ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Материальные, финансовые, трудовые ресурсы здравоохранения и медицинских организаций
Экономические ресурсы (economic resources) — это вид ресурсов, необходимых для производства благ — товаров и услуг. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ. В это понятие включается все, что способствует экономической деятельности: природные ресурсы (наземные, ископаемые, подводные); людские ресурсы, их способности и квалификация; товары производственного назначения или произведенные человеком средства производства и т.д. Еще один основной вид экономических ресурсов — это финансовые ресурсы.
Охарактеризуем материальные ресурсы здравоохранения и медицинских организаций.
Материальные ресурсы здравоохранения — это ресурсы в материально-вещественной форме, позволяющие осуществлять оказание медицинских, сервисных услуг и выполнение работ; это совокупность средств и предметов труда, которыми располагает и пользуется здравоохранение как отрасль
социального сектора экономики. Материальные ресурсы организаций здравоохранения можно представить, как основные и оборотные фонды.
К основным фондам относятся здания, сооружения, коечный фонд, производственная инфраструктура, лабораторное оборудование, транспорт.
Основные фонды переносят свою стоимость в стоимость производимых медицинских услуг по частям. Эта часть характеризуется как физический износ медицинского оборудования (или здания), который равен величине амортизационных отчислений за год (от первоначальной стоимости), что составляет в среднем 5,6% для зданий; 10 12% — для медицинского оборудования. Количество медицинского и лабораторного оборудования, коечный фонд зависят от профиля и мощности учреждения (организации) здравоохранения.
Оборотные фонды организаций здравоохранения представляют собой предметы одноразового использования, лекарственные препараты, мягкий инвентарь, продукты питания для пациентов, денежные средства, кассовые остатки, средства в расчетах и др. Оборотные фонды переносят свою стоимость в стоимость производимых медицинских услуг целиком за год. Иначе говоря, если предметы и материалы имеют срок годности до года, то они относятся к оборотным фондам.
Для отечественного здравоохранения характерным являлся высокий уровень износа основных фондов, достигавший в 1990—2000 гг. в среднем: здания — 27%; оборудование — 58,5; транспорт — 62%. Динамика показателей обновления имеющихся фондов за десятилетие к 2000 г. составила 3,6% при имеющихся нормативах их обновления: здания — 3%; оборудование — 12,5; транспорт — 20% [1] .
В этот период сложилось критическое положение с оснащением оборудованием и транспортом: при наличии уровня износа аппаратуры, достигающего 58,5%, обновление составляло в пределах 9,4%; транспорта — соответственно 62% (износ) и 8,7% (обновление). В соответствии со стоимостью основных фондов (в ценах 1997 г.) их фактическое недофинансирование достигало пятикратного размера, что свидетельствовало о необходимости увеличения вложений финансовых средств в отрасль — здравоохранение. В целом обновление зданий организаций здравоохранения осуществлялось замедленными темпами, стоимостные показатели их обновления достигали 20% от требуемого норматива. За десять лет (1990—2000 гг.) было возведено только 3500 (10%) зданий. По данным академика РАН В. И. Стародубова, в количественном отношении число возводимых зданий последовательно уменьшалось в среднем вдвое за каждое приводимое пятилетие (1984—1989 гг., 1990—1994 гг., 1995—1999 гг.). Численность реконструируемых помещений также имела тенденцию к уменьшению в сравнении со строительством новых зданий медицинского назначения. В учреждениях здравоохранения к 2000 г. около трети из 35 тыс. эксплуатируемых автомобилей выработали свой полный ресурс: 2600 автомобилей — с носилками; 2700 — не имеющих носилок, 1700 — легковых автомобилей, 1400 — грузовых, 270 — автобусов. Износ легковых и санитарных автомобилей с носилками составлял 48%, износ грузового транспорта достиг 75%.
Сокращение мощности коечного фонда учреждений здравоохранения в 2000 г. происходило прерывисто как по территориям в целом, так и в зависимости от уровня оказываемой помощи и профилям коек. Для этого периода был характерен неравномерный уровень обеспеченности койками населения по субъектам РФ. Например, сокращение количества сметных коек в Удмуртии составляло 0,3%, а в Магаданской области 61,7%. С одной стороны, это было обусловлено развитием стационаро-замещающих учреждений (особенно в Самарской области и др.) как более экономичных. С другой стороны, выросло число коек в административных центрах за счет сокращения участковых больниц. Ликвидировались фельдшерско-акушерские пункты, которые теперь пытаются восстановить в сельской местности на новом уровне оснащенности. По данным Минздрава России, в 2014 г. в стране открыто более 850 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). При этом за период с 1995 г. по 2012 г. Россия потеряла 8 тыс. ФАПов, число фельдшеров в них было сокращено на 77%.
Анализ состояния ресурсной базы здравоохранения России свидетельствовал о том, что слабоуправляемое развитие здравоохранения в условиях ограниченного финансирования отрасли привело к росту диспропорций условий оказания помощи между территориями и внутри них, истощению ресурсов, концентрации лечебных учреждений в административных центрах, а, следовательно, к снижению и ухудшению качества самой помощи. Была необходима срочная разработка стратегии развития отрасли, а также выбор приоритетов для принятия дополнительных мер.
В 2005—2007 гг. приоритетный национальный проект "Здоровье" определил следующие главные направления обновления отрасли:
- 1) развитие первичной медицинской помощи;
- 2) развитие профилактического направления медицинской помощи;
- 3) обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;
- 4) управление проектом "Здоровье" и его информационная поддержка.
В табл. 4.1 приводятся данные по реализации первого приоритета национального проекта "Здоровье" с указанием объемов финансирования.
Первый приоритет "Развитие первичной медицинской помощи"
2006-2007 гг., итого млрд руб.
Переход на новые системы оплаты труда врачей
Подготовка врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров
Укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи
Укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи
Если остановиться на втором приоритете "Развитие профилактического направления медицинской помощи" (общий объем финансирования — 28,0 млрд руб.) и выделить мероприятия 2006—2007 гг., то следует отметить следующие:
- 1) иммунизация населения в рамках национального календаря прививок — 10,3 млрд руб.;
- 2) выявление и лечение инфицированных вирусом гепатита С, В и иммунодефицита — 10,8 млрд руб.;
- 3) обследование новорожденных детей — 0,9 млрд руб.;
- 4) диспансеризация групп риска 6,0 млрд руб.
В рамках третьего приоритета "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью" в 2006—2007 гг. на реализацию мероприятий была выделена сумма 65,5 млрд руб., а именно:
- • строительство медицинских центров — 32,0 млрд руб.;
- • техническая модернизация — 15,4 млрд руб.;
- • увеличение квот с целью обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью — 16,1 млрд руб.
Четвертый приоритет "Управление национальным проектом “Здоровье”" и его информационная поддержка" потребовал на свое обеспечение 1,3 млрд руб., прежде всего — на реализацию информационной поддержки самого национального проекта "Здоровье". Всего на проект "Здоровье" за период 2006—2007 гг. было выделено 161 млрд руб.
Основными направлениями приоритетного национального проекта "Здоровье" в последующие 2009—2012 гг. стали формирование здорового образа жизни; развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний; повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; совершенствование медицинской помощи матерям и детям.
Следующим этапом развития отрасли стала двухлетняя Программа модернизации российского здравоохранения. Данная Программа была принята Правительством РФ в конце 2010 г. и начала реализовываться в 2011 г. Общий объем финансирования Про1раммы составил 630 млрд руб., в том числе 174 млрд руб. было выделено на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения. В рамках Программы модернизации здравоохранения была проведена инвентаризация материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе по таким параметрам, как ресурсная обеспеченность, техническое состояние зданий и сооружений, оснащенность учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, укомплектованность медицинскими кадрами. Совокупная стоимость всех региональных программ модернизации, как уже было сказано, составляет 630 млрд руб., в том числе субсидии ФФОМС составили 387 млрд руб., или 61,4%, средства бюджетов субъектов РФ 113 млрд руб., средства бюджетов ТФОМС —130 млрд руб.
Для выполнения намеченного только в 2012 г. ФФОМС было направлено на решение вопросов модернизации в субъекты РФ почти 300 млрд руб.
Если подвести некоторые конкретные итоги Программы модернизации здравоохранения, то важно отметить, что более 100 учреждений здравоохранения было достроено, капитальные ремонты проведены более чем в 50% учреждений здравоохранения, участвующих в системе обязательного медицинского страхования, — это почти 4000 учреждений здравоохранения. Оборудование закуплено более чем в 5000 учреждений. Поставлено около 300000 сд. медицинской техники, том числе "тяжелой": томографов, маммографов, ангиографического оборудования. За период с 2000 по 2012 г. в России сократилось число больниц (на 42%) с 10,7 тыс. до 6,2 тыс., а поликлиник почти на 23% (с 21,3 тыс. до 16,5 тыс.). Сократилось также число больничных коек — на 19%. Если в 2000 г. на 10 тыс. человек в стране приходилось 115 коек, то в 2012 г. — уже 93 [2] .
По данным Минздрава России, в 2014 г. тенденция изменений сохранилась, и в результате реорганизации количество медицинских учреждений по России уменьшилось почти на 10%. В процессе реорганизации, направленной на сокращение числа медицинских учреждений, общее количество медучреждений уменьшилось на 8,6% (686 ед.). Больниц стало меньше на 4,9% (225 ед.), диспансеров — на 5,5 (46 ед.), поликлиник — на 20,3 (356 ед.) и стоматологических поликлиник — на 7,6% (59 ед.). Таким образом, на 2014 г. в систему здравоохранения Минздрава Российской Федерации входило 4398 (60,2%) больниц, 794 (10,9%) диспансера, 1395 (19,1%) поликлиник и 713 (9,8%) стоматологических поликлиник.
Некоторые итоги Программы модернизации здравоохранения Российской Федерации следующие: в рамках информатизации медицинских организаций электронной записью на прием к врачу по состоянию на 1 апреля 2013 г. уже воспользовались 6512225 граждан; внедряется "Электронная карта пациента"; создается "Электронное место врача"; разрабатываются профессиональные стандарты.
В результате осуществляемых мероприятий отрасль здравоохранения стремится к оптимизации материальных ресурсов.
Наметились процессы концентрации имущества, объединения медицинских учреждений в Лечебно-диагностические комплексы. Так, в Москве 65 стационаров, работающих в системе ОМС, объединились в более чем 30 многопрофильных высокотехнологичных медицинских центров. Почти 400 городских поликлиник образуют 46 взрослых и 40 детских амбулаторно-поликлинических центров. Создается трехуровневая система медицинской помощи.
На первом уровне. в поликлинике по месту жительства, пациент может получить помощь самых востребованных врачей — терапевта, хирурга, офтальмолога, невролога.
Второй уровень означает: в "головном" амбулаторном комплексе можно получить консультацию кардиолога, эндокринолога, нефролога и прочих специалистов, пройти диагностику па современном оборудовании, поскольку оснащать магнитно-резонансными томографами или приборами для ангиографии каждую поликлинику неэкономично.
Третий уровень представлен стационаром, куда направляется пациент, если госпитализация действительно необходима.
К резервам повышения эффективности организации использования материальных ресурсов учреждений здравоохранения относятся следующие:
- 1) необходимы новые технологии бухгалтерского учета, контроля и планирования затрат хозяйственных служб. Внедрение управленческого учета в практику организаций здравоохранения;
- 2) внедрение паспортизации (введение эксплуатационных паспортов объектов) оборудования и технологических процессов учреждений здравоохранения;
- 3) ведение документации о местонахождении и количестве "элементов эксплуатации" хозяйственными службами учреждений здравоохранения, составление Перечня недопустимых нарушений в использовании оборудования;
- 4) мониторинг результатов учета и планирования затрат хозяйственными службами.
В связи с этим в медицинской организации необходимо проведение постоянного анализа использования медицинского оборудования на основе следующих экономических показателей:
- • балансовая стоимость оборудования (индивидуальная, усредненная), руб.;
- • нормативный срок износа (амортизация), лет;
- • годовая норма износа, руб.;
- • календарный годовой фонд времени работы единицы оборудования при двух-, трехсменном режиме работы, ч;
- • время простоев оборудования, в том числе при регламентированных ремонтных и сервисных процедурах;
- • эффективный годовой фонд времени работы единицы оборудования, ч [3] ;
- • нормативное время на одно исследование, ч [4] ;
- • нормативное годовое число исследований на единицу оборудования, ед.;
- • фактическое годовое количество исследований на единицу оборудования, сд.;
- • коэффициент использования оборудования при двух-, трехсменном нормативном режиме;
- • срок окупаемости стоимости оборудования фактический, лет.
Также важно определить экономическую эффективность использования коечного фонда на основе следующего коэффициента эффективности использования коечного фонда К [5] :
Этот показатель должен иметь тенденцию к увеличению. Коэффициент рационального использования коечного фонда К,:
где и„ — нормативный показатель занятости койки в год, дней; Л„ — средняя длительность госпитализации, дней; и* — фактическая занятость койки в год, дней; Лу — фактическая средняя длительность госпитализации, дней. Показатель целевого использования коечного фонда Кс:
где Кс— коэффициент целевого использования коечного фонда; ис — целевая занятость коечного фонда при госпитализации стационарных больных, дней в году; Vу — фактическая занятость коечного фонда, дней в году.
Показатель 11с определяется экспертным путем.
Ущерб вследствие неэффективного использования коечного фонда характеризуется количеством финансовых средств, затрачиваемых на содержание неэффективно используемого коечного фонда, и определяется по формуле
где Вэу — величина экономического ущерба вследствие нерационального и нецелевого использования коечного фонда, руб.; Зкф — сумма финансовых средств, затрачиваемых на содержание коечного фонда, руб.; К, — коэффициент эффективного использования коечного фонда.
Еще одним показателем эффективности использования в здравоохранении материальных ресурсов может выступать индикатор "Сокращение сроков лечения", что приводит к увеличению количества больных, в связи с чем возможно определение "величины экономии Е", достигнутой в результате сокращения сроков лечения в стационаре.
Величина экономии равна:
Если количество фактически пролеченных больных будет больше, чем плановое, при тех же затратах, то налицо экономия от сокращения сроков лечения. В данном случае доходообразующим фактором является "количество пролеченных больных". Формула расчета такова:
где ГСфакт — фактические расходы за период; 0факт — фактическое количество пролеченных больных; (2плам — плановое количество пролеченных больных.
К материальным ресурсам относятся и лекарственные препараты как элемент оборотных фондов.
Общими задачами повышения эффективности использования этого ресурса являются:
- 1) создание эффективной системы стандартизации на основе принципов доказательной медицины;
- 2) ведение регистра (регистров) пациентов на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающего принятие решений gо лекарственному обеспечению с учетом персональных данных;
- 3) разработка и внедрение рациональных принципов и критериев включения препаратов в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — Перечень ЖПВЛП) на основе сравнительной оценки их социально-экономической эффективности;
- 4) внедрение современных протоколов ведения больных;
- 5) стимулирование использования лекарственных препаратов-дженериков;
- 6) введение системы электронных назначений лекарственных препаратов с возможностью их интеграции с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии (автоматическая проверка правильности назначенного режима дозирования, прогнозирование межлекарственных взаимодействий, автоматическая проверка на наличие показаний и противопоказаний и т.д.);
- 7) внедрение системы ведомственного и вневедомственного контроля обоснованности назначений и качества лекарственной помощи населению со стороны государства и общественных организаций, сообществ пациентов.
На сегодняшнем этапе утверждена "Стратегия лекарственного обеспечения населения России на период до 2025 г., определяющая приоритетные социально-экономические задачи в сфере лекарственного обеспечения населения РФ на долгосрочную перспективу" [6] .
На уровне организации здравоохранения лекарственные препараты относятся к оборотным фондам, выступают как материальные средства. Это позволяет рассчитать показатели эффективности — материалоемкость и материалоотдачу:
где Ме — материалоемкость (при прочих равных условиях данный показатель должен иметь тенденцию к снижению); Мо материалоотдача (данный показатель должен иметь тенденцию к росту, что свидетельствует о повышении эффективности использования данного ресурса); М материальные затраты, руб.
Доход выражается такими показателями, как прибыль, чистая прибыль и др.
Такие расчеты прежде всего имеют значение в стоматологии, но возможны и для других видов медицинской деятельности.
Однако стремиться к удешевлению оборотных фондов порой невыгодно, так как применение дешевых лекарственных препаратов зачастую не приносит экономическую выгоду, поскольку сами эти лекарственные препараты могут обладать незначительным медицинским эффектом, что ведет к увеличению сроков лечения и, как следствие, к удорожанию лечебного процесса. В медицине дешево — не значит экономно.
Организация лекарственного обеспечения предполагает расчет потребности подразделений медицинского учреждения в фармацевтических препаратах. Этот расчет делается с использованием табл. 4.3.
Расчет потребности в лекарственных препаратах по подразделениям организации здравоохранения
Наименование лекарственного препарата и изделия медицинского назначения
потребность в лекарственном препарате или изделии медицинского назначения на период
Научно и экономически обоснованно потребность в лекарственных препаратах определяют стандарты медицинской помощи и Протоколы ведения больных, расчеты потребности на основе клинико-статистических и клинико-профильных групп. Имея рекомендательный характер, они все же способствуют обоснованному расчету финансовых ресурсов при закупке лекарственных препаратов для больницы.
Механизм управления лекарственным обеспечением включает:
- • формирование страхового заказа (или страхование лекарственного обеспечения в системе ОМС) на лекарственные препараты (ЛП) и изделий медицинского назначения (ИМИ);
- • введение в практику оптовых закупок медикаментов на тендерной основе;
- • персональную ответственность работников за назначение и порядок выписки бесплатных и льготных рецептов на лекарственные препараты
в соответствии с нозологией и предоставленными пациентам данной категории льготами (в том числе приказ Минздрава России от 17.06.2013 № 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения");
- • контроль гражданского общества над ценами на ЛП и ИМН;
- • законодательное регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;
- • меры борьбы с фальсификацией лекарственных препаратов.
К оборотным фондам стационара помимо лекарств относятся материальные затраты на лечебное питание пациентов. Для того чтобы правильно организовать лечебное питание и рационально использовать ресурсы, необходимы:
- • сведения о количестве пациентов (распределенных по диет-столам);
- • сведения о дополнительном питании пациентов;
- • справочник клиник, отделений, профилей коек, норм финансовых затрат;
- • недельное меню по всем утвержденным диетам;
- • справочник раскладок по блюдам;
- • справочник продуктов питания с кодами их классификации;
- • при наличии склада продуктов — оформленные требования на продукты питания, сухой паек, дополнительное питание;
- • паспортная карточка па блюда.
Информационное обеспечение приготовления и доставки пищи пациентам также включает расчеты затрат на содержание кухни, раздаточные ведомости, расчеты стоимости готовой пищи для пациентов. Все это способствует решению задач экономии, учета и контроля в системе организации лечебного питания и использования продуктов.
Также требуется информационное обеспечение оперативного учета уровня запасов продуктов питания на складе, а именно:
- • сведения о колебаниях отходов овощных продуктов посезонно;
- • сведения о запасах на текущий момент;
- • оформление требований на дополнительную выдачу продуктов;
- • информация о поступлении продуктов питания;
- • информация по обеспечению приготовления и доставке пищи;
- • сведения об отпущенных продуктах;
- • акт списания некачественных продуктов.
Информационное обеспечение бухгалтерского учета продуктов питания включает:
- • информацию о поступлении продуктов питания; раздаточные ведомости;
- • акт снятия остатков;
- • оборотно-сличительную ведомость в разрезе номенклатурных номеров;
- • ведомость расхода продуктов питания в разрезе субсчетов;
- • справку о стоимости питания пациентов в разрезе норм финансовых затрат.
Кроме того, для повышения эффективности организации питания в больнице необходимы сведения об учетно-отчетных показателях по продуктам, а именно:
- • информация об обеспечении приготовления и доставки пищи пациентам;
- • справочник плановой стоимости одного койко-дня;
- • ведомость стоимости питания по профилям коек в разрезе отделений;
- • сводная ведомость стоимости питания по профилям коек.
Для анализа использования продуктов питания важны сведения из справочника о химическом составе и калорийности блюд, средней калорийности питания одного пациента в день и ведомость стоимости питания пациентов по диет-столам.
При расчете финансовых затрат на питание должны быть учтены натуральные нормы расхода продуктов, которые служат основой для определения расчетных стоимостных норм в день [7] .
Практическое использование рассмотренной системы информационного обеспечения стационара способствует не только рациональному и эффективному применению продуктов питания в лечебном процессе при участии врача-диетолога и диетсестры, но и экономичному расходованию финансовых ресурсов организации здравоохранения.
Есть примеры для организации лечебного питания в стационарах использования аутсорсинга [8] . Учреждения здравоохранения города Москвы могут обеспечивать своих пациентов питанием как самостоятельно, так и пользоваться услугами сторонних компаний. На обеспечение суточного питания одного пациента больница расходует примерно 180 руб.
Кроме медикаментов, мягкого инвентаря, одноразовых медицинских инструментов и затрат на питание к оборотным фондам организаций здравоохранения и отрасли в целом относятся финансовые средства.
Финансирование здравоохранения требует значительного привлечения денежных ресурсов, и эти расходы не могут напрямую регулироваться рыночными механизмами. Источниками финансирования здравоохранения в Российской Федерации традиционно выступают федеральный бюджет, региональные и муниципальные бюджеты, средства систем ОМС и ДМС, финансовые средства пациентов, средства работодателей (как прямая оплата или спонсорская помощь), других государств и международных организаций. Однако, несмотря на множество источников, дефицит денежных средств сохраняется.
Общие объемы финансовых средств представлены в табл. 4.4, 4.5 и 4.6.
Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение [9]
в денежном выражении, млрд руб.
В том числе, млрд руб.:
— федеральный бюджет (без учета межбюджет-
— консолидированные бюджеты субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов);
— бюджеты фондов обязательного медицинского страхования
Расходы Министерства здравоохранения Российской Федерации, млрд руб.
206,2 (на здравоохранение, физкультуру и спорт, в том числе на здравоохранение 179 млрд руб.)
- 229,9
- (план)
- 211,7
- (факт)
- 132,7
- (план)
- 106,0
- (факт)
По данным Минфина, в 2015 г. из бюджета РФ на здравоохранение было потрачено около 406 млрд руб. Для сравнения: в 2014 г. Минфин планировал направить на здравоохранение 462,5 млрд руб. (утвердил в качестве плана 445 млрд руб.). В новых экономических условиях государство планомерно сокращает финансирование здравоохранения не только с поправкой па инфляцию, но и в абсолютном выражении. Экономия возможна от 12 до 20%. Но еще внушительнее экономия государства будет на финансировании стационарной медицинской помощи — сразу 35%. В 2015 г. на стационарную медпомощь бюджет потратил 162 млрд руб., на 2014 г. в бюджете была заложена большая сумма — 250 млрд руб.
Динамика консолидированных расходов бюджетной системы РФ на здравоохранение, 2011—2014 гг., млрд руб.
Всего Федеральный бюджет, доходы
изменения к предыдущему году, %
изменения к предыдущему году, %
изменения к предыдущему году, %
изменения к предыдущему году, %
В том числе здравоохранение
По мнению академика РАН, д.м.н., депутата Государственной думы РФ, проф. Н. Ф. Герасименко, большее значение будет придаваться другим источникам финансирования. В 2015 г. будет увеличение расходов на программу здравоохранения за счет средств ФОМС на оплату медицинской помощи на 181,4 млрд руб., в 2016 г. — на 194 млрд руб., в 2017 г. — на 217 млрд руб. На 20% увеличивается подушевой норматив. Кроме того, в 2014 г. финансирование высокотехнологичной медпомощи было чуть более 50 млрд руб., а в 2015 г. оно увеличилось до 82 млрд руб. Утвержден план реализации госпрограммы "Развитие здравоохранения" на 2015— 2016 гг. [12] Новая редакция программы "Развитие здравоохранения" предполагает уменьшить запланированный ранее объем финансирования: в 2014 г. — на 16,1 млрд руб., в 2015 г. — на 13,3 млрд руб., а в 2016 г. — на 28,9 млрд руб.
"В 2016 г., если за основу брать эффективность работы системы, которая была год назад, нам бы не хватало определенной суммы денег. Но если мы пересмотрим свои подходы, если мы эффективность системы существенно повысим, то у нас есть ресурс не менее 140 150 млрд руб., которые просто высвободятся и перераспределятся внутри системы", — сказала глава Минздрава России В. И. Скворцова. Для повышения эффективности отрасли предложено, в частности, увеличить время работы койки в медучреждениях страны — с 290 дней в году минимум до 330. Кроме того, по мнению министра здравоохранения, необходимо максимально задействовать дорогостоящее медицинское оборудование, которое сегодня часто простаивает. Сокращение финансирования связано с невозможностью содержать неэффективные койки. Перед отраслью поставлена задача: порядок оказания услуг необходимо приблизить к европейскому уровню, где 70% помощи пациенты получают амбулаторно и только 30% — стационарно.
Помимо материальных и финансовых ресурсов здравоохранения к основным видам относятся трудовые ресурсы. Количество главного ресурса — врачей — отражено в табл. 4.7.
Численность врачей в государственном секторе здравоохранения Российской Федерации [13]
Количество, тыс. чел.
Врачи общей практики
Врач но лечебной физкультуре и спортивной медицине
Психиатры и наркологи
Врачи санитарно-противоэпидемической группы и врачи
по общей гигиене
Рентгенологи и радиологи
Численность и структура медицинских кадров г. Москвы: из общего числа врачей 55,8% работают в амбулаторно-поликлинических учреждениях и 31% — в стационарах. Коэффициент совместительства у врачей составляет в среднем 1,3. На основании результатов [14] анализа кадров городского здравоохранения установлено, что дефицит врачей в государственных учреждениях Департамента здравоохранения г. Москвы составлял 11878 чел. (из них 11789 в амбулаторно-поликлинических учреждениях и 753 в стационаре). Сохранялся наибольший дефицит врачей педиатрического и терапевтического профилей, врачей-хирургов, травматологов-ортопедов, специалистов анестезиологии-реаниматологии; лучевых методов диагностики (рентгенология, ультразвуковая диагностика, рентген-эндоваскулярная диагностика и лечение); врачей общей врачебной практики; клинической лабораторной диагностики, неврологии; педиатрии; неопатологии.
В программных документах Минздрава РФ в решении задач, поставленных Концепцией развития здравоохранения до 2020 г., подчеркивается необходимость консолидации усилий по разработке и внедрению новых технологий в развитие кадровых ресурсов отрасли. Особенное внимание уделяется вопросам сохранения (закрепления) медицинских кадров в системе здравоохранения. Одной из ключевых выявляется проблема с кадрами в сельском здравоохранении. На сегодняшний день состояние кадровых ресурсов характеризуется дефицитом медицинских работников, чрезмерной концентрацией в крупных городах, серьезными различиями в уровне квалификации специалистов, в дефицитном соотношении численности младшего и среднего медицинского персонала к общей численности врачей. Кадровые проблемы в сфере здравоохранении являются серьезным вызовом для систем здравоохранения во всем мире. На международном уровне признано, что кадровые ресурсы играют основополагающую роль в обеспечении качества и доступности медицинской помощи. Эффективность систем здравоохранения зависит прежде всего от качества исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками, определяемого их знаниями и мотивацией к работе.
На современном этане мировое сообщество констатирует наличие кадрового кризиса в здравоохранении. Проблемы, которые стоят перед системами здравоохранения различных стран, идентичны. Главная из их — это дефицит медицинских кадров. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня 57 стран испытывают критическую нехватку трудовых ресурсов в области здравоохранения 1 . Но последним оценкам, для восполнения дефицита кадров требуется как минимум 2360000 медицинских работников и 1890000 административных и вспомогательных работников, т.е. в общей сложности 4250000 работников здравоохранения. Решение существующего и ожидаемого дефицита кадров в здравоохранении имеет решающее значение для охраны здоровья всего человечества. Налицо серьезные проблемы в области сохранения и миграции медицинских кадров в отрасли. В России 34% врачей не удовлетворены своим материальным положением и только 28% врачей отмечают, что уровень заработной платы их устраивает. Вовремя не получают заработную плату 14% опрошенных медицинских работников: 26% — сельские медицинские работники и 7% — городские врачи. На сегодняшний день политика регионов, направленная на решение кадровых проблем, определяется уровнем социально-экономического развития территорий и, соответственно, уровнем наличия бюджетных средств. В результате реализуемые меры поддержки медицинских работников не носят комплексный характер, а проблемы внутренней миграции медицинских кадров усугубляются существующим региональным неравенством.
Как считают эксперты Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ. и с ними нельзя не согласиться, для решения кадровой проблемы необходимо признать расходы на значительное повышение заработной платы медицинским работникам и другие социальные меры в качестве основополагающих инвестиций в охрану здоровья населения; рассматривать вопрос межрегиональной миграции медицинских кадров и как симптом глубоких проблем в сфере здравоохранения России, и как проблему, усугубляющую кадровые затруднения в отрасли.
Основные задачи решения проблемы кадрового дефицита в здравоохранении могут включать разработку комплексной программы по решению жилищных вопросов медицинских работников, предусматривающую выделение служебного жилья, а также жилья, которое они могли бы потом оформить в социальный наем, развитие ипотеки с государственной компенсацией в зависимости от продолжительности работы специалиста в области. Сегодня необходима программа льготной ипотеки для врачей, в соответствии с которой запланировано частично или полностью погашать проценты на покупку квартир медработниками. В Московской области выступили с такой инициативой; если врач отработал в городе пять лет, государство должно погасить ему 30%, если 10 — то 70% и, соответственно, если 15 лет — 100%.
Еще одним направлением укрепления трудовых ресурсов здравоохранения выступает формирование банка данных о наличии свободных рабочих мест с предоставлением жилья. Также в российских регионах для решения проблемы кадров здравоохранения осуществляется:
- • выплата стипендий студентам, обучающимся очно в медицинском вузе, а также бесплатный проезд на муниципальном транспорте;
- • создание системы медосмотров, диспансерного наблюдения и санаторно-курортного оздоровления работников отрасли здравоохранения;
- • установление прямой зависимости зарплаты главврача от средней заработной платы по учреждению здравоохранения, что будет способствовать росту зарплат врачей и персонала медучреждений.
В целом в рамках модернизации здравоохранения также необходимо:
- • создание системы обучения специалистов работе на новом медицинском оборудовании фирмами-поставщиками;
- • привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов для проведения мастер-классов;
- • организация стажировок врачей в ведущих зарубежных клиниках;
- • осуществление целевой подготовки врачебного персонала по специальностям "Лечебное дело" и "Педиатрия"; дефицитным врачебным специальностям;
- • создание медицинского учреждения по принципу университетской клиники с открытием па ее базе филиала медицинского факультета одного из ведущих университетов Европы (Москва и другие крупные города);
- • единовременные или месячные выплаты молодым специалистам, которые трудоустраиваются в областные государственные учреждения муниципальных районов и городских округов;
- • выплаты медицинским работникам дефицитных специальностей;
- • финансирование областными и муниципальными бюджетами интернатуры и ординатуры будущим специалистам (Новосибирская область);
- • внедрение системы непрерывного медицинского образования;
- • создание системы грантов для лучших учреждений здравоохранения и лучших руководителей учреждений.
Выше были охарактеризованы основные виды ресурсов здравоохранения, но, как и в других отраслях, имеется одна серьезная экономическая проблема — невозможность с одинаковой эффективностью использовать одни и те же ресурсы для решения разных задач.
Какие активы относятся к оборотным производственным фондам?
Оборотные производственные фонды — это…
Производственные фонды (ПФ) являются стоимостным выражением средств производства. Это те предметы и средства труда, что используются при выпуске продукции (работ, услуг). ПФ участвуют в самом процессе создания материальных и нематериальных ценностей и классифицируются:
- на основные,
- оборотные.
Основные фонды производства обладают двумя важными признаками:
- участвуют в процессе производства длительное время и используются в нескольких технологических циклах;
- сохраняют свою материальную (натуральную) форму.
Например, машина, используемая в производстве, со временем мало изменяется по своим физическим свойствам и по производственной способности (если содержится и эксплуатируется правильно, вовремя выполняется ремонт и техобслуживание).
Поскольку основные производственные фонды участвуют в технологическом процессе неоднократно, то стоимость их не следует списывать при производстве первой же партии продукции. Есть возможность распределить ее на множество производственных циклов и переносить на стоимость продукции постепенно, частями.
Оборотные производственные фонды полностью потребляются в ходе конкретного производственного (технологического) цикла. Их материальная (натуральная) форма в процессе технологии преобразовывается и/или становится частью продукции, без которой та не имеет товарной целостности. Стоимость оборотных производственных фондов переносится на произведенный предприятием продукт полностью, является частью себестоимости этого продукта.
Оборотные производственные фонды вместе с фондами обращения формируют оборотные средства предприятия.
Фонды обращения — это оборотные средства, которые обслуживают оборот:
- готовая продукция;
- денежные средства;
- эквиваленты денежных средств и расчеты.
На рис. 1 изображена структура оборотных средств.
Структура оборотных ПФ приведена на рис. 2.
Как видим, оборотные ПФ включают:
- производственные запасы (ПЗ),
- незавершенное производство (НЗП),
- расходы будущих периодов.
Запасы как оборотные производственные фонды
Количество и структура запасов в производстве на разных предприятиях очень сильно варьируется и зависит от сферы деятельности компании.
Производственные запасы включают сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, ГСМ и т. д., а также предметы труда, которые необходимы для работы вспомогательных и обеспечивающих производств (запчасти для ремонта ОС).
Экономистам и аналитикам необходимо учитывать тот факт, что эффективность работы предприятия во многом зависит от эффективности управления запасами. Запасы необходимы для бесперебойной работы производства. Но их чрезмерное количество приводит к замораживанию оборотных средств предприятия. В отчетном периоде отслеживать эффективность использования производственных запасов можно, рассчитывая показатели оборачиваемости в целом для всей группы активов и в отдельности для каждого вида.
Как произвести расчет данного показателя, рекомендуем посмотреть здесь: «Коэффициент оборачиваемости запасов в днях (формула)».
Оборотные производственные фонды: незавершенное производство и расходы будущих периодов
К НЗП как элементу оборотных производственных фондов относят те активы, которые уже переданы в производство, но технологический (производственный) цикл по которым не завершен. НЗП может включать:
- сырье и материалы,
- полуфабрикаты собственного изготовления,
- иные средства труда,
- готовую продукцию, которая не прошла всех этапов проверки и не передана на склад.
Детальнее ознакомиться со структурой НЗП и порядком формирования себестоимости этого актива можно в статье «Что относится к незавершенному производству?».
Расходы будущих периодов как элемент структуры оборотных производственных фондов — это затраты:
- на подготовку производства к выпуску новых видов продукции;
- на разработку и внедрение изобретений;
- на оплату и внедрение рационализаторских предложений.
Отличительной особенностью такого вида расходов является то, что произошли они в отчетном периоде, но экономическая выгода от них возникнет в будущем. Поэтому эти расходы списываются поэтапно, по мере освоения новых видов продукции, внедрения изобретений или рационализаторских предложений. Пока не произошло списания таких расходов, суммы затрат являются производственными активами предприятия.
Итоги
К оборотным производственным фондам относится стоимость активов, которыми предприятие располагает для выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ) и которые имеют непосредственное отношение к производству. Структура оборотных фондов производства состоит из трех элементов: запасов производства, незавершенного производства, расходов будущих периодов.
Рациональное управление оборотными фондами в производстве имеет для предприятия высокую важность, так как данный вид активов имеет особенность накапливаться, выводя из оборота денежные средства. Это негативно сказывается на финансовом состоянии компании, так как снижаются показатели оборачиваемости оборотных активов.
Медицинская статистика: конспект лекций.
2. Анализ использования основных фондов лечебного учреждения.
Основные фонды – совокупность произведенных общественным трудом материально-вещественных ценностей, действующих в течение длительного периода.
К основным фондам, принадлежащим учреждению, относятся здания и сооружения, машины, оборудование и инвентарь. Основные фонды народного хозяйства представляют собой наиболее важную и быстро возрастающую часть национального богатства. В основных фондах выделяют:
1) активную часть;
2) пассивную часть;
3) прочие основные фонды.
Активная часть – это медицинская техника, приборы, аппаратура, инструментарий специального назначения, от которых в значительной степени зависит качество медицинской помощи.
Пассивная часть – здания и сооружения, коммуникации и пр.
Прочие основные фонды – мягкий инвентарь, хозяйственный инвентарь и пр.
В структуре основных фондов любого учреждения наибольший удельный вес имеет пассивная часть (около 75%), активная часть составляет около 20%, прочие основные фонды – примерно 5%.
Для экономического анализа необходима форма годового отчета № 5 «Движение основных средств».
Основные средства – это основные фонды в денежном выражении, они отражаются в балансе основных фондов и в бухгалтерском балансе.
Стоимость основных фондов учитывается по отдельным субсчетам, которые имеют шифр: 010 – здания, 011 – сооружения, 012 – передаточные устройства, 013 – машины, оборудование, 014 – белье, обувь и постельные принадлежности, 015 – транспортные средства, 016 – инструмент производственный, включая принадлежности и хозяйственный инвентарь, и т. д.
Для определения активной части основных фондов необходимо суммировать стоимость субсчетов 013 и 016.
В здравоохранении норма активной части основных фондов должна быть не менее 20%.
Основные фонды в здравоохранении зачисляются на баланс учреждения здравоохранения по их полной первоначальной стоимости, которая складывается из затрат на приобретение, транспортировку, монтаж и пр.
Для анализа использования основных фондов лечебного учреждения рассчитываются следующие основные показатели.
Фондовооруженность труда персонала – это показатель, характеризующий уровень технической оснащенности трудовых процессов, величину основных производственных фондов, приходящихся на одного работника. Увеличение фондовооруженности труда – один из важнейших факторов повышения эффективности работы и качества медицинской помощи.
Показатель фондовооруженности определяется делением стоимости основных фондов на среднегодовую численность работающих по штатному расписанию (медицинский, фармацевтический и прочий персонал).
Фондовооруженность труда персонала:
Стоимость основных фондов / среднегодовая численность работающих.
Фондовооруженность медицинского персонала активной частью основных фондов определяется делением стоимости активной части основных фондов на среднегодовую численность медицинского персонала (врачей и средних медработников).
Фондовооруженность медперсонала:
Стоимость активной части основных фондов / среднегодовая численность медперсонала.
Пример. В больнице стоимость основных фондов – 3250 у. е., активная часть – 310,2 у. е. Среднегодовое число персонала – 458 человек, из них 75 врачей и 250 средних медработников.
Фондовооруженность труда персонала – 3250 у. е. / 458 = 7,1 у. е.
Фондовооруженность труда медперсонала – 310,2 у. е. / 325 = = 0,9 у. е. (1у. е.).
Эффективность применения основных средств характеризует показатель фондоотдачи.
Фондоотдача – объем производства продукции на единицу стоимости основных фондов. Это обобщающий показатель эффективности воспроизводства и использования основных производственных фондов. Фондоотдача зависит от календарного времени использования основных фондов лечебно-профилактического учреждения, среднего числа занятости койки в году и числа дней функционирования поликлиники. Имеет значение интенсивность их использования (оборот койки в стационаре, сокращение средней длительности лечения в стационаре и поликлинике, рациональная организация работы медицинского персонала).
Фондоотдача может быть выражена как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Показатель определяется раздельно для поликлиники и стационара.
В натуральном выражении фондоотдача определяется отношением числа госпитализированных больных за год в расчете на 1000 руб. основных фондов (по стационару) и числа фактически обратившихся в поликлинику на 1000 руб. основных фондов (по поликлинике).
Фондоотдача по стационару:
Число госпитализированных больных х 1000 / стоимость основных фондов по стационару (руб.).
Фондоотдача по поликлинике:
Число обратившихся х 1000 / стоимость основных фондов по поликлинике (руб.).
Расчет фондоотдачи в стоимостном выражении проводится определением суммы текущих затрат на содержание учреждения, приходящейся на 1000 руб. основных фондов.
Фондоотдача по стационару:
Затраты на содержание стационара х 1000 / стоимость основных фондов по стационару (руб.).
Фондоотдача по поликлинике:
Затраты на содержание поликлиники х 1000 / стоимость основных фондов по поликлинике (руб.).
При анализе работы объединенной больницы фондоотдача в стоимостном выражении может быть представлена в целом по учреждению, т. е. в сумме данных по стационару и поликлинике. Анализируя показатели фондоотдачи, следует учитывать, что их резкое повышение может быть связано с перегрузкой стационара (т. е. средняя занятость койки превышает число календарных дней в году) или с чрезмерной нагрузкой поликлиники. Такое повышение фондоотдачи не может быть оценено положительно.
Фондоемкость – стоимость основных производственных фондов на единицу объема производства продукции. Это величина, обратная фондоотдаче: чем выше фондоотдача, тем при прочих равных условиях ниже фондоемкость, и наоборот.
Различают прямую и полную фондоемкость.
Прямая фондоемкость определяется как отношение основных фондов учреждения здравоохранения к объему производства в денежном выражении.
Полная фондоемкость учитывает не только основные фонды, непосредственно занятые в производстве продукции отрасли (учреждения здравоохранения), но и те, которые функционировали в отраслях, косвенно участвовавших в производстве данной продукции.
Фондоемкость определяется отношением стоимости основных фондов стационара в расчете на 1000 госпитализированных больных или стоимостью основных фондов поликлиники на 1000 обратившихся в поликлинику. В стоимостном выражении фондоемкость означает сумму основных фондов в расчете на рубль произведенных затрат.
Фондоемкость по стационару:
Основные фонды поликлиники (руб.) х 1000 / число госпитализированных больных.
Фондоотдача по поликлинике:
Основные фонды поликлиники (руб.) х 1000 / число обратившихся в поликлинику.
Непроизводственные основные фонды предприятия
Прямо не участвующие в производстве основные фонды предприятия относятся к группе непроизводственных. Они могут быть собственными или арендованными. К примеру: школы, больницы и другие здания общественного пользования.
Основные фонды предприятия
Основными фондами называется совокупность ценностей материально-вещественного характера, находящихся в производстве в течение долгого времени. При этом основные фонды переносят поэтапно стоимость ценностей на продукцию в виде амортизационных отчислений.
Важно помнить, что основными фондами признаются лишь те средства труда, которые имеют срок использования более 12 месяцев. При этом их стоимость должна превышать минимальную величину месячной оплаты труда за единицу в более чем 100 раз. Включают в себя основные производственные и непроизводственные фонды, которые различаются участием или неучастием в производственном процессе предприятия.
Все основные фонды делятся на собственные, либо же арендованные. А также на активные или пассивные. Активными признаются те фонды, которые имеют отношение к производственному процессу и непосредственно воздействуют на предмет труда, который впоследствии видоизменяется. Это могут быть технологические линии, транспортные средства, различные регулирующие приборы.
Непосредственно не участвующие и не воздействующие в производстве фонды относятся к пассивным. Однако без них процесс производства также невозможен, так как они создают необходимые условия. Пассивными называются здания, постройки. Специалисты различают несколько структур основных средств: возрастная, видовая и технологическая.
Определения основных производственных и непроизводственных фондов
К производственным основным фондам относятся те, которые являются объектами, непосредственно участвующими в производстве. К примеру, оборудование или станки. К производственным фондам также относятся фонды промышленного назначения, транспорт, автомобильные дороги, связь, фонды сельскохозяйственного назначения.
К непроизводственным основным фондам относятся те, которые являются объектами культурно-бытового назначения. К примеру, это могут быть места общественного питания или досуга. Столовая для сотрудников предприятия, школы для детей работников организации и специальные медицинские центры относятся именно к группе непроизводственных фондов.
По степени участия в производственном процессе, логично утверждать, что они относятся к пассивной группе. Однако именно они создают благоприятные условия для непрерывного производственного процесса и работы предприятия в целом. Финансовой выгоды для предприятия непроизводственные фонды не несут. В большинстве случаев они функционируют на бесплатной основе за счет компании для всех сотрудников организации. Являются большой статьей расходов в балансе компании.
Доля непроизводственных основных фондов составляет примерно 20 % от общего количества. Однако с каждым годом в большинстве компаний их доля заметно растет.
Назначение фондов, не участвующих в производственном процессе
Назначением основных непроизводственных фондов является обслуживание жилищного хозяйства, в том числе сферы образования, здравоохранения и культуры. Наличие таких фондов приводит к росту производительности труда на предприятии, а также привлекает большее количество кадров. Однако обслуживать большое количество непроизводственных фондов под силу только финансово устойчивым компаниям.
Физический износ фондов
Основные фонды имеют свойства изнашиваться. Износ определяется по качеству и состоянию, а также по приносимому результату эксплуатации сооружений, здания и других средств. Специалисты подразделяют износ на два вида:
- моральный;
- физический.
Основные непроизводственные фонды предприятия могут достигать и 100 % степени износа. Однако этот факт в этом случае не является основательным поводом для сноса здания.
Физический износ означает ухудшение физических, а также механических параметров. Физический износ ускоряется под влиянием внешней окружающей среды, человеческого фактора. В случае основных непроизводственных фондов это значит, что здание или сооружение становится ветхим и непригодным для использования. Использование его становится небезопасным для человека. При физическом износе непроизводственных фондов необходимо проводить текущий или капитальный ремонт построек, для дальнейшего стабильного их функционирования.
Моральный износ фондов
Моральный износ также подразделяется на 2 вида, а именно:
- техническое устаревание основных фондов по причине появления усовершенствованных вариантов;
- обесценивание основных фондов.
И если первый тип морального износа скорее относится к производственным основным фондам, то второму подвержены и непроизводственные основные фонды. Падение цены за квадратный метр земли, на котором стоит здание, ветхость, изменение архитектурных стилистик — все это может привести к моральному износу.
К примеру, больница, построенная для предприятия, с численностью персонала не более 100 человек не сможет через несколько лет вместить в себя нужное количество пациентов, если количество работников на предприятии возрастет. То же самое может случиться и с зоной общественного питания. Столовая, построенная на 50 работников, при росте сотрудников на предприятии не сможет в обед обслуживать всех сотрудников компании. В таком случае предприятие будет вынуждено вкладывать большую долю финансовых средств в постройку нового здания или в расширение текущего.
Состав и структура основных фондов
Соотношение непроизводственных и производственных основных фондов предприятия друг к другу может быть различно на предприятиях разной отрасли. Оно зависит от технической оснащенности, финансового состояния, специализации отрасли и многих других причин.
К примеру, пищевая промышленность в большинстве случаев имеет наибольшую долю непроизводственных фондов, в общем числе она может достигать 50 %. В топливной промышленности доля непроизводственных фондов также велика и достигает 20 %.