Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Визуализация информации в текстовых документах
§ 4.4. Визуализация информации в текстовых документах
Информатика. 7 класса. Босова Л.Л. Оглавление
4.4.1. Списки
Ключевые слова:
Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована — организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами).
Современные текстовые процессоры предоставляют пользователям широкие возможности визуализации информации в создаваемых документах.
Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. При этом все пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу.
По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки.
Элементы (пункты) нумерованного списка обозначаются с помощью последовательных чисел, для записи которых могут использоваться арабские и римские цифры. Элементы списка могут быть пронумерованы и буквами — русскими или латинскими (рис. 4.14).
Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов. Особенно часто такие списки используют для описания последовательности действий.
Нумерованные списки вы регулярно создаёте, заполняя в дневнике расписание уроков на каждый учебный день.
При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически.
Элементы маркированного списка обозначаются с помощью значков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита и даже небольшое графическое изображение (рис. 4.15). С помощью маркированного списка оформлены ключевые слова в начале каждого параграфа вашего учебника.
Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нём не важен. Например, в виде маркированного списка можно оформить перечень предметов, изучаемых вами в 7 классе.
По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки.
Списки в рассмотренных выше примерах имеют одноуровневую структуру.
Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым. Так, оглавление вашего учебника информатики является многоуровневым (трёхуровневым) списком.
Списки создаются в текстовом процессоре с помощью команды строки меню или кнопок панели форматирования (рис. 4.16).
4.4.2. Таблицы
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов (граф) и строк. Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легкообозрима.
Правильно оформленная таблица имеет структуру, показанную на рис. 4.17.
Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц:
1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовке соответствующей строки или столбца.
4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
В ячейках таблиц могут быть размещены тексты, числа, изображения. Пример такой таблицы показан на рис. 4.18.
Создать таблицу можно с помощью соответствующего пункта меню или кнопки на панели инструментов, указав необходимое число столбцов и строк; в некоторых текстовых процессорах таблицу можно «нарисовать».
Созданную таблицу можно редактировать, изменяя ширину столбцов и высоту строк, добавляя и удаляя столбцы и строки, объединяя и разбивая ячейки. Вводить информацию в ячейки можно так: с помощью клавиатуры; копировать и вставлять заранее подготовленные фрагменты. В текстовых процессорах есть возможность автоматически преобразовать имеющийся текст в таблицу.
Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек. Кроме того, отформатировать таблицу можно автоматически.
4.4.3. Графические изображения
Современные текстовые процессоры позволяют включать в документы различные графические изображения, созданные пользователем в других программах или найденные им в сети Интернет. Готовые графические изображения можно редактировать, изменяя их размеры, основные цвета, яркость и контрастность, поворачивая, накладывая друг на друга и т. д.
Во многих текстовых процессорах имеется возможность непосредственного создания графических изображений из наборов автофигур (графических примитивов). Также есть возможность создания красочных надписей с использованием встроенных текстовых эффектов.
Визуализировать числовую информацию, содержащуюся в таблице, можно с помощью диаграмм, средства создания которых также включены в текстовые процессоры.
Наиболее мощные текстовые процессоры позволяют строить разные виды графических схем (рис. 4.19), обеспечивающих визуализацию текстовой информации.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована — организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами).
Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки. Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов; маркированный — когда порядок следования пунктов в нём не важен. По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки.
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легкообозрима.
В современных текстовых процессорах предусмотрены возможности включения, обработки и создания графических объектов.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику.’ Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа?
2. С какой целью разработчики включают в текстовые документы списки, таблицы, графические изображения?
3. Для чего используются списки? Приведите примеры.
4. Сравните нумерованные и маркированные списки. Что у них общего? В чём различие?
5. Какой список называется многоуровневым? Приведите пример такого списка?
6. Какая информация может быть организована в табличной форме? Какие преимущества обеспечивает табличное представление информации? Приведите примеры информации, представленной в табличной форме.
7. Каких правил следует придерживаться при оформлении таблиц?
8. Какие графические объекты могут быть включены в текстовый документ?
9. Перечислите основные возможности текстовых процессоров по работе с графическими объектами.
11 правил оформления списков и перечней
При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?
При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.
Обозначение элементов списка
Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).
Пример 1
Пример 2
От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.
Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:
Пример 3
Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.
Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками.Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):
Пример 4
Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).
Пунктуационное оформление перечней
В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв,а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.
Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.
Пример 5
Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).
Пример 6
Наконец, если части перечня представляют собой отдельные предложения, они друг от друга отделяются точкой:
Пример 7
Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:
Пример 8
Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:
Пример 9
Согласованность элементов списка
При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.
Пример 10
Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.
Пример 11
Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:
Итак, мы привели основные правила построения и оформления перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.
Как оформить бронь сотруднику при частичной мобилизации
Бронирование — оформление отсрочки от мобилизации на срок до 12 месяцев сотруднику, который нужен для бесперебойной работы предприятия. Оно отличается от освобождения от призыва по другим основаниям: при наличии четырех и более детей до 16 лет; по состоянию здоровья и др. Бронь всегда оформляет работодатель на должность, а не на конкретного человека. Рассказываем, как правильно освободить сотрудника от частичной мобилизации.
- Как организовать учет для бронирования
- Кого можно, а кого нельзя бронировать
- Как оформить бронирование: пошаговая инструкция
- Как вести специальный воинский учет
Как организовать учет для бронирования
Организация, в штате которой работает хоть один военнообязанный, должна вести воинский учет (ст. 8 Федерального закона от 28.03.08 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 9 Положения о воинском учете от 27.11.2006 № 719). Если до частичной мобилизации работодатель его не организовал, то самое время это сделать.
Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки
Компании обязаны создавать военно-учетные столы, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации, сдавать отчетность по бронированию (п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.97 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке…»). Напомним кратко пошаговый алгоритм организации этой работы.
- Встать на учет в местном военкомате и районной комиссии по бронированию, направив заявление и форму 18 (Письмо Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА). В бланке в графе 11 «Ведет ли организация бронирование» указать «ДА». В каждом муниципалитете свой порядок постановки на учет, поэтому нужно уточнить формы, порядок их заполнения и комплект документов в районной комиссии.
- Организовать учет транспортных средств, если у компании есть собственный автопарк. В период мобилизации у граждан и юридических лиц возникает военно-транспортная обязанность (ст. 13 31-ФЗ, Указ Президента РФ от 02.10.98 № 1175). Это не значит, что автомашины обязательно изымут у владельца для мобилизационных нужд. Но список транспорта для военкомата нужно вести, чтобы не получить административный штраф для юрлиц до 20 000 рублей (ст. 19.25 КоАП РФ).
- Назначить приказом лиц, ответственных за воинский учет (ВУ) в компании. Их количество зависит от числа призывников и военнообязанных в штате (п. 12 Положения № 719). Например, если граждан на воинском учете менее 500, то работу по ВУ может выполнять один совместитель.
Форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям по ведению ВУ от 11.07.2017 (МР). Формально документ о назначении ответственных за ВУ нужно согласовать с военкоматом (п. 22 МР). Но лучше уточнить этот вопрос в нем самом. В период частичной мобилизации нагрузка на военкоматы сильно возросла. Возможно, достаточно будет направить копию уже подписанного приказа. - Составить списки работников, подлежащих ВУ, в том числе специальному — по забронированным сотрудникам (п. 14-16 Положения № 719). Заполнить карточки воинского учета по форме 10 (приложение 22 к Инструкции в ред. Приказа Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700). Организовать места хранения документов ВУ.
При внедрении воинского учета у организации возникает ряд обязанностей: заполнять карточки на работников, проводить сверку данных с военкоматом и информировать его о приеме-увольнении сотрудников, представлять отчетность. Полный список приведен в Плане работ по ведению ВУ и бронированию (приложение 17 к МР).
Кого можно, а кого нельзя бронировать
Работник может получить отсрочку от мобилизации по брони при выполнении одновременно трех условий:
- Он состоит в запасе ВС РФ.
- Работает в организации, которая имеет право проводить бронирование.
- Его должность или профессия входят в соответствующий список на отсрочку.
Рассмотрим подробнее каждое условие.
Условие 1. Гражданин состоит в запасе
Отсрочку от мобилизации по брони могут получить граждане, состоящие в запасе (ст. 52 53-ФЗ). В список входят военнообязанные, как прошедшие военную службу, так и не прошедшие ее по законным основаниям или без них. То есть «рекордсмены уклонения от призыва», которым удалось скрываться от военкомата до 27 лет, тоже попадают в запас ВС РФ. Их можно включать в списки на отсрочку от частичной мобилизации.
Условие 2. Работодатель имеет право проводить бронирование
Не все компании, ведущие ВУ, могут бронировать работников. Такое право дано организациям, которые:
- работают по госконтрактам в оборонно-промышленном комплексе;
- участвуют в выполнении заданий на поставку продукции (работ, услуг) для госнужд РФ или субъектов РФ в рамках кооперации;
- обеспечивают безопасность государства (силовые ведомства) или жизнедеятельность населения (энергетика, транспорт);
- выполняют задачи, установленные государственными органами власти и органами местного самоуправления.
В большинстве этих компаний работа по бронированию ведется в постоянном режиме на основании Постановления Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664с (секретно). Отсрочке подлежат не все работники, а только подпадающие под федеральный Перечень должностей и профессий Межведомственной комиссии (МКБ) ВС РФ или территориальный список должностей.
Уточнить, может ли ваша организация бронировать сотрудников, и кого именно, можно в соответствующей районной комиссии по бронированию. Информацию о ней ищите на сайте местной администрации.
После объявления частичной мобилизации по Указу Президента РФ от 21.09.2022 № 647 по большинству регионов процедура бронирования была приостановлена. То есть те компании, которые не вели ее до 21 сентября 2022 года, начать ее не могли.
Отчитывайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!
Условие 3. Должность или профессия сотрудника входят в список на отсрочку
В начале октября 2022 года точно известно, что оформить отсрочку от мобилизации своим работникам могут компании, относящиеся к одной из двух категорий:
- Предприятия оборонно-промышленного комплекса. Минпромторг готовит перечень таких организаций и направляет в Минобороны РФ, которое, в свою очередь, спускает списки в территориальные военкоматы (Правила предоставления отсрочек в ред. Постановления Правительства от 30.09.2022 № 1725). Работодатель направляет в призывную комиссию (ст. 20 31-ФЗ, п. 22 Положения о призыве по мобилизации в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 852) перечень работников для бронирования. Та принимает решение об отсрочке на основании списка организаций оборонно-промышленного комплекса из военкомата.
- Аккредитованные ИТ-компании. По ним действует механизм индивидуальных отсрочек. Работник самостоятельно заполняет заявление через Госуслуги, прикрепляет к нему форму подтверждения от работодателя. Минцифры России обрабатывает результаты и формирует персональные списки. Перечни сотрудников направляются в Генштаб.
Полезные статьи
Однако в любой организации есть ключевые работники, отсутствие которых сказывается на ее деятельности — уникальные специалисты. В этом случае работодатель может обратиться с заявлением об отсрочке для конкретного сотрудника в местную призывную комиссию по мобилизации. Этот орган формирует списки для призыва (п. 22 Положения о призыве по мобилизации в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 852). Именно такой алгоритм рекомендует, например, Минпромторг Новосибирской области.
Какие граждане не подлежат бронированию
Не подлежат бронированию те работники, которые не состоят на воинском учете, в том числе женщины без военно-учетных специальностей (ВУС) и иностранцы.
Граждане, пребывающие в запасе, проходят медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе (ст. 5.1 53-ФЗ). По его результатам они получают одну из категорий:
- А — годен к военной службе;
- Б — годен с незначительными ограничениями;
- В — ограниченно годен к военной службе;
- Г — временно не годен;
- Д — не годен к военной службе.
Граждане с категориями «Г» и «Д» получают индивидуальную отсрочку или освобождение от частичной мобилизации. К бронированию это также не имеет отношения.
Как оформить бронирование: пошаговая инструкция
Шаг 1. Назначить сотрудника, ответственного за бронирование (п. 22 МР). Это может быть тот же специалист, который ведет ВУ, или другой сотрудник. Если в компании такая работа уже распределена в приказе по воинскому учету, то шаг можно пропустить.
Шаг 2. Составить План воинского учета или внести изменения в существующий План в части бронирования (приложение 17 к МР). По правилам его нужно согласовать с военкоматом, но из-за загрузки в период мобилизации лучше уточнить необходимость согласования в комиссариате.
Шаг 3. Составить перечень работников для бронирования в свободной форме, с указанием Ф.И.О., должности и утвердить его в местной призывной комиссии по мобилизации. Если список уже есть, шаг можно пропустить.
Шаг 4. Заполнить на сотрудника, подлежащего бронированию, форму 10 (приложение 22 к Инструкции № 700), в том числе:
- в пункте 7 раздела II «Сведения о воинском учете» указать «специальный»;
- все данные в пункте 7 записывать простым карандашом.
Работников с бронью не снимают с воинского учета, а переводят с общего на специальный. Их личные карточки по форме 10 в картотеке хранят отдельно.
Шаг 5. Получить в военкомате форму 4 на каждого сотрудника, подлежащего бронированию. Она состоит из двух частей: удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и извещение к нему.
Форма 4 относится к бланкам строгой отчетности и изготавливается по заказу Генштаба РФ. Получить ее можно только в военкомате под подпись. Все формы 4 регистрируются в книге учета бланков специального воинского учета. Ее также выдадут в военкомате и расскажут, как заполнять все бланки.
Ответственный за ВУ в компании оформляет обе части формы 4. На извещении ставит подпись руководителя и печать организации. Заполненную форму 4 передается в местный военкомат для завершения оформления. К ней прикладываются военный билет работника, список на бронирование (смотрите Шаг 3) и форму 10.
Военкомат также может запросить форму 20 — справку о количестве бланков строгого учета (форм 4), остающихся в организации.
Военный билет от сотрудника получают под расписку (приложение 17 к Инструкции № 700).
Шаг 6. Забрать в военкомате готовые удостоверения об отсрочке от призыва по мобилизации (часть формы 4) и военные билеты работников. Внести соответствующие данные в форму 10, пункт 7 раздела II.
Шаг 7. Вручить забронированным сотрудникам удостоверения об отсрочке в порядке, определенном организацией. Это бланки строгого учета, поэтому просто передать из рук в руки не получится. Нужно назначить ответственного за вручение, определить порядок получения подписи работника.
Удостоверения об отсрочке вручаются работникам только после объявления мобилизации. В другое время они хранятся у работодателя
Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки
Как вести специальный воинский учет
Работники получают бронь на период до 12 месяцев. Они досрочно утрачивают право на нее при увольнении или переводе на другую работу, поскольку такая отсрочка связана с занимаемой должностью.
Работодатель уведомляет военкомат об аннулировании брони в течение 5 дней (п. 14 приложения 17 к МР). По работникам оборонно-промышленного комплекса установлен другой срок. Работодатель сообщает в военкомат об их увольнении в течение недели (п. 6 Правил № 1725).
Удостоверение об отсрочке у уволенного работника забирают. Все аннулированные, а также испорченные бланки строгой отчетности сдают в военкомат на утилизацию.
Обязанности работодателя при специальном учете практически такие же, как и при общем воинском учете:
Как организациям ОПК оформлять списки работников для предоставления им права на отсрочку?
Для принятия решения призывной комиссией по мобилизации граждан соответствующего субъекта Российской Федерации руководители организаций ОПК направляют списки работников с указанием:
- ФИО,
- года рождения,
- места рождения,
- категории (руководитель, специалист, рабочий),
- степени их участия в выполнении задания ГОЗ.
Список оформляется с ограничительной пометкой «Для служебного пользования» и/или «Конфиденциально».