Почему налоговая запрашиваем талоны на отходы
Перейти к содержимому

Почему налоговая запрашиваем талоны на отходы

Электронные талоны. Куда и как вывезти строительный мусор в 2022 году?

Как в 2022 г. получить разрешение на вывоз строительных отходов стройплощадкам, коммерческим и городским объектам, гражданам.

Подмосковные мусорные захоронения остались в прошлом. Их задачи гораздо эффективнее решают современные комплексы глубокой переработки. На сегодня в Подмосковье действует 11 мощных мусоросортировочных заводов (КПО) с автоматической сортировкой, 15 комплексов по переработке смешанных строительных отходов (КПСО) и десятки объектов приема отсортированных ОССиГ.

Раньше, чтобы заняться перевозкой мусора, достаточно было иметь бункеровоз и получить лицензию. Теперь перевозчик, как и другие участники сферы обращения с отходами, должен зарегистрироваться в единой системе АИС ОССиГ и получить электронный талон на каждый рейс.

Несортированные отходы направляют на КПСО, однородный строительный мусор принимают КПО и площадки, специализирующиеся на переработке лома бетона, жби, стекла, и состоящие в реестре подсистемы «Электронный талон».

Одна из таких компаний по вывозу и утилизации строительного мусора, которая гибко адаптируется ко всем новым требованиям – ООО «ГринСити».

По нашим исследованиям у них максимально удобно организован процесс приема заявок, оформления необходимых документов и непосредственно вывоза строительных отходов на официальные полигоны строго по электронным талонам и с учетом нововведенных требований законодательсвтва РФ.

Стройплощадки, объекты капремонта, сноса, дорожного строительства.

Чтобы остатки стройматериалов, грунт попали на официальную площадку переработки, застройщик, еще до начала работ, должен стать участником системы АИС ОССиГ. Заключить договор с КПО и получить разрешение на вывоз отходов в подсистеме «Электронный талон». Для транспортировки объемов до 50 кубометров перевозчик заключает договор с КПО. Свыше 50 кубов это делает производитель отходов – генеральный подрядчик, застройщик.

Пятиэтажку, подлежащую сносу, можно разрушить экскаватором и получить груду бесполезного хлама, а можно демонтировать и отсортировать материалы, пригодные для повторного использования. В интересах строителей сортировать мусор – однородные отходы сноса площадка приема оплачивает.

Коммерческие отходообразователи

Больницы, бюджетные организации, офисы, СНТ, которые находятся в статусе юридических лиц и ИП, образуют значительно количество отходов. Поскольку они не обладают лицензией и не зарегистрированы в подсистеме «Электронный талон», то их строительные отходы не примет ни один комплекс по переработке.

Эти структуры должны обращаться к услугам мусорного оператора. Перевозчик, заключая договор с офисом или торговым центром, гарантирует официальную утилизацию груза на КПО. По одному талону за рейс перевозчик может забрать не более 50 кубов отходов.

Граждане

Строительный мусор образуется у отдельного гражданина или семьи достаточно редко, например, при капремонте. Поэтому в нормативы по вывозу ТКО его не включают. Выбрасывать в придомовой контейнер старый линолеум, оконные блоки, дверные рамы и лом бетона нельзя – за это предусмотрен штраф в размере 3 тыс. руб. и 5 тыс. руб. при повторном нарушении.

Чтобы сдать отработанные материалы на перерабатывающее предприятие, нужен электронный талон, но регистрация физического лица в системе АИС ОССиГ не предусмотрена. По новому порядку, гражданин должен заключить договор с оператором перевозчиком. Он оформит разрешение на вывоз отходов объемом до 50 кубов. В многоквартирном доме разрешение может получать управляющая компания на основе договора с обслуживающим ее перевозчиком.

Оператор по вывозу мусора Green City недорого транспортирует смешанные и отсортированные строительные отходы на официальные площадки приема из реестра АИС ССиГ. Помогает заключить официальный договор с отходообразователем и комплексом переработки, а также гарантирует законную утилизацию строительного мусора и грунта на основании цифрового разрешения от подсистемы «Электронный талон» в Москве и Московской области.

Ключевые аспекты заключения договоров на передачу отходов

/img/plugs/eco/2.png

Исполнение природоохранного законодательства в той или иной степени затрагивает всех хозяйствующих субъектов, особенно в области обращения с отходами, ведь даже работа офиса приводит к образованию отходов (таких как мусор от офисных помещений, отработанные картриджи принтеров и другая отработанная оргтехника, отработанные лампы).

К лицензируемым видам деятельности в области обращения с отходами относятся сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение (хранение и захоронение) отходов I–IV классов опасности[1]. Лицензия на обращение с отходами включает в себя закрытый перечень отходов с указанием разрешенного вида (разрешенных видов) обращения с ними.

Поскольку хранение отходов является лицензируемым видом деятельности, образователи отходов, не имеющие лицензии на обращение с ними, должны передавать образуемые отходы другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на обращение с отходами, в срок, не превышающий 11 месяцев с момента образования. Важно учитывать при заключении договора наличие образуемых видов отходов в лицензии лица, которому передаются отходы.

Собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления[2].

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) взимается в том числе за размещение отходов производства и потребления. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются образователи отходов, при размещении ТКО — региональные операторы, осуществляющие (организующие) деятельность по их размещению[3].

Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются исключительно ТКО, не вносят плату за НВОС при размещении отходов при условии передачи их региональному оператору.

Споры о плате за НВОС

Одним из распространенных судебных споров между хозяйствующими субъектами (а также между хозяйствующим субъектом и контрольно-надзорным органом) является спор о внесении платы за НВОС при размещении отходов и сопряженном с этим переходе прав собственности на отходы.

На практике случается, что хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортированию и размещению отходов, намеренно не оговаривает в договоре аспекты перехода прав собственности на отходы, а также ответственность за внесение платы за НВОС при размещении отходов.

В случае когда заказчик, передающий отходы, не имеет большого штата сотрудников и компетентных специалистов в сфере природоохранного законодательства, он принимает условия договора, предложенные исполнителем. Это может привести к тому, что право собственности на отходы не переходит от заказчика к исполнителю и заказчик продолжает нести ответственность за переданные отходы, хотя на практике уже не может отслеживать безопасное обращение с ними. В данном случае и обязанность по внесению платы за НВОС при размещении отходов остается за заказчиком, т.е. лицом, передавшим отходы.

Рассмотрим более детально правовые нормы, которыми можно руководствоваться для установления легитимности возникших правоотношений.

Как уже говорилось, плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Данная обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за НВОС не может быть прекращена только в связи с заключением договора на передачу отходов и не может автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие определенных условий, согласованных участниками договора, и без передачи образователем отходов специализированной организации — приемщику денежных средств в целях внесения данных платежей.

Судебная практика

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2008 № 8672/08 и Определении Верховного Суда РФ от 30.11.2010 № 78-Впр10-33.

Вопрос перехода права собственности на отходы, не согласованный в рамках договора на передачу отходов, может иметь важное значение при возникновении угрозы нанесения вреда окружающей среде при обращении с отходами, например при транспортировании или временном накоплении уже переданных отходов, т.к. согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ). Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ).

Обратите внимание

Сторона, принимающая отходы, должна озаботиться обеспечением безопасности для окружающей среды принимаемых отходов (например, целостностью корпусов отработанных ртутных ламп), т.к., если иное не предусмотрено договором, бремя содержания (в т.ч. и обеспечение безопасности для окружающей среды) данных отходов переходит к нему.

Условия договора на передачу отходов должны быть наиболее полными и регламентирующими прежде всего обязанности каждой из сторон договора.

Условия договора на передачу отходов

Условия, которые необходимо предусмотреть в договоре на передачу отходов, чтобы избежать судебных споров между участниками договора, включают в себя следующие аспекты:

• вид и количество передаваемых отходов;

• цель передачи и приема отходов (транспортирование, утилизация, обезвреживание, размещение);

• наличие соответствующей лицензии на обращение с отходами у стороны, которая принимает отходы;

• адрес передачи отходов;

• условия накопления передаваемых отходов;

• требования к состоянию передаваемых отходов;

• обязанность по внесению платы за НВОС (за исключением ТКО) в части размещения отходов;

• право собственности на передаваемые отходы;

• обязанность о своевременном уведомлении другой стороны при невозможности выполнения согласованных в договоре условий;

• ответственность за причинение вреда окружающей среде при обращении с отходами;

• срок оказания услуг по приему отходов, в т.ч. срок реагирования исполнителем на поступившую заявку от заказчика.

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных выше условий передачи отходов.

Цель (цели) передачи и приема отходов

Одним из важнейших условий договора является цель (цели) передачи и приема отходов и соответствие данной цели (данных целей) виду (видам) обращения с отходами, указанному (указанным) в действующей лицензии принимающей стороны. Так, если цели передачи и приема отходов — транспортирование и размещение, то в действующей лицензии принимающей стороны должно быть и то, и другое.

При этом допускается отсутствие в действующей лицензии принимающей стороны конечной цели передачи отходов (размещение, утилизация, обезвреживание) в случае, если данная сторона договора представит надлежащим образом заверенную копию договора на дальнейшую передачу данных отходов.

Таким образом, должен ясно прослеживаться путь отходов от отходообразователя до субъекта, осуществляющего конечный этап обращения с ними — обезвреживание, утилизацию или размещение.

Транспортирование отходов

Вопрос транспортирования отходов также можно отнести к одному из ключевых условий договора. Хозяйствующий субъект может самостоятельно транспортировать отходы I–IV классов опасности при наличии соответствующей лицензии, а при ее отсутствии — только отходы V класса опасности.

Условия накопления и требования к состоянию отходов

Условия накопления и требования к состоянию передаваемых отходов разнообразны и зависят от специфики отхода. Стороны договора должны руководствоваться правилами и нормами, разработанными для конкретных видов отходов.

Например, в случае с отработанными ртутными лампами это Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

Подобные правила должны строго соблюдаться сторонами договора во избежание возникновения опасности для окружающей среды.

Обязанность по внесению платы за НВОС

Обязанность по внесению платы за НВОС в случае передачи отходов (за исключением ТКО) на размещение является обязательным условием договора передачи отходов. В случае передачи отходов на утилизацию или обезвреживание внесение платы за НВОС не требуется.

Сроки оказания услуг

Срок приема отходов, в т.ч. срок реагирования исполнителем на поступившую от заказчика заявку, также имеет значение для стороны, передающей отходы: во-первых, накапливать отходы разрешается сроком не более 11 месяцев с момента их образования; во-вторых, несвоевременный вывоз отходов влечет невозможность их дальнейшего временного накопления заказчиком.

В завершение отметим, что самым важным моментом, безусловно, является предотвращение причинения вреда окружающей среде. Стороны договора должны стремиться принять все возможные действия, направленные на снижение НВОС при передаче отходов.

[1] Пункт 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

[2] Пункт 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

[3] Пункт 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Бухгалтерский и налоговый учёт утилизации отходов

В процессе производства товаров и услуг, выполнения работ неизбежно образование отходов. Их состав определяется видом деятельности фирмы. Правила обращения с производственными отходами определены ФЗ-89 от 24/06/98 г. Производственные отходы – это ТМЦ, полученные в процессе переработки начального сырья, утратившие свои потребительские свойства, непригодные в дальнейшем для использования по назначению. Одним из этапов обращения с ними является утилизация.

Законодательное регулирование

Основные положения и обязанности по обращению с отходами содержит ФЗ-89. Ответственность за утилизацию отходов лежит на первоначальном собственнике, на организации, где они образовались.

Отходы производства подразделяются на безвозвратные и возвратные. Первые представляют собой материалы с полностью утраченными исходными полезными свойствами. Их реализация или повторное использование невозможно. Вторые могут быть использованы в производстве, проданы для дальнейшего использования.

Безвозвратные отходы отдельно не отражаются в балансе. Это производственные (технологические) потери, норматив которых закладывается в нормы расхода сырья при расчете себестоимости готового продукта: усушка, улетучивание, угары, испарение. Согласно «Основным положениям по калькулированию себестоимости продукции» п. 27 (утв. 20/07/70 г., действующий документ), безвозвратные отходы не подлежат оценке. Это означает, что бухгалтеру не нужно определять их стоимость и формировать проводки. Можно сказать, что косвенным образом их утилизацию оплачивает сама фирма через механизм расчета издержек производства. Необходим лишь их технологический учет.

Возвратные отходы могут быть утилизированы непосредственно. ФЗ-89 определяет утилизацию отходов как их использование в производстве продукции, услуг, осуществлении работ. При этом в учетных целях отходами не признаются остатки материалов, которые сохранили все свои потребительские свойства и передаются в другие подразделения, цеха (ст. 254-6 НК РФ).

Порядок утилизации

Собственник может пойти двумя путями.

  1. Поручить вывоз и дальнейшую утилизацию специализированной фирме. Для этого понадобятся учетные данные по объемам отходов, зафиксированные в документах. Опасные отходы (ст. 4.1 ФЗ-89) требуют наличия лицензии на утилизацию.
  2. Самостоятельно учитывать отходы и принимать решение об их утилизации, например, о передаче отходов в производство.

ВАЖНО! Образец договора об утилизации отходов производства от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Чтобы иметь основания для отражения утилизации в БУ и НУ, необходимо создать внутреннюю комиссию по списанию отходов. В нее включаются технические специалисты, сотрудники экономической службы, руководитель. Комиссия определяет ТМЦ, подлежащие утилизации. Решение комиссии оформляется актом.

Бухгалтерский учет

В связи с многообразием видов отходов и способов их утилизации могут применяться различные схемы проводок и учета. Остановимся на наиболее существенных моментах БУ отходов у первоначального собственника и у фирмы, работающей в сфере утилизации.

У собственника

Контроль за движением возвратных отходов и их утилизацией начинается у собственника с построения детального аналитического учета: по видам продукции, местам возникновения отходов, информации о качественном и количественном их составе. Для подсчета образовавшихся отходов используют фактические замеры, взвешивания либо применяют расчетный метод по нормам на единицу продукции.

При утилизации путем продажи возвратных отходов на сторону могут формироваться проводки:

  • Дт 10/6 Кт 20, 23 – оприходованы из производства отходы;
  • Дт 62 Кт 91/1 – зафиксирована выручка от продажи возвратных отходов;
  • Дт 91/НДС Кт 68/НДС – начислен налог с выручки;
  • Дт 91/2 Кт 10/6 – списана с/стоимость возвратных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получена оплата;
  • Дт 90/9 Кт 99 – получена прибыль от продажи возвратных отходов.

Собственник может утилизировать отходы, передав их в производство внутри своей организации.
Для этого используется проводка, обратная приведенной выше: Дт 20,23 Кт 10/6 – передача отходов в производство.

В специализированной фирме

Расходы по утилизации здесь относятся к обычным видам деятельности согласно ПБУ 10/99. Расходы признаются в БУ согласно п. 18 указанного документа, в зависимости от того, применяется кассовый метод признания доходов или нет.

Если возвратные отходы приобретены для использования в собственном производстве, применяется счет 10.

  • Дт 10 Кт 60, 76 – оприходовано вторичное сырье от поставщика;
  • Дт 60, 76 Кт 50, 51 – оплата поставщику за вторичное сырье.

Если приобретение было сделано для дальнейшей перепродажи, сырье выступает как товар (41).

Пусть организация использует общую систему НО. Проводки при реализации будут такими:

  • Дт 62 Кт 90/1 – выручка с продажи;
  • Дт 90/НДС Кт 68/НДС – начислен НДС с продажи;
  • Дт 90/2 Кт 41 – списана с/стоимость проданных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получены деньги за реализованное сырье;
  • Дт 90/9 Кт 99 – прибыль от перепродажи сырья.

Нередки случаи, когда фирма заключает с организацией, сетью торговых точек договор безвозмездной передачи отходов, мусора, например, использованной бумажной, деревянной тары в целях переработки своими силами. Условия договора могут предусматривать оплату со стороны контрагентов. В подобных случаях ключевым будет счет 98/2 – «доходы будущих периодов, безвозмездные поступления».

  • Дт 10, 15 Кт 98/2 – безвозмездное поступление ТМЦ, в рыночной (договорной) оценке;
  • Дт 20, 23 Кт 10 – сырье отправлено в переработку;
  • Дт 98/2 Кт 91/1 – внереализационный доход от безвозмездного поступления ТМЦ;
  • Дт 76 Кт 90/1, 91/1 – услуги по переработке, отражена выручка от реализации (работ);
  • Дт 90/НДС, 91/НДС Кт 68/НДС – начисление НДС на услуги по переработке;
  • Дт 50, 51 Кт 76 – оплата услуг переработки;
  • Дт 40, 43 Кт 20, 23 – выпуск готовой продукции, результат утилизации отходов.

Утилизация может оформляться такими первичными документами:

  • акт приема-передачи;
  • накладная на отпуск материалов на сторону;
  • товарная накладная;
  • отчет о переработке;
  • акт выполненных работ;
  • требование-накладная;
  • лимитно-заборная карта.

При утилизации отходов с помощью специализированной фирмы заключается договор (об утилизации, о переработке отходов).

Кстати говоря! При переработке давальческого сырья давалец является собственником образовавшихся отходов. Возвратные отходы либо уменьшают своей стоимостью стоимость исходного, переданного для переработки, сырья, либо снижают стоимость услуг переработчика.

Налоговый учет

Приведенные корреспонденции счетов показывают: операции по утилизации отходов, связанные с их реализацией, переработкой, облагаются НДС. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является всякая реализация, т.е. передача права собственности как возмездного, так и безвозмездного характера (ст. 146-1(1), 39-1 НК РФ). В частности, услуги по переработке отходов приравниваются к выручке от реализации работ. В ситуации, когда давалец безвозмездно передает исполнителю работ возвратные отходы, эта операция признается облагаемой НДС, как и реализация посредством уменьшения стоимости услуг на стоимость отходов. Начисление НДС на эти операции обязательно.

С текущего года операции по утилизации металлолома, макулатуры облагаются НДС (ФЗ-424 от 27/11/18 г.). Налоговым агентом здесь будет не продавец, а покупатель, т.е. сторонняя организация, специализированная фирма-переработчик. Продавец должен иметь статус плательщика НДС, а покупатель – налоговый агент может применять и общий режим, и «упрощенку», и иные спецрежимы – исчислять и перечислять налог в бюджет он все равно обязан. Агентские обязанности возложены и на тех покупателей, кто имеет освобождение от НДС (ст. 145 НК РФ). Продавец будет обязан начислить налог только в том случае, если реализует отходы физлицу или в договоре с покупателем отходов не прописал НДС, будучи его плательщиком.

В целях НУ для включения в расчеты по налогу на прибыль возвратные отходы:

  • оцениваются по рыночным ценам (ценам возможной реализации) при утилизации путем продажи;
  • по заниженной, по сравнению с исходными ТМЦ, цене, если утилизированы передачей в производство.

В последнем случае учитывается, что выход продукции будет занижен, а расход вторичного сырья – выше обычной нормы (по ст. 254-6, 40 НК РФ, письмо №03-03-06/4/49 Минфина от 26/04/10 г. и др).

Для налогоплательщика это прежде всего означает возможность уменьшить затраты по налогу на прибыль на рыночную стоимость вторичных отходов.

Безвозмездное поступление отходов — внереализационный доход. Его надо признать при списании отходов в производство для переработки.

Тезисно

Учет утилизации отходов, как бухгалтерский, так и налоговый, связан с выбором способа утилизации: утилизируются отходы на месте или передаются на сторону. Передача на сторону может иметь возмездный и безвозмездный характер. В БУ для учета применяют стандартные счета и проводки для реализации продукции и передачи ТМЦ в производство.

При безвозмездной передаче на сторону используется счет 98/2. В НУ все операции, связанные с реализацией отходов, в том числе и безвозмездной, облагаются НДС. С этого года НДС облагается также утилизация макулатуры и металлолома. Налоговым агентом выступает не продавец, а покупатель.

В целях учета налога на прибыль отходы и операции с ними оцениваются по правилам ст. 254 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *