Метод директ костинг что это такое
Перейти к содержимому

Метод директ костинг что это такое

Метод директ-костинг как управленческая система предприятия

Применение метода директ-костинга основано на учете в себестоимости только переменных прямых затрат. Это позволяет оперативно реагировать на изменение цен, вести учет по отдельным видам товаров, своевременно внедрять меры по оптимизации производства. Direct costs широко применяется за рубежом. В России к методу только начал появляться интерес. Но главная сложность связана с трудностью ведения отдельно финансового классического и управленческого учета.

Директ-костинг – один из способов учета затрат. При нем отдельно отслеживают постоянные и переменные расходы. Это позволяет определить влияние разных видов трат на себестоимость и прибыль, дает возможность оптимизировать издержки. Метод получил распространение за границей. В нашей стране такой популярности он не имеет, но вызывает все больший интерес.

В чем суть метода

Название произошло от английского словосочетания «direct costs», что переводится как «прямые расходы». Это отлично отображает смысл всей системы. Ведь при ней в себестоимость продукции включают только часть издержек, непосредственно связанных с производством (сдельная зарплата рабочих, покупка материалов и т.д.).

Термин применяют в разных значениях:

  • в узком – способ калькуляции себестоимости;
  • в широком – метод управленческого учета.

Российские законодательные документы не позволяют полноценно использовать директ-костинг в официальном учете, допуская только его отдельные элементы в бухгалтерии. В российской практике чаще применяют систему полного отнесения затрат на себестоимость товаров.

Однако метод «прямых расходов» показал хорошие результаты за рубежом и успешно применяется в управленческом учете некоторых российских организаций. Он дает возможность оперативно планировать расходы и корректировать себестоимость.

Историческая справка

Понятие «директ-костинг» впервые было введено в 1936 г. американским финансистом Дж. Гаррисоном. Но развитие этот метод получил уже во второй половине XX в. В указанный период многие западные корпорации увеличивали объем производства. А для роста прибыли и завоевания твердых позиций на рынке им требовалось сократить себестоимость товаров.

Используя новый способ, можно было точнее регулировать расходы, определять точку безубыточности и находить резервы для снижения цен. Поэтому система получила популярность и в 1953 г. была признана Ассоциацией бухгалтеров.

Источник: freepik.com/aleksandarlittlewolf

Сейчас концепцию прямых расходов наиболее активно применяют в государствах Европейского союза:

  • 54% немецких промышленных компаний;
  • чаще – в пищевой промышленности и строительстве.

В нашей стране этот способ чаще встречается под названием «маржинальный метод бухучета».

Как работает директ-костинг

Эта концепция управленческого учета построена на нескольких основных понятиях:

  1. Постоянные расходы. Они не зависят от объемов пр-ва и обусловлены временными интервалами. Сюда включают арендную плату, зарплату управленческого персонала, банковское обслуживание, налоги, проценты по займам.
  2. Переменные расходы. Определяются объемом выпущенных товаров. Чем большие произвели, тем они выше. Переменная часть включает оплату сырья и материалов, траты на электричество, зарплату сдельных сотрудников.
  3. Маржинальный доход. Рассчитывают, как разницу между общим доходом от продаж и переменными издержками.

Константные расходы не изменяются с выпуском большего количества товара (до того момента, пока не возникает необходимость подключения дополнительных мощностей). Поэтому общие издержки растут только за счет переменной части. Поэтому маржинальный доход на единицу товара определяет возможный рост прибыли организации при выпуске и сбыте еще одной единицы продукции.

Очистили от всего лишнего. Источник: freepik.com/wirestock

Очистили от всего лишнего.
Источник: freepik.com/wirestock

Таким образом, директ-костинг – это средство «избавления» себестоимости от постоянных затрат, определение маржинального дохода. При этом постоянные издержки сразу же относятся к общему финансовому итогу работы компании.

Планирование и учет в этом случае ведут по отношению к переменным расходам. Константные издержки списывают с установленной регулярностью и отслеживают на отдельных счетах.

Такой порядок учета облегчает процедуру формирования итогового экономического результата. А учетная информация наглядно отражает зависимость прибыли от определенных условий производства, что очень важно для целей финансового анализа. Используя такие данные, легко:

  • определять и оперативно изменять отпускные цены; ;
  • оценивать состав затрат на производство;
  • регулировать выпуск товаров.

Организация системы учета

Сейчас применяют три варианта управленческого учета, основанного на директ-костинге:

  1. Классический. В расчетах участвуют только прямые переменные расходы (связанные с производством отдельного типа продукции).
  2. Развитый. При ней на себестоимость ложатся также косвенные переменные издержки (связанные с выпуском нескольких видов товаров).
  3. Системы учета в зависимости от загрузки мощностей. В калькуляцию включают часть константных расходов, которая определяется в зависимости от коэффициента использования промышленного оборудования.

Обычно при расчете себестоимости все траты дифференцируют в зависимости от их разновидности, места возникновения, вида товаров, временных периодов. Это позволяет вести учет в различных аспектах деятельности.

Сложности применения метода

Как и у любой другой системы ведения учета, у директ-костинга есть поклонники и противники.

Здесь точно есть подвох. Источник: freepik.com/user8890203

Здесь точно есть подвох.
Источник: freepik.com/user8890203

Последние так обосновывают свою позицию:

  • разделение издержек на разные виды весьма условно;
  • производство любой продукции не может проходить без постоянных издержек, поэтому они также должны участвовать в формировании себестоимости;
  • несовпадение финансового и управленческого учета затрудняет деятельность компании;
  • использование этого метода занижает реальную стоимость товара, особенно в условиях повышения автоматизации производства и роста константных издержек.

Действительно, сложности с дифференциацией расходов существуют: не разработаны четкие рекомендации, которые позволяли бы точно относить затраты к определенным видам. В реальности такое разделение производится с использованием допущений, которые могут быть ошибочными.

Поэтому, даже используя концепцию, необходимо регулярно пересматривать ее положения и определять маржинальную прибыль, в том числе по отдельным направлениям производства.

Преимущества системы директ-костинг

Несмотря на недостатки, рост интереса к этому методу калькуляции говорит о признании его преимуществ и удобств.

Рассматриваемый метод дает возможность компаниям вести строгий контроль формирования расходов по точным местам их возникновения и позволяет принимать оперативные решения. Такая система особенно удобна, если организация имеет обособленные департаменты по производству или занимается выпуском разных видов товаров.

Благодаря этой концепции менеджмент компании может регулярно отслеживать имеющуюся динамику маржинального дохода как по корпорации, так и по ее структурным подразделениям и видам продукции. При отрицательной тенденции можно моментально отреагировать: произвести диверсификацию или скорректировать издержки.

Директ-костинг обеспечивает максимальные возможности оперативной адаптации организации к изменениям на рынке. Другие плюсы системы:

  • удобное установление цен на товары;
  • регулирование ассортиментной линейки;
  • быстрое определение точки безубыточности;
  • оперативный анализ деятельности.

Вывод

Директ-костинг как система управленческого учета облегчает процедуру планирования, нормирования и контроля издержек. Оно эффективно для принятия оперативных решений. Однако для ее реализации необходимо соблюдать строгие правила разделения расходов по видам и принимать во внимание занижение действительной стоимости производства.

Директ-костинг: общие понятия

Система «директ-костинг» (Direct costs) (калькулирование переменных расходов), как система исчисления переменных издержек возникла в США, во время Великой депрессии.

Часто директ-костинг представляется не просто как метод калькулирования себестоимости, а как особая система управленческого учета. В отечественной и особенно в зарубежной литературе, посвященной анализу и учету, встречаются также и такие названия метода, как «маржинал-костинг», «вэрибл-костинг» и т.п.

Причиной возникновения данной методики послужило то что до 1928 года остатки готовой продукции в США оценивались по себестоимости, исчисленной по полным затратам. Депрессия привела к созданию больших запасов непроданных товаров, поэтому постоянные затраты (не зависящие от объема производства), перераспределяясь между отчетными периодами, приводили к искажению прибыли. Было условно решено разделить совокупные затраты на переменные, которые отождествлялись с прямыми затратами, и на постоянные затраты, которые отождествлялись с косвенными и назывались бесполезными. Новая система исчисления издержек, названная «директ-костинг» была введена в 1936 году американцем Д. Харрисом.

Ч.Т. Хорнгрен и Дж. Фостер считали термин директ-костинг неудачным, «так как на запасы распределяются не только прямо относимые затраты материалов труда, но и переменные общепроизводственные расходы», и предлагали использовать термин «вэрибл-костинг» [1, с. 50].

Американский ученый Глен Браун выделяет метод калькулирования «маржинал-костинг», определяемый как система учета, в которой переменные затраты признаются затратами продукта, а постоянные затраты списываются на уменьшение выручки [4]. При этом автор пишет о том, что данный метод имеет также название директ-костинг (по его словам, используемый в основном в Великобритании) и «вэрибл-костинг».

В России аналога этой системы нет, и лишь с 1995 года законодательством нашей страны в целях наиболее полного приближения к общемировым стандартам в области бухгалтерского учета стали использоваться некоторые ее элементы.

Часто в литературе встречается описание двух разновидностей директ-костинга. Так, например, М.А. Вахрушина выделяет классический директ-костинг (калькулирование себестоимости по прямым (основным) переменным затратам) и развитой директ-костинг (иначе называемый вэрибл-костинг) (калькулирование себестоимости по прямым переменным и прямым постоянным затратам) [3].

Такую же классификацию предлагают А.И. Заруднев и Г.С. Мерзликина. Ими отмечается, что «в модели развитого директ-костинга сохраняются все преимущества простого директ-костинга, поскольку основой такой системы также является определение маржинальной прибыли изделий. Основное отличие данной системы от предыдущей заключается в том, что здесь учитывается специфический характер прямых постоянных затрат. Таким образом, в развитом директ-костинге в себестоимость включаются не только переменные, но и часть постоянных затрат» [7]. Авторы отмечают наличие и другого названия метода – многоступенчатый расчет сумм покрытия, распространенного в Германии.

Директ-костинг относится к методам исчисления сокращенной себестоимости, что означает включение в себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) не всех затрат, а только их определенной части (так называемые затраты на продукт). Не включенная часть признается расходом периода и списывается на уменьшение дохода в периоде их возникновения. Это предполагает необходимость разделения затрат и определения того вида, который целесообразно отнести на себестоимость.

Ключевым для реализации основной идеи метода директ-костинг является разделение затрат на прямые и косвенные, а также на переменные и постоянные. Для разделения затрат на переменную и постоянную составляющие обычно применяется один из следующих методов:

  • метод наивысшей и наинизшей точек (также именуемый методом абсолютного прироста, или минимакс);
  • метод корреляции;
  • метод наименьших квадратов;
  • метод технологического нормирования;
  • метод анализа счетов.

Переменные затраты непосредственно относятся на тот или другой вид изделия, а постоянные затраты сразу относятся на финансовый результат.

Суть системы директ-костинг заключается в том, что прямые издержки обобщают по видам готовых изделий, косвенные же собирают на отдельном счете и относят на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Если из суммы выручки по каждому изделию вычесть переменные затраты, получим прибыль по данному виду продукции. Сложив прибыль по всем изделиям, получим общую величину прибыли, которая покроет общую сумму постоянных затрат.

Производственная себестоимость изготовленной и реализованной продукции учитывается и планируется только с переменных производственных расходов, которые находятся в прямой зависимости от технического процесса и организации производства. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода, а также незавершенное производство.

Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а собираются на отдельном счете и по окончанию отчетного периода, без распределения по видам продукции списываются на уменьшение прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.

Однако сложность разработки метода точного распределения расходов состоит в том, что расходы, которые являются переменными в одном случае, в другом могут быть постоянными. Деление постоянных и переменных расходов обосновывается на ряде предположений, которые необходимо учитывать для предупреждения ошибочного использования результатов расходов. Что касается постоянных расходов, то следует также отметить, что отказ от распределения этих расходов позволяет избежать использования условных баз или коэффициентов распределения, которые обязательно содержат элемент субъективности и целиком могут привести к искажению реальной картины соотношения доходов и расходов по отдельным подразделениям или продуктам предприятия. Это искажение, в свою очередь, может привести к ошибкам при оценке эффективности деятельности подразделений или рентабельности продуктов и принятие управленческих решений. Как правило, на промышленных предприятиях нет единого положения о классификации производственных расходов на постоянные и переменные.

Для обеспечения аналитических расчетов необходимо вести отдельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по видам продукции и по предприятию в целом.

Система учета себестоимости директ-костинг состоит из нескольких элементов:

  1. Учета по видам затрат.
  2. Учета по местам возникновения затрат.
  3. Учета по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия).
  4. Учета результатов по носителям затрат.
  5. Учета результатов за период.

Все эти элементы присутствуют при любых формах организации учета затрат и результатов, то есть как при учете полных, так и переменных издержек. Некоторые из элементов отличаются в зависимости от степени полноты включения затрат в себестоимость, но есть и такие, которые остаются неизменными.

У российских специалистов существует два взгляда на предмет директ-костинга. С точки зрения одних, это метод учета затрат. Другие склонны считать его методом калькулирования. При этом директ-костинг можно определить как систему управленческого учета, так как эта система кроме собственно учета и калькулирования, то есть процедур получения данных о затратах, включает в себя еще и использование этих данных для принятия решений, планирования и контроля.

Система директ-костинг имеет свои преимущества и недостатки. Основное преимущество этой системы состоит в том, что на основе информации, которая в ней получается, можно принимать оперативные управленческие решения. В свою очередь это дает возможность снижения цен. Недостатком являются трудности в отделении постоянных расходов.

СИСТЕМА ДИРЕКТ-КОСТИНГ

В большей степени создает условия для подготовки управленческих решений формирование сокращенной себестоимости продукции (работ, услуг), один из вариантов — система директ-костинг. Внедрение ее в практику — одна из наиболее важных и актуальных проблем управленческого учета, изменивших систему производственного учета и контроля.

Возникновение и развитие системы директ-костинг и опыт ее применения в зарубежном учете достаточно полно изложены в монографии С.А. Николаевой, В.И. Ткача и М.В. Ткач, С.С. Са- тубалдина и др.

Директ-костинг появился в 1953 г. в США, и в Европе немного позже получил название маржинального учета. Само понятие директ-костинг введено Д. Харрисом и означает учет прямых затрат. Однако в нем допускается некоторая условность, так как основная его характеристика — подразделение затрат на постоянные и переменные. Позднее система директ-костинг трансформировалась в систему учета не только в части прямых переменных затрат, но и в части переменных косвенных затрат, более точно ее следовало бы называть «вериабл-костинг», то есть учет переменных затрат.

На первых этапах практического применения этой системы в себестоимость, исчисляемую по переменным затратам, включались только прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Из-за этого общая сумма переменных затрат совпадала с суммой прямых затрат, что и нашло отражение в названии системы. В настоящее время директ-костинг предусматривает управление себестоимостью не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат, поэтому название в некоторой степени условно.

Кроме того, в различных странах эта система именуется по- разному. В Германии и Австрии для этого используют термины Teilkostenrechnung, или Grenzkostenrechnung, то есть учет частичных либо граничных затрат, или Deckungsbeitragsrechnung — учет суммы покрытия; в Великобритании директ-костинг называют marginal costing — учет маржинальных затрат; во Франции — 1а comptabilite’ marginale — маржинальный учет. При описании этой системы в отечественной литературе встречается название «учет ограниченной, или сокращенной, себестоимости».

Отсутствие опыта применения директ-костинга в практике отечественного учета и единства взглядов на содержание и взаимосвязь методов калькулирования себестоимости продукции вызвало многообразие мнений о сущности этой системы. Так, выделяются две точки зрения:

  • ? директ-костинг как система учета затрат на производство;
  • ? директ-костинг как система управленческого учета, основанная на классификации затрат на постоянные и переменные и включающая в себя учет по их видам, местам возникновения, учет результатов, а также анализ затрат.

Директ-костинг определен как разделение производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема деятельности. Только основные расходы и переменные накладные расходы используются для оценки запасов и реализованной продукции, остальные относятся прямо на прибыли и убытки. Однако сущность системы директ-костинг заключается в первую очередь в подразделении затрат, и только вторичная цель — оценка запасов.

Директ-костинг — западная система управленческого учета, возникшая и развивающаяся в условиях рыночной экономики. В нашей стране до настоящего времени была распространена система калькулирования полной себестоимости, система директ-костинг практически не применялась, поэтому среди отечественных авторов, анализирующих в своих работах зарубежный опыт, в том числе излагающих вопросы директ-костинга, нет единого мнения о сущности этой системы.

Одни авторы (например, С.А. Стуков), считают, что директ- костинг — это система учета затрат на производство, другие относят его к методам калькулирования (С.С. Сатубалдин, В.Ф. Палий).

Многообразие мнений по данной проблеме вызвано не только отсутствием опыта применения директ-костинга в практике отечественного учета и недостаточной его изученностью, но и отсутствием единства взглядов среди экономистов на содержание и взаимосвязь методов учета затрат на производство и методов калькулирования. Разнообразие мнений обусловлено еще и тем, что все они пытаются оценить западную систему с точки зрения методов калькулирования и подходов к организации учета, принятых в нашей стране.

Система директ-костинг — это система управленческого учета, основанная на классификации затрат на постоянные и переменные и включающая в себя управление затратами по их видам, местам возникновения и носителям, управление результатами хозяйственной деятельности, в том числе анализ затрат и результатов и принятие управленческих решений.

Для предприятия очень важно установить контроль именно за переменными затратами, так как перерасход, вызывающий превышение фактической себестоимости над плановой, как правило, возникает именно в этой сфере. Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оценивают также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

Разделение затрат на постоянные и переменные — первая отличительная особенность директ-костинга.

Графически себестоимость, состоящая как из переменных, так и постоянных затрат, представлена на рис. 9.2.

Структура совокупных затрат предприятия

Рис. 9.2. Структура совокупных затрат предприятия

Определение переменных затрат позволяет более рационально увязывать производственную и сбытовую деятельность, поскольку дает ясное представление о связи между издержками, объемом деятельности и прибылью. Исчисление переменных затрат помогает разрабатывать эффективный план прибылей, сбытовые планы и на их основе производственный план, при составлении которого для каждого вида продукции находят переменные затраты и максимально возможную прибыль.

При системе директ-костинг схема построения отчетов о доходах многоступенчата (рис. 9.3). В них содержится по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Процесс многостадийного составления отчета о доходах — вторая особенность этой системы.

Схема построения отчетов о доходах по системе директ-костинг

Рис. 9.3. Схема построения отчетов о доходах по системе директ-костинг

При калькулировании сокращенной себестоимости, в связи с трудоемкостью распределения, трудностью подбора достоверной и обоснованной базы распределения и неточности, общепроизводственные и общехозяйственные расходы в расчете не учитываются и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой.

В настоящее время применяют два варианта системы директ- костинг:

  • ? метод переменной себестоимости, или простой директ- костинг;
  • ? метод переменной и прямой себестоимости, или развитой директ-костинг.

Простой директ-костинг основан на группировке затрат по элементам на постоянные и переменные. Себестоимость определяется на основе переменных затрат. Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и этими затратами представляет собой маржу, или величину (сумму) покрытия затрат. Постоянные затраты возмещаются за счет различной величины маржи, разница составляет общий результат. Сущность простого директ-костинга раскрыта на рис. 9.4.

Простой директ-костинг [57]

Рис. 9.4. Простой директ-костинг [57]

В отличие от простого директ-костинга, при использовании метода развитого директ-костинга в себестоимость продукции включаются не только переменные затраты, но и часть постоянных. Метод развитого директ-костинга представлен графически на рис. 9.5.

При этом система директ-костинг используется в сочетании с любым из методов калькулирования себестоимости и является наиболее эффективной при управлении затратами (табл. 9.6).

Третья отличительная особенность этой системы — интеграция производственного и финансового учета. Однако это недостаток данной системы, так как характер и цель этих видов учета настолько различны, что объединять их не совсем целесообразно.

Важная особенность директ-костинга — то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом деятельности, затратами и прибылью.

Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно делать следующее:

  • ? определять формы зависимости затрат от объема деятельности или загрузки производственных мощностей;
  • ? строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности деятельности предприятия в зависимости от его объема;
  • ? рассчитывать критическую точку объема деятельности;
  • ? прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов затрат в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.

Рис. 9.5. Развитой директ-костинг [57]

Одна из важнейших особенностей организации анализа при системе директ-костинг — анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли на базе классификации затрат предприятия на постоянные и переменные. Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода расчета критического объема деятельности.

Использование систем и методов калькулирования себестоимости продукции [4]

Особенности учета затрат

Традиционные системы и методы

Учет фактических затрат

Учет полных затрат

Учет полных затрат

Учет переменных затрат

Учет плановых затрат

Учет полных затрат

Учет не ведется

Учет переменных затрат

Учет нормативных затрат

Учет отклонений от нормативных затрат

Учет не ведется

Учет переменных затрат и отклонений от них

Учет стандартных затрат

Нет понятия стандартных затрат

Учет полных затрат

Учет переменных затрат

Методы учета затрат и калькулирования себестоимости, используемые в сочетании с этой системой

Точка безубыточности (критическая, мертвая точка) показывает объем производства (или реализации) продукции, при котором выручка от ее реализации полностью покрывает расходы. Анализ величин в критической точке (анализ безубыточности) основан на взаимосвязи затраты — объем — прибыль (СУР-анализ).

CVP-анализ приносит существенную помощь в принятии управленческих решений по установлению каналов распределения, заключению договоров, определению расходов по продвижению товаров на рынке и при ценообразовании. Он обеспечивает обзор поведения издержек и выручки по отношению к запланированной прибыли, что может привести к изменению управленческой стратегии. Цель анализа состоит в нахождении такого объема производства продукции, при котором выручка от ее реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль предприятия равна нулю.

В системе управленческого учета для вычислений точки безубыточности применяются математический и графический методы, метод маржинального дохода.

Взаимосвязь затраты — объем — прибыль можно выразить графически (рис. 9.6).

Существует альтернативный вариант графического представления данных для расчета точки безубыточности, маржинального дохода и прибыли (рис. 9.7). В результате графических построений анализируется не только прибыль предприятия, но и маржинальный доход, который является производной величиной выручки и затрат.

График безубыточности (первый вариант) [57]

Рис. 9.6. График безубыточности (первый вариант) [57]

График безубыточности (второй вариант) [57]

Рис. 9.7. График безубыточности (второй вариант) [57]

Маржинальный доход представляет собой сумму постоянных затрат и зоны прибыли. Он служит тому, чтобы сократить или устранить риск убытков как элемента затрат на организацию производства продукции (работ, услуг) и получить прибыль. Маржинальный доход в точке критического объема производства равен постоянным издержкам (рис. 9.8).

График безубыточности (третий вариант) [57]

Рис. 9.8. График безубыточности (третий вариант) [57]

Аналитические возможности системы директ-костинг наиболее полно проявляются именно при исследовании связи полной себестоимости с выручкой от реализации и прибылью.

где В — выручка от реализации, руб.;

С — полная себестоимость продукции (работ, услуг), руб.;

Алгебраически точка критического объема производства определяется следующим образом. Для критической точки:

где Зпост — сумма условно-постоянных затрат, руб.;

Зпер — сумма условно-переменных затрат, руб.

Тогда для конкретного вида продукции (в простых производствах или специализированных предприятиях) критический объем производства можно представить как произведение цены на количество произведенной (или реализованной) продукции.

где р — цена единицы продукции, руб.;

q — количество произведенной (или реализованной) продукции, ед.

Исходя из этого: тогда:

При этом является маржинальным доходом на единицу

продукции, а минимальный объем производства составит:

где Кмд — маржинальный доход на единицу продукции, руб./ед.

Умножив полученное уравнение на цену, получим методику расчета критического объема производства для предприятия со сложным ассортиментом:

Другими словами, объем производства, обеспечивающий безубыточную работу предприятия, в натуральном выражении определяется по следующей формуле:

где К — объем производства, обеспечивающий безубыточную работу, ед.;

Зпост — сумма условно-постоянных затрат, руб.;

Ц — цена единицы продукции (работы, услуги), руб.;

УзПер — удельные условно-переменные затраты, руб./ед.;

Кмд — коэффициент маржинального дохода.

Если предприятие выполняет несколько видов работ, оказывает несколько видов услуг, производит (или реализует) несколько видов продукции, то объем производства в условных единицах, обеспечивающий при определенной структуре безубыточность работы, рассчитывается по следующей формуле:

где dj — доля объема производства г-й продукции (работы, услуги) в совокупном объеме производства, i = 1,2. п.

Критический объем производства продукции в стоимостном выражении рассчитывают по следующим формулам. Для i-го вида продукции (работы, услуги):

Для предприятия в целом:

где Зпер — сумма условно-переменных затрат, руб.;

Умд — уровень маржинального дохода в процентах к выручке от реализации, %.

Критический уровень постоянных затрат, при котором в сумме с переменными полная себестоимость равна выручке, рассчитывается по следующим формулам:

Критическая продажная цена (цена реализации), определяемая при заданных уровнях объема реализации, постоянных затрат и переменных затрат на единицу изделия, на уровень которой прекращается покрытие полных затрат, рассчитывается следующим образом:

где Узпост — удельные условно-постоянные затраты, руб./ед.

Одно из наиболее важных направлений управленческой деятельности предприятия — политика цен, в результате которой обеспечивается тот или иной объем выручки от реализации продукции, а значит, во многом и прибыли предприятия. Это не только процесс установления цены на продаваемый товар, но и процесс управления ценами в различных ситуациях и в условиях влияния на них разных факторов.

В системе маркетинга существует несколько стратегий ценообразования. Один из самых простых методов в рамках этих стратегий — классический метод установления цены на основе фактической себестоимости. Он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени — на рыночный спрос. При втором методе прежде всего учитываются факторы, относящиеся к спросу, а не к предложению, то есть оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. Такой подход к ценообразованию отражает ориентацию цены не на производство, а на спрос, и значит, показывает бессмысленность частого составления «точных фактических калькуляций». Однако знать возможные пределы снижения цен в зависимости от влияния различных факторов для предприятия необходимо.

Минимальная цена единицы продукции при заданном соотношении маржинального дохода и цены рассчитывается следующим образом:

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно еще установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и реализацию продукции (равен полной себестоимости продукции). Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую только переменные затраты и равен себестоимости только в части переменных затрат. Расчет долгосрочного нижнего предела цены связан с калькулированием полной себестоимости продукции; расчет краткосрочного — с учетом и калькулированием по системе директ-костинг.

Другое важное направление политики цен, связанное с делением затрат на постоянные и переменные, — расчет различных вариантов снижения цен. Позволит ли снижение цены оставить на прежнем уровне массу прибыли от реализации продукции или увеличить ее, зависит от двух моментов:

  • ? какое влияние окажет снижение цены на уровень спроса и, следовательно, на выручку от реализации продукции;
  • ? какое влияние окажет изменение объема реализации на себестоимость продукции.

Если предприятие точно знает эластичность спроса на рынке, то у него есть возможность увеличить выручку от реализации с помощью снижения цены на эту продукцию. Однако показатель выручки от реализации продукции не является объективным, так как основная цель деятельности предприятия — сохранение на существующем уровне или увеличение прибыли от осуществляемых операций. Чтобы оценить этот показатель, необходимо обратиться к затратам.

Однако даже если они принимаются во внимание, может существовать такой уровень ответного изменения спроса, который сделает оправданным уменьшение цены. Как правило, чем выше относительная величина постоянных расходов в совокупных затратах, тем меньше уровень эластичности спроса, который необходим для сохранения прибыли при снижении цены. Требуемую величину эластичности спроса при заданном уменьшении цены можно получить по следующей формуле:

где V — требуемая величина увеличения объема деятельности, ед.;

pi — уменьшение цены, руб./ед.;

Уп — прибыль на единицу реализованной продукции при начальной цене, руб./ед.;

Удпер — удельный вес переменных затрат в себестоимости продукции; У3 — себестоимость единицы реализованной продукции, руб./ед.

Тогда коэффициент эластичности определяется следующим образом:

Уровень минимального маржинального дохода в процентах к выручке от реализации рассчитывается по следующей формуле:

где У’ — уровень минимального маржинального дохода, %.

Плановый объем производства продукции в натуральных единицах измерения при заданной сумме прибыли определяется по следующей формуле:

В стоимостном выражении методика представляет следующий вид:

Объем производства, дающего одинаковую прибыль по различным вариантам (цены, ассортиментной структуры и т.д.), рассчитывается по следующим формулам:

Для определения критической величины объема реализации, которую нужно установить при условии снижения цены на продукцию и сохранения прежней величины маржинального дохода, используется следующее соотношение:

При росте постоянных затрат и неизменных переменных затратах величина маржинального дохода не изменяется, прибыль уменьшается на величину прироста постоянных затрат. Критический объем производства увеличивается (рис. 9.9). Если выручка от реализации растет из-за роста продажных цен, а все остальные факторы остаются неизменными, то это ведет к соответственному увеличению маржинального дохода и прибыли предприятия. Рост прибыли покрывается ростом маржинального дохода (рис. 9.10). Знание постоянных и переменных затрат, а также цены продукции (работы, услуги) позволяет рассчитать силу воздействия операционного рычага.

Взаимосвязь затрат, объема деятельности и прибыли

Рис. 9.9. Взаимосвязь затрат, объема деятельности и прибыли

Взаимосвязь затрат, объема деятельности и прибыли

Рис. 9.10. Взаимосвязь затрат, объема деятельности и прибыли

Сила воздействия (эффект) операционного рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения объема деятельности, то есть эластичность между прибылью и объемом деятельности:

где ЭОР — эффект операционного рычага;

П — прибыль от реализации, руб.

Рычаг представляет собой приспособление, позволяющее получить значительное увеличение результата благодаря использованию точки опоры. Понятие рычага возникает тогда, когда в затратах предприятия имеются стабильные элементы, не находящиеся в прямой зависимости (в определенных пределах) от объемов выполняемых работ, то есть постоянные расходы.

Эффект операционного рычага значительный, если небольшое изменение объема деятельности вызывает значительное изменение прибыли. Эффект операционного рычага незначителен, если небольшое изменение объема деятельности вызывает намного меньшее изменение прибыли. Другими словами, коэффициент операционного рычага показывает, на сколько изменится прибыль предприятия, если объем деятельности возрастет или уменьшится на 1%.

Коэффициент операционного рычага представляет собой частное от деления относительного изменения прибыли на относительное изменение объема деятельности:

где Кор — коэффициент операционного рычага;

Тп — изменение прибыли, %;

Т0 — изменение объема деятельности, %.

Коэффициент операционного рычага зависит от доли постоянных расходов в структуре затрат предприятия. В случае, когда у предприятия высокий уровень постоянных расходов, порог рентабельности достигается при большем объеме деятельности, но как только данный порог достигнут, даже незначительный рост объема деятельности вызывает ощутимое увеличение прибыли. И наоборот, предприятие с низким уровнем постоянных расходов достигает порога рентабельности при низком объеме деятельности, но его увеличение вызывает лишь незначительный рост прибыли.

Иначе говоря, значение коэффициента операционного рычага выражает чувствительность прибыли к изменению объема деятельности, коммерческий риск предприятия.

Коммерческий риск — это неопределенность, связанная с получением прибыли и обусловленная двумя факторами: изменением объема деятельности и уровнем условно-постоянных расходов.

Постоянные расходы отражают эффективность управления хозяйственной деятельностью предприятия. Чем выше удельный вес постоянных расходов, тем больше коэффициент операционного рычага и тем выше коммерческий риск хозяйствующего субъекта.

Превышение фактического объема деятельности над критическим объемом (в рублях или штуках) называется зоной безопасности (запасом финансовой прочности):

где ЗБ — зона безопасности, руб. или шт.;

О — объем деятельности, руб. или шт.

Или как доля в процентах от ожидаемого объема деятельности:

Этот показатель используют как меру операционного риска. Чем он выше, тем безопаснее ситуация, так как риск снижения точки равновесия меньше. Чем ниже точка равновесия, тем меньше риск ведения дела и более безопасно инвестирование при прочих равных условиях.

Высокий показатель означает низкий операционный риск, поскольку возможный резкий спад в объеме деятельности при этом произойдет до наступления убытков. Он выражает величину, по достижении которой может начаться снижение объема деятельности и наступают убытки.

При анализе величин в критической точке определяется влияние отдельных факторов на критическое соотношение. На величину критического объема деятельности влияют следующие факторы.

Изменение общей суммы постоянных затрат:

где ДКо — изменение критического объема деятельности под влия-

нием изменения оощей суммы постоянных затрат, шт.; Зпост! > ЗПОСТо — сумма условно-постоянных затрат отчетного и предшествующего (базисного) периодов соответственно, руб.; МД0 — сумма маржинального дохода на единицу продукции (работ, услуг) предшествующего (базисного) периода, руб./ед.

Изменение удельных переменных затрат:

где ДКо — изменение критического объема деятельности под влия-

нием изменения удельных переменных затрат, шт.; Зпер/еД1 > Зпер/ед0 — удельные переменные затраты отчетного и предшествующего (базисного) периодов соответственно, руб./ед.; Ц0 — цена единицы продукции (работы, услуги) предшествующего (базисного) периода, руб./ед.

Изменение продажной цены единицы продукции:

где ДКц — изменение критического объема деятельности под влиянием изменения цены единицы продукции, шт.;

IXt — цена единицы продукции (работы, услуги) отчетного периода, руб./ед.

В реальных экономических условиях величина критического объема деятельности чаще находится под одновременным воздействием нескольких факторов. Поэтому, прогнозируя его изменения, невозможно определить перспективный критический объем деятельности, если при СНР-анализе ограничиться определением влияния одного из факторов (если другие факторы тоже не меняются) или влияния каждого из параметров в отдельности, так как и в том и в другом случае мы не получим точной информации о прогнозируемых критических соотношениях в комплексе с происходящими изменениями.

Данное обстоятельство требует определять не только раздельное, но и совокупное влияние на изменение критического объема деятельности изменений цены, переменных и постоянных затрат.

Совокупное влияние факторов на изменение критического объема деятельности при изменении всех факторов одновременно составит:

Поведение затрат зависит от взаимодействия многих факторов. Объем деятельности — только один из них, к другим относятся цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность, изменение технологии, законодательство и т.д. Анализ величин в критической точке основывается на допусках поведения затрат, объема и выручки. Изменение ситуации приведет к изменениям графика, точки перелома.

Результаты этого анализа могут быть полезны и дать точные сведения, если выполняются предположения (допущения), лежащие в их основе:

  • ? поведение постоянных и переменных затрат можно измерить точно;
  • ? затраты и выручка от реализации имеют линейную зависимость от объема деятельности в пределах области релевантности;
  • ? постоянные затраты остаются независимыми от объема в пределах области релевантности;
  • ? переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах области релевантности;
  • ? производительность внутри релевантного уровня активности не меняется;
  • ? цены не меняются в течение релевантного периода;
  • ? отсутствуют структурные сдвиги;
  • ? объем продаж и объем производства приблизительно равны.

Если одно (или более) из данных допущений отсутствует, применение анализа затраты — объем — прибыль может привести к ошибкам.

Преимущества директ-костинга. В экономической литературе обычно выделяют следующие преимущества директ-костинга.

Эта система позволяет полностью решить вопросы текущего анализа и оперативности информации, а также снижения трудоемкости учета за счет простоты и объективности калькулирования себестоимости, так как в условном распределении постоянных затрат нет необходимости.

Эта система позволяет сравнивать себестоимость продукции различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам. Директ-костинг позволяет руководству:

  • ? заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям;
  • ? выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий.

Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка. В отчете о финансовых результатах, составляемом при системе директ-костинг, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.

Важное преимущество этой системы — то, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста удельного веса постоянных (накладных) расходов, поэтому повышаются требования к обоснованности планирования и нормирования величин этих расходов. Директ-костинг позволяет заострить внимание на решении этих вопросов, поскольку сумма постоянных расходов за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, и, таким образом, их влияние на величину прибыли предприятия особенно хорошо видно.

Кроме того, директ-костинг дает возможность оперативнее контролировать постоянные расходы, так как часто в процессе контроля за себестоимостью используются нормативные (стандартные) затраты

(то есть директ-костинг организуется в сочетании со стандарт-костом), или гибкие сметы. Применяя стандарт-кост в системе директ-костинг, устанавливают нормы на постоянные затраты; в основе же контроля гибких смет лежит разделение затрат на постоянные и переменные. При системе управления полной себестоимостью часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит из одного периода в другой, поэтому контроль за ними ослабевает. Директ-костинг помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов.

Все изложенное выше свидетельствует о том, что директ-костинг — важный элемент маркетинга — системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции. Частичная, рассчитанная по переменным затратам, себестоимость служит более надежным ориентиром при принятии решений. В силу того что деление расходов на постоянные и переменные позволяет оценить расходы будущего периода, что необходимо для формирования ассортимента продукции, выбора между производством и закупкой отдельных компонентов изделия. Кроме того, такое деление требуется для составления затрат при различной производительности.

Частичная калькуляция позволяет при оценке прибыли абстрагироваться от влияния изменения запасов, так как в этом случае прибыль зависит только от объема реализации, а при полном исчислении затрат — от объемов производства и реализации.

Недостатки директ-костинга. Однако, несмотря на указанные преимущества, система директ-костинг имеет ряд недостатков. Во- первых, в числе постоянных затрат имеются прямые постоянные затраты, которые могут быть прямо отнесены на отдельную продукцию. Во-вторых, в случае снижения цен на продукцию в целях улучшения положения на рынке сумма постоянных затрат может быть не покрыта маржой. Следовательно, предприятие попадет в зону убытков.

Наряду с этими недостатками необходимо отметить сложность в разделении затрат на постоянные и переменные и отсутствие расчета полной себестоимости продукции, необходимой для налогового учета.

Проблема внедрения указанного метода калькулирования себестоимости — также правильность организации учета затрат по статьям калькуляции. Действующая в настоящее время номенклатура статей разработана для организации метода калькулирования себестоимости традиционной системы и для использования системы директ-костинг приемлема не полностью.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о сущности директ-костинга:

  • ? постоянные затраты полностью возмещаются за счет маржи по реализованным готовым изделиям;
  • ? в оценке запасов незавершенного производства и готовых изделий участвуют лишь переменные затраты. В связи с этим запасы оцениваются не полностью, что против бухгалтерских и налоговых правил;
  • ? аналитические результаты по изделиям не определяются, так как процесс анализа останавливается на уровне маржи по соответствующим изделиям.

В международной практике ни один из перечисленных методов калькулирования себестоимости не применяется в чистом виде, поэтому имеет место интеграция различных методов калькулирования. Новые перспективы открывает нормативная (стандартная) система учета переменных затрат, или стандартный директ-костинг. Особенность стандартного директ-костинга — разработка стандартов переменных и постоянных затрат, калькулирование стандартной себестоимости продукции и учет стандартов и отклонений от них.

Метод директ-костинг как управленческая система предприятия

Директ костинг в управленческом учете: суть метода и способы применения

С системой директ-костинга это возможно, нужно только знать принципы и нюансы ее применения в российских реалиях.

Что такое система директ-костинг?

Английское выражение «Direct Costs» означает в переводе «прямые затраты». Это прямо отображает смысл применения этой системы для исчисления «чистой» себестоимости продукции.

Применение метода директ-костинга основано на сознательном отделении постоянных расходов от переменных издержек, а также прямых затрат от косвенных. Термин «директ-костинг» может применяться:

  • в узком смысле – как специфический метод калькуляции себестоимости производимых товаров;
  • в широком смысле – как способ организации управленческого учета.

Современное российское законодательство не дает «добро» на применение этой системы на уровне официального учета наравне с бухгалтерским и финансовым, лишь внедряя отдельные ее детали в рамки бухучета (да и то, только к концу 20 века). Однако, ее эффективность и соответствие мировым стандартам рынка обусловило ее применение в управленческом учете, который осуществляется для внутренних пользователей организации.

В чем суть метода

Название произошло от английского словосочетания «direct costs», что переводится как «прямые расходы». Это отлично отображает смысл всей системы. Ведь при ней в себестоимость продукции включают только часть издержек, непосредственно связанных с производством (сдельная зарплата рабочих, покупка материалов и т.д.).

Термин применяют в разных значениях:

  • в узком – способ калькуляции себестоимости;
  • в широком – метод управленческого учета.

Российские законодательные документы не позволяют полноценно использовать директ-костинг в официальном учете, допуская только его отдельные элементы в бухгалтерии. В российской практике чаще применяют систему полного отнесения затрат на себестоимость товаров.

Однако метод «прямых расходов» показал хорошие результаты за рубежом и успешно применяется в управленческом учете некоторых российских организаций. Он дает возможность оперативно планировать расходы и корректировать себестоимость.

Из истории

Система обязана своим возникновением Великой депрессии в США. До 1928 года, когда себестоимость любой продукции было принято исчислять по полным тратам на нее, в наличии оказалось большое количество нереализованных товаров. Чтобы их адекватно оценить, пришлось перераспределять издержки на их себестоимость по различным учетным периодам, для чего и условно отделили прямые (переменные) траты и косвенные (постоянные), последние признавались «бесполезными».

В 1936 году Д.Харрис ввел термин «директ-костинг», а в 1953 году этот метод был признан Национальной ассоциацией бухгалтеров и подробно опубликован в их отчете.

Некоторые специалисты не считают название «директ-костинг» точным, поскольку запасы средств в себестоимости включают не только стоимость материалов, но и расходы производства, которые не являются постоянными. Вместо «директ» они предлагают употреблять приставку «верибл» (то есть «переменный», учитывая, таким образом, не прямые, а переменные издержки).

Если рассматривать разницу между переменными затратами на собственно продукт и постоянными затратами, то последние можно отминусовать от выручки, ведь они не будут изменяться. В таком виде применение данной системы называется «маржинал-костинг».

Беда «котлового» метода учета

После того как мы выяснили, что с помощью разных баз распределения можно получить самую разнообразную рентабельность продуктов, такой поворот событий не удивителен. Начнем с ответа на вопрос, какой из двух методов «котлового» расчета правильнее: распределение по машино-часам или по выручке.

Ответ неутешителен: оба неправильные. Проблема в том, что «котловой» метод нельзя считать даже приближенным расчетом, ибо он нарушает принцип Хиггинса.

Ему не должно быть места в управленческом учете для расчета себестоимости продукции и прибыли подразделений. Он нарушает главный принцип управления: каждый отвечает за свое. В результате на вас ложатся проблемы работы «соседа». То есть это проблема самого подхода к расчету, а не выбора базы распределения.

Традиционный «котловой» метод неоднозначен и, главное, неприемлем с точки зрения управленческого учета, так как за неудачи соседей придется расплачиваться другим менеджерам, поскольку на их участки ляжет больше косвенных затрат

В силу своей упрощенности «котловой» метод дает очень неточные результаты. Все непрямые затраты суммируются, а затем распределяются на продукты или подразделения по какой-либо базе. Дешево и очень неточно. Получается не правильный подсчет, а простой. Сравнение «котлового» метода и более точных методов, основанных на учете неполной себестоимости, смотрите в таблице 15.

Ключевые понятия директ-костинга

Чтобы понять, как функционирует данная система калькулирования и учета себестоимости, нужно прояснить сущность главных понятий, которыми она оперирует:

  • постоянные затраты – расходы, не обусловленные объемом выпускаемой продукции, связанные с тем или иным временным промежутком;
  • переменные затраты – суммы, размер которых определяется количеством продукции; в сложении с постоянными образуют общие затраты;
  • маржинальный доход – «дельта» между выручкой за товары и переменными расходами (постоянные расходы плюс прибыль от производства).

Проводки при директ костинге

Б; Дт 20 Кт 10 70 тыс. материалы списаны на А; Дт 20 Кт 10 50 тыс. списание материалов на Б; Дт 40 Кт 20 121 432 (51 432+70 тыс.) издержки на А; Дт 40 Кт 20 118 568 (68 568+50 тыс.) затраты на Б; Дт 90 Кт 40 21 432 (121 432-100 тыс.

) – списание перерасхода по А; Дт 90 Кт 40 31 432 (150 тыс.-118 568) – экономия по Б отминусована. Для каждого изделия отводится отдельный субсчет. В данном примере продукция полностью продана. Остатки, если они есть в наличии, следует отразить в бухучете по сокращенной нормативной с/с.

Особенности директ-костинга – преимущества и недостатки Достоинства (+) и минусы ДК приведены в таблице: Директ-костинг + — В налоговую базу можно отправить основную часть затрат.

Проделывается это за счет того, что единовременно списываются на финрезультат расходы общехозяйственные Неоднозначность расходов постоянного характера.

Метод директ-костинг: проводки, пример расчета

Затраты в организации следует распределить по видам деятельности. За базу распределения берется выручка по видам бизнеса. При ее отсутствии счет может оставаться открытым. Его следует закрыть вручную.

ВниманиеПоследовательность и регламент такой работы определяет бухгалтер, учитывая особенности, которые присущи каждому конкретному предприятию. Топ-4 популярных вопросов Вопрос №1

Какой основной недостаток ДК? Прежде всего, при ДК можно ошибиться с определением средних затрат на производство.

Компания в результате неоправданно рискует при проведении своей ценовой политики.Вопрос №2. Что представляет собой доход под названием «маржинальный»? Этот финансовый показатель является разницей между выручкой от продаж и затратами переменного характера.

Его можно также подсчитать, прибавив прибыль и расходы постоянные. Вопрос №3.

Учет затрат по direct costing. типовые проводки

С/с нормативная Цена А 2000 100,00 300,00 Б 2000 150,00 400,00 Затраты фактические на использованные материалы:

Схема учета согласно ДК такова: Дт 43 Кт 40 100 тыс. (1000·100) оприходовано изд. А по с/с нормативной; Дт 43 Кт 40 150 тыс. (1000·150) изд. Б по с/с норм. оприходовано; Д 62 Кт 90 300 тыс. (1000·300) отражение выручки от продаж изд.А; Дт 90 Кт 43 100 тыс. нормативная с/с проданных изд. А списана; Д 62 Кт 90 400 тыс. (1000·400) выручка от реализации изд.

Б; Дт 90 Кт 43 150 тыс. с/с изд. Б списана; После того, как месяц пришел к концу: Дт 26 Кт 70 (02, 69) 60 тыс.отражены издержки общехозяйственные; Дт 90 Кт 26 60 тыс. общехоз. месячные расходы списаны; Дт 25 Кт 76 120 тыс. – фактические общие расходы на электроэнергию; Дт 20 Кт 25 51 432 (120 тыс. · 0,4286) – электроэн.

отнесена на А; Дт 20 Кт 25 68 568 (120 тыс.

Счет 26 в бухгалтерском учете для чайников: примеры и проводки

Можно выделить основные общехозяйственные затраты:

  1. Административно-управленческие расходы
  • Командировки;
  • Заработная плата администрации, бухгалтерии, управленческого персонала, маркетинга и т.д.;
  • Представительские расходы;
  • Услуги охраны, связи;
  • Консультации сторонних специалистов (IT, аудиторов и т.д.);
  • Почтовые услуги и канцелярия.
  1. Ремонт и амортизация не производственных основных средств;
  2. Аренда не производственных помещений;
  3. Бюджетные платежи (налоги, штрафы, пени);
  4. Прочие:

Организации, не связанные с производством (дилеры, агенты и т.д.) на 26 счёте собирают все затраты и в дальнейшем списывают их на счёт учёта продаж (счёт 90)

Важно! Торговые организации могут не использовать счёт 26, а все расходы относить на счёт 44 «Расходы на продажу»

Закрытие общехозяйственных расходов методом “директ-костинг”

Списание общехозяйственных расходов при закрытии месяца, то есть куда списывается 26 счет 20 26 На основное производство 21 26 На производство полуфабрикатов 29 26 На обслуживающие производства 90.

02 26 Выполненные работы и услуги для сторонних организаций 90.

08 26 На себестоимость продаж при использовании метода директ-костинг Закрытие 26 счета Закрытие 26 счета, то есть списание всех общехозяйственных затрат, выполняется несколькими способами:

  1. Включаются в состав себестоимости продукции через производственные счета, если производится продукция;
  2. Относятся на себестоимость продаж при оказании услуг или работ;
  3. Относятся на текущие расходы отчётного месяца методом директ-костинг:

Важно! Способ списания, а также база распределения общехозяйственных расходов должны быть закреплены в учётной политике организации

  • 3/п административного персонала – 10 000,00 руб.
  • Страховые взносы – 3 020,00 руб.
  • Аренда помещения – 5 000,00 руб.

Как это работает

Основная цель применения директ-костинга – «очистить» себестоимость от постоянных затрат, уменьшив ее и определив таким образом маржинальный доход.

В себестоимость продукции будут включены только переменные затраты, отражающие ее количественную характеристику. При этом постоянные затраты не распространяются на себестоимость, а сразу отводятся на общий финансовый результат.

Учет и планирование, касающиеся производства, происходят только насчет переменных расходов. С этими же показателями происходит учет остатков нереализованной продукции на начало и конец периода, а также производство, которое не было завершено.

Постоянные же затраты списываются с прибыли с выбранной регулярностью в течение всего отчетного периода, в котором были произведены данные товары. Они накапливаются на отдельном бухгалтерском счете. В себестоимость они не включены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В финансовом отчете о результатах производства, составленного по результатам применения директ-костинга, всегда будет прослеживаться взаимосвязь между прибылью, затратами и объемом выпуска.

Метод директ-костинг что это такое в 1с

Это порядок списания общехозяйственных расходов (со счета 26) непосредственно на счета учета затрат по выручке (в частности на субсчет 90.08).

Альтернативой такому списанию является распределение этих косвенных расходов, пропорционально выбранной базе на счета производства (например 20 счет).

Косвенные расходы — затраты, которые явно нельзя отнести на конкретный вид или единицу продукции.

В случае больших или многоуровневых производств такая настройка должна тщательно обдумываться, хотя и она проще, т.к. происходит искажение выручки и затрат.

Влияние косвенных расходов при директ-костинге (пример):

Допустим у вас два производственных цеха: один выпускает готовую продукцию (Тепловой котел), другой выпускает арматуру к нему (являющуюся и полуфабрикатом и товаром одновременно).Производственный цикл изготовления котла длится 2 месяца. Для простоты понимания затраты обоих цехов примерно одинаковы (выпускается всего 1 котел и 1000 единиц арматуры).

Затраты на зарплату бухгалтерии и других общехозяйственных служб (не относящихся к производству), условно постоянны в течении этих двух месяцев (обычно так и бывает, штат стабильный, непредвиденные расходы случаются редко, если и случаются отражаются как расходы будущих периодов планомерно).

Пусть, продукция арматуры реализуется в ноль ежемесячно.

При закрытии директ-костингом финансовый результат по реализации первого месяца будет полностью включать затраты бухгалтерии по виду «Арматура» — ее прибыль (выручка — себестоимость производства — косвенная себестоимость — ндс по реализации) будет занижена.

Во втором месяце котел, если будет сразу отгружен со склада, получит половину косвенных затрат месяца (вторая пойдет арматуре).Получается прибыль по арматуре второго месяца корректна, а себестоимость котла все равно занижена (на часть первого месяца).

Зачастую коммерческие службы получают заработную плату процентом от прибыли по продукции (в данном случае она была бы не справедливой, если отделы реализующие различные виды — обособленные структуры).Когда производства работают на грани рентабельности и данная часть могла бы уводить подразделение арматуры в «убыточную» зону, хотя, по сути, таким бы не являлась.

С другой стороны, если косвенные затраты относительно выручки или затрат производства незначительны, то использование директ-костинга оправдано, т.к. при нём наглядно видны общехозяйственные расходы в структуре выручки.

Как включить директ-костинг

Включается в учетной политике

Находится в меню в разделе «ГлавноеУчетная политика»

Далее для организации добавляется или изменяется запись об учетной политике: настройка находится на вкладке «Затраты» по кнопке «Косвенные расходы»

В бухгалтерии 2.0: меню «ПредприятиеУчетная политикаУчетная политика организаций»

Для организации на вкладке «Производство» нижней части о:

Особенности директ-костинга в 1С

Если нет оборотов по счету выручки, то есть отсутствует база для его закрытия, счет 26 не закрывается.

Система не может получить аналитику распределения по видам номенклатуры, даже если она одна или пустая.

Для закрытия 26 счета обычно добавляют ручную операцию с 1 копейкой в дебет счет 90.01, затем после проведения, даная операция удаляется или выключается.Почему именно копейка: потому что если вы забудете ее отключить, то это не нанесет непоправимого вреда вашему. учету.

Два варианта учета по директ-костингу

В отечественной практике применяется две вариации системы управленческого учета, в основе которой лежит метод директ-костинга.

  1. Простой директ-костинг предусматривает отдельный учет финансовой и управленческой бухгалтерии. При этом берут в расчет при определении себестоимости только прямые переменные затраты.
  2. Развитой директ-костинг объединяет денежный и производственный учет, включая в расчеты не только прямые, но и косвенные переменные затраты.

Учет затрат в директ костинге

Что же относится к переменным и постоянным расходам, в чем разница между прямыми и косвенными затратами? И что дает их разделение в директ костинге?

По способу учета в себестоимости выделяют 2 вида затрат:

  • прямые
    — то, что предприятие потратило на выпуск товара или оказание услуг (затраты на сырье, упаковку, заработную плату цеховых рабочих). В учетной политике компания сама определяет, какие затраты считать прямыми.
  • косвенные
    — относятся к производству нескольких видов продукции. Например, зарплата административного персонала, маркетинговые расходы, амортизация основных средств, плата за патент и пр.

Относительно к объему производства расходы делят на:

  • постоянные
    — это все издержки предприятия, которые не связаны с загрузкой производства (аренда, коммунальные платежи, фиксированная заработная плата, налоги и пр).
  • переменные затраты
    — зависят от производственных объемов и уровня деловой активности предприятия. В разных видах деятельности они будут свои. Например, на швейной фабрике — закупка материалов, комплектующих, зарплата рабочих, задействованных в производстве. В торговой компании — расходы на упаковку, доставку товара, комиссионные торговым агентам.

Постоянные расходы остаются неизменными при наращивании объемов производства, а переменные, наоборот, растут. Именно это становятся важным фактором при формировании себестоимости, цен на продукцию и учете прибыли.

Разделение затрат на постоянные и переменные позволяет управлять финансовым результатом и производством в целом

Некоторые расходы включают переменные и постоянные компоненты. Их еще называют условно-постоянными и условно-переменными. В директ костинге учитываются не только прямые, но и прямые переменные или условно-переменные издержки.

Косвенные постоянные затраты в директ костинге не включают в себестоимость, и всегда признают расходами периода.

Элементы расчета себестоимости

В рамках применения директ-костинга необходимо вычислить «истинную» себестоимость производимой продукции. В нее включаются следующие элементы учета расходов:

  • в зависимости от вида трат;
  • учет по месту формирования расходов;
  • носители затрат (учет стоимости каждой отдельной единицы продукции);
  • учет затрат за отдельно взятый период.

ВАЖНО! Эти составляющие учитываются как при переменных, так и при постоянных расходах. Большинство из них не меняются, но некоторые могут несколько отличаться в зависимости от того, насколько полно они включены в себестоимость.

Главная проблема

Серьезное затруднение, которое может возникнуть при применении этой системы, связано с неоднозначностью дифференциации расходов. Постоянные в одних случаях, в других расходы могут оказаться в положении переменных. Соответствующих положений, которые бы однозначно декларировали такое разделение, на предприятиях обычно нет. Расходы относят к постоянным или переменным на основании ряда допущений, которые могут оказаться и ошибочными. Поэтому следует периодически пересматривать принципы разделения затрат, а также вычислять маржинальную прибыль (по отдельным видам производства и в целом по организации).

Методы калькулирования затрат: абзорпшен-костинг и директ-костинг

В мировой бухгалтерской практике вопросам внутрихозяйственного учета, в том числе методикам планирования и учета затрат, калькулирования себестоимости продукции, придается большое значение. Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции и издержки на ее единицу.

В России во времена плановой экономики традиционно применялся классический вариант абзорпшен-костинга, который назывался калькулированием полной себестоимости единицы продукции.

Суть
абзорпшен-костинга
состоит в следующем: все затраты на производство продукции собираются на счете 20 «Основное производство», затем они делятся на два этапа:

1) затраты между незавершенным производством и готовой продукцией;

2) затраты между остатками готовой продукции на складе и реализованной продукцией.

Коммерческие расходы считаются периодическими и могут либо полностью относиться на реализацию, либо должны распределяться между остатками готовой продукции на складе и реализованной продукцией.

В модификации абзорпшен-костинга к периодическим расходам можно относить и общехозяйственные расходы. Название метода связано с тем, что все затраты должны распределяться по видам продукции, включая коммерческие расходы.

Обратите внимание.

В абзорпшен-костинге большое значение придается делению затрат на прямые и косвенные по отношению к видам продукции. Косвенные расходы распределяют по видам продукции исходя из выбранной базы распределения.

База распределения

— это стоимостный или натуральный показатель, пропорционально которому распределяют косвенные расходы. Где бы затраты ни возникали, их необходимо распределять или готовить к распределению по видам продукции. Деление затрат на переменные и постоянные в этом методе калькулирования во внимание не принимается.

Абзорпшен-костинг
актуален
, когда предприятие участвует в ценовой конкуренции или цена продукции привязана к полным затратам.

Методдирект-костингимеет свою историю появления:в годы Великой депрессии в США объемы продаж падали, запасы у предприятий росли, бόльшая часть затрат по методу абзорпшен-костинг оказывалась отнесенной на запасы, меньшая — на реализацию. Даже при небольших продажах предприятие было вынуждено показывать прибыль и платить налог на прибыль, что в годы общего спада экономики было весьма обременительно. В таких условиях был найден более справедливый метод распределения затрат между остатками готовой продукции на складе и реализованной продукцией, который получил название директ-костинг

.Данный метод позволял снизить налогооблагаемую прибыль при значительных остатках готовой продукции. В директ-костинге все постоянные затраты считаются периодическими и списываются на реализацию. Себестоимость реализованной продукции возрастает, прибыль падает, а на остатки относят только переменные расходы.

Обратите внимание.

В директ-костинге деление затрат на прямые и косвенные не имеет значения. Дело в том, что переменные затраты, как правило, прямые, их непосредственно можно учесть по видам продукции. Постоянные затраты — косвенные, их по видам продукции не распределяют, а списывают общей суммой на результаты финансовой деятельности. Таким образом, основной упор делается на классификацию «переменные/постоянные» затраты.

Директ-костинг
актуален
при принятии решения об увеличении или уменьшении объемов производства того или иного вида продукции. Маржинальный доход должен покрывать постоянные затраты, а это является причиной положительного решения относительно производства продукции.

Прибыль, рассчитанная методом абзорпшен-костинг и методом директ-костинг, будет разной. Она совпадет только в случае, если у предприятия запасы на складе нулевые, то есть вся произведенная продукция реализована.

Особенности группировки затрат в директ-костинге и абзорпшен-костинге отражены в табл. 1.

а) все затраты распределяются между остатками и реализацией, то есть периодические затраты отсутствуют;

б) коммерческие затраты — периодические;

в) общехозяйственные и коммерческие расходы — периодические

Рассчитаем прибыль от продаж продукции, используя методы директ-костинг и абзорпшен-костинг в двух вариантах:

· вариант 1: вся произведенная продукция предприятия реализована в отчетном
периоде;
· вариант 2: половину продукции реализовали, а остатки готовой продукции находятся на складе.

Исходные данные для расчета представлены в табл. 2.

Таблица 2. Исходные данные
Показатель Тыс. руб.
1. Материалы 400
2. Зарплата основных рабочих (с налогами) 200
3. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования(РСЭО) и общепроизводственные расходы (ОПР), всего 250
В том числе переменные 180
4. Управленческие расходы 100
5. Коммерческие расходы 50
В том числе переменные 5
6.
Итого затрат на производство и реализацию продукции
1000

Все общехозяйственные (управленческие) расходы являются постоянными.

Предположим, выручка от реализации продукции в отчетном периоде — 1200 тыс. руб. Если вся произведенная продукция в отчетном периоде была продана, то независимо от метода распределения затрат прибыль от продаж будет одинаковой — 200 тыс. руб. (1200 – 1000) (табл. 3).

Таблица 3. Прибыль предприятия (условие — вся продукция продана), тыс. руб.
Директ-костинг Абзорпшен-костинг
1. Выручка 1200 1. Выручка 1200
2. Переменные затраты, всего 785 2. Материалы 400
В том числе:

постоянные РСЭО и ОПР

Рассмотрим вариант, когда только половина произведенной продукции оказалась проданной. Выручка от продаж составила, например, 600 тыс. руб. По методу директ- костинг будут показаны убытки

П = 600 – (785 / 2 + 215)= 600 – 607,50 = –7,5 тыс. руб.

Очевидно, что на остатки готовой продукции на складе будет отнесено 392,5 тыс. руб. (785 / 2). В данном случае распределению подлежат переменные затраты, а постоянные затраты в размере 215 тыс. руб. полностью списываются на реализованную продукцию.

Прибыль
от продаж
по методу абзорпшен-костинг:

П = 600 – (950 / 2 + 50) = 600 – 525 = 75 тыс. руб.

Себестоимость остатков готовой продукции на складе предприятия составит 475 тыс. руб. (950 / 2).

Следует отметить, что по методу директ-костинг предприятие имеет убытки, а абзорпшен-костинг показывает прибыль в размере 75 тыс. руб. Какой из этих методов более правильный? Предприятие в действительности имеет прибыль от продаж продукции или нет? Экономисты на эти вопросы не могут ответить однозначно. В данном случае выбор между прибылью и убытками зависит от степени капитализации затрат. В абзорпшен-костинге входящие затраты больше — 475 тыс. руб., в директ-костинге меньше — 392,5 тыс. руб.

Таким образом, в абзорпшен-костинге уровень капитализации затрат выше. Действительно, часть управленческих расходов остается в активе бухгалтерского баланса по методу абзорпшен-костинг, а в директ-костинге все управленческие расходы списываются на реализацию и в активе баланса не накапливаются. Это значит, что управленческие расходы не способны формировать будущую прибыль предприятия. Если эта точка зрения правильная, то следует выбрать метод директ-костинга, если нет — абзорпшен-костинг.

В данном случае рассматривалась бухгалтерская прибыль, которая была рассчитана двумя способами. Такой двойственности не возникает при расчете налогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль определяется безальтернативно, так как это предписывает НК РФ. Вариантов бухгалтерской прибыли может быть много, а налогооблагаемая прибыль всегда одна.

Директ-костинг позволяет рассчитать безубыточные объемы производства

(
В
б) продукции по формуле:

где Пост — постоянные затраты, приходящиеся на выпуск продукции;

— коэффициент, показывающий долю переменных затрат в выручке.

б = 215 / (1 – ) = 621 тыс. руб.

При такой выручке у предприятия будет нулевая прибыль. Переменные затраты на производство и реализацию продукции следует скорректировать на безубыточные объемы производства, а постоянные затраты оставить без изменения: (785 / 1200) × 621 + 215 = 621 тыс. руб., что в точности совпадает с величиной В

б = 621 тыс. руб. При выручке в 600 тыс. руб. у предприятия будут убытки, как это было показано выше.

Плюсы применения

Применение данной системы не только приближает отечественные компании к мировым рыночным стандартам, но и открывает ряд дополнительных перспектив в повышении эффективности учета и управления:

  • возможность выгодно комбинировать объем продукции и цену готовых изделий;
  • эффективное управление ценовой или демпинговой политикой;
  • совершенствование ассортимента выпускаемых товаров;
  • удобство расчета «точки безубыточности» фирмы – то есть выхода «на ноль», на полную окупаемость издержек;
  • возможность быстрой переориентации производства в зависимости отменяющихся реалий рынка;
  • оценка резервов постоянных затрат при существующей рентабельности производства;
  • глубокое исследование работы организации с применением статистических методов, например, корреляционного анализа и др.

Самое главное преимущество директ-костинга как управленческой системы – ее высокая эффективность в принятии оперативных решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *