ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИХ ВЕЛИЧИНУ, УРОВЕНЬ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий.
Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
- • время, необходимое для транспортирования товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку- разгрузку;
- • сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
- • несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;
- • особенности в территориальном размещении производства;
- • условия транспортирования товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
- • звенность товародвижения;
- • возможности хранения товара и др.
Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.
Величина, уровень товарных запасов и товарооборачиваемость являются взаимосвязанными показателями и зависят от следующих факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия:
Какие факторы влияют на определение количества запаса сырья
Величина товарных запасов и товарооборачиваемость являются взаимосвязанными показателями.
Ускорение обращения товаров имеет большое значение для предприятия, так как позволяет высвобождать средства для последующих оборотов. Оборачиваемость товаров можно ускорить лишь за счет совершенствования всей коммерческой и экономической деятельности предприятия [25] .
Для этого необходимо анализировать влияние различных факторов на величину и оборачиваемость товарных запасов.
Одни факторы ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов [24] .
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия (рисунок 4).
Рисунок 4 — Факторы, определяющие величину товарных запасов
К основным факторам, влияющим на оборачиваемость и величину товарных запасов, относят следующие:
— Соотношение между спросом и предложением товаров.
В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, — изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
— Сложность ассортимента товаров.
Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам.
— Потребительские и физико-химические свойства товаров.
Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
— Объём розничного товарооборота.
Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.
— Организация и частота завоза товаров.
Чем чаще завозятся товары на предприятие, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.
— Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия [25].
Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д. [12]. Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.
Как осуществляется анализ материальных ресурсов предприятия
Материальные затраты представляют собой львиную долю всех затрат, которые предприятие использует во время производства продукции (товаров, работ или услуг). Важнейшим фактором уменьшения себестоимости продукции и роста производства можно считать рациональное использование материалов. Этот фактор существенно может повысить прибыль и уровень рентабельности.
Анализ материальных ресурсов ставит перед предпринимателем задачу, которая заключается в:
- Оценке уровня эффективности их использования с учетом выполнения плана выпуска продукции;
- Выявлении внутрипроизводственных резервов экономии указанных ресурсов;
- Разработке конкретных мероприятий по использованию ресурсов.
Основные этапы анализа материальных ресурсов предприятия
Анализ материальных ресурсов проходит в несколько этапов, которые последовательно и непосредственно связаны между собой. Выделяют следующие этапы:
- Этап 1. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами;
- Этап 2. Анализ обоснованности норм расхода материально-технических ресурсов;
- Этап 3. Обоснование оптимальной потребности в материальных ресурсах;
- Этап 4. Оценка эффективности использования материальных ресурсов;
- Этап 5. Оценка влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат.
Чтобы организация могла функционировать без сбоев и накладок, очень важно запастись и обеспечить ее материальными ресурсами, которые нужны будут для выполнения производственной программы, для капитального строительства, на непромышленные нужды, а также запасами материальных ресурсов на конец периода.
В данном случае, нельзя не учитывать одно важное условия. У предприятия должна быть полная обеспеченность необходимости (потребности) в материальных ресурсах источниками покрытия и создания запасов. Источники покрытия разделяют на внешние и внутренние.
Внешние источники покрытия — это материальные ресурсы, которые поступают от поставщиков по заключенным договорам и в соответствии с ними.
Внутренние источники — представляют собой сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономию материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса.
Чтобы вычислить реальную потребность в завозе материальных ресурсов со стороны нужно из общей потребности в определенном виде материала вычесть стоимость собственных внутренних источников ее покрытия.
Когда предприятие озадаченно целью повысить эффективность своей деятельности, не стоит забывать о таком факторе как использование материальных ресурсов. Компании необходимо постоянно вести учет и анализировать прямые материальные затраты и издержки на материал, ведь они оказывают прямое воздействие на расчет стоимости продукции, а также могут влиять в итоге на выручку.
Потребность в материальных ресурсах на образование запасов на конец периода можно измерить, этот показатель можно оценить:
- в натуральных единицах измерения, другими словами, сколько и чего нужно для установления потребности в складских помещениях;
- в денежной оценке, т.е по стоимости. Применяют для выявления потребности в оборотных средствах, для соответствия финансовому плану;
- в днях обеспеченности — для планирования и организации контроля.
Сколько же нужно сырья и материалов или прочих запасов, чтобы гарантировать бесперебойную работу организации на определенный срок? Показатель обеспеченности предприятия запасами в днях ( Дн запі ) рассчитаем по формуле:
Дн запi = МР i Др i ,
где МР і — остаток материального ресурса;
ДР i — среднедневной расход этого материального ресурса.
Предприятие, которое занимается производством продукции, разделяет все запасы товарно-материальных ценностей на:
- производственные запасы, т.е. заготовки, которые используются для изготовления продукции, такие как: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, горючее и тара.
- незавершенное производство, т.е товары, производство которых по каким либо причинам еще не окончено. Это может быть продукция на одной из стадий изготовления.;
- запасы готовой продукции включают в себя стоимость продукции, производство которой уже завершено, т.е. товар готов к продаже (реализации) и вместе с ней остатки готовой продукции на складе.
Формулы расчета запасов на предприятии
Анализ влияния факторов, которые влияют на управление запасами, необходимо проводить с учетом небольшого нюанса. В момент определения наличия запасов на конкретное число (отчетную дату) возникает один очень важный вопрос, игнорировать который нельзя. Он заключается в том, процессы возобновления запасов, которые проходят непрерывно при постоянно меняющихся ценах, вызывают ситуацию, когда партии запасов, купленные в более поздние сроки, естественно отличаются по цене от тех, которые приобретены ранее, т.е. могут быть дороже или дешевле.
Опыт показывает, что ранее запасы оценивались по ценам приобретения. Этот момент вызывал необходимость оценивать расход этих запасов на производство по усредненных ценам, выведенными по факту. Так вели учет в России. при этом, в практике учета стран Запада применяется метод ФИФО, когда принято списание в затраты на производство по мере расходования материалы по их стоимости, учитывая цену первой из поступивших партий. Метод ФИФО признается во всем мире более удобным и также разрешен к применению в России.
Чтобы проанализировать запасы и их взаимосвязь с получением прибыли предприятия, нужно регулярно проводить исследование в направлении проверки определения потребности сопровождении материальных ресурсов договорами на их поставку, а также выполнение обязательств по ним.
Рассмотрим на примере (см. рис. 2). План потребности в материале А не до конца обеспечен договорами на поставку и внутренними источниками покрытия. Планируемый Коэффициент обеспечения должен быть не менее
К об ( пл ) = 700 + 42 000 45 000 = 0 , 95 .
А по факту Коэффициент обеспечения составил:
К об ( ф ) = 41 900 + 700 45 000 = 0 , 94 .
Ответ: плановая потребность в материале А покрывается (удовлетворяется) на 94 % .
Рисунок 1. Обеспечение потребности в материальных ресурсах договорами и фактическое их выполнение
К ситуации, когда планируемые объемы производства не выполняются, приводит возникновение негативных последствий, которые возникают из-за таких факторов как:
- отсутствие обеспечения производства отдельными видами материалов или его недостаток;
- сбои в поставках, а также их неравномерность;
- нарушение сроков, а также несоблюдение других условий договора.
При осуществлении анализа контролируется качество материалов, которые привозит поставщик, насколько они соответствуют стандартам, техническим условиям и условиям договора. Если же какое либо из этих условий нарушено, поставщику выдвигают претензию. Повышенного внимания нужно уделять контролю выполнения поставок материалов, которые выделены предприятию по госзаказу, и кооперированных поставок.
Огромное значение имеет выполнение плана по срокам поставки материалов (ритмичности). Несоответствие и срывы сроков поставки ведут к ситуации, когда плана производства и реализации продукции недовыполнены. Чтобы оценить ритмичность поставки необходимо применить коэффициент ритмичности, а также коэффициент вариации материалов.
Следует различать запасы текущие, сезонные и страховые. Размер текущего запаса З тек зависит от интервала поставки в днях Инт и среднесуточного расхода і -го материала P сут :
З тек = Инт · Р сут .
Во время аналитики проверяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья, и материалов с теми, что указаны по нормативам. С этой конкретной целью, на основании данных о наличии материалов по факту в натуральных показателях и среднесуточных расходах по ним разрабатываем фактическую обеспеченность материалами в днях и приравниваем ее к нормативной.
Учитывать нужно также состояние запасов сырья и материалов с целью выявления излишних и ненужных. Это определяется по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Если по каким-либо материалам нет расхода на протяжении
года и более, то их относят к группе неходовых и подсчитывают общую стоимость.
В итоге нужно подсчитать потери продукции ввиду некоторых причин, о которых более подробно речь пойдет далее.
Уменьшение объема производства продукции
Уменьшение объема производства продукции ( АК ) в связи с недопоставкой материалов вычисляется так: количество недопоставленных материалов і -го вида делится на норму их расхода на единицу продукции ( НР пл ) .
Рисунок 2. Примерный расчет уменьшения объема производства продукции
∆ К = З ф — З пл НР пл = 41 900 — 45 000 0 , 9 = — 3100 0 , 9 = — 3444 ед .
Сверхплановые отходы
В связи с плохим качеством сырья и материалов возникают сверхплановые отходы. Чтобы подсчитать, насколько за счет этого фактора уменьшился выход продукции, берем количество сверхплановых отходов і-го сырья или материала и делим на норму его расхода на единицу продукции.
По условиям предыдущего примера за счет сверхплановых отходов количество произведенной продукции уменьшилось на 233 ед . ( 210 / 0 , 9 ) .
Следовательно, из-за недопоставки сырья и низкого его качества выпуск изделия А снизился на 3444 ед .
Доработка материалов
При нарушении ассортимента поставляемых материалов предприятие может произвести доработку поступившего материала или найти ему замену. При доработке материала образуется его перерасход на единицу продукции, что приводит к увеличению суммы переменных затрат. Чтобы определить потери, необходимо перерасход материалов на единицу продукции в результате его доработки (подгонки) умножить на фактический выпуск продукции из этого материала и на его цену.
Кроме того, будет произведен дополнительный расход средств на оплату труда работникам за доработку материала.
Чтобы в комплексе оценить эффективность такой операции, нужно установить, как изменилась себестоимость единицы продукции, а соответственно, и прибыль предприятия. Даже если не обращать внимания на дополнительные затраты, связанные с доработкой материала, себестоимость изделия снизиться может и за счет увеличения объема выпуска продукции и уменьшения постоянных затрат на единицу продукции:
∆ С = С ед ( ф ) — С ед ( в ) = З ф К ф — З ф — Д пз — Д з К ф — ∆ К ,
где С ед ( в ) , С ед ( ф ) — значит себестоимость единицы изделия до и после проведения этого мероприятия; Д пз — дополнительные переменные затраты, необходимые для обеспечения дополнительного выпуска продукции; Д 3 — дополнительные затраты, связанные с доработкой сырья и материалов; К ф — фактическое количество произведенной продукции; ДК — дополнительный выпуск продукции.
При ситуации замены одного материала другим,который стоит дороже, также возрастает сумма затрат. Для ее определения нужно количество замененного материала К3 умножить на разность в цене взаимозаменяемых материалов:
∆ З = К з · Ц пз — Ц дз .
Повышение цен поставщиком
Аналогичная ситуация возникает при повышении поставщиком цен на сырье и материалы. В этом случае определяем, какой из вариантов несет большую выгоду для организации. Вот, что можно сделать:
- увеличить переменные затраты в связи с применением тех материалов, которые стоят дороже, но за счет наращивания объемов получить дополнительную прибыль;
- сократить объем производства этого вида продукции в том случае, если в результате использования дорогого сырья товар будет убыточным, искать новые, более доступные рынки сырья, или модернизировать структуру производства.
Большие потери могут возникать еще из-за неритмичной поставки сырья и материалов, а значит предприятия простаивают и большая часть продукции недополучена ими, а значит недополучена и прибыль. Для контроля этих потерь берем количество чел-ч простоя из-за отсутствия материалов и умножаем на плановую среднечасовую выработку продукции.
Растет и сумма затрат по оплате труда, так как простои по вине предприятия его сотрудникам должны быть оплачены. Подсчитать ее можно, умножив количество чел-ч простоя на расценку за один час простоя.
Показатели эффективности использования материальных ресурсов можно разделить на обобщающие и частные.
Обобщающие показатели эффективности: материалоемкость продукции, материалоотдача, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материальных ресурсов.
Рисунок 3. Обобщающие показатели эффективности использования материальных ресурсов
Частные показатели материалоемкости используются для характеристики эффективности потребления отдельных видов материальных ресурсов, а также для определения уровня материалоемкости отдельных изделий.
В экономической литературе существует несколько методик анализа обобщающих показателей, основанных на разных типах факторных систем: аддитивной, кратной или мультипликативной. Предлагаемые методики не всегда отвечают требованиям соблюдения причинно-следственных связей между результативным показателем и показателями-факторами. Применяя кратную модель, где факторами выступают числитель и знаменатель расчетной формулы материалоемкости (изменение материальных затрат и изменение объема продукции), не надо упускать из виду, что является причиной, а что — следствием. Не материальные затраты влияют на материалоемкость, а изменение материалоемкости обусловливает изменение величины материальных затрат.
Итак, на изменение материальных затрат оказывают влияние:
- Факторы первого порядка:
- изменение общей материалоемкости продукции;
- изменение объема продукции;
- факторы второго порядка:
- изменение материалоемкости по прямым материальным затратам;
- изменение соотношения всех материальных и прямых материальных затрат;
- факторы третьего порядка:
- изменение структуры продукции;
- изменение удельной материалоемкости продукции (уровня затрат на отдельные изделия), которое, в свою очередь, зависит от инновационных мероприятий;
- изменение цен на материальные ресурсы;
- изменение отпускных цен на продукцию.
Материалоемкость, а следовательно, и материалоотдача зависят от количества произведенной продукции ( УВП ) , ее структуры ( Уд ) , уровня отпускных цен ( ЦП ) , расхода материалов на единицу продукции ( УР ) и стоимости материалов ( ЦМ ) .
Влияние данных факторов на материалоемкость (материалоотдачу) можно определить способом цепной подстановки.
Общая материалоемкость изменяется за счет изменения структуры произведенной продукции и частной материалоемкости отдельных се видов. Частная материалоемкость, в свою очередь, зависит от стоимости израсходованных материалов на единицу продукции (удельной материалоемкости) и уровня отпускных цен на продукцию.
Расход материальных ресурсов на единицу продукции может меняться в зависимости от качества материалов, техники и технологии производства, организации материально-технического снабжения, норм расхода, отходов и потерь и т.д. Стоимость сырья и материалов зависит также от их качества, рынков сырья, цен на них, транспортно-заготовительных расходов и др.
Возьмем варианты методик анализа материалоемкости продукции (Рис. 4-8), где видно, что основное влияние оказывают два фактора: изменение материалоемкости продукции по прямым материальным затратам и изменение коэффициента соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат. На рисунке 4 приводятся исходные данные для анализа.
Методика анализа общей материалоемкости (по сравнению с планом) с помощью приема ценных подстановок представлена рис. 5. Условная материалоемкость ME ‘ рассчитана по формуле
ME ‘ = ME 0 пр · К i МЗ = 40 , 671 · 1 , 104 = 44 , 90 .
Рисунок 4. Показатели использования материальных ресурсов
Рисунок 5. Анализ влияния факторов на общую материалоемкость с помощью приема цепных подстановок
Рисунок 6. Анализ влияния факторов на общую материалоемкость с помощью интегрирования
Рисунок 7. Окончание таблицы анализа влияния факторов на общую материалоемкость с помощью интегрирования
Рисунок 8. Анализ влияния факторов на общую материалоемкость с помощью логарифмирования
При логарифмировании нужно учитывать, что логарифмированию подчиняются не абсолютные значения, а индексы их изменения.
На последней стадии анализа эффективности использования материальных ресурсов необходимо определить возможности дальнейшего снижения норм расхода материальных затрат, обобщить все выявленные резервы по их уменьшению, а именно: улучшение техники и технологии производства, покупку более качественного сырья и сокращение его потерь во время хранения, недопущение брака, максимальное применение отходов и т.д.
1.3 Факторы, влияющие на величину запасов
Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия. Совокупность всех факторов можно представить в виде схемы (Рис. 1.2).
К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие.
1. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, — изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
соотношение между спросом объем розничного товарооборота;
и предложением; сложность ассортимента;
насыщенность товарных рынков; организация и частота завоза това-
звенность товародвижения; ров;
объем импорта; состояние материально — техничес-
уровень цен на конкретные то- кой базы и основных фондов торго-
вары; вого предприятия
Рис. 1.2 — Факторы, влияющие на величину товарных запасов
2. Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников.
3. Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.
4. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
5. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдаленные районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.
6. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество [8, с. 25].
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.