Чем отличается инвентаризация от ревизии
Перейти к содержимому

Чем отличается инвентаризация от ревизии

Чем отличается инвентаризация от ревизии

И ревизия, и инвентаризация связаны с подсчетом товаров и имущества предприятия, а потому их часто используют как слова-синонимы. Мы уже рассказали об инвентаризации, в этой статье раскроем, что такое ревизия и зачем она магазину.

  • В чем разница между ревизией и инвентаризацией
  • Правила проведения проверки в магазине

В чем разница между ревизией и инвентаризацией

Инвентаризацию в магазине проводят по инициативе его руководства или ответственных сотрудников. Цель — сверить остатки с данными в учетной системе и проверить состояние товара.

Например, в магазин поступило пять пачек сливочного масла 82%. Три из них продали, но одну забыли списать, или система учета дала сбой. Четвертая пачка испортилась, а пятую провели в системе как масло 75%. В учетных данных числится ещё три пачки масла, а по факту только одна — и та испорченная. А у масла 75% наоборот — на одну пачку больше.

Чтобы выявить все эти расхождения и добраться до причин, в магазинах проводят инвентаризации: по плану, при смене сотрудника или каждый день — на усмотрение хозяина бизнеса.

Ревизия — это комплексная проверка предприятия. Её может проводить сам магазин: например, в качестве подготовки к проверке ФНС. Но всё-таки чаще всего ревизия — удел государственных органов. Как пример — когда налоговая служба решает проверить полноту уплаты юридическим лицом налогов, сборов, страховых взносов.

Для магазинов и мелкого бизнеса больше характерны выборочные проверки: выездные (когда представитель проверяющего органа приезжает на предприятие) и документарные (когда у бизнеса запрашивают документы для проверки удаленно).

Проверки могут проводить государственные органы или акционеры и совладельцы бизнеса. Например, франчайзер проверяет, как у франчайзи идет учет, нет ли воровства. Цель — убедиться, что предприятие ведет финансово-хозяйственную деятельность с учетом всех требований и норм.

Какие контролирующие органы могут затеять проверку и зачем:

  • ФНС интересует, насколько исправно налогоплательщик платит налоги и ведет учет;
  • Ростехнадзор проверяет, не вредит ли деятельность предприятия сотрудникам, обществу или экологии;
  • МВД, руководствуясь Приказом от 30.06.2009 МВД РФ № 495 и ФНС РФ № ММ-7-2-347, направляет материалы в ФНС для решения о назначении выездной или камеральной налоговой проверки;
  • Трудовая инспекция проверяет, соблюдает ли компания права сотрудников;
  • Роспотребнадзор контролирует соблюдение прав конечного потребителя, то есть покупателей, гостей и клиентов;
  • Пожарнадзор отвечает за исполнение норм пожарной безопасности.

Правила проведения проверки в магазине

Проверки бывают плановые и внеплановые.

Расписание плановых проверок размещено на сайте Генеральной прокуратуры. Их назначают каждые три года, так было до пандемии. Сначала из-за ковида, а теперь из-за международных санкций плановые проверки отменены, но не все. Такую меру поддержки объявило государство, чтобы дополнительно не усложнять жизнь бизнесу.

«Мораторий» на проверки касается только проверок по Федеральным законам от 31.07.2020 № 248-ФЗ и от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Другими словами, не проводят свои проверки МЧС, Роспотребнадзор, Трудовая инспекция. «Мораторий» действует до конца 2022 года на основании Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336.

Среди исключений — организации, которые связаны с безопасностью детей (школы, лагеря, роддома). Их по-прежнему планово проверяют на соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и противопожарных мер. По части промышленной безопасности «Мораторий» не действует на производственные объекты II класса опасности (среди них предприятия, которые работают с большими объемами газа, угля и пр.).

Внеплановые проверки организуют, как правило, по обращению в контролирующий орган. Например, клиент не получил на кассе чек, сообщил об этом в ФНС, и регулирующий орган проводит внеплановую проверку. Если выявлено нарушение, сотрудник ФНС может вернуться через время, чтобы убедиться, что ситуация не повторяется.

Сигналом для проведения проверки может быть любая деятельность, вызывающая вопросы или подозрения. Например, если налоговые отчисления компании ниже, чем у аналогичных предприятий в районе. Другие причины: организация показывает убыточность на протяжении нескольких лет, сменила несколько мест регистрации или игнорирует запросы от ФНС.

Чем отличается инвентаризация от ревизии: определения и сравнение

«У нас инвентаризация на носу!» – какое непримечательное предложение. Зато, сколько суеты за ним скрывается. Начальники волнуются, подчиненные переживают. И все бегают, нервничают. Это делать нельзя, то делать нельзя: все после инвентаризации. И вопросы к руководству – тоже.

А если ревизия? Она внеплановая, как правило. Тут к руководителю лучше не подходить. Почему все так нервно происходит? Разберемся подробнее.

Ревизия

Чем отличается инвентаризация от ревизии? Определение ревизии гласит, что это проведение внеплановых мероприятий по проверке законности действий на предприятии. Они рассматриваются с точки зрения их обоснованности, а также – отражения в счетах бухгалтерского учета. Здесь поправка: верного отражения.

Ревизия – это исследование правомерности всех операций, проводимых на предприятии, с учетом действующего законодательства. Она проводится без предварительного согласования с руководителями предприятия. То есть внезапно. Кто проводит ревизию? Контролирующие органы.

Ревизия проходит внепланово

Инвентаризация

Это плановое мероприятие. Его устанавливает и проводит руководитель организации. Чем отличается инвентаризация от ревизии? Она назначается для того, чтобы выявить фактические остатки предприятия, сопоставив их с учетными.

Для чего это нужно?

Инвентаризация осуществляется для того, чтобы понять насколько правильно и качественно проводится бухгалтерский учет на предприятии.

Считаем внимательно

Сравнительная характеристика

Чем отличается инвентаризация от ревизии, если сравнить две эти операции?

Ревизия – мероприятие внеплановое. Его основная цель – выявление законности действий, проводимых на предприятии. Ревизию проводят внешние контролирующие органы. По ее окончании составляется акт. В нем описаны все недостатки, отклонения и злоупотребления полномочиями руководством предприятия.

Инвентаризация, в свою очередь, планируется заранее. Ее проводят внутренние контролирующие органы предприятия. Основная цель данного мероприятия – контроль за верным ведением бухгалтерского учета, выявление в нем ситуаций, которые являются проблемными для предприятия.

По окончании инвентаризации составляется акт, указующий на обнаруженные ошибки и недостатки. В акте также рассматриваются пути их исправления. Документ подписывается всеми членами комиссии.

Страшный сон руководителя магазина

Чем отличается ревизия от инвентаризации в магазине? Последняя – это страшный сон для руководства и обслуживающего персонала. Стоит начать с того, что для ее проведения необходимо закрыть торговый зал для покупателей. А это несет убытки. Поэтому зачастую инвентаризация проводится в ночное время.

Как ее проводят? Инструкция по проведению инвентаризации предполагает 4 этапа.

  1. Подготовительный. Руководитель составляет приказ о проведении инвентаризации. В нем содержится такая информация, как сроки проведения, объем проверки, состав комиссии. Продавцы (материально ответственные лица) подготавливают товар к инвентаризации, по возможности собрав его в одном месте. Если речь идет о продуктовом магазине, то в день инвентаризации запрещается выносить товар со склада в торговый зал. Он может остаться не учтенным.
  2. Технический. Проверяют наличие, условия хранения и состояние всех товарно-материальных ценностей. Полученную информацию вносят в акт инвентаризационной описи. При проведении инвентаризации обращают внимание на товары, впитывающие влагу: должны соблюдаться условия их хранения. Что касается товаров, теряющих вес при хранении (мясо, овощи, фрукты), то для них существует такое понятие, как удельные данные потери веса.
  3. Анализ полученных данных. После того как весь товар сосчитан, бухгалтер сверяет данные бухгалтерского учета с фактическим наличием. Расхождения заносятся в ведомости. При обнаружении несоответствий, необходимо еще раз пересчитать позиции, в которых обнаружены «разногласия» между фактическим остатком и остатком по документам.
  4. Заключительный этап. Вносятся все изменения количества товаров, выявленные в ходе инвентаризации. Что касается недостачи и порчи товаров, то их списывают на издержки производства. Если же суммы недостачи большие, их распределяют между всеми виновными материально ответственными лицами.

Чем отличается инвентаризация от ревизии? Ревизия в магазине такой же необходимый процесс, как и инвентаризация. Ее основная цель – определение товара в натуральном и стоимостном эквиваленте, выявление недостачи. Ревизия проводится постоянной комиссией, действующей в данном магазине. Ее сроки заранее согласовываются с руководителями торговой сети.

Чем отличаются правила проведения ревизии от инвентаризации? Если первое больше касается бухгалтерии, то второе имеет отношение ко всем сотрудникам магазина. Для проведения инвентаризации, обычно, сотрудники остаются в магазине на ночь. Происходит подсчет товара. Штучные – считаются вручную, или с помощью специального штрих-кода. Весовые – еще раз перевешиваются и суммируются.

Подготовка к инвернтаризации

Резюмируем

Чем отличаются инвентаризация от ревизии и правила их проведения? Об этом мы поговорили немного выше. А теперь стоит подвести краткий итог.

  1. Ревизия – мероприятие внеплановое, а инвентаризация – плановое.
  2. Если инвентаризация осуществляется внутренними контролирующими органами, то за проведение ревизии отвечает внешний контроль.
  3. Цель ревизии – проверка законности операций, проводимых на предприятии. Цель инвентаризации – выявление ошибок в бухгалтерском учете и мероприятия, направленные на их исправление.

Все заносят в ведомость

Заключение

Чем отличается ревизия от инвентаризации, мы выяснили. Какие правила поведения необходимо соблюдать во время инвентаризации?

Пресс-центр

img-svg

Инвентаризация (или переучет) – это фактический пересчет всех средств, которые числятся на балансе организации. Пересчету подвергаются все материальные и нематериальные ценности, включая сырьевую базу, канцелярию.

Провести ее правильно можно с первого раза при условии правильной подготовки.

Инвентаризация – это

Каждое предприятие на регулярных основаниях проводит переучет. Это нужно для соблюдения правильного учета складских запасов. От качества работы сотрудников, их обращения с имущественными ценностями компании зависят фактические показатели по остаткам.

  • Основные средства (инвентаризация ОС);
  • Финансовые вклады;
  • Производственные запасы;
  • Материальные активы;
  • Нематериальные активы;
  • Товары/продукция (инвентаризация ТМЦ);
  • Прочие ценности, являющиеся материальными или нематериальными ценностями предприятия.

Для пересчета финансовых обязательств проводится подсчет кредитных и других договоров. Все товарные и денежные кредиты, займы, вложения также должны отражаться в ведомости.

Инвентаризация – это получение данных о фактических остатках и выявление несоответствия между фактическими данными и сведениями учетной документации. Процедура проводится с целью выявления фактических размеров, исчисления отклонений и расхождений план-фактных показателей.

Под объемом принято понимать совокупность того, что находится в собственности магазина или предприятия. Это то, что подлежит пересчету.

Изменения вносятся в управленческий и бухгалтерский учет. За каждой вещью установлено материально-ответственный сотрудник.

Бухгалтерия видит данные по:

  • Приходу;
  • Списаниям;
  • Расходам.

Переучет должен проводиться с определенным интервалом (например, ежемесячно, ежеквартально и т. д.). Регулярность и качество переучета позволяет вести достоверный учет по объемам продукции, сырьевой базы и другим ценностям.

Цели инвентаризации

Переучет позволяет решить ряд важных задач:

  1. Определить фактическое количество ценностей организации путем выявления неучтенных позиций, недостачи, пересорта и т. д. Кроме того, в ходе переучета параллельно проводится проверка состояния товара.
  2. Сопоставить реальные количества с данными учетных баз. Все несоответствия фиксируются документально, после чего привлекаются материально ответственные лица.
  3. Выровнять данные в учетных документах для последующего корректного учета.
  4. Контроль качества и полноценности системного учета. Речь идет о проверке документов, отражающих состояние товарно-материальных и прочих ценностей предприятия.
  5. Мониторинг соблюдения дисциплины по использованию и хранению ОС.

Инвентаризация подразумевает проверку состояния запасов компании, корректности отражения данных в базе данных, а также контроль соблюдения правил хранения.

Преимущества инвентаризации для сотрудников

Как показывает практика, регулярный и фактический пересчет – лучший способ для своевременного выявления недобросовестных действий со стороны работников. Это могут быть как целенаправленные действия, так и ошибки, связанные с человеческим фактором, безответственностью.

Если переучет рассматривается как формальность, то пользы от него будет мало. Документы с данными, не соответствующими действительности, никому не нужны. Поэтому очень важно вносить в бланки и ведомости только реальные сведения.

Как правило, фиктивная документация является следствием:

  • Повышенной загруженности сотрудников;
  • Проведения недобросовестных действий и махинаций по отношению к ТМЦ.

Чтобы устранить первый фактор, нужно назначить работника, который будет заниматься исключительно переучетом. Например, можно на время освободить штатного сотрудника от выполнения непосредственных обязанностей либо привлечь аутсорсингового специалиста.

Такой подход позволит провести точные подсчеты и подвести итоги по остаткам. Не стоит пытаться загрузить персонал дополнительной работой, поскольку это может привести к ошибкам в расчетах, снижению качества выполнения основных обязанностей.

Чтобы исключить вероятность недобросовестных действий, нужно привлечь сторонних экспертов. Попытки провести инвентаризацию силами компании будут безрезультатными. Сотрудники будут просто вписывать те показатели, которые нужны им.

Типы инвентаризации

Тип переучета зависит от поставленных целей. Процедура может быть полной или частичной, плановой или внеплановой, охватывать конкретное подразделение или всю организацию.

В зависимости от назначения

Классифицируется с учетом ситуации:

    . Проводится по календарному графику на основании предварительно подписанного приказа. К мероприятию готовятся заранее, персонал информируется заранее. График проведения утверждает руководитель в начале отчетного года;
  • Внеплановая. Проводится с целью выявления фактов хищений, недостач. Назначается при замещении материально ответственных лиц для исключения непонятных ситуаций после назначения нового сотрудника. Также внеплановая инвентаризация проводится после техногенных и стихийных бедствий;
  • Повторная. Приказ о ее проведении выписывается при наличии спорных моментов по результатам первичного переучета. А также если имеются подозрения по отношению к материально ответственным лицам, есть вопросы относительно качества выполняемой работы;
  • Контрольная. Проводится непосредственно после плановой с целью проверки достоверности расчетов. На момент ее проведения помещения должны оставаться закрытыми.

Переучет может проводиться в одной либо нескольких вышеперечисленных формах. Такие процедуры могут назначаться как руководителем предприятия, так и начальством подразделения либо проверяющими инстанциями.

В зависимости от объема

    . Ежегодно компания в обязательном порядке проводит ревизию всех своих ценностей. Это обязательная процедура, предшествующая составлению годового отчета по бухгалтерии. Проводится по активам фирмы, материалам, товарам и различным соглашениям с третьими лицами; . Проводится по подразделению, отделу, направлению. Например, пересчет кассы, складских запасов либо по определенному виду продукции. Может назначаться при смене материально ответственных лиц.

В зависимости от размера процедуры

При условии правильного проведения переучета удается получить правильный отчет, содержащий фактические данные. Такие документы позволят руководителям провести анализ текущего положения дел и внести правки по каждому подразделению либо по всему предприятию.

С учетом масштаба охвата выделяют следующие типы инвентаризации:

  • Сплошная. Пересчитываются все ценности по всем ответвлениям, отделам. За каждым закрепляется инвентаризационная комиссия и проверяющие лица. Ведущие компании привлекают независимых ревизоров;
  • Выборочная. Проверке подлежат отдельные ценности, которые находятся в области ответственности конкретного работника. Чаще всего проводятся в компаниях с большим ассортиментом товара или широким спектром услуг либо в фирме с филиалами.

С учетом условий проведения

Процедуру вправе утверждать и определять дату проведения может не только руководство предприятия. С учетом обязательности, переучет может быть:

  • Обязательным (проводят согласно действующему законодательству);
  • Инициативным (проводится по инициативе руководителя).

По способу проведения

Инвентаризация может быть:

  • Натуральной. Сотрудники на самом деле идут и выполняют поставленные задачи, правильно все подсчитывают, оформляют. О регулярности и корректности проведения такого мероприятия может говорить то, что учетная информация совпадает с реальными результатами. В таком случае все направления компании будут функционировать эффективно;
  • Документальной. Работники ищут продукцию и финансовые активы по документальным данным.

Закон об инвентаризации

Порядок и сроки переучета регулируются приказом Минфина и Федеральным законодательством о бухгалтерском учете.

Итак, ревизия должна проводиться в следующих случаях:

  • Отчеты составлялись более года назад;
  • По факту смены материально ответственного лица;
  • Перед закрытием или реструктуризации организации;
  • При выявлении признаков порчи имущества, хищения и других незаконных действий со стороны сотрудников;
  • Перед продажей, сдачей в аренду, сменой собственника;
  • При преобразовании;
  • После техногенных и стихийных бедствий (пожары, потопы и т. д.).

За соблюдения законодательных требований отвечает директор предприятия и бухгалтер.

Порядок и сроки

Дата и порядок процедуры назначается руководителем компании. Если инвентаризация является инициативой контролирующих инстанций, то сроки проведения устанавливают они, о чем информируют проверяемых лиц.

Этапы

Переучет состоит из 4 этапов:

  1. Подготовка. Составление документов, ведомостей для заполнения, утверждение комиссии, определение дат и сроков.
  2. Пересчет. Работники или представители проверяющей компании проводят подсчеты, взвешивание для получения данных по реальному объему ТМЦ.
  3. Сличительная процедура. Фактические результаты сравнивают с планом, утверждаются несоответствия, выявляются причины.
  4. Завершение. К ответственности привлекаются виновные лица, обновляется база данных, оформляется соответствующая документация.

Что касается последнего этапа, перед наказанием виновных лиц проводится повторная проверка результатов.

Состав инвентаризационной комиссии

Как уже говорилось выше, мероприятие может проводиться штатными сотрудниками или аутсорсинговыми специалистами (услуга независимой инвентаризации). Контроль всей процедуры осуществляют члены инвентаризационной комиссии.

Должность не указывается в трудовой книге. Как правило, комиссия включает:

  • Сотрудников организации;
  • Представителя руководства;
  • Работника бухгалтерского отдела;
  • Начальника или мастера соответствующей службы (например, инженер, юрист, финансист и т. п.);
  • Если переучет проводится в торговой точке, в комиссию включают представителя отдела экономической безопасности.

Перечень документов

Каждый этап должен проводиться в соответствии с установленными стандартами. Проводится заполнение актов, описей, ведомостей. Их наличие позволяет упростить последующий анализ ситуации.

Точный перечень бумаг определяется с учетом отрасли и имеющихся ценностей.

Список наиболее распространенных форм

  • Опись ОС – ИНВ-1;
  • Ярлык – ИНВ-2;
  • Опись товарно-материальных ценностей – ИНВ-3;
  • Акт об отгрузке товаров – ИНВ-4;
  • Опись о ТМЦ, находящихся на ответственном хранении – ИНВ-5;
  • Сличительная ведомость с результатами расчетов ТМЦ – ИНВ-19;
  • Бланк, в который вносятся изменения – ИНВ-24 (итоговый документ);
  • Ведомость для итоговой сверки – ИНВ-26.

Рекомендации Профсостав – как провести переучет быстро и точно

Сроки проведения зависят от:

  • Площади объекта;
  • Обширности ассортимента;
  • Количества складских запасов.

Если эти моменты не принято во внимание, процедура может затянуться.

Чтобы избежать всевозможных проблем и ошибок, возьмите на заметку несколько простых рекомендаций:

  1. Подготовьте команду к монотонной и рутинной работе, которая требует внимания.
  2. Проведите инструктаж. Заранее и детально объясните правила использования техники для считывания штрихкодов и т. д.;
  3. Напечатать описи.
  4. Не предпринимать попыток скрыть признаки хищения.
  5. Провести двойной пересчет, чтобы исключить ошибки, связанные с человеческим фактором. Лучше всего, если одну и ту же партию пересчитает несколько человек.
  6. Внести результаты в документы, поместить в архив.

И помните, что у линейных сотрудников вашей организации очень низкая мотивация делать всё точно и быстро. Именно по-этому независимая инвентаризация как услуга набрала большую популярность среди организаций, которые хоть раз считали свои запасы самостоятельно.

Этапы успешного переучета

Пошаговый алгоритм выглядит так:

  1. Выбор комиссии.
  2. Составление и подписание приказа.
  3. Подготовка необходимых инструментов.
  4. Подсчет ТМЦ по зонам и материально ответственным лицам.
  5. Сводка остатков, выявления фактических показателей.
  6. Представление данных о недостачах, пересортице, излишках.
  7. Подписание актов, опрос сотрудников.
  8. Списание недостачи, заполнение ведомостей.

Как выровнять расхождения

Учетной политикой любой организации регламентируется порядок отражения недостающих и лишних объектов, выявленных при пересчете. Если это ИП, достаточно краткого описания всех пунктов.

Как правило, материальная ответственность за недостачу делится между виновными лицами. Но руководство вправе поступить по-другому:

  • Все излишки отнести к результатам работы предприятия. Найти виновных, попросить объяснения. Разобраться в причинах появления излишков;
  • Если размер недостачи не превышает установленных норм, их списывают на издержки. Для этого подписывается соответствующий приказ;
  • Если недостающего товара больше нормы либо выявлены факты умеренной порчи имущества, нужно указать виновное лицо. Он должен объяснить причины. Если определить виновника невозможно, недостачу списывают в счет издержек.

Результаты вносятся в отчеты, затем подбиваются итоги по остаткам. Незначительные расхождения являются нормой для любого предприятия.

Независимый аудит подразумевает отсутствие личной заинтересованности специалистов в результатах инвентаризации, что, в свою очередь, помогает показать реальное положение дел на предприятии.

Заказывая инвентаризацию в специализированной компании, вы можете избежать временных и финансовых затрат на аудит, так как отпадает необходимость дополнительно нагружать собственных сотрудников.

Далеко не каждая фирма имеет в своем штате сотрудников, которые обладают достаточной квалификацией для проведения экспертной оценки хозяйственных активов. Обращаясь к сторонним специалистам, вы можете быть уверены в качестве проведенной инвентаризации.

Статистика показывает, что в случаях воровства на предприятии чаще всего виноваты сами сотрудники, при этом они не только наносят имущественный ущерб, но также подделывают документы, чтобы скрыть случаи воровства. Отчет о независимой инвентаризации подписывается экспертами и передается непосредственно в руки руководителя, что исключает возможность его подделки другими сотрудниками фирмы.

Независимая инвентаризация

– это возможность выявить реальное положение дел на предприятии. Наиболее эффективна такая процедура будет для мелких и средних предприятий, так или иначе связанных с торговлей или поставками товара. Проведение независимого аудита позволит вовремя заметить ошибки в работе сотрудников или целых отделов фирмы, а также исключить случаи воровства и подделки документов.

Независимая инвентаризация имущества в компании «ПрофСостав» — это выгодно. Заказав проведение аудита у нас, вы сможете спокойно продолжать производственный процесс, а, значит, не потеряете свои деньги из-за вынужденного простоя. Результаты инвентаризации будут доступны в максимально короткие сроки.

Ревизия

Некоторые владельцы компании — акционеры или участники — хотят держать руку на пульсе и следить за состоянием дел в бизнесе, непосредственно в них не вмешиваясь. Для этого они избирают независимую ревизионную комиссию или отдельного человека — ревизора, которые будут изнутри контролировать финансовую деятельность организации и проводить ревизии — проверки финансовых документов.

Рассказываем, что такое ревизия, какой она бывает и как проводится.

Что такое ревизия

Это внутренняя проверка годовых отчетов, бухгалтерских балансов и любой другой финансовой документации компании.

  • плановая — обычно проводится по итогам деятельности фирмы за год;
  • внеплановая — проводится в любое время по инициативе собственников компании или совета директоров.

Внеплановые проверки проводят, например, если грядет слияние, присоединение, разделение компании или налоговая проверка. А еще — если сотрудника, который занимается финансами, подозревают в хищении денег и надо разобраться.

Чем ревизия отличается от инвентаризации

Есть два способа сопоставить данные бухгалтерского учета с реальностью: ревизия и инвентаризация. Принципиальных отличия у этих проверок два.

В ходе ревизии проверяется только финансовая документация. При инвентаризации проверяют все активы компании, в том числе недвижимость, оборудование, товары, деньги, ценные бумаги, и ее обязательства, например долги по кредитам. Цель инвентаризации — убедиться, что реальное наличие активов совпадает с данными бухучета.

Ревизию проводят по желанию собственников компании. Если в уставе не прописаны положения о ревизии, ее можно не проводить, а инвентаризацию в ряде случаев фирма просто обязана провести. Например, перед составлением годового баланса, при смене материально ответственных лиц, при хищениях, пожарах или при закрытии компании.

Для чего нужна ревизия

Чаще всего компании проводят ревизию, чтобы:

  1. Объективно оценить финансовое состояние дел в компании и квалификацию бухгалтеров.
  2. Исключить злоупотребление положением со стороны некоторых сотрудников или даже целых отделов. Например, закупку товаров, оборудования или материалов по ценам гораздо выше рыночных в обмен на откат — незаконное вознаграждение от продавца за то, что сотрудник закупил товар именно у него и именно по такой цене.
  3. Подготовиться к проверке извне — налоговой или аудиторской: ревизия помогает обнаружить и исправить слабые места в бухучете компании.

Какой бы ни была цель, участники компании не участвуют в ревизии лично. Из списка предложенных кандидатов они избирают проверяющих — ревизора или ревизионную комиссию — и согласуют результаты проверки.

Как назначают ревизора или ревизионную комиссию

Ревизионная комиссия и ревизор — это люди, которые проводят проверку. В течение проверки они имеют право:

  • требовать от руководства компании представить документы о финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • запрашивать у членов совета директоров, директора и работников компании устные и письменные пояснения о тех или иных показателях в финансовой отчетности;
  • требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров или участников.

Членом ревизионной комиссии или ревизором может быть любой человек. Главное — он не должен входить в руководящий состав организации. То есть членом комиссии не может быть генеральный директор компании или член совета директоров. Дополнительные требования к членам комиссии, например образование и квалификацию, можно прописать в уставе компании.

Участники ООО могут избрать одного проверяющего — ревизора — или целую комиссию. А у акционеров АО такого выбора нет: если в акционерном обществе нет собственного отдела по внутреннему аудиту и контролю, ревизию может проводить только ревизионная комиссия.

В зависимости от формы собственности компании различается порядок создания комиссии.

Ревизионная комиссия АО. Публичные общества — чьи акции свободно торгуются на рынке ценных бумаг — могут создать ревизионную комиссию, только если в уставе прямо сказано, что ее нужно создать.

Непубличные АО могут избирать членов комиссии, если это не запрещено уставом.

Ревизионная комиссия ООО. ООО могут создавать комиссию, только если это предусмотрено уставом. То есть в уставе должно быть написано примерно следующее: «13.1. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества создается ревизионная комиссия».

Кандидатов в члены комиссии предлагают акционеры или участники ООО. На основе их предложений составляются списки кандидатов.

Из этих списков на общем собрании акционеров или участников простым большинством голосов избирается ревизионная комиссия. В АО она создается сроком на год. Для ООО такой срок ничем не установлен, поэтому можно закрепить его в уставе. Обычно в ООО ревизионная комиссия тоже избирается на календарный год, чтобы избежать злоупотребления положением со стороны ревизоров.

Количество членов комиссии может быть любым, ограничений в законе нет. Точное количество прописывают в уставе, но рекомендуем установить нечетное число. Это позволит избежать ситуаций, когда по вопросу комиссия поровну голосует за и против.

Как проводится ревизия

Процедура ревизии в АО или ООО на уровне законодательства ничем не утверждена. Компании сами должны разработать и утвердить на общем собрании или на совете директоров подробный порядок работы комиссии. Обычно для этого составляют положение о ревизионной комиссии. Вот что в нем прописывают.

Как созываются заседания комиссии. Кто может требовать их проведения, кто подготавливает и кто уведомляет членов комиссии о заседаниях.

Информация о ревизионной комиссии Если комиссию созывает председатель, информацию о созыве комиссии можно отразить в его полномочиях

Как проходят заседания. Где будут проводить заседания, сколько членов комиссии должно прийти, чтобы заседание считалось законным, и сколько голосов нужно, чтобы принять решение.

Количество членов комиссии для проведения кворума Обычно кворум — это больше половины членов комиссии, но можно указать, что для кворума нужно 100% членов ревизионной комиссии

Как работать с протоколом заседания. Кто ведет и подписывает протокол, какие сведения нужно в нем отражать.

Документы ревизионной комиссии Все эти сведения должны быть указаны в протоколе

Как строится работа ревизионной комиссии. В какой срок ей нужно представить для проверки годовые отчеты и балансы; сколько времени отводится комиссии на составление заключения и кто его подписывает.

Оптимальный срок для представления финансовых документов Оптимальный срок для представления финансовых документов — три дня

Между организацией и членами комиссии возникают гражданско-правовые отношения, поэтому при желании можно закрепить в документе, какую ответственность несут члены ревизионной комиссии. Например, что они обязаны возместить вред, который возник по их вине.

Что важно запомнить

  1. Ревизия — это внутренняя проверка финансовой отчетности компании.
  2. В отличие от инвентаризации ревизия — не обязательная процедура.
  3. Ревизия помогает владельцам бизнеса оценить финансовое состояние дел в компании, уровень квалификации ее бухгалтеров, а также выявить факты злоупотреблений со стороны сотрудников.
  4. Ревизию проводит специальная ревизионная комиссия или специальный человек — ревизор.
  5. Порядок проведения ревизии компания должна разработать и утвердить сама.

Расчетный счет в ТинькоффПредложение Тинькофф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *