Подросток до скольки лет считается?
В такой форме поисковый запрос. То есть до скольки лет человек считается подростком?
В разных интернет-источниках указывают разные цифры. Например, от 11 до 15 лет или с 12 до 17 лет. И это понятно, ведь у кого-то подростковый период начинается раньше, у кого-то позже. К тому же имеет значение и пол ребенка. Девочки вступают в подростковый период раньше мальчиков.
Вот на заметку таблица возрастных периодов, но естественно приведенные в ней данные являются усредненными.
Подростковый возраст бывает разный, поэтому, ранний подростковый возраст это от 10 до 14 лет, поздний подростковый возраст это от 15 до 19 лет, ну и подростки, это лица от 10 до 19 лет.
Принято считать, что у каждого человека, есть свой период подросткового возраста. А если быть точнее в годах, как показано на практике, то подростковый возраст начинает с 12 и до 17 лет.
Сейчас всё происходит значительно быстрее, чем написано в умных книжках. Подростковый возраст, то бишь переходный от малолетия к несовершеннолетию, начинается у многих детей в 10-11 лет.
Не у всех это происходит, но уже к 12-13 годам можно точно и уверенно называть ребёнка подростком.
По правилам, как принято считать, подросток остается подростком до 16 лет. Далее его называют юношей. После 18 уже пошел возраст мужчины. Но есть одно большое НО.
Иногда и довольно часто попадаются молодые люди совершенно не подходящие под слово юноша и тем более мужчина. Юноша, а уже и в дальнейшем мужчина это внутреннее состояние, а не внешнее или относящееся к возрасту. Главное стать мужчиной внутри, тогда и другие это увидят.
Есть мужчины с детства, а есть подростки до 30 лет. Все это конечно условно по наличию некоторых качеств, как у мужчин, так и у женщин.
Если отвечать на вопрос прямо, то подростком человека можно считать лет так до 18. Все же 18 лет это самый оптимальный возраст, чтобы становиться взрослым.
Переходный возраст: чего стоит и не стоит бояться?
Постоянный спикер «Родительского университета» Елена Кузина — автор программы МГИМО «Коучинг для деловой среды» и психолог-методолог проекта ГЕРОИ — объяснила родителям и учителям, почему одно только определение «переходный возраст» вызывает целую гамму чувств. Мы знаем, что это сложно, приблизительно знаем, с какими трудностями нам предстоит столкнуться, но что в действительности должно нас настораживать? Какие признаки в переходном возрасте требуют нашего немедленного вмешательства, а какие являются нормой, — разбираемся вместе со специалистом.
« Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Кто виноват?
- он перестал учиться;
- он забросил прежние увлечения;
- он дерзит, хамит;
- он целый день сидит в телефоне, компьютере;
- у него опасная компания;
- он стал странным.
Нейропсихологи, психиатры, эндокринологи утверждают, что гормональная перестройка организма, которая происходит в пубертатный период, в действительности просто не может не повлиять на поведение человека. И это вполне объяснимо. Простой пример: вспомните себя во время тяжелой болезни с высокой температурой, осложнениями, сильным кашлем. Ну а женщинам и вовсе знакомо это состояние — в определенные периоды настроение может меняться молниеносно из-за всплеска гормонов.
«Не дожидайтесь, когда ребенок окончательно съедет с катушек. Бейте тревогу, как только услышали тревожные звоночки».
Яркие цвета, чрезмерный пирсинг — все это говорит о самовыражении. Но если на эти проявления сделан большой акцент, значит внутри накопилось сильнейшее внутреннее напряжение. В этом и есть суть подросткового бунта. Поэтому на вопрос: «Почему ты бросил учебу?» ребенок зачастую отвечает: «Я не хочу».
А если ребенок ничего не может и не хочет, присмотритесь повнимательнее — возможно, у него настоящая депрессия. Это означает, что у него не просто отсутствует желание учиться, а в действительности пропадает интерес к жизни, уходит энергия, силы и здоровье — психическое и физическое.
Конечно, важно вовремя обратиться к специалистам: психологам, эндокринологам, психиатрам. Врачи могут порекомендовать витаминные комплексы и другие препараты для поддержания функций организма и облегчения депрессивных симптомов. Возможно, в каких-то случаях лучше обойтись без медикаментозного лечения, — но без советов профессиональных медиков обойтись вряд ли получится.
В 12-14 лет подросток перестает прислушиваться к родителям, теряет доверие к авторитетам. И тут важно найти взрослых людей, мнение которых станет для него приоритетным, и попытаться создать безопасное пространство дома.
Дело, кстати, может быть и в генетике — возможно, кто-то в семье был странным, вел себя неадекватно происходящему. Ядро характера действительно может сыграть злую шутку: вдруг оказывается, что отец ребенка уже много лет ленится и не может найти себе работу.
Еще один тревожный компонент, который уже напрямую касается поведения родителей, — излишний контроль со стороны взрослых, стертые детские границы, завышенные ожидания от ребенка.
А вот изменения в поведении, образе жизни и режиме дня, которые сопровождаются перевозбуждением, раздражением и сонливостью, могут говорить о проблемах со здоровьем и о побочных эффектах от наркотиков.
«Не думайте, что наркотики — это что-то далекое. Такова наша реальность — в любом дворе сейчас можно найти закладку».
Что делать?
Плохо: «Опять играешь в свой Minecraft?! Что за ересь!»
Хорошо: «О, ты играешь в Minecraft? Здорово! Что там новенького?»
Относитесь внимательнее к тому, во что играет, чем интересуется ребенок. Проявляйте к нему дружелюбие, живой интерес и неподдельное любопытство. Примите его со всеми странностями, увлечениями, заморочками, оставьте в прошлом оценочное мнение. В конце концов, безусловная любовь творит чудеса — убедитесь в этом сами.
Плохо: «Ты посмотри, снова двойка по алгебре! Второй раз за месяц! А мы с отцом столько сил, столько денег на тебя тратим. Вырастили бездаря! Да-а-а, не ожидала я от тебя такого!»
Хорошо: «Ну что поделать, двойка так двойка. Давай будем думать, как исправить. Я тебе помогу, не волнуйся.»
Дети не обязаны быть такими, как хочется нам. Сын или дочь не виноваты в том, что родители хотят пристроить их в физико-математический, а им больше нравится рисовать. Будьте честны со своими детьми и самими собой — не тратьте энергию на глупые разбирательства. Лучше помогите ребенку исправить ситуацию. И совет вдогонку — если подросток не просит помощи или отказывается от нее, то, наоборот, не влезайте. Отстранитесь, но с теплом и любовью объясните, что вы всегда где-то рядом, чтобы в случае чего прийти на помощь.
И родители, и учителя для подростка — своеобразные живые тренажеры. Он может хамить, дерзить и проверять вас на прочность, ждать, каким будет фидбек. Договоритесь с ним, как именно он хочет получать замечания (потому что они все равно будут!): «Если ты хочешь получить от меня ответ, давай договоримся, в какой он будет форме».
«Родительская агрессия и обесценивание детских интересов приводят к увеличению дистанции в отношениях с ребенком».
Подросток — это какой возраст? Физиологические и психологические особенности подросткового возраста
Довольно часто поведение и поступки ребенка взрослые оправдывают фразой: «Он же подросток». «Это какой возраст?» — подобный вопрос возникает у всех, кто сталкивается со сложностями в общении с детьми. Действительно, кого можно считать подростком? Бунтующего против всего на свете 16-летнего «недоросля»? Или же 11-летнего ребенка, отстаивающего свое право гулять с друзьями допоздна?
Каждому родителю необходимо знать, с чем именно он сталкивается. Со сложностями, вызванными взрослением, перестройкой организма или же с самым обычным хулиганством. Разобраться в этих нюансах необходимо для того, чтобы правильно выстроить свое поведение в отношении поступков ребенка. Не лишним будет знать, что именно подразумевается в психологии под понятием «подростковый возраст».
Что это такое?
Еще в начале прошлого столетия слово «подросток» почти не употреблялось, люди обычно говорили «отрок». Однако после революции это слово старались не произносить из-за того, что от него веяло ушедшим прошлым. Сейчас же «отрок» ассоциируется с религией, речами священников, а в обиходе употребляется «подросток» и английский синоним «тинейджер».
Научное понятие «подростковый возраст» появилось в конце XIX столетия. Случилось это во многом из-за проявления интереса к проблемам юности со стороны писателей, философов, мыслителей того времени. Например, Достоевский в своем романе «Подросток» описывает характерные для юности проблемы ничуть не хуже, чем это делают психологи.
Что же это такое? Согласно научному определению, это специфический возрастной период в жизни человека. Он является переходным между детством и взрослой жизнью. Соответственно, и характеризуется множеством изменений, происходящих как в физиологии, так и в сознании человека.
Когда начинается и заканчивается?
Подросток — это какой возраст? Современная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. На то, какими будут рамки, ограничивающие этот период, влияют следующие факторы:
- страна или же регион, в котором живет ребенок;
- национальность и пол;
- культурные особенности;
- социальные условия.
В общем же, максимальные рамки подросткового периода – это возраст от 10 до 19 лет. Разумеется, далеко не каждый человек на пороге двадцатилетия является подростком, и не каждый ребенок начинает взрослеть с десятого года жизни. В среднем же подростком считается человек, находящийся в возрасте от 12 до 17 лет. Однако то, с какого возраста ребенок считается подростком, зависит от индивидуальных особенностей его развития.
Как разделяют период взросления?
Что же касается разделения периода взросления на отдельные этапы, то Организацией объединенных наций принята такая классификация:
- ранний – от 10 до 14;
- поздний – от 14 до 19.
Именно такого разделения придерживаются в большинстве стран, и оно является общепринятым, международным.
Разумеется, имеются и иные варианты разделения взросления на отдельные этапы. Например, в Советском Союзе считалось, что младший подростковый период – это 12-14 лет, а поздний – 15-17.
Что происходит в психологии тинейджеров? Главные особенности
Психологические особенности подростков неразрывно связаны с изменениями, происходящими в их теле и сознании. Это крайне противоречивое время, наполненное быстро происходящими переменами, с которыми вчерашние дети не всегда могут справиться.
Главные особенности психологии в этом возрасте соотносятся со взрослостью. Это тенденция к ней и ее чувство. Принято считать, что для тинейджеров младшего возраста характерно наличие тенденции к взрослению. Для тех, кто постарше, соответственно, свойственно чувство, ощущение собственной взрослости.
Именно от того, что ощущает подросток, и зависит его поведение, манера разговаривать, поступки.
Тенденция к взрослению — что это?
Первая главная особенность психологии тинейджера – это тенденция ко взрослости. Что это означает? То, что подросток хочет быть взрослым и стремится продемонстрировать это всеми возможными средствами.
Именно при наличии тенденции, но при отсутствии осознания, ощущения взрослости тинейджеры начинают грубить, нарушать установленные правила и в целом бунтовать. Для этого психологического этапа характерно осознание прав на что-либо при полном отсутствии чувства ответственности.
Чувство взрослости: чем оно характеризуется?
Когда взрослые задаются вопросом: «Подросток — это какой возраст?» — то, как правило, они просто хотят узнать, когда же их ребенок успокоится и вновь станет милым, добрым и хорошим. Однако тинейджеры перестают хулиганить и грубить вовсе не тогда, когда заканчивается переходный возраст, а в тот момент, когда в их сознании тенденция к взрослению меняет на ощущение. То есть как только к подростку приходит чувство взрослости, его поведение кардинально меняется.
Чем характеризуется это чувство? В первую очередь, осознанием ответственности за собственные поступки и слова. Во вторую очередь появляется понимание ценности вещей и значения денег. Тинейджеры уже не стремятся просто хулиганить и бунтовать против существующих правил, они пытаются подработать, сэкономить карманные деньги для приобретения чего-либо. Также они более последовательны в своих пожеланиях, высказываемых родителям в отношении подарков к праздникам.
Во сколько лет дети становятся подростками, имеющими чувство взрослости, а не тенденцию к ней? Ответа на этот вопрос не существует. Развитие личности протекает индивидуально и во многом зависит от того, в каких условиях живет ребенок.
Как меняется физиология?
Подростки 12-16 лет по-разному не только ведут себя, но и выглядят. Что же происходит в их организме? Тело начинает взрослеть, меняться точно так же, как и сознание. Некоторые изменения проходят постепенно, другие же словно появляются из ниоткуда, пугая тинейджеров.
В переходном периоде начинается и заканчивается половое созревание. В это время у девочек начинаются месячные, и устанавливается менструальный цикл. У юношей возникают поллюции, случается самопроизвольная эрекция. Конечно же, появляются и вторичные половые признаки.
Помимо изменений, связанных с репродуктивной системой, идут и другие процессы. Меняется голос, появляются волосы на теле. Внутри организма устанавливается новый гормональный баланс, меняется и обмен веществ. Физиологические особенности подростков заключаются в том, что в их телах одновременно проходит большое количество различных процессов, что может негативно отразиться на функциональности внутренних органов. К примеру, может нарушиться сердечный ритм, периодически наблюдаться расстройство кишечника или же почечная дисфункция. Однако наиболее часто встречается нарушение жирового обмена, из-за чего волосы становятся сальными, а лицо покрывается угрями.
Но при наличии наследственной склонности к серьезным заболеваниям в переходном возрасте следует проявлять повышенную осторожность и регулярно проходить медицинские осмотры.
Каковы особенности психического развития в переходном возрасте?
Подросток — это какой возраст с точки зрения психического развития? В чем его важность? К сожалению, многие родители не осознают того, что в переходном возрасте формируется не только мужское или же женское естество, но и психика человека.
Психологи выделяют три ключевые, главные характеристики переходного периода:
- социальное развитие;
- деятельность;
- новообразования.
Под социальным развитием в этом возрастном периоде понимается в первую очередь общение со сверстниками. Если в детстве у человека в приоритете было мнение родителей, бабушек и дедушек, педагогов, то в отрочестве ситуация меняется. Наиболее важное значение в этом возрасте имеет мнение сверстников и ребят немного постарше. Именно их одобрения ищет тинейджер.
Что понимается под деятельностью? Психологические процессы, происходящие при повседневных занятиях. Например, в школе тинейджер сравнивает себя с другими, у него формируется представление о собственной личности. Осваивая какой-либо предмет, подросток оценивает его уже не на уровне интереса, а с позиции того, готов он этим заниматься или нет.
Новообразования – это все те психические процессы, которые не были свойственны ребенку, но появились в сознании тинейджера. То есть к ним следует отнести как интерес к противоположному полу, так и понимание ценности вещей, денег.
Подростковые страхи
Специфические страхи – это тоже возрастные особенности. В старшем подростковом возрасте дети, как правило, боятся следующего:
- не быть собой;
- неудач, провалов, казусов;
- наказаний и осуждения со стороны сверстников;
- физического несовершенства или же уродства;
- одиночества;
- отсутствия перспектив и возможностей для самореализации.
Каждый из этих страхов в той или иной степени присущ всем тинейджерам. Задача родителей заключается не в том, чтобы разубедить подростка, а в том, чтобы не зафиксировать его внимание на конкретном переживании, не превратить юношеский страх в фобию.
Достаточно парадоксально то, что на этапе младшего подросткового периода, тинейджеры почти не испытывают страха перед самостоятельной жизнью, а, наоборот, всячески стремятся к ней. Однако как только тенденция к взрослости меняется на ее чувство, этот страх тут же возникает.
Тинейджеры – это уже не дети, но и взрослыми их считать тоже нельзя. Это утверждение справедливо как в отношении психики, так и в вопросах физиологии и социальных навыков.
Подростковый возраст. Взгляд психолога на проблему взросления.
Подростковый возраст как период детства был выделен сравнительно недавно. Раньше были дети и взрослые. Ребенок воспринимался как ущербный недоделанный маленький взрослый и не имел право голоса. Взрослые старались как можно быстрее переделать ребенка по своему образу и подобию и отправить в жизнь. Как только наступал период полового созревания (появления вторичных половых признаков) для ребенка проводился обряд инициации и после этого ребенок считался взрослым, и к нему предъявлялись соответствующие требования. В каждой культуре были свои обряды инициации, свои ритуалы взросления. Суть их общая – сегодня ты ребенок, завтра – ты взрослый, и поступай как взрослый. Ни каких поблажек на молодость и неопытность.
Молодому тринадцатилетнему человеку из прошлого, чтобы ощущать себя взрослым нужно всего лишь пройти обряд инициации, усвоить правила семьи и четко следовать семейным традициям.
Современные тинэйджеры лишены таких четких ориентиров.
Судите сами – паспорт дается в четырнадцать лет, но возможность работать и голосовать подростки с паспортом не получают. В восемнадцать лет появляется право голоса, но некоторые взрослые «удовольствия» доступны с двадцати одного года.
Взрослый мир транслирует подросткам с одной стороны снисходительность к проступкам (смягчение наказания, условное наказание), с другой стороны, у подростков нет возможности проявлять самостоятельность и выбор: жесткая структура школьного образования, маленькая вариативность школьных образовательных программ, нет возможности самостоятельно зарабатывать деньги. Вот подростки сами для себя решают с какого возраста считать себя взрослым, да и критерии взрослости сами для себя выбирают. И проверяют их действенность, истинность в референтных группах.
Понимание особенностей подросткового возраста, осознание некоторых стереотипов и мифов о подростковом возрасте поможет нам, взрослым, выстраивать теплые и доверительные отношения с взрослеющими детьми.
Чем же современные подростки отличаются от нас, взрослых людей?
Во-первых, тот известный гормональный бум. Половое созревание сопровождается интенсивной работой эндокринной системы. Подростки становятся очень эмоционально лабильными и в тоже время ригидными. Что это значит?
Градус эмоциональности тинэйджера гораздо выше чем у взрослого. Подросток может ощущать себя счастливым в 3 раза чаще чем взрослый, но и несчастным может чувствовать себя в 5 раз чаще.
В тоже время при высокой эмоциональности очень слабая переключаемость. Подросток может сильно страдать из-за проблемы, ощущать себя глубоко несчастным, но решиться на изменения ему трудно. Нет на это энергии, сил. В таких ситуациях тинэйджерам нужна помощь другого человека.
Другая особенность подростков – личностная незрелость, выражающаяся в так называемом кризисе самоидентичности. Суть кризиса подросткового периода – это прежде всего поиск ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?», «Чего Я хочу?», «Куда Я иду?», «Что мне можно, а что – нельзя?»
Общий смысл этих вопросов можно выразить словами известного литературного героя: «Кто я, тварь дрожащая или право имею?!»
Механизмы проявления этого кризиса нам хорошо знакомы. Это вызов, отрицание общепринятых правил, традиций и проверка границ дозволенного. А так же подражание, уподобление какому-нибудь персонажу, известному медийному лицу, литературному герою, киногерою, соседу дяде Васе и др.
И третья особенность подростков – ощущение эмоции страха. Можно сказать, что тинейджеры практически страх не ощущают. Чувство безопасности у них понижено. Они не озабочены проблемами безопасности. Поэтому подростки могут без страха стоять на парапете крыши, заниматься паркуром, «зацепингом», влезать во всевозможные жуткие места, перебегать перед бегущим транспортом.
Так, среди подростков бытует миф, что «наркотик не может сломить сильную личность». И если подросток не найдет другого способа проверить сильная ли он личность, то он может попробовать и наркотики.
Пока курят взрослые, курение среди подростков будет по-прежнему распространяться. Логика мышления курящего подростка очевидна. «Курение вредно для здоровья, но взрослые курят. Значит курить вредно только детям. Я-то не ребенок. Я уже взрослый и могу курить».
Подростки курят. Не знаю, что говорит официальная статистика, но пройдите мимо школ и колледжей. Всюду за углом стоят группки курящих подростков. Пятьдесят процентов повзрослев отказываются от этой вредной привычки, пятьдесят процентов продолжают курить.
Это одна из ошибок родителей, когда они из тревоги и страхов устанавливают запрещающие правила и границы. Обычно это только вызывает у подростка желание проверить, бросить вызов устойчивым традициям и правилам.
Ищите. Думайте. Экспериментируйте.
Осознавайте, что для вас есть взрослеющий ребенок. Как вы понимаете, что степень его свободы надо увеличить, а степень контроля уменьшить.
Для родителей подростков главный ресурс – осознанность, доверие, принятие чувств своего ребенка.
А если Вам нужна помощь. Звоните, пишите. Лучше пишите в ВКонтакте или WhatsApp +79032914232