Что означают брутто и нетто потребности
Перейти к содержимому

Что означают брутто и нетто потребности

Вопрос 10. Определение потребности в материалах

первичной — потребность в готовых изделиях, узлах и деталях на продажу и в покупаемых запасных частях. Эта потребность определяется рыночным спросом. Для ее расчета используют методы прогнозирования и математической статистики.

точности этих методов компенсируются увеличением страхового запаса. Данная потребность — основная для предприятия занимающихся торговлей;

вторичной — потребность в комплектующих, деталях и сыр используемых для производства изделий, составляющих первичную потребность, т. е. готовой продукции предприятия. Для расчета используются детерминированные методы расчета. Исходными данными выступают первичные потребности, спецификации, данные о наличии ресурсов на складах предприятия. Расчеты вторичных потребностей используются на промышленных предприятиях;

третичной — потребность во вспомогательных материальных ресурсах производственного назначения. Примером таких термальных ресурсов могут служить изнашивающиеся инструменты. Третичная потребность определяется детерминированными методами расчета, стохастическими методами, экспертными оценками исходя из вторичных потребностей на основе расхода имеющихся материалов. Третичная потребность та характерна для промышленных предприятий.

В зависимости от учета наличных запасов материалов потребность в материалах классифицируется:

→ на брутто-потребность — потребность в материальных ресурсах на выполнение производственной программы без учета наличия готовой продукции и материалов на складе. Брутто потребность определяется суммой первичной, вторичной и третичной потребностей;

нетто-потребность — потребность в материальных ресурсах на ‘ выполнение производственной программы с учетом наличия

готовой продукции и материалов на складе. Нетто-потребность определяется разностью между брутто-потребностями и складскими запасами.

Практически суммарная потребность отличается от брутто-потребности из-за брака в производстве, а также по причине проведения ремонта, технического обслуживания и профилактических работ на оборудовании.

2.Пример расчета брутто и нетто-потребностей исходя из первичной, вторичной потребностей и наличного запаса.

Пусть по одной из позиций материалов имеет место как первичная, так и вторичная потребность. В данном случае речь может идти о сборочных единицах, которые используются как комплектующие при изготовлении изделия (вторичная потребность) и поставляются на рынок в виде запасных частей (первичная потребность).

Из табл. 1 видно, что брутто-потребность определяется из первичной и вторичной потребности. На складе имеется 450 ед. материала. Нетто-потребность составляет 650 ед. (1100 — 450).

Для определения нетто-потребности на определенный период из складских запасов всякий раз вычитаем объем, не превышающий объема, необходимого для ее удовлетворения. Так, периодам: 1 — нетто-потребность отсутствует, так как складские запасы превышают брутто-потребность; период 2 — нетто-потребность отсутствует, складские запасы на начало периода равны 210 ед. (450 — 240); период 3 — величина наличных запасов составляет 50 ед. (210 — 160) и нетто-потребность — 170 ед. (220 — 50).

Что означают брутто и нетто потребности

стратегический планирование логистический

Выделяют несколько видов потребности в материальных ресурсах:

1) потребность брутто — потребность на плановый период, независимо от того, находятся запасы на складе или в виде производственных заделов;

2) общая брутто потребность — брутто потребность плюс дополнительная

потребность, которая включает проведение экспериментов, выполнение образцов, повышение потребности, связанное с ремонтом и содержанием оборудования, резерв на случай недопоставок;

3) потребность нетто — чистая потребность, определяется как разность брутто потребности и располагаемого наличия;

4) первичная — рыночная потребность (то, что надо для продажи на рынке);

5) вторичная — сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, которые необходимы для первичной потребности;

6) третичная — вспомогательные материалы прочего назначения, необходимые для первичной и вторичной потребности.

Планирование потребности в материалах представляет собой систему планирования закупки материалов с учетом тенденций сезонности и динамики первичного спроса, а также типа рынков, на которых предприятие представляет свою продукцию. При планировании потребности в материалах используют данные о количестве необходимых запасов и времени их получения в соответствии с планом производства, т.е. данная система планирования определяет количество и график выпуска требуемой продукции. Эта система планирования позволяет: обеспечить наличие сырья, материалов, комплектующих и узлов в необходимых количествах; сократить затраты, связанные с заказами и хранением запасов; повысить эффективность календарного планирования и работы в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка.

План потребности в материалах — это график закупки компонентов и материалов, составленный с учетом их наличного количества и ожидаемого цикла заказов.

Компоненты системы планирования потребности в материалах:

— график основного производственного процесса, определяющий количество готовой продукции с разбивкой по времени;

— данные об удельных нормах расхода материалов, определяющие количество и состав сырья и компонентов, необходимых для производства каждого конкретного вида продукции;

— данные о запасах для каждого компонента, агрегата и детали;

— данные об основных изделиях, которые закупаются, и всех изделиях, которые производятся самим предприятием;

— прогноз потребности в материалах в соответствии с графиком основного производственного процесса;

— структурированный перечень сырья и материалов;

— данные о запасах, открытых заказах и сроках выполнения заказов для расчета времени и объема заказов материалов.

Основные принципы планирования потребностей в материалах: согласование потребностей в материалах (комплектующих) и плана производства готовой продукции; разбивка по времени.

Вопросы по практике

1. Формирование системы налогообложения для конкретной организации.

Учетная политика организации является одним из основных документов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя. Учетная политика — это определенные принципы, основы, обычаи, правила и практические приемы, принятые предприятием для формирования бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности. Не секрет, что все большее количество организаций и индивидуальных предпринимателей переходят на путь легального бизнеса, тема более, что этому способствует и реформа в налоговой политике, проводимая государством. И так , теперь для того, чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует не уводить денежные поступления из под налогообложения, формируя тем самым черную кассу, а разобраться в системе налогообложения, и, с помощью учетной политики, создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

В ст. 313 гл. 25 “Налога на прибыль организаций” НК РФ установлено: “Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета применяется с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Итак, понятие “учетная политика” установлено как законодательными документами в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в себе два этих направления. Совершенно не принципиальным вопросом является разработка двух учетных политик, каждая из которых несет в себе отдельные направления: бухгалтерского учета и налогообложения, или совмещение двух этих направлений в одной учетной политике. Каждая организация выбирает для себя свой приемлемый метод.

Разработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету. В 2003 г. для применения организации могут использовать девятнадцать положений по бухгалтерскому учету. Для целей налогообложения основным документов является Налоговый кодекс РФ, включающий в себя две основные главы: гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” и гл. 25 “Налог на прибыль организаций”.

2. Расчет федеральных и местных налогов при общем режиме налогообложения

Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами. Напоминаем, что выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно вести учет методом двойной записи с применением плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выполнять требования:

ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

Типовых рекомендаций Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.

В соответствии с Типовыми рекомендациями малое предприятие при учете доходов и расходов может использовать как метод начисления, так и кассовый метод, согласно которому доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете по мере их оплаты. Избранный метод фиксируется в учетной политике.

Кроме того, малые предприятия обязаны ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и представлять её внешним заинтересованным пользователям.

Малое предприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. Порядок её формирования регулируется гл.25 НК РФ » Налог на прибыль организаций».

В обязанность субъекта малого предпринимательства, находящегося на общем режиме налогообложения, входит перечисление в бюджет:

налога на прибыль (гл.25);

налога на добавленную стоимость, далее НДС (гл.21);

налога на имущества, акцизов (гл.22);

налога на доходы физических лиц, далее НДФЛ (гл.23);

единого социального налога, далее ЕСН (гл.24);

налога на добычу полезных ископаемых (гл. 26)

Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.

Доходы определяются организацией (предпринимателем) на основании первичных документов и документов налогового учета. Они состоят из:

доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

Доходом от реализации считается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. При определении выручки учитываются все поступления , связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализованными доходами субъекта малого предпринимательства признаются, в частности, доходы:

от долевого участия в других организациях;

в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

от сдачи имущества в аренду (субаренду);

от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности;

в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

в виде положительной курсовой разницы, возникшей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Для целей налогообложения доходы могут быть уменьшены лишь на суммы расходов, которые являются обоснованными и документально подтвержденными (ст.252)

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Документально подтвержденными расходами считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты малого предприятия при условии, что они произведены им в целях получения дохода.

В зависимости от характера, а также условий осуществления НК РФ выделяет две группы расходов:

1) расходы, связанные с производством и реализацией

2) внереализационные расходы.

Такая интерпретация расходов отличается от их классификации, используемой в системе бухгалтерского учета.

3. Расчет страховых взносов

Обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Законодательство РФ состоит из:

вышеуказанного закона №165-ФЗ,

принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ,

законов и нормативных правовых актов субъектов РФ.

Федеральными законами, регламентирующими различные виды обязательного социального страхования являются:

закон от 29.11.2010г. №326-ФЗ«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

закон от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

закон от 29.12.2006г. №255-ФЗ«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При этом, отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов:

в ПФР на обязательное пенсионное страхование,

в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

в ФФОМС на обязательное медицинское страхование,

регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 г. №212-ФЗ«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с положениями ст.5 закона №212-ФЗ, плательщиками страховых взносов признаются:

1. Страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым относятся:

физические лица, не признаваемые ИП,

2. Лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

нотариусы, занимающиеся частной практикой,

иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой,

если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Данные плательщики страховых взносов, не являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом из стоимости страхового года.

Законом №243-ФЗ от 03.12.2012г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» были внесены поправки в законы №167-ФЗ и №212-ФЗ.

В статье будут рассмотрены тарифы, применяемые для расчета и уплаты обязательных ежемесячных платежей по страховым взносам, действующие с 2013г., с учетом поправок, внесенных законом №243-ФЗ.

Действующие в 2013г. тарифы взносов

База для начисления страховых взносов, в отношении каждого физического лица устанавливается Постановлениями Правительства РФ.

В 2012г. она была установлена в сумме, не превышающей 512000 руб.

В 2013г. данный предел повысили до 568 000 руб. (Постановление Правительства от 10.12.2012г. No.1276 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.»).

В соответствии с положениями ст.58.2 закона №212-ФЗ (а так же — ст.33.1 закона №167-ФЗ), применяются следующие тарифы страховых взносов, в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов:

1.1. На финансирование страховой части трудовой пенсии:

1.1.1. Для лиц 1966 года рождения и старше:

страховая часть составляет 22%.

6% — солидарная часть тарифа страховых взносов,

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

1.1.2. Для лиц 1967 года рождения и моложе:

страховая часть составляет 16%.

6% — солидарная часть тарифа страховых взносов,

10% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

1.2. На финансирование накопительной части трудовой пенсии:

Для лиц 1967 года рождения и моложе 6% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

С 2012г. к застрахованным лицам относятся временно пребывающие в РФ иностранные граждане (лица без гражданства), заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.

Страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения.

Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов применяются следующие страховые тарифы:

На финансирование страховой части трудовой пенсии:

1.1. Для лиц 1966 года рождения и старше:

страховая часть составляет 10% — солидарная часть тарифа страховых взносов.

1.2. Для лиц 1967 года рождения и моложе:

страховая часть так же составляет 10% — солидарная часть тарифа страховых взносов.

На накопительную часть трудовой пенсии отчислений не производится.

4. Определение класса профессионального риска страхового тарифа организации и расчет взносов на страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Хозяйственная деятельность любого предприятия, независимо от отрасли, к которой он принадлежит, связана с рисками для здоровья и жизни работников, которые на нем работают. Полностью исключить угрозу несчастных случаев не получится ни в одной организации.

Безусловно, вероятность трагического происшествия во многом зависит от особенностей предприятия, вида трудовой деятельности, оснащенности рабочих мест и выполнения требований безопасности. Поэтому используемые организациями разных сфер деятельности тарифы по классам профессионального риска различаются. Как же определить свой тариф?

На что влияет тариф взноса?

Тарифы страхования от несчастных случаев рассчитываются в процентах к суммам выплат и вознаграждений, которые начисляются в пользу работников (застрахованных лиц) по трудовым или гражданско-правовым договорам. Учитываются только те выплаты, которые включаются в базу для расчета страховых взносов. Конкретный перечень облагаемых и необлагаемых выплат приведен в законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ от 24.07.1998 г.

СВ — величина страховых взносов, перечисляемых в ФСС;

Б — база для расчета (облагаемые выплаты и вознаграждения);

СТ — страховой тариф.

Где найти тарифы страховых взносов?

Тарифы по классам профессионального риска на страхование от несчастных случаев на 2012 год можно найти в Федеральном законе от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ (с изм. от 30.11.2011) «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Как можно видеть из названия данного документа, тарифы не изменялись с 2006 года. Все тарифы (ставки) сведены в таблицу.

Как видно из таблицы, тариф страхового взноса напрямую зависит от класса профессионального риска. И это не случайно, поскольку очевидно, что у шахтера и офисного работника существует разный риск получить травму или «заработать» профзаболевание.

Классы профессионального риска

Каждому классу профессионального риска соответствует определенный перечень видов экономической деятельности. Согласно Постановлению Правительства №713 от 01.12.2005 г. утверждены Правила отнесения различных видов деятельности к соответствующим классам профессионального риска.

Для каждого вида экономической деятельности следует установить соответствующий ему класс профессионального риска. Сделать это можно, обратившись к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 18.12.2006 N 857 «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска». Всего выделено 32 класса риска: от деятельности с наименьшим риском до деятельности с максимальным риском.

Потребность брутто. Общая брутто потребность. Потребность нетто.

Брутто-потребность — понимается потребность в материалах на плановый период без учета запасов на складе или в производстве.

Нетто-потребность — понимается потребность в материалах на плановый период с учетом наличных запасов — определяется как разность между брутто-потребностью и наличными складскими запасами к определенному сроку.

Общая брутто потребность На практике суммарная потребность в материалах увеличивается относительно показателя брутто на дополнительную потребность, обусловленную браком в производстве и проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.

После сопоставления с величиной наличных складских запасов остаточная потребность корректируется на величину текущих запасов.

Определение потребности в закупаемых ресурсах

Задача системы управления закупками на промышленном предприятии, как правило,
формулируется одним из двух способов, в зависимости от подчиненности складского
хозяйства:

* обеспечить наличие на складе необходимых ресурсов в соответствии с заранее
оговоренной программой потребления, минимизируя совокупные издержки на
приобретение и хранение ресурсов;
* гарантировать поступление на склад предприятия заявленной партии ресурсов в
заявленные сроки, при минимальной стоимости единицы ресурсов.

В каждой из этих формулировок заложены вполне определенные механизмы
оптимизации. Очевидно, что первая формулировка более сложна в реализации, но и
предполагает больший потенциал экономии ресурсов.

Однако вопрос оптимизации в данном случае оказывается сложным. Необходимо
добиваться снижения суммарных (совокупных) издержек, даже если это ведет к
росту закупочных цен (например, для некоторых видов оборудования стоимость
обслуживания за период эксплуатации многократно превышает закупочную стоимость
и более выгодной для компании может оказаться более дорогая покупка, но
снижающая стоимость обслуживания). Лишь имея четкое представление о суммарных
издержках, компания, принимая важные решения, будет уверена, что снижение
издержек в одной области не приведет к росту в другой. Более того, компании, не
оценивающие суммарные издержки, не используют большую часть потенциальных
возможностей сократить расходы (не связанные с закупочными ценами).

Определение потребности в закупаемых ресурсах

Планируемый на период объем потребности в закупке определенной категории
ресурсов может быть выражен следующей формулой:

Потребность = План потребления — Фактический запас + Страховой запас +
Транзитный запас + Прогнозные потери.

Определение потребности в ресурсах в существенной степени зависит от выбранной
политики управления запасами. Этой теме посвящено большое количество
исследований, в особенности использованию японского опыта минимизации запасов.

Соперничество двух крупнейших мировых экономических систем — США и Японии, в
середине 1980-х гг. характеризовалось явным превосходством последней в области
промышленного производства. Основой конкурентного преимущества японцев явилось
резкое снижение издержек производства и, как следствие, рыночных цен на
продукцию машиностроительной, электронной и других капиталоемких отраслей.
Принятая американцами политика протекционизма в отношении собственных
товаропроизводителей, как ответная реакция на дешевый импорт японских товаров,
не давала желаемых результатов: азиатские конкуренты продолжали теснить
североамериканских производителей на обоих полушариях планеты.

Исследования, проведенные ведущими аналитиками и экономистами США и Европы в
1985—1987 гг. , показали, чтоодним из основных условий превосходства японцев
являютсянезначительные (минимальные) товарные запасы. Данный подход к
организации производства позволил в первую очередь снизить инвестиционную базу,
что в свою очередь значительно увеличивает доходность инвестиций (ROI) при
прочих равных условиях. Позже система, используемая японскими менеджерами,
получила название«точно в срок» (аббревиатура JIT), которая и была в дальнейшем
положена наиболее успешными компаниями Америки в основу комплексного
планирования потребностей в материалах (MRP). Сегодня данная система
трансформировалась в особую экономическую дисциплину —логистику.

Условно все материальные расходы по обслуживанию запасов можно разделить на
три большие группы:

* затраты, связанные с организацией закупок;
* затраты, связанные с хранением;
* убытки, связанные с неадекватностью наличия запасов.

Модели определения оптимального размера заказов

Проблемы управления перечисленными расходами могут быть решены на основе
построениямодели оптимального размера заказа (EOQ, Economic Order Quantity —
экономичный размер заказа). Главным условием построения данной модели выступает
разделение затратна те, которые прямо пропорциональны размеру запасов, и те,
которые находятся в обратной зависимости от количества накопленных ресурсов.

Наиболее известный и простой результат применения модели оптимального размера
заказа —формула Вильсона, которая определяет оптимальный размер заказа:

где Qопт — размер единовременной поставки; А — затраты на размещение и
выполнение заказа; S — годовая потребность в ресурсах; r — процентная ставка на
хранение ресурсов (ставка дисконтирования); р — цена единицы закупаемых
ресурсов.

Критерием оптимальности размера заказа является минимизация общей стоимости
двух видов затрат: затрат на хранение запасов, прямо пропорциональных размеру
заказа, и затрат на размещение заказа. Формула Вильсона получена как результат
нахождения экстремума функции суммарных затрат.

Формула оптимального размера поставки EOQ получена при следующих допущениях:

* расход ресурсов непрерывный и равномерный;
* период между двумя смежными поставками постоянен;
* стоимость доставки строго пропорциональна объему заказа (не учитывается
влияние емкости транспортных средств и оптовые скидки на доставку);
* спрос удовлетворяется полностью и мгновенно;
* транзитный и страховой запасы отсутствуют;
* емкость склада не ограничена;
* затраты на размещение и выполнение заказа не зависят от размера заказа и
постоянны в течение планового периода;
* цена поставляемой продукции в течение планового периода постоянна;
* затраты на содержание запаса единицы продукции в течение единицы времени
постоянны и не зависят от суммы вложенных в запасы средств и сроков.

Приведенные допущения накладывают много ограничений практического характера.
Для преодоления некоторых ограничений предпринимались попытки изменить алгоритм
расчетов. С изменением алгоритма стал возможен анализ системы скидок, вариант
формулы с пополнением запасов в течение некоторого времени, расчет размера
поставки в преддверии ожидаемого повышения цен на закупаемый товар.

Кроме того, в ряде работ даются комментарии к спорным вопросам применения
формулы Вильсона: как рассчитать размер заказа, если доставку осуществляет
поставщик и стоимость доставки включена в цену товара; как учесть наличие
страховых запасов на складе; использовать ли в расчетах цену материалов с
налогом на добавленную стоимость (НДС) или без НДС и т. п. Возможно применения
модификаций формулы Вильсона, когда пополнение запасов осуществляется не
мгновенно, а за определенный промежуток времени, для случаев предоставления
системы скидок в зависимости от объемов поставки и при ожидаемом повышении цены
на ресурсы достаточно известны.

После того как будет установлен оптимальный уровень запасов, не сложно
установить момент, в который необходимо сделать заказ. Этот момент будет
определен при умножении дней изготовления и доставки товаров поставщиком на
количество реализованных товаров за день. Полученное количество товаров
представляет собой тот уровень запасов данной номенклатуры, при котором следует
направить следующий заказ поставщику.

Похожие статьи:

Отправной точкой в закупочной деятельности является определение потребности в
том или ином товаре (материального ресурса или готовой продукции). Данные,
предоставляемые непосредственными потребителями закупаемой продукции —
материального ресурса или готовой продукции (т. е. отделом производства
промышленной компании или службой продаж торгового предприятия), — в сочетании
с эффективной системой учета расхода материального ресурса или объемов продаж
обеспечивают необходимую информацию для определения объемов закупки. Они дают
представление о расходовании материалов в производстве или о фактическом
рыночном спросе на товарную продукцию.

В системе учета могут использоваться разнообразные средства — от компьютерных
баз данных до обыкновенных карточек складского учета. Эти различные средства
учета могут быть объединены в систему, например в каталог, содержащий
подкаталоги по каждому из возможных поставщиков и данные о продвижении их
товаров на рынке, разделы, содержащие сведения об имеющемся опыте работы с
каждым, о ком имеются данные: о всех ранее заключенных сделках, срывах
поставок, другие доступные сведения о нестандартных ситуациях и т. п.

Определение потребности на основе фактического расхода (спроса) продукции
основано на использовании ряда методов прогнозирования. Чаще всего примеьгяются
методы экстраполяции динамических рядов фактических значений расхода (спроса)
материального ресурса или готовой продукции, такие, например, как
экспоненциальное сглаживание, динамика средних, метод скользящего среднего и
т. п.

Общим недостатком этих методов является ограниченность наблюдениями за
расходом (спросом) конкретного вида материального ресурса или товарной позиции.
При этом другие факторы (микро- или макро- среды), которые могут оказать
существенное влияние на будущую потребность, не учитываются.

Данное обстоятельство послужило причиной применения для прогнозирования
(планирования) потребности в материального ресурса/готовой продукции методов
многофакторных корреляционно-регрессионных моделей.

Прогнозирование потребности в материального ресурса для производства
продукции чаще всего основано на нормативном подходе, т. е. расчете удельных
норм расхода материального ресурса: на одну позицию, единицу веса, длины,
определенный объем выпуска готовой продукции и т. п.

Сами удельные нормы расхода материального ресурса рассчитываются на основе
конструкторских чертежей изделия, сборочных спецификаций, технологии про-
изводства и т. п. Для расчета норм расхода материального ресурса в каждой
отрасли промышленности имеется соответствующее нормативно-методическое
обеспечение.

Определенными особенностями отличается прогнозирование потребности в запасных
частях на ремонтно-эксплуатационные нужды технических средств и оборудования.
Расчет потребности и последующего объема закупок запасных частей может быть
основан как прогнозе их фактического расхода, так и на удельных нормах расхода.

При использовании нормативного подхода приходится учитывать большое число
факторов, определяющих надежность исходной техники, особенности
технологического процесса ее обслуживания и ремонта, условия и режимы
эксплуатации и многое другое. В каждой отрасли промышленности и сельского
хозяйства имеется большое число инструкций, методик и нормативных документов.

В процессе планирования закупок необходимо определить:

* какие материалы требуются;
* количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;
* время, когда они понадобятся;
* возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
* требуемые площади ваших складских помещений;
* издержки на закупки;
* возможности организации производства некоторых деталей на своем
предприятии.
Существует множество методик определения того, сколько необходимо закупать
материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны
поступать от поставщиков, но все они требуют информации о том, как
использовались аналогичные материалы в прошлом.

Например, в прошлом году было использовано 1000 единиц сырья, что за неделю
составило 1000 : 52 = 19 единиц. Это количество может быть использовано в
будущем.

Потребность в материалах можно рассчитать, рассматривая определенную
программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о зависимом
спросе, который рассчитывается при помоши методики MRP-1 (планирование
потребности в материалах).

Принцип ее прост: исходная точка — это предсказуемый или известный спрос на
конечную продукцию. Сборка конечной продукции из закупаемых и производимых
самостоятельно материалов закрепляется в списках. При этом должно быть известно
время поставок материалов и время производства их на собственном предприятии.
Далее, исходя из времени поставок конечного продукта потребителю, определяют
брутто-потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалах.

Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность, при этом учитывают:

* наличный запас;
* плюс уже заказанные материалы и уже запланированное собственное
производство;
* минус уже предназначенный для предыдущей серии продукции заказ.
На основании данных расчета определяют время выполнения заказа. Это время с
момента подачи заказа до момента поставки продукта.

Преимущество применения методики планирования потребности в материалах
заключается в том, что закупки и производство планируются, исходя из
потребностей в конечном продукте.

Если спрос потребителей колеблется, следует пользоваться методом сглаживания
таких колебаний.

Применение этого метода целесообразно в случаях регулярно повторяющихся
(например, сезонных) колебаний спроса на конечный продукт.

Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в предшествующем
периоде и прогнозными значениями, рассчитанными для этого же периода:

Прогноз на новый период = Прогноз на предшествующий период + ах (фактическое
потребление в предшествующем периоде — прогноз на предшествующий период).

Весомость цифр в отдельные периоды корректируется с помощью так называемого
фактора «а», значение которого находится в пределах от О до 1. Чем больше
значение «а», тем весомее влияние ближайших прошедших периодов и метод более
подходит для оценки фактического потребления.

В логистике используются и другие методы определения потребности в материалах,
как-то:

* детерминированный;
* стохастический;
* эвристический.
Первый используется, когда известны определенный период выполнения заказа и
потребность в материалах по количеству и срокам. Второй — когда основой для
расчета являются математико- статистические методы, дающие ожидаемую
потребность. С помощью третьего метода потребность определяется на основе опыта
работников.

Все рассмотренные методы определения количества, времени и периодичности
закупок имеют свои достоинства и недостатки с точки зрения точности, затрат
времени, стоимости услуг или определении потребностей в материалах.

Выбор зависит от:

* профиля фирмы;
* возможностей заказчика;
* типа изделий;
* наличия и вида складов;
* системы контроля за состоянием запасов.
Пример компании «ЭлитАлко»

Компания «ЭлитАлко» действует как дистрибьютор на рынке алкогольной
продукции. Основной ассортимент фирмы — элитные сорта вин и пива. Отдел закупок
компании приобретает импортную алкогольную продукцию, осуществляет ее доставку
и таможенное оформление документов. В подчинении начальника отдела закупок
находится таможенная группа из трех человек.

Основными функциями отдела закупок компании «ЭлитАлко» являются:

* решения о закупках,
* оформление заказа поставщикам,
* заказ акцизных марок,
* заказ перевозки транспортной компании,
* таможенная очистка.
Эффективность работы службы закупок в компании оценивается по следующим
показателям:

* отсутствие дефицита товаров на складе out-of-stock)
* минимизация общих логистических издержек;
* оптимизация маршрутов транспортировки товаров от поставщика.
Процесс закупки и доставки импортного товара начинается с решения о закупке.
Закупки осуществляются непосредственно у крупных зарубежных производителей
алкогольной продукции. Ежемесячно коммерческий отдел и отдел продажи пива
предоставляет проекты продаж на 5 месяцев вперед. Планы продаж расписываются по
каждой товарной позиции на каждый месяц.

Принимая решение о закупке, руководитель отдела закупок руководствуется
требованием обеспечить запас каждой товарной позиции на 2 месяца. Закупки можно
осуществлять сколько угодно часто, но при составлении прогноза подразумевается,
что срок выполнения заказа поставщиком может достигать восьми недель. Кроме
того, срок доставки зависит от конкретного поставщика.

Алгоритм принятия решения в модели закупок заключается в подборе такого
размера заказа, который в сумме с остатком товара на складе, товаром в пути,
товаром на таможне и товаром, заказанном ранее, за вычетом ожидаемого объема
продаж за пять месяцев обеспечит минимум двухмесячный запас товара после
окончания пятимесячного периода. Определение размера заказа осуществляется
вручную по каждой товарной позиции в специально разработанной форме таблицы
Excel.

Необходимо отметить, что выполнение этой операции в MS Excel требует
достаточно высокой квалификации и внимания, поскольку контроль за вводом
информации отсутствует. Трудоемкость операции связана с тем, что количество
заказанного товара следует переносить из плана ожидаемых продаж. Ведется учет
заказов по каждой позиции. Процедура оформления заказа «ЭлитАлко» заключается в
согласовании с поставщиком размера заказа, определении точного количества и
цены товара.

При этом возникают трудности, поскольку информация о заказанных товарах в
единой информационной системе отсутствует, а работникам коммерческого отдела
необходимо знать, когда прибудет товар. Поэтому заказы на поставку товара
необходимо формировать в общей информационной системе компании. При покупке
акцизных марок определяется оптимальное количество марок, и для каждой
категории спиртных напитков подготавливается «Заявление на покупку марок».

При этом возникают сложности, так как в MS Excel трудно проследить статус
выполнения заявки, к тому же информация локализуется на уровне начальника
отдела закупок. Менеджеры отдела закупок нашли решение этих проблем. Было
решено, что количество товара, которое необходимо заказать, вводится в
информационную систему работниками коммерческого отдела.

Количество заказываемого товара при этом рассчитывается автоматически.
Решение о закупках принимается на основе отчета о «Прогнозах закупок», который
показывает остаток товара на основе данных информационной системы о количестве
имеющегося товара (на складе, в пути, нерастаможенного) и прогноза продаж.

* Сергеева В. И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы
профессионалов — инфра-м, издательский дом, 2005.
* Б. А. Аникина. Логистика — М. : ИНФРА-Мб, 1999.
* T. В. Алесинская. Основы логистики. — ТРТУ, 2005.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *