Что такое смета. Объясняем простыми словами
Смета — финансовый документ с полным расчётом (планом) предстоящих расходов на осуществление какой-либо деятельности.
Проще говоря, это план, в котором максимально полно и по пунктам расписано, сколько денег нужно, чтобы выполнить какую-либо работу. Грамотно составленная смета позволит трезво оценить, как дорого обойдутся предстоящие работы, и если потребуется — внести корректировки в смету.
Например, вы запланировали ремонт квартиры. Вы можете составить смету от руки на обычным листе А4. В такой смете вы, скорее всего, сможете выделить несколько статей расходов: пол, стены, потолок, сантехработы, электрика и так далее. Это самый примитивный список. Однако в основе любительской сметы будет тот же принцип, что и у профессионально выполненной строительной сметы.
Пример употребления на «Секрете»
«За год на 1,5 млрд рублей подорожало строительство "СКА Арены" в Петербурге — стадиона, который примет матчи чемпионата мира по хоккею в 2023 году. Сейчас стоимость возведения самой большой хоккейной арены России оценивается в 38,5 млрд рублей, но это не окончательная цифра — в самой "СКА Арене" не исключают, что смета вырастет ещё на 10–15%».
(Из новости о самых высокооплачиваемых игроках КХЛ.)
Нюансы
Смета должна содержать определенные виды работ, их цены на принятую единицу измерения, и общую стоимость, определённую с учётом подлежащих выполнению объёмов работ.
Смета — основание для формирования первичных учётных документов, в том числе используемых для расчётов между сторонами договора за выполненные работы, а также при проверке выполненных работ контролирующими органами.
Бывают разные виды смет. Например:
Локальная. Представляет из себя только расчёты на определённые работы, которые являются частью какого-то большого проекта/общего объёма работ. Здесь рассчитываются затраты на материалы, заработную плату приглашённым специалистам, эксплуатацию техники и всевозможные накладные расходы.
Объективная. Она объединяет локальные сметы в пределах одного большого объекта. Например, объективная смета прилегающей территории нового жилого комплекса будет содержать в себе еще несколько локальных смет. Например, смету на строительство подземной парковки, детской площадки, зон отдыха, велодорожек и другие.
Сводный сметный расчёт. Пакет документов по всем объектным расчётам и отчётам на отдельные виды расходов, которые необходимы для подсчёта точных и окончательных цифр и сроков завершения работ всех объектов в рамках реализуемого проекта.
Где и как применяют смету доходов и расходов
По закону смета доходов и расходов – необязательный документ. Однако наряду с отчётом о прибылях и убытках она позволяет в управленческом учете оценивать финансовые результаты предприятия.
Понятие
Как такового определения сметы доходов и расходов предприятия в законодательстве нет. Но по общему правилу это документ в виде бухгалтерского плана поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности.
Таким образом, смета – это простейшая форма финансового плана. Поэтому единого образца сметы доходов и расходов быть не может. У каждой организации есть своя специфика.
В бухучете совмещение доходов и расходов означает, что в периоде может быть списана та себестоимость (расходы на производство товаров/работ/услуг), которая относится к реализованной, а не произведенной продукции. Отсюда получаем:
Доходная часть сметы
Расходная часть сметы (смета затрат)
Где и кто применяет сметы
Чаще всего используют смету расходов и доходов учреждения некоммерческого характера, а также при бюджетировании (большое число предприятий, в т. ч. некоммерческих получает деньги от государства). Дело в том, что они не рассчитывают плановую себестоимость (это сложно и нет строгой необходимости), поэтому годовым бюджетом и отчетностью для них выступает выполнение сметы доходов и расходов.
В этом случае составление сметы доходов и расходов помогает контролировать расход денег. Это регламентировано соответствующим законодательством о некоммерческих организациях. Например, приказ Минфина России от 14.02.2018 № 26н, которым утверждены Общие требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений.
Иногда утверждение сметы доходов и расходов необходимо для анализа эффективности деятельности отдельных подразделений компании:
- для которых некорректно формировать отчет о прибылях и убытках;
- у которых нет своих доходов, хотя они прямо или косвенно участвуют в создании общей прибыли предприятия.
Такой анализ позволяет оценить степень эффективности расходов каждого подразделения.
Еще исполнение сметы доходов и расходов распространено при проведении мероприятий. В ней отражают все доходы и расходы от проведения данного мероприятия.
Также сметы доходов и расходов используют при планировании:
- инвестиционных проектов, затраты по которым в дальнейшем будут капитализированы и войдут в актив баланса предприятия;
- проектов по созданию нового продукта или услуги для покупателей и заказчиков.
Структура сметы доходов и расходов
Этот документ обычно включает 2 раздела – расходный и доходный. Они же детализированы в разрезе соответствующих статей затрат (оплата труда, транспортные расходы, амортизация, аренда зданий и сооружений, ремонт и т. д.).
Отметим, что при использовании сметы в управленческом учете перечень данных статей, как правило, унифицирован. Это нужно для сравнения смет:
- между собой;
- из периода в период.
В смете также приводят источник получения финансирования тех или иных расходов, а также делают разбивку по месяцам или кварталам.
Что такое смета доходов и расходов?
Основным планово-финансовым документом для бюджетных и некоммерческих организаций (включая товарищества собственников жилья, или ТСЖ) является смета доходов и расходов. На основании этого документа ведётся и последующий бухгалтерский учёт. Чаще всего, данная смета составляется раз в году на основе предполагаемых расходов и поступлений денежных средств. Для бюджетных организаций, которые находятся в подчинении (в ведении) Минэкономразвития РФ, формирование сметы доходов и расходов проводится по образцу, представленному Минэкономразвития (в Приложении), утверждённому приказом № 241 в 2008 году. Для некоммерческих организаций типа ТСЖ (и подобных) строгой унифицированной формы нет.
Содержание статьи
Общее содержание сметного документа
В категорию некоммерческих организаций водят те официально зарегистрированные в этом статусе сообщества, цель которых не связана с зарабатыванием денег. Чаще всего, они представляют сферы культуры, здоровья, религии, спорта и т. п. Однако целевое назначение рода деятельности не означает отказа от необходимости контролировать суммы поступлений и расходов – для функционирования любой организации необходимы финансы, пребывающие в функциональном движении. Смета доходов и расходов в некоммерческих организациях играет роль документа, помогающего планировать бюджетные изменения на следующий выбранный период.
Для осуществления полноценной и бесперебойной деятельности НКО документ является обязательным.
Таким образом, сметой доходов и расходов здесь называется план поступления и расходования денежных средств, составленный на какой-то определённый промежуток времени. Поступать средства для НКО могут в виде:
- членских и/или вступительных взносов,
- процентов от вкладов и средств, полученных от внереализационных операций,
- взносов учредителей,
- благотворительности, добровольных пожертвований физических и/или юридических лиц,
- целевых поступлений, например, путём присуждения грантов, сделанных от физических и/или юридических лиц,
- ассигнований из бюджетов различного уровня,
- доходов, полученных от предпринимательской деятельности (когда такая деятельность НКО направляется на достижение прямых целей).
Направления расходования средств обеспечивают деятельность самой НКО, хозяйственные нужды, аренду помещений, оплату административной работы руководства и др.
Подобное сметное планирование может описывать либо деятельность организации в целом, либо её отдельные проекты, на которые тоже составляется смета доходов и расходов. Строится данный документ, исходя из данных бухгалтерского учёта, которые берутся в качестве основы для ориентировочного заполнения по приходу-расходу средств. В результате по полученному документу можно судить о том, насколько обоснованно и целесообразно расходуются средства с учётом ожидаемого объёма их поступлений.
Составляет смету доходов и расходов НКО лицо, выполняющее функции бухгалтера.
В некоммерческой организации это либо сам бухгалтер, либо руководитель – главное должностное лицо организации, – которое в обязательном порядке подписывает смету, независимо от того, кто именно был её составителем. Подпись на бланке свидетельствует о действительности документа и о воплощении запланированных бюджетных изменений. Печать рядом с подписью необходима только в том случае, если данное условие прописано в нормативных актах НКО.
Смета может составляться на любой период, но чаще всего, таким периодом становится годовой отрезок (реже – квартал или месяц).
Выбранный промежуток времени включает стандартный перечень статей доходов/расходов, характерный для той или иной организации. Для непредвиденных расходов в смете отводится отдельная строка.
Если смена составлена на год, то в течение всего года финансовая администрация организации стремится к реализации указанных в смете данных, а по окончании года – проводит анализ, демонстрирующий уровень исполнения запланированного.
Фактические суммы анализируются по каждой прописанной в смете статье доходов/расходов.
Сравнительный анализ фактических и предполагаемых сумм позволяет избежать отклонений и бюджетных недостатков при составлении документа на следующий период.
Состав и оформление сметы доходов и расходов НКО
Для НКО не предусмотрена стандартная форма составления сметы доходов и расходов, унифицированная на федеральном уровне. Отчасти это связано со спецификой целевого создания некоммерческих организаций, которые могут в своей деятельности значительно отличаться друг от друга по набору функций, преследуя очень разные задачи. В зависимости от набора этих задач организация и выбирает форму документа, его состав, структуру сметных показателей, принцип группировки и систему детализации доходов и расходов. При этом все приведённые сметные статьи сопровождаются расчётом или оправдательно-объяснительными документами.
Большинство источников поступления средств на практике имеют нерегулярный характер. Однако величину поступлений из некоторых источников можно предположить с большей вероятностью, чем кажется на первый взгляд.
- Доходная табличная часть сметы начинается с внесения остатка средств предыдущего периода.
- Взносы учредителей поступают в двух случаях: при создании НКО, а также при увеличении уставного фонда посредством поступления дополнительных взносов. Срок поступления учредительских взносов в общем случае ограничен одним годом с даты госрегистрации юридического лица. Из этого следует, что на следующий сметный период (финансовый год) можно планировать поступления по данной статье доходов в размере, не превышающем задолженности учредителей на момент начала нового сметного периода. Кроме того, предельное время внесения задолженности не может превышать установленный законодательством срок для внесения взносов. Необходимую информацию для внесения данных можно взять из учредительных документов.
- Вступительные взносы вследствие того, что они могут поступать в течение всего срока функционирования НКО, сложно прогнозировать. С определённым приближением делается это на основании статистики прежних лет и динамики увеличения (уменьшения) числа новых членов за сопоставимый период. Кроме того, учитывается тенденции количества добавлений в начале или в конце года. Данные аналитики работников НКО становятся основанием для внесения сумм по этой статье.
- Членские взносы тоже можно спрогнозировать только с помощью аналитического подхода, поскольку количество вступивших и выбывших членов организации может сильно варьироваться в зависимости от множества внутренних и внешних для НКО факторов.
Добровольные пожертвования, вопреки опасениям, определяются с высокой степенью точности, поскольку такие поступления становятся следствием проведения целевых мероприятий и программ. Для этого проводятся соответствующие финансовые вычисления с расчётом на профессионализм и рабочие показатели активности и результативности специалистов, работающих в НКО. В случае просчёта (невозможности собрать планируемую сумму добровольных пожертвований) в расходной части документа выполняются только обеспеченные средствами мероприятия.
- Целевое финансирование поступает от учредителей на решение тех задач, ради которых организация создавалась. Поэтому трудности с планированием имеют чаще не содержательный, а процессуальный характер – необходимо определить необходимый объём средств, провести многоступенчатую разработку и утверждение. Основанием для проработки этой статьи становятся данные из пакета документов лица-отправителя средств.
- Предпринимательская деятельность возможно в случае недостаточного финансирования деятельности организации с помощью иных источников дохода. Объём средств от такой деятельности планируются на основе бизнес-планов (или документов-аналогов). В этом случае в расчётах надо учитывать расходы на выполнение услуг или изготовление продукции и доходы от реализации продукта. Прибыль, после уплаты всех налогов, может быть направлена исключительно на уставные цели.
Во второй табличной части сметы представлены планируемые на период расходы.
- Зарплата работников НКО рассчитываются либо по тарифным ставкам, либо по другим системам начисления зарплат. Сюда же входят суммы доплат, надбавок, компенсаций. Эти расходы отражаются согласно существующему штатному расписанию и прилагаемым к нему расчётов. При этом учитываются персональные размеры зарплат, определённые квалификацией сотрудника, опытом и выслугой лет.
- Начисления на зарплату проходят отдельной статьёй расходов, что объясняется требованиями формирования статистической и бухгалтерской отчётностей и разными адресатами получения расходуемых средств. В первом случае – это работники НКО, а во втором – бюджеты, в которые поступают начисления и, в том числе, – взносы в ФСС и единый социальный налог.
- Коммунальные расходы рассчитываются на основании договоров на поставку коммунальных услуг и приложений к ним с указанием объёмов по месяцам и изменений расценок. Такой детализированный подход позволяет отразить в смете динамику увеличения и снижения расходов в течение года.
- Административные расходы включают командировочные, оплату консультантов, информационных агентств, канцелярские расходы и др. Каждый вид затрат может быть рассчитан отдельно и независимо, а может приниматься по нормативам от введённой базы.
Хозяйственные расходы касаются оплаты эксплуатационных расходов на содержание зданий, уборку, ремонт основных средств. Поскольку ремонт относится к планово-предупредительной категории расходов, технические службы собирают пакет документов с характеристиками ремонтных работ, заранее определяя потребности в объёме средств и материально-производственных ресурсах. Хозяйствующим субъектам главой 25 Налогового кодекса рекомендуется устанавливать нормативы ремонтных расходов по размеру их начальной или восстановительной стоимости. Общий норматив хозяйственных расходов можно устанавливать по тому же принципу.
- Целевые расходы синхронизируются с расчётов статьи целевых доходов. Поскольку в течение года доходные средства поступают неравномерно, задача составителей сметы, учесть это и выстроить равномерную систему целевого расходования на базе имеющихся данных.
- Прочие расходы не дублируют статью непредвиденных расходов, которая идёт отдельным резервным фондом. К прочим расходам относятся предвиденные затраты, но те, которые не вошли в предыдущие категории.
- Непредвиденные расходы могут не выделяться в смете вовсе, но эту статью обычно предусматривают, если в прошлые годы работы НКО были регулярные случаи незапланированных трат. Объём резерва из-за природы непредвиденных расходов установить сложно, поэтому, чаще всего, если он появляется, то «привязывается» к общей сумме расходов в качестве определённого процента или аналитически на основе статистики прежних периодов.
В промежуточной строке итоговых доходов, помимо планируемых поступлений, отражается и та сумма, которая была зафиксирована в смете на начало сметного периода. После табличной части расходов итоговым остатком выносится сумма, которая перейдёт в первую строку сметы следующего периода.
Состав и оформление смет бюджетной организации
В качестве образца для составления смет доходов и расходов бюджетных организаций, находящихся в сфере контроля Минэкономразвития, используют формы, утверждённые приказом № 241. Так для формирования такого рода смет бюджетные учреждения, представляют в Финдепартамент:
- ожидаемые (предполагаемые) поступления финансов текущего учётного года, согласно разрешениям по кодам классификаций:
- доходов (сюда же входят коды видов и подвидов доходов),
- операций сектора госуправления,
Данная смета составляется в трёх экземплярах по образцу, представленному в Приложении 5. В её доходную часть включается остаток средств, который образовался на начало периода (финансового года). Оплата тех налогов, которые не включаются в состав расходов, вносятся с «минусом» по соответствующим им кодам доходов бюджетов. К таким налогам относятся НДС и налог на прибыль.
Подразделения структур загранаппарата представляют в Финдепартамент в 2-х экземплярах сметы, соответствующие доведённым лимитами средств, полученным от разрешённой деятельности, с приведёнными расчётами и обоснованиями. Форма для образца документа представлена в Приложении 6 Приказа.
В верхней, головной, части этой сметы, помимо полей для наименования должностного лица, даты утверждения документа и указания организации – получателя бюджетных средств, присутствуют табличка с указанием кодов:
- Код ОКПО – общероссийского классификатора предприятий/организаций. Позволяет определить сферу деятельности организации, являясь отраслевым показателем. Код состоит из семи цифр и не может повторяться для разных организаций. Благодаря ему происходит идентификация бизнес-субъектов, совмещаются и упорядочиваются данные о них в государственных инфосистемах.
- Код ППП – перечень прямых получателей. 3-значный код глав министерств и ведомств.
- Код ОКЕИ – по общероссийскому классификатору единиц измерения указывает код валюты, в которой приводится смета. Эта же единица измерения вписывается рядом с показателями кодировки.
В табличной части как в статьях дохода, так и в статьях расхода, напротив каждого наименования в первой колонке вписывается принятый код статьи и подстатьи.
Специфика сметных расчётов ТСЖ
Жилищным кодексом РФ (статья 151) определены виды средств, которые могут поступать на счета ТСЖ. В целом они аналогичны доходным средствам любой некоммерческой организации. Среди доходных средств ТСЖ –
- вступительные взносы в установленном товариществом размере (величина взносов заносится в Устав ТСЖ),
- обязательные платежи,
- доход от хозяйственной деятельности, к которой относится, например, сдача подвальных и полуподвальных территорий, работа обслуживающих бригад электриков, сантехников и т. п.,
- субсидирование путём получения краевых грантов, программ модернизации и капремонта,
- финансы собственного фонда товарищества (в случае создания его собственниками жилья).
В обязательную расходую часть сметы ТСЖ включаются затраты на:
- расчёты с поставщиками коммунальных услуг (обеспечение электроэнергией и водой, её подогрев),
- обслуживание имущества и содержание придомовых территорий,
- модернизация и восстановление имущества,
- потребности офиса,
- налоги.
Кроме основных расходов, возможные ещё траты на судебные издержки, страховки и кредиты. Благодаря увеличению внешних доходов (пожертвования, субсидирование) и аккуратному владению имуществом можно создать предпосылки для снижения расходной части и – как следствие – уменьшения размера взносов, взимаемых с владельцев квартир.
Получаемая от предпринимательской деятельности ТСЖ прибыль не разделяется между членами товарищества, поэтому есть возможность проводить налоговые отчисления по упрощённой схеме.
Для этого необходимо сразу создать не одну учётную книгу, а отдельные книги доходов и расходов для регистрации пришедших и потраченных средств целевого назначения. Средства, поступившие от членов ТСЖ, пожертвования, полученные предпринимательские доходы, которые вносятся в отдельные приходные книги, не подлежат налогообложению. Поэтому в доходно-расходной смете ТСЖ это тоже находит своё отражение.
Формат сметы ТСЖ может быть любым, но его нужно зафиксировать в уставном документе товарищества и утвердить на уровне руководства организации. При составлении смет надо принимать во внимание, что суммы должны фиксироваться с учётом НДС, что в расходную часть не вписывается стоимость услуг, которые оказываются владельцам квартир, но что должна присутствовать статья расходов по фондам – перечисления на ремонтные работы, счёт материальной поддержки, резервный счёт и др.
Порядок и общие правила составления сметы доходов и расходов
Управляющие домом организации, а также ТСН/ТСЖ имеют свой собственный бюджет, куда включаются все их доходы и расходы. Составление смет доходов и расходов относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. УО для удобства бухучёта также могут их вести. Читайте об общих правилах составления смет при планировании расходов и доходов.
Бланк необходимо разработать самостоятельно
Смета – простой финансовый план, который утверждает объём предполагаемых в следующем периоде доходов и расходов организации. Она определяет все поступления и расходование денег за какой-то конкретный промежуток времени.
В смете планируется, сколько организация получит дохода и сколько будет потрачено денежных средств в процессе её деятельности. Документ составляется обычно раз в год. Для ТСЖ ведение сметы является обязательным условием (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Управляющие домом организации могут также составлять сметы для удобства расчётов, а также составления планов по содержанию общего имущества МКД и ведения отчётности.
На законодательном уровне бланк сметы для УО и ТСЖ не установлен. Поэтому организации, управляющие многоквартирными домами, разрабатывают его самостоятельно. ТСЖ утверждает его на общем собрании членов товарищества, заносит в Устав, а УО при необходимости может сделать эту форму одним из приложений к договору управления с собственниками.
- название товарищества/организации;
- дата утверждения сметы и период, на который она составлена;
- таблица с запланированными показателями доходов и расходов: перечень статей и подстатей, объём запланированных работ, услуг и их стоимость.
- итоговые цифры.
Структуру сметы диктует перечень статей расходов и доходов
Структура сметы зависит от перечня статей расходов и доходов организации или товарищества. Перечень статей диктует форму сметы, её состав и группировку, систему детализации доходов и расходов.
Перечень расходов организации или товарищества формируют такие ПП РФ как № 290, № 491, № 354, № 416 и другие НПА, определяющие обязанности по управлению многоквартирным домом.
- площадь дома,
- площадь общего имущества,
- площадь и количество жилых и нежилых помещений.
При этом важно помнить, что суммы, заносимые в плановые сметы доходов и расходов, фиксируются с учётом НДС.
Смета должна быть подписана и подтверждена расчётами
Смета доходов и расходов составляется сотрудником ТСЖ, который выполняет функции бухгалтера. В УО, если принято решение составить такую смету, обычно этим занимаются сотрудники экономического отдела. При составлении сметы организация или товарищество определяет, в каких единицах указываются запланированные суммы: чаще всего в рублях.
Документ может быть составлен и утверждён в электронном виде, например, с помощью электронного документооборота. Но в таком случае его необходимо распечатать и подписать у председателя ТСЖ или, в случае УО, главного должностного лица организации. Подпись на бланке сметы свидетельствует о её действительности. Сроки, в которые смета составляется и утверждается, в законодательстве РФ не указаны, как и форма её составления. ТСЖ готовит и утверждает смету на будущий год в конце предыдущего или в самом начале нового календарного года.
В основу расчёта планируемых доходов и расходов берутся смета за прошлый период и фактические данные о её выполнении, остаток средств предыдущего периода, средняя стоимость работ по обслуживанию и управлению многоквартирными домами. Также учитываются инфляция и уровень колебания цен, повышение тарифов и характеристики дома, по которому составляется смета. Все сметные статьи должны подтверждаться расчётами или объяснительными документами.
В доходы не включаются субсидии и взносы собственников на капремонт
Поговорим об общих, стандартных статьях доходов и расходов сметы для ТСЖ/ТСН или УО. По структуре смета делится на два больших блока: доходов и расходов, которые соответственно также делятся на группы и подгруппы в зависимости от перечня доходных и расходных статей. Остановимся сначала на доходах.
Доходы – это все денежные средства, которые за определённый период получает в результате своей деятельности управляющая домом организация (п. 2 ПБУ 9/99). Доходная часть сметы обязательно должна начинаться с суммы остатка денежных средств предыдущего периода. Затем формируется перечень статей доходов на планируемый период:
1. Доходы от обязательных услуг и работ: это платежи жителей дома за жилищные услуги, плата за содержание домом и управление.
2. Плата за посреднические/агентские услуги: за сбор платы за коммунальные услуги по договору с РСО при наличии таких договоров.
3. Доходы от использования общего имущества дома: сдача в аренду помещений и участков придомовой территории, размещение рекламы и оборудования.
4. Иные доходы: например, выплаченные жителями МКД и третьими лицами в адрес ТСЖ/УО штрафы и суммы возмещения ущерба.
К доходам не относятся средства целевого финансирования: например, платежи за капитальный ремонт МКД и субсидии, выделяемые из бюджета (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Каждая из приведенных выше групп подразделяется на подгруппы и подстатьи в зависимости от перечня запланированных в будущем году услуг и работ. Например, по статье «Доходы от использования общего имущества МКД»: аренда части фасада дома ООО «Компания» (размещение баннера 6*3), размещение оборудования ООО «Провайдер» в подъездах №№ 1-4, аренда подвального помещения в 12 кв.м. ИП Иванов И.И. и т.д.
Каждая группа в смете должна быть разбита на подгруппы и подстатьи в соответствии с количеством работ и услуг, которые предусмотрены к выполнению и оказанию в будущем году хотя бы один раз.
Смета должна содержать все направления расходования средств
Список статей расходов ТСЖ/УО за год будет намного длинней и подробнее, чем соответствующий перечень доходов организации. Расходы – это все затраты организации, которые она несёт в процессе своей деятельности и которые приводят к уменьшению её средств (п. 2 ПБУ 10/99).
В смету обязательно должны быть включены следующие расходы:
1. По содержанию общего имущества дома, в том числе платежи в адрес РСО за КР на СОИ, придомовой территории.
2. По текущему ремонту ОИ МКД за услуги подрядчиков, которые проводят ремонт.
3. Административные, которые касаются работы ТСЖ/УО: материальные, кадровые, хозяйственные, за услуги банка и ЕРЦ и др.
4. Налоговые сборы и страховые взносы.
5. Выплаты штрафов, пени, неустоек и иного ущерба.
6. На капитальный ремонт за услуги подрядчиков.
7. Непредвиденные, если в предыдущие периоды такие траты возникали регулярно.
Каждая ТСЖ или УО составляет свой список статей расходов в зависимости от наличия или отсутствия в её деятельности тех или иных услуг и работ, связанных с управлением многоквартирным домом.
Отчёт о выполнении смет размещается в ГИС ЖКХ
Обязанность вести сметы доходов и расходов, а также размещать их в ГИС ЖКХ закреплена за ТСЖ, ТСН и кооперативами (п. 17 разд. 10 № 74/114/пр). Согласно п.п. 15, 16 разд. 10 № 74/114/пр, УО обязаны раскрывать в ГИС ЖКХ сведения о своей финансовой (бухгалтерской) отчётности и годовой отчёт о выполнении договора управления, куда входят и сведения о расходах и доходах за прошедший период.
Запланированные УО суммы расходов на услуги и работы по управлению МКД ложатся в основу расчёта размера платы за содержание 1 кв.м. площади помещения в многоквартирном доме и отражаются в перечне работ и услуг. Перечень утверждается на общем собрании собственников помещений в МКД. При необходимости УО может вынести на обсуждение и смету расходов и доходов.
Если УО решила вести такую смету или собственники оговорили подобное условие в договоре управления, то ей следует учесть:
1. Форма сметы не утверждена законодательством, разработать её нужно самостоятельно.
2. Смета составляется на следующий отчётный период.
3. В доходы не включаются субсидии и взносы на капремонт от собственников помещений.
В следующей статье мы подробнее поговорим о составления смет доходов и расходов в ТСЖ/ТСН и размещении этого финансового документа в ГИС ЖКХ.