Плюсы и минусы УСН
Организации на УСН не платят НДС, налог на имущество и налог на прибыль.
Но есть исключения:
- Налог на имущество начисляется, если недвижимость оценивается по кадастровой стоимости.
- По некоторым сделкам нужно платить НДС: например, если покупаете что-то у иностранной фирмы или арендуете гос.имущество.
- Налог на прибыль платят с полученных дивидендов и по некоторым долговым обязательствам сторонних лиц перед вашей организацией.
Индивидуальные предприниматели тоже платят единый налог по УСН вместо НДС и НДФЛ.
ИП не платит налог на имущество, которое используется в бизнесе. Например, налогом не облагается складское помещение, находящееся в собственности предпринимателя.
Однако на ИП действует то же исключение, что и на организации: если недвижимость оценивается по кадастровой стоимости, то налог нужно платить. За личное имущество, например, квартиру, в которой живёт, ИП будет платить налог на имущество физлиц.
То есть ООО и ИП на УСН в большинстве случаев платят один налог. Но если нанимают сотрудников, количество платежей сразу увеличивается — нужно платить НДФЛ и страховые взносы.
Отправляйте уведомление о переходе на УСН в Эльбе
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии 30 дней бесплатно
2. Можно выбрать налоговую базу и ставку
На УСН можно выбрать способ расчёта налоговой базы, который подходит вашему бизнесу. Налоговая база — это то, с чего нужно платить налог. На УСН налог платят со всех доходов или с разницы между доходами и расходами. Процентная ставка и в том, и в другом варианте ниже ставки налога на прибыль при общей системе налогообложения.
Если расходы организации небольшие или их вовсе нет, то лучше платить налог с доходов. Размер ставки — 6 %. В некоторых регионах РФ ставку снижают до 1 %.
Если затраты значительны, например, вы занимаетесь производственной деятельностью, то лучше выбрать «доходы минус расходы». Размер ставки — 15 %. Регионы вправе снизить её до 5% с учётом вида деятельности.
3. Минимум налоговой отчётности
ИП и организации на УСН по итогам года сдают одну налоговую декларацию.Также в течение года нужно вести книгу учёта доходов и расходов.
Налог выплачивается только один, поэтому у налоговой возникает меньше вопросов по его сумме. За счёт этого сокращается количество отчётов.
Организации малого бизнеса могут вести упрощённый бухучёт, что максимально сократит документооборот.
Чтобы разобраться с отчётность по УСН, не обязательно нанимать бухгалтера. Всё можно сделать самостоятельно.
4. Можно совмещать с другими спецрежимами
Иногда выгодно совмещать несколько систем налогообложения. Обычно УСН применяют вместе с патентом. Это помогает сэкономить на налогах.
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Минусы УСН
1. УСН могут применять не все
Чтобы применять упрощённую систему налогообложения, ИП и организации должны соблюдать ряд условий:
- численность сотрудников не больше 130 человек;
- доход за налоговый период не может превышать 200 млн. руб.;
- остаточная стоимость основных средств не больше 150 млн. рублей;
- организация не может открыть филиал;
- доля участия, принадлежащая другим организациям, не должна превышать 25 %.
Перейти на УСН можно лишь в том случае, если за девять месяцев текущего года доход организации не превысил 112,5 млн. руб.
Эти ограничения препятствуют развитию бизнеса. Если хотя бы одно условие нарушено, компания должна перейти на ОСНО и сделать это вовремя, чтобы избежать штрафов.
2. Перечень расходов и обязательный минимальный налог
Есть недостатки при расчёте налогов на УСН «Доходы минус расходы». Нельзя учесть все расходы, их перечень утверждён законодательно. Всё, что можно включить в затраты, перечислено в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.
Нельзя снизить налоговую базу, если это представительские расходы, убытки, полученные в результате хищения или недостачи имущества.
Для УСН «Доходы минус расходы» устанавливается минимальная сумма налога, которую в любом случае придётся заплатить, даже если расходы превысят доходы. Обязательный минимальный налог равен 1% от доходов.
Если по итогам года налог окажется меньше этой суммы, то нужно уплатить именно минимальный налог. Потом разницу между этими суммами можно отнести к расходам, но в текущем году минимальный налог может ухудшить результаты предпринимательской деятельности.
3. Контрагентам невыгодно работать без НДС
Если контрагент работает на общей системе налогообложения, ему не выгодно покупать у юрлица или ИП, который не платит НДС. Контрагент не сможет принять НДС к вычету и из-за этого переплатит налог.
Некоторые предприниматели на упрощёнке добровольно выставляют документы с НДС. Это влечёт новые обязанности — заплатить этот налог в бюджет. Другое способ продолжать работу с клиентами на ОСНО — снижение стоимости товаров и услуг, что, в свою очередь, снизит доходы организации или предпринимателя на упрощёнке.
Почему ооо не выгодно работать с ип без ндс
Фундаментально на сумму налога влияет семь параметров:
- Форма собственности.
- Система налогообложения.
- Регион регистрации бизнеса.
- Сумма входящего и исходящего НДС.
- Сумма доходов и расходов.
- Вид деятельности компании.
- Формат работы с физическими лицами.
Форма собственности и система налогообложения — самое важное. Эти показатели определяют, какие налоги будет платить компания. Сумма НДС, доходы и расходы влияют на сумму налога.
Вид деятельности и регион влияют на применение льгот и пониженных налоговых ставок. Формат работы с физическими лицами влияет на размер страховых взносов, которые уплачивает компания.
Какие есть способы уменьшить налоговую нагрузку
Правильно выбрать форму собственности
Если вы не делаете бизнес с партнерами, для ваших клиентов не важен статус ООО и вам не нужна защита личной собственности, то выбирайте ИП.
Вывод прибыли с ИП дешевле и проще, чем с ООО — вы можете свободно распоряжаться деньгами с расчетного счета ИП и тратить их на личные нужды без уплаты НДФЛ.
Чтобы потратить деньги с ООО вам потребуется выплатить дивиденды: распределить чистую прибыль, а с чистой прибыли потребуется заплатить 13% НДФЛ — как раз из-за этих 13% получение прибыли с ООО дороже, чем с ИП.
Однако у ИП есть минусы:
- Вы отвечаете личным имуществом за деятельность ИП.
- Некоторые компании не будут работать с ИП, если вы работаете в b2b.
- Вы не сможете делать бизнес с партнерами.
- На ИП вы не сможете заниматься некоторыми видами деятельности. Например, сделать бар с крепким алкоголем. Для продажи десятилетнего виски потребуется оформить ООО и получить лицензию на продажу крепкого алкоголя.
Выбрать выгодную систему налогообложения
Бизнесу в России доступно пять систем налогообложения (СН):
Система налогообложения определяет то, какие налоги будет платить бизнес.
ОСН — самая сложная и дорогая СН из-за наличия НДС, налога на прибыль и повышенного внимания налоговой. Налог на прибыль и НДС дают 40% поступлений (по 20% на каждый налог) в консолидированный бюджет РФ, который администрирует ФНС (источник). Поэтому у налоговой большое внимание к компаниям на ОСН.
ОСН выбирают в следующих случаях:
- Экспорт. В случае экспорта вы сможете получать кешбек от государства (возмещение НДС) в размере НДС, который вы заплатили подрядчикам.
- Вашим клиентам нужен входящий НДС (счет-фактуры). Тогда выбирайте ОСН и подрядчиков на ОСН, которые также будут выставлять вам счет-фактуры.
- Вы можете использовать льготы по НДС и налогу на прибыль. Например, резиденты «Сколково» освобождаются от НДС и налога на прибыль — они вообще не платят эти налоги.
- Ваш оборот свыше 200 млн рублей в год или у вас более 130 сотрудников — вы не сможете применять УСН и вам придется перейти на ОСН (ст. 346.16 НК РФ).
Если вам не нужны условия выше:
- Вы ИП — выбирайте патент. Очень часто это самая выгодная история по налоговой нагрузке для ИП.
- Вы ООО и ваши расходы составляют менее 60% от дохода (у вас большая рентабельность и мало расходов) — выбирайте УСН 6%.
- Вы ООО и ваши расходы составляют более 60% от дохода (вы работаете в ноль и у вас много расходов) — выбирайте УСН 15%.
- Вы сельхозпроизводитель — выбирайте ЕСХН.
Также регионы могут устанавливать пониженные ставки по налогу УСН, налогу на прибыль и ЕСХН. Например, IT-компания в Ульяновске вместо УСН 6% применяет УСН 1%, а компания по грузоперевозкам в Московской области вместо УСН 15% применяет УСН 10%.
Иногда выгоднее зарегистрировать компанию или ИП в другом регионе, чтобы пользоваться льготными ставками и платить меньше налогов.
Уменьшить НДС
НДС — это косвенный налог. Это значит, что плательщиком налога является покупатель, а продавец перечисляет налог в бюджет. Выражение «Налоги давят бизнес, так как я плачу много НДС» бессмысленно по своей сути, так как вы перечисляете в бюджет не свой налог, а налог своих покупателей. Ваш налог (НДС) перечисляют в бюджет ваши контрагенты.
Рассчитывается НДС по следующей упрощенной формуле:
- Сумма НДС в бюджет = [Исходящий НДС] — [Входящий НДС]
- Исходящий НДС = Стоимость вашей продукции × 20%
- Входящий НДС = Стоимость продукции подрядчиков × 20%
Исходящий НДС — это НДС, который заплатили ваши покупатели.
Входящий НДС — это НДС, который заплатили вы.
Когда вы уменьшаете НДС к уплате входящим НДС (принимаете НДС к вычету), то вы возвращаете свой налог, который был вами уплачен подрядчикам (по сути кешбек на сумму налога).
Уменьшить НДС к уплате можно:
1) Увеличив входящий НДС.
Для этого вам нужно выбирать подрядчиков на ОСН, которые выставляют счет-фактуры. Однако не всегда это выгодно. Если продукция подрядчика на ОСН стоит 120 рублей, включая 20 рублей НДС, а продукция подрядчика на УСН стоит 95 рублей без НДС, то выгоднее работать с подрядчиком на УСН.
Если у вас много подрядчиков, которые работают по авансу, но поздно дают счет-фактуры, из-за этого у вас возникают кассовые разрывы, то просите с них счет-фактуры на аванс. Итоговая сумма НДС не изменится, но вы сможете убрать кассовые разрывы.
2) Уменьшив исходящий НДС.
Уменьшить исходящий НДС можно льготными ставками по НДС, либо освобождением от уплаты НДС. Некоторые товары реализуются по сниженной ставке НДС. Например, пицца, масло, хлеб облагаются по 10% ставке, а если вы экспортируете товары, то по 0% ставке (ст. 164 НК РФ).
Также некоторые операции освобождаются от НДС. Например, оказание медицинских услуг, изготовление и ремонт очковой оптики, ремонт ортопедических изделий и другое (ст. 149 НК РФ).
Уменьшить налог на прибыль
Сумма налога на прибыль зависит от суммы доходов и расходов по налоговому учету (НУ).
Формула для расчета:
- Налогооблагаемая база = ([Доходы компании по НУ] — [Расходы компании по НУ])
- Налог на прибыль = [Налогооблагаемая база] × 20%
Чем больше расходы, меньше доходы и ставка налога, тем меньше налог.
Уменьшить налог можно следующими способами:
1) Правильно оформленная документация.
Документы должны быть оформлены по всем правилам: со всеми подписями, печатями и правильными реквизитами. Если у вас будут некорректные документы и налоговая проведет проверку, то ФНС не примет эти документы к учету и увеличит налог.
2) Регламентированная учетная политика.
Определитесь, какие доходы и расходы будет отражать бухгалтерия в рамках налогового учета. Подготовьте доказательную базу (законодательство, судебная практика, исследования и т.п.), почему вы приняли эти доходы и расходы к учету.
3) Списание убытков прошлых лет.
Если вы сработали в убыток в прошлых годах, то вы можете принять убыток к учету в текущем периоде и уменьшить налог на прибыль. Например, получили убыток в 2019 году на 2 млн рублей, а в 2020 году налогооблагаемая база составила 3 млн рублей, которую можно уменьшить до 1,5 млн за счет 2019 года. Налогооблагаемую базу можно снизить до 50% за счет убытка прошлого периода (ст. 283 НК РФ).
4) Приобретение основных средств (ОС) лизинг.
Если вы купите технику и ее стоимость превысит 100 тыс. рублей, то вы не сможете принять всю сумму в расходы единовременно по налоговому учету. Потребуется амортизировать стоимость и размазать ее на несколько лет.
Соответственно, вы заплатите много налогов в отчетный период, когда была приобретена техника. Чтобы этого избежать используйте лизинг: вы будете равномерно погашать стоимость ОС и сможете относить в расходы лизинговые платежи, а ваша налоговая нагрузка не возрастет.
5) Амортизационная премия.
Если у вас нет возможности оформить ОС в лизинг, то используйте амортизационную премию. Она позволит разово списать 10-30% от стоимости ОС в расходы и уменьшить налог к уплате в текущем периоде.
Структуризировать бизнес
Если у вас крупная компания на ОСН (и вы не вписываетесь в лимиты для УСН) с разными направлениями деятельности, которые, можно сказать, действуют обособленно друг от друга, то можно рассмотреть вариант структуризации бизнеса — разделение компании на обособленные юридические единицы.
Структуризацию используют, чтобы повысить управляемость и защищенность бизнеса, а бонусом будет являться снижение налоговой нагрузки.
Например, если у вас торгово-производственная компания на ОСН, то ее можно разделить на производственную компанию на ОСН, оптовую торговую компанию на ОСН и розничную торговую компанию на УСН.
За счет использования УСН вы сможете уменьшить налоговую нагрузку. Но структуризацию нужно проводить с грамотными налоговыми юристами, чтобы не было рисков со стороны налоговой и обвинений в дроблении.
Агентский договор
Позволяет отразить ваш реальный доход, если вы являетесь посредником в сделке. Например, вы торговая компания, которая закупает товар на 200 млн рублей в год у поставщика и продает его на 300 млн рублей в год. Ваша выручка — 300 млн рублей в год. Вы используете ОСН, т.к. не проходите по лимитам для УСН.
Агентский договор позволит вместо всей выручки отразить только ваш реальный доход — комиссию. В ситуации выше доходом компании будет только 100 млн рублей, и компания сможет применять УСН.
Агентский договор часто используют в комбинации с структуризацией бизнеса. Риск со стороны налоговой: обвинения в фиктивности агентского договора и доначисление налога на прибыль и НДС.
Давальческое сырье
Еще это называют договором подряда. Используется в торгово-производственном комплексе. Его суть похожа на агентский договор.
Торговая компания заключает договор подряда с производственной компанией. По этому договору торговая компания закупает материалы у подрядчиков на 200 млн рублей и передает их производственной компании.
Производственная компания по договору подряда производит продукцию из переданного материала и передает продукцию торговой компании.
Торговая компания реализует товар за 400 млн рублей. 100 млн рублей переводит в качестве вознаграждения производственной компании, а 100 млн рублей оставляет себе в качестве прибыли.
Производственная компания может использовать УСН, так как будет попадать в лимиты по выручке, а торговая компания будет на ОСН.
Риск со стороны налоговой: обвинения в искусственном занижении выручки и дроблении. Такой способ оформления взаимоотношений часто используется в комплексе с структуризацией бизнеса.
Простое товарищество
Несколько компаний и ИП объединяются в «виртуальную структуру», чтобы вести общую деятельность и получать прибыль — простое товарищество (Глава 55 ГК РФ).
Это не новое юрлицо, но участники простого товарищества могут действовать от имени товарищества. Для этого участники делают вклад в товарищество в виде активов, знаний, связей и т.п. и оформляют договор простого товарищества.
Все вклады, которые вошли в простое товарищество, являются общими для участников простого товарищества, то есть сотрудник компании A может выполнять функции сотрудника компании B в рамках простого товарищества, и у налоговой не будет вопросов.
Особенности простого товарищества:
- Помогает структурировать формат отношений между разрозненными компаниями. Если у вас сложная цепочка взаимодействий между контрагентами или у вас группа компаний, где процессы плотно связаны между несколькими компаниями, объединение в простое товарищество поможет связать их в логичную структуру.
- Доходом товарищей является прибыль товарищества, то есть если оборот товарищества 1 млрд рублей в год, а прибыль 200 млн рублей, которая делится на три товарища в равной доли, то каждый товарищ отразит у себя в доходах по 67 млн рублей. Это способ снизить размер выручки бизнеса по налоговому учету, чтобы остаться в лимитах по УСН.
- Реализация простого товарищества облагается НДС. Если даже все товарищи используют УСН, то реализация от лица товарищества будет с НДС.
Поэтому товарищество используют в ситуациях, когда есть цепочка НДС для конечного потребителя, либо есть операции покупки и продаж внутри группы компаний, либо присутствует использование общих ресурсов нескольких компаний. Иногда простое товарищество используют в совокупности с структуризацией бизнеса.
Риски со стороны налоговой: обвинения в дроблении и занижении выручки для использования УСН.
Заем компании
Суть способа: вы выдаете процентный заем собственной компании для развития. Компания выплачивает вам ежемесячно проценты, с которых вы платите НДФЛ, а компания берет проценты в расходы и снижает налог на прибыль или УСН 15%.
Это самый дешевый способ получения прибыли из ООО.
Например, вы оформите заем на один год в 5 млн рублей под 25% годовых. Компания будет ежемесячно выплачивать вам 104 167 рублей в качестве процентов и снижать налогооблагаемую базу на эту сумму. А вы на руки получите 90 625 рублей после вычета НДФЛ (13 542 рубля уйдет на НДФЛ).
Риск со стороны налоговой: могут признать заем фиктивным и доначислить налог на прибыль или УСН 15%. Но если следовать условиям из договора займа (переводить тело займа, вовремя выплачивать проценты), то налоговая не прикопается.
Работа с самозанятыми
Режим самозанятого позволяет значительно уменьшить налоговую нагрузку для компании и физического лица.
Если оформлять физическое лицо по трудовому договору с зарплатой в 85 тыс. рублей на руки, то компания уплатит 16 769 рублей страховых взносов и 12 701 рублей НДФЛ. Итого 29 470 рублей уйдет на налоги, чтобы выплатить 85 тыс. рублей на руки.
Если работать с самозанятыми, то с 85 тыс. рублей на руки самозанятый уплатит 5 425 рублей налогов — это налог, который заложит самозанятый в стоимость своих услуг и по факту будет оплачивать компания. Выгода в
Однако есть риски со стороны налоговой: налоговая может переквалифицировать договоры с самозанятыми в трудовые и доначислить НДФЛ, страховые взносы, штрафы и пени.
Что такое ООО
Самые распространенные формы бизнеса в России — ИП и ООО.
Коротко: ИП подходит тем, кто будет работать самостоятельно, а ООО — тем, кто собирается заниматься бизнесом вместе с партнерами. Дальше нужно разбираться.
Ответственность
Если условный Василий открывает ИП и что-то идет не так, то при банкротстве Василий будет отвечать перед кредиторами всем своим имуществом — в том числе машиной, которую купил еще до того, как стал ИП. В отдельных случаях могут даже забрать квартиру, если она у него не одна.
Для тех, кто выбирает, что открывать — ИП или ООО — мы подготовили таблицу со сравнением
Если же Василий откроет ООО и разорится, то в большинстве случаев заберут только то, что принадлежит фирме: имущество, деньги на расчетных счетах и мебель из офиса. Личную машину не должны трогать, хотя и есть способ.
Учредители, документы и регистрация
ИП — это индивидуальный предприниматель, который самостоятельно решил заняться бизнесом. Соучредителей у него быть не может. Чтобы зарегистрироваться как ИП, Василию нужен паспорт, заявление и оплаченная пошлина 800 Р . Юридический адрес не нужен: ИП регистрируют по месту постоянной прописки в паспорте. Если нет постоянной, регистрируют по адресу временной регистрации.
Общество с ограниченной ответственностью организует один или несколько человек — всего до 50 учредителей. У ООО есть уставный капитал, в него вкладываются все учредители. Минимальный размер капитала — 10 000 Р , доли могут быть неравными.
Как распределяются доли и прибыль в ООО
Имя | Доля | Прибыль |
---|---|---|
Василий | 5000 Р | 50% |
Елена | 3000 Р | 30% |
Петр | 2000 Р | 20% |
Если дела компании пойдут в гору, то учредители будут получать прибыль пропорционально своим вложениям.
Если вы хотите внести в уставный капитал имущество, которое стоит от 20 000 Р — допустим компьютеры, — то независимый оценщик должен оценить их стоимость и составить акт оценки имущества. Это дополнительные расходы, которые ложатся на учредителей.
Заранее, еще до регистрации компании, нужно договориться о названии; юридическом адресе; размере уставного капитала (от 10 000 Р ); кодах ОКВЭД (видах деятельности, которыми будет заниматься компания) и системе налогообложения.
После этого нужно утвердить устав и назначить генерального директора — можно из числа учредителей, а можно и со стороны. Если в компании нет соучредителей, то единственный учредитель собственным решением назначает генеральным директором себя или нанимает кого-то.
Учтите: все решения нужно фиксировать на бумаге. Если учредитель один, печатаете единоличные решения. Если несколько — протоколы собраний. Первый протокол делайте в момент создания организации. В статье 181.2 гражданского кодекса перечислено, что нужно обязательно указать при составлении протокола.
Все эти протоколы — страховка, которая подтверждает решения компании. Если что-то пойдет не так, то в суде вы будете оперировать именно протоколами.
Как подать документы
Лично. Нужно оплатить госпошлину 4000 Р и подать в ИФНС пакет документов. В больших городах документы принимает единый регистрационный центр, или ЕЦР. В Санкт-Петербурге ООО регистрирует МИФНС № 15, в Москве — МИФНС № 46.
- Заявление о регистрации юридического лица (форма Р11001). Паспортные данные и ИНН всех учредителей.
- Устав юридического лица.
- Протокол о создании юридического лица.
- Договор об учреждении ООО (не нужен, если учредитель один).
- Квитанцию об оплате госпошлины. , если собираетесь на ней работать.
Дополнительно может потребоваться документ, подтверждающий юридический адрес, например копия договора аренды, гарантийное письмо от собственника помещения или выписка из ЕГРН — Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на недвижимость.
Удаленно. В конце 2017 года Федеральная налоговая служба РФ запустила сервис онлайн-регистрации . Он позволяет зарегистрироваться как ИП или создать ООО удаленно: через сайт отправить заявку, а готовые документы получить по электронной почте. При подаче документов через сервис госпошлину платить не нужно, но понадобится получить электронную подпись.
Электронная цифровая подпись — способ подтвердить личность отправителя. Например, пароль из смс от банка для авторизации платежа — это простая электронная подпись.
Кроме простой существует усиленная электронная подпись, которая может быть неквалифицированной или квалифицированной — КЭП. КЭП защищена от копирования и подделки, ее нельзя переслать по почте или выложить на торренты. Она полностью равносильна собственноручной подписи на бумажных документах. Именно КЭП требуется для электронной подачи заявления и всех документов на регистрацию.
С июля 2022 года сертификат квалифицированной ЭП можно оформить бесплатно с помощью мобильного приложения «Госключ». Но такая подпись подойдет только для документов, направляемых в налоговую для регистрации ИП или ООО.
Ключ сертификата подписи создается, хранится и применяется в приложении — все функции доступны без личной явки и бумаг. При регистрации ООО с типовым уставом результат можно получить в течение суток.
Чтобы получить сертификат КЭП в приложении «Госключ», потребуются подтвержденная учетная запись на портале госуслуг, смартфон с NFC-модулем и загранпаспорт нового поколения. Именно он содержит чип с персональной информацией, который позволяет идентифицировать человека.
Какие документы выдадут после регистрации
В течение трех рабочих дней после подачи полного пакета документов в ИФНС компанию зарегистрируют, а вы получите пакет документов.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В свидетельстве указаны ИНН и код причины постановки на учет — КПП. ИНН присваивается организации один раз и остается неизменным все время ее существования, при изменении адреса юридического лица КПП будет меняться.
Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц. Он является подтверждением регистрации ООО. В нем отражаются все основные данные о компании. В случае внесения изменений, например если меняется состав участников или юридический адрес, лист нужно будет получить заново.
Устав с отметкой налогового органа о регистрации. Его бережно храните. В устав нужно внести изменения, если меняется юридический адрес, размер уставного капитала или название. Для внесения изменений нужно будет составить протокол общего собрания всех участников, документы нужно отдать и зарегистрировать в ИФНС. Госпошлина за регистрацию новой редакции устава — 800 Р .
госпошлина за регистрацию новой редакции устава
Налоговая сама уведомляет пенсионный фонд, ФСС и органы статистики о регистрации организации.
Могут ли отказать в регистрации?
Да. В этом случае вы получите бумагу, в которой прописана причина отказа. Часто бывает, что подали неполный пакет документов, прокрались опечатки и так далее.
В этом случае нужно исправить ошибку и подать документы заново. Госпошлину придется оплатить еще раз.
Как выбрать юридический адрес
На самом деле в законодательстве РФ нет понятия «юридический адрес», есть «место нахождения общества». Но для удобства мы и дальше будем оперировать понятием «юридический адрес».
Юридическим считается тот адрес, по которому находится руководитель компании, на языке закона — «постоянно действующий исполнительный орган». Этот адрес определяет налоговую инспекцию, в которой ООО будет состоять на учете. На этот адрес будут приходить бумажные требования из ИФНС, и ПФР, и ФСС. Если компания переезжает, нужно внести изменения в устав и ЕГРЮЛ, госпошлина — 800 Р. Но бывают случаи, когда ее платить не нужно.
Юридическим адресом может быть и собственное, и арендованное помещение, и даже домашний адрес учредителя, но везде есть нюансы.
Собственное помещение должно быть нежилым. В налоговой могут попросить выписку из ЕГРН.
Арендованное помещение. Нужно разрешение собственника на использование адреса для регистрации ООО.
Домашний адрес учредителя или руководителя. Учредитель или руководитель, чей адрес указывают, должен быть собственником квартиры или быть прописанным в ней. Если у квартиры несколько собственников, то от каждого понадобится разрешение на использование помещения.
Квартира не такой интересный вариант, как может показаться на первый взгляд: адрес будет указан в выписке ЕГРЮЛ, которую может получить любой мимо-крокодил. При этом в жилом помещении нельзя разместить аптеку, склад, магазин, кабинет стоматологии и т. д.
Аренда адреса — плохой вариант. Базово вы платите не за помещение, а за адрес, по которому компания числится. Дальше, в зависимости от цены, по адресу будут принимать вашу почту или вы даже сможете находиться там, если налоговая решит навестить компанию с выездной проверкой.
- компании могут отказать в регистрации;
- налоговая и банк могут посчитать компанию обнальщиком;
- если потеряется письмо — виноватых нет.
Еще можно арендовать помещение в бизнес-инкубаторе. В крупных городах существуют такие центры поддержки предпринимательства. Если организация и вид деятельности соответствуют условиям бизнес-инкубатора (например, информационные технологии), то она может арендовать помещение и зарегистрироваться по адресу инкубатора.
ИП юридический адрес не нужен: его регистрируют по месту прописки. Организации нужно представить документы об аренде помещения (или собственности на него), как вариант можно указать домашний адрес учредителя, но нежелательно.
Расчетный счет и печать
ИП может работать без расчетного счета, а ООО нужно открыть его сразу после регистрации. В Тинькофф Бизнесе для резервирования реквизитов понадобится только ИНН компании. Для открытия счета — фото уставных документов, фото паспортов учредителей, фото выписки из ЕГРЮЛ.
Вы можете открыть сразу несколько счетов в разных банках — это не запрещено.
Раньше все компании были обязаны иметь печать, теперь нет. Если вы не пишете про печать в уставе, то она вам не нужна. Если написали, то придется делать круглую печать.
Налоги
Сумма налогов полностью зависит от вида системы налогообложения. Компании выбирают из четырех:
- Общая система налогообложения (ОСН).
- Упрощенная система налогообложения (УСН).
- Автоматизированная упрощенная система налогообложения — АУСН. Она пока доступна только в четырех регионах: в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан.
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
В отдельных случаях возникают дополнительные налоги: акцизы, водный налог, транспортный, налог на имущество, на добычу полезных ископаемых и т. д. Об этом в другой раз.
Выбирать систему налогообложения нужно с оглядкой на бизнес-план: будете работать с физлицами или юрлицами, какая будет структура доходов и расходов компании. Есть еще куча нюансов.
Проконсультируйтесь с бухгалтером: мало ли что в интернете могут написать.
Если упростить, то есть три критерия для выбора системы налогообложения: вид деятельности, количество сотрудников и размер дохода.
ОСН — может быть любой вид деятельности.
УСН не могут применять банки, производители подакцизных товаров, страховщики, ломбарды. Полный перечень — в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Автоматизированная УСН не подойдет для компаний, которые производят подакцизные товары, занимаются добычей и продажей полезных ископаемых, работают по договорам поручения, комиссии и агентским договорам.
ЕСХН — рассчитан на бизнес, который занят в сфере производства, продажи и переработки сельскохозяйственной продукции.
ОСН — любое количество сотрудников.
УСН — до 130 сотрудников, включая внешних совместителей и исполнителей на ГПД.
АУСН — до пяти сотрудников. Совместители и исполнители по договорам подряда тоже входят в этот лимит.
ЕСХН — для сельхозорганизаций ограничений нет. Для рыбных хозяйств — до 300 человек.
ОСН — любой размер дохода.
УСН — до 219,2 млн рублей в год. В 2022 году на УСН могли перейти компании, которые с января по сентябрь 2021 года заработали не более 123,3 млн рублей.
Если в процессе работы количество сотрудников или доходы превысят лимиты, то компанию автоматически снимут с упрощенки и будет считаться, что она применяет ОСН.
ЕСХН — не менее 70% дохода должны быть от сельскохозяйственного производства.
Какие налоги с дохода платят
ОСН — налог на прибыль 20%, НДС 20%, 10% или 0%.
УСН «Доходы» — от 1 до 6%. УСН «Доходы минус расходы» — от 5 до 15%. Конкретную ставку устанавливают регионы. Например, в Ленинградской области ставка по УСН «Доходы минус расходы» — 5%, в Санкт-Петербурге для большинства упрощенцев — 7%.
При доходах от 164,4 до 219,2 млн руб. в год или если число сотрудников превысило 100 человек, налог надо платить по повышенным ставкам — 8% для УСН «Доходы» и 20% для УСН «Доходы минус расходы».
Автоматизированная УСН «Доходы» — 8%, «Доходы минус расходы» — 20%. В отличие от простой УСН, на автоматизированной упрощенке регионы не могут снижать эти ставки.
ЕСХН — 6%. Платить с доходов, из которых вычли расходы.
УСН 6% или УСН 15%?
Чаще всего ООО используют упрощенную систему налогообложения — УСН. Для этого режима предусмотрены две базовые налоговые ставки: 6% для УСН «Доходы» и 15% для УСН «Доходы минус расходы». В отдельных регионах они могут быть иными, но минимум для УСН «Доходы минус расходы» — 5%.
На УСН «Доходы» ставка фиксированная. На УСН «Доходы минус расходы» налоговая ставка может уменьшаться до 1%. Это называется минимальный налог.
Если делаете сайты сами, выгоднее УСН «Доходы» — оснований для уменьшения ставки нет. Если делаете и продвигаете сайты — то есть платите дизайнерам, программистам, рекламным системам, — то тут нужно уже считать: может оказаться, что выгоднее работать на УСН «Доходы минус расходы».
Если делаете кухни на заказ, то выбирайте «Доходы минус расходы»: вы будете уменьшать налог за счет того, что у вас есть расходы на покупку досок. При этом важно, чтобы вы могли документально подтвердить свои расходы, а ИФНС приняла их. Обращайтесь к квалифицированному бухгалтеру.
Бухгалтерский и налоговый учет
Есть два вида учета: бухгалтерский и налоговый.
Бухгалтерский учет — это учет всех хозяйственных операций в организации: что купили, что кому продали и т. д. Идея в том, что гендир заглядывает в бухгалтерский учет и видит ответ на вопрос «А где деньги?». ИП освобождены от ведения бухгалтерского учета и сами решают, нужен ли он им.
Для компании выбора нет, ведение бухгалтерского учета в полном объеме обязательно: нужно заполнять регистры бухгалтерского учета. Регистр — это копилка информации о хозяйственной деятельности. В регистре надо фиксировать информацию из кассовых чеков, товарных накладных, актов, счетов-фактур и других первичных документов.
На ОСН и УСН каждый год надо подавать в ИФНС бухгалтерскую (финансовую) отчетность, она же бухгалтерский баланс, и отчет о финансовых результатах.
Налоговый учет — информация, которая помогает вам и налоговой посчитать, сколько с вас причитается. Тут важны только те операции, что влияют на объем налога, а количество и частота отчетов зависят от системы налогообложения.
Налоговая отчетность зависит от системы налогообложения.
При ОСН — надо подавать раз в квартал декларацию по налогу на прибыль и по НДС. При УСН — раз в год подавать декларацию по УСН. При АУСН ничего сдавать не надо. При ЕСХН — раз в год подавать декларацию по ЕСХН.
Если в компании работают сотрудники, то в налоговую надо еще сдавать ежеквартально расчет 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам.
Также отчеты нужно будет отправлять в фонды — ФСС (ежеквартально по форме 4-ФСС ) и ПФР ( СЗВ-М ежемесячно, СЗВ-СТАЖ ежегодно).
Если нет деятельности
Если у ИП нет работы, то он обязан сдавать нулевые отчеты, а от фиксированных страховых взносов за себя его никто не освобождает. Даже если ИП ничего не заработал, то он все равно обязан заплатить. Например, за 2022 год сумма фиксированных страховых взносов для ИП — 43 211 Р .
Компания на ОСН и УСН, если не ведет деятельность, налоги не платит. Сдавать нулевые декларации и бухгалтерскую отчетность надо, платить — нет.
Если по каким-то причинам компания не ведет деятельность, то генеральный директор (когда он единственный сотрудник и участник) может уйти в неоплачиваемый отпуск. Отпуск неоплачиваемый — директору зарплату не платят, следовательно, НДФЛ и взносы тоже не нужно платить.
Как ИП работать с ООО с НДС — почему это не выгодно
Многие бизнесмены начинают свою деятельность с оформления ИП. Такой ход обусловлен выгодными системами налогообложения, низкой ответственностью и отсутствием множеств обязательств, которые работают для юридических лиц. Поэтому, когда происходят крупные тендеры или на горизонте маячит важная сделка, учреждения вроде ООО предпочтут в качестве партнера организацию с большей социальной и юридической ответственностью, чем ИП.
Но дело не только в низкой ответственности предпринимателей, работа ООО с ИП затруднительна из-за налоговых режимов, где не нужно платить НДС, который, в свою очередь, обязателен для ООО. Но бывают случаи, когда ИП оказывает услуги, без которых общество с ограниченной ответственностью не может обойтись, и тогда возникает вопрос — как ИП работать с ООО с НДС.
Условия ОСНО для ООО и ИП
Может ли ИП работать с ООО с НДС
На самом деле, хоть у ИП сложилась репутация «несерьезных» бизнесменов, при неожиданном прекращении своей деятельности с невыполненными обязательствами ООО в 100% случаев выигрывают судебные разбирательства, тем более, что индивидуальный предприниматель имеют в залоге имущество, а не уставной капитал, поэтому возврат средств или компенсация для ООО будет в любом случае.
Обратите внимание! Итак, по закону ИП может работать с ООО с НДС. Но следует помнить, что большинство ИП в России работают по специальным налоговым системам, вроде УСН, где попросту не платят НДС. В то время, как ООО работают по общей системе, где каждая сделка или приобретение облагается налогом на добавочную стоимость.
Почему это не выгодно для организации
Кроме отсутствия ответственности, как у юридических лиц, нежелание сотрудничать с физическими лицами вызвано тем, что им это не выгодно, а в некоторых случаях даже убыточно.
Почему так происходит? Приобретая товар или услугу у предпринимателя без НДС, эти самые 20% надбавочной стоимости придется оплачивать ООО, поэтому если стоит выбор между закупкой оборудования у организации с общим режимом налогообложения или у предпринимателя с патентом, УСН, ЕНВД и прочих, юридическое лицо выберет первого.
Простой пример. ООО имеет большой офис, в который нужно закупить обогреватели. Отдел снабжения приносит директору на рассмотрение два канала по приобретению оборудования. Первый — это интернет магазин ИП без НДС, где подходящая модель стоит по 10 000 рублей за штуку, второй — ООО на ОСНО, которая также продает ту же самую модель, но, например, за 11 000 рублей с учетом НДС. Директор в данном случае беспрекословно скажет покупать у ООО. Почему? Зачем покупать у ООО? Ведь разница составляет целую тысячу рублей, а обогревателей нужно несколько.
Пример расчета при выборе между ООО и ИП.
Покупая обогреватели у ИП, ООО заплатит 10 000 рублей и при этом надо не забыть добавить еще 2000 рублей, которые заберет государство в виде НДС. Итого итоговая сумма составляет 12 000 руб. Покупая у ООО, у которой в цену уже включен надбавочный налог, организация уже НДС с этих обогревателей платить не будет, так как уже заплатила за него при покупке у ООО. В итоге один обогреватель выйдет на 1000 рублей дешевле плюс агентский договор с НДС для бухгалтера значительно проще в обработке.
Как ИП работать с НДС
Как работать ИП без НДС с ООО с НДС? Конечно, не все так однозначно, ведь в любом законе есть несколько лазеек. Юридическое лицо может работать с ИП на выгодных для обоих сторон условиях в нескольких случаях:
- предоставление ИП услуг, которые не будут облагаться налогом для ООО. Список таких услуг довольно обширен — сдача в аренду небольших помещений, проведение ремонтных работ, аутсорсинг, найм курьерской службы, закупка канцелярии и пр.;
- отсутствие конкуренции. Допустим ИП производит и продает подшипники. В данном случае для ИП наиболее выгодна патентная система налогообложения и переходить на ОСНО для него попросту не выгодно. Но такие же подшипники продает ООО только на другом конце страны. В данном случае ООО дешевле закупиться у ИП и дополнительно заплатить 20%, чем переплачивать за доставку и ждать месяц пока приедет деталь;
Пример оплаты работы без учета НДС
- ИП без НДС поставляет услуги организации, которая работает с НДС с компенсацией суммы НДС. Так как НДС придется платить ООО, то предприниматель, особенно если он собственник, может просто опустить цену на сумму налоговых отчислений. В таком случае он станет таким же выгодным в глазах ООО, как и другие юридические лица;
- сменить систему налогообложения. Если планируется сотрудничество в долгосрочной перспективе с очень выгодными условиями, возможно лучшим решением будет сменить налоговый режим и играть по-крупному, чем сохранять особый режим для мелких клиентов;
- самый лучший способ — выставить счет с учетом НДС. Правда такой вариант возможен только для предпринимателей, работающих на УСН. В этом случае ИП выставляет счет с учетом налога, но тогда по этому счету должна быть оформлена дополнительная декларация.
Обратите внимание! Последний вариант вполне себе неплох, но и тут есть проблема. Часто организациям приходится подтверждать такие сделки в судебном порядке, иначе компенсацию от государства можно не получить.
В чем плюсы НДС для индивидуального предпринимателя
Итак, если на горизонте маячит прибыльный контракт, но контрагент требует вести расчеты с НДС, предпринимателю, вероятно, придется перейти на общую систему налогообложения. В таком случае это грозит дополнительными затратами на приобретение кассового оборудования, ведение бухгалтерского учета, найм или поиск на аутсорсе бухгалтера, более частые отчетности перед налоговой и пр.
Без лукавства минусов все-таки больше чем плюсов, но тут каждый будет решать сам. Положительных сторон всего две:
- возможность работать с крупными контрагентами, которые все без исключения «сидят» на общем режиме;
- экономия на вычете суммы перечисленной контрагенту, в случае, если тот также работает на общем режиме.
Также плюсы можно найти в зависимости от рода деятельности. Например, если деятельность связана с грузоперевозками, то у ИП с НДС отсутствуют ограничение на количество техники, нет ограничений по выручке и снижена налоговая нагрузка при работе с другими налогоплательщиками на общем режиме. Правда при этом также придется постоянно собирать большое количество документации для подтверждения расходов.
Расчеты компаний на ОСНО без НДС
ИП может работать с Обществом с ограниченной ответственностью, при этом последние идут на сотрудничество неохотно в связи с дополнительной уплатой НДС. При выборе сотрудничества с ИП или ООО, организация выберет ООО из-за удобства взаиморасчетов и экономии. Что бы работать с ООО с НДС нужно применять гибкую систему скидок, компенсирующую НДС, составлять договор о расчете с НДС (если ИП на УСН), переходить на ОСНО или не иметь конкурентов в ближайших регионах.
Переход на ОСНО для ИП выгоден только при регулярном сотрудничестве с крупными компаниями, в остальных случаях преимуществ не так много.