Расходы усн как расшифровать для ответа требования
Перейти к содержимому

Расходы усн как расшифровать для ответа требования

Перечень расходов на УСН «Доходы минус расходы»

Список, приведенный в кодексе, закрытый — расширить его по своему усмотрению налогоплательщик не может. Траты, не подпадающие под какой-либо пункт перечня, нельзя включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу.

Но сам законодатель периодически вносит в список изменения — например, с начала пандемии в списке появились расходы на дезинфекцию помещений, покупку средств защиты, спецодежду и маски для сотрудников.

Расходы, перечисленные в кодексе, можно сгруппировать по направлениям.

Расходы на имущество:

  • на покупку и создание основных средств,
  • на доставку, монтаж, реконструкцию, модернизацию и ремонт.

Производственные расходы:

  • материальные расходы — на сырье, материалы, инструменты, комплектующие, топливо, энергию, на производственные и транспортные услуги,
  • на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов,
  • арендные, в том числе лизинговые платежи,
  • содержание служебного транспорта,
  • на рекламу продукции,
  • приобретение товара для перепродажи,
  • на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию,
  • на подтверждение соответствия продукции или иных объектов и процессов установленным требованиям.

Расходы на интеллектуальную собственность:

  • на приобретение и создание нематериальных активов,
  • на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы,
  • на патентование и правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности,
  • на научные исследования и опытно-конструкторские разработки,
  • на приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных,
  • периодические платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Расходы на трудовые отношения:

  • на оплату труда и выплату больничных,
  • страхование работников, имущества и ответственности,
  • на командировки,
  • на проведение оценки квалификации, подготовку и переподготовку сотрудников.

Налоги и другие обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость по оплаченным товарам и услугам,
  • налоги и сборы,
  • расходы на пожарную безопасность, охрану имущества, обслуживание охранно-пожарной сигнализации,
  • таможенные платежи и сборы,
  • нотариальные платежи,
  • на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности и других сведений,
  • расходы на обязательную оценку для уплаты налогов,
  • за предоставление информации о зарегистрированных правах,
  • на оплату услуг по изготовлению документов кадастрового и технического учета объектов недвижимости,
  • на оплату услуг по проведению экспертизы для получения лицензии,
  • судебные расходы и арбитражные сборы,
  • вступительные, членские и целевые взносы в саморегулируемые организации,
  • возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузами,
  • отчисления застройщиков в компенсационный фонд.

Расходы по договорам:

  • проценты по кредитам,
  • на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги,
  • на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения.

Офисные расходы:

  • на канцтовары,
  • на услуги связи, почтовые, телефонные, телеграфные услуги.

Коронавирусные расходы:

  • на покупку имущества, предназначенного для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданное некоммерческим медицинским организациям и органам власти,
  • на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты,
  • на обеспечение мер по технике безопасности и на содержание помещений и инвентаря здравпунктов в организации,
  • на приобретение медицинских изделий для диагностики или лечения коронавирусной инфекции.

Расходы, связанные с коронавирусной инфекцией, можно списывать, начиная с 1 января 2020 года.

Траты, не упомянутые в статье 346.16 НК, учесть нельзя. Например, расходы на спецоценку, аутсорсинг, представительские расходы, создание аварийного резерва списать не получится.

Пояснение убытков при упрощенке: как ответить на требования налоговой?

Далеко не каждый бизнес, как показывает практика, приносит прибыль на начальном этапе осуществления предпринимательской деятельности. Кто-то терпит убытки. Кто-то имеет минимальный доход.

Возьмем в качестве примера организацию на УСН «Доходы минус расходы». Она работает календарный год, балансируя на грани убыточности. По его итогам упрощенец сдает декларацию и получает требование из ИФНС о предоставлении пояснений по расходам либо корректировке данных в отчете в сторону увеличения налога. Почему так происходит и что делать?

Что нужно ИФНС?

Задача налоговой – проверка правильности налоговых расчетов, выявление злоупотреблений. С ее решением инспекторы справляются на отлично. По статистике, указанные выше требования проходят примерно 85–90% упрощенцев, раньше или позже.

ИФНС ждет от налогоплательщика подтверждения расходов. Последние должны быть подкреплены первичной документацией, соответствующей нормативным требованиям, и отражены в учете. Подтвержденные расходы уменьшают налоговую базу. Если по каким-то операциям отсутствует первичка, ИФНС заставит пересчитывать налог и доплачивать в бюджет.

Важный момент: на камеральную проверку у инспекторов есть 3 месяца после получения декларации по УСН. Если срок не соблюден, налогоплательщик вправе проигнорировать требования и указать налоговику на нарушение установленного порядка. В остальных случаях придется давать пояснения, обосновывать расходы и объяснять убытки.

Как общаться с налоговиками и что делать с декларацией?

Алгоритм ответа на требования ИФНС прост:

1. Проверьте бухгалтерскую первичку за отчетный период. Убедитесь в том, что имеются в наличии договоры, акты, счета-фактуры, ТОРГ-12 по расчетам с поставщиками. Выдавали сотрудникам средства под отчет? Проверьте наличие чеков, квитанций, ПКО: сумма должна сходиться до копейки. Не забудьте о том, что снятие наличных с корпоративных карт налоговики тоже могут отследить. Позаботьтесь о подтверждении расходов.

2. Если указанные выше требования были соблюдены, не нужно корректировать декларацию для увеличения налога. Предоставьте налоговикам документы, подтверждающие расходы, и укажите в письме-пояснении на правомерность заявленного убытка. Способы передачи документов стандартные: лично в руки инспектору, почтой, с использованием ЭДО.

3. Показываете убыток в течение двух и более лет? Выездная налоговая проверка – вопрос времени. Позаботьтесь о качестве документов. Приведите в порядок бухгалтерскую первичку, подтверждающую расходы, проверьте учредительную документацию. Не забудьте о кадровом учете (он ведется в обязательном порядке, если в компании есть сотрудники). Также приведите в порядок бухгалтерскую базу.

4. Нет документов, подтверждающих отдельные расходы? Документы есть, но оформлены с нарушением нормативных требований, а исправить первичку возможность отсутствует? В ответ на требование налоговой внесите изменения в декларацию. Уберите из расхода сделки, по которым нет документов или имеются некорректные счета, накладные и т.п. Увы, в таком случае доначисления налога не избежать.

Отдельно стоит отметить важность подтверждения поступлений. Если на счет компании вносились личные средства для покрытия расходов, проследите, чтобы в банковских выписках было указано соответствующее назначение платежа. Оно отсутствует? Запросите в банке уточнение назначения платежа и только после этого отправляйте подтверждающие документы в налоговую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *