Полезем внутрь
После прослушивания решил разобрать каждую колонку на предмет соответствия внутренностей паспортам колонок. Как выяснилось в качестве ВЧ стоят 10ГД-35, СЧ 15ГД-11А, а НЧ 35ГД(чего-то) не запомнил но с резиновым не пересохшим подвесом.
Первым делом я перемотал НЧ динамик.
Восстановление динамика для меня не составляло никаких проблем ибо занимался этим очень часто в молодости за денюжку. Оправки подходящего диаметра у меня к сожалению не оказалось, но голь на выдумки хитра и я отправился со штангенциркулем в кармане в ближайший строймаг. В качестве оправки купил какую сантехническую трубу вроде бы рублей за 20. Распилил её вдоль (это необходимо так как после намотки снять с оправки катушку иначе будет практически не возможно).
Прибавим еще 20 минут на намотку и центровку и сутки на просушку динамика. Все, динамик заиграл без посторонних призвуков и так же как не тронутый.
Начнем с ВЧ динамиков
Послушав результат и почитав великий интернет, начал думать дальше как сделать звук еще лучше. В основном все типы доработок сводятся к замене ВЧ, замене СЧ и демпфированию корпуса.
ВЧ действительно звучат не очень. Есть неприятные призвуки на ВЧ и отсутствие звонкости на СЧ. В ВЧ звене используются динамики куполами из какого то пластика/полиэтилена. Поставил для сравнения 10 Вт динамики с шелковыми куполами, звук по ВЧ стал намного прозрачнее и пропали призвуки которые просто резали слух. В итоге эти безродные динамики около 500 р за пару остались в них. Я покупал их давно и маркировка на них не читается, а что было написано на ценнике не помню. Можно использовать и динамики 10ГДВ с шелковыми куполами.
Замечу что сначала делал одну колонку и сравнивал звучание по тестовым дискам со звучанием оригинальной колонки. После прослушивания решаю оставлять переделку или возвращать все обратно. Все делалось на мой любимый слух который меня вроде бы никогда не подводил.
Доработка корпуса
Дальше я решил заняться НЧ, т.е. доработкой корпуса. Был куплен ватин за смешные деньги 38 р за метр длины и шириной 2 с чем то метра. Так же посмотрев на изготовленные фильтры прислушался к советам поменять всю проводку в колонках.
Демонтировал все динамики из колонок. Вынул фильтр и переключатели. Провода можно смело резать так как их все равно на замену.
Далее вырезал необходимый кусок ватина, взял у друга мебельный степлер, начал их внутри обшивать в 2 слоя.
Трубу фазоинвертора ставим на герметик и тоже обтягиваем ватином.
Следующее что необходимо сделать это доработать фильтр.
Схема фильтра простая
Переключатели я полностью отключил, так как они совершенно не нужны. Ненужные элементы с платы фильтра удаляем.
Меняем все тонюсенькие проводники в фильтре на нормальны медный провод.
Вот фильтр до переделки.
А это медный провод около 4 квадратов использованный почти для всех соединений
В итоге переделанный с убранными делителями и регуляторами
дальше устанавливаем его в корпус и закрываем ватином.
Также ватином закрываем весь СЧ бокс снаружи.
СЧ звено
В принципе после таких доработок, звук изменился в лучшую сторону, бас стал более четким, верхние частоты стали «прозрачнее» и «легче» но средние все равно мне не нравились не хватало верхней середины. Не хватало звонкости в вокале.
Порывшись в своих запасах нашел два 4ГД-8Е в отличном состоянии. Поставил один динамик и долго сравнивал полученный результат. Результат понравился. В одной блюзовой записи услышал удары щеточек по основному барабану. До этого я их не различал.
Но эти динамики простояли в акустике не долго.
Послушав недельку доработанные колонки пришел к выводу к тому что звук начал меня утомлять.
Вероятно все это вызвано тем что динамические головки 4ГД-8Е имеют очень высокую добротность и в закрытом боксе имеют очень изрезанную АЧХ. К сожалению нет нормального микрофона чтобы провести измерения. Да СЧ динамики оснащались ПАС из поролона закрывающего задние отверстия в динамиках. Сам СЧ бокс заполнен распушённой «глазной» ватой.
В интернетах часто писали про 5ГДШ-5-4 и 6-ГДШ-5, про то что они после установки ПАС отлично выдают СЧ. Пройдясь по соседним радиомагазинам купил пару 6-ГДШ-5 4 Ом за 110 р. Насколько я понял их устанавливают в бытовой радиоэлектронной аппаратуре. Заклеил тонким ватином окна в корзине диффузородержателя и поставил их вместо 15ГД-11А, благо установочные размеры у них полностью совпадают. Существует еще один способ доработки СЧ динамиков — пропитка подвеса мистическим герленом размешанным с кровью дирижера оркестра с ацетоном и нанесением тонким слоем на тыльную сторону диффузора. Но вешь я так понял это достаточно редка и в строймагах только руками разводят. Было бы взял на эксперимент ведь 110 р на пару новых динамиков не жалко.
После всех операций собираем полностью акустику и наслаждаемся новым звуком. Звук я тестировал на самодельном усилке высокой верности Сухого (боюсь щаз истинные ценители Hi-Fi будут извергать лучи поноса в мою сторону) Усилок кста я тоже сам собирал, с небольшими доработками по питанию и отыграл он уже точно более десятка лет, но так находится все в том же виде инженерного образца. Подключал все это к Sb Live! Проигрывая flac специальных дисков например аудио доктор. И просто wav и flac дисков которые специально рекомендуют для тестирования звукового тракта.
Затраты 1000 р. сама акустика
500 р ВЧ динамики
110 р СЧ динамики
рублей 150 ватин, клей скобы для степлера шурупы и прочая мелочь
Итого 1760 р.
Что же мы получили?
Вот такую симпатичную акустику
Далее идет только мое мнение и мнение моих друзей случавших её.
Друг владелец напольников jbl модельку не помню но стоят около 20 000 за однуи ресивера Yamaha, однозначно согласился что после доработки S90 переигрывают его комплект.
Меня звук полностью устраивает. Ходя по разным салонам с акустикой и слушая её я понимаю, что такой звук дешевле 15 000 р. за одну АС не купить.
ЗЫ Сейчас они играют совместно с Простым усилителем Гумеля и предварительным усилителем ВВ Сухого. Подключено все к той же звуковухе SB Live! и работает как фронт к 4.0 звуку для просмотра фильмов на ЖК панельке 37″. Реализма в фильмах катастрофах хоть отбавляй. О добавлении саба даже не думаю.
Колонки S90: характеристики, реставрация
В 1978 году из прибалтийской Риги пришли во все города и веси СССР колонки S90, знаменитая акустика 35АС-1, после чего данная серия развивалась и совершенствовалась. Сконструировали эту легенду на Рижском производственном объединении «Радиотехника», в конструкторском бюро «Орбита».
Внешний вид
Внешне колонки S90 впечатляли с первого взгляда. Такого красивого корпуса не делали даже за границей, уж не говоря о современных китайских линейках электроники. Сделано было буквально на века. Никаких древесно-стружечных плит! Только натуральное дерево ценных пород, тяжёлое и дорогое. Передняя стенка была сделана из фанеры, но авиационной, многослойной.
Более 45 килограммов весили обе колонки S90. Советский народ новую акустическую систему полюбил сразу и очень сильно. Кстати, и сегодня на специальных форумах обсуждаются способы реставрации, а восхищённых отзывов колонки S90 снискали много-много тысяч. И каждый день этих восторгов прибавляется. Многие сотни акустических систем этой серии служат верой и правдой в настоящее время, чего никак нельзя сказать об электронике-однодневке, которую сейчас производят в мире.
Назначение
Относительно области применения можно говорить очень много. Колонки «Радиотехника S90» должны были высококачественно воспроизводить музыкальные и речевые программы в условиях бытового стационара. Конечно, они были не в каждой семье, и наверняка счастливы были те, кто жил в доме, где их не было. Там, где они были, на любом этаже и в любом подъезде многоквартирного дома покачивались люстры, и звенел в сервантах хрусталь.
Хватало одной такой акустической системы, где колонки «Радиотехника S90» работали даже не на полную громкость. Вся пятиэтажка была знакома с музыкальными вкусами счастливого обладателя. Особенно хорошо жилось соседям, если он пользовался усилителем типа «Корвет». Стоили советские колонки S90 довольно дорого — 300 рублей за две штуки, поэтому чаще всего покупались они постепенно, по одной. Даже так приходилось платить несколько больше, чем зарабатывал инженер за месяц. Несмотря на множество недостатков, предел мечтаний каждого меломана конца 70-х годов прошлого века — колонки S90.
Характеристики
Все люди, слушающие музыку, хотели приобрести эту акустическую систему, поскольку она действительно была прорывом в настоящий звук. Импортную аппаратуру в те времена имели буквально единицы, а качество звучания советских магнитофонов не устраивало практически никого.
А тут рижский производитель выпускает трёхполосные колонки с частотным диапазоном до 20 килогерц, с паспортной мощностью до 90 ватт (номинально, правда, 35, но и это прекрасно). В то время как советская звуковоспроизводящая аппаратура была однополосной и с мощностью максимум в пять ватт, колонки S90 характеристики имели отменные и впечатление производили просто ошеломляющее.
Качество
Спрос на них был огромен, производство было налажено более чем массовое, а потому по качеству возникали всяческие нарекания (кроме, пожалуй, внешнего вида). Из-за того, что люди покупали колонки постепенно — по одной, получалось так, что они звучали абсолютно по-разному. Впрочем, даже те, кто купил две сразу, нередко сталкивался с этой же бедой. С 1982 года их стали выпускать и пускать в продажу сугубо парами — левая и правая, расположение органов управления и динамиков стало зеркальным, тогда удалось немного сгладить данную проблему.
В любом случае, акустические колонки S90 стали первой системой, сделанной в СССР, которая удовлетворяла требованиям, предъявляемым по международным документам на аппаратуру категории Hi-Fi. Тем более что с течением времени акустические системы этой линии совершенствовались. Например, S-90B и S-90D значительно расширили диапазон частот, была введена индикация электрической перегрузки и ещё более стильным и дорогим стал внешний вид.
Подробности
Трёхполосная напольная акустическая система, снабжённая фазоинвертором, с диапазоном воспроизводимых частот от 25 до 25 000 герц. Усилитель для колонок S90 возможен с рекомендуемой мощностью от 50 до 150 герц. Номинальная мощность акустической системы 35 ватт, предельная — 90, кратковременная — 600. Размеры колонок S90 — 710 х 360 х 285 миллиметров. Вес одной колонки — 23 килограмма.
Динамики в колонках S90: низкочастотный 75 ГДН-1-4 с диаметром диффузора 220 миллиметров, среднечастотный 20 ГДС-1-8 — 105 миллиметров, и высокочастотный 6 ГДВ-6-16 с мембраной 26 миллиметров. Корпус прямоугольный, неразборный, отделка — шпон. Толщина стенок 16 миллиметров, на лицевой панели — фанера 22-миллиметровая. Стыки на стенках жёстко укреплены. На головках декоративные чёрные накладки на четырёх элементах крепежа, а внутри защищены пластмассовым конусообразным кожухом. На лицевой стороне головки защищены выпуклой сеткой из черного металла. Внутри для подавления резонансов и звукового давления — мат из технической хлопковой ваты и марли.
Внутри
На одной из внутренних плат помещаются электрические фильтры для разделения полос акустической системы. Сейчас любители ретроакустики утверждают, что реставрация колонок S90 не только возможна, но и значительно повысит все предусмотренные производителем возможности. Все провода, которые располагаются внутри, тонкие и ненадёжные, реставраторы меняют на современные медные.
Пересматривается схема, меняются динамики. Но многое из того, что было сделано ещё в 70-х годах, остаётся на месте. Радиотехнику, как и многое другое, в те времена изготавливали с большим запасом прочности и намного опережая своё время. Фильтры и блок индикации в конструкции с резисторами типа ВС, ППБ, С5-35И, СП3-38Б и МЛТ, конденсаторы К75-11, К50-12, МБГО-2, катушки индуктивности на литых каркасах.
В комплекте
Нужно отметить, что стоящие прямо на полу колонки давали менее качественное звучание, нежели стоящие на постаменте высотой примерно полметра. Производитель это, видимо, хорошо знал, а потому в комплект входили пластмассовые ножки, по четыре на каждую колонку. Их можно было прикрепить на основание корпуса. Также в комплект входила декоративная съёмная рамка, которая имела и чисто практическое значение.
Тонкое трикотажное полотно, которым она была обтянута, значительно улучшало проходящий сквозь него звук, обладая прекрасной акустической прозрачностью. Колонки прекрасно сочетались с любыми видами существовавшей тогда бытовой радиоаппаратуры. Автором разработки является Роланд Паулович Керно, о котором до сих пор ходят легенды среди людей, близких к акустике. Работать он начал на этом предприятии с конца сороковых годов, и буквально всё, что «Радиотехника» производила, разрабатывал именно он.
Сравнительные характеристики
Акустическая система S90, безусловно очень мощная и современная, но уже тогда имела длинный ряд недостатков. Впрочем, любители хорошего звучания делали ремонт колонок S90, и тогда уходил гул на низких частотах, который непременно возникал при большой громкости, убиралось неприятное цоканье, которое присуще высокочастотной головке 6ГДВ-1-16 (в последующих модификациях её заменили).
Качество воспроизведения, может быть, и уступает некоторым современным акустическим системам, но глубина звучания на низких частотах просто неповторима. Очень редко встречаются, скажем, китайские сабвуферы, которые дают приблизительно такие же глубокие басы. Например, в акустической системе домашнего кинотеатра Xoro HSD 6040. Но и цена этих изделий несопоставима. Впрочем, сейчас колонки S90 стоят тоже недёшево, но всё-таки значительно меньше.
Для ремонта: слабые места
Высокочастотный и среднечастотный динамики спустя столько лет есть смысл заменить. Низкочастотный можно просто перемотать, в интернете подробно описана эта не слишком трудоёмкая процедура. И немедленно установить ручку громкости на усилителе так, чтобы динамик не выбросил катушку из магнита, то есть на полную громкость нельзя, есть опасность вообще порвать динамик НЧ. Фазоинверторы можно прикрыть. И, конечно, поднять колонки с пола — на ножки или, чтобы не поцарапать паркет, на постамент, который придётся изготовить самостоятельно.
Многие меломаны из той когорты, что с паяльником родились, модифицируют и улучшают свои любимые акустические системы марки «Радиотехника». Самое интересное, что хватает одного раза — колонки будут работать ещё лет тридцать и даже лучше, чем прежде. Убирают ватно-марлевый матрас, заменяя его на хорошую звукоизоляцию из двух слоёв качественного, но недорогого ватина, обклеивают нужные места войлоком, даже реставрируют корпус, если он за долгую жизнь претерпел много переездов и побился или погнулся (проволочные решётки на динамиках выпуклые, поэтому немудрено). Мастеровитые меломаны переделывали и перепаивали почти всё, в итоге получали превосходную акустическую систему.
Аудиокабели и подвесы для диффузоров
Можно кабель купить готовый, но многие распаивают провода сами. Хорошо работает аудиокабель из витой пары для соединения с компьютером, телевизором или магнитофоном, а для связи усилителя с колонками прекрасно себя зарекомендовал силовой медный провод. Сечение нужно выбрать не менее полутора квадратных миллиметров, и чем дальше отстоят колонки от усилителя, тем провод должен быть толще.
Очень внимательно нужно отнестись к подвесам на диффузоры динамиков — среднечастотного и низкочастотного. Это резина по его краю, на которую диффузор наклеивается. Резина эта должна быть «родная», от производителя. Иначе диффузор не прикрепится наглухо. Старый и добрый подвес покрывается силиконовой смазкой, которая продаётся в специальных магазинах радиотоваров.
Комплектующие
Прежде всего, это усилитель. Советские уже выработали все свои сроки годности, но если есть навыки владения паяльником — сие не страшно. Импортный усилитель слишком повысит стоимость и так недешёвой техники S90, которую ещё предстоит ремонтировать. Слишком современный и дорогой усилитель этим колонкам ничего не даст, поскольку качество звучания зависит не от него, а от акустической системы.
Ничего заметно лучше звучать не будет. Всё равно какой усилитель, даже ламповый «Прибой-50-УМ», подойдёт. Смотреть надо не на дату изготовления, а на мощность. Сильнее 50 ватт на один канал ни к чему, и без того стены будут приплясывать, а пол ходуном ходить. Но если соседей не жалко — дело хозяйское.
Результат после ремонта
Если сделать подробный ремонт колонок S90 и протестировать их работу тщательно, можно добиться результатов практически непревзойдённых. Даже напольные акустические системы jbl модели этого года, за которые нужно отдать почти 50 000 рублей, да ещё и совместно с усилителем Yamaha, такого красивого звучания не дают.
Доработка внутри и снаружи
Когда у владельца «Радиотехники» 1981 года выпуска появляется мысль «доработать напильником» старые колонки, такого результата он вряд ли будет ожидать. Правда, переделывать придётся почти всё. Доработать корпус, убрать все образовавшиеся щели с помощью эпоксидной смолы, поменять вату и марлю на ватин, проводку в колонках тоже полностью перепаять.
Демонтировать динамики, два заменить в любом случае, а третий можно и просто перемотать. Обшивку ватином можно выполнить при помощи мебельного степлера. Трубу фазоинвертора приклеить на герметик и обтянуть ватином. Переключатели, которые на плате, в этой акустической системе не пригождаются, их можно просто отключить или все ненужные элементы с этой платы вообще убрать.
Доработка звучания
Вся эта реставрация, безусловно, сделает звук лучше. Но идеальным он станет только после долгой настройки. Бас приобретает недостающую чёткость, верха становятся воздушнее, прозрачнее. А вот со средними частотами придётся побороться с упорством. По центру мы слышим чаще всего вокал. Так вот ему явно не хватает звонкости. Попробовав несколько других, «неродных» динамиков, один всё-таки рано или поздно окажется удачным.
Не понадобится овладевание основным способом доработки среднечастотных динамиков — магическим: говорят, что если пропитать подвес волшебным герметиком, состоящим из двух частей крови дирижёра и одной части ацетона, то можно динамик не менять. Однако в строительных магазинах обычно руками разводят.
Итого, финансовые затраты на полный ремонт колонок S90: акустику сильно поношенную (а всё равно всё менять, кроме корпуса) можно приобрести примерно за тысячу рублей; высокочастотные динамики — 500 рублей; среднечастотные динамики — 110 рублей; ватин — 150 рублей; клей, скобы степлера (сам степлер можно у соседа попросить), шурупы и другая мелочь — в точности посчитать трудно, но это пустяки. Значит, вот эта превосходная акустика обойдётся находчивому и умелому меломану менее двух тысяч рублей.
Колонки S90: технические характеристики, схема. Колонки своими руками
Меломаны постоянно заводят споры о том, какую акустическую систему выбрать для комфортного прослушивания музыки в домашних условиях. И это неспроста: весь контингент разделился на два лагеря. Первые считают, что стоит выложить кругленькую сумму за покупку крутой Hi-Fi (или того лучше Hi-End) системы, чтобы быть счастливым и забыть о головных болях насчет этой темы на всю оставшуюся жизнь. Но есть и те, кто не готов отдать накопления всей своей жизни за дорогую акустику (вместо положенного автомобиля или квартиры), поэтому и считают лучшим вариантом приобретение более простой аппаратуры либо же доработку старой доброй классики до хорошего звучания.
В данной статье речь пойдет об одной из популярнейших аудиосистем еще производства времен СССР, которая не смогла оставить равнодушным ни одного своего обладателя. Колонки S90, технические характеристики которых способны будоражить сознание и по сей день, стали одним из самых высоких достижений советской фирмы «Радиотехника».
Модели колонок
Самое первое, что стоит упомянуть, это настоящее и полное наименование модели колонок – 35АС-012. Немаловажным фактором является и то, что данная акустика выпускалась в нескольких вариациях. Самые популярные из них – S90 и S90B. Также существовали модели S90i, S90D и S90f, но они не получили большого распространения и в настоящее время почти не встречаются.
Модель с постфиксом «B» отличалась от обычных «девяностых» более широким диапазоном воспроизводимых частот. Также значимым отличием было введение индикатора электрической перегрузки динамиков. Рекомендуемое значение мощности высококачественного усилителя для данных колонок находится в диапазоне от 20 до 90 Ватт. Стоит также отметить, что «Радиотехника» S90, S90B (и другие модификации) были первыми моделями акустических систем, которые удовлетворяли международным требованиям к аппаратуре категории Hi-Fi.
Конструкция
Корпус, в который заключены колонки S90, является, по сути, неразборным прямоугольным ящиком, изготовленным из древесно-стружечных плит. Облицовкой служит фанерованный шпон из ценных пород дерева. Стенки колонок в толщину достигают 16 мм, лицевая панель выполнена из фанеры толщиной 22 мм. Внутренние стыки стенок корпуса соединены специальными элементами, которые увеличивают жесткость и прочность конструкции, но не препятствуют качественному звучанию.
Если взглянуть на устройство спереди, то динамики располагаются в следующем порядке (сверху вниз): ВЧ-динамик, СЧ-динамик и НЧ-динамик. Также на передней панели колонки S90 можно увидеть график АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) и отверстие фазоинвертора. Тогда как АЧХ располагается сверху либо снизу (в зависимости от модели акустики), фазоинвертор всегда находится в нижней части. Сделано это из соображений правильной конструкции для лучшего звучания и придания колонкам хороших басов.
Колонки S90: характеристики
Если брать в пример обычные S90, то в них установлены динамические головки прямого излучения. Точнее, высокочастотная головка 10ГД-35, среднечастотная головка 15ГД-11А и низкочастотная головка 30ГД-2 (в более поздних моделях – 75ГДН-1-4).
Акустическая система оснащена двумя ступенчатыми регуляторами уровня воспроизведения для регулировки СЧ и ВЧ в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 до 20 кГц. Каждый регулятор перемещается в трех фиксированных положениях. В положении «0» для сигнала с разделительного фильтра нет никакого препятствия, и он подается непосредственно на соответствующую головку. При использовании положений «-3 дБ» и «-6 дБ» сигнал ослабляется в 1.4 и 2 раза соответственно по отношению к положению «0». С помощью переключения выбранного регулятора можно произвести изменения в тембральной окраске звучания.
Паспортная мощность колонок S90 – 90 Ватт, тогда как номинальная – 35 Ватт. Показатель номинального электрического сопротивления в данной акустической системе находится на отметке в 4 Ома, а диапазон частот, доступных для воспроизведения, колеблется в промежутке от 31,5 Гц до 20 кГц. Номинальное звуковое давление же у S90 – 1.2 Па. Хочется отметить достаточно внушительные размеры одной колонки – 71,0 х 36,0 х 28,5 см, а суммарная масса всей системы достигает 30 кг.
Схема АС и подключение к источнику звука
Для того чтобы понять, стоит ли заниматься доработкой любой акустической системы, нужно изучить все данные и аспекты аппаратуры. Ниже приведена электрическая схема колонок S90. Разобраться в ней сможет каждый даже начинающий радиолюбитель, нужно лишь иметь хотя бы базовые знания.
Еще одним немаловажным моментом является правильное подключение акустической системы. Ведь если что-то пойдет не так, еще при подключении можно, того не желая, вывести аппаратуру из строя. Чтобы понять, как подключить колонки S90, не нужно быть профессионалом. Главное, иметь источник звука с усилителем не менее 20 Ватт (при этом, скорее всего, звук будет недостаточно громким для больших помещений), но и не более 90 Ватт. В случае превышения допустимого значения мощности усилителя пользователь рискует остаться без акустики ввиду ее поломки. Для подключения же потребуются обычные провода для акустики, которые необходимо соединить с клеммами на каждой колонке и на усилителе. Главным условием подключения является соблюдение полярности.
Доработка 35АС-012
Как становится ясно из описания выше, сама по себе акустическая система имеет неплохие технические характеристики и способна на «раскачку» даже небольших общественных помещений. Но для домашнего использования самый изысканный меломан предпочтет доработать колонки S90 своими руками. А все потому, что собранные более двадцати (а то и тридцати) лет назад акустические системы фирмы «Радиотехника» уже в те годы не обладали высоким качеством сборки и используемых материалов.
Разбор
В том случае, если акустика была приобретена в б/у состоянии и на данный момент неплохо потрепана жизнью, стоит придать значение внешнему виду. Для этого нужно разобрать колонки S90, предварительно положив их на «спину».
При снятии динамиков нужно учесть, что ВЧ- и СЧ-головки крепятся к корпусу с помощью тех же винтов, что и декоративные сетки, и накладки. НЧ-динамик же крепится отдельно, и нужно быть максимально осторожным, чтобы не повредить его при откручивании.
Далее следует вытащить фазоинвертор, предварительно сняв с него крышку. Так как деталь пластиковая, стоит приложить максимальную аккуратность, чтобы нечаянно не обломить крепления.
Регуляторы ВЧ/СЧ демонтируются намного проще, чем кажется. Всё, что потребуется сделать, — это аккуратно снять декоративные заглушки, которые находятся в центре каждого регулятора. После этого с помощью отвертки необходимо выкрутить винт, открывшийся взору, и снять саму ручку регулятора. Пластиковую облицовку необходимо бережно приподнять с двух сторон с помощью плоских предметов и достать, а оставшиеся под ней четыре винта открутить. После этого аттенюатор можно подтолкнуть внутрь колонки S90, не забыв отпаять его от фильтра.
Мешочки ваты, находящиеся внутри корпуса, нужно достать. Опять же, если прошлый владелец колонок не забыл их вернуть на место в случае разбора.
Следует предварительно отпаять панель с фильтрами от выхода с задней стороны АС, после же ее нужно демонтировать, открутив винты. Теперь можно снять панель с прикрепленными к ней клеммами.
Внешний вид и корпус
Если решетки и декоративные накладки динамиков «устали», то стоит их выпрямить и покрасить, предварительно зашкурив и обезжирив. Это придаст свежесть виду колонок. Корпус колонки S90 со временем расшатывается, и его можно усилить по желанию. Это приведет к лучшему звучанию НЧ-динамика.
Сделать это можно различными способами, в том числе установкой распорок и дополнительных уголков внутри. Также необходимо обратить внимание на герметизацию всех стыков и швов с помощью обычного сантехнического герметика. Ко всему прочему можно проклеить поролоном внутренние стенки корпуса (кроме передней), что позволит повысить объем последнего.
Клеммы и фильтр
Знающие радиолюбители советуют заменить стандартные клеммы подключения акустики на клеммы универсального типа с позолоченными разъемами. Установочное место необходимо смазать герметиком и поставить панель с клеммами на место.
Немалое внимание стоит уделить и звуковому фильтру. Если он был прикреплен к корпусу металлическими шурупами, то настройка фильтра будет сбиваться. Известны случаи, когда фильтр был собран на металлической пластине. Исправить это следует перенесением всех узлов на панель из фанеры. Схема самого фильтра могла быть изменена на заводе-изготовителе в связи с различными параметрами динамиков, поэтому стоит убедиться, что все собрано по ГОСТу. Если же в фильтре присутствуют перемычки, то их необходимо выпаять и заменить, к примеру, кабелем из бескислородной меди с сечением площадью 4 мм 2 . Стоит убрать из схемы аттенюатор, так как он попросту искажает звук, и заменить провода, использующиеся для подключения динамиков к фильтру.
Для НЧ-динамиков подойдет провод сечением площадью 4 мм 2 , для СЧ-динамиков – площадью 2,5 мм 2 , для ВЧ-динамиков – площадью 2 мм 2 . После таких нехитрых действий фильтр нужно вернуть на место и закрыть поролоном.
Динамики и прочая «мелочь»
Для динамиков следует вырезать новые уплотнители. Сделать это можно с помощью дешевых или просто изживших свое ковриков для компьютерной мыши. Это самый простой вариант. После этого стоит вернуть их на свои посадочные места и поставить декоративные накладки и сетки.
Перед установкой на место регуляторов, придется выпаять из них все сопротивления. При установке их на место обязательно нужно применять герметик, как и при установке фазоинвертора.
Путем таких нехитрых манипуляций колонки S90 приобретают новую жизнь. Качество звука становится на порядок выше, несмотря на небольшие затраты. В итоге можно сказать, что если нет денег на дорогую акустику формата 2.0, можно воспользоваться подобным вариантом и стать счастливым обладателем проверенной временем АС «Радиотехника» S90. Если случилось так, что в наличии имеется только половина АС, не стоит расстраиваться. Ведь примечательно, что колонка S90, фото которой можно найти практически на любом сайте любителей акустики времен СССР, может работать одна и давать при этом неплохой результат.
Доработка 35ас-212 (s-90) с родными динамиками и переключателями. часть 2
Чтобы улучшить звучание низких частот, нужна доработка корпуса. Долой ватно-марлевые матрасы! В магазинах продаётся недорогой ватин, из которого получится превосходная прокладка для начинки. И всего за сто с небольшим рублей! Всё это сделать можно быстро и без каких-либо усилий: ширина ватина — два метра, хватит на две колонки, но понадобится мебельный степлер или друг, у которого он есть. Перед монтажом на всякий случай лучше поменять всю проводку, вынуть переключатели. Выкроить ватин в два слоя и смело обшить корпус.
Труба фазоинвертора ставится на герметик, а после этого тоже обтягивается ватином. Непосредственно с фильтром работы тоже не так много. Переключатели не понадобятся никогда, поэтому их можно удалить, как и все ненужные элементы с платы. Все эти тридцатилетние тоненькие проводки заменить нормальными медными на всех соединениях. Далее освобождённый от всего ненужного фильтр нужно аккуратно установить в корпус и закрыть ватином. Весь бокс средних частот снаружи тоже должен уйти под упомянутый выше материал.
Акустическая система S-90 (первая модель)
Рис. 1. Внешний вид колонок Radiotehnika S-90.
В акустической системе имеются два ступенчатых регулятора уровня воспроизведения раздельно для средних и высоких частот в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 до 20 кГц соответственно.
Оба регулятора имеют по три фиксированных положения: «0»,»-3дБ» и «-6 дБ». В положении «0» сигнал с разделительного фильтра подается нп соответствующую головку непосредственно. В положениях «-3 дБ» и «-6 дБ» сигнал ослаблен относительно положения «0» на 1.4 и 2 раза соответственно.При соответствующем спектральном составе программы переключением регулятора изменяют тембральную окраску звучания.
Паспортные технические характеристики S-90:
Паспортная мощность | 90 Вт |
Номинальная мощность | 35 Вт |
Номинальное электрическое сопротивление | 4 Ом |
Диапазон воспроизводимых частот | 31.5-20000 Гц |
Номинальное звуковое давление | 1.2 Па |
Габаритные размеры АС | 360x710x285 мм |
Масса АС не более | 30 кг |
Рис. 2. Принципиальная схема акустических колонок S90 35АС-212.
Усилители для S90
Для того чтобы пассивная акустика хорошо звучала, требуются еще и качественные усилители стерео. Следует отметить, что «девяностые» способен раскачать и полностью раскрыть только очень мощный усилитель. Отлично справятся с такой работой советские машины «Бриг» и «Одиссей». Эти монстры способны выжать из колонок все. Неплохо справится и «Амфитон У-001». Только не вздумайте подключать эту акустическую систему к «Веге 50У». Усилитель сразу же откажется работать даже на минимальной громкости.
Идеальным вариантом для этой акустической системы является усилитель «Радиотехника». Они производились огромными партиями, с различной мощностью и сопротивлением. Поэтому найти такую штуку на вторичном рынке не составляет никакой проблемы. Подходящих по мощности усилителей такого плана хоть отбавляй. Можно, конечно, озадачить себя и подключить эти колонки к вполне современному ресиверу типа Yamaha. Но тогда такой комплект выйдет далеко за рамки «бюджетного». Да и такое решение не стоит свеч. Это как поставить двигатель от «Порше» в «Запорожец». Можно, но нет смысла.
Линейка S-90
Все модификации S-90 и даже все аналоги её непременно были направлены на использование кассет. Высокочастотная головка достаточно хорошо воспроизводит звук в верхнем диапазоне частот благодаря кассетной деке и советскому усилителю. Но если нижняя и средняя части диапазона высоких частот воспроизводятся просто прекрасно, то самый верх от них отличается, потому получает нарекания за якобы завалы АЧХ и неравномерности.
А колонка «Орбита» линейки S-90 московского завода получилась поистине достойной альтернативой рижской «Радиотехнике». Эта модификация с аналогичным набором акустических головок отличалась лишь присутствием двутрубного фазоинвертора в самом низу корпуса. В итоге басы стали ниже и гуще. Однако сохранились на большой мощности проблемы с гулом и неразборчивостью, да и верхние частоты цокали точно так же, как и у «Радиотехники S-90».
Внешний вид
У колонки С-90 корпус сделан просто и добротно — неразборный прямоугольный ящик из ДСП, отделанный шпоном высокого качества из дерева ценных пород. Толщина стенки — шестнадцать миллиметров, а лицевая панель сделана из авиационной многослойной фанеры двадцати двух миллиметров. Стыки стенок и внутренних сторон укреплены специальными элементами, увеличивающими жёсткость и прочность корпуса.
На головках сделаны декоративные рамки чёрного цвета, штампованные из алюминиевого листа. Также они защищены металлической сеткой. На лицевой панели головка средних частот внутри изолирована конусообразным кожухом из пластмассы, головка низких частот расположена по вертикальной оси. В нижней части колонки расположена накладная панель из пластмассы с шильдиком. Там же находится отверстие 100 х 80 миллиметров — это выход фазоинвертора. Амптитудно-частотная характеристика (АЧХ) отображена на шильдике, все кривые соответствуют положениям регуляторов. Там же присутствует собственно название акустической системы и фирменный знак. На лицевую панель втулками прикрепляется вышеописанная рамка с тканью. На задней стенке снизу — колодка с клеммами.
О недостатках
Вес одной колонки иногда превышал тридцать килограммов. Стоили они триста рублей за пару (инженер зарабатывал в месяц от девяноста рублей до ста двадцати). Однако в свободной продаже их мало кто видел. Музыкальные колонки С-90 многие покупали по одной, несмотря на то что не было никаких гарантий, что при покупке второй удастся сделать из них хорошо настроенную пару. Впрочем, даже если покупалась пара, сбалансированность её тоже никто не гарантировал: например, правая колонка С-90 мощность всю свою собирала воедино и настойчиво звучала громче левой. Это несмотря на то, что аппаратура позиционировалась как обладающая высшей категорией качества.
Этот недостаток не единственный из тех, что могла иметь колонка С-90. Динамики высоких частот часто выходили из строя, поскольку тонкие и слабые провода сами по себе не очень практичны. На средних частотах звучание было откровенно плохим и часто портило всё впечатление. Другая электроника рядом с этими громадами акустической системы не выдерживала, да и на человека создаваемое колонками магнитное поле влияло отрицательно. И всё-таки именно S-90 идеально могли создавать объёмное звучание в обычной квартире стандартного панельного дома. Особых претензий к саунду в общем-то не было.
Купола
Колонки S-90, как все знают, чаще всего огорчают звучанием ВЧ — с призвуками. Да и на средних частотах часто отсутствует звонкость. Умельцы рекомендуют в основном одно и то же: заменить СЧ, ВЧ и демпфилировать корпус. Но лучше лёгких путей не искать. Просто динамики прикрыты куполами из пластика. Это материал абсолютно неподходящий.
Шёлковые купола уберут призвуки и сделают звук прозрачнее. Поэтому динамики можно смело заменить. Пока модернизируется одна колонка, нужно обязательно тестировать звучание и сравнивать с той, которую модернизация только ожидает, то есть с оригинальной. Тогда становится абсолютно ясно, оставлять переделку или вернуть всё, как было. Главное — чтобы владелец колонок и золотых рук имел ещё и слух хороший.
Технические характеристики
Итак, перейдем к скупым цифрам. Нормальная мощность колонок составляет 35 Ватт. Но эти красавцы легко могут выдать и 90. Именно поэтому их называли «кошмаром соседей». Однако для их полного раскрытия необходимы соответствующие по мощности усилители стерео. Только тогда эта акустическая система зазвучит по-настоящему. Диапазон частот начинается на 20 герцах и заканчивается на 25 000 герц. Такой широкий диапазон позволяет колонкам довольно достоверно воспроизводить почти все инструменты. АЧХ вполне приемлемо для акустической системы данного уровня. Никаких чудес от нее ждать не приходится. Но звук получается вполне достойным.
Теперь самое интересное – низкочастотный динамик. Это легендарный «Дин 75 ГД». Штука, конечно, хорошая, но идеально достоверного баса из него не получается. Если НЧ динамик хоть что-то из себя представляет, то среднечастотники и низкочастотники хоть и справляются со своей задачей, но назвать их «кошерными» не получится. Обычные бумажные «бубнелки». Намного лучше будет заменить их кевларовыми или шелковыми куполами во время доработки. Вот тогда большие колонки зазвучат. Да и низкочастотник лучше перемотать, так как в бывших в употреблении колонках он частенько бывает сгоревшим из-за «супер-мега басов».
Цена S90
Теперь разберем самое интересное качество Radiotehnika S90. Цена на вторичном рынке зависит от «убитости» комплекта и его оригинальности. Колонки в стандартной комплектации и приличном состоянии будут стоить от 1000 до 2000 рублей. В зависимости от того, насколько хорошо они выглядят. Почти столько же стоят колонки с целой внутренней системой. Можно даже найти почти не использованные. Все зависит от самого продавца и степени осведомленности покупателя. Доработанные по всем правилам колонки будут стоить дороже, так как это уже акустическая система совсем другого класса. Они обойдутся примерно в 3000 рублей.
Усилитель «Радиотехника» обойдется тоже примерно в такую сумму. Такие монстры, как «Бриг» или «Одиссей» в идеальном состоянии, потянут где-то на 15 000 рублей. Но проблема в том, что найти их почти нереально. Итого примерная стоимость полного комплекта будет равна примерно 6000 рублей. Гораздо лучше, чем непонятная китайская акустическая система за такие же деньги. Однако это примерная стоимость. Она может варьироваться в зависимости от степени доработки акустической системы и ее состояния. Но все равно получается намного выгоднее. Да и качество звука будет на уровне.
Внутри
Внутренний объём заполнен звукопоглотителем из технической хлопковой ваты, обтянутой марлей. Таким образом уменьшается влияние звукового давления на АЧХ и достигается более качественное звучание колонки за счёт исключения резонансов во внутреннем объёме. Внутри корпуса — электрические фильтры на плате, разделяющие полосы акустической системы. В комплекте также были четыре ножки из пластмассы, предназначенные для крепления на основание корпуса, а также декоративная съёмная рамка с трикотажным полотном, добавляющая акустическую прозрачность.
Редкая акустическая система тех времён обладает такими качествами, как колонки С-90 — мощность звука просто зашкаливает! Но на близкой к предельной громкости низкие частоты становятся неразборчивыми и гулкими, а верхи начинают цокать — это характерная особенность высокочастотных головок 6ГДВ-1-16. Чуть позже, когда стала поступать в продажу аналогичная продукция — «Амфитон 35АС-018», «Орбита 35АС-016» и другие, головка использовалась уже другая. Иногда аналоги этой акустической системы давали более глубокое и сбалансированное звучание, чем оригинальные колонки S-90.
Литература
- Жагирновский М., Шоров 8. Улучшение
звучания 35АС-1 и ее модификаций. Радио, 1987, № 8, с. 29–30. - Шоров В. Улучшение головок
громкоговорителей. Радио. 1986, № 4, с. 39–41. - Алдошина И., Войшвилло А. Высококачественные
акустические системы и излучатели. М., Радио и связь. 1985. - Жбанов В. Механическое
демпфирование диффузоров. Радио, 1988, № 5, с. 41–43. - Маслов А. Еще раз о переделке громкоговорителя 35АС-212 (S- 90). Радио, 1985. № 1, С. 59.
- Жбанов В. О демпфировании динамических головок. Радио, 1987, № 8, с. 31–34.
- Геннадий и Карен Арзумановы. К вопросу о
модернизации акустических систем. Вестник А.Р.Ф. №6, 2000
Основы доработка акустики →
← Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций
Акустическая система S-90D
Рис. 6. Внешний вид акустических колонок Radiotehnika S-90D.
В АС имеется индикация перегрузки головок громкоговорителей. Регуляторы, расположенные на лицевой панели АС, дают возможность плавно регулировать уровень звукового давления высокочастотной и среднечастотной головок громкоговорителя в пределах от 0 до минус 6 дБ.
Есть еще модель акустической системы «S-100D», в ней применена среднечастотная головка 30 ГДС-3 с магнитной жидкостью MAHID, что позволяет повысить паспортную мощность акустической системы до 100 Вт. В остальном конструкции «S-90D» и «S-100D» аналогичны.
Для работы АС необходимо подключить к усилителю, имеющему на выходе каждого канала наибольшую (максимальную) мощность в пределах от 50 до 150 Вт.
Если при работе АС начинают светиться индикаторы ПЕРЕГРУЗКА, то следует уменьшить уровень подаваемого на нее входного сигнала (регулятором громкости в усилителе, к которому подключена АС).
Паспортные технические характеристики S-90D:
Паспортная электрическая мощность «S-90D»/»S100-D» не менее | 90 Вт 100 Вт |
Номинальная электрическая мощность | 35 Вт |
Номинальное электрическое сопротивление | 8 Ом |
Диапазон воспроизводимых частот не уже | 25-25000 Гц |
Характеристическая чувствительность в диапазоне частот 100-8000 Гц, при мощности 1 Вт, не менее | 89 дБ |
Габаритные размеры АС | 360x710x286 мм |
Масса АС не более | 23 кг |
На рисунке ниже изображена принципиальная схема колонок S90D.
Рис. 7. Принципиальная схема АС Радиотехника S90D.
Путь третий. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный.
Неплохо иметь следующие приборы: осциллограф, генератор звуковых частот, цифровой мультиметр, LC-метр. У человека,
который не занимается ремонтом и сборкой на дому — этого всего конечно нет, но есть выход — пойти в мастерскую
и попросить померить, что надо прихватив с собой фильтра, головки и т.д. Если за такое и попросят плату, то чисто
символическую. Можно даже заказать фильтра.
Это, конечно, будет подороже. Начинаем. Берем за основу 35АС-212 с габаритами 710х360х285. Желательно, чтобы корпус
был фанерный, низкочастотный динамик с резиновым подвесом, высокочастотный динамик с куполом из стеклоткани.
Разбираем все. Среднечастотный динамик нам больше не нужен. Корпус надо нарастить для низкочастотного динамика с
резиновым подвесом до 100 литров. Если подвес пенополиуретановый, то до 120–130 литров. Наш же корпус —
70 литров.
Есть два варианта:
- Снять переднюю стенку с корпуса, чтобы потом использовать для матрицы под отверстия для динамиков во вновь
изготавливаемом корпусе на 100 л. Из остатков корпусов получаются неплохие ящики под картошку и марковку в
погребе. - Можно попробовать нарастить старый корпус.
В первом случае надо ориентироваться на размеры — 1100х360х350 и изготовление в мебельной мастерской по вашим
чертежам, с руганью и придирками к качеству. Мы же рассмотрим второй путь. Итак, можно попробовать обойтись малой
кровью. Изготавливаем сами, или заказываем два ящика с плотно пригнанными стенками и крышками из двойной 10-ти
слойной фанеры с внешними размерами — 380х360х285. В дне колонки и в крышке ящика вырезаем одинаковые
отверстия примерно 270х210. Ящик внутри оклеиваем войлоком.
После сборки сделать это будет нереально. Сверлим в крышке ящика и в дне колонки отверстия, через которые скрепим их
между собой болтами. Головки болтов должны утопится в потай. Засыпать немного — 10 килограмм дроби не
помешает, сверху кидаем марлевый мешок с ватой. Предварительно проливаем соединение эпоксидкой с нормальным
содержанием отвердителя. Место соединения оклеиваем войлоком. Остальные телодвижения с корпусом, как в пути 1 и
2.
Среднечастотную головку возьмем 30 ГДС-1. Надо только их проверять — много брака. Чисто механического
свойства. Далее. Измеряем f резонанса всех динамиков. Можно фломастером подписать прямо на магнитах, чтобы не
путаться и не перемерять все снова.
Хорошо бы было, если бы частота резонанса парных динамиков не отличалась сильно. Если динамик издает посторонние
звуки на любой из звуковых частот, то его надо либо чистить, либо менять, если чисткой не удалось добиться
нормальной работы. Рассчитываем и мастерим фильтры для нашего случая. Чем меньше индуктивностей — тем лучше.
Продолжаем заниматься с корпусом. Удаляем излишки смолы в месте соединения. Пришлифовываем его.
Изготавливаем две деревянные коробочки под фильтры. Крепить мы их будем на задней стенке снаружи. Провода от
усилителя запаяем сразу на фильтры. А провода к динамикам протащим через крепления разъемов колонок. Все провода
фирменные аудиофильские. Ценовую категорию выбирайте сами. Просто очень дорогие брать — смысла нет.
Фазоинвертор лучше переделать под частоту 31,5–40 Гц. Если купол высокочастотной головки из лавсана, то, сняв
крестовину надо промазать перхлорвинилом подвес и наружную треть купола. Оклеиваем весь корпус самоклеющейся
пленкой. Остальное см. путь 1 и путь 2. С обязательной пошаговой проверкой — лучше — хуже. Лучший метод,
если явного результата нет — слепое прослушивание.
Установка
Недостатки, которые имели советские колонки С-90, не останавливали меломанов всея Руси. Они оставались несколько десятилетий акустической системой из разряда самых массовых. Многие тысячи страниц на форумах посвящены им и сегодня. Это один из наиболее ярких символов ушедшей эпохи, обладавший к тому же надёжностью и долговечностью, каких и в помине нет у современных гаджетов. Колонки С-90 размеры имели внушительные (36 х 71 х 28,5 см), поэтому требовали правильной установки, что далеко не всегда сочеталось с возможностями.
Квартиры были довольно тесными (да и сейчас условия те же), а потому можно было увидеть колонки в полуметре от слушателя. В то время как идеальный способ для лучшего звучания — поставить их на постамент как раз полуметровой высоты и соблюсти расстояние от уха слушателя как минимум в два метра. Редкая комната обладает такими достоинствами, необходимой площади чаще всего не хватает, а потому и слушали настоящий звук, на который была способна эта аппаратура, разве что соседи.
Путь второй. Средней сложности.
Выполняем все, что указано в пути 1, но не собираем колонки.
- Улучшим свойства корпуса и убьем призвуки и «бочку»
- Добьемся лучшего прохождения сигнала
- Герметизация корпуса. Убираем влияние корпуса
Рис. 1. Схема кроссовера колонок S-90
Итак, поехали. Заднюю стенку корпуса укрепить, расположив две рейки сечением 3х2см. по вертикали во всю длину на
расстоянии 15-20 см. друг от друга симметрично, и прикрепив их шурупами к задней стенке. Предварительно место
крепления обработать эпоксидкой. Надо учитывать возможность установки потом фазоинвертора. Между задней и передней
стенкой устанавливаем рейку распорку на уровне СЧ головки, учитываем возможность установки стакана.
Промазываем все соединения стенок и углы изнутри силиконовым клеем типа «Бизон» или сантехническими
силиконовыми же замазками. Оклеиваем весь корпус внутри войлоком (ватином, синтепоном или др.). Толще 1,5 см. не
стоит, чтобы не сильно уменьшить внутренний объем корпуса.
Все предложения поменять 15ГД-11А на 6 ГДШ-5 отвергаем. Наш и так уже «крутой», а подобная замена
приведет к потере мощности, уменьшению динамического диапазона (очень опасно) и придется сильно изменять фильтр. Так
при замене 15ГД-11А на 6 ГДШ-5 для 35АС-212 придется заменить такие детали: L1 — 0,22mH, C2 — 1,0mF, C8
— 0,5mF, L4 — 0,1mH. Указаны новые параметры. При использовании 6 ГДШ-5-4, придется еще поставить
дополнительное сопротивление поставить в цепь этой головки на 4Ом. Еще и внешний вид колонки меняется. Ну, если
сильно хочется, то можно. Далее. Удаляем переключатели тембров. Удаляем ненужные резисторы R (1, 2, 4, 5, 7, 8, 9,
11, 12).
Заменяем провода на монтаже фильтра на медный провод диаметром 1,2 мм. Заменяем провода идущие от динамиков к
фильтру, на более путевые. На низкочастотный динамик — многожильный — сечением 2,5–3 мм кв., на
среднечастотный Ч 2,5 мм кв. На высокочастотный — 2 мм кв. одножильный. Все провода припаиваются к фильтру
напрямую, а не проходом через предыдущие динамики. Фильтр устанавливается на дно колонки. Все провода укладываются
под слой войлока. На боковых стенах.
Регуляторы фильтров снимаются. Изготавливаем на их место деревянные (ДСП, фанерные) заглушки по толщине корпуса.
Вливаем их на эпоксидку и пришлифовываем. Обтягиваем переднюю панель самоклеящейся пленкой под дерево в тон шпону
колонок.
Устанавливаем динамики. Низкочастотный и среднечастотный через резиновые прокладки. Подойдет резина с оконных
утеплителей, тонкие резиновые медицинские шланги, силиконовые шланги (хуже). Установленные динамики обрабатываем по
периметру пластилином или не застывающей оконной замазкой (она напоминает кусок хозяйственного мыла и стоит дешево).
Проверяем звук. Балдеем просто. Отодвигаем всякие «Pioner», «Technics» , JAMO и …
Внешний вид и дизайн
Выглядит акустическая система от «Радиотехники» внушительно. Это очень большие колонки. Каждая из них весит около 15-20 килограмм. Это не говоря уже о том, что переносить их из-за громоздкого и объемного корпуса не очень удобно. Передняя панель (как и весь корпус) покрыта шпоном. Есть несколько цветовых комбинаций. Динамики прикрыты металлической сеткой. Только высокочастотник не прикрыт защитой. Это, конечно, хорошо, но влияет на акустические свойства колонок не самым лучшим образом. Тем не менее дизайн вполне приемлем. Намного лучше других колнок «топорного» советского производства.
С правой стороны от среднечастотного и высокочастотного динамиков находятся два переключателя режимов работы. Неизвестно, для чего их сюда поставили. Нормальный усилитель сам способен переключать режимы. А работа колонок – правильно воспроизводить звук. Тем не менее в Radiotehnika S90 такие переключатели в наличии. Но в процессе доработки их можно убрать, ибо они влияют на общее качество звука весьма негативно. Но для тех, кто ценит ретро и антиквариат, такие предложения покажутся кощунством.
Описание
Акустическая система «Радиотехника» высшего (нулевого) класса 35 АС-1 появилась в продаже в 1977 году и сразу была названа С-90. Колонки характеристики имели наилучшие по тем временам, особенно если учесть, что в пользовании была только советская аппаратура. Разработаны они были сугубо для бытового использования, и занималось этим конструкторское бюро «Орбита» на Рижском производственном объединении «Радиотехника». Впоследствии вся серия этих акустических систем получила марку С-90.
Колонки характеристики свои целиком и полностью оправдали, они не уступали импортным ни в чём, значительно превосходя все отечественные. Чтобы звучание акустической системы было полноценным, к ней в обязательном порядке подключался усилитель типа «Электроника» или «Амфитон». В частотном диапазоне от 31,5 до практически 20 кГц колонки работали с номинальной мощностью 35 Ватт. Причём в паспорте значилась мощность девяносто. Звуковое давление, о результатах которого написано выше, равнялось 1,2 Па.
Заключение
Советская акустическая система Radiotehnika S90 относится к наиболее предпочтительным бюджетным вариантам. Она куда лучше справляется со своими обязанностями, чем любая современная акустика родом из Китая, прекрасно поддается доработке и может обеспечить звучание Hi-End класса. Что еще нужно для счастья меломану?
Приветствую уважаемых членов данного сообщества!Чтобы не закидали помидорами, сразу предупрежу, что в данной теме я лузер, в технических аспектах не разбираюсь, к звуку не требователен.Не знаю насколько уместно тогда мое обращение в данной теме, но все же… Краткая предыстория..Сделал сосед по даче презент- пару колонок Radiotechnika s-90. Работали они у него от какого-то «современного»усилителя, в котором в итоге «выгорела полоса» или что-то в этом роде (не понимаю). Когда он его отнес в ремонт, ему сказали что это из-за акустики (сопротивление разное или что-то такое). Вообщем, он привез домашнюю акустику а Radiotechnika s-90 презентовал мне.Соответственно без усилителя она играть отказывается…
Теперь суть вопроса! Помогите подобрать усилитель к акустике Radiotechnika s-90! Пытался «гуглить» видел массу рекомендаций приобрести какие-то уси из той же эпохи, но, как я понимаю, для подключения к ним современных источников подачи звука нужно будет что-то «колхозить» с разъемами (а может не правильно понимаю).Мои требования к усилителю, которые я для себя поставил:1) ЦЕНА! Это должен быть абсолютно бюджетный вариант. Играть все это будет на даче и, по-большому счету» нужен громкий звук! Естественно, если с чем-то будет играть лучше за те же деньги, кто же против…2) Совместимость и универсальность! Т.е. всякие ОМы, Мощности, современные разъемы. Первоначально хочу подключить к цифровой приставке «Триколора»…
Варианты б/у вполне уместны, естественно, за конкретные предложения буду благодарен!