Право собственности как основа осуществления предпринимательской деятельности
Перейти к содержимому

Право собственности как основа осуществления предпринимательской деятельности

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВЕДЕНИЯ ПРЕДПР.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом".

В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ, а муниципальной собственности — муниципальные образования. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Документом, подтверждающим право собственности, является соответствующий реестр. Действующим законодательством отрегулирован порядок управления государственной собственностью. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Согласно ст. 114 п. "г" Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Минэкономразвития Осуществляет функции по контролю за использованием федерального имущества по назначению, его сохранностью, ведет учет федеральной собственности в Реестре.

Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Раскрывая содержание права собственности, ГК РФ в ст. 209 отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом".

Классическое определение права собственности было дано академиком А.В. Венедиктовым*(525) как "право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе". Именно в сочетании своей власти и своего интереса заключается специфическое отличие права собственности от других — как вещных, так и обязательственных — прав на те же объекты. Например, арендатор использует имущество в своем интересе, но использует его властью, полученной от собственника. Отдельные правомочия являются средством осуществления собственником его права собственности. Собственник должен обладать этими правомочиями, чтобы присвоить средства и продукты производства.

Общие положения о праве собственности, основания приобретения, прекращения права собственности закреплены в ГК РФ. Положения о реализации права собственности при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности развиты и детализированы в многочисленных законодательных и подзаконных актах.

В соответствии со ст. 8 Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, прав владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют предпринимательскую деятельность.

Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее индивидуальным предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц является закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или смете у некоммерческих. Создавая филиалы и представительства, организации передают им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе структурного подразделения; при этом имущество остается собственностью юридического лица.

Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке. Существуют различные способы проведения оценки и разные виды стоимости. Выбор того или иного способа оценки зависит от целей ее проведения, вида имущества, стадии предпринимательской деятельности. Так, оценка имущества может проводиться в целях статистического наблюдения, для формирования бухгалтерской отчетности, при инвентаризации, для целей налогообложения, при переоценке, при выявлении ущерба, при страховании. Оценка имущества субъектом осуществляется на различных стадиях предпринимательской деятельности: при передаче на баланс, при продаже, при ликвидации организации*(526).

Имущество граждан-предпринимателей и организаций служит основой реализации ответственности по их обязательствам. Действующее законодательство установило правило полной имущественной ответственности. Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Правила об имущественной ответственности граждан, в том числе предпринимателей, закреплены ст. 24 ГК РФ: "Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством".

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а муниципальной собственности — муниципальные образования.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Разграничение государственной собственности. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта Российской Федерации. В ст. 214 ГК РФ оговорено, что разграничение государственной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. Единого федерального закона, устанавливающего основы разграничения публичной собственности в нашей стране не принято. В отношении отдельных объектов вопросы разграничения собственности решены в специальных законах. Для примера приведем Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"*(527).

До принятия единого федерального закона действует постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"*(528).

Этим постановлением определены следующие группы объектов:

1) объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. В данную группу включены объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти, управления и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства; прочие объекты. Их перечень приведен в Приложении 1 к постановлению;

2) объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации (Приложение 2). Постановлением установлены порядок принятия решений о передаче имущества и компетенция органов власти в этой сфере. Практика передачи объектов из федеральной собственности в собственность субъектов РФ получила широкое распространение*(529).

Порядок передачи объектов недвижимости определен постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 784 "О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов";

3) объекты, относящиеся к муниципальной собственности (Приложение 3);

4) объекты, не указанные в Приложениях 1-3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации. До момента определения соответствующего собственника они относятся к федеральной собственности. Объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут быть ими переданы в собственность входящих в их состав муниципальных образований.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр соответственно федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом служит перечень объектов.

Порядок составления и утверждения перечней объектов, оформления прав собственности установлен Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп. Данным актом утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и о порядке оформления прав собственности.

Во исполнение постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. субъектами РФ были приняты акты, регулирующие вопросы разграничения государственной собственности на своей территории. Кроме того, заключены Соглашения между Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении собственности и полномочий в рассматриваемой сфере. Для примера приведем Соглашение от 23 марта 1995 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия — Алания по вопросам собственности, Соглашение от 30 января 1996 г. N 5 между Правительством РФ и администрацией Краснодарского края о разграничении государственной собственности, Соглашение от 8 июня 1996 г. N 9 между Правительством РФ и администрацией Нижегородской области о разграничении государственной собственности и осуществлении полномочий по управлению федеральным имуществом на территории Нижегородской области.

Порядок управления государственной собственностью. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. До 1 января 1995 г. управление собственностью регламентировалось Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР"*(530). В настоящее время общего закона о собственности в стране нет и отношения, возникающие в ходе управления государственной и муниципальной собственностью, регулируются нормами ГК РФ. Однако, как уже отмечалось, указанным актом установлены лишь основные положения относительно понятия, содержания, оснований приобретения, прекращения и порядка защиты собственности. Реальные механизмы управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности, порядок их использования в предпринимательской деятельности определены в подзаконных нормативных актах.

В соответствии с п. "г" подп. 1 ст. 114 Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443*(531) и осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере имущественных отношений.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691*(532), Росимущество реализует, в частности, следующие полномочия:

— осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

— осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;

— осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;

— проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;

— организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества и др.

Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации Российский фонд федерального имущества*(533) является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, учитываются в Реестре федерального имущества*(534). Учет государственного имущества включает описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов. Государственные органы ведут учет государственного имущества на документированной основе с регистрацией объектов в реестре. Рассмотрим порядок документированного учета.

Для учета государственного имущества, находящегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, юридическое лицо (заявитель) представляет в соответствующий территориальный орган Росимущества или в орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ заявление на получение Свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета, прилагая к заявлению необходимые документы. Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается реестровый номер, а заявителю направляется свидетельство — не позднее пяти дней с даты его присвоения. Федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.

Реестр федерального имущества представляет собой федеральную информационную систему — совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных. Ведение государственной базы данных федерального имущества означает занесение в нее объектов учета и сведений о них, обновление данных об объектах учета и их исключение из указанной базы данных при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета. Сведения об объектах учета, исключаемые из базы данных, переносятся в архив.

Порядок ведения государственных баз данных федерального имущества утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В частности, такой порядок в отношении федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, которые зарегистрированы на территории России, утвержден распоряжением Мингосимущества РФ от 30 июля 1998 г. N 800-р*(535).

Для сопоставления реального наличия федерального имущества с данными реестра Росимущество проводит инвентаризацию объектов федерального имущества*(536).

Объекты федерального недвижимого имущества заносятся в базу данных инвентаризации*(537). К таким объектам принадлежат здания, строения и помещения федеральной собственности, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за государственными учреждениями и казенными предприятиями, а также находящиеся на балансе хозяйственных обществ и товариществ, но не вошедшие в их уставные капиталы, либо находящиеся в пользовании общественных объединений. Данные об имуществе для занесения в базу данных представляются балансодержателем по месту нахождения объектов. При смене балансодержателя объекта, изменении его технических характеристик и т.п. в базе данных проводится корректировка. При отчуждении объектов недвижимого имущества из федеральной собственности они удаляются из базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(538) права на государственное недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок оформления прав на это имущество детализирован в постановлении Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности"*(539). В частности, установлено, что:

а) при государственной регистрации права собственности РФ на недвижимое имущество от имени РФ выступает Росимущество;

б) заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления на недвижимое имущество подается организацией, за которой оно закреплено. При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Российская Федерация указывается как собственник имущества.

Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления федеральным государственным имуществом определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ*(540). Во исполнение задач, намеченных Концепцией (главная из них — повышение эффективности использования государственного имущества), приняты специальные нормативные акты и созданы специальные комиссии*(541).

Вопросы управления государственной собственностью в субъектах РФ определяются актами соответствующих государственных органов. Рассмотрим данный вопрос на примере города Москвы.

Уставом города Москвы*(542) определены: состав имущества города Москвы (ст. 20), объекты собственности города Москвы, не подлежащие отчуждению (ст. 21), объекты собственности муниципальных образований в городе Москве (ст. 22), основы разграничения собственности на территории города Москвы (ст. 23) и др.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 июня 2001 г. N 502-ПП*(543) в Москве создан и ведется Единый реестр собственности города Москвы, который представляет собой совокупность четырех составляющих:

— Реестр государственных унитарных, казенных предприятий Москвы;

— Реестр государственных учреждений Москвы;

— Реестр хозяйственных обществ, товариществ и некоммерческих организаций с участием Москвы;

— Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности Москвы.

Функциональным органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами собственности Москвы, межотраслевую координацию управления собственностью города, является Департамент имущества города Москвы. Положение о нем было утверждено постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 г. N 559-ПП*(544).

Для вовлечения государственного и муниципального имущества в хозяйственный оборот оно закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо передается в аренду или доверительное управление.

Право собственности как основа для осуществления предпринимательской деятельности

Юридическая специфика вещных прав состоит в том, что:

  • — они имеют абсолютный характер, отличающий их от относительных, обязательственных прав;
  • — все вещные права оформляют непосредственное отношение лица к вещи, дающее ему возможность использовать соответствующую вещь в своих интересах без участия иных лиц. В обязательственных отношениях управомоченное лицо может удовлетворить свой интерес лишь с помощью определенных действий обязанного лица (по передаче имущества, производству работ, оказанию услуг и т.д.);
  • — вещные права защищаются с помощью особых, вещно-правовых исков;
  • — их объектом могут служить только индивидуально-определенные вещи, а потому с гибелью соответствующей вещи автоматически прекращается и вещное право на нее.

Объектом же обязательственного права является поведение обязанного лица — должника, причем эта обязанность может переходить к другим лицам в порядке правопреемства.

Таким образом, вещные права имеют свой особый правовой режим, отличный от режима обязательственных прав. Разграничение вещных и обязательственных прав свойственно европейской континентальной, в том числе российской, правовой системе. Оно отсутствует в англо-американской системе права, где, например, в содержание прав собственника или “доверительного управляющего” (трасти) включаются правомочия не только вещного, но и обязательственно-правового характера.

По объектам, а также по содержанию и способам защиты вещные права отличаются также и от исключительных прав (абсолютных по своей юридической природе), оформляющих отношения “интеллектуальной собственности”.

Категорией вещных прав охватываются:

  • — право собственности — наиболее широкое по объему правомочий вещное право, предоставляющее управомоченному субъекту максимальные возможности использования принадлежащего ему имущества;
  • — иные, ограниченные (по сравнению с содержанием права собственности) вещные права.

Право собственности является основным, наиболее важным, но не единственным вещным правом.

Термин “собственность” нередко употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним, эквивалент понятий “имущество” или “вещи”, говоря, например, о “передаче собственности” или о “приобретении собственности”. В других случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении, а иногда, напротив, это понятие отождествляют с чисто юридической категорией — правом собственности. Отсюда ошибочное представление о том, что экономические отношения собственности всегда юридически оформляются только с помощью права собственности. Между тем в экономическом и юридическом понимании собственности имеются существенные различия.

Собственность — это, конечно, не вещи и не имущество. Это — определенное экономическое (фактическое) отношение, подвергаемое правовому оформлению. Экономическое отношение собственности:

  • а) состоит из отношения между людьми по поводу конкретного имущества (материальных благ). Оно заключается в том, что это имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать ему в этом;
  • б) включает также отношение лица к присвоенному имуществу (материальному благу, в том числе к вещи) как к своему собственному.

Право оформляет обе названные стороны экономических отношений собственности: и отношения между людьми по поводу имущества, давая владельцу возможности защиты от необоснованных посягательств иных лиц, и его отношение к присвоенному имуществу, определяя границы его дозволенного использования. В первом случае проявляется абсолютный характер вещных правоотношений, в том числе правоотношений собственности. Во втором случае речь идет о содержании и реальном объеме правомочий собственника (или субъекта иного вещного права). Таким образом, правовая форма отношений собственности (присвоения) предопределяется их экономическим содержанием.

Экономическое содержание отношений собственности заключается в том, что лицо присваивает некие материальные блага (имущество, вещи), которые тем самым отчуждаются от других лиц. Суть присвоения заключается в отношении к присвоенному имуществу как к своему собственному. Присвоение имущества связано с осуществлением над ним хозяйственного (экономического) господства, то есть с исключительной возможностью лица, присвоившего конкретное имущество, по своему усмотрению решать, каким образом это имущество использовать. При этом такое лицо руководствуется собственными интересами, а не указаниями иных лиц, например, органов государства, определяя направление использования своего имущества (какую его часть пустить в оборот и на каких условиях, какую оставить в резерве, какую потребить и т.д.), в том числе допуская к его использованию других лиц или устраняя их от этого Дойников И. В. Предпринимательское право. Учебное пособие. — М. : “Издательство ПРИОР”, 2002.- 464 с..

Лицо, присвоившее имущество, получает не только право обладания им как следствие своего хозяйственного господства над имуществом. Одновременно на него возлагается и бремя содержания собственных вещей:

  • — необходимость осуществления ремонта и охраны;
  • — несение риска случайной гибели или порчи от причин, за которые никто не отвечает, а также риска возможных потерь от неумелого или нерационального ведения своих дел (вплоть до разорения и банкротства).

Наличие бремени собственности обязывает владельца быть настоящим, заботливым хозяином своих вещей и расчетливым коммерсантом. Именно сочетание блага и бремени собственности характеризуют положение собственника.

Таким образом, экономические отношения собственности представляют собой отношения присвоения конкретными лицами определенного имущества (материальных благ), влекущие его отчуждение от всех иных лиц и предоставляющие возможность хозяйственного господства над присвоенным имуществом, соединенную с необходимостью несения бремени его содержания.

Экономические (фактические) отношения собственности появляются как следствие формирования рыночного хозяйства, основанного на товарно-денежном обмене. Участники товарообмена должны быть уверены в том, что именно отчуждатель осуществляет хозяйственное господство над данным товаром (имуществом), являясь, следовательно, его собственником. Поэтому отношения собственности являются необходимой предпосылкой товарообмена. Более того, как показывает исторический опыт, в товарном (рыночном) хозяйстве они неизбежно требуют юридического признания и правовой защиты. Они всегда выступают как экономико-правовые отношения.

Экономические отношения присвоения выступают в различных формах в зависимости от того, кто является их субъектом — отдельный человек, группа лиц или организованный ими коллектив, государство или общество в целом. Соответственно этому различают индивидуальное, групповое или коллективное, а также смешанное присвоение. Эти экономические формы присвоения принято называть формами собственности. Юридически существует одно право собственности с единым одинаковым для всех собственников набором правомочий, у которого могут быть лишь различные субъекты.

Провозглашение в ч.2 ст.8 Конституции РФ частной, публичной (государственной и муниципальной) и иных форм собственности имеет в виду именно экономические категории. При этом частная форма собственности (присвоения) и в конституционном понимании является общим, собирательным понятием для собственности любых частных лиц (негосударственных, непубличных). Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

В России термин “собственность” стал использоваться во второй половине XVIII века, при Екатерине II, тогда как до этого царь, олицетворявший собой государство, мог произвольно изъять любое имущество у любого своего подданного. Полная собственность, включающая право свободного распоряжения своим имуществом и освобожденная от многочисленных ограничений, была предоставлена Жалованной грамотой лишь дворянству в качестве особой привилегии. Только в результате реформ Александра II, проведенных в 60-е гг. XIX в., частная собственность, перестав быть привилегией, сделалась общей правовой нормой всего населения. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2002.- 672 с.

Законодательное признание и понимание частной собственности способно оградить имущественные интересы граждан и юридических лиц от произвольного вмешательства публичной власти и стать достаточно эффективным средством формирования подлинного, независимого от гоcударства гражданского общества, в условиях которого только и может существовать нормальное рыночное хозяйство.

Право собственности может быть рассмотрено в объективном и в субъективном смысле. В первом случае речь идет о юридическом институте — совокупности правовых норм. В субъективном смысле право собственности, как и всякое субъективное право, это возможность определенного поведения, дозволенного законом уполномоченному лицу.

В п.1 ст.209 ГК РФ правомочия собственника раскрываются с помощью “триады” правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Под правомочием владения понимается основанная на законе (т.е. юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.)

Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т. д.).

В своей совокупности названные правомочия исчерпывают все предоставленные собственнику возможности. У собственника одновременно концентрируются все три указанных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества, например, арендатору. Ведь последний не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу или, например, внести в имущество значительные улучшения, существенно изменив его первоначальное состояние, т.е. в известных рамках распорядиться им. Следовательно, сама по себе “триада” правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника. Даже “триада правомочий” не всегда свидетельствует о широте содержания предоставленных собственнику возможностей.

Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, частный собственник не вправе использовать предоставленный ему земельный участок не по целевому назначению или отчуждать его лицам, которые не смогут обеспечить продолжение такого использования, например, для сельскохозяйственного производства (ст.78-79).

При несоблюдении собственником обязанностей, установленных ст.42 Земельного кодекса РФ, нарушении экологических требований и нерациональном землепользовании он рискует вообще лишиться своего участка земли.

Строго целевое назначение имеют также жилые помощения — жилые дома, квартиры и т. д. Поскольку жилые помещения предназначены лишь для проживания граждан, использование их в иных целях, в частности для размещения складов, производств и т. д., хотя бы и по воле или с согласия их собственника, допускается только после перевода этих помещений в нежилые в установленном законом порядке, поскольку использование названных видов недвижимости всегда, так или иначе, затрагивает интересы других окружающих собственника лиц, а также имеет большое социальное значение в условиях их сохраняющегося дефицита.

Поэтому установление целевого назначения для соответствующих объектов и связанное с этим ограничение возможностей их собственников служит обеспечению важного публичного интереса. При этом собственник вовсе не лишается своих правомочий. Речь идет об установлении законом определенных границ содержания самого права собственности, которое в любом случае не может быть беспредельным.

Вместе с тем право собственности хотя и не безгранично, но являеется наиболее широким по объему правомочий вещным правом. На этом основана традиционно отмечаемая в немецкой цивилистике презумпция того, что собственник действует в границах своего права, а тот, кто ссылается на их нарушение собственником, должен доказать наличие соответствующих ограничений.

Возможны ограничения (пределы) осуществления права собственности, предусмотренные законом или договором. Так, право приобретателя (собственника) недвижимого имущества (плательщика ренты) по договору пожизненного содержания с иждивением (ст.601 ГК РФ) исключает для него возможность отчуждения или иным образом распоряжаться приобретенным в собственность имуществом без согласия своего контрагента (получателя ренты). В такой же ситуации находится и залогодатель, остающийся собственником отданной в залог вещи, но по общему правилу лишенный возможности распоряжаться ею без согласия залогодержателя (п.2 ст.346 ГК РФ).

Таким образом, сведение права собственности к абстрактной “триаде” правомочий владения, пользования и распоряжения не всегда характеризует реальное содержание предоставляемых собственнику возможностей.

Дело заключается не в количестве и не в названии правомочий, а в той мере реальной юридической власти над своим имуществом, которая предоставляется и гарантируется собственнику действующим правопорядком. Так, ранее действовавший Гражданский кодекс 1964 г. в ст. 92 формально наделял одинаковыми правомочиями владения, пользования и распоряжения всех собственников, хотя по своему характеру и возможностям осуществления правомочия государства собственника не шли ни в какое сравнение с правомочиями “личных собственников” — граждан, подвергнутыми многочисленным ограничениям.

С этой точки зрения главное, что характеризует правомочия собственника — это возможность осуществлять их по своему усмотрению (п.2 ст.209 ГК РФ), т.е. самому решать, что делать с принадлежащим имуществом, руководствуясь исключительно собственными интересами, совершая в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие, однако, закону и иным правовым актам и не нарушающие прав и законных интересов других лиц. В этом и состоит существо юридической власти собственника над своей вещью.

Важная особенность правомочий собственника заключается еще и в том, что они позволяют ему устранять, исключать всех других лиц от какого-либо воздействия на принадлежащее ему имущество, если на то нет его воли. В отличие от этого правомочия иного законного владельца, даже одноименные с правомочиями собственника, не только не исключают прав на то же имущество самого собственника, но и возникают обычно по воле последнего и в предусмотренных им пределах, например по договору аренды.

Вместе с тем в отношениях собственности переплетаются две их стороны: благо обладания имуществом и получения доходов от его использования и бремя несения связанных с этим расходов, издержек и риска. Поэтому ст.210 ГК РФ специально подчеркивает необходимость для собственника нести бремя содержания своего имущества, если только законом или договором это бремя или его часть не возложены на иное лицо (например, охрана сданного внаем имущества — на нанимателя, управление имуществом банкрота — на конкурсного управляющего и т.д.).

Собственник несет также риск случайной гибели или порчи своего имущества, т.е. его утраты или повреждения при отсутствии чьей-либо вины в этом (ст.211 ГК РФ). По сути, этот риск также составляет часть указанного выше бремени собственника. Перенос риска случайной гибели или порчи имущества на других лиц возможен по договору собственника с ними (например, по условиям конкретного арендного договора), а также в силу указания закона (в частности, такой риск может нести доверительный управляющий имуществом собственника).

Право собственности составляет имущественную основу хозяйствования . Именно право собственности открывает наибольший простор для предпринимательской деятельности, поскольку собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Определение права собственности, используемое для хозяйственного оборота, было дано академиком А.В. Венедиктовым (Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л. 1947). Согласно этому определению право собственности — это право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе. Именно в сочетании признаков «своей власти» и «своего интереса» заключается специфическое отличие права собственности от других — как вещных, так и обязательственных прав на те же объекты. Например, арендатор использует имущество в своем интересе, но властью, полученной от собственника. Отдельные правомочия являются средством реализации собственником своего права собственности. Собственник должен обладать этими правомочиями, чтобы присваивать средства и продукты производства.

Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ, устанавливает, что «собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом». Общие положения о праве собственности, основания его приобретения и прекращения закреплены в разд. II ГК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности могут устанавливаться лишь законом. Законом также определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Основаниями возникновения права собственности являются различные правопорождающие юридические факты, т.е. обстоятельства реальной жизни, в соответствии с законом влекущие возникновение права собственности на определенное имущество у конкретных лиц. Основания приобретения права собственности называются также титулами собственности. Титульное владение — это владение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом основании или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта, например право собственности, основанное на договоре купли-продажи вещи или на переходе ее в порядке наследования. В отличие от этого беститульное (фактическое) владение не опирается на какое-либо правовое основание, хотя при установленных законом условиях и оно может повлечь определенные правовые последствия Мандрица В.М. Российское предпринимательское право: Учебник для вузов. — Ростов-на-Дону, 1999..

Право собственности может приобретаться различными способами, которые можно разделить на две группы:

  • а) первоначальные, т.е. не зависящие от прав предшествующего собственника на данную вещь ( включая и случаи, когда такого собственника ранее вообще не имелось);
  • б) производные, при которых право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника ( чаще всего — по договору с ним).

К первоначальным способам приобретения права собственности относятся:

  • — создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть установлено чье-либо право собственности;
  • — переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей;
  • — при определенных условиях — самовольная постройка;
  • — приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право.

К производным способам приобретения права собственности относится приобретение этого права:

  • — на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи;
  • — в порядке наследования после смерти гражданина. Например, ст 1151 ГК РФ устанавливает порядок наследования выморочного имущества, ст. ст. 1176, 1177, 1178,1179 ГК РФ регулируют порядок наследования прав, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах, производственных и потребительских кооперативах, наследование предприятия, имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • — в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

Практическое значение такого разграничения состоит в том, что при производных способах приобретения права собственности на вещь помимо согласия (воли) собственника необходимо также учитывать возможность наличия на эту же вещь прав других лиц — несобственников (например, залогодержателя, арендатора, субъекта ограниченного вещного права). Эти права обычно не утрачиваются при смене собственника вещи, переходящей к новому владельцу, как бы обременяя его имущество. В этом отношении действует прямо не выраженное, но подразумеваемое законами старое правило, берущее начало в римском частном праве: никто не может передать другому больше прав на вещь, чем имеет сам.

Таким образом, различие первоначальных и производных способов приобретения права собственности сводится к отсутствию или наличию правопреемства, т.е. преемства прав и обязанностей владельцев вещи. Это делает возможным разграничение понятий “основания возникновения права собственности” (т.е. титулов собственности, или правопорождающих юридических фактов) и “способы приобретения права собственности” (т.е. правоотношений, возникших на основе соответствующих юридических фактов).

Многие способы возникновения права собственности могут использоваться любыми субъектами предпринимательского права. Поэтому они называются общими или общегражданскими способами приобретения права собственности. Таковы, например, правоотношения, возникающие на основе различных сделок. Имеются, однако, и специальные способы возникновения этого права, которые могут использоваться лишь строго определенными субъектами.

Так, реквизиция (т.е. принудительное отчуждение за плату или временное изъятие государственными органами имущества отдельных граждан или юридических лиц), конфискация (т.е. принудительное и безвозмездное изъятие имущества, денег и т. д. в собственность государства в соответствии с судебным решением или административным актом), национализация (переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д.) могут служить основанием возникновения только государственной собственности, а сбор налогов и пошлин — также и муниципальной собственности, так как для всех других собственников они являются способами прекращения их права на соответствующее имущество.

Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц, оно же служит базой ответственности по обязательствам.

Юридической формой обособления имущества юридических лиц является закрепление его на самостоятельном балансе коммерческих организаций или в смете некоммерческих. Бухгалтерский баланс — это сводная ведомость, отражающая в денежном выражении состояние средств организации как по их составу и размещению (актив), так и по их источникам, целевому назначению и срокам возврата (пассив). Смета — документ, в котором представлены предстоящие расходы и доходы организации.

В зависимости от соотношения прав на имущество участников (учредителей) и самого юридического лица выделяют три модели организаций.

Конструкция первой модели отношений заключается в том, что учредители при образовании юридического лица и передаче ему имущества теряют вещные права на это имущества, приобретая при этом права обязательственные. Собственниками имущества становятся сами организации. Данная конструкция имущественных отношений существует в хозяйственных товариществах, обществах, производственных и потребительских кооперативах (п.2 ст.48 ГК РФ).

Российское законодательство не пошло по пути, предложенному ранее в этой связи Законом СССР «О собственности», закреплявшем несколько видов коллективной собственности. У имущества корпоративных организаций один собственник — само юридическое лицо. При этом необходимо помнить, что данное правило распространяется на имущество как переданное учредителями, так и приобретенное организацией в процессе хозяйственной деятельности.

Ко второй модели относятся юридические лица, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности. Такими субъектами являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственниками учреждения. Сами организации приобретают производное вещное право на закрепленное за ними имущество — право хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, вещные права на одно и то же имущество имеют как учредители (право собственности), так и титульные владельцы — предприятия и учреждения ( п.2 ст.48 ГК РФ).

Сущность третьей модели заключается в том, что учредители, передавая имущество юридическому лицу, теряют вещные права на это имущество, не приобретая прав обязательственных. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (п.3 ст. 48 ГК РФ).

Значение данной классификации проявляется, например, при ликвидации юридического лица. Участники юридических лиц первой группы имеют право претендовать на часть ликвидационной квоты согласно своей доле, учредители организаций второй группы получают все оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество. В случае ликвидации организации третьей модели ее имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, используется в целях, указанных в учредительных документах.

Субъектами права государственной собственности являются публичные образования — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, — а муниципальной собственности — муниципальные образования. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральной собственности и собственности субъекта Федерации. В соответствии со ст. 214 ГК РФ разграничение государственной собственности осуществляется в порядке, установленной законом.

До принятия соответствующего закона действует постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с изменениями, внесенными постановлением Верховного Совета РФ от 23 мая 1992 г.) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Помимо определения объектов различного уровня собственности, указанным постановлением определен порядок принятия решений о передаче имущества и компетенция органов власти в этой сфере. Подробно порядок составления и утверждения перечней объектов, оформления прав собственности установлен распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г., которым утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.

Подходы к разграничению государственной собственности в Москве были разработаны Правительством г. Москвы и изложены в его постановлениях от 11 мая 1993 г. № 498 «О разграничении собственности на территории г. Москвы» и от 25 января 1994 г. № 58 «О формировании реестра собственности на территории г. Москвы».

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности . Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Формирование и развитие рыночных отношений предусматривают свободное, равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности, создание различных видов деятельности предпринимательства . В статье раскрывается роль частной собственности как обязательной предпосылки развития предпринимательства ; анализируются различные модели взаимоотношений и социальное назначение права собственности и предпринимательства .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Возисов В.В.

Текст научной работы на тему «ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Формирование и развитие рыночных отношений предусматривают свободное, равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности, создание различных видов деятельности предпринимательства. В статье раскрывается роль частной собственности как обязательной предпосылки развития предпринимательства; анализируются различные модели взаимоотношений и социальное назначение права собственности и предпринимательства.

Ключевые слова: право собственности, приватизация, разгосударствление, предпринимательство, образование, рынок, профессия, бизнес, экономика, маркетинг, менеджмент.

Казалось бы, какое из юридических понятий может быть более очевидным даже на бытовом уровне, нежели «право собственности»? Трактовка иных правовых категорий (например, «обязательство», «юридическое лицо», «деликт» и даже «наследование») обычно отдается широкой публикой на откуп профессиональным юристам. Но «право собственности» всем представляется старым добрым знакомым — понятием, интуитивно ясным и универсальным, основанным на «естественном праве» [8, с.89].

Внимательное знакомство с предметом показывает, что понятие права собственности, традиционно относимого к «статике гражданского оборота», оказалось, как ни странно, более изменчивым, нежели понятие обязательства, «опосредующего динамику гражданско-правовых отношений». В частности, сегодня мы можем наблюдать, как под влиянием различных причин в правопорядках, которые мы привыкли считать модельными для нашей цивилистики, понятие права собственности меняется буквально на наших глазах. Например, современное континентальное право успешно осваивает институт траста, доселе упорно им отрицаемый, возрождает уже отмершую, казалось бы, фидуциарную собственность.

Право собственности юридически закрепляет принадлежность имущества определенному лицу; именно эту мысль и выражает п. 1 ст. 209 ГК РФ, указывая, что права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику. Это так называемая позитивная сторона собственности -возможность собственника удовлетворять свои потребности при помощи принадлежащего ему имущества.

Сочетание положительной и отрицательной сторон права собственности дает возможность «комплексно» определить его как установленную правом возможность лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью, защищенную против всякого вмешательства со стороны других лиц.

Подобное традиционное определение права собственности позволяет говорить о нем как о разновидности абсолютного правоотношения, в рамках которого праву управомоченного субъекта корреспондирует пассивная обязанность всех без исключения других лиц, заключающаяся в том, чтобы просто не препятствовать правообладателю.

Абсолютные правоотношения складываются в тех случаях, когда субъективный интерес лица, признаваемый правом, может быть реализован им самостоятельно — требуется лишь обеспечить, чтобы его обладателю не препятствовали [4, с.7]. Таково и право собственности: собственник самостоятельно реализует свои правомочия (например, владеет и пользуется вещью), нуждаясь не в чьей-либо активной помощи, а в том, чтобы ему никто в этом не препятствовал. Если же собственнику понадобится чье-то содействие в реализации какого-либо интереса, связанного с принадлежащей ему вещью (например, необходимо будет произвести ее ремонт и т.п.), он может обратиться за помощью к другому лицу, действия которого смогут этот интерес удовлетворить.

Именно потому, что владелец имеет право на свое усмотрение совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, он имеет право использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности. Ограничения этого права, как и условия использования владельцем своего имущества для осуществления предпринимательской деятельности могут быть предусмотрены только в случаях, указанных законом.

© Возисов В.В., 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 12-1(87)

Предпринимательство является логическим продуктом реализации права частной собственности с целью получения прибыли. Однако эта собственность может использоваться не только для цели предпринимательства, но и для благотворительности, личного потребления услуг и товаров физическими лицами и тому подобное [8, с.56].

Очевидно, что частная собственность играет исключительно важную роль в развитии предпринимательства. В их взаимоотношениях существует определенная взаимосвязь, своеобразный закон объединенных сосудов: чем более развитой и защищенной является частная собственность, тем более развитым и защищенным является предпринимательство. И наоборот, чем менее выразительная роль частной собственности в экономическом развитии жизни общества, тем менее развитым является предпринимательство.

Конечно, становление, и особенно, развитие предпринимательства зависит не только от состояния частной собственности в государстве. Хотя вместе с тем в науке существовали и существуют концепции и теории, которые обосновывают развитие рыночной экономики и предпринимательства, прежде всего, благодаря решающему влиянию частной собственности и основанного на ней частного интереса.

Сегодня предпринимательство, благодаря нетрадиционным или инновационным формам и методам его осуществления, а также новым функциям частной собственности как бы отрывается от своей материальной основы — частной собственности. Но не на столько, чтобы вообще потерять с ней причинно -следственные связи.

Высокий уровень развития частной собственности порождает новые формы предпринимательской деятельности.

Так, в России наряду с реальными формами этой деятельности формируются виртуальные ее формы, которые получают все большее распространение в практике предпринимательства. Это является свидетельством того, что российское предпринимательство пытается приспособиться к новым формам деятельности.

На практике постоянное развитие предпринимательства требует соответствующего изменения правового регулирования отношений частной собственности. Более сложные формы предпринимательства предопределяют потребность в детализации и конкретизации отношений частной собственности в гражданском законодательстве.

В России частная собственность определенное время развивалась фактически неконтролируемо, о чем свидетельствуют результаты приватизации государственной собственности и появление в стране в течение одного-полутора десятилетия большой группы олигархов-миллиардеров [5, с.70].

На развитие частной собственности как материальной основы предпринимательства много россиян смотрит довольно скептически, считая, что честно заниматься предпринимательством в стране невозможно. Поэтому российская модель взаимодействия частной собственности и предпринимательства является противоречивой и незаконченной, что указывает на ее переходной характер.

На данный момент в политико-экономическом и правовом отношении происходит процесс разграничения моделей развития экономик двух стран, а также всех составляющих этих моделей, в т. ч. и взаимоотношений между предпринимательством и частной собственностью.

В последние годы в России наметились определенные положительные сдвиги в практике взаимодействия институтов частной собственности и предпринимательства.

В свою очередь это значит, что и предпринимательство должно выполнять наряду с экономической и социальную функцию: заботиться об увеличении рабочих мест, росте уровня доходов и повышении уровня квалификации работающих и тому подобное.

Одним словом, наращивать социальный капитал, который в условиях индустриального и постиндустриального развития имеет большее значение, чем экономический капитал.

Хотя в условиях безработицы, низкого уровня социальной защиты это сделать, понятно, непросто.

Но уже появилось явление, которое активно поддерживается общественным мнением и имеет название «социальное предпринимательство» [3, с. 116]. Оно касается участия капитала в решении социальных проблем.

Надо отдать должное российским предпринимателям в том, что они понимают значение социальной функции частной собственности, отношений между собственниками и рабочими.

В России есть большое количество бизнесменов, которые понимают важность баланса между моралью и прибылью, частным и общественным интересом. На практике даже идеально созданы гражданско-правовые предпосылки для развития предпринимательства не могут сработать, если не будет соответствующего духовного и субъективного фактора, то есть определенной предпринимательской этики и лиц, которые этой этики придерживаются.

Как известно, согласно учению М. Вебера, экономический прогресс капитализма — это проблема не столько хозяйственно-финансовая, сколько этическая. Это и другие вопросы веберовской теории являются чрезвычайно актуальными для российского общества и оно их активно обсуждает.

Социально-психологические и этические проблемы перехода к рыночной экономике для большинства россиян, которые придерживаются традиционной правовой культуры, являются едва ли не самыми тяжелыми. Когда-то известный поэт и диссидент В. Стус сказал, что россияне в советское время были нацией сержантов. Сержанты, которые не знали ни права частной собственности, ни свободного предпринимательства, рыночной экономики построить не могли.

Поэтому сегодня, по нашему мнению, перед россиянами стоит историческая задача стать нацией частных владельцев и менеджеров, которые смогут ускорить экономический и социальный прогресс, повысить качество товаров и услуг для населения, завоевать мировые рынки.

Это тем более важно, что российское общество стоит перед вызовами индустриального и постиндустриального развития, которое требует перехода к высокоэффективному управлению сферой экономической жизни.

¡.Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. члена Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ, профессора Ляндреса В.Б. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИН-ФРА-М», 2006. — 271 с.

2.Крутиков В.К. Предпринимательское право / В.К.Крутиков, Т.В.Дорожкина, Т.В.Крутикова, А.Г.Федоров. -Калуга: Издательство «Эйдос», 2016. — 168 с.

3.Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / [Вознесенская Н.Н. и др.] ; под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. М.: Волтерс Клувер, 2006. 560 с.

4.Рыбалов А.О. Право собственности (комментарий к ст. 209 ГК РФ) [Электронное издание]. — М.: М-Логос, 2017. — 96 с.

5.Рубцов Б.Б. Тропинка к процветанию // Эксперт. — 2005. — № 44. — С. 70-76

6.Сажнева Л.П. Структура и основы деятельности предприятий различных форм собственности: Учебное пособие / Л.П.Сажнева. — СПб.: НИУ ИТМО. 2014 — 176 с.

7.Семенов А.К. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебное пособие для студентов всех факультетов и форм обучения / А.К.Семенов. — Омск: СибАДИ, 2009. — 138 с.

8.Харова С.М. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / С.М.Харова, И.С.Метелев, Б.Г.Хаиров. — Омск: ООО «Омскбланкиздат», 2012 г. — 254 с.

9.Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учебное пособие для вузов / Г.И.Черкасов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 263 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *