Осталось три недели. Пошаговая инструкция для ИП по переходу на кассу
Как определиться с онлайн-ККТ, где и как получить КЭП, ОФД и зарегистрировать технику.
По состоянию на конец мая 2021 года российские налогоплательщики зарегистрировали более 3,6 млн онлайн-касс — это в два с половиной раза больше, чем до начала реформы. Об этом недавно сообщил руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров.
Согласно статистике ФНС, ежедневно через онлайн-кассы проводят 200 млн операций, а сумма выручки составляет около 130 млрд рублей, писал ТАСС.
Кассовая реформа проходила в России в 2017-2019 гг в три базовых этапа. Третья волна подключения к онлайн-кассам завершилась 1 июля 2019 года и затронула уже все без исключения организации и ИП, на любых режимах налогообложения.
Однако некоторым индивидуальным предпринимателям дали отсрочку — работать без касс могли ИП без наемных сотрудников, при реализации товаров собственного производства и оказании услуг населению. Но и эта поблажка будет действовать меньше месяца — до 1 июля 2021 года.
Рассказываем, что и как предпринимателю необходимо сделать для того, чтобы начать работать с онлайн-кассой, ОФД и избежать вопросов от ФНС.
Этап первый. Выбираем кассу и ФН
По закону 54-ФЗ, предпринимателю нужно успеть до 1 июля зарегистрировать ККТ в налоговой службе. Поэтому в техническом плане касса должна соответствовать ряду критериев:
- В ККТ должен быть фискальный накопитель (ФН). Если его нет, то ФН необходимо приобрести.
- Модель кассы должна входить в реестр разрешенных устройств на сайте ФНС.
- Касса должна принимать оплату наличными и картой, печатать бумажные чеки и создавать электронные.
- Фискальный чек, выдаваемый ККТ, должен соответствовать закону и иметь все реквизиты, необходимые для вида деятельности ИП.
Кассы условно делятся на три группы.
Автономные кнопочные онлайн-кассы
Самый бюджетный вариант. Подойдут для владельцев небольших бизнесов в сфере услуг или маленьких магазинов, ассортимент товаров которых не превышает 50 позиций. При этом такие устройства не работают с маркированными товарами. Модернизировать аппараты под требования маркировки можно путем вызова специалиста, представителя ЦТО или сервисного центра в вашем регионе.
Ассортимент товаров, подлежащих обязательной маркировке, регулярно расширяется. Так с 1 июня 2021 года под маркировку попали товары категории молочной продукции – сыр и мороженое. Работать с маркированными товарами удобнее всего с помощью сервиса «Учёт марок», который позволит выявлять и не допускать передачи в систему «Честный ЗНАК» некорректных чеков с маркировкой.
Фискальный регистратор
Устройство по факту представляет собой принтер печатных чеков с фискальным накопителем и модулем для передачи данных. Для работы фискальному регистратору нужно головное устройство с кассовой программой: планшет, ноутбук или компьютер. Кроме того, хорошие программы для ПК тоже не бесплатны. Такой вариант подойдет магазинам, пунктам оказания услуг и т. д.
Смарт-терминалы
Это производительный планшет с фискальным накопителем и принтером чеков. Один из самых удобных и простых в освоении устройств.
Такие устройства выпускаются в самых разных конфигурациях, есть мобильные версии, аккумулятора которых хватит до 24 часов. На рынке представлены также средние и большие настольные приборы для стационарных точек с возможностью подключения дополнительного торгового оборудования.
Кассовое оборудование можно не только приобрести, но и взять в аренду.
Этап второй. Выбираем оператора фискальных данных
Перед регистрацией онлайн-кассы в ФНС необходимо выбрать оператора фискальных данных (ОФД). ОФД — это связующее звено между кассой и государством, которое с разрешения ФНС обрабатывает фискальные данные. Оператор передает информацию с онлайн-кассы в налоговую службу и обеспечивает ее конфиденциальность, защиту и хранение в течение пяти лет.
В реестре ФНС сегодня значатся 19 операторов фискальных данных. При выборе оператора, рекомендуем придерживаться следующих критериев:
- и охват рынка, что свидетельствует о качестве и надежности сервисов оператора;
- Наличие дополнительных услуг, помимо базового ОФД-тарифа;
- Возможности для бухгалтерии: обмен документами (ЭДО), сдача отчетности в госорганы, выгрузка и сверка данных по чекам;
- Наличие аналитических и рекомендательных сервисов для развития бизнеса;
- Возможность подключения дополнительного функционала и интеграции с сервисами, необходимыми для вашей деятельности.
Крупнейшим оператором фискальных данных остается «Платформа ОФД» — в первом квартале 2021 года в системе оператора находилось почти 30 процентов всех онлайн-касс страны. Компания предоставляет сервис «Платформа ЭДО» для обмена электронными документами с контрагентами и государственными органами и сервис «Платформа Госотчет» для сдачи электронной отчетности в контролирующие ведомства.
Этап третий. Получаем КЭП
Для онлайн-регистрации кассы, подключения к ОФД и подписания различных электронных документов необходима усиленная версия электронной цифровой подписи – КЭП.
До 1 июля 2021 года квалифицированную электронную подпись можно получать в коммерческих удостоверяющих центрах. Однако действовать выданные там электронные подписи будут до конца года.
С 1 июля ФНС начнет бесплатно выдавать КЭП индивидуальным предпринимателям в удостоверяющем центре ведомства или доверенных удостоверяющих центрах. Однако список последних пока не обнародован.
В ФНС, в частности, заявили, что «выпускаемая удостоверяющим центром ФНС России электронная подпись будет применима для получения всех государственных и коммерческих услуг, а также подписания любых электронных документов».
Для получения КЭП в ФНС нужно заранее записаться в территориальное отделение налоговой службы. Предоставив паспорт и СНИЛС, пройти процедуру идентификации. Электронная подпись записывается на определенные носители, информацию об этом можно уточнить на сайте ведомства.
С 1 июля ИП, имеющие право на бесплатную КЭП, смогут подать заявление на выпуск подписи через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».
Этап четвертый. Регистрируем кассу в ФНС и ОФД
Зарегистрировать ККТ можно в отделении налоговой, однако большинство ИП уже давно делают это через интернет. Для регистрации онлайн-кассы на сайте ФНС необходимо зайти в личный кабинет налогоплательщика и выбрать раздел «Учет контрольно-кассовой техники».
Далее нажать на кнопку «Зарегистрировать ККТ» и выбрать пункт «заполнить параметры заявления вручную».
Затем в открывшихся окнах поочередно указать адрес установки ККТ, наименование ККТ (произвольно), модель ККТ из предложенного списка и серийный номер (эти данные можно найти, в том числе, в паспорте кассы).
Далее отмечаем модель фискального накопителя и его 16-значный номер (он прописан на коробке или на самом устройстве). Указываем режим, в котором будет использоваться ККТ (если подходящего вам режима нет — ничего не указывайте), далее — выбирайте из предложенных оператора фискальных данных. Его ИНН подтянется автоматически. Останется подписать заявление вашей КЭП и отправить на рассмотрение.
После проверки, если все данные были указаны верно, в столбце «Состояние» появится подпись «Присвоен Регистрационный номер ККТ». Однако это еще не означает, что ваша касса полностью прошла всю процедуру.
Для окончательной регистрации нужно сформировать и распечатать на вашей кассе отчет о регистрации (фиксализации). Процедура должна быть описана в инструкции к вашему устройству. Для вывода отчета понадобится регистрационный номер ККТ.
После необходимо вернуться в личный кабинет налогоплательщика, нажать в столбце PHM на регистрационный номер. Откроется карточка ККТ и кнопка «завершить регистрацию», которую нужно отжать.
Следом появится окно, где вы вбиваете сведения из отчета о регистрации по ККТ, напечатанные при фискализации кассы. Нажимаете «Подписать и отправить». Регистрация кассы завершена.
Следующим этапом могло бы стать подключение к серверу ОФД, чтобы фискальные данные начали передаваться с кассы в налоговую. Но для того, чтобы сэкономить время и ресурсы предпринимателя, этот процесс сократили.
Сейчас весь вышеописанный процесс регистрации ККТ в ФНС и далее в ОФД – проходит в одном окне, через личный кабинет клиента «Платформы ОФД». Пошаговая инструкция с пояснениями доступна в одном из наших материалов.
Весь процесс регистрации ККТ в ФНС и ОФД, согласно инструкции, занимает обычно 5 минут. Об этом в том числе говорил недавно и глава ФНС Даниил Егоров.
Онлайн-кассы для ИП ─ правила применения в 2022 году
Онлайн-касса для ИП в 2022 году: кому нужно применять
В 2022 году большинство хозяйствующих субъектов обязаны применять ККТ. Еще в 2019 году завершился в основной части полномасштабный переход на применение кассовых аппаратов современного поколения (онлайн-кассы). Последняя редакция закона о ККТ от 22.05.2003 № 54-ФЗ предусматривает для большинства компаний и ИП обязательное применение онлайн-касс при осуществлении расчетов с покупателями (заказчиками). Но соответствующее требование появилось не сразу. В 2016–2019 годах действовало большое количество оснований для отсрочки применения онлайн-касс для различных категорий хозяйствующих субъектов.
Об одной из действовавших некоторое время отсрочек применения онлайн-касс для ИП читайте здесь.
В законе № 54-ФЗ предусмотрены разные режимы применения ККТ: некоторые налогоплательщики могут не применять онлайн-кассы, а другие субъекты — эксплуатировать их в автономном режиме. При решении вопроса о том, кто обязан применять современные ККТ, нужно принимать во внимание множество факторов:
- виды деятельности; осуществления коммерческой деятельности;
- применяемую систему налогообложения;
- некоторые другие нюансы.
Как со всем этим разобраться предпринимателю? Как понять, нужна ли онлайн-касса для ИП на УСН в 2022 году? Как сориентироваться, требуется ли онлайн-касса для ИП на патенте в 2022 году?
Разобраться с этими и другими вопросами помогут материалы нашего сайта:
- «Применяется ли онлайн-касса для ИП на патенте?»;
- «Нужен ли кассовый аппарат при УСН в 2022 году?»;
- «Нужна ли онлайн-касса самозанятым лицам?»;
- «Нужна ли онлайн-касса для интернет-магазина»;
- «Чек-лист по онлайн-кассам».
Если вы сомневаетесь в том, нужно ли вам применять онлайн-кассу, изучите авторитетное мнение экспертов «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
Закон о кассах в режиме онлайн: требования к новым устройствам
При использовании ККТ старого образца налоговикам нужно было осуществлять фискализацию платежных данных, снимая показания с ЭКЛЗ непосредственно на территории налогоплательщика. В онлайн-кассах ЭКЛЗ заменена на новый технологический компонент — фискальный накопитель. Он в сочетании с дополнительными вычислительными и коммуникационными модулями делает кассовый аппарат приспособленным к выполнению технических требований к функционалу ККТ, установленных ст. 4.1 закона 54-ФЗ в текущей версии. Онлайн-касса с фискальным накопителем умеет:
- Отправлять данные о совершаемых на кассе платежах в ФНС в режиме онлайн при посредничестве операторов фискальных данных (ОФД).
Важно, чтобы фискальные данные направлялись в ОФД бесперебойно.
- Формировать электронные версии чеков (юридически идентичные бумажным) и отправлять их клиентам на электронную почту или в виде СМС также через ОФД.
ККТ старого образца не были приспособлены к выполнению аналогичной функции. Покупателям выдавался только бумажный чек.
- Обеспечивать сохранность платежных данных в памяти ККТ в периоды отсутствия связи с ОФД.
Фактически платежные данные сохраняются в памяти фискального накопителя. Отметим, что ККТ с ЭКЛЗ выполняли в принципе схожую функцию — но только лишь в целях сохранения платежных данных перед фискализацией, которую налоговики проводили непосредственно на территории хозсубъекта.
- Обеспечивать шифрование и невозможность несанкционированной корректировки записей о платежных операциях в памяти фискального регистратора.
Можно отметить, что в отношении ККТ старого образца законодательство выдвигало аналогичные требования. Как в ЭКЛЗ ранее, так и в фискальных накопителях сегодня применяются надежные криптографические алгоритмы, не позволяющие «скрутить» показатели по выручке.
Важный нюанс: фискальный накопитель в онлайн-кассе нужно менять (и одновременно осуществлять регистрацию нового накопителя):
- 1 раз в 3 года — бизнесам на УСН, ПСН, ЕСХН и тем, которые оказывают услуги (п. 6 ст. 4.1 закона 54-ФЗ);
- 1 раз в 13 месяцев — всем остальным продавцам.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о процедуре замены фискального накопителя в специальном материале. Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Введение (установка и регистрация) онлайн-кассы ИП: нюансы
Установка онлайн-кассы хозяйствующим субъектом, который должен или желает ее применять, предполагает:
- Закупку онлайн-кассы, подключение устройства к электросетям, интернету, размещение на рабочих местах кассиров.
- Установку и настройку кассового и при необходимости товаро-учетного ПО.
- Регистрация онлайн-кассы в ФНС.
Подробнее об этой процедуре читайте здесь.
- При необходимости — проведение обучения сотрудников.
Использование онлайн-касс и ККМ старого образца не слишком сильно различается. Основную часть своих уникальных функций настроенные онлайн-кассы выполняют без участия кассира. Однако менеджерам магазина имеет смысл сообщить сотрудникам о том, что:
- Не нужно по окончании смены формировать Z-отчет, поскольку он, как и другие платежные данные, передается в ФНС через интернет автоматически.
- Электронный чек должен быть направлен покупателю по первому его требованию, иначе ФНС при отказе это сделать наложит штраф:
- 2000 руб. на должностное лицо или ИП;
- 10 000 руб. на хозяйствующий субъект как на юрлицо (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Штрафа за непробитый чек (неприменение ККТ), за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо за применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения, а также за ненаправление (невыдачу) покупателю (клиенту) кассового чека можно избежать. Для этого нужно.
Подробнее смотрите в К+, получив бесплатный пробный доступ.
Следует иметь в виду, что ФНС может проверить пользователя ККТ без предупреждения.
Можно ли ИП в 2022 году избежать покупки кассового аппарата?
Если ИП в 2022 году перейдет на новый специальный режим «Налог на профессиональный доход» (НПД), то на приобретении онлайн-кассы он сможет сэкономить.
Чеки покупателям плательщик НПД обязан выдавать, но они будут некассовыми, то есть не подпадающими под действие закона № 54-ФЗ. Самозанятый может выдать чек в электронном виде через мобильное приложение (ст. 14 закона «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Общую схему выдачи чеков ИП на НПД смотрите на рисунке:
Перешедшим на НПД предпринимателям не запрещено применять для расчетов с покупателями терминалы по приему безналичных денежных средств. Главное, чтобы сведения о произведенных расчетах были переданы в налоговый орган, а покупатель смог получить чек. Ограничений на применение терминалов действующее законодательство не содержит (ч. 1 ст. 14 закона № 422-ФЗ).
В каких еще случаях ИП могут работать без онлайн-ККТ, узнайте в нашей статье.
Итоги
Предприниматели (за небольшим исключением), должны приобрести, зарегистрировать и начать применять онлайн-кассы. ИП, перешедшие на новый режим «Налог на профессиональный доход», кассовый аппарат применять не обязаны.
Как ИП перейти на онлайн‑кассы с 1 июля 2021 года: пошаговая инструкция
Финальный этап перехода на онлайн-кассы коснется преимущественно ИП, поскольку именно на них распространялись отсрочки по применению ККТ до июля 2021 года. И к этому месяцу они должны подготовиться: не только успеть приобрести и зарегистрировать ККТ, но и научится с ней работать.
В июле ожидается четвертая волна перехода на ККТ, после которой практически все должны работать на кассах. Те, кто не обязан применять онлайн-кассы, попадают под исключения из ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, либо успели переоформиться в самозанятые.
С 1 июля начать применять кассы обязаны ИП без сотрудников, которые продают товары собственного производства и оказывают услуги. До этой даты им нужно приобрести ККТ, подключиться к оператору фискальных данных, настроить ККТ, что является довольно трудоемким процессом, зарегистрировать ККТ в ФНС, а также разобраться в специфике ее работы.
Все эти этапы лучше пройти заранее, чтобы с 1 июля 2021 года не возникали неожиданные сложности. Как показывает практика, обычно случаются разного рода технические проблемы, что фактически делает работу невозможной. При этом с 1 июля 2021 года работа без кассы приравнивается к нарушениям порядка применения ККТ, и за это предусмотрены серьезные штрафы.
Требования к розничным рынкам
В закон о ККТ, закон о розничных рынках и КоАП планируется внесение изменений, которые упорядочат и фактически ужесточат требования к использованию ККТ на рынках. Поправки заявлены на официальном сайте Минфина и приведут к тому, что администрация торговых комплексов и рынков будет обязана отслеживать работу своих арендаторов на ККТ и нести ответственность за неприменение ККТ на конкретном рынке.
Про розничные рынки отдельно говорится в ст. 2 Закона № 54-ФЗ. В частности, уточняется, что торговля на рынках освобождается от применения ККТ за некоторыми исключениями. Кассу нужно применять, если:
- торговля осуществляется в местах, обеспечивающих сохранность товара: в магазине, павильоне и т.д.;
- при продаже непродовольственных товаров с открытого прилавка внутри крытых рыночных помещений;
- при продаже непродовольственных товаров из списка, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р: ковры, одежда, мебель, кожаные изделия, электрическое оборудование и др.;
- при продаже маркированных товаров.
Эти исключения практически сводят на нет все послабления, распространяющиеся на рынки. Остается только торговля на рынках вразвал овощами, фруктами и бахчевыми культурами. Также допускается торговля без применения ККТ с открытых лотков непродовольственными товарами, если они не включены в перечень Распоряжения Правительства и не являются маркированными товарами.
Указанные категории предпринимателей, работающие на рынках, уже два года как должны применять ККТ.
В 2020 году из-за рисков распространения коронавирусной инфекции проверки бизнеса были приостановлены. Но с 2021 года они возобновились. Налоговики могут сделать контрольную закупку, после которой выпишут значительный штраф. Они также следят в онлайн-режиме за операциями, которые проходят через терминалы эквайринга. Если вам на расчетный счет поступают деньги, а фискальных данных в базе ФНС нет (а фискальные данные могут появиться исключительно при применении ККТ), то для ФНС это служит сигналом о том, что вы работаете без ККТ.
Поэтому тем, кому с 1 июля 2021 года предстоит применение ККТ, следует хорошо подготовиться к новому этапу в развитии бизнеса.
Кто не должен применять ККТ
Если вы оказываете услуги или выполняете работы из перечня ниже, то вы можете не применять ККТ:
- самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход)
- кредитные организации
Если вы принимаете денежные средства безналичным способом с использованием терминала эквайринга, кредитная организация, получающая деньги за вас через этот терминал, фактически не применяет ККТ, так как она освобождена от этой обязанности по закону. Но ККТ должны применять вы, если на вас не распространяется перечень исключений по ст. 2 54-ФЗ.
- при безналичных расчетах между юрлицами и ИП
Любая наличность, которой обмениваются хозяйствующие субъекты, требует применения ККТ. Исключение составляют только трудовые отношения и договоры ГПХ.
- в труднодоступных местностях (списки таких местностей утверждаются региональными органами власти — постановлениями региональных правительств, приказы глав администрации или другие документы)
- присмотр и уход за детьми, престарелыми, инвалидами
- сдача ИП жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности
Главное — чтобы помещение было жилым. Если помещение нежилое, то ККТ должна применяться. Если помещение жилое, но оно не принадлежит ИП на праве собственности, а он сдает его в субаренду, то ККТ должна применяться.
- реализация изготовителем изделий собственного производства или товаров народных промыслов
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей
Но это ограничение не касается ювелирных изделий. Если вы изготавливаете или ремонтируете ювелирные изделия, то ККТ нужно применять.
- ремонт и окраска обуви
- страховые агенты — физлица
ИП на патенте и применение ККТ с 1 июля 2021 года
ИП на патенте, оказывающий определенные работы и услуги, может не принять ККТ (ст. 2 54-ФЗ). Однако в этом случае он обязан выдавать покупателю некий подтверждающий документ осуществления расчетов.
Этот документ должен содержать перечень реквизитов, указанных в ст. 4.7 54-ФЗ. Фактически это те самые реквизиты, которые содержатся в обычном чеке. Чтобы сформировать такой документ, потребуется какая-то техника — не ККТ, а чекопечатающее устройство.
Алгоритм перехода на онлайн-кассу
В этой статье мы подробно опишем все шаги, которые нужно сделать новичку.
1. Изучите нормативную базу
Она основывается на 54-ФЗ. Особое внимание следует обратить на ст. 2, которая содержит исчерпывающий перечень исключений тех, кто может не применять ККТ, а также ситуации, когда это можно не делать.
В ст. 1.2 есть перечень тех, кто должен применять ККТ. А в ст. 4.7 названы реквизиты, которые должны присутствовать в чеке.
Ст. 14.5 КоАП фиксирует штрафы за неприменение или неправильное применение ККТ.
Приказ ФНС РФ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ содержит информацию, которая должна включаться в фискальный чек.
Нарушение 54-ФЗ или Приказа ФНС РФ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ квалифицируется либо как неприменение ККТ, либо как неправомерное применение.
2. Определите, что нужно для соблюдения требований
Чтобы соответствовать требованиям закона о применении ККТ, нужно иметь:
- контрольно-кассовый аппарат;
- фискальный накопитель (ФН) – устройство, которое приобретается отдельно и вставляется в чекопечатающее устройство;
- ПО — товароучетную систему, в которой формируются фискальные документы. ККТ и ФН по отдельности не могут формировать такие документы. Товароучетная система устанавливается либо на кассу, либо на ноутбук, компьютер или в телефон, она также может быть в POS-терминале.
- подключение к оператору фискальных данных (ОФД) — необходимо для того, чтобы касса могла передавать чеки в налоговую. Все вопросы, которые возникают у налоговой по кассовым чекам и фискальным документам, она сначала адресует ОФД.
3. Выберите онлайн-кассу, которая подойдет для вашего бизнеса
Онлайн-касса (ККТ) — это устройство, в котором есть чекопечатающее устройство, оно содержит в себе модуль выхода в интернет для передачи фискальных документов. В это устройство может вставляться ФН. Оно также подключается к ОФД. Кроме того, онлайн-касса подключается либо к POS-терминалу, либо к компьютеру, либо к ноутбуку или содержит в себе POS-терминал, на котором установлено ПО для формирования фискальных документов и фискальных чеков.
Как таковой фискальный чек содержит в себе перечень обязательных реквизитов. Эти реквизиты попадают в кассовый чек из разных источников: из самой ККТ, из ФН, но основной пул реквизитов формируется в контрольно-кассовом ПО. Такое ПО поставляется отдельным разработчиком.
Какие бывают кассы
Моделей ККТ огромное количество. Но в целом они делятся на три разновидности:
- Мобильная касса: содержит чекопечатающее устройство, встроенный POS-терминал, батарею, мобильный модем, предустановленное ПО. Это легкое, переносное устройство. Может работать в широком диапазоне температур, однако обладает ограниченным запасом прочности.
- POS-терминал: тоже содержит в себе чекопечатающее устройство, но он довольно большой, поэтому носить его с собой неудобно, от батареи он работать не умеет. POS-терминал не содержит модем, чтобы передавать данные через сеть сотовой связи. В него либо надо втыкать провод, либо подключаться по wi-fi, чтобы данные через интернет уходили к ОФД.
- Печатающее устройство: некий фискальный принтер, на котором печатаются чеки. Он содержит в себе ФН, но выход в интернет, кассовая программа, передача данных к ОФД — все это осуществляется через какое-то промежуточное устройство: ноутбук, планшет или отдельный POS-терминал.
Как определиться, какое устройство вам подойдет
Ответьте на следующий вопрос: нужна ли вам касса при выездах? Если вы оказываете услуги и выполняете работы или продаете товары собственного производства, выезжая к покупателю, то вам скорее всего нужна мобильная касса, чтобы она работала от батареи и ее было удобно брать с собой.
Если у вас стационарная точка и на ней немного места и при этом вы не продаете крепкий алкоголь (ИП его не продает), то вам вполне подойдет стационарный POS-терминал. Такой терминал будет уместен, если у вас большой поток покупателей и нужно печатать более 200 чеков за смену.
Отдельное чекопечатающее устройство следует устанавливать, если вы продаете крепкий алкоголь, если печатаете более 500 чеков в смену. Ресурс у чекопечатающего устройства достаточно большой. Он умеет быстро печатать чеки.
4. Получите КЭП
После покупки необходимого устройства — POS-терминала или мобильной кассы и установки ФН нужно зарегистрировать ККТ. Это можно сделать несколькими способами, но в любом случае, если вы будете осуществлять регистрацию ККТ онлайн, вам потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП). Ее можно получить только в удостоверяющем центре, прошедшем аккредитацию Минкомсвязи.
5. Выберите фискальный накопитель (ФН)
Обычно ИП оказывает услуги или находится на спецрежиме. В этом случае выбор у него невелик. Ему нужен ФН со сроком действия 36 месяцев.
На рынке существует несколько типов накопителей:
- со сроком действия 15 месяцев;
- со сроком действия 36 месяцев.
Если ИП продает и реализует товары и находится на ОСНО, то он имеет право использовать ФН как со сроком действия 15 месяцев, так и 36 месяцев.
Если ИП оказывает услуги, а товары при этом не продает или продает товары на спецрежиме (патент, ЕСХН, УСН), то в этом случае он обязан использовать ФН со сроком действия 36 месяцев.
Если ИП на патенте и у него смешанная система налогообложения и он на НДС, тогда он может использовать как ФН со сроком 15 месяцев, так и 36 месяцев. Но есть одна деталь: если ИП продает подакцизные товары (моторные масла, дизельное или бензиновое топливо, алкоголь, сигареты), то в этом случае он может использовать и ФН 36 месяцев, только проработает он у него только 13 месяцев.
Если ИП на патенте или ИП оказывает только услуги, то он обязан использовать ФН со сроком 36 месяцев.
Вы можете заказать фискальный накопитель в зависимости от вида бизнеса в Контуре.
6. Заключите договор с ОФД
Это нужно сделать до того, как вы приступите к процессу регистрации ККТ. ОФД отправляет данные о продажах в ФНС.
7. Определитесь с товароучетным сервисом
При работе на ККТ нужно формировать фискальные документы. С 1 февраля 2021 года действует обязательство указывать в чеках номенклатуру товаров.
Чтобы товарные позиции попали в чек, они должны сформироваться в какой-то кассовой программе. Но в эту программу они тоже должны как-то попасть. Обычно они попадают туда из товароучетного сервиса.
В программе ведется перечень товаров, а товароучетный сервис передает эти данные на кассу. Далее, при выборе той или иной позиции на кассе, кассир просто выбирает товарную позицию.
Большинство касс не позволяют завести товарные позиции в саму кассу. Для этого и нужен отдельный сервис — товароучетная система.
Чеки в налоговую передаются через ОФД. Это некое промежуточное звено, которое подтверждает, что вы сформировали чеки и что он от вас передан в ФНС.
Если в течение 30 дней ОФД не передаст в налоговую сформированный чек, касса заблокируется. После этого вы не сможете сформировать на кассе ни одного чека до тех пор, пока этот зависший чек не уйдет к ОФД. Обычно касса сама сигнализирует о том, что есть зависшие чеки.
В сервисе ОФД через личный кабинет можно отслеживать, кто, что и когда продал на вашей кассе, какие чеки были пробиты, какая номенклатура там была, можно вести анализ по ценам, количеству чеков и другим параметрам.
Через личный кабинет ОФД можно регистрировать и перерегистрировать кассовую технику.
8. Зарегистрируйте ККТ
Это один из основных шагов, который позволит работать в рамках закона и формировать чеки. Без регистрации ККТ (она проводится в базе данных ФНС) в принципе нельзя работать на кассе.
Если вы начнете пробивать чеки на ККТ, не имея карточку регистрации от ФНС, то тем самым вы нарушите закон о применении ККТ. Фактически считается, что в данном случае вы ее не применяете.
Регистрация ККТ возможна двумя способами.
Самостоятельная регистрация
Подается заявление в ФНС, в котором заполняются показатели ККТ: название, модель, заводской номер, номер ФН. Если ККТ уже ранее зарегистрирована за какой-то организацией или ИП и не снята с регистрации, то зарегистрировать ее на себя уже не получится.
Поэтому если вы покупаете ККТ с рук, удостоверьтесь, что она снята с регистрации. В этом поможет специальный сервис от ФНС «Проверка ККТ». С его помощь вы узнаете, не зарегистрирована ли данная ККТ на другое юрлицо или ИП.
В заявлении нужно указать, по какому адресу находится касса, в каких условиях используется, также вы указываете ОФД, с которым заключен договор. Поэтому прежде чем регистрировать ККТ, надо заключить договор с ОФД.
Заполненное заявление передается в налоговую — лично, онлайн через личный кабинет на сайте nalog.ru или через личный кабинет ОФД.
После отправки заявления вам выдается регистрационный номер ККТ из шестнадцати чисел, его нужно ввести в кассу.
При введении в ККТ регистрационного номера кассы и ИНН нельзя ошибиться ни в одной цифре или символе. Если допустите ошибку, испортите ФН. Регистрационный номер и ИНН можно записать в него только один раз!
После введения данных ККТ распечатает отчет о регистрации, его нужно отнести в налоговую или подать через сервис в личном кабинете на nalog.ru или ОФД. В ответ вам придет карточка регистрации ККТ. Только после этого можно начинать работать на кассе.
Если карточки регистрации нет, технически работать на кассе и формировать чеки можно. Но ни в коем случае этого не делайте! Если вы регистрируете кассу не сами, то в обязательном порядке требуйте, чтобы вам предъявили карточку регистрации. Без нее даже не начинайте формировать фискальные документы. В противном случае вы сформируете документ, а он не уйдет к ОФД, так как регистрация кассы не завершена, и по истечении 30 дней касса заблокируется. После этого никакие данные внести в кассу будет невозможно. Перерегистрировать ее не получится. Фактически решить эту проблему позволит только перепрошивка кассы, замена ФН, а это повлечет дополнительные траты для ИП.
Кассу можно считать зарегистрированной после того, как вы получили карточку. С этого момента можно начинать на ней работать.
Комплексная регистрация
Все этапы по регистрации за вас могут произвести сторонние специалисты. Например, специалисты Контура. Они несут все обязательства и гарантийные риски. Если ваша касса после регистрации не заработала, то специалисты Контура бесплатно либо ремонтируют ее, либо заменяют ФН, либо производят действия по перерегистрации.
Помимо самой регистрации в услугу входят: настройка кассы, создание личного кабинета в ОФД, настройка сервиса Контур.Маркет и обучение кассира работе в Контур.Кассе.
Формирование чеков
У новичков, впервые сталкивающихся с применением ККТ, возникает вопрос: в какой момент и где формировать чеки?
Чек формируется на ККТ, и закон обязывает это делать в момент произведения расчета. Это тот момент, когда вы получили деньги от покупателя и (или) отдали покупателю товар. Если момент получения денег и получения товара покупателем не совпадают, то формируется два чека.
Важно сформировать чек не только в нужное время, но и с правильными реквизитами.
Формирование чека в офлайн-продажах
При офлайн-продажах покупатель передает наличные продавцу или расплачивается через терминал эквайринга. Он сразу же получает от вас товар, и вы тут же формируете чек.
В данном случае чек формируется с признаком расчета «Полный расчет», указывается перечень товаров, система налогообложения, способ выполнения расчета — наличными или безналичными. Этот чек сразу же отдается покупателю вместе с товаром.
Бумажный чек передается покупателю даже в том случае, если он попросил отправить ему электронный чек. Для отправки электронного чека на кассе нужно внести номер телефона или электронный адрес покупателя.
Формирование чека в онлайн-продажах
При онлайн-продажах вы не видите покупателя. В этом случае моментом расчета считается не момент зачисления денег на расчетный счет продавца, а момент оповещения банка о произведении расчета, то есть о том, что денежные средства списаны с расчетного счета или карточного счета покупателя. Как только такое оповещение приходит, сразу же нужно сформировать кассовый чек и отправить электронный чек покупателю.
Если оплата производится на расчетный счет, то в этом случае у продавца есть право сформировать чек до конца следующего рабочего дня за днем зачисления денежных средств на его расчетный счет.
В любом случае ИП обязан сформировать в чеке номенклатуру тех товаров, которые у него купили.
Есть послабление для поставщиков услуг: если на момент расчета перечень услуг не утвержден, то номенклатуру в чеке ИП указывать не обязан.
Остались вопросы? Ознакомьтесь с ответами экспертов на самые распространенные вопросы предпринимателей о применении онлайн-касс с 1 июля 2021 года.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Онлайн-кассы в 2022 году — кому нужны, а кому нет
Ещё несколько лет назад кассовая техника использовалась только при приёме наличных денег. Но в 2017-2021 годах прошла глобальная реформа: закон № 54-ФЗ от 22.05.2003, регулирующий правила в сфере применения ККТ, был кардинально переработан. Появились аппараты нового типа, и стало гораздо больше ситуаций, когда эту технику нужно использовать. Плюс к этому было введено множество различных исключений, переходных периодов, отсрочек. В этой статье мы подробно расскажем о том, как обстоят дела в 2022 году: в каких случаях ИП нужно применять онлайн-кассы, а кто из предпринимателей от этого освобождён.
Когда нужно применять кассу
Каких-то особых изменений по применению онлайн-касс с 2022 года не введено. Однако реформа тянулась так долго, а условия обновлялись так часто, что разобраться в них до сих пор смогли не все. Поэтому напоминаем.
В первую очередь надо определить, какие операции в принципе подпадают под применение онлайн-кассы. В общем случае это расчёты:
- С физическими лицами – вне зависимости от формы оплаты. Касса применяется при расчётах наличными средствами, картой, электронными деньгами и при оплате с банковского счёта.
- С юридическими лицами и ИП – при расчётах наличными средствами и картой. Такие расчёты возможны в пределах установленного лимита – 100 000 рублей в рамках одного договора. Если сумма больше, необходимо перечислять деньги по безналу, и при этом применять кассовый аппарат не нужно.
Теперь о том, что считается расчётом в 2022 году. Раньше это был только приём денег за покупку. Но после реформы это понятие стало включать в себя приём или выдачу денежных средств наличными и в безналичном порядке. А именно, расчётом признаётся:
- Оплата товаров, работ, услуг. Подразумевается не только получение денег от покупателя, но и их возврат (если покупатель сдал ранее купленный товар, отказался от услуги).
- Приём ставок, в том числе интерактивных, выдача обменных знаков игорного заведения, а также выплата выигрыша.
- Приём денег за продажу лотерейных билетов и выплата выигрыша по ним.
- Предоплата и авансы, их зачёт и возврат.
- Предоставление и погашение кредитов / займов на оплату товаров, работы услуг.
- Операции ломбардов по кредитованию граждан и хранению их вещей.
- Предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы и услуги.
Получается, при работе с физическими лицами кассу нужно применять всегда. Но есть исключения, и их немало.
Кто не должен использовать кассы в 2022 году
Случаи, когда не нужно применять ККТ, можно разделить на несколько групп:
- Льготы для определённой деятельности, которые предоставляются всем налогоплательщикам.
- Освобождение от применения кассы в конкретных местностях из-за их особого географического положения.
- Послабления, связанные с некоторыми специальными налоговыми режимами.
Какая деятельность в принципе освобождена от ККТ
Переходим к тому, кто может не применять кассы. Полный список таких направлений бизнеса можно найти в статье 2 закона 54-ФЗ. В частности, в пункте 2.1 перечислена деятельность, которая может вестись без касс предпринимателем на ПСН. Об этом более подробно расскажем чуть дальше. Пока же об общедоступных льготных направлениях.
Кроме того, в статье 2 есть немало того, что в принципе не применимо к ИП, например, страховая деятельность, расчёты органов власти, домов культуры, ТСЖ и многое другое. Поэтому выделим только направления бизнеса, которые доступны индивидуальным предпринимателям и разрешены без ККТ вне зависимости от налогового режима. Итак, вот они:
- Продажа бумажных газет и журналов. Также в газетных киосках разрешено реализовать сопутствующие товары из утверждённого региональным органом власти ассортимента при условии, что минимум половину товарооборота составляет печатная периодика. Необходимо обеспечить раздельный учёт выручки.
- Обеспечение питанием учеников и работников общеобразовательных организаций во время занятий.
- Торговля на розничных рынках и аналогичных территориях (ярмарках, выставках). Однако освобождение от ККТ в этом случае действует только для тех, кто торгует продовольствием вне установленных в этих местах палаток, киосков, магазинов, павильонов, включая автофургоны и прочие приспособления с использованием транспорта. Также не нужна онлайн-касса тем, кто продаёт с открытых прилавков внутри крытых рынков непродовольственные товары, кроме включённых с специальный перечень (ищите его в распоряжении Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р). Входящие в перечень товары – ковры, одежда, кроме белья, химическая продукция, спорттовары, мебель и многое другое – нельзя продавать без ККТ.
- Разносная торговля, кроме технически сложных, а маркируемых, товаров и продовольствия с определёнными условиями хранения. Преференция касается продажи с рук или со специальных приспособлений, в том числе в поезде и на борту самолёта.
- Продажа в киосках мороженого, молока, воды и безалкогольных напитков.
- Реализация продовольственных товаров из автоцистерн. Таким образом можно продавать квас, молоко, растительное масло, рыбу.
- Сезонная продажа вразвал овощей и фруктов, включая арбузы и дыни.
- Приём от населения сырья, подлежащего утилизации, включая стеклотару, кроме лома металлов и драгоценных камней.
- Ремонт и окраска обуви.
- Изготовление и ремонт мелких металлических предметов (ключей и прочего).
- Присмотр и уход за престарелыми, детьми и больными.
- Продажа изготовленных изделий народных промыслов.
- Вспашка огородов и распил дров.
- Услуги носильщиков на вокзалах и подобных местах.
- Сдача индивидуальным предпринимателем в аренду собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами.
- Реализация бахил в розницу.
- Продажа товаров через механические торговые автоматы, работающие без электрического питания и принимающие только монеты.
- Продажа индивидуальными предпринимателями с рук входных билетов и абонементов в государственные и муниципальные театры. Если билеты реализуются через интернет, то ККТ применять необходимо.
При продаже всего того, о чём сказано выше (кроме бахил и питьевой воды), кассу следует применять в случае, если расчёт проводится через автоматы для приёма платежей. Кроме того, она необходима при торговле подакцизными товарами.
Обратите внимание! Что касается торговли на рынках без ККТ, то вскоре её могут запретить. Государство хочет ужесточить контроль и сократить теневой оборот в этой сфере. Соответствующие поправки в закон прошли в Госдуме первое чтение. Льготы оставят только для некоторых плательщиков ЕСХН. Ранее планировалось, что изменения заработают с 2022 года с переходным периодом с февраля по апрель.
О применении касс в отдельных местностях
Закон позволяет ИП из отдалённых и труднодоступных мест работать без ККТ. Но есть условия:
- Местность должна быть признана труднодоступной (отдалённой) и включена в специальный перечень, который на своём сайте публикует орган региональной власти.
- Покупателю по его требованию нужно выдать заменяющей чек документ. Он должен содержать ряд реквизитов – каких именно, читайте в конце статьи (в разделе для ИП на ПСН).
Кроме того, есть местности, признанные отдалёнными от сетей связи, – их перечень также утверждается региональной властью. Не стоит путать два этих списка. Во втором случае ИП, ведущие там деятельность, обязаны ставить кассовую технику. Однако применять её они могут в автономном режиме, то есть без подключения к интернету. После окончания срока действия фискального накопителя (это сменный модуль ККТ) налоговая инспекция может запросить его данные.
О применении ККТ предпринимателями на разных режимах
Теперь рассмотрим, как зависит обязанность предпринимателя применять кассовую технику от налогового режима.
Нужна ли касса ИП на ПСН
Наиболее значимые преференции в части применения касс предусмотрены для ИП на патентной системе. Во-первых, они могут работать без кассы при ведении деятельности, список которой выше, ведь он действует для всех. Во-вторых, есть освобождённые от касс виды деятельности именно для ПСН. Полный их список приведён в пункте 2.1 статьи 2 закона 54-ФЗ. Ниже мы перечислим многие из этих эти направлений, исключая малопопулярные, а также те, которые попали в первый перечень.
Итак, вот список деятельность без ККТ для ИП на ПСН:
- ремонт, пошив (вязание) одежды, головных уборов, обуви;
- стирка, химчистка;
- услуги фотографа;
- монтажные, электромонтажные, сантехнические и сварочные работы;
- остекление балконов и лоджий;
- услуги в сфере дошкольного и дополнительного образования;
- сдача в аренду жилых и нежилых помещений, земельных участков;
- уборка квартир;
- прокат вещей;
- проведение экскурсий;
- звукозапись;
- организация обрядов – свадеб, юбилеев, похорон;
- приготовление блюд для торжеств;
- производство хлеба и кондитерских изделий;
- услуги в области сбора и переработки вторсырья;
- обработка камня для памятников;
- услуги по дизайну, в том числе ландшафтному;
- разработка компьютерных программ, приложений, вебсайтов;
- услуги переводчиков;
- уход за домашними животными;
- услуги в области сельского хозяйства – изготовление инвентаря, производство муки, животноводство, растениеводство, переработка овощей и фруктов.
- гравировка;
- ремонт мебели, спортивного оборудования, очков, ювелирных изделий, игрушек;
- услуги платных туалетов;
- детективные услуги (если есть лицензия).
Таким образом, определяясь, кому нужна ККТ на ПСН, нужно свериться с обоими списками. Если деятельность попадает хотя бы в один из них, вопрос по кассам можно закрывать.
В остальных случаях кассовый аппарат необходим. В частности, это касается торговли в магазинах, ветеринарных услуг, парикмахерских и салонов, заведений общепита, автомастерских, моек и прочих популярных направлений патентной деятельности.
При освобождении по кассам есть условие: ИП должен выдавать либо направлять своим покупателям взамен чека документ, который подтвердит факт расчёта. В нём должны быть следующие реквизиты:
- наименование и номер;
- дата, время и адрес расчёта;
- фамилия, имя, отчество ИП, его ИНН;
- налоговая система – ПСН;
- признак расчёта (приход, возврат прихода, расход, возврат расхода);
- название товара (услуги) / платежа / выплаты;
- количество товара;
- цена за единицу;
- общая стоимость;
- сумма расчёта;
- форма оплаты (наличными / в безналичном порядке) с указанием суммы;
- должность и фамилия того, кто провёл расчёт.
Нужна ли онлайн-касса для ИП на УСН и ОСН
Выбравшие упрощённый режим предприниматели подчиняются стандартному правилу – никаких специальных преференций для них в части применения ККТ нет. Чтобы решить для себя вопрос по кассам, нужно ответить на несколько вопросов:
- Будет ли осуществляться расчёт только с организациями / другими ИП строго через расчётный счёт? Если да, то кассу можно не применять. Если нет, то необходимо ответить на следующие вопросы.
- Находится ли ИП в местности, для которой введены преференции по кассам? Если да, то ККТ не применяется (или применяется в автономном режиме). Иначе следует перейти к вопросу 3.
- Осуществляет ли ИП только те виды деятельности, которые освобождены от ККТ? Да – кассовый аппарат не нужен, нет – нужен однозначно.
Чтобы определить, кто может работать без ККТ на основном режиме, нужно ответить на те же вопросы.
ИП на ЕСХН: что с ККТ
Предприниматель-сельхозпроизводитель должен опираться на общие правила применения кассовой техники. То есть предложенные выше вопросы для него также подходят. Но есть пара моментов, на которые нужно обратить внимание.
Во-первых, нередко сельхозпроизводители базируются в отдаленных / труднодоступных местах. Если это так, то ККТ не применяется. Также вполне может быть, что местность, где трудится ИП на ЕСХН, считается отдаленной от сетей связи. Тогда кассу ставить надо, но применять её можно автономно.
Во-вторых, если ИП на ЕСХН реализует свою продукцию только на рынках, ярмарках и в подобных местах, но при этом вне павильонов, то ККТ он может не применять. Однако, как мы упоминали выше, в эту норму хотят внести изменения. Плательщики ЕСХН смогут торговать в таком формате без кассовых аппаратов при условии, что свою продукцию они продают с торговых мест, общая площадь которых не превышает 15 кв. метров (суммарно по всем местам, с учётом площади для хранения).
Оформление расчётов ИП на НПД
Режим НПД (налог на профессиональный доход) могут применять не только обычные самозанятые, но и ИП. Кассовые аппараты плательщики НПД использовать не обязаны, но должны формировать чеки в приложении «Мой налог» и направлять их клиенту на электронный адрес. Причём эта обязанность не зависит от того, кому реализуют такие предприниматели свои услуги либо товары собственного производства – физическим лицам или организациям / ИП.
Мы рассказали о применении ККТ предпринимателями и о том, что планируется в будущем. Тем, кто всё ещё имеет право работать без касс, нужно следить за изменениями законов, ведь новшества могут вступить в силу в любой момент.