Какие вопросы задать работодателю при устройстве на работу
Перейти к содержимому

Какие вопросы задать работодателю при устройстве на работу

27 распространенных вопросов для собеседования (и ответы на них)

Хотите узнать, какие вопросы чаще всего звучат на собеседованиях? Вот полный список (с самыми удачными вариантами ответа).

Некоторые компании нестандартно подходят к собеседованиям, однако в большинстве своем они задают стандартные вопросы (и получают стандартные ответы).

Вот список самых распространенных вопросов для собеседования с наилучшими вариантами ответа:

1. «Расскажите о себе»

Если вы проводите собеседование, наверняка вы уже многое знаете. Вы читали резюме и сопроводительное письмо, просматривали страницы кандидата в LinkedIn, Twitter и Facebook.

Цель любого собеседования заключается в том, чтобы выяснить, подходит ли конкретный кандидат на вакансию, которую необходимо заполнить, т.е. обладает ли он навыками и личными качествами, которые позволят ему выполнять работу. Вам нужен лидер, способный поставить себя на место другого человека? Попытайтесь выяснить, может ли кандидат стать им. Вы хотите, чтобы о вашей компании узнала широкая общественность? Спросите, может ли кандидат донести информацию.

Если вы ищете работу, расскажите, почему вы занимались тем или иным делом. Объясните, почему оставили предыдущее место работы. Опишите, как выбирали университет. Сообщите, почему решили учиться в аспирантуре. Не забудьте упомянуть о том, что вы год путешествовали по Европе и об опыте, который удалось получить в это время.

Отвечая на вопрос, не ограничивайтесь перечислением фактов (их можно прочесть и в резюме). Расскажите собеседнику, почему вы совершали те или иные поступки.

2. «Назовите свой главный недостаток»

Каждый кандидат знает, как ответить на этот вопрос. Нужно выбрать абстрактную слабость и превратить ее в достоинство.

Например: «Иногда я так увлекаюсь работой, что теряю счет времени. Опомнившись, я вижу, что все уже ушли домой. Я знаю, что мне нужно тщательнее следить за временем, но мне очень нравится то, что я делаю, и я просто не могу думать ни о чем другом!»

Значит, ваш «недостаток» заключается в том, что вы тратите на работу больше времени, чем все остальные? Мда.

Будет куда лучше описать реальный недостаток, над которым вы работаете. Расскажите о том, что вы делаете, чтобы стать лучше. Идеальных людей не существует, и вы должны доказать, что можете объективно оценивать себя и стремитесь совершенствоваться.

3. «Назовите свое главное достоинство»

Я не знаю, зачем представители компаний задают этот вопрос. Ответ на него всегда содержится в резюме.

Если вас все же спросили об этом, сформулируйте точный и конкретный ответ. Не нужно долго рассуждать. Если вы умеете решать проблемы, обязательно приведите примеры, которые имеют отношение к интересующей вас вакансии. Подтвердите свои слова! Если вы лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта, приведите примеры, доказывающие, что вы умеете отвечать на вопросы, которые еще не были заданы.

Иными словами, не будьте голословными, ищите аргументы!

4. «Каким вы видите себя через пять лет?»

Отвечая на этот вопрос, кандидаты следуют одному из двух возможных сценариев. Одни начинают описывать свои амбиции (им кажется, что собеседник хочет услышать именно это) и всем своим видом показывают: «Мне нужна эта работа!» Другие скромничают (им тоже кажется, что собеседник длет подобной реакции) и дают самоуничижительный ответ: «Вокруг так много талантливых людей. Мне просто хочется получить работу и посмотреть, каких успехов я смогу достичь».

Оба типа ответов не дают никакой информации о кандидате — за исключением, может быть, их умения себя продать.

Если вы проводите собеседование, перефразируйте вопрос: «Если бы вы могли создать свою собственную компанию, чем бы она занималась?»

Это универсальный вопрос, потому что всем нужны сотрудники с предпринимательской жилкой.

Ответ на него расскажет о мечтах и надеждах кандидата, его интересах и истинной страсти, предпочтениях в работе, людях, с которыми он легко сходится. Все, что нужно, это внимательно послушать.

5. «Почему мы должны нанять именно вас?»

Поскольку кандидат не может сравнивать себя с теми, кого он не знает, ему остается лишь описывать свою любовь к делу и жгучее желание принести пользу. Фактически, компания заставляет кандидатов умолять ее пойти им навстречу. Задав этот вопрос, представители многих компаний откидываются в кресле и скрещивают руки на груди. Этот жест как бы говорить: «Ну же, я слушаю! Давайте, убедите меня!»

Увы, это еще один неинформативный вопрос.

Но его можно изменить: «Как вы думаете, о чем мы забыли поговорить?» или «Если бы у вас была возможность повторно ответить на один из предыдущих вопросов, что бы вы сказали?»

В конце собеседования редкие кандидаты думают, будто показали все, на что были способны. Возможно, беседа пошла в неожиданном направлении. Может быть, собеседник по-своему расставил акценты в резюме, сосредоточившись на одних навыках и забыв про другие. А может, в начале собеседования кандидат слишком нервничал и не смог правильно сформулировать все то, о чем хотел рассказать.

В конце концов, собеседования предназначены для того, чтобы узнать о кандидате как можно больше, почему бы не дать ему второй шанс?

Обязательно поддерживайте беседу на этом этапе, не позволяйте кандидату говорить с самим собой. Не стоит слушать молча, чтобы потом сказать: «Спасибо, мы с вами свяжемся». Задавайте уточняющие вопросы. Просите привести примеры.

Если кандидат задал вам встречный вопрос, обязательно ответьте на него и постарайтесь выложить новую информацию, которая до этого оставалась в тени.

6. «Как вы узнали о вакансии?»

Порталы по поиску работы, объявления в газетах и Интернете, ярмарки вакансий. Многие люди ищут первую работу именно там, и в этом нет ничего плохого.

Но если кандидат постоянно пользуется этими каналами, скорее всего, он еще не решил, чем и как он хочет заниматься.

Он просто ищет работу. Любую работу.

Поэтому вы должны не просто рассказать о том, как вы узнали о вакансии. Сообщите, что вам рассказал о ней коллега или работодатель, что вы следили за вакансиями конкретной компании, потому что вы хотите в ней работать.

Компаниям не нужны люди, которым просто нужна работа. Компаниям нужны люди, которым нужна компания.

7. «Почему вы хотите получить эту работу?»

Немного углубимся в детали. Отвечая на этот вопрос, необходимо рассказывать не только о том, что вы хотите работать именно в этой компании, но и о том, почему вакансия идеально вам подходит и чего вы хотите достичь в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Если вы не значете, почему вакансия вам подходит, поищите другую работу. Жизнь слишком коротка.

8. «Назовите свое главное профессиональное достижение»

Ответ на этот вопрос должен иметь прямое отношение к вакансии. Если вы скажете, что за последние полтора года увеличили объем производства на 18%, претендуя на должно руководителя отдела персонала, собеседник сочтет ваш ответ любопытным, но совершенно не информативным.

Лучше расскажите о проблемном сотруднике, которого вы «спасли», или о конфликте между отделами, который вы погасили, или о подчиненных, получивших повышение за последние полгода.

Поделитесь достижениями, которые позволят представить вас в должности и предсказать ваши успехи.

9. «Расскажите в последнем конфликте с коллегой или клиентом. Что произошло?»

Когда люди упорно трудятся для достижения общей цели, конфликты неизбежны. Все мы допускаем ошибки. Разумеется, хорошее запоминается лучше, но и про плохое забывать нельзя. Идеальных людей не существует, и это нормально.

Однако людей, которые стремятся переложить свою вину и ответственность на других, определенно стоит избегать. Работодатели предпочитают тех, кто сосредотачивается не на проблеме, а на ее решении.

Всем нужны сотрудники, готовые признать свою неправоту, взять на себя ответственность за ошибку и, что самое важное, извлечь урок из этого опыта.

10. «Опишите свою идеальную работу»

Формулируя ответ, помните — он должен иметь отношение к вакансии!

Тем не менее, его совсем необязательно придумывать. Вы можете обучаться и развиваться, что бы вы ни делали. Попытайтесь определить, какие навыки вы можете приобрести, заняв должность, на которую вы претендуете, а затем представьте, как эти навыки могли бы пригодиться вам в будущем.

Не бойтесь признать, что однажды вы можете уйти в поисках другой работы или, может, даже начать свой собственный бизнес. Работодатели уже давно не ждут, что сотрудники останутся у них навечно.

11. «Почему вы хотите оставить работу, которая есть у вас сейчас?

Начнем с того, о чем не нужно говорить (если вы представляете работодателя, вам стоит насторожиться):

Не говорите о том, что вам не нравится ваше начальство. Не говорите о том, что не можете поладить с коллегами. Не поливайте грязью саму компанию.

Сосредоточьтесь на выгоде, которую принесет вам этот шаг. Расскажите о том, чего хотите достичь. Расскажите о том, чему хотите научиться. Расскажите о том, как планируете развиваться. При этом не забудьте упомянуть о выгоде для потенциального работодателя.

Люди, которые жалуются на начальство и коллег, подобны сплетникам. Если они сплетничают о ком-то еще, настанет день, когда они начнут сплетничать и о вас.

12. «Какие рабочие условия кажутся вам наиболее привлекательными?»

Если вам нравится работать в одиночестве, но вы претендуете на должность оператора центра обработки звонков, честный ответ будет звучать неуместно.

Подумайте о вакансии и о культуре компании в целом (культура есть у каждой компании — искусственная или стихийная.) Если для вас важен гибкий рабочий график, но вам его не предлагают, сосредоточьтесь на чем-нибудь еще. Если вам требуется постоянная поддержка руководства, а работодатель поощряет самоуправление, на время забудьте об этом.

Найдите способы совместить свои потребности с принятыми в компании правилами. Если вы не можете этого сделать, скорее всего, вам стоит поискать другую работу.

13. «Расскажите о самом сложном решении, которое вам довелось принять за последние полгода»

Задавая этот вопрос, работодатель хочет оценить умение кандидата решать проблемы и подыскивать аргументы, а также готовность к риску.

Если у вас нет ответа на этот вопрос, это очень плохо. Каждому приходится принимать сложные решения, вне зависимости от должности. Моя дочь как-то работала на полставки официанткой в ближайшем ресторане. Она постоянно принимала сложные решения — например, о том, как вести себя с постоянным клиентом, чьи действия порой граничили с домогательством.

Хороший ответ должен включать в себя аргументы, которые помогли принять решение (например, анализ больших объемов данных для выявления оптимального направления движения).

Великолепный ответ также описывает взаимоотношения со всеми, кто был вовлечен в процесс принятия решений, а также его последствия.

Разумеется, результаты анализа — это отличный аргумент, однако практически каждое решение влияет на людей. Лучшие кандидаты обычно рассматривают вопросы с разных сторон и принимают взвешенные решения.

14. «Опишите свой стиль управления»

Это вопрос, на который сложно ответить, не прибегая к банальностям. Попытайтесь привести примеры. Скажите: «Позвольте рассказать вам о трудностях, с которыми я столкнулся, занимая должность руководителя. Думаю, они дадут полное представление о моем стиле». После этого опишите, как вы решали проблему, мотивировали команду, преодолевали кризис и т.д. Объяснитье, что и зачем вы делали, чтобы собеседник понял, как именно вы управляете другими людьми.

Не забудьте упомянуть о результатах, которых вы достигли.

15. «Расскажите о ситуации, в которой вы были не согласны с решением большинства. Что вы сделали?»

Окружающие нас люди иногда принимают решения, с которыми мы не согласны. И это нормально, важно лишь то, как мы проявляем свое несогласие. (Мы все знаем тех, кто любит оставаться после собраний, чтобы оспорить решение, которое они прилюдно поддержали.)

Продемонстрируйте свой профессионализм. Докажите, что умеете конструктивно высказывать свои опасения. Если однажды вам удалось изменить общее мнение, и это изменение было удачным, хорошо. Если подобных примеров нет, подчеркните, что вы можете поддержать решение, даже если оно кажется вам неверным (речь не идет о неэтичных и безнравственных решениях).

Каждой компании нужны честные и решительные сотрудники, готовые открыто поделиться своими опасениями, но при этом подчиниться большинству, если свою правоту доказать не удастся.

16. «Как бы вас описали другие люди?»

Я ненавижу этот вопрос. Это же пустая трата слов! Правда, однажды я все же его задал и получил ответ, который мне очень понравился.

«Люди сказали бы, что я тот, кем кажусь», — ответил кандидат. — «Если я что-то говорю, я это делаю. Если я обещаю помочь, я обязательно помогаю. Я не думаю, что нравлюсь всем и каждому, но они могут на меня рассчитывать, потому что знают, как я работаю».

Что может быть лучше?

17. «Что нам стоит ожидать от вас в первые три месяца работы?»

В идеале, этот вопрос должен исходить от работодателя, желающего определиться со своими ожиданиями относительно нового сотрудника.

Отвечать нужно так:

  • Вы пытаетесь определить, какую пользу приносит ваша работа. Вы не просто делаете вид, что заняты. Вы делаете то, что нужно.
  • Вы учитесь помогать всем участникам процесса — руководству, коллегам, подчиненным, клиентам, поставщикам, реализаторам.
  • Вы выясняете, что получается у вас лучше всего. Вас наняли потому, что вы обладаете конкретными навыками, и эти навыки необходимо применять.
  • Вы добиваетесь положительных результатов, работаете с энтузиазом и чувствуете себя частью команды.

Используйте этот план ответа, добавив в него подробностей с учетом специфики вашей работы.

18. «Чем вы любите заниматься в нерабочее время?»

Многие компании считают, что их культура очень важна, и используют информацию о предпочтениях кандидата вне работы, чтобы определить, впишется ли он в команду.

Пытаясь убедить собеседника в том, что вы идеально подходите, не восхищайтесь занятиями, которые на самом деле вам не нравятся. Сосредоточьтесь на занятиях, которые позволяют вам развиваться — изучать что-то новое, добиваться более высоких целей. Например: «Мои дети еще совсем маленькие, поэтому свободного времени почти нет, однако по дороге на работу и обратно я учу испанский язык».

19. «Сколько вам платили на предыдущем месте работы?»

Это сложный вопрос. Обычно его задают перед тем, как сделать предложение по зарплате, и вы должны ответить честно, но при этом не прогадать.

Попробуйте метод, предложенный Лиз Райан. Скажите: «В настоящее время я сосредоточился на вакансиях, которые позволили бы мне зарабатывать примерно 50 тысяч рублей. Ваша вакансия подходит под этот критерий, верно?» (Вообще-то, вы наверняка уже знаете ответ, но почему бы не подыграть?)

Может, собеседник вам ответит, а может, и нет. Если он настраивает на конкретной цифре, вы можете поделиться информацией, а можете и воздержаться. На самом деле, ваш ответ значит не слишком много. Работодатель не предложит вам больше, чем он может предложить, и вы либо примете предложение, либо откажетесь от него.

20. «Улитка сидит на дне колодца глубиной 9 метров. Каждый день она проползает 2 метра, а за ночь сползает вниз на 1 метр. Сколько дней ей понадобится, чтобы вылезти из колодца?»

В последнее время подобные вопросы становятся все популярнее (спасибо, Google!). Возможно, ваш собеседник и не ждет, что вы тут же броситесь высчитывать. Скорее всего, он хочет понять, как вы мыслите.

Попытайтесь решить задачу, комментируя каждый шаг. Если вы допустили ошибку, не бойтесь посмеяться над собой — возможно, это стресс-тест, и собеседник хочет посмотреть, как вы реагируете на неудачу.

21. «Вы хотели что-то спросить?»

Не упускайте возможность! Задайте умный вопрос — не только для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, но и для того, чтобы убедиться, что выбрали правильную компанию. Не забывайте, что собеседование — это двусторонний процесс.

22. «Каких результатов я должен достичь в течение первых трех месяцев работы?»

Если вам не задали этот вопрос, задайте его сами. Зачем? Хорошие кандидаты стремятся взяться за дело без промедления. Они не хотят тратить недели и месяцы на то, чтобы «получше узнать организационную структуру». Они не видят смысла в ориентационных мероприятиях и предпочитают учиться на ходу.

Они хотят приносить пользу уже сейчас.

23. «Назовите три качества, которыми обладают ваши лучшие сотрудники»

Хорошие кандидаты хотят быть хорошими сотрудниками. Они знают, что все компании разные, и для успешной работы в них требуются разные качества.

Может, все хорошие сотрудники работают допоздна. Может, вы цените творческий подход выше, чем умение четко следовать протоколу. Может, вы стремитесь завоевывать новые рынки, поэтому привлечение новых клиентов для вас важнее, чем долгосрочные отношения со старыми. А может, вам нужны те, кто готов потратить равное количество времени на начинающего покупателя и на оптового постоянного заказчика.

Хорошие кандидаты нужно это знать. Они хотят убедиться не только в том, что впишутся в коллектив, но и в том, что смогут достичь успеха.

24. «От чего на самом деле зависят результаты работы в этой должности?»

Инвестируя в сотрудников, работодатели ждут, что они принесут ему прибыль (иначе зачем вообще им платить?).

В каждой работе есть виды деятельности, которые приносят большую отдачу, чем другие. Вам нужен HR-специалист, чтобы заполнял открытые вакансии, но на самом деле он должен находить правильных людей, тем самым минимизируя процент текучести кадров, сокращая издержки на обучение новых сотрудников и повышая общую производительность.

Вам нужен слесарь-ремонтник, чтобы чинил приборы, но на самом деле он должен эффективно решать проблемы клиентов и выстраивать взаимоотношения с ними так, чтобы они обращались к нему снова и снова.

Хорошие кандидаты хотят знать, какие качества позволят им внести наибольший вклад в общее дело, потому что их личный успех зависит от успеха всей компании.

25. «Перечислите приоритеты компании на этот год. Какой вклад я смогу внести, если займу эту должность?»

Каждый кандидат желает знать, что его работа важна для окружающих.

Хорошие кандидаты хотят заниматься значимым делом, служить высшей цели и работать с людьми, которые разделяют их ценности.

В противном случае работа теряет смысл.

26. «Какой процент ваших сотрудников был нанят по рекомендации?»

Сотрудники, которые любят свою работу, обязательно рекомендуют работодателя своим друзьям и знакомым. То же самое касается руководителей — они обязательно приводят с собой тех, с кем они раньше работали. Им потребовалось немало времени на то, чтобы доказать свою компетентность и выстроить взаимоотношения, основанные на доверии, поэтому люди инстинктивно за ними следуют.

Все это говорит о качестве рабочего окружения и об атмосфере в коллективе.

27. «Что вы будете делать, если. «

У каждой компании сть проблемы — технологии устаревают, на рынке появляются новые конкуренты, экономические тенденции постоянно меняются. Далеко не у всех есть экономические рвы, способные их защитить.

Даже если кандидат рассматривает работодателя как стартовую площадку для высокого прыжка, он все равно надеется на рост и развитие. Принимая предложение работодателя, каждый сотрудник надеется уйти от него по собственному желанию, а не потому, что компанию вытеснили с рынка.

Предположим, вы владеете магазином лыж. Примерно в километре от вас открылся еще один магазин. Как вы планируете бороться с конкуренцией? Или, предположим, у вас есть птицефабрика. Что вы сделаете, чтобы снизить расходы на корм?

Хорошие кандидаты хотят не только понять, как вы мыслите. Они хотят узнать, что вы собираетесь делать в ближайшем будущем и найдется ли в вашем плане место для них.

26 Советов для успешного прохождения собеседования при устройстве на работу

В последнее время в большинстве организаций собеседование при устройстве на работу становится все более и более сложным: один интервьюер или комиссия, множественные интервью, демонстрация навыков/способностей, враждебное интервью, изучение личного дела, психологические тесты, ролевые игры, задания на сообразительность и так называемое «испытание улицей». Так как невозможно предугадать все, с чем вы можете столкнуться, наши советы помогут вам успешно пройти собеседование.

1. Приготовьтесь ко всему мыслимому и немыслимому

Почему к немыслимому? Ответ прост: спланируйте вашу стратегию, подготовив ответы на возможные вопросы, и тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь. Проведите ролевую игру и повторяйте свои ответы до тех пор, пока они не будут звучать естественно и спонтанно слетать с языка, что возможно только после многократных повторений.

2. Особенно четко формулируйте то, что вы знаете и чего хотите добиться

Большинство собеседований основаны на изучении резюме, поэтому укажите в нем ваши цели, соответствующий опыт, образование и т.п., крепко их запомните и прочувствуйте. Что же касается ваших целей в работе, ясно сформулируйте, чего вы хотите и не хотите. На рынке труда мало места для кандидатов, готовых делать что угодно, и в результате они ничего не получат.

3. Убедитесь, что ваши возможности совпадают с вашими целями

К примеру, если в университете вы написали курсовую работу, чтобы иметь право занять определенную должность, если у вас есть водительские права, если вы достигли особых трудовых успехов или получили определенный сертификат, обязательно упомяните об этом в вашем рассказе или включите в свой файл. Например: «Когда я писал курсовую работу на тему государственного управления, я узнал следующее. «.

4. Четко опишите свои сильные стороны

Вам без сомнения будут задавать вопросы, касающиеся ваших сильных и слабых сторон. Вам нужно знать свои сильные стороны и особо выделить те из них, которые непосредственно могут относиться к вашей будущей должности. Например, если вы претендуете на должность продавца, вы можете описать одну из ваших сильных сторон (если это правда) следующим образом: «Я изучал типы личностей и научился быстро определять потенциальных покупателей, находя к каждому из них индивидуальный подход». В этом случае будьте готовы подтвердить это утверждение, если интервьюер внезапно спросит: «А к какой категории вы отнесли бы меня?».

5. Подайте вашу слабость как сильную сторону

Это непросто, поэтому задумайтесь, почему задан вопрос. Возможно, интервьюер хочет узнать немного о вас лично, например, не высокомерны ли вы («Не думаю, что у меня есть какие-нибудь слабости»), или знаете ли вы себя («Ну, я об этом никогда не задумывался»), и, наконец, каким образом вы преодолеваете свои слабости. Есть два способа ответить на этот вопрос и произвести положительное впечатление на интервьюера: (а) Объясните, что пытаясь преодолеть слабость, вы чему-нибудь научились. Если, например, в вашей карьере был период, который не соответствует новой должности (например, когда у вас произошел перерыв в бухгалтерской карьере, вы занимались продажей автомобилей, и такое случается!); вы можете сказать интервьюеру: «Эта слабость, на преодоление которой мне потребовалось время, заключалась в том, что я не был уверен, хочу ли сделать карьеру бухгалтера. В итоге я понял, что в действительности я не хочу продавать товары и гораздо больший интерес для меня представляет возможность решать проблемы клиентов». (b) Выберите слабую сторону, которая в действительности является сильной. К примеру, если вы проходите интервью в организации, в которой, как вам известно, предъявляют высокие требования к работе и где нет снисхождения к середнячкам, вы можете сказать: «Одна из моих слабых сторон в том, что я раздражителен по отношению к тем, кто не готов выложиться на 110%». В этом случае ваша «слабость» может помочь вам получить работу.

6. Вы должны четко знать, где вы хотите работать.

Стандартный вопрос, имеющий множество вариаций, гласит: «Где вы хотите работать через пять лет, начиная с сегодняшнего дня?» и заметьте, только с сегодняшнего. Ответы могут быть разные. Если вы не планируете унаследовать компанию своего отца или матери Ваш ответ, возможно, будет более расплывчатым, чем десять лет назад. Почему? Потому что экономика изменяется настолько быстро, что делать какие-то прогнозы относительно отдаленного будущего чрезвычайно трудно. Таким образом, вместо ответа: «Я планирую занять должность старшего руководителя в этой компании,» Вы могли бы сказать: «Я планирую получить квалификацию для каждой ступени иерархии в данной отрасли.» Ваш точный ответ будет зависеть от того, как Вы ищете работу, но главный принцип заключается в том, что Вы должны быть конкретным и гибким одновременно, а это предполагает, что Вы осознаете все сложности бизнеса, в котором предполагаете работать.

7. Если вы были уволены, скажите об этом прямо

Многих людей увольняют и делают им замечания не по их собственной вине. Сегодня увольнение не является клеймом, если только оно не было по очень веской причине. Отвечайте прямо, но без «обвинения» в голосе. Выражение вашей обиды из-за того, что вам позволили уйти, говорит интервьюеру, что вы не можете принять реалии современной свободной инициативы и что сокращение производства и числа занятых часто является приемлемым и необходимым.

8. У вас должны быть ваши личные стандарты

Этот вопрос относится к другой теме, и он не имеет отношения к конкретному интервью. Однако множество организаций ищут людей, имеющих стандарты, касающиеся их личной или профессиональной жизни, людей, которые могут ясно и сжато их сформулировать и следовать им. И чем короче, тем лучше. «Я делегирую свои слабости», «Я не беру проекты, если не ручаюсь за них на 100%», «Я стремлюсь к обучению и профессиональному росту на протяжении всей жизни».

9. Задавайте вопросы интервьюеру

Компетентный интервьюер будет уважать ваши попытки оценить организацию и должность, чтобы определить действительно ли это отвечает вашим требованиям. От вас зависит заранее определиться, чего вы хотите в идеале и чем готовы заниматься для начала. Например, вы хотели бы начальную зарплату в 75 тысяч рублей, но согласитесь и на меньшую, если видите перспективу роста.

10. Не позволяйте вопросу о зарплате изводить себя

Даже сегодня вы еще можете услышать старое высказывание: «Наша политика — не платить зарплату новому служащему больше, чем Х% от его нынешней зарплаты». Реальная и единственная проблема — готов ли ваш потенциальный работодатель платить сумму, которой вы достойны. А чего вы достойны зависит от самой работы, умения и готовности ее исполнять. В большинстве организаций существуют ясные параметры конкретной работы и уровня заработка в зависимости от состояния рынка и опыта претендента. В большинстве случаев, если вы не очень профессиональны, вы будете ограничены этими рамками. Но в пределах этих рамок стоимость вашего труда — вопрос взаимного согласования, основанный на вашей осведомленности о том, чего вы стоите и на вашей способности убедить в этом интервьюера. Итак: узнайте уровень компенсации за работу, которую вы ищете, определите реалистичную стоимость вашего труда и будьте готовы отстоять свою позицию.

Несколько дополнительных советов

11. Встаньте, когда человек, который будет проводить с вами собеседование, здоровается с вами. Стойте до тех пор, пока вам не предложат присесть.

12. Крепко пожмите руку интервьюера и стойте прямо напротив него — это скажет о вашей уверенности.

13. Будьте вежливы с секретарем в приемной, так как интервьюер обычно интересуется его мнением.

14. Мужчины, не отрывайте ноги от пола в течение всего собеседования, колени — на уровне талии, а руки положите на подлокотники кресла. Оденьте костюм консервативного цвета (темно-синий, коричневый, темно-серый, темно-зеленый, или черный) с белой рубашкой, черными либо просто темными туфлями и носками в тон вашему костюму.

15. Женщины, скрестите лодыжки или ноги, но ту ногу, которая внизу, держите прямо, а второй не качайте и не двигайте, локти держите на подлокотниках кресла. Выберите чулки нейтрального цвета без экстравагантных узоров, туфли должны быть под цвет вашего костюма или чуть темнее. Лучший выбор — туфли на среднем каблуке. Не надевайте босоножки или туфли с открытым носком. Убедитесь, что ваш макияж подходит для должности, на которую вы претендуете, а также постарайтесь, чтобы он был естественным.

16. Не стесняйтесь жестикулировать — это прибавит вам уверенности. Не забывайте улыбаться!

17. Смотрите прямо в глаза интервьюеру. Это очень важно, так как придает вам больше искренности.

18. Никогда не говорите ничего неприятного о себе и о ваших нынешних либо бывших начальниках. Если вас попросят рассказать что-нибудь плохое, выберите эпизод из прошлого и, не задерживаясь на нем, сразу переходите к тому, чего хорошего вы ждете от новой работы.

19. Возьмите с собой папку из мягкой кожи — никаких больших портфелей или сумочек.

20. Не перестарайтесь с парфюмом: вы ведь не хотите уморить интервьюера слишком резким запахом!

21. Будьте внимательны ко всем деталям — начищенная обувь, прическа, аксессуары, аккуратный маникюр.

22. Если вы летите к месту собеседования на самолете — очень важно быть на месте за день до собеседования, чтобы хорошо отдохнуть ночью и прийти в форму.

23. Не демонстрируйте никаких символов религиозной или политической принадлежности.

24. Расходы на поиск работы, которые не облагаются налогом, включают: стоимость проезда, проживания, 50% расходов на питание, телефонные переговоры, печать и отправка резюме, оплата услуг агентств по трудоустройству, оплата услуг консультантов и преподавателей.

25. Узнайте о компании и интервьюере как можно больше.

26. Отправьте благодарность по факсу либо электронной почте сразу после собеседования, в тот же день.

Собеседование: вопросы работодателю

Как подготовиться к собеседованию? Какие вопросы задавать, как правильно рассказать о своем опыте, чтобы работодатель захотел вас нанять?

Вопросы, которые вы задаете работодателю, это продолжение вашего резюме и самопрезентация. Постарайтесь, чтобы эти вопросы что-то говорили о вас рекрутеру, раскрывали мотивацию и карьерные цели.

Нет времени на чтение — слушайте аудиоверсию статьи на нашем подкасте:

Что делать перед собеседованием

Перед собеседованием изучите в открытых источниках информацию о компании и конкурентном окружении:

    Что означает название компании? Как она была создана? Ее место на рынке. Это продемонстрирует ваш интерес, уважение, лояльность. Вам не все равно, где вы будете работать, с какой системой себя ассоциировать.

Что делать на собеседовании

По мнению преподавателя Русской Школы Управления Натальи Сторожевой, кандидат приходит на собеседование не для того, чтобы отвечать на вопросы. Его главная цель — «продать» себя. Но делать это нужно в формате диалога, отвечая на вопросы рекрутера.

Она советует превратить интервью в самопрезентацию, продажу своего опыта, знаний и навыков. Расскажите о себе все самое значимое: об успешных проектах, достижениях, идеях, которые помогли продвинуть бизнес вашего прежнего работодателя. Продемонстрируйте свою нужность и полезность, сделайте все, чтобы он заинтересовался вами и «купил»: сделал предложение о работе. Ваша задача — превратить собеседование в продажу ваших знаний и опыта.

Какие вопросы задать работодателю

1. Куда делся сотрудник, который раньше выполнял эту работу? Если должность открывается в компании впервые, спросите, как раньше выполнялись задачи, предусмотренные новой позицией. Так вы поймете, какие проблемные рабочие ситуации могут быть связаны с этой вакансией.

2. Почему человек, который проводит собеседование, работает в этой компании? Вы получите информацию о компании из первых рук.

3. Какую задачу или проблему придется решать на новой позиции в самом начале работы? Этим вы продемонстрируете свои рабочие качества и поймете, чего от вас ждут.

Курс повышения эффективности
Узнайте, как долгое время оставаться конкурентным специалистом на рынке труда, получите лучшие инструменты и ресурсы для самообучения и реализации личных траекторий развития.

Подробности и регистрация

4. Спросите рекрутера, что он может рассказать вам о вашем непосредственном начальнике. Постарайтесь как можно больше узнать о нем. Ваш менеджер — это человек, с которым вы будете взаимодействовать большую часть времени.

5. Узнайте о планах компании на ближайшие несколько лет. Какие прогнозы делает менеджмент? Какие новые продукты планируют вывести на рынок? Этим вы продемонстрируете серьезное отношение. Кроме того, сможете составить первое впечатление о бизнесе.

6. В конце интервью спросите о ваших следующих шагах. Так вы сможете проявить инициативу, оценить энтузиазм нанимателя и составите примерный план дальнейших действий.

Также работодателю можно задать вопросы:

7. О стиле работы команды. Это говорит продемонстрирует вашу адаптивность и стремление понять корпоративную культуру, стать ее частью.

8. О критериях успешности: как вы будете оценивать результаты моей работы? Что будет показателем успеха? Покажете способность фокусироваться на главном и умение настраиваться на приоритетные задачи.

О чем не стоит спрашивать работодателя

Существуют вопросы, которые рекрутеру лучше не задавать.

1. Об условиях работы. Особенно на первом собеседовании. В этом вопросе есть определенный этикет, негласные правила.

    Чем выше позиция, тем позже нужно заводить разговор о деньгах.

3. Каковы шансы получить эту работу. Такой вопрос рекрутер может счесть признанием в профессиональной непригодности.

Какие вопросы задать работодателю на собеседовании?

Многие специалисты находясь в поисках работы готовятся отвечать на вопросы потенциального работодателя, проходят десятки собеседований, получают оффер, выходят на новое место работы и через пару дней понимают, что все не так радужно как они думали и здесь работать не хотят.

Проблема заключается в том, что большинство НЕ задает вопросы будущему работодателю. А ведь не задав всего пару нужных вопросов на собеседовании ты выберешь не ту компанию, потратишь уйму времени и разочарованным опять вернешься к поискам.

Я составил 50 самых важных вопросов будущему работодателю, которые ты обязан задать на собеседовании:

Заработная плата

Какой размер заработной платы и из чего она состоит?

Какая сумма заработной платы будет прописана в договоре?

По каким конкретно KPI вы оцениваете работу?

Как часто выплачивается заработная плата?

Как часто пересматривается заработная плата? Что для этого нужно сделать?

Есть ли оплата за переработки?

Условия работы

Какой график работы (сколько дней в неделю, сколько часов в день)? Есть ли переработки и с чем они связаны?

Есть ли отпуск и как он оплачивается? Через какой период смогу уйти в отпуск? Как организован уход в отпуск (надо ли быть постоянно на связи? Как решается, кто меня заменит?).

Как я буду оформлен в компании? Самозанятость, ИП, ГПХ, ТК РФ или без оформления.

Есть ли в компании ДМС и другие плюшки (бесплатные обеды, чай с печеньками, корп. спорт, английский язык, бесплатное обучение и т.д.)?

Нужно ли заключать NDA (соглашение о неразглашении)?

Испытательный срок и обучение

Будет ли испытательный срок?

Как долго длится испытательный срок?

На время испытательного срока есть ли разница в заработной плате?

Что является критерием прохождения испытательного срока?

Как пройдет мой первый рабочий день?

Есть ли полноценное обучение? Сколько времени оно занимает?

Будет ли у меня наставник на первое время?

Задачи и обязанности

Что конкретно я буду делать на данной должности? Что будет входить в мои обязанности?

Из чего складывается типичный рабочий день?

Какие цели будут стоять передо мной на ближайшие полгода-год?

Как часто и в каком виде нужно сдавать отчеты о работе?

Кто будет моим непосредственным руководителем?

С кем я буду работать на ежедневной основе?

Сколько человек сейчас работает в команде? Планируется ли расширение?

C какими сложностями придется столкнуться?

Сколько человек будет в моем подчинении (если у тебя руководящая должность)?

Компания и атмосфера

Как долго компания работает и сколько в ней сотрудников? Можете показать структуру компании?

Какая миссия у компании?

Какие у компании планы на ближайшие 3-5 лет?

Есть ли в компании корпоративная культура? Какие ее основные особенности?

Как принимаются решения в компании? Финальное слово за командой или за руководством?

Есть ли в компании штрафы?

Какая текучка кадров в компании? Что делаете для ее снижения?

Почему у вас классно работать и стоит идти именно к вам?

Можно ли пообщаться с кем-то из текущих сотрудников?

Перспективы и развитие

Какая скорость роста в компании? Как часто случаются повышения?

Какие карьерные перспективы у меня на этой позиции? Куда дальше расти?

Как оцениваете сотрудников? Что нужно делать, чтобы быть успешным?

Где и кем работают ваши бывшие сотрудники? Можно ли с ними пообщаться?

Что крутого компания сделала за последние полгода?

Оценка рисков

Почему открыли данную вакансию? Был ли мой предшественник и что с ним случилось? Можно ли с ним пообщаться?

Из-за чего меня могут уволить?

Могу ли я заниматься сторонними проектами или вести публичную деятельность?

Какие есть проблемы в компании? (мой любимый вопрос)

Назовите ТОП-3 самых важных скилла на данной должности?

Почему Вы решили присоединиться к этой компании? Насколько оправдались ожидания?

Что Вам нравится и не нравится в компании?

Сколько времени Вам нужно на принятие решения? Когда дадите ответ по моей кандидатуре?

Какие еще будут этапы перед выходом на работу?

Желаю удачи в поисках «того самого» работодателя на белом коне и успешного прохождения собеседования! Если у тебя есть интересные вопросы для работодателя, которые я не указал, то пиши их в комментариях.

Владислав Носковец

Head of Product в онлайн-школе ProductStar. Ментор по продакт менеджменту, EdTech и карьере

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *