На что живут работники большой четверки
Еще в школьные годы я планировал пойти в сферу, связанную с финансами. Это решение я принял самостоятельно. Хотя в моей семье никто и не работал в этой области, но какое-то влияние определенно было: большая домашняя библиотека, родители с высшим образованием. Вообще меня воспитывали с мыслью, что учиться необходимо. Я учился не в обычной школе, а в лицее, и там была создана благоприятная среда для получения знаний. Особенно легко мне давались математика и история. В старших классах в расписании появилась экономика, и я понял, что это наука как раз находится на стыке моих интересов.
Я поступил в университет на экономический факультет по направлению «финансы и кредит». Потом начал искать работу и, как обычно, встретил множество вакансий, где уже требовался опыт, а зарплата при этом была 25 тысяч рублей. Но через некоторое время увидел позицию в аудиторской компании, которая не входила в «большую четверку». Компания была не очень крупной, но все равно известной в аудиторских кругах. Я проработал в ней несколько лет, пока не начались кадровые перестановки, и тогда принял решение уволиться.
Когда я опубликовал свое резюме, мне позвонили из «большой четверки» и предложили позицию аналогичную моей, без потери должности. Такое бывает не всегда: есть вероятность, что предложат место с понижением. Я прошел тестирование, в которое входил экзамен по логике, математике и английскому. Кроме того, у меня было несколько собеседований с эйчаром и менеджерами. К тестированию в «четверку» мне пришлось готовиться дополнительно, я примерно знал, что там будет, по рассказам других людей. Сначала я сдавал тест, где в том числе были вопросы финансового характера, потом было аудирование и собеседование.
«Четверка» супертолерантная: ни разу не видел, чтобы кто-то предъявлял претензии, связанные с образованием, профессионализмом, расовой принадлежностью, да и вообще чем угодно
Моя зарплата на начальной позиции в предыдущей компании составляла 35 тысяч рублей; когда я переходил в «большую четверку», мне предложили 47 тысяч рублей. Это была существенная разница. Сам переход в «четверку» оказался довольно легким. Все-таки и там и там аудит, задачи во многом схожи. Разница была в организационных процессах: та компания довольно маленькая, со мной в департаменте работало около 15 сотрудников, а в «большой четверке» — двести человек. Еще здесь существует отдельная информационная система, в которой мы работаем, и потребовалось время, чтобы ее изучить.
С коллегами тоже не возникло никаких проблем — без разницы, откуда ты пришел. Все понимают, что человек прошел тестирования, несколько собеседований и если конкретный менеджер — опытный профессионал — взял его на проект, значит, аудитор чего-то стоит. В этом смысле «четверка» супертолерантная: я вообще ни разу не видел, чтобы кто-то предъявлял друг другу претензии, связанные с образованием, профессионализмом, расовой принадлежностью, да и вообще чем угодно. Тебя будут оценивать только по твоим делам, по тому, как ты двигаешься внутри компании.
Но мой кейс устройства в «четверку» не самый распространенный. Чаще всего студенты приходят на должность интерна на третьем или четвертом курсе университета, предварительно проходят такое же тестирование по математике, логике и английскому. По каждому блоку необходимо набрать минимальное количество баллов: например, даже если по двум блокам будет 100 баллов, а по английскому недостает до минимального порога — ты все равно не проходишь. Хотя на английский сейчас смотрят не так придирчиво, как раньше, потому что вышел федеральный закон о том, что все аудиторские бумаги должны быть на русском языке.
Дальше идет собеседование с эйчаром на понимание аудита, финансов, логики. Потом студент общается с менеджером, который будет его курировать. Если все хорошо — интерн получает оффер и выходит на работу в январе. Когда стажировка заканчивается, тем, кто показал себя особенно хорошо, предлагают начальную позицию — стафф. Получается, кто-то совмещает работу с университетом, а кто-то приходит сразу после выпуска.
Под контролем аудитора
Мы занимаемся финансовым аудитом, то есть независимой проверкой финансовой отчетности и финансового положения компании. Это нужно инвесторам, местным регуляторам (например, ФНС), кредитным структурам. Они должны понимать реальное финансовое положение компании — к примеру, чтобы оценивать риски при инвестициях. Для этого компания обращается к независимому лицу с репутацией на рынке — в компанию «большой четверки». Мы можем проверить отчетность и, если она достоверна, выдаем аудиторское заключение. Кроме того, есть компании, которые обязаны проводить независимый аудит — например, компании с определенным уровнем выручки или кредитные учреждения.
Проще говоря, мы должны проверить каждую строчку финансовой отчетности. Компания говорит: «У нас в активах есть 100 рублей, из которых десять рублей — денежные средства». Значит под эти денежные средства мы должны запросить у компании первичные документы: банковские выписки, депозитные договоры, письма-подтверждения. Письма-подтверждения аудиторы отправляют в банки, в которых компания держит свои деньги, чтобы узнать, как у третьих лиц, действительно ли у этой компании лежат деньги в их банке, в той сумме и валюте, которые они указали.
Следующая статья отчетности — например, кредиты, которые выдала компания: ипотеки, кредиты физическим лицам, кредитные карты. Тут мы просим предоставить кредитные договоры, документы под обеспечение, кредитное досье, открывающееся на человека. И так далее — все статьи отчетности. Хотя мы проверяем и много других вещей: насколько эффективно устроен бизнес, как осуществляется контроль внутри компании, нет ли мошенничества. Но документы и отчетность — это примерно 70 % нашей работы.
Круглые столы проходят справедливо, оспорить итоги не получится, хотя иногда случаются конфликты личностного характера. Например, у сеньора (то есть старшего аудитора) три разных менеджера на трех разных проектах. Два менеджера из трех оценивают сеньора высоко, а третий говорит, что человек упрямый, постоянно спорит и уходит домой в шесть часов вечера. Тут дело не в том, что сеньор некомпетентен, а в том, что они с этим руководителем просто не подходят друг другу. Зачастую эти люди просто больше не будут работать вместе. Но если такие жалобы на сеньора участятся, его могут и не повысить. Сотрудникам первого звена в этом плане сложнее. Если ты стафф и что-то не поделил с сеньором, то, скорее всего, тебя уволят, потому что ты еще не успел поработать с разными людьми и за тебя некому заступиться. Это редкий случай, но и такое бывает.
Нормальной оценкой считается тройка и все, что выше. Тройка — это удовлетворительно, значит, человек на своей позиции выполняет все задачи так, как должен. Отказ в повышении означает, что сотрудника либо уволят, либо он сам уйдет. Особенно это, опять же, касается начальных позиций: если ты не справился в качестве стаффа или стаффа второго года (advanced stuff), то следующую должность точно не потянешь. Даже если тебя уволили, то шансы вернуться в «четверку» все равно есть. Бывает просто неудачный старт, а потом человек становится звездочкой. Если сотрудник покажет себя в другой компании, дорастет до сеньора или менеджера, то его возьмут обратно в «четверку». Еще бывает так, что аудит просто не твое, в таком случае можно пойти в HR-департамент, юридический, налоговый.
По собственному желанию чаще всего уходят на сторону клиента, потому что аудитор знает все бизнес-процессы и в компаниях его принимают с распростертыми объятиями. Например, я уже третий год работаю с одним клиентом, и в смол-токах часто проскальзывают вопросы, как у меня дела на работе, все ли мне нравится в моей компании. Иногда он мне как бы невзначай рассказывает, что вот был на такой позиции человек и уволился, зарплата хорошая, ищем нового толкового человека: «Может, у тебя есть кто-то на примете?»
Сутки с цифрами
Текучка довольно большая. Это во многом связано с переработками. У нас ненормированный рабочий день, и это прописано в договоре. Нет классических восьми часов, ты работаешь столько, сколько потребуется в рамках текущей задачи. Мой самый длинный рабочий день длился больше суток. Тогда у меня был день практически перед выпуском отчетности. Я был «на клиенте». Это такая аудиторская фраза, означает, что клиент предоставил мне помещение для работы. Так часто поступают компании, ратующие за свою безопасность — они все оригиналы документов предоставляют только у себя в офисе.
Офис клиента находился далеко от моего дома — около полутора часов на такси в одну сторону. Время было около полуночи, я понимал, что завтра уже в восемь утра мне необходимо кое-что сдавать. Пока я доберусь до дома, будет уже часа два ночи, а часов в шесть утра уже снова выходить на работу. Я принял решение, что посплю у клиента в офисе, подремал несколько часов, проснулся и продолжил работать. Эта ситуация случилась в busy season — период с февраля по апрель, в это время все компании выпускают годовую отчетность. А так как без аудиторского заключения они это сделать не могут, у нас происходит рабочий завал: тысячи компаний ждут аудит от сотни человек.
Плох тот аудитор, который не хочет уволиться. Скорей всего, это высококлассный врун
Для тех, кто выгорел или близок к выгоранию, в офисе есть штатный психолог, к которому можно обратиться, у меня такого опыта нет, но я знаю, что обращаются часто. Если описывать аудиторов в шутку, то это люди в депрессии, вечном стрессе, с мешками под глазами и сколиозом. А если серьезно, то на этой работе необходим логический склад ума, стрессоустойчивость и высокая этика — нужно быть честным и неподкупным. Многие — трудоголики, люди, которые не могут много и долго работать, просто уходят. Кроме того, необходимо развивать коммуникативные навыки и навыки жесткого тайм-менеджмента.
Иногда мне хочется все бросить. Вообще, плох тот аудитор, который не хочет уволиться. Скорей всего, это высококлассный врун. Мне помогает оставаться на плаву наш коллектив: свобода взаимоотношений, работа в рамках проектов, посиделки на кухне. Вокруг 200 таких же молодых людей, как ты. Создана среда для спокойной работы. Я знаю, что в отдельных командах отношения не всегда складываются, но опять же очень редко встречается такое.
Моя девушка тоже работает в «большой четверке», в одной компании со мной. Не могу сказать, насколько распространены романтические отношения внутри коллектива, так как просто не владею такой информацией. Если кто-то и встречается, то чаще всего никак не демонстрирует это в рабочее время. Обычно об этом знают только близкие друзья. Мне кажется, это нормально, так и должно быть.
Доходы и расходы
В «четверке» есть градации должностей. Первая позиция — стафф, за ней идет стафф второго года. Потом сеньор первого года (или как мы говорим, сеньор-1), сеньор-2, сеньор-3 — это самые первые руководящие должности. Затем менеджер-1, менеджер-2, менеджер-3, после — старший менеджер — 1, старший менеджер — 2 и старший менеджер — 3. Когда человек доходит до должности старшего менеджера — 3, у него есть выбор — стать директором или партнером. Но партнером стать довольно сложно, так как партнеров немного и должно быть вакантное место, поэтому люди чаще становятся директорами.
Все зарплаты я называю до вычета налога. Стаффы получают примерно 50–55 тысяч. Стафф второго года — 70 тысяч. Сеньор первого года — 90 тысяч, сеньор второго года и сеньор третьего года — 110 и 130 тысяч соответственно. Дальше идет прибавка где-то по 20 тысяч рублей, большой прирост в зарплате у старшего менеджера первого года, а старший менеджер третьего года получает где-то 250 тысяч. То есть для того, чтобы зарабатывать 200 тысяч, тебе надо проработать в компании где-то восемь лет, и еще не факт, что ты не застрянешь на какой-то позиции.
Еще у нас есть премия за busy season, тот самый период максимальной загрузки. Сумма варьируется от половины оклада до полного. Есть и годовой бонус, он достаточно приличный — до трех зарплат. Обычно, правда, это один оклад, но и этого сложно добиться: должна быть высокая оценка на круглых столах, хорошие отзывы, выполненный KPI. Я получал такой бонус только один раз. Насколько часто годовой бонус получают другие сотрудники, мне неизвестно, это не принято обсуждать. Сейчас я сеньор третьего года, моя зарплата до вычета налогов — 130 тысяч рублей, а после — где-то в районе 110 тысяч рублей.
Еще у нас есть премия за busy season, тот самый период максимальной загрузки. Сумма варьируется от половины оклада до полного
Кроме финансовых бонусов, есть всякие дополнительные плюшки — оплата такси, если поздно уходишь из офиса, ДМС со стоматологией, тренажерный зал, душ и, конечно же, печенье, чай, кофе. В busy season нам по вечерам заказывают пиццу или пироги, потому что все засиживаются допоздна. Еще есть пять дополнительных дней отпуска и пять бонусных больничных дней, которые не надо никак документально оформлять (мы их называем sick leave). То есть ты можешь затусить, а если на следующий день тебе будет ужасно плохо, берешь sick leave и просто не приходишь. Правда, так как сейчас из-за пандемии мы все на удаленке, такой опции нет.
Я снимаю квартиру напополам, так что на аренду уходит 20 тысяч в месяц. Еще где-то 30 тысяч я трачу на рестораны — сюда входит и фастфуд, плюс я обычно плачу за свою девушку. При этом я готовлю и дома, на покупку еды в супермаркете я трачу где-то 10 тысяч рублей. Как только я получаю зарплату, сразу кидаю 30 тысяч рублей на инвестиции. Где-то 5 тысяч рублей в месяц уходит на транспорт — я часто пользуюсь каршерингом. На одежду и обувь тоже трачу около 5 тысяч рублей, но это в среднем — бывает, что я ничего не покупаю. На благотворительность отправляю тысячу рублей — это небольшие пожертвования в разные фонды.
Еще 10 тысяч рублей откладываю просто так — из этих накоплений я обычно трачу деньги на отпуск. В 2020 году я был в отпуске три раза: в ОАЭ, Крыму и Питере. Плюс периодически могу поехать куда-нибудь на выходные, например в Сочи. На отдыхе я люблю взять машину и поездить по интересным местам: например, вижу на карте озеро в форме сердечка и еду туда. Вообще, я люблю активный отдых. Мои идеальные выходные — это проснуться пораньше и с самого утра начать что-то делать. Например, недавно были такие выходные, когда я рано встал и поехал на озеро играть в пляжный волейбол. Я фанат этого спорта, играю даже зимой на закрытых площадках. А вечером после волейбола загляну в пару любимых баров.
Все, что вы хотели знать о «Большой четверке» — PWC, E&Y, KPMG, Deloitte
Для молодых людей, только начинающих карьеру, одно из лучших мест для быстрого старта и стремительного развития в России — это «Большая четверка» аудиторских компаний: PricewaterhouseCoopers, Ernst and Young, Deloitte и KPMG.
Компании «Большой четверки» (Big 4, Big Four, Биг Фо) считаются очень престижными для работы для выпускников. Наиболее желанным статусом для сотрудников этих компаний является звание партнера компании. Это подразумевает не зарплату, а процент с дохода компании, и доходы партнеров исчисляются миллионами рублей в месяц.
В нашей статье мы рассмотрим отличия между этими четырьмя компаниями — PricewaterhouseCoopers, Ernst and Young, Deloitte и KPMG и постараемся сделать рекомендации о том карьерном пути, который подходит именно вам.
На 2021 год общее количество всех сотрудников Big Four в миру составляет без малого 1 миллион человек, из них около 14 тысяч в России и всего около 20 тысяч в СНГ в целом. В последние годы во всем мире ежегодно количество сотрудников Большой четверки» увеличивалось более, чем на 60 000 человек, в том числе по 800-900 человек в России. В период стабильной экономики эти компании активно набирают новых людей, хотя, отметим, что также причиной такого большого найма является высокая текучка в этих компаниях. 2020 год, конечно, сильно ударил по бизнесу аудита и консалтинга из-за пандемии и закрытых границ. Но с самого начала 2021 года вся деятельность этих компаний вернулась в привычное нормальное русло.
Работа в «Большой четверке» аудиторских компаний
Преимущества работы в Big 4
Среди преимуществ работы в них на первом месте стоит то, что в них «год идет за два». За относительно короткое время в «Большой четверке» вы научитесь очень многому и ваша ценность на рынке труда возрастет многократно.
Среди плюсов работы в любой из этих компаний их сотрудники называют:
- ясные перспективы карьерного роста
- огромный ценный опыт работы
- высокая востребованность на рынке труда
- большое количество корпоративного обучения и стажировок
- престиж работы в PWC, E&Y, KPMG, Deloitte
На первое место среди плюсов работы в «Большой четверке» мы ставим карьерные возможности. Да, это трудно и текучка огромная, но вполне возможно быстро расти. Большинство менеджеров и партнеров этих компаний получили свои должности до 35 лет.
Недостатки работы в Big 4
Кратко опишем основные проблемы для новых сотрудников в Big Four. Прежде всего, поясним, почему в «Большой четверке» год идет за два — потому что в них принято работать не по 8 часов, как в других компаниях в России, а по 10-12, причем иногда без выходных. В PWC, E&Y, KPMG, Deloitte есть понятие «busy season», высокий сезон для сдачи аудиторской отчетности с января по май, когда эти компании работают практически круглосуточно.
Работа в таком режиме сильно выматывает людей. В компаниях Биг 4 нередки случаи проблем с давлением, сердцем, глазами, нервной системой у людей до 30 лет.
Другой проблемой является то, что на новичков вешается самая нудная и неблагодарная работа — составление документов, архивация, поиск ошибок. Такая работа может занимать по 6-7 часов на составление и оформление только одного документа. По причине общей загруженности помощи от других сотрудников будет мало, а ошибки возникают часто.
Первые 2-3 года работы в «Большой четверке» самые сложные, сами сотрудники низовых позиций называют себя не иначе как cheap slaves — дешевые рабы. Из-за высокой нагрузки, низкой оплаты и сложности работы среди специалистов уровня 1-4 в «Большой четверке» всегда высокая текучка.
Основными проблемами в PWC, E&Y, KPMG, Deloitte относительно условий работы для начинающих сотрудников можно назвать следующие:
- высокая ответственность – высока цена ошибки
- переработки (70-80 часовая рабочая неделя при заявленной 40-часовой)
- перегруженность офисов в Москве и всех крупных городах СНГ
- для новичков дается самая неблагодарная работа
- почти во всех компаниях даты отпуска определяет не сам сотрудник, а его менеджер
- низкая стартовая оплата труда
Зарплаты в компаниях Big Four
Работы очень много, а стартовая оплата — небольшая. У начинающих сотрудников в Москве зарплата на конец 2020 года составляет 46-48 тысяч рублей. В среднем порядок в этих компаниях зарплат следующий (данные конца 2020 года по Москве):
- Стажер — около 47 тыс. рублей
- Специалист А1 — staff — 50-56
- Консультант А2 — advanced staff — 68 (75 с оценкой «4»)
- Старший консультант S1 — senior 1 – 95-120
- Старший консультант S2 — senior 2 — 120-140
- Старший консультант S3 — senior 3 — 140-170
- Менеджер М1 – от 200 (Старший менеджер М2 — от 290)
- Директор отдела/департамента — head of office/department — сотрудники на руководящих должностях получают % от дохода компании и порядок оплаты на таких должностях резко возрастает (В среднем от 400 тыс.рублей в месяц).
Если же вы устраиваетесь на работу в любую из компаний «Большой четверки» в регионе, а не в Москве или Питере, то вам стоит быть готовым к тому, что стартовая зарплата будет вполовину ниже, чем цифры выше. Например, зарплаты специалистов уровня А в Уфе, Казани или Новосибирске составляют около 35 тысяч рублей. А зарплаты консультантов — от 55 до 70 тысяч рублей. Это данные на конец 2020 года.
По достоверным отзывам сотрудников Deloitte и PWC руководством российских подразделений этих компаний было принято решение на сокращение количества сотрудников в Москве и наращивание их числа в региональных центрах. Таким образом компании пытаются экономиться на зарплатах сотрудникам так как общий фонд оплаты в регионах практически на 50% ниже, чем в Москве.
При этом иерархия позиций в «Большой четверке» и средние сроки их получения везде почти одинаковы:
- Стажёр (Intern) — до 6 месяцев
- Специалист (Staff) – 1-2 года
- Консультант (Advanced staff) — 1-2 года
- Старший консультант (Senior) — 3-4 года
- Менеджер (Manager) — 2-3 года
- Старший менеджер (Senior Manager) — 2-3 года
- Директор отдела/департамента (Director) — топовая руководящая должность, это уже иной уровень оплаты и работы. На эту должность попадает лишь 3-4% от новичков.
- Партнёр (Partner) — высшая должность, предел карьерных мечтаний для стран СНГ
Подводя итог вышесказанному, если вы молоды — до 25 лет, амбициозны и готовы работать по 80 часов в неделю за низкую оплату, в «Большой четверке» вы сможете быстро расти. Для выпускников к 30-35 годам есть возможность (по нашим подсчетам шанс 1 к 30-35) получить статус директора департамента и партнера.
Сравнение компаний «Большой четверки»
В чем разница между PWC, Deloitte, EY и KPMG? Этот вопрос актуален для многих выпускников, которые рассматривают эти компании. Разница действительно есть и она иногда значимая. Ниже мы приведем итог нашего анализа особенностей этой четверки аудиторских компаний:
Легче всего устроиться: Deloitte
Все компании «Большой четверки» проводят довольно сложный процесс отбора сотрудников и устроиться в них непросто. Однако компанией, которая набирает больше всего сотрудников и шансы трудоустройства в которую несколько выше — это Делойт. Кроме того, Делойт это самая крупная компания в России и мире — около 270 тысяч в мире и 6 тысяч в России и СНГ.
Самая престижная компания: PricewaterhouseCoopers
PWC занимает первое место в рейтинге работодателей Big 4. EY – на втором месте, Deloitte – на третьем, KPMG – на четвертом. Если вы скажете: «Я работаю в PricewaterhouseCoopers аудитором (консультантом, хоть уборщицей) — на вас в определенных кругах будут смотреть восхищенными взглядами».
Лучший по стартовой оплате: Ernst and Young
Везде стартовая оплата низкая, но в EY она немного выше и скорость ее роста также относительно выше. Самая низкая оплата в PwC. На менеджерских позициях вы сможете больше всего получать в KPMG. С 4-10 летним опытом работы зарплаты выше в Deloitte.
Самый быстрый карьерный рост: KPMG
Во всех компаниях «Большой четверки» примерно одинаковые сроки необходимые для карьерного роста, но в KPMG они немного короче. В KPMG также более грамотно выстроена система наставничества — за вами будет закреплен менеджер по развитию, обязанностью которого будет помогать вам войти в процесс работы. Он же может вам помочь более быстро продвигаться в компании.
Самые «человеческие» условия работы: KPMG
Как мы писали выше, во всех этих компаниях сотрудники низовых позиций — это рабы. Но KPMG — единственная компания, где переработки оплачиваются, есть возможность работать удаленно, и где компания хотя бы старается удержать новых сотрудников. Помимо этого в KPMG — самый современный и просторный офис в Москве, который находится в «Башне на набережной» в Москва-сити. У всех остальных в Москве офисы тесные и с одним туалетом на 200-250 человек.
Как устроиться в Big 4
Компании «Большой четверки» — это очень престижное место работы и конкурс на 1 вакансию может достигать 500-600 человек. По статистике должность получают лишь 2,5-3% соискателей.
От соискателей в PWC, E&Y, KPMG и Deloitte требуется следующее:
- высокая мотивация к работе
- целеустремленность
- лидерские качества (без них сложно расти)
- развитые навыки общения
- профессиональные знания
- ответственность
- умение работать как в команде, так и самостоятельно
От кандидатов на вакансии компании требуется несколько обязательных практических навыков:
- умение уверенно пользоваться EXEL и другими офисными и учетными программами
- умение досконально понимать основные экономические термины, основы макро и микроэкономики
- умение объяснить эти вещи так, чтобы их могли понять любые люди. Например, команду аудиторов или консультантов могут нанять на завод или ферму – вы обязаны уметь объяснить человеку любого уровня основные финансовые показатели и методы их улучшения.
Этапы отбора в Big 4
- Подача заявки на официальном сайте компании
- Тестирование – онлайн или сразу очное
- Первичное собеседование
- Финальное собеседование
Подача заявки
Все вакансии PWC, E&Y, KPMG и Deloitte размещены как на крупных HR порталах, так и на собственном сайте. Мы рекомендуем использовать официальный сайт компании – таким образом вы повысите шансы, что вашу анкету заметят.
Вам надо зарегистрироваться на официальном сайте интересующей вас компании, создать личный кабинет и внести данные по себе: образование, опыт работы, личные и контактные данные. При заполнении анкеты:
- убедитесь, что вы соответствуете требованиям вакансии, на которую хотите устроиться. Первичный отбор анкет и резюме производится программой – ATS (applicant tracking system). Если ваш набор компетенций и опыта расходится с требованиями, не стоит даже пытаться слать резюме — анкета не пройдет отбор через ATS;
- заполните все необходимые поля формы — это обязательно;
- прикрепите резюме и сопроводительное письмо с полной информацией о вас — ВУЗе, опыте работы, профессиональных качествах, проектах, в которых вы участвовали в ВУЗе или на месте работы, достижениях в спорте, участии в благотворительных и социальных проектах;
проверьте ваше резюме и сопроводительное письмо на грамотность — ошибки караются отправлением анкеты в мусор.
Рекомендуем прочитать наши статьи из раздела «Подготовка» о том, как написать и сделать заметными ваше резюме и сопроводительное письмо.
Как правильно искать работу в сети Интернет
6 деталей успешного резюме
При анализе вашего резюме большое внимание уделяется ВУЗу, если вы выпускник или еще студент, и предыдущему опыту работы, если вы специалист. Выпускникам топовых московских и питерских экономических ВУЗов дается значительный приоритет. Выпускникам других ВУЗов важно показать опыт работы над кейсами, участие в целевых обществах или кружках.
Совет: многие аудиторские и консалтинговые компании проводят летние стажировки для студентов. Например, Deloitte приглашает студентов на 3-6 месячные стажировки в качестве ассистента менеджера. Участие в подобных стажировках – это огромный плюс для вашего карьерного роста. Во-первых, это почти гарантия последующего трудоустройства в любой из компаний Big 4. А во-вторых, такие стажировки — это очень интересное и ценное время – компания проводит как много обучения для участников, так и много развлекательных мероприятий. Если вы еще студент мы однозначно рекомендуем вам принять участие в стажировке от любой компании «Большой четверки».
Необходимо отметить, что попасть на такую стажировку непросто – отбор участников включает все те же этапы, что и для соискателей на вакансии – подача анкеты на официальном сайте, прохождение онлайн тестов и собеседование. И точно также до конца отбора проходят лишь 5-6% соискателей.
Тестирование в PWC, E&Y, KPMG и Deloitte
Российские подразделения компаний Big 4 используют тесты компаний SHL и Kenexa. Для каждого отдела или департамента используется свой набор тестов, состоящий из вопросов на проверку профессиональных знаний (бухучет, финансы, налоги), уровня знания английского языка, психологических, числовых, вербальных и логических тестов. В каких-то отделах используются только некоторые из этих тестов (например, чаще всего, логические тесты НЕ используются — только числовые и вербальные), но в каких-то могут добавляться дополнительные тесты профессиональной направленности.
Важно: некоторые компании Big 4 используют тестирование полностью на английском языке. То есть все тесты будут не на русском, а на английском. Для работы во всех компаниях «Большой четверки» требуется знание английского на уровне не ниже Upper-Intermediate по TOEFL.
Вопросы для теста по английскому тоже берутся из опросников TOEFL. Бывает и так, что первичное собеседование в офисе тоже проводят на английском, но чаще всего — на русском.
(На нашем сайте все тесты на русском языке, но если Вам сообщили, что тесты будут на английском — сообщите нам и мы поможем).
Как мы указывали выше, от вас может потребоваться либо проходить онлайн тестирование, которое Вам пришлют ссылкой, либо очное тестирование в офисе на компьютерах компании в составе группы соискателей.
Точные типы и примеры тестов для различных компаний Big 4 смотрите в соответствующих статьях по ссылкам в конце статьи, в целом набор тестов обычно такой:
Отделы консалтинга проводят 2-х часовой тест из 6-ти разделов:
- психологический тест про предпочтения в работе
- тесты на способности к логическому абстрактному мышлению (логический)
- числовой тест
- вербальный тест
- тест по английскому языку
- эссе о себе и своих целях работы в ХХХ на английском языке (Motivation letter)
Отдельный профессиональный тест включает (на примере отдела налогов):
- закрытый тест по налогообложению 20 вопросов (корпоративные налоги)
- открытые вопросы следующего характера: основные трудности с исчислением уплаты налогов при экспорте, перечислите разделы БУ (форма №1), опишите виды налоговых проверок и их отличия, размеры штрафов за неуплату налогов; кто платит налог на имущество, кто нет; статьи вычета НДС; какие налоги заменяет ЕНВД и т.д.
- краткое эссе (дается 30 минут): например, «Налоговые ошибки компаний, как их избежать».
Тестирование на логические, вербальные и числовые способности служит этапом проверки ваших навыков быстро и правильно считать и понимать тексты, графики и таблицы. По отзывам сотрудников тесты в компании Big 4 не являются сложными если вы подготовитесь к ним.
По сложности тестов в конкретных компаниях: числовые и вербальные тесты в Deloitte и Ernst&Young относительно проще чем в PwC и KMPG, так как заданий меньше и вы не устаете от них. В Deloitte и Ernst&Young меньше тестов повышенной сложности, чем PwC. В EY также проще сам профессиональный тест, но большее внимание уделяется знанию профессиональной лексики на английском языке — сам тест на знание английского сложнее всего в E&Y.
Числовые тесты
Числовые тесты всегда содержат графики, таблицы и диаграммы. От вас не потребуется решать сложные вычисления — только четыре базовых действия: сложение, вычитание, умножение и деление, а также определение долей и отношений. Рекомендуем повторить принципы нахождения долей и отношений — если вы давно не решали математических задач это может вызвать трудности.
Почти всегда данные тесты включают задания на конвертацию валют и мер (валюты, меры весов, расстояния) — уделите этому при подготовке особое внимание. На решение одного задания дается 60-90 секунд, обычно в числовом тесте 15-20 заданий. В SHL тестах разрешено переключаться с одного вопроса на другой и обратно. Поэтому, если какой-то вопрос слишком труден и непонятно, как его решать, оставьте его и решайте другие, а к нему вернетесь позднее, если останется время.
Вербальные тесты
Многие соискатели находят вербальные тесты в компании Big 4 сложными. Действительно, если вы не решали такие тесты ранее, вам будет сложно правильно ответить в установленные 60 секунд.
Напомним, что часто эти тесты даются только на английском языке.
Компании «Большой четверки» использует вербальные тесты двух видов:
- вербальные тесты «верно — неверно — не могу сказать»
- тесты на анализ вербальной информации
Логические тесты
Тесты на абстрактно-логическое мышление, как мы писали выше, применяются не во всех компаниях Big 4 и не во всех отделах. Поэтому уточняйте заранее набор тестов, который вам предстоит проходить.
В тестах на логику потребуется находить правила, которые объединяют группу абстрактных фигур и определять фигуру, которая соответствует или не соответствует этому правилу.
Психологические тесты и опросники «Большой четверки»
Такие тесты призваны оценить ваше соответствие основным правилам и корпоративным ценностям компаний. Как сообщают сами соискатели на вакансии в «Большую четверку», эти тесты не так сложны — после минимальной подготовки несложно понять, какой ответ является правильным.
Бесплатные примеры тестов всех этих типов Вы можете посмотреть по ссылкам ниже в наших отдельных статьях о каждой из компаний Big 4. В этих статьях вы найдете полный анализ этапов устройства в PWC, E&Y, KPMG и Deloitte, особенности тестирования в эти компании, советы по прохождению тестов, собеседования и ассесментов Big Four.
Помните: только предварительная подготовка даст вам знание того, что вас ожидает на тестах и собеседовании в компании Big 4. После подготовки вы будете значительно более спокойны и уверены на тестировании и собеседовании, и ваши шансы на успех возрастут многократно. Лучше потратить день-два на подготовку сейчас, чем потом долго жалеть об упущенном шансе.
Мы желаем вам успеха!
Как на самом деле работается в Большой Четверке. И почему люди оттуда уходят
Недавно Zima писала о том, как попасть в Большую Четверку (Big 4). А сегодня, дети, я расскажу вам о том, почему я решила из этой Большой Четверки уйти.
Все банально и просто. Одним милым лондонским утром — первым из по-настоящему теплых в этом году — я проснулась и расстроилась. Впервые в жизни я расстроилась от того, что просто проснулась. Мне не хотелось вставать и куда-то идти, есть, дышать. Знаете, как иногда шутят: воскресенье только началось, а я уже грущу, что завтра на работу. Это было не так, это было как «мне всего 30, а я уже не хочу жить». Дело в том, что третьи выходные подряд мне приходилось отменять все свои планы из-за работы. Предстоящий отпуск тоже выглядел не очень радужно.
На этом можно было остановиться, сказав, что Четверка — зло; но проблема в том, что вообще-то я до сих пор неустанно повторяю, что консалтинг – это отличная работа для выпускника, просто мечта. Поэтому обо всем по порядку.
О престиже работать в Большой Четверке
Четверка – это круто. На последних курсах университета я очень хотела в Четверку, говорила об этом везде и всем, даже на собеседовании заявила: «Я попаду сюда рано или поздно, так что лучше сэкономить время на повторных интервью и сразу меня взять». Ну они и взяли.
За исключением некоторых отделов, начинающие сотрудники в Четверке не бегают за кофе, не носят шлейфы за партнерами, а моментально попадают на большие проекты и имеют возможность увидеть, как работают огромные международные бизнесы. Я, например, трудилась на одном из этапов M&A («mergers and acquisitions» – сделки слияний и поглощений – прим. ZIMA), и с первого дня работала на крупном инфраструктурном российском проекте, где общалась с большими начальниками как у себя в компании, так и на стороне клиента, критически анализировала финансовые планы и готовила предложения по их оптимизации. На первых порах такое вовлечение и ответственность мотивируют невероятно! Я получала настоящий кайф от того, что была частью большой силы, помогала клиентам и получала положительные отзывы от них, участвовала в конференциях, была на передовой финансового мира. Бодрости придавало и то, что работала я в окружении прекрасных и умных людей в дорогих костюмах.
В офисах Четверки царит жесткая экономия: невкусный кофе, дефицит вешалок для одежды, непропорционально маленькие личные шкафчики, большая концентрация людей на квадратный метр
Однако, к сожалению, внешний престиж не то чтобы сопровождается внутренним комфортом. В офисах Четверки царит все более жесткая экономия: невкусный кофе, дефицит вешалок для одежды, непропорционально маленькие личные шкафчики, все бОльшая концентрация людей на квадратный метр, в сочетании с отсутствием каких-либо дополнительных благ вроде спортивного зала и парковки. Четверке важно показать, что она крутая и может позволить себе офис в центре. Поэтому она не может переехать в офис подальше и побольше, где сотрудникам дышалось бы свободнее и были позволены разные там приятности. Кое-кто из старожилов говорит, что раньше у всех в офисе было свое рабочее место, можно было летать в командировки бизнес-классом и каждый год всем отделом выезжать на корпоративы в другие страны. При мне такого уже не было, и с каждым годом компании находят новые способы урезать внутренние расходы. Например, в теории сотрудники имеют возможность возместить расходы на такси и ужин, если работают допоздна. Однако недавно были введены различные ограничения, которые не позволяют делать этого до 9-10 вечера и пользоваться такси в одиночку. То есть если ты знаешь, что будешь работать до 11, изволь не ужинать до 10 вечера, что, конечно, не очень приятно для организма.
Стоит упомянуть, что в связи со спецификой работы и необходимостью быть мобильными, консультанты в Четверке снабжены ноутбуками, а не стационарными компьютерами. Я знаю людей, которые при этом совсем не имеют персонального компьютера и обходятся только рабочим для всех своих нужд (кроме особых сайтов, конечно же). Помимо этого, сотрудникам выдают телефоны известной дорогой марки и полностью оплачивают связь, в том числе и за рубежом. Будьте уверены: в отпуске и рабочий телефон, и ноутбук вам, к сожалению, понадобятся. На заре моей карьеры появилась опция получить телефон (или установить рабочие приложения на свой собственный), и люди оттягивали этот момент до последнего. К сожалению, развитие современных технологий означает, что, будучи специалистом сферы финансовых услуг, вы должны быть готовы к работе и оставаться на связи 24/7. Буквально. Добавьте в этому тот факт, что вы вынуждены всегда носить с собой ноутбук и бумаги общим весом 5-10 кг, которые в теории можно хранить на работе, но на практике так получается не всегда. Например, если встает выбор: сидеть в офисе допоздна или вернуться домой, поужинать и доработать из дома – большинство людей выбирают второй вариант.
Что касается рабочих мест, то они «мобильные» – каждый день сотрудники должны регистрироваться на свободные места, которые распределены по отделам, предполагая, что только 50-70% людей находятся в офисе. Пожалуй, не буду вдаваться в детали, но эта система порождает нездоровую конкуренцию просто по сути за возможность комфортно поработать в офисе. И иногда заканчивается битвой должностей. Как вы думаете, насколько часто справедливо разрешаются ситуации, в которых младший сотрудник забронировал место заранее онлайн, но директор пришел раньше и просто занял его?
Зато в Четверке иногда (почти безнаказанно) можно работать из дома!
О системе работы в Big 4
Четверка – это удобно. Независимо от предыдущего опыта (или его полного отсутствия) корпоративная система подхватывает человека и снабжает его необходимыми знаниями, технологиями, набором правил и командой, для того, чтобы человек мог делать сногсшибательную работу. Прежде всего в Четверке существует множество обязательных и дополнительных тренингов, также поддерживается и финансируется получение профессиональных сертификатов (например, ACCA и CFA). Такой подход позволяет значительно расширить диапазон потенциальных сотрудников: чтобы стать финансовым консультантом, не обязательно учиться 6 лет на финансовом факультете МГУ, вполне можно быть нейробиологом или специалистом по испанской литературе. Такие случаи не то чтобы иногда встречаются – они повсеместны! Кроме того, система выстроена так, что при соблюдении правил контроля несложно отследить ошибки и скорректировать направление анализа, так что боссы не боятся допускать «малышей» до серьезной работы.
Стоит отметить замечательную систему коучинга в Четверке. С первого дня к каждому сотруднику прикрепляется коуч (или менеджер по развитию), который помогает формулировать личные цели, средства их достижения, отслеживает прогресс в течение года, а также общается с коллегами, чтобы получить полную картину о человеке. Каждый год совет старейшин оценивает сотрудников по специальной шкале, сравнивает их друг с другом и выносит решения о годовых бонусах и повышениях, в том числе учитывая личные цели и план развития каждого отдельного человека, разработанные совместно с коучем. Частенько простой человеческий фактор мешает работе этой системы, но ее наличие – это несомненный плюс! Ведь согласитесь, удобно работать в компании, в которой более или менее понятно, что от тебя требуется и когда тебя повысят.
Еще одним жирным плюсом системы является возможность ротации (как постоянной, так и временной) между отделами, городами и странами, поскольку Четверка занимается огроооооомным спектром услуг по всем миру. Серьезно, даже я не смогу перечислить все существующие отделы. Такие телодвижения помогают быстрее распространять знания и новые услуги, а сотрудники имеют возможность продвигаться по карьерной лестнице, когда, например, получают новые знания за рубежом и привозят их на родину.
Обратной стороной медали устоявшейся системы, конечно же, является отсутствие гибкости. Четверка старается пропагандировать адаптивность к конкретной ситуации, холистический подход к проблемам клиентов, но это всегда упирается в какие-то рамки. Ярче всего проблема системности наблюдается в попытках борьбы за свободное время сотрудников и введении программ по flexible working, а также в программе по сокращению gender pay gap, которая достаточно остро стоит в отрасли
Формально дресс-код отсутствует, но вас попросту не возьмут на встречу с клиентом, если вы не одеваетесь «соответствующе».
К сожалению, как и принципы свободной экономики в России, такие нововведения пока не принимаются широкой массой боссов старшего поколения. В каких-то случаях это объясняется естественным консерватизмом и инертностью людей, а в каких-то – неготовностью системы в целом к большим структурным сдвигам. Но вода медленно точит камень, отдельные люди берут на себя бремя прогресса и, как говорится, будем надеяться, что наши внуки будут жить в лучшем мире.
Другой простой пример системности – дресс-код. Формально он отсутствует, но вас попросту не возьмут на встречу с клиентом, если вы не одеваетесь «соответствующе». Еще пять лет назад я бы сказала, что это естественно. Но после нескольких лет жизни в Лондоне для меня странно, что внешний вид человека все еще имеет хоть какое-то значение. Конечно же стоит понимать, что бизнес-сфере Лондона, не говоря уже о других городах и странах, еще очень далеко до свободомыслящего Шордича, пусть даже на карте они друг от друга в двух шагах.
Стоит упомянуть об еще одном одновременно и плюсе, и минусе большой корпорации. На более поздних этапах карьеры у каждого сотрудника есть возможность развивать новые услуги, самостоятельно строить и поддерживать отношения с отдельными клиентами, заниматься как важной клиентской работой, так и иметь интересные социальные нагрузки. В теории, можно выбрать себе занятие на любой вкус и амбиции и быть, например, лидером по diversity and inclusiveness в странах Центральной и Восточной Европы, руководить волонтерами в огромном количестве фондов Четверки, заниматься лекциями для школьников, помогать трудоустройству безработных. К сожалению, не все активности оцениваются руководством одинаково высоко и, бывает, даже препятствуют продвижению карьеры, если не относятся напрямую к генерации выручки. В данном случае, это скорее возможность самореализации для сотрудников, готовых сбавить несколько оборотов во всеобщей гонке амбиций.
О Первом Правиле Бойцовского Клуба: Fake it until you make it
Если вы собираетесь в консалтинг, но никогда не слышали о таком правиле (или надеетесь, что на самом деле все, конечно же, не так), у меня для вас плохие новости. Независимо от страны, чтобы преуспеть в консалтинге, супер важно выглядеть солидно, успешно и уверенно. С одной стороны, очень здорово носить запонки, красивые строгие платья, работать в обществе мужчин в дорогих, сшитых на заказ костюмах и ходить на встречи с «большими» людьми. Но, пресвятой Гордон Гекко, как же часто я видела, как коллеги теряют голову (и прежде всего лицо), пытаясь показать, что они больше, чем есть на самом деле. Это касается не только внешнего вида как такового, но и необходимости внешне демонстрировать свои достижения, успешные проекты, полезные для бизнеса контакты. Если вы думаете об этой карьере, вам стоит очень серьезно разобраться в своих мотивациях, понять, что движет вашими амбициями и подумать, подходит ли вам такой стиль работы. Иначе возможно придется притворяться и переживать из-за этого, а стресса в консультантской жизни и без этого хватает.
О стрессе в Большой Четверке
Помните, как во время выпускных экзаменов в школе кто-то обязательно говорил, что это самое страшное время, скорее бы мы все выпустились и начали взрослую свободную жизнь? Позднее примерно те же чувства одолевали нас на пятом / шестом году учебы в вузе. К сожалению, для тех кто приходит работать в Четверку, эта гонка не заканчивается никогда. Стресс и дедлайны становятся частью ежедневной работы.
Динамика проектов такова, что нужно соображать очень быстро, впитывать огромные массивы данных ежедневно, работать много и спать мало.
В моем потоке свои резюме на работу направили около 450 человек, а в итоге в наш отдел взяли только четверых. Такой жесткий отбор накладывает свой отпечаток и создает фундамент для ощущения того, что тебя могут в любой момент заменить. Я вообще-то была большая молодец и в школе, и в университете, и не испытывала никаких проблем со стрессом и дэдлайнами. Но на протяжение первых двух лет в Четверке, несмотря на крутость и интересность работы, меня не покидало ощущение того, что мир может разрушиться в любую секунду, а меня вот-вот уволят. На самом деле, это конечно же не так, но динамика проектов такова, что нужно соображать очень быстро, впитывать огромные массивы данных ежедневно, работать много и спать мало. Иногда, конечно же, случаются ошибки и конфликты.
Как говорила одна моя коллега, важно научиться принять тот факт, что и сегодня, и завтра на моем пути будут ленивые сотрудники, грубые клиенты и их нерешаемые проблемы, за которые они не готовы платить. Самый важный навык, приобретаемый в Четверке, – это иммунитет к потоку проблем, которые выливаются на человека со всех сторон. Они могут или медленно убивать, как бессмертная Лернейская Гидра, или делать нас сильнее. Нужно только представить, что ежедневное отрезание голов Гидры – это всего лишь часть рутинной работы. Ничего страшного, если вам не удастся убить ее насовсем.
Стресс ежедневной работы иногда усугубляется искусственной внутренней конкуренцией, а частенько и ситуациями, когда старшие коллеги не справляются со своим стрессом и «спускают» его на команду. В связи со спецификой работы, в Четверке принято создавать атмосферу круговой поруки и всеобщей ответственности за результат, поэтому иногда рамки ответственности размываются, и младший сотрудник может оказаться крайним, например, за превышение бюджета.
…Я сдалась и начала регулярно пить кофе где-то через полгода работы, хотя до этого никогда его не пила, даже во время экзаменов в университете. На третьем году я стала регулярно пить легкие успокоительные, а на пятом году в случайной беседе с коллегами выяснилось, что почти все регулярно употребляют более сильные рецептурные средства. Мне всегда казалось, что мой стресс – это проявление слабости. Сегодня я уверена, что к сожалению, у любого организма есть предел возможностей, и мне стоило бы прислушаться к моему немного раньше.
Ну и о самом главном: сколько платят в Большой Четверке
«Ооооо, да ты из этих, толстеньких котов!» (Это такой намек на банкиров, которые сотворили финансовый кризис в 2008), – сказал мне фотограф Стьюарт Франклин при знакомстве. «Даааа, много ты работаешь… зато хотя бы зарабатываешь…», – с нескрываемой завистью жалуется на свою жизнь мой знакомый гитарист. Если бы я получала £1000 каждый раз, когда мне это говорят, может быть, накопила бы депозит на ипотеку, а то что-то все никак не получается. Обидно, товарищи! Если уж я решила посвятить свою жизнь карьере вселенского зла, то хорошо бы было зарабатывать так, чтобы ездить на ягуаре, в мехах и с золотой цепью, а слезы от несправедливости капитализма утирать стодолларовыми купюрами. Увы, на самом деле первые 3-5 лет в консалтинге зарплата в час не намного больше прожиточного минимума, и только после 5-7 лет работы достигает субъективно комфортного уровня.
В Великобритании переработки не оплачиваются и считаются нормой, поэтому в пересчете на час работы зарплата выходит небольшой.
Нужно понимать, что, например, в Великобритании переработки не оплачиваются и считаются нормой, поэтому в пересчете на час работы зарплата выходит небольшой. Пример для визуализации: если бы бариста в известных кофейнях работали в среднем столько же, то получали бы всего на 30% меньше консультанта Четверки второго/третьего года. Можно поспорить о том, что карьерные перспективы у консультанта получше, но это субъективно и зависит от амбиций каждого. Важно понимать, что хоть лестница в Четверке и условно-прозрачная и структурированная, существует огромное количество факторов (человеческих и не очень), которые могут сделать рост отдельного человека как феноменальным, так и болезненно медленным.
Немного статистики о зарплате: в 2017 году Четверка в сумме заработала $134 млрд. Учитывая, что ради этого по всему миру радостно трудятся 945 тыс. человек, выходит $142 тыс. в год на человека (или около $12 тыс. в месяц). Судя по разным годовым отчетам, зарплата и бонусы составляют около 30-40% от выручки, а значит среднестатистический четверышник в вакууме получает около $3,6-4.5 тыс в месяц. До вычета налогов. Конечно, это средний показатель по миру, и что самое главное, средний между партнерами и простыми смертными всех категорий, включая сопровождающий персонал. Думаю не стоит упоминать, что разница между «небом» и «землей» в Четверке очень большая. Если глубже порыться в годовых отчетах компаний и на glassdoor, можно получить более ясное представление о зарплатах разных уровней в конкретной компании и стране.
Почему я ушла из Большой Четверки
Если коротко, то ушла я из Четверки потому же, почему уходят с любой другой работы или от нелюбимого больше человека. Когда-то все было очень хорошо, но мы устали друг от друга и устали пытаться это исправить. Работа в Четверке – это правда круто и интересно. Стоит только помнить, что здоровье, друзей и семью очень сложно купить в принципе, а тем более на консультантскую зарплату. Однако, глядя на большое количество довольных боссов, проводящих десятилетия в Четверке, я понимаю, что ко всем минусам консультантской жизни можно адаптироваться, а плюсы иногда очень даже жирные и приятные. Я совсем не хочу сказать: «Посмотрите на меня! Не ходите в Большую Четверку!». Совсем наоборот. Советую просто очень хорошо понимать, зачем вы это делаете, и чем готовы за это заплатить.
Еще больше полезных текстов о работе и карьере в телеграм-канале Smart&Abroad. А также в канале нашего проекта ZIMA Magazine.
Кто-нибудь работает в «Большой четверке» аудиторских компаний? Зайдите, пожалуйста.
Совсем скоро войду, в ваши ряды, хотелось бы у вас разузнать, нравтся ли вам там работать, какие з/п? На первой ступеньке сколько вы получали в среднем? И вообще расскажите побольше, каких там любят …
Катрин просто видимо выгнали оттуда с позором, вот и обсирает четверку уже во второй теме.
Лили, если это консалтинг, то английский должен быть на очень высоком уровень,потому что постоянно надо звонить и разговаривать с зарубежными офисами, с иностранными клиентами,писать отчеты на англйиском, читать много соглашений и договоров на английском. да и вообще в компании работает много высокопоставленных иностранных сотрудников, которые не говорят по русски поэтому основным языком компании является английский и вся переписка в основном тоже на английсклм. Делайте выводы
Живу в Калининграде, закончил универ с красным, работал в форекс конторах на саппорте в основном на англ. языке, т.е. изъясниться смогу но не на высоком уровне, ездил в Москву сдавал на аттестат фсфр.. опыта получается не так много. сейчас стоит делема, уходить в органы в финансовый отдел, там сразу и офицера обещают дать и должность высокая, или все таки бросить эту затею и попробовать себя в 4ке, есть ли шанс что с таким опытом возьмут. и стоит ли туда так рваться? з.п. думаю серьезно отличаются, сколько можно получать в 4ке первое время?
Здравствуйте, скажите пожалуйста, возможно ли устроиться в большую четверку без знания английского? Образование — мех-мат МГУ
Был там на собеседовании, отлично сдал логику, но английский так себе. Первые впечатления были больше негативными. Офис тесный, рабочие места расположены так, что человек весь день сидит лицом к стенке. Зам. генеральннного сидит в каком-то маленьком, узком кабинетике возле ресепшина, как на проходной. Работает в основном молодежь. Процентов 70 девушки. Смотрят голодными глазами. Назвал свою цифру по зарплате на вором собеседовании, усомнились не много ли я хочу, по рынку и по квалификации. По рынку зп нормальная. Вот и получилось так,что офис отвратительный, требования высокие, а зп низкая.
В IT на нашем рынке показались не конкурентоспобными.
В четверку берут всех, кто более менее соображает. в основном смотрят где ты учился (как и на кого не имеет значения), например в Делойт берут соискателей с техническим образованием.
Проработав в аудите в биг4 год, поняла что надо валить. Ничего хорошего там нет. все мило улыбаются, за спиной разводят грязь. Каждые пол года раунд тейбл с обсуждением ассистентов. Вот тут вас польют грязью как только могут. Любят только тех кто подлизывается и тех кто без проблем может идти по головам. Это конечно не самое плохое качество, как никак может пригодиться в жизни, но как это делаю в 4, не делают нигде.
Еще заставят сдавать АССА. полезно, конечно, но! когда будете увольняться вам выставят счет и не маленький. Доходило до того что за обучение нужно было выплатить компании 90к, при зарплате в 50-60к. (но есть плюс: если год не ходить на тренинги по АССА, долг за них списывается) т.е можно сдавать экзамены не проходя тренинги, каждый экзамен стоит порядка 70-100 фунтов.
Уровень английского падает. несмотря на большое количество экспатов и переписки на англ, пульзуетесь вы только ограниченный количеством фраз.
Еще один минус: если идете в ресурсы- постоянные командировки и довольно продолжительные (первое время прикольно, потом будет сидеть по среди горла(, в банках попроще, почти все в Москве и вы исколесите ее вдоль и поперек, причем на метро и пешком, или такси(но это уже за свой счет).
Работать будете в диких условиях: клиенты предоставляют комнаты без окон и кондиционеров, маленькие. команда 6 человек, а комната максинум на 4, и то, через часа 2 в ней можно задохнуться))))
ну как-то так) опыт я получила не плохой, и то только потому что сама сидела и разбиралась. а так, существенных плюсов от биг4 я не заметила. одни разочарования, стрессы и нервные срывы.