Корректировка долга в 1С 8.3: проведение взаимозачета
Иногда возникают ситуации, что в организации имеется задолженность перед контрагентом-поставщиком. В этом случае, в счет задолженности, можно оказать контрагенту услуги или поставить товары. То же самое и с контрагентом-покупателем. Предлагаем рассмотреть, как правильно оформить процедуру взаимозачета долга в программе 1С Бухгалтерия 3.0, чтобы было корректное отображение в учете.
Давайте рассмотрим несколько вариантов: взаиморасчеты между контрагентами, перенос задолженности между контрагентами и договорами и списание задолженности кредитора или дебитора. Посмотреть долги по контрагентам можно в отчете «Оборотно-сальдовая ведомость по счету». Находится он во вкладке меню «Отчеты», раздел «Стандартные отчеты».
Для формирования отчета необходимо ввести интервал, за который нужно выявить расхождение в оплате, и выбрать номер счета. В данном случае 62 (расчеты между покупателями и заказчиками).
Взаимозачеты между контрагентами
Проведение взаимозачетов в 1С 8.3 происходит с помощью типового документа «Корректировка долга». Найти его можно в разделах меню «Продажи» или «Покупки», в обоих случаях в подразделе «Расчеты с контрагентами», пункт «Корректировка долга»:
Рассмотрим заполнение документа.
Самым важным является поле «Вид операции». Здесь нужно правильно выбрать вид корректировки из выпадающего окошка.
Давайте рассмотрим, как, в зависимости от указанного вида операции, будет меняться заполнение нижних полей. Нажимаем, программа предлагает выбрать: зачет авансов, зачет задолженности, перенос задолженности, списание задолженности и прочие корректировки.
Выбираем первый вид — зачет аванса. Во втором поле «Зачесть аванс» можно выбрать покупателю или поставщику.
В зависимости от выбора, указываем в поле «В счет задолженности» кому засчитывается аванс: нашей организации перед поставщиком/нашей организации передтретьим лицом или покупателя перед нашей организацией/третьего лица перед нашей организацией:
Следующий вид операции – зачет задолженности, заполняется аналогично зачету аванса. Во втором поле указываем кому: покупателю или поставщику. В третьем также выбираем: нашей организации перед поставщиком/покупателем или нашей организации перед третьим лицом.
Если выбрать вид операции «Перенос задолженности», то появляется активным поле «Перенести» и из выпадающего окна выбираем куда: задолженность покупателя, авансы покупателя, задолженность поставщику, авансы поставщику.
Далее выберем вид «Списание задолженности». Поле «Списать» заполняется аналогично предыдущему виду: задолженность покупателя, авансы покупателя, задолженность поставщику, авансы поставщику.
И последний вид операции – «Прочие корректировки», здесь возможно произвести абсолютное любое действие, которое касается взаиморасчетов. С помощью этого пункта можно оформить все четыре взаиморасчета, описанные ранее. Для этого нужно заполнить поля необходимыми данными.
Выполним перенос задолженности с одного контрагента-покупателя на другого. Заполняем поля:
Вид операции – перенос задолженности;
Перенести – задолженность покупателя;
Номер и дата – пропускаем, так как они формируются автоматически после проводки документа;
Покупатель (дебитор) – выбираем контрагента, с которого необходимо перенести задолженность;
Новый покупатель – контрагент, на которого переносим задолженность.
Теперь нажмем кнопочку «Заполнить» и выберем «Заполнить остатками по взаиморасчетам»:
Произошло заполнение табличной части на основании введенной информации. Отображается договор по контрагенту, документ расчетов, сумма и счет учета.
Нужно заполнить строку «Новый договор», то есть выбрать договор, на который переносим задолженность, и провести документ. Теперь необходимо распечатать «Акт взаиморасчетов» через кнопку в верхней панели и отдать на подпись.
В оборотно-сальдовой ведомости можно просмотреть перенос задолженности. С одного контрагента она ушла, а у другого образовалась:
Списание задолженности
Теперь давайте посмотрим, как сделать списание задолженности через тот же документ «Корректировка долга». Создаем новый документ и заполняем поля:
Вид операции – выбираем списание задолженности;
Списать – задолженность покупателя;
Номер и дата – формируются автоматически, пропускаем;
Покупатель (дебитор) – контрагент, с которого спишется долг;
В табличной части нажимаем «Заполнить».
Программа выведет все документы, по которым имеется какой-либо долг. Необходимо указать счет, на который будем убирать долг. Проходим на вкладку «Счет списания» и вводим номер счета списания дебиторской задолженности:
Если у организации существуют резервы по сомнительным долгам, необходимо выбрать счет 63 (резервы по сомнительным долгам). Если такие резервы не формируются, списания будут происходить по счету 91.02 (прочие расходы).
На усмотрение можно указать необходимую информацию в полях: «Прочие доходы и расходы» и «Реализуемые активы». Проводим. Теперь нажмем на маленькую кнопку панели «Показать проводки и другие движения документа» и увидим, что на основании документа корректировки сформировалась проводка: Дт 91.02 Кт 62.01 – списание задолженности.
Проверить списание можно в оборотно-сальдовой ведомости по счету.
А также, можно просмотреть в общей оборотно-сальдовой ведомости:
Для формирования здесь необходимо указать интервал дат и в настройках поставить галочку «По субсчетам». Формируем. В отчете будет отображена информация по счетам: 91.02 – задолженность появилась и 62.01 — задолженности нет.
Корректировка долга в 1С 8.3 Бухгалтерия: проведение взаимозачета
Любая организация может иметь задолженность перед другим предприятием. Это нередкая практика, которая легко решается, если за этим следить. Стоит отметить, что такой долг можно погашать не только деньгами. Оплатой по задолженности могут выступать какие-нибудь услуги, которые предоставляет организация. При помощи программы 1С 8.3 Бухгалтерия можно выполнять взаимозачет между организациями и договорами по задолженностям.
Проведение взаимозачета между организациями
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, следует привести простой пример. Одна компания "А" купила у другой фирмы "Б" офисные кресла на сумму в районе 10 тысяч рублей. Чтобы погасить часть долга по этой сумме, организация "А" предоставляет свои услуги по стрижке газона совершенно другой компании "В", но у двух фирм "Б" и "В" один владелец.
В рамках этого примера следует составить договор на третье лицо в программе 1С 8.3 Бухгалтерия. Значением реквизита «За счет задолженности» будет являться «Третьего лица перед нашей организацией». После этого следует указать сразу двух контрагентов, которые участвуют в данном договоре. Это будет поставщик и третье юридическое лицо.
Теперь необходимо заполнить поля в программе. Поле, которое является реквизитом для «Поставщик (кредитор)», необходимо заполнить названием фирмы-кредитора. Это организация, с которой выполняется взаимозачет. Тоже необходимо выполнить с реквизитом «Третье лицо (дебитор)».
Следующим шагом является заполнение в ручном или автоматическом режиме данных в специальной таблице. Появятся вкладки, которые будут отображать информацию по кредиторской и дебиторской задолженности. Автоматическое заполнение выполняется при помощи кнопки «Заполнить», где необходимо выбрать единственный пункт меню. Теперь каждая вкладка заполниться отдельно друг от друга. Стоит отметить, что они имеют одинаковые интерфейсы.
Взаимозачет между договорами имеет похожую процедуру. Единственным отличием является наличие сразу двух контрагентов, для которых необходимо заполнять требуемые поля. После всех выполненных манипуляций получится создать документ «Корректировка долга». С его помощью можно также выполнять списание безнадежных долгов, зачисление авансов, перенос задолженности и многое другое.
Проведение взаимозачета между договорами
Можно взять пример, который был представлен выше. Только в данный момент будут использоваться только две стороны. Одна компания приобрела вещей на определенную сумму и часть долга погасила при помощи собственных услуг.
В данной ситуации необходимо создать акт взаимозачета. Для этого следует найти в главном меню программы 1С 8.3 пункт «Продажи».
в зависимости от того, какая сторона имеет долг, где следует выбрать пункт «Корректировка долга».
Если до этого выполнялись различные манипуляции по корректировке документов, то откроется последний созданный файл. Необходимо создать новый документ. Важно выбрать правильный тип операции. В нашем случае выполняется взаимозачет с одной только организацией. Использоваться будут разные договора для поставки и оказания услуг. Для этого следует выбрать «Зачет задолженности».
Теперь следует выполнить следующие шаги:
- Выбрать пункт «Поставщику». Бывают случаи, когда должны нашей фирме. В такие моменты следует выбирать «Покупателя».
- Найти реквизит «В счет задолженности» и выбрать значение «Поставщика перед нашей организацией».
- Найти поле «Поставщик (кредитор)» и выбрать фирму, которой необходимо отдать долг. В шапке окна также следует выбрать фирму, за которой числится задолженность.
- Выполнить заполнение данных для обеих вкладок. Это можно сделать вручную или автоматически при помощи специального инструмента.
Первая вкладка будет отвечать за тот товар, который был приобретен в магазине. Также там будет предоставлена общая сумма задолженности. Во второй вкладке будет предоставлена информация об предоставленных услугах в качестве погашения долга. Обе суммы будут отличаться и программа это посчитает. Внизу окна будет отображаться разница. Теперь можно выполнять необходимые корректировки для выполнения дальнейшей проводки по взаимозачету.
Перенос задолженности на другой договор
Взаимозачет может осуществляться в рублях. Чтобы все выполнялось корректно, можно выполнять данную операцию не только в российской валюте, но и в условных единицах. Для этого достаточно установить флажок напротив «Расчеты в условных единицах». Тоже касается и иностранной валюты.
Перенос задолженности с одного договора на другой выполняется после выполнения корректировки документа. Корректировка долга может выполняться при помощи:
- дополнительного соглашения или договора;
- акта сверки;
- информационного письма.
Взаимозачет может выполняться следующим образом:
- В полной мере, когда результаты долга контрагентов сводятся к нулю.
- Частично, когда выполняется погашения только части задолженности или аванса.
Предварительная корректировка с помощью 1С 8.3: Бухгалтерия необходима в некоторых случаях:
- При предоставлении недостоверной информации.
- Когда были выполнены изменения, но не было выполнено согласование с обеими сторонами договора.
- Когда в документе были допущены ошибки.
Теперь следует перейти непосредственно к переносу задолженности на другой договор. К нему прибегают в том случае, когда необходимо перенести долг с одного контрагента на другой. Для этого следует перейти в главное меню и выбрать пункт «Продажи», где следует установить галочку напротив «Корректировка долга». Далее необходимо придерживаться следующей инструкции:
- Перед переносом долга или аванса следует его отразить. Для этого будет использоваться документ «Поступление в кассу». Его можно найти во вкладке «Деньги» и в блоке «Касса».
- Для осуществления переноса будет использоваться документ «Корректировка долга». Его можно найти в пункте «Продажи» -> «Расчеты с покупателями».
- Создается новый документ, где следует заполнить шапку. Необходимо указать покупателя и поставщика. Где располагается строка «Вид операции», необходимо выбрать «Переуступка долга покупателя».
- В табличной части следует нажать кнопку «Подобрать», чтобы указать договор долга или аванса, который был создан ранее. Теперь необходимо выбрать требуемый договор, на который будет осуществляться перенос. Также следует указать сумму и курс.
- Остается только сформировать отчет, чтобы проконтролировать взаимозачет с контрагентом. Он формируется под названием «Расчеты с покупателями». Это можно выполнить при переходе по вкладке «Компания» -> «Аналитика» -> «Отчеты» -> «Сформировать».
Проверить результат корректировки можно, сделав акт сверки.
Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Как списать взаимную задолженность между организациями
Когда у организации по одному контрагенту есть кредиторская и дебиторская задолженности одновременно, их можно закрыть путем выполнения обязательств. Но если такой возможности нет, стороны могут провести зачет взаимной задолженности. Как это сделать — рассказала эксперт Контур.Школы Наталья Никитченко.
Статья подготовлена по материалам вебинара Натальи Никитченко «Как списать взаимную задолженность между организациями».
- Что такое взаимозачет
- Виды взаимозачета и порядок их оформления
- Взаимозачет в бухгалтерском учете
- Взаимозачет в налоговом учете
Что такое взаимозачет
Взаимозачет — это способ прекратить существующие взаимные обязательства, не выводя деньги из оборота.
Есть случаи, когда провести взаимозачет нельзя по закону. Они перечислены в ст. 411 ГК РФ:
- требования о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, о пожизненном содержании или о взыскании алиментов;
- одна из сторон обратилась к своему контрагенту с претензией, в которой оспаривает существующее обязательство;
- истек срок исковой давности;
- договором запрещено проводить зачет (актуально для одностороннего зачета, в ином случае условие можно отменить дополнительным письменным соглашением сторон).
Некоторые законодательные акты на своем уровне тоже могут запрещать зачет. Например, Закон о банках и банковской деятельности не разрешает путем зачета требований кредитной организации оплатить увеличение ее уставного капитала.
Проведите финансовый анализ контрагента, чтобы избежать долгов
Виды взаимозачета и порядок их оформления
Взаимозачеты делятся на виды по количеству участников. Односторонний проводится на основании заявления или уведомления, поданного одной стороной, о том, что зачет проведен и взаимная задолженность погашена.
Двусторонний зачет предполагает, что у организации по одному контрагенту есть и кредиторская, и дебиторская задолженности. Он может быть предусмотрен договором или дополнительным письменным соглашением (актом). Во взаимозачете может быть три стороны и более, если у них сформирована круговая задолженность. Подробнее разберем это далее.
Соответствуйте профстандарту «Бухгалтер»: пройдите обучение, подтвердите профессионализм и получите диплом в Контур.Школе
Односторонний зачет
Зачет требований в одностороннем порядке возможен, если соблюдаются условия:
- требования встречные (ст. 410 ГК РФ);
- требования однородные;
- срок исполнения обязательств наступил, не указан или определен местом востребования (но есть исключения в ст. 410 ГК РФ).
Прежде всего проверьте, выполняются ли перечисленные условия, и убедитесь, что у вас в наличии есть все документы, подтверждающие задолженность. Далее действуйте по алгоритму:
Шаг 1. Составьте уведомление или заявление о зачете. Утвержденной формы нет, но следует включить в них максимум информации о требованиях, по которым вы проводите взаимозачет.
Образец заявления о зачете встречных требований
Шаг 2. Направьте заявление о зачете другой стороне письмом с уведомлением о вручении. Отправляйте по юридическому адресу, который указан в реквизитах контрагента. Впоследствии это поможет доказать, что вы отправили уведомление надлежащим образом.
Шаг 3. Получите доказательства вручения контрагенту заявления о зачете. Если заявление не получено, то зачет считается несостоявшимся (п. 4 информационного письма ВАС РФ № 65 от 29.12.2001).
Контрагент не получил письмо с заявлением на почте
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, когда оно поступило контрагенту, но по обстоятельствам, зависящим от этого лица, не было ему вручено либо адресат не ознакомился с ним (ст. 165.1 ГК РФ). Если почта направит вам информацию о невозможности вручения по причине неявки контрагента, суд будет на вашей стороне, так как вы сделали все, чтобы контрагент получил письмо.
Двусторонний и трехсторонний зачет
Чтобы провести двусторонний и трехсторонний зачет, не обязательно соблюдать все условия для одностороннего зачета. Они проводятся по договоренности между сторонами, которая может быть зафиксирована в договоре или оформлена отдельным письменным соглашением (актом).
При трехстороннем, четырехстороннем и т.д. зачете есть еще одно условие — задолженность должна быть круговой. Наглядно это показано на рисунке.
Трехсторонняя круговая задолженность, по которой можно провести взаимозачет
Чтобы провести взаимозачет, действуйте по алгоритму:
Шаг 1. Составьте акт или соглашение о взаимозачете. Они могут быть составлены в любой форме, но должны соответствовать требованиям к первичным учетным документам по Закону «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ. Подробно укажите все обстоятельства проведения взаимозачета:
- какие обязательства погашаются;
- какие возникли;
- когда должны были быть погашены;
- сумма взаимозачета;
- отдельно выделите НДС к каждому встречному обязательству.
Если будет недостаточно информации, это может привести к спорам с контрагентом, налоговой, судебным разбирательствам.
Образец соглашения о взаимозачете между двумя сторонами
Шаг 2. Пропишите порядок действий контрагентов после зачета и укажите, с какой даты соглашение вступает в силу.
Образец заключительной части соглашения
Шаг 3. Составьте по одному экземпляру соглашения для каждой стороны и укажите, что все они имеют одинаковую юридическую силу. Впишите реквизиты сторон и проследите, чтобы соглашение было подписано всеми сторонами.
Взаимозачет в бухгалтерском учете
Он отражается на счетах учета расчетов, по которым возникли взаимные обязательства. Проводки в бухучете нужно сделать на дату получения заявления о зачете или на дату подписания соглашения о зачете.
Пример. ООО «Гамма» имеет перед ООО «Альфа» обязательство по оплате аренды помещения за истекший месяц в сумме 540 000 рублей, в том числе НДС 90 000 рублей. Для компании «Альфа» сдача имущества в аренду — основной вид деятельности (участвует 90-й счет).
«Альфа» должно оплатить «Гамме» поставленные товары на сумму 360 000 рублей, в том числе НДС 60 000 рублей.
Стороны заключили соглашение о зачете встречных однородных требований на сумму 360 000 рублей.
Бухучет в ООО «Альфа»
Дебет | Кредит | Сумма | Содержание |
---|---|---|---|
62 | 90.1 | 540 000 | Отражен доход от сдачи имущества в аренду |
90.3 | 68.НДС | 90 000 | Начислен НДС |
41 (10) | 60 | 300 000 | Приняты к учету товары (материалы) |
19 | 60 | 60 000 | НДС, предъявленный поставщиком |
60 | 62 | 360 000 | Отражен зачет взаимных требований |
Бухучет в ООО «Гамма»
Дебет | Кредит | Сумма | Содержание |
---|---|---|---|
26 (44 и др.) | 76 | 450 000 | Арендная плата отражена в расходах по обычному виду деятельности |
19 | 76 | 90 000 | НДС, предъявленный арендодателем |
62 | 90.1 | 360 000 | Отражена реализация товара |
90.3 | 68.НДС | 60 000 | Начислен НДС |
76 | 62 | 360 000 | Отражен зачет взаимных требований |
Трехсторонний зачет отражается в бухучете так же, как двухсторонний: по дебету счета, на котором отражена или должна быть отражена возникшая кредиторская задолженность, и по кредиту счета, на котором отражена или должна быть отражена дебиторская задолженность.
Пример. У «С» есть дебиторская задолженность покупателя «А» в сумме 200 000 рублей и кредиторская задолженность перед поставщиком «Б» в сумме 300 000 рублей. В свою очередь у «Б» есть кредиторская задолженность перед «А» в сумме 250 000 рублей.
Стороны составили соглашение, в соответствии с которым их взаимные обязательства в сумме 250 000 руб. на дату подписания соглашения прекращаются зачетом. В бухгалтерском учете будут следующие проводки:
- «С» — Д 60(по контрагенту Б) К 62 (по контрагенту А) на сумму 250 000 рублей;
- «А» — Д 60 (по контрагенту С) К 62 (по контрагенту Б) на сумму 250 000 рублей;
- «Б» — Д 60 (по контрагенту А) К 62 (по контрагенту С) на сумму 250 000 рублей.
Ведите учет и сдавайте отчетность через интернет в Контур.Бухгалтерии
Взаимозачет в налоговом учете
Организация может пользоваться одним из двух методов учета доходов и расходов: кассовым или начисления. Это влияет на отражение взаимозачета в учете.
Метод начисления. Взаимозачет в расчете налога на прибыль не учитывается, так как и расходы, и доходы при данном методе признаются вне зависимости от факта оплаты (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).
Кассовый метод. Признайте доход на дату получения заявления о зачете (соглашения или акта), в том числе при зачете своего обязательства в счет уплаты вам аванса (п. 2 ст. 273 НК РФ). Расходы считайте оплаченными при условии, что требование зачтено не в счет уплаты аванса (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Отдельно остановимся на НДС. Тут многое зависит от обстоятельств взаимозачета:
- Погашен долг по отгруженным ранее товарам — на НДС это не влияет, потому что продавец уже начислил налог при отгрузке, и покупатель уже мог заявить его к вычету.
- Взаимозачетом погашен долг по авансу за товары, работы, услуги — НДС начисляется и принимается к вычету, как при обычном авансе (ст. 168, 171 НК РФ): на дату взаимозачета продавец начисляет НДС и в течение пяти дней обязан выставить счет-фактуру покупателю.
- Стороны расторгли договор, аванс зачли в счет нового договора — на НДС не влияет.
- Контрагенты расторгли взаимные договоры и зачли перечисленные друг другу авансы — по аналогии с возвратом авансов продавец на дату зачета может принять к вычету НДС с начисленного аванса, а покупатель должен восстановить НДС, если принял его к вычету (письмо Минфина России от 01.04.2014 №03-07-РЗ/14444).
Разные ставки НДС у контрагентов
Ставка НДС на порядок взаимозачета не влияет. НДС — косвенный налог, продавец предъявляет его дополнительно к цене товара, работ или услуг. Это значит, что при взаимозачете мы учитываем размер задолженности перед контрагентом, включающий НДС.
Пример. «А» должен «Б» 330 000 рублей (в т. ч. 10 % НДС — 30 000 рублей) за детские подгузники. «Б» должна «А» 120 000 рублей (в т. ч. 20 % НДС — 20 000 рублей) за услуги.
После проведенного зачета: «А» должна «Б» 210 000 рублей (330 000 — 120 000), в т. ч. НДС по ставке 10 % — 19 090,91 рубля.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Взаимозачет задолженности. Как правильно оформить и провести в учете
Взаимозачет задолженности — это возможность погашения кредиторской задолженности в счет дебиторской. Для этого требуется соблюдение определенных требований. Расскажем о правилах погашения и порядке документирования зачета взаимных требований.
Определение и условия выполнения зачета
Взаимозачет — это одна из форм прекращения обязательств, когда полностью или частично зачитываются встречные однородные требования организаций и физических лиц. Зачет задолженности может быть по обязательствам, срок которых уже наступил или неопределен.
Для выполнения взаимозачета должны быть выполнены следующие условия:
- По общему правилу зачитываемые требования должны быть встречными , т. е. по одному обязательстве компания выступает в качестве кредитора, а по другому — должником. Например, в рамках одного договора контрагент делает отгрузку товаров, а по другому — закупает ваши услуги или работы.
- Требования являются однородными , т. е. стороны соглашения после взаимозачета должны оказаться в том же положении, как если они оба выполнили зачитываемые требования. Однородность требований применительно к бухгалтерскому учету выражается в том, что оба обязательства являются денежными. Например, требование об оплате отгруженных товаров и задолженность по оказанным услугам (выполненным работам).
- Срок выполнения требований наступил , не указан или определен момент востребования. Также гражданское законодательство предусматривает возможность взаимозачета требования, срок которого еще не наступил. Например, если срок оплаты за поставку наступил, то задолженность (при соблюдении других условий) можно зачесть в счет долга контрагента.
- Взаимозачет не запрещен законодательно. Ограничения существуют для задолженности о возмещении вреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов. Отдельно гражданское законодательство запрещает зачет требований, по которым истек срок исковой давности.
В частности, если контрагент получит от организации о зачете требований, по которому истек срок взыскания, должник не обязан сообщать о пропуске этого срока. В то же время он сможет истребовать задолженность организации в судебном порядке, т. к. взаимозачет в этом случае не будет иметь правового значения.
- Заключенные договоры не содержат запрета на проведение взаимозачета. При этом гражданское законодательство разрешает снять это ограничение путем подписания дополнительного соглашения между сторонами сделки.
При нарушении перечисленных требований зачет не состоится и не повлечет правовых последствий. Контрагент не будет отражать его в учете, расчеты между сторонами останутся без изменений.
По общему правилу закон разрешает провести взаимозачет по сделкам, где одной из сторон выступает нерезидент. При соблюдении законодательства о валютном регулировании зачет выполняется на тех же условиях, что и между российскими компаниями.
При взаимозачете дополнительно необходимо учитывать, какое законодательство ( российское или иностранное ) регулирует отношения между контрагентами. Если к договору применяется иностранное право, перед выполнением зачета необходимо проверить, не накладывает ли оно каких-либо ограничений.
Документальное оформление взаимозачета
Порядок и правила оформления документов для проведения зачета взаимных требований зависят от вида взаимозачета. Рассмотрим документирование одностороннего и двустороннего взаимозачета. Прекращение взаимных обязательств с большим количеством участников ( например, трехсторонний зачет ) происходит в порядке аналогичном двустороннему взаимозачету.
Как оформить взаимозачет в одностороннем порядке
Для зачета взаимных требований одной стороной необходимо убедиться, что условиями договора не запрещены подобные операции. Если ограничений нет, то потребуется составить уведомление или заявление о зачете . Участие второй стороны договора для оформления не требуется, будет достаточно того, что контрагент получит ваше заявление.
В уведомлении необходимо указать решение вашей компании о зачете и прекращении обязательства полностью или частично. Нужно внимательно следить за формулировками, т. к. простое предложение выполнить взаимозачет не прекратит встречные обязательства.
Дополнительно в отправляемом документе необходимо подробно описать какие обязательства прекращаются .
Например, при зачете денежных обязательств приведите суммы задолженности, укажите документы, которые сформировали эти суммы (договоры, акты, отчеты). Если в уведомлении обязательства будут описаны недостаточно подробно, то в случае судебных разбирательств суд может признать зачет несостоявшимся.
Как оформить двусторонний зачет
Если по условиям договора односторонний зачет требований запрещен, стороны сделки могут согласовать двусторонний взаимозачет. Для этого требуется письменное соглашение о зачете взаимных требований .
В этом документе указывается, какие требования и в каком размере прекращаются, а также — необходимость дополнительных расчетов после подписания акта о зачете.
В качестве альтернативы соглашению, стороны могут закрепить условие о взаимозачете в договоре , например включив в него пункта об автоматическом прекращении встречных обязательств. Чтобы описать порядок взаимозачета в договоре, необходимо оформить отдельный раздел, посвященный зачету, где детально описать условия и правила зачета обязательств.
Отражение взаимозачета в бухгалтерии
Взаимозачет отражается по счетам учета расчетов, на которых ранее были отражены погашаемые обязательства. В частности могут использоваться счета учета с поставщиками, покупателями, прочими кредиторами и дебиторами, а также — учета задолженности по кредитам и займам.
Например, при выполнении взаимозачета между договорами поставки и реализации, когда контрагент одновременно выступает и продавцов и покупателем, необходимо выполнить проводку: Дт 60 Кт 62.
Проводку необходимо выполнять на дату получения заявления о зачете или на дату подписания соглашения между сторонами.
В налоговом учете порядок отражения зачета будет зависеть от применяемого метода учета доходов и обязательств. При методе начисления взаимозачет для расчетов по налогу на прибыль не учитывается, т. к. доходов и расходы признаются для налога независимо от факта оплаты.
При кассовом методе на дату подписания документов о зачете необходимо признать доход. Расходы в этом случае признаются оплаченными и они должны быть признаны для налогообложения (если выполнены остальные условия признания расходов).
Все нужные образцы и формы документов для учета в торговле есть в МоемСкладе .
Учет НДС при взаимозачете
Учет налога на добавленную стоимость при зачете задолженности имеет ряд особенностей.
Если взаимозачетом погашается задолженность за уже отгруженные товары, то на НДС эта операция не повлияет. Покупатель, при наличии оснований, может принять этот налог к вычету. Право принять его к вычету не зависит от наличия и формы оплаты.
Если зачетом был погашен долг по авансу за товары, то НДС необходимо начислить и принимать к вычету так же, как если бы аванс был перечислен денежными средствами. В этой ситуации взаимозачет считается оплатой.
На дату выполнения зачета продавец должен начислить НДС с аванса и в течение стандартного срока выставить авансовый счет-фактуру. Покупатель имеет право принять этот налог к вычету на общих основаниях.
Если стороны сделки расторгли договор и аванс был зачтен в счет нового соглашения, то корректировать НДС с аванса в момент зачета не нужно. Это связано с тем, что фактически аванс не возвращается покупателю и поэтому действует типовой порядок уплаты и принятию к вычету налога.
Алгоритм действий для выполнения взаимозачета
Для проведения зачета взаимных требований применяется следующий порядок действий:
Шаг 1. Оцените выполнение всех условий проведения взаимозачета (характер и однородность требований, наступление срока оплаты задолженности, отсутствие запретов в договоре и в законодательстве ).
Шаг 2. Выберите тип взаимозачета ( односторонний, двусторонний или иной ). Для минимизации рисков споров с контрагентом рекомендуется оформлять двусторонний зачет требований. Это позволит избежать судебных разбирательств и снизить риск отказа контрагента от выполнения зачета.
Шаг 3. Оформите необходимые документы и, при необходимости, направьте их контрагенту. Документацию по этой операции необходимо хранить в общеустановленном порядке.
Шаг 4. Отразите взаимозачет в бухгалтерском и налоговом учете. В качестве дополнения — можете отправить акт сверки взаимных требований. Подписание этого документа подтвердит суммы обязательств.
После выполнения зачета условия договоров необходимо выполнять в соответствии с новыми суммами задолженности. Например, могут измениться ежемесячная величина оплаты, срок или периоды погашения обязательств.