10 разъяснений Минфина об авансах в бюджетных учреждениях
Минфин подготовил разъяснения по авансированию в 2022 году. В информации ведомства — 10 ответов на основные вопросы по авансам и новым правилам работы бюджетников с авансированием.
Скачать перечень ответов на вопросы по постановлению Правительства РФ № 505 от 29.03.2022 с официального сайта Минфина |
Основания для разъяснений по авансам
Порядок авансирования в 2022 году изменили. В постановлении правительства № 505 от 29.03.2022 приводятся новые правила по предоплате и устанавливается размер авансовых платежей при заключении госконтрактов в 2022 году.
Правительство ввело повышенные авансы на федеральном уровне. А региональные власти определяют порядок авансирования в 2022 году на местном уровне — локальными нормативно-правовыми актами. Некоторые регионы распространяют правила увеличенной предоплаты и на договоры, заключенные в рамках 223-ФЗ.
- авансы по контрактам до 90 % для поставщиков;
- новые правила по авансу;
- Минфин разъяснил нюансы изменения контрактов, заключения сделок с едпоставщиком и авансирования в условиях санкций;
- аванс до 50 % в 2022 году: новое разъяснение Минфина.
Для заказчиков опубликовали письмо Минфина об авансе от 27.04.2022 — разъяснения по новым правилам работы. Специалисты министерства подготовили ответы на вопросы об авансовых платежах.
Обязанность авансирования
Минфин разъяснил, обязаны ли заказчики устанавливать условие об авансировании по п. 2 ПП РФ № 505 в госконтракте. Да, обязаны, если соглашение подлежит казначейскому сопровождению. Если заключаете контракт без казначейского сопровождения, то вы вправе прописать в госконтракте увеличенный авансовый платеж. Минимальный размер предоплаты для госконтрактов без казначейского сопровождения не предусмотрен: для получателей средств федерального бюджета нет обязанности устанавливать авансовые платежи в таких контрактах.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы подготовить проект контракта без ошибок и нарушений.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Правила для бюджетников
На бюджетные и автономные учреждения распространяются новые правила по повышенной предоплате. Бюджетники при заключении госконтрактов о поставке товаров, работ, услуг с внесением авансовых платежей обязаны соблюдать требования законодательных и правовых российских актов (п. 161 ст. 30 83-ФЗ от 08.05.2010). Такое же правило действует и для автономных учреждений (ч. 3.11-1 ст. 2 174-ФЗ от 03.11.2006). То есть требование о повышенном авансировании из ПП РФ № 505 для бюджетных и автономных учреждений — обязательное.
Нулевой аванс
В актуальных разъяснениях об авансовых платежах по 44-ФЗ от Минфина указано, есть ли возможность у получателей средств федерального бюджета установить аванс в размере 0 %. Если на соглашение распространяется казначейское сопровождение, то нулевой аванс невозможен: установите предварительную оплату в пределах 50–90 % (п. 2 ПП РФ № 505). Если же казначейское сопровождение не применяется, то заказчику доступно нулевое авансирование.
Авансы и казначейское сопровождение
Авансирование и казначейское сопровождение напрямую связаны. Если госконтракт с казначейским сопровождением, то в нем предусматривают аванс в размере от 50 до 90 %. Авансовый платеж тоже подлежит казначейскому сопровождению.
Аванс по частям
Для заказчиков доступна выплата повышенного авансирования по частям. Причем разрешают платить частично за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года и за счет ЛБО каждого последующего года многолетнего госконтракта. Подтверждение приводится в ст. 219 БК РФ.
Авансы в контрактах до 30.03.2022
Заказчики и поставщики смогут установить авансовые платежи в соглашениях, заключенных до 30.03.2022, в которых изначально не включали условие об авансировании. По правилам 44-ФЗ в 2022 году допускается изменение существенных условий ранее заключенных контрактов, если при их исполнении возникли не зависящие от сторон обязательства, которые не дают исполнить госконтракт на прежних условиях (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Это касается и увеличенного авансирования: стороны вправе изменить условия о предоплате, но с учетом соблюдения требований ст. 96 44-ФЗ.
Контракты до 100 000 рублей
Получатели федеральных средств бюджета вправе включить в соглашения до 100 000 рублей условие о казначейском сопровождении авансовых платежей без издания дополнительных правительственных актов (пп. 9 ч. 2 ст. 5 390-ФЗ от 06.12.2021). В 2022 году такой акт вправе принять главный распорядитель бюджетных средств (п. 3 ПП РФ № 505). То есть после того, как ГРБС издаст акт о включении в госконтракт до 100 000 рублей условий о казначейском сопровождении аванса от 50 до 90 %, заказчик включает его в контракт — без дополнительного решения Правительства РФ.
Закупки у единственного поставщика
На закупки у единственного поставщика тоже распространяется действие ПП РФ № 505. Условие о повышенном авансировании действует для всех госконтрактов, заключенных по 44-ФЗ и подлежащих казначейскому сопровождению. Контракты с единственным поставщиком по ст. 93 44-ФЗ — не исключение.
Извещения о закупке
Распространяется ли действие положений пункта 2 Постановления № 505 на контракты, извещение об осуществлении закупки или приглашение которых направлены до 29 марта 2022 года.
Если извещение опубликовано или приглашение по госконтракту направлено до 29.03.2022, то действие положений ПП РФ № 505 на них не распространяется. Если контракт не заключили до 29 марта 2022 года включительно, то повышенное авансирование к нему не применяется.
Госконтракты заключают на условиях, которые прописаны в извещении или приглашении на закупку, документами заказа и заявкой участника, с которым заключается соглашение (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Но контракт разрешено менять после его заключения: согласуйте условие о повышенном авансировании, как только подпишете соглашение с контрагентом.
Необоснованное изменение контракта
Изменение существенных условий госконтракта, если фактически нет обстоятельств, препятствующих его исполнению, не допускается (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). При отсутствии документов, подтверждающих обстоятельства невозможности исполнения контракта, изменять контракт тоже нельзя. Изменяйте существенное условие, только если не получится исполнить обязательства на прежних условиях.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Размеры авансовых платежей по контрактам, договорам ГПХ
До недавнего времени законодательство РФ не ограничивало бюджетные учреждения в размерах авансовых платежей, устанавливаемых ими в контрактах (договорах) на выполнение работ, оказание услуг, поставки товаров. В контракте (договоре) мог быть прописан любой размер авансовых платежей (20, 30, 50, 80, 100%). После вступления в силу Постановления № 266 [1] ситуация изменилась. О размерах авансовых платежей, которые бюджетные учреждения обязаны предусмотреть в заключаемых ими контрактах (договорах), расскажем в данном материале.
Постановление № 226 дополнило Постановление № 1456 [2] пунктом 36 (1) следующего содержания: органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленных в соответствии с пунктом 36 настоящего постановления для получателя средств федерального бюджета.
Пункт 36 Постановления № 1456 устанавливает размеры авансовых платежей, которые обязаны предусмотреть получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Пункт 36 (1) Постановления № 1456 не содержит указания на то, следует ли бюджетному учреждению применять положения п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов), оплата которых будет производиться за счет средств, получаемых учреждением от осуществления приносящей доход деятельности. Из дословного прочтения п. 36 (1) Постановления № 1456 следует, что данное требование касается всех договоров (контрактов), предметом которых является поставка товаров, работ, услуг вне зависимости от источника получения денежных средств. Возможно органы исполнительной власти, выполняющие функции учреждения, доводя до своих подведомственных учреждений информацию об обязательном применении ими после 20 апреля 2016 года положений п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов) укажут, что в отношении средств, получаемых учреждением от оказания платных услуг, работ, данные ограничения не применяются.
Размеры авансовых платежей
– об оказании услуг связи;
– о подписке на печатные издания и об их приобретении;
– об обучении на курсах повышения квалификации;
– о прохождении профессиональной переподготовки;
– об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
– о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
– о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
– о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение.
По договорам ОСАГО, аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), о проведении лечения граждан РФ
Кроме того, п. 36 Постановления № 1456 был дополнен следующим положением (п. 7 Постановления № 266): получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ, срок поставки или оказания которых превышает 30 дней со дня заключения договора (государственного контракта). Такой перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 № 737-р. Заметим, что данное требование не распространяется на договоры (контракты), заключаемые с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Минфин в Письме от 22.04.2016 № 02‑04‑07/23553 обращает внимание на то, что если условиями договора (государственного контракта) предусмотрены этапы (периоды) поставки товара (оказания услуги), при этом срок первой поставки товара (оказания услуги) не превышает 30 дней со дня заключения указанного договора (государственного контракта), то включение в такие договоры (государственные контракты) положения об авансировании соответствует требованиям п. 36 Постановления № 1456.
Положения, введенные п. 7 Постановления № 266 в п. 36 Постановления № 1456, не распространяется на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до дня вступления в силу Постановления № 266 (п. 2 Постановления № 266).
В заключение обобщим все сказанное выше. Исходя из дословного прочтения норм постановлений № 266 и 1456 (в редакции, действующей после 20 апреля 2016 года) действия бюджетных учреждений должны быть следующими:
1. В случае доведения до учреждения информации от учредителя, касающейся установления размера авансовых платежей по заключаемым договорам (контрактам), учреждение прописывает в договорах (контрактах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых после 20 апреля 2016 года, размеры авансовых платежей в соответствии с разъяснениями, предоставленными учредителем, и требованиями п. 36 Постановления № 1456;
2. В случае отсутствия информации от учредителя в отношении применения положений п. 36 (1) и 36 Постановления № 1456 учреждения по закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены после вступления в силу Постановления № 266 (после 20 апреля), прописывают в договорах (контрактах) (проектах договоров, контрактов) размеры авансовых платежей, установленные п. 36 Постановления № 1456, вне зависимости от источника оплаты средств по договору с учетом следующих особенностей:
- по договорам (контрактам) на поставку товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 № 737-р, авансовые платежи не предусматриваются, если срок поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ превышает 30 дней со дня заключения договора (контракта);
- авансовые платежи в размере 100% предусматриваются по тем договорам (контрактам), которые указаны в абз. 5 п. 36 Постановления № 266;
- авансовые платежи в размере от 30% до 80% стоимости договора (контракта), предметом которого является выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции;
- авансовые платежи в размере, не превышающем 30% стоимости договора (контракта), устанавливаются во всех остальных случаях (за исключением договоров по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства).
- до 30% стоимости договора (контракта), если цена договора (контракта) менее 600 млн руб.;
- до 30% суммы договора (контракта) с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта), если цена договора (контракта) превышает 600 млн руб.)
[2] Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».
Предоплата по госконтрактам в 2021 году
Правительство РФ Постановлением № 39[1] скорректировало правила установления размеров авансовых платежей по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемым федеральными заказчиками (получателями бюджетных средств). В каких пределах проводить авансирование в 2021 году?
Предельные размеры авансовых платежей по госконтрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые вправе предусматривать казенные учреждения – получатели средств федерального бюджета, установлены абз. 2 –7 п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496).
На региональном и местном уровне предельные объемы авансирования устанавливаются соответствующими нормативными актами (постановлениями правительства субъекта РФ, законами субъекта РФ, распорядительными документами муниципалитетов).
Согласно п. 1 Постановления № 39 утратил силу абз. 3 пп. «а» п. 18 Положения № 1496, предусматривающий установление аванса в размере свыше 30 %, но не более 80 % суммы госконтракта на выполнение НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции.
А на основании п. 2 указанного постановления до 31.12.2021 включительно было приостановлено действие абз. 2 пп. «а», пп. «б» п. 18 Положения № 1496 в части права устанавливать аванс в размере не более 30 % суммы госконтракта.
При этом закреплено право заказчиков предусматривать в 2021 году размер аванса не более 50 % суммы контракта на закупку товаров, работ, услуг, если иные предельные размеры не установлены федеральными законами, указами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ (п. 3 Постановления № 39).
Авансирование по госконтракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенного учреждения на определенные цели.
Также аванс не более 50 % можно установить в контрактах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной (муниципальной) собственности в случае предоставления в 2021 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели (п. 4 Постановления № 39).
При казначейском сопровождении авансовых платежей их предельный размер может составлять 90 % суммы контракта (п. 1, 4 Постановления № 39).
Кроме того, до конца 2021 года приостановлено действие п. 20 Положения № 1496, устанавливающего запрет на осуществление авансовых платежей по контрактам о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р (п. 2 Постановления № 39).
С учетом указанных изменений казенные учреждения вправе предусматривать в заключаемых ими в 2021 году госконтрактах авансовые платежи в следующих размерах:
Размер аванса
Виды госконтактов
Госконтракты (договоры), предметом которых являются:
оказание услуг связи;
подписка на печатные издания и их приобретение;
обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки;
участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
проведение государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий;
приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
оказание гостиничных услуг по месту командирования;
осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;
проведение мероприятий по тушению пожаров;
аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки);
ОСАГО владельцев транспортных средств;
страхование ответственности владельца опасного объекта;
лечение граждан РФ за границей (если заказчик – Минздрав)
Госконтракты (договоры) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), содержащие условия об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения указанных авансовых платежей
По остальным госконтрактам (договорам) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)
[1] Постановление Правительства РФ от 23.01.2021 № 39 «О внесении изменений в пункты 18, 26 (4) и 26 (8) Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Как по-новому считать командировочные расходы
Многочисленные изменения командировочных в 2020 году коснулись практически всех сфер экономической деятельности учреждения бюджетной сферы. Какие изменения коснулись порядка направления работников в служебные поездки, и что осталось неизменным?
Состав командировочных расходов
Выплаты, гарантированные Трудовым кодексом при направлении работника в служебную командировку, закреплены в 168 статье. Что входит в командировочные в 2020 году:
- Заработная плата. За командированным работником гарантированно сохраняется должность, рабочее место и средний заработок, который рассчитывается за предшествующие 12 месяцев.
- Расходы на транспорт. Наниматель обязан оплатить транспортные расходы подчиненного, которые он понес, чтобы добраться до места назначения. Но такие траты придется подтвердить чеками, билетами и прочими документами.
- Затраты на проживание. Если подчиненный направляется в поездку на несколько дней, ему придется арендовать жилье. Работодатель обязан оплатить арендованную комнату или гостиничный номер.
- Траты, связанные с проживанием. Такие расходы обычно называют «суточными», они компенсируют неудобства, которые испытывает работник в командировке. Подтверждать такие затраты документально не нужно, для суточных обычно устанавливается норма.
- Другие траты, согласованные с руководителем организации. Например, на приобретение расходных материалов или учебных материалов, книгопечатной продукции и прочего.
Порядок направления работников в служебные поездки должен быть регламентирован в локальном акте организации. Там же следует установить и нормы (максимальные суммы) командировочных расходов.
Изменения по командировочным с 2020 года
Важные изменения коснулись порядка нормирования размера суточных в организации. Предельно допустимого размера суточных действующим законодательством не установлено. Следовательно, в учреждении может быть принята любая сумма в день: как 50, так и 3000 рублей.
Еще одно изменение, которое может скорректировать сумму командировочных в 2020 году, — это новый курортный сбор. Платеж становится обязательным с 01.05.2018 и равен 50 рублям с человека в сутки.
Платить сбор обязаны все граждане, пребывающие более 24 часов на территории Крыма, Севастопольского, Краснодарского и Алтайского краев. Причем командированные сотрудники не стали исключением. Следовательно, работники, направленные в поездку на «курортные территории», должны будут оплатить взнос.
Эксперты полагают, что оплата курортного сбора будет включена в командировочные расходы, подлежащие возмещению. Приведет ли это к увеличению норм суточных, пока неизвестно.
Размеры гарантированных выплат
По факту ограничений в законодательстве нет, и 2020 год — не исключение. Экономический субъект вправе самостоятельно определить размеры. Но учитывайте важные моменты:
- Затраты на оплату проживания (наем жилого помещения, аренда жилья, гостиницы) оплачивается по фактически понесенным издержкам. Но только при условии предоставления подтверждающей документации. Допустимо установить предельный минимум, который будет выплачен работнику, если он не подал подтверждающих документов. Например, жил у родственников. Компания вправе установить и максимальный лимит, а также требования к нанимаемому жилью. Например запретить съем номеров класса люкс (повышенной комфортности).
- Оплата транспортных издержек также оплачивайте по факту, то есть по подтверждающей документации. Чеки, билеты, квитанции должен предоставить работник по возращению из поездки. Комиссионные сборы тоже подлежат оплате. Работодатель вправе установить запрет на проезд такси, а также покупку билетов класса комфорт, люкс, бизнес в целях экономии.
- Траты, разрешенные работодателем, возмещаются по фактическим документам. Заметим, что необходимо заранее согласовать объем затрат с руководством. В противном случае могут возникнуть финансовые трудности и задержки выплат.
- Размер суточных закрепляет работодатель на год. Норму определяют исходя из экономических возможностей организации, а также от места назначения. Например, суточные при поездке за рубеж должны оплачиваться в повышенном размере.
Некоторые специалисты ошибочно полагали, что Налоговый кодекс РФ регламентирует предельные значения. Разберемся в спорной ситуации.
Суточные по России
Руководство организации обязано самостоятельно определить лимит суточных при командировании работника в пределах нашей страны. Траты в сутки на поездки в пределах России не ограничены.
Единственный лимит, действующий в 2020 году, — норма для определения налогооблагаемой базы по НДФЛ (закреплена в п. 3 ст. 217 НК РФ). Если суточные по России превышают 700 рублей в день, то с разницы работодатель должен удержать НДФЛ и начислить страховые взносы. Но это не ограничение! Наниматель вправе утвердить норму по суточным больше, чем лимит по НДФЛ.
Работник командирован в город Оренбург на 3 дня, ему назначены суточные в размере 1000 рублей в день.
Но на сумму, превышающую допустимый лимит, следует начислить страховые взносы и удержать НДФЛ. Рассчитываем сумму превышения:
700 × 3 = 2100 рублей — допустимый лимит.
3000 – 2100 = 900 рублей.
Следовательно, на превышающие лимит 900 рублей бухгалтер должен начислить страховые взносы и удержать НДФЛ.
Региональные компании устанавливают сразу несколько лимитов по суточным в пределах России. Например, при командировании в Москву или Санкт-Петербург утверждается повышенный размер суточных, так как траты в таких городах больше. А при командировании в регионы России норма суточных ниже.
Перед утверждением норматива необходимо проанализировать экономическое положение и источники финансирования деятельности организации. Недопустимо устанавливать завышенные нормы без экономического обоснования затрат. В противном случае в отношении руководителя предусмотрена административная ответственность.
Поездка за рубеж
Командировки за границы России положено оплачивать в повышенном размере. Лимиты на 2020 год отсутствуют. Единственное ограничение — лимит в части налогообложения суточных. Статья 217 НК РФ устанавливает норму в 2500 рублей в сутки. Но работодатель вправе выплачивать больше, в зависимости от финансовых возможностей учреждения.
Если в организации утвержден больший лимит, например 3000 рублей в сутки, то с разницы в 500 рублей (3000 — 2500) необходимо удержать НДФЛ в размере 13 %, а также начислить страховые взносы по действующим тарифам.
Допустимо предусмотреть лимиты отдельно для каждой страны пребывания. Например, отдельно для поездок в Европу, страны СНГ, Азии, Америки. Например, ограничения действуют для федеральных бюджетников (Постановление Правительства № 812).
Учитывайте следующие нюансы:
- день пребывания в иностранное государство должен быть оплачен по норме, утвержденной для заграничных поездок;
- день возвращения в Россию оплатите по норме для поездок по России.
Дни простоя, задержек и переносов рейса тоже подлежат оплате. Нормы определяются в зависимости от места фактического пребывания работника. Например, обратный рейс в Россию задержан на сутки. Этот день задержки оплачивается по нормам для загранкомандировок.
Однодневный выезд
Законодатели не утвердили минимальную продолжительность поездки, которую можно считать командировкой. Это может быть и один день, и неделя, и месяц, и год. Длительные поездки оплачиваются в стандартном режиме. А как оплатить однодневный выезд?
Платить или не платить суточные при однодневной командировке — решает работодатель. Например, в бюджетной сфере принято не оплачивать суточные (п. 11 Постановления Правительства № 749). Но ограничения действуют только в отношении федеральных бюджетников. Муниципальные учреждения утверждают собственные нормативы.
Заграничные однодневные выезды положено оплачивать в 50 % размере от нормы суточных при поездке за границу.
Порядок выплаты
Перед отправкой работника в служебную поездку ему необходимо выдать аванс. Размер аванса определяют приблизительно, но с учетом следующих факторов:
- Траты на проживание определите приблизительно, исходя из мониторинга цен на гостиничные номера в регион командирования. Цены сравнить можно в интернете или же сразу при бронировании гостиничного номера.
- Транспортные издержки определяем исходя из стоимости билетов (авиа, ЖД, автобус, электричка, троллейбус, прочее). Комиссионные сборы, страховки также следует компенсировать работнику.
- Суточные рассчитайте с учетом утвержденных норм и дней командировки.
- Согласуйте дополнительные траты в поездке. Например, покупку материалов или пробных изделий.
Расчет оформите служебной запиской или заявлением сотрудника на имя руководителя компании. Подайте заявление или служебную записку руководителю на рассмотрение. После утверждения издайте приказ о направлении работника в командировку и выплате аванса.
Порядок передачи денежных средств специалисту должен быть закреплен локальным нормативным актом. Допустимо перечислить деньги на банковскую карту или сберегательный счет работника. Выдать денежные средства можно наличными из кассы учреждения. Также для расчетов можно использовать корпоративную карту или казначейскую карту для бюджетников.
Бухгалтерский учет
Отразим бухгалтерские проводки по отражению расходов на командировки в бюджетном учреждении в 2020 году.
Выплачен аванс на затраты по командированию
0 208 12 560 — суточные
0 208 26 560 — иные расходы (проживание, проезд, прочее)
0 201 11 610 — с расчетного счета
0 201 34 610 — из кассы
- Приказ на командирование работника.
- Приказ на выплату аванса.
- Платежное поручение на перечисление денежных средств на банковскую карту сотрудника, дебетовую карту учреждения.
- Расходный кассовый ордер на выдачу денежных средств подотчет из кассы учреждения.
Отражены произведенные расходы учреждения на оплату суточных
Авансовый отчет, сданный сотрудником, проверен и утвержден работодателем.
Вместе с авансовым отчетом предоставляются подтверждающие документы:
- билеты;
- квитанции по оплате гостиницы;
- договоры, накладные, чеки.
Иная подтверждающая документация.
Отражены иные затраты на командировку
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.