Главный бухгалтер
Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер, который назначается и освобождается от должности руководителем организации.
Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и развития системы бухгалтерского дела в структуре управления организации.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие совершаемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны применяться к исполнению.
Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности.
Можно сказать, что главный бухгалтер исполняет особую роль как руководитель бухгалтерской службы и лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Функции главного бухгалтера
На главного бухгалтера возлагаются следующие функции:
руководство ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии;
формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации;
оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности;
обеспечение составления расчетов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения;
выявление внутрихозяйственных резервов, осуществление мер по устранению потерь и непроизводительных затрат;
внедрение современных технических средств и информационных технологий;
контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации;
обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
Обязанности главного бухгалтера
Круг обязанностей главного бухгалтера устанавливается нормативными правовыми актами, трудовым договором, а также должностной инструкцией.
Для выполнения возложенных на него функций главный бухгалтер предприятия обязан:
осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;
формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;
организовывать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением;
осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходование фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия (филиалах);
принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;
обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления документов, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средства на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчислений средств на материальное стимулирование работников предприятия;
участвовать в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролировать передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;
возглавлять работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;
вести работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;
принимать меры по накоплению финансовых средств для обеспечения устойчивости предприятия;
обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;
осуществлять взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами;
участвовать в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники;
обеспечивать составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы;
оказывать методическую помощь работникам отделов предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности;
руководить работниками бухгалтерской службы предприятия.
Права главного бухгалтера
Главный бухгалтер имеет право:
представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия и другими организациями по финансово-хозяйственным и иным вопросам;
устанавливать должностные обязанности для подчиненных ему работников, с тем чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение;
вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию хозяйственно-финансовой деятельности;
подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;
Своевременно получать от руководителей подразделений предприятия (специалистов) информацию и документы (приказы, распоряжения, договоры, сметы, отчеты, нормативы и др.), необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
вносить на рассмотрение директора предприятия представления о назначении, перемещении, увольнении работников бухгалтерии, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий;
привлекать специалистов подразделений предприятия к решению возложенных на него;
требовать от директора предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Ответственность главного бухгалтера
Главный бухгалтер несет ответственность в случаях:
неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего становится запущенность бухгалтерского учета и искажения в бухгалтерской отчетности;
принятия к исполнению и оформлению документов но операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;
нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;
составления недостоверной бухгалтерской и налоговой отчетности по вине бухгалтерии;
других нарушений положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Должности в компании: генеральный директор, главный инженер, технический директор
С чего начинается любая компания? С идеи и людей, совместно ее осуществляющих. Каждый из участников имеет определенную роль, список обязанностей и компетенций. Все это определяется занимаемой должностью. В этой статье рассматривается, какие бывают должности в компании в зависимости от отрасли и направления деятельности, минимальный состав штатного расписания, а также краткий экскурс в обязанности руководящих должностей, специалистов и рабочих.
Какие должности могут быть
Должности в компании, как роли у актеров в театре, — у каждой свой сценарий работы, обязанности, компетенции, задачи, функции. Для каждой отдельной должности нужен определенный человек, обладающий специализированным набором знаний, умений, опыта и личных качеств. В любой организации все существующие должности можно разделить на три группы:
- руководящие должности;
- специалисты;
- рабочие должности.
Каждая группа требует определенных знаний и умений, опыта и образования.
Самая главная должность
Любая группа людей, объединенная общими целями и интересами, не может нормально функционировать без лидера. Один человек или группа людей должны находится у руля компании, принимать важные решения, корректировать курс развития организации и решать внутренние проблемы. В российских компаниях эту роль выполняет человек, занимающий высшую должность в компании. В зависимости от типа компании, ее правовой формы, количества собственников и учетной политики главенствующая должность может носить разные названия. В обществах с ограниченной ответственностью — директор или генеральный директор. В акционерных обществах — совет директоров или акционеров. В сельскохозяйственных производственных кооперативах — председатель.
ООО может быть открыто и одним человеком. В этом случае основатель общества и директор может быть одним и тем же лицом, принимать решения единолично и самостоятельно управлять всеми процессами организации. В ОАО и ЗАО уже сложнее. В акционерных обществах директора выбирают на совете акционеров. Выполняя свои должностные обязанности, он обязан прислушиваться к мнению держателей акций компании.
Руководители в компании
Только что открывшееся ООО, штат которого не превышает двух-трех человек, вряд ли нуждается в большом количестве руководящих должностей. Но если компания разрастается, появляются отделы, выполняющие принципиально разные функции, штат сотрудников увеличивается до десятков и даже сотен человек, тогда без руководителей среднего звена просто не обойтись. Человек, занимающий такую должность, не обладает абсолютной властью над подчиненными, не принимает единолично важных решений, не руководит компанией в целом. Его задача состоит в контроле за работой своего отдела, координировании занятости его людей, решении вопросов, входящих в его компетенцию. Среди наиболее часто встречающихся руководящих должностей можно выделить следующие:
- финансовый директор, или руководитель финансового отдела;
- технический директор;
- директор по производству и выпуску продукции;
- главный инженер;
- руководитель кадрового отдела;
- главный бухгалтер;
- руководитель отдела торговли;
- руководитель отдела закупок;
- руководитель отдела по связям с общественностью.
Безусловно, у каждой организации есть право на включение в штатное расписание должностей, которые необходимы именно в их направлении. Наименования отделов и должностей людей, ими руководящих, может различаться, при этом функционал работников достаточно схож.
Работа главного инженера
Главный инженер — должность, которая встречается в организациях, производящих продукцию, содержащих собственный автопарк или парк специализированной техники: сельскохозяйственные организации, заводы, фабрики, транспортные фирмы и так далее. Работа главного инженера требует высшего технического образования по направлению деятельности организации. Именно от него зависит техническая оснащенность предприятия запасными частями, ГСМ, необходимой техникой и станками, слаженная работа механиков и обслуживающего персонала. С его предложения производятся закупки всех технических узлов, их запчастей, прием на работу людей, которые обслуживают все эти машины и устройства. Схожий функционал у работы техническим директором. В некоторых организациях это тождественные понятия.
Производственный директор
Директор по производству — должность, имеющая смысл в организациях, осуществляющих выпуск какой-либо продукции. Это должностное лицо занято тем, что исследует структуру рынка, спроса и предложения, изучает предложения конкурентов, определяет, что необходимо выпускать, по каким ценам и в каких объемах. От эффективности его работы зависит объем и качество выпущенной продукции, ее цена и размещение на рынке сбыта. В его задачи входит поиск поставщиков сырья надлежащего качества и с приемлемой стоимостью, запуск процесса выпуска, контроль за ним на протяжении всего производственного цикла.
Специалисты
Должности в компании не ограничиваются руководителями разных уровней. Без обычных специалистов им просто некем будет управлять. Специалистами принято называть соискателей с высшим или средним профессиональным образованием, окончившим учебное заведение по определенной специальности. В организациях к должностям специалистов относятся: бухгалтер, менеджеры разного направления, операционисты, инженеры, врачи и другие.
Рабочие должности
Существуют еще и рабочие должности в компании. В отличие от вышеописанных должностей рабочие не требуют определенного образования, опыта или характеристик. На такой работе обычно требуется выполнение определенных физических действий: грузчики, комплектовщики, водители, уборщики. Для выполнения этих работ нет нужды в высшем образовании, опыте работы, организаторских или лидерских способностях. Достаточно обладать физическим здоровьем и выносливостью.
Должности производственной компании
Различные типы компаний имеют разный набор должностей в своем штатном расписании. Их список зависит от необходимости в тех или иных специалистах и рабочих. Производственная компания может содержать следующий список работников:
- генеральный директор;
- главный инженер;
- директор по сбыту продукции;
- главный бухгалтер;
- бухгалтеры по участкам учета;
- маркетолог;
- менеджеры по закупкам сырья:
- менеджеры по продажам;
- менеджеры по связям с общественностью;
- технологи;
- сортировщики, комплектовщики;
- механики и техники;
- операционисты;
- уборщики;
- охранники и работники службы безопасности.
Это может быть далеко не полным списком сотрудников организации, занятой производством и сбытом продукции. Следует понимать, что каждая отдельная группа специалистов, работающих в подразделениях организации, занимается определенным набором действий. Так, отдел закупки занят поиском и приобретением сырья, продуктов и других составляющих, необходимых для производства; отдел продаж занимается поиском точек сбыта произведенных товаров; технический отдел следит за исправностью и обновлением станков, механических устройств и автомобильного парка; бухгалтерия учитывает все движения денежных средств, материально-производственных запасов и материальных ценностей организации, составляет и сдает отчетность в регулирующие органы. Для каждой конкретной задачи необходим конкретный работник.
Должности в торговой компании
Торговая организация не занимается выпуском собственной продукции. Ее работа заключается в закупке и перепродаже уже готового товара или в оказании услуг населению и другим фирмам. Соответственно, в ряде должностей, имеющих место в производственной фирме, торговые компании не нуждаются. Зато у них зачастую наиболее сильно развит отдел сбыта, контактные центры и рекламный отдел. Компании, занимающиеся торговлей, нуждаются в гораздо большем количестве менеджеров различной направленности, аналитиках экономической среды и разработчиках акций, предложений и рекламных кампаний.
Управленческий персонал
Эффективность управления зависит от следующих факторов:
- — состава кадров руководителей и специалистов, по квалификации и профессиональной подготовленности способных своевременно решать постоянно возникающие проблемы и проводить необходимые преобразования;
- — качества информационного обеспечения принятия решений;
- — технической оснащенности работников аппарата управления.
Кадры, занятые в управлении, делятся на три основные группы: руководители, специалисты и технические исполнители (рис. 18.3).
Работа руководителей разделена но уровням управления и функциональным областям. Вертикальное разделение труда образует уровни управления. К линейному составу руководителей относятся начальники цехов, участков, мастера. Функциональные области деятельности образуют горизонтальное разделение труда: например, заместители руководителя по производству, финансам, коммерческой деятельности, маркетингу, персоналу. К функциональному составу руководителей относятся начальники функциональных отделов: технических, экономических, юридических, лабораторий и бюро.
Руководители осуществляют управленческие функции и, как правило, подразделяются по рангам: высшего, среднего и низового звеньев.
Руководители низового звена — мастера и бригадиры, составляют большую часть руководителей в организа
Рис. 18.3. Управленческий персонал предприятия
ции. В их обязанности входит выдача производственных заданий и осуществление контроля их выполнения, предоставление информации о правильности и своевременности выполнения этих заданий. Они отвечают за использование выделенных ресурсов па выполнение заданий (сырья, оборудования). Работа руководителя низового звена наполнена разнообразными действиями, с переходами от решения одной краткой задачи к другой за короткий промежуток времени, характеризуется напряженностью.
На низовом уровне управления (производственного участка и бригады) профессиональная деятельность руководителя направлена на внедрение передовых методов труда рабочих, создание условий для повседневного выполнения производственных заданий, выпуска продукции высокого качества, полного использования рабочего времени работника и оборудования, поощрения творческой активности в процессе труда. Работа руководителя низового звена контролируется и координируется руководителями среднего звена.
Руководители среднего звена — начальники цехов и отделов, главные специалисты (главный механик, главный энергетик, главный бухгалтер) и их заместители. Они готовят информацию для принятия решений высшими управляющими и передают принятые решения в виде конкретных заданий низовым руководителям. Характер их работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, которое они возглавляют, чем организации в целом. Их работа подвержена сильному влиянию изменений экономического и технологического характера, которые необходимы для приспособления функционирования организации к постоянно изменяющимся условиям.
Область профессиональной деятельности руководителя на среднем уровне управления производственной единицы предприятия: решение задач постоянного совершенствования организации производства, обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, создание условий для активизации творческой активности персонала.
Руководители высшего звена — директор предприятия, его заместители — отвечают за принятие важнейших для организации решений. Пределы, которые ограничивают их деятельность в организации, определяются функциональными группами процессов: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности.
В профессиональную деятельность руководителей высшего звена управления предприятием входят: работа по непрерывному совершенствованию организации производства, рассмотрение и утверждение проектов и планов реструктуризации производства и реорганизации управления им, привлечение научных учреждений для решения организационно-производственных задач, руководство работой по подготовке кадров, управление продвижением сотрудников по службе, политика в области качества продукции и др. Эти менеджеры руководят разработкой стратегии, перспективных планов, адаптацией организации к изменениям внешней среды, управлением отношениями между организацией и окружающей средой.
Как правило, на предприятиях назначаются заместители директора по отдельным видам работы: по текущим вопросам управления производством, по коммерческим вопросам, экономике, инженерно-техническим вопросам, кадрам. Так, заместителю директора по производству, как правило, функционально подчинены основные производственные цехи, а также производственно-диспетчерский отдел. Подчиненность эта носит не всеобъемлющий, а избирательный, функциональный характер. Заместитель директора по производству решает вопросы, связанные исключительно с изготовлением и сдачей па склад готовой продукции. Другие стороны работы цехов (экономическая, инженерно-техническая, кадровая) находятся в ведении других заместителей директора.
Организация производства на предприятии относится к сфере деятельности линейных руководителей: директора, начальников производства, цеха, участка, мастера и бригадира, которые несут ответственность за состояние организации производства в соответствующих производственных подразделениях.
Руководитель должен находить и выделять наиболее важные приоритеты и задачи управляемого объекта, уметь конкретизировать свои замыслы, аргументировано их обосновывать и отстаивать, добиваться поставленных целей с наименьшими затратами. Потенциальный руководитель должен обладать прирожденными способностями к управлению людьми, быстро и глубоко вникать в психологию других людей, определять способности работников, изменения взаимоотношений в коллективе. Эти способности должны быть подкреплены знаниями, чтобы эффективно их использовать в управлении.
В менеджменте первостепенный интерес представляет человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Задача специалистов — сбор и анализ информации, относящейся к управляемому объекту, подготовка планов и графиков работы подразделений предприятия, проектов распоряжений руководителей, разработка нормативов, организация контроля, подготовка и анализ отчетов, разработка технической документации и т.д. Специалисты заняты видами деятельности, связанными с подготовкой производства, инженерным сопровождением хода производства и реализацией продукции.
Технические исполнители осуществляют учет и контроль хода производства и реализации продукции, оформление документации, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники, экспедиторы и др.). Они отвечают за своевременную техническую обработку информации -ее упорядочение, учет, хранение, выдачу, пересылку и т.д.
Конкретный состав кадров управления того или иного подразделения определяет его штатное расписание, т.е. перечень должностей, утвержденных в установленном порядке и соответствующих структуре данного подразделения организации.
Главный бухгалтер и его место в системе управления организацией
По своему статусу в системе управления организацией главный бухгалтер является вторым лицом после ее руководителя и первым лицом, на которое согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» возложена ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Комбинированный вариант совмещения должности руководителя организации и ее главного бухгалтера в одном лице законодательством о бухгалтерском учете рекомендован для малых предприятий. В соответствии с п. «г» ст. 6 указанного выше закона руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы вести лично бухгалтерский учет.
Указанная норма дала повод некоторым общественным профессиональным организациям рекомендовать упразднить подпись главного бухгалтера на документах и оставить подпись только руководителя организации, независимо от ее организационно-правовой формы собственности.
Такое предложение не может быть принято по следующим причинам:
руководитель организации, как правило, не имеет профессиональной подготовки и опыта работы на бухгалтерских должностях;
возникновение в последние годы налогового учета в качестве самостоятельного вида учета, при сохранении ответственности главного бухгалтера за его ведение, предопределило еще большую проблематичность реализации указанного предложения;
закрепление за руководителем указанной нормы ведения бухгалтерского учета в организации объективно приведет к снижению достоверности учетной информации, поскольку в силу реализации коммерческих интересов, ухода от налогообложения руководитель будет стремиться в таких случаях нарушать действующее законодательство. Установить же такие факты нарушений станет труднее, поскольку ослабнет в целом система внутреннего контроля в организации.
Нельзя забывать, что действующее правило, регулирующее систему внутреннего контроля за достоверностью учетных данных на должном уровне, как раз и обеспечивается полномочиями главного бухгалтера. В статье 7 п. 4 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» прямо указывается на то, что при наличии разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению (подчеркнуто нами. — А.В.) с письменного распоряжения данного руководителя. С этого момента на него возлагается вся полнота ответственности за последствия осуществления таких операций.
Отмеченное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что должность главного бухгалтера должна исполняться отдельным лицом, отвечающим определенным требованиям профессиональной подготовки. Прежде всего он должен иметь высшее экономическое образование. Принимая во внимание периодическую аттестацию, главный бухгалтер должен пройти профессиональную подготовку на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера — главного бухгалтера, бухгалтера-эксперта, консультанта. Такой аттестат выдает общественная профессиональная организация — Институт профессиональных бухгалтеров России. Срок действия аттестата 10 лет.
Если работник не имеет высшего специального образования, в отдельных случаях он может быть принят на должность главного бухгалтера при условии наличия у него стажа работы по учетной специальности не менее трех лет.
В соответствии с действующими нормативными актами главный бухгалтер наделен определенными правами в системе управления организации.
Вместе с тем на него возложен широкий перечень обязанностей и высокая ответственность.
Главный бухгалтер имеет право второй подписи на денежных документах и в формах бухгалтерской отчетности.
По согласованию с ним руководитель организации определяет перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
Без его подписи или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства (договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту) не могут быть приняты к исполнению.
Указанная норма не применяется только в отношении документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти. Порядок оформления таких документов установлен отдельными указаниями Министерства РФ.
Главный бухгалтер вправе получать от должностных лиц организации любого уровня разъяснения, как в устной, так и письменной формах по любым вопросам, связанным как с ее уставной, так и прочими видами деятельности.
В определенных ситуациях (судебные разбирательства и пр.) главный бухгалтер имеет право с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Обязанности главного бухгалтера в условиях рыночной экономики резко изменились и в первую очередь направлены на реализацию мер, обеспечивающих рациональность ведения бухгалтерского учета, подготовку достоверной учетной информации соответствующим пользователям в установленные сроки, не выходя за рамки действующего законодательства.
Выполнение этих обязанностей напрямую зависит от соблюдения главным бухгалтером строго установленных фундаментальных принципов, предусмотренных Кодексом этики членов Института профессиональных бухгалтеров России.
Их состав включает:
профессиональная компетентность и должная тщательность;
регламентирующие документы, предусматривающие обязанность главного бухгалтера выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами).
В совокупности соблюдение указанных принципов закладывает основу для получения качественной оперативной учетной информации при обязательном использовании современных автоматизированных систем по бухгалтерскому учету.
На главного бухгалтера возложена обязанность разработки графика документооборота и учетной политики организации.
Соразмерно правам и обязанностям главного бухгалтера определена его ответственность.
Она может быть предъявлена к нему в форме административной и уголовной ответственности.
Административная ответственность распространяется на главного бухгалтера, когда он нарушает правила внутреннего распорядка, принимаемые им решения не всегда совпадают с нормами учетной политики, а также противоречат должностной инструкции, определяющей его права, обязанности и ответственность.
Уголовная ответственность главного бухгалтера, как правило, напрямую связана с преднамеренными действиями, совершаемыми им в нарушение действующего законодательства.