Какие функции в области охраны труда не возложены на государство
ТК РФ Статья 211. Государственное управление охраной труда
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 211 ТК РФ
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Структура государственного управления охраной труда
Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.
Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.
В чем смысл управления охраной труда
Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:
- принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
- актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
- формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
- профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.
Зачем державе руководить трудоохранными процессами
Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:
- обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
- разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
- проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
- экспертная оценка производственной среды;
- принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
- способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
- помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
- выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
- финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
- обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
- работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
- систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
- введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
- установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
- усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.
Кто в государстве управляет охраной труда
Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).
Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.
Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:
- разрешительные;
- надзорные;
- контрольные;
- исполнительные;
- координирующие и др.
ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.
На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).
Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».
В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:
- Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
- Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
- Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
- Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.
Контролирующие государственные органы по охране труда
Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:
- Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
- Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
- Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
- Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
- органы местного самоуправления;
- профессиональные союзы работников и их объединения;
- интеграции работодателей;
- другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.
Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
Ст 212 ТК РФ «Обязанности работодателя в области охраны труда». Вводная часть
В этой публикации вы узнаете, какие существуют обязанности работодателя в области охраны труда, в том числе обязанности работодателя при несчастном случае на производстве, а также какими основными законодательными документами должен руководствоваться работодатель по обеспечению безопасных условий труда. Мы полностью опубликовали ст 212 ТК РФ с нашими комментариями на 2021 г. Статья будет полезна для руководителя организации и специалиста по охране труда.
Охрана труда – это комплекс мер защиты жизни и здоровья работников в организации, позволяющая решать задачу поддержания стабильной производительности труда. Нарушение условий охраны труда на любом предприятии способно повлечь за собой рост травматизма и повышения риска профзаболеваний.
В деятельности по охране труда участвует на только государство, органы местного самоуправления, различные уполномоченные организации, но и работодатели и работники, которые имеют свои права и обязанности, а также несут ответственность в соответствии с законодательством.
Все обязанности работодателя в сфере охраны труда прописаны в статье 212 ТК РФ. Давайте подробно разберем обязанности работодателя, за что он отвечает и что он должен обеспечить.
(Пункты ст. 212 ТК РФ отмечены коричневым цветом, наши комментарии — под ними)
Ст 212 ТК РФ с комментариями 2021 года «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст 212 Трудового кодекса РФ работодатель отвечает не только за производительность труда и выплату работникам оплаты труда, но и в том числе, за безопасные условия труда на самом предприятии. Эти обязанности конкретизированы во всей 10-ой главе ТК РФ.
Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
Эксплуатация зданий, сооружений и оборудования должна соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда, которые прописаны в статье 211 ТК РФ. Такие нормативные акты устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников на предприятии. Это санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, стандарты безопасности труда, правила по охране труда, инструкции по охране труда и проч.
Проекты строительства и реконструкции производственных объектов должны соответствовать охране труда. Производственное оборудование, транспортные средства, продукция должны иметь сертификаты соответствия по охране труда.
Для создания системы охраны труда в организации, необходимо в первую очередь применять типовое положение Минтруда 438н, а также международные принципы по управлению охраной труда, систему национальных стандартов безопасности труда, ГОСТы и проч.
Работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) применяются на тех предприятиях, где требуется защитить работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов, и загрязнения. Это спецодежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, которая выдается работникам бесплатно, т.е. за счет средств работодателя. Более подробную информацию об индивидуальных средствах защиты можно прочитать в статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации.
К средствам коллективной защиты относятся технические средства защиты, например, от воздействия движущих частей оборудования, являющегося источником опасности, от попадания в рабочую зону с вредными веществами и проч.
На работодателя возлагаются обязанности обеспечение соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
Работодатель любой организации обязан непрерывно обеспечивать безопасность труда работников не зависимо от наличия опасных факторов труда.
Для определения соответствий условий труда, работодатель должен организовать контроль за состояние условий труда на рабочем месте. Например, перед началом работ начальник цеха, участка и т.д., обязан проверить оборудование, приспособления, вентиляцию, заземляющие, пусковые, сигнальные устройства. Убедиться в полной из исправности и безопасности.
Работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Понятие рабочего времени описано в разделе 4 ТК РФ, а время отдыха — в разделе 5 ТК РФ.
Рабочее время – это время, в течение которого работник, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности ст. 91 ТК РФ.
Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет рабочего времени по каждому работнику.
Время отдыха – это период, в течение которого работник свободен от исполнения своих обязанностей. Это время работник может использовать по своему усмотрению. Согласно Ст. 107 ТК РФ к времени отдыха относится перерыв в течение дня, ежедневный и межсменный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни и отпуска.
Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Для этого работодатель должен заблаговременно подготовить и утвердить соответствующий перечень профессий и видов работ, для которых предусмотрена бесплатная выдача указанных средств. Работодатель обязан обеспечить хранение, стирку, сушку, дезинфекцию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, обуви и других СИЗ.
В обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда входит проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, и обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
Согласно данному пункту ст 212 ТК РФ, в систему обучения входят:
Проведение инструктажа по охране труда включает в себя ознакомление работников с вредными или опасными производственными факторами, изучение законодательства и внутренних инструкций по охране труда, а также изучение метода оказания первой медицинской помощи.
Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Кодекс об административных нарушениях предусматривает максимальный штраф до 130 тысяч рублей за нарушение данного пункта, а за повторное нарушение – до 200 тыс. рублей за каждого необученного сотрудника. Об обучении специалиста по охране труда читайте в нашем блоге.
Для проведения проверки требований охраны труда работников организациях приказом работодателя создается комиссия по проверки знаний не менее трех человек, прошедших соответствующее обучение. Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда обязан пройти повторную проверку в срок, не позднее 1 месяца.
Работодатель обязан организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
Для организации контроля на рабочих местах, а также за правильностью применения СИЗ, работодателем организуется аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.
Проведение аттестации дает возможность установления льгот и компенсации для работника, определить приоритеты деятельности в области безопасности труда и создает условия для профилактики производственного травматизма и профзаболеваемости.
Аттестации подлежат все без исключения рабочие местах с целью выявления вредных и опасных факторов и осуществления деятельности по приведению рабочих мест в соответствии с нормами по охране труда.
По результатам аттестации выдается заключение о соответствии или несоответствии условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда.
Сертификация работ по охране труда в организации осуществляется для получения сертификата безопасности. Наличие сертификата позволяет организации получить скидки к тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. (Данный пункт введен в ст 212 ТК РФ в новой редакции согласно ФЗ от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
Работодатель не может самостоятельно проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Поэтому представитель работодателя должен обратиться в специализированную организацию, имеющую соответствующую аккредитацию в области СОУТ. Оценка условий труда проводится исключительно за счет средств работодателя.
Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан за счет собственных средств направлять работников на предварительный профилактический медицинский осмотр с целью предупреждения профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.
Работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно данного абзаца ст 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы работника, не прошедшего обязательный, предварительный или периодический осмотр. Также запрещается доступ работника, имеющего наличие медицинских противопоказаний. Такого работника работодатель обязан с его согласия перевести на другую допустимую работу.
Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты — являются прямыми обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий труда на производстве.
Такая информация должна предоставляться как при приеме на работу, так и в последующее время. Например, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен быть поставлен в известность с какими именно опасными производственными факторами ему придется иметь дело, каков риск его здоровья, получения травмы, профессионального заболевания, какие применяются меры защиты от воздействия неблагоприятных факторов, установлены ли меры коллективной защиты, выдаются ли средства индивидуальной защиты, какие полагаются гарантии и компенсации в связи с воздействием вредного производства, установлена ли повышенная оплата труда, полагается ли работнику сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска, выдается ли молоко или лечебно-профилактическое питание.
Работодатель обязан информировать работников о состоянии условий труда на рабочих местах и в организации в целом. Так, согласно статьи 4.15 Закона о специальной оценке условий труда, работодатель обязан письменно ознакомить работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Работодатель обязан предоставить федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
Согласно данному абзацу ст 212 Трудового кодекса РФ представитель работодателя обязан своевременно предоставлять необходимую информацию по охране труда на предприятии соответствующим уполномоченным органам.
Работодатель обязан принять меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ст 212 ТК ТР предусматривает наличие обязанности работодателя при несчастном случае на производстве и аварийных ситуациях.
Несчастный случай – это событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровью при исполнении обязанностей согласно трудовому договору как на территории организации, так и за ее пределами, либо во время следования к работе или возращения с работы на транспорте организации.
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, при исполнении ими трудовых обязанностей согласно договору.
Работодатель обязан своевременно анализировать результаты расследования и применять меры по устранению причин и предотвращения аварийных ситуаций. При несчастном случае на производстве работодатель обязан действовать следующим образом:
— немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему;
— предотвратить развитие опасной ситуации;
— сохранить обстановку до расследования;
— информировать родственников пострадавшего и соответствующие органы, организации.
Работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты отдыха в рабочее время, санитарные посты с аптечками и прочее.
Работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Государственный надзор над всеми организациями осуществляет Федеральная инспекция труда. Внутриведомственный контроль осуществляет федеральные, исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Общественный контроль осуществляют профессиональные союзы, инспекторы труда, уполномоченные по охране труда
Работодатель обязан выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки.
Невыполнение данных обязанностей ст. 212 ТК РФ может служить основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.
Работодатель обязан обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обязательное страхование работников является составной частью государственной системы страхования. Страхованию подлежат все работники организации не зависимо от формы собственности.
В обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда входит ознакомление работников с требованиями охраны труда.
Трудовой договор должен соответствовать требованиям охраны труда. Каждый работник должен ознакомлен со всеми требованиями охраны труда.
Работодатель должен разработать и утвердить правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Инструкция по охране труда является одним из основных локальных документов. Наличие грамотно составленных инструкций обеспечивает снижение производственного травматизма и профзаболеваний. Данные инструкции не должны противоречить государственным нормативам по охране труда, в том числе межотраслевым инструкциям.
Работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Система нормативных актов состоит из следующих документов:
— межотраслевые правила по охране труда;
— отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
— строительные и санитарные нормы и правила;
— правила и инструкции по безопасности;
— правила устройства и безопасной эксплуатации;
— правила по проектированию и строительству;
— гигиенические нормативы;
— государственные стандарты безопасности труда.
В этой статье Вы рассмотрели ст 212 ТК РФ с комментариями 2021 года «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда». Желаем удачного применения на практике полученных знаний! Ниже смотрите видео по этой теме:
Статья 210 ТК РФ. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
государственная экспертиза условий труда;
установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Комментарии к ст. 210 ТК РФ
1. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
2. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией.
Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации осуществляют:
Федеральная служба по труду и занятости (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости») — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
Федеральная инспекция труда (Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда»);
Государственная экспертиза условий труда (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»);
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»);
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ (Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»);
органы прокуратуры (Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»).
3. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные представительные органы работников. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
4. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения и предотвращения этих негативных явлений. Именно поэтому оно вошло в перечень Основных направлений государственной политики в области охраны труда. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний устанавливается в Постановлении Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний». Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен ст. ст. 227 — 231 ТК, а также Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
5. Механизм и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируется ГК, а также Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
6. Названным Федеральным законом предусмотрена обязанность работодателя страховать свою ответственность за вред, причиненный здоровью работника в процессе трудовой деятельности. При этом ставились 2 основные задачи. Первая — повышение социальной защищенности пострадавших и иждивенцев лиц, погибших на производстве, законные интересы которых зачастую ущемлялись вследствие тяжелого финансового положения многих организаций, явившегося следствием системного кризиса периода реформирования социально-общественного строя государства, в том числе лиц, пострадавших в уже ликвидированных организациях. Вторая — создание механизма экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда и снижении производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Первая задача решена путем введения обязательного страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантирования выплат в возмещение вреда пострадавшим вне зависимости от финансового положения работодателя.
Решение второй задачи осуществляется путем установления для страхователей размера страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, а также применения скидок и надбавок к страховому тарифу, размер которых зависит от состояния условий и охраны труда на производстве.
Установленные ранее виды, основания для назначения и порядок определения размера пособий с введением названного Федерального закона не изменились.
Единственным законным страховщиком по этому виду страхования в настоящее время определен ФСС РФ. При этом не ограничиваются права работодателя заключать наряду с договором об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний договоры о дополнительном страховании с иными страховыми компаниями.
7. За работу в тяжелых и вредных условиях труда для работников определены компенсации, гарантированные государственными органами. При этом действуют нормативные правовые акты, принятые организациями бывшего СССР.
К числу установленных компенсаций можно отнести:
льготное пенсионное обеспечение (Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам по достижении 50 или 55 лет, женщинам — по достижении 45 или 50 лет. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, Постановлениями Правительства РФ от 1 марта 1992 г. N 130, от 24 апреля 1992 г. N 272 и от 3 февраля 1994 г. N 85;
сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. В соответствии с указанным Списком на отдельных видах работ рабочий день сокращается до 6 ч, а продолжительность дополнительного отпуска может достигать 24 рабочих дней;
доплаты за условия труда на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядка применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда»). В соответствии с указанным Типовым положением доплаты могут составлять от 4 до 24% тарифной ставки (оклада) соответственно на работах с тяжелыми и вредными, с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда;
бесплатное лечебно-профилактическое питание, предоставляемое лицам, работающим на отдельных видах работ.
8. Государственная статистическая отчетность об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Приказом Федеральной службы государственной статистики от 2 июля 2008 г. N 153 утв. статистический инструментарий для организации статистического наблюдения за численностью и составом населения, травматизмом на производстве и деятельностью в сфере здравоохранения на 2009 год, в том числе утв. годовая форма федерального государственного статистического наблюдения N 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях».
9. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которой осуществляется через Интернет. Резидентами РИСОТ в субъектах РФ являются, как правило, базовые центры охраны труда. В настоящее время РИСОТ содержит более 1 тыс. законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, включая государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др. База данных РИСОТ постоянно пополняется.
10. Международное сотрудничество в области охраны труда в Российской Федерации осуществляется в основном в рамках деятельности МОТ, членом которой она является. МОТ основана в 1919 г., в 1946 г. стала специализированным учреждением ООН. Одна из самых важных функций МОТ — принятие с участием представителей правительств, работодателей и работников конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя эти конвенции, государства-члены берут на себя обязательства последовательно осуществлять их положения. Рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практики в области трудовых отношений.
11. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно прошедшая обязательную сертификацию или декларирование соответствия спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством РФ. Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя. Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 утв. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (см. также комментарий к ст. 221 ТК).
Нормы обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами (в состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения душевых, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др.) устанавливаются строительными нормами и правилами (СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания»).
12. Норма комментируемой статьи, предусматривающая сотрудничество органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в целях обеспечения безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, является одним из элементов системы государственного управления охраной труда и отражает принцип социального партнерства.
13. Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 — 2010 годы утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586. Ее принятие предусмотрено п. 12 Плана мероприятий по реализации в 2008 — 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 170-р.
Программа направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.
Программа представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области охраны труда.
Для реализации Программы требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.