро: с конструктором вы сможете запустить сайт магазина за 15 минут;
  • просто: вам не нужен программист или дизайнер, чтобы настроить работу и стильно оформить витрину — вы самостоятельно справитесь со всеми настройками;
  • надёжно: всё, что нужно для продажи, уже заложено в платформе.

Напомним о ряде особенностей, про которые стоит помнить самозанятому перед открытием интернет-магазина:

  • вы можете продавать только товары собственного производства или услуги;
  • вам нужно фиксировать каждую продажу в приложении «Мой налог» и выдавать чеки покупателям, если это не будет делаться автоматически;
  • вы можете подключиться к платёжному агрегатору;
  • вам не нужна онлайн-касса, даже если вы ИП с НПД;
  • каждый заказ придётся отправлять или доставлять лично, т. е. без использования наёмного труда.

Выводы

Кристаллизируем итог и коротко напомним о самом важном:

  1. Зарегистрироваться легко. Главное, чтобы вас устраивали все условия.
  2. Если у вас есть трудовой договор с организацией, вы можете быть также и самозанятым.
  3. За самозанятость трудовой стаж не идёт. Отчислений в пенсионный фонд с доходов не будет.
  4. Самозанятому нельзя нанимать персонал.
  5. Вы можете вести деятельность при помощи арендованного оборудования: лобзика, печи, станка и т. п. Вам необязательно иметь инструмент в собственности.
  6. Самозанятые, как и физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, по долгам отвечают своим имуществом.
  7. Взносы на обязательное медицинское страхование входят в те 4% или 6% налога, которые платит самозанятый.
  8. Самозанятый может открыть интернет-магазин и подключить оплату на сайте.

Сейчас самозанятость набирает обороты и становится очень популярной: для блогеров, рукодельниц, фрилансеров. Учитывая это, можно предположить, что все регионы нашей страны вступят в этот пилотный проект. И мы на это надеемся!

Как стать самозанятым. Пошаговая инструкция

cart

Согласно ТАСС статусом самозанятого обладают около 2,2 млн человек (информация от 27.04.2021 г.) — и ежедневно регистрируются примерно новые 5 тыс. Кто может стать самозанятым, мы подробно писали в статье “Закон о самозанятых”. Поэтому в этой статье мы подробно расскажем, как стать самозанятым.

Но сначала напомним условия этого режима налогообложения.

Какие условия налогообложения самозанятых

Самозанятым может стать физлицо либо индивидуальный предприниматель, которые ведут коммерческую деятельность на территории РФ, и не пользуются услугами наемного персонала.

Все финансовые операции проводятся через мобильное приложение “Мой налог” (Скачайте его бесплатно в Google Play, App Store или пользуйтесь веб-версией).

Может принимать к оплате как наличными, так и банковскими переводами (по реквизитам или по номеру карты). Главное — отражать движения денежных средств в “Моем Налоге”.

После принятия оплаты самозанятый выдает чек — формирует его в “моем налоге”, пересылает в электронном виде по электронной почте или через мессенджеры.

Платить налог нужно только за фактически принятую оплату — 4% (от физических лиц) и 6% (от юридических лиц и ип).

Оплата налогов производится ежемесячно, до 25 числа данного месяца за предыдущий.

Дополнительные платежи и взносы (в пенсионный фонд и в фонд социального страхования) тоже вносить не нужно. Но! Самозанятый не накапливает пенсионные и страховые отчисления. То есть в случае форс-мажора или выхода на пенсию государство поддержит самозанятого только в виде общих социальных льгот.

Как оформить самозанятость

Чтобы использовать новый специальный налоговый режим, нужно пройти удаленную регистрацию и получить подтверждение.

Не нужно платить гос.пошлину, покупать онлайн-кассу, собирать бумаги, стоять в очереди и т.д. Способ простой, понятный и занимает около пяти минут.

ВНИМАНИЕ!

Многофункциональные центры пока не оформляют самозанятость. В МФЦ можно получить только консультацию по регистрации или работе приложения.

Через госуслуги оформить статус самозанятого нельзя. Но с помощью подтвержденной учетной записи на портале госуслуг можно быстро зарегистрироваться в приложении «Мой налог» или в кабинете самозанятого.

Существует 3 способа регистрации в качестве самозанятого в приложении.

с помощью паспорта для сканирования и проверки, а также фотографии, которую можно сделать прямо на камеру смартфона;

другой вариант — воспользоваться ИНН и паролем, которые используются для доступа в личный кабинет физлица на сайте налоговой nalog.ru;

с помощью учетной записи Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Если предпочитаете регистрироваться оффлайн, можете воспользоваться услугами уполномоченных банков — МТС Банк, Альфа-Банк, Тинькофф Банк и др.

Вся дальнейшая работа проходит либо через мобильное приложение банка, либо через “Мой налог”.

Как встать на учет в качестве самозанятого. Пошаговая инструкция

Регистрация проходит в мобильном приложении “Мой налог” в три этапа. Они занимают около трех-пяти минут времени.

1. Главный экран приложения, который предлагает зарегистрироваться одним из трех способов:

С помощью паспорта,

Через личный кабинет на nalog.ru,

С помощью учетной записи на портале госуслуг.

2. Если вы выбираете регистрацию с помощью паспорта, то вам нужно отсканировать документ, поместив его в рамку на экране смартфона.

Соответственно, если выберете через nalog.ru, перейдете на сайт налоговой и войдете в личный кабинет.

Для регистрации через аккаунт гос.услуг, история та же.

3. Затем нужно будет сделать сэлфи — поместить изображение своего лица в овальный контур.

После регистрации нужно дождаться подтверждения вашего нового статуса в налоговой — обычно этот процесс занимает около одних рабочих суток.

Все очень просто — об этом говорят существующие плательщики НПД.

Отзывы

Вот что говорят действующие самозанятые о своем налоговом режиме.

Я зарегистрировался в качестве плательщика НПД по 3 причинам.
1. Для работы с юридическими лицами через расчетный счет.
2. Для официального проведения сделок.
3. Для выдачи чеков.
Мне нравится этот режим налогообложения тем, что он позволяет избавиться от лишней бумажной волокиты.

Стала самозанятой для того, чтобы иметь возможность реализовывать продукцию на ярмарках официально.
Нравится в режиме то, что нужно платить налоги только с продаж и помесячно.

Я официально трудоустроена в школе. Но хотела оказывать услуги как репетитор и не заработать проблем с законом.
Приложение «мой налог» удобное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *