Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
Оптимальный размер формы – это размер, обеспечивающий минимальный средние долгосрочные издержки.
На рис. а) минимум издержек, а значит и оптимал.размер фирмы достигается уже при малых масштабах. На рис. б) оптимал.размер фирмы достигается достаточно быстро, а далее на длительном участке не наблюдается ни экономия, ни дезэкономия на масштабах. На рис. в) эффект масштаба остается положительным на протяженном интервале роста объемов пр-ва, и средние издержки минимальны при больших оюъемах выпуска.
На выбор оптимального размера фирмы влияют как транзакционные, так и трансформационные (производственные) издержки.
Общий критерий оптимальности размеров фирмы – минимум совокупных издержек. Фирма – институт, минимизирующий общий уровень трансакционных и трансформационных издержек.
На графике (а) минимум производственных издержек достигается позже, чем минимум трансакционных. Эффективной с точки зрения параметров производства является фирма размерами А. Большой выпуск позволяет достичь минимума LATCPR. Но в точке А работа фирмы трансакционно расточительна, поэтому это не является оптимальным размером фирмы.
В точке В размер фирмы тоже не оптимален, так как при трансакционно оптимальной деятельности фирма является неэффективной с технико-экономической точки зрения.
В результате оптимальным является размер С, так как он соответствует минимуму суммы трансакционных и производственных издержек.
На графике (б) показан обратный случай, когда минимум производственных достигается раньше минимума трансакционных издержек. Это ситуация объясняет создание многозаводских фирм.
Кривая LATCPR(1,2) показывает сливающиеся кривые долгосрочных производственных издержек однозаводских фирм. Их минимум достигается при размере А, а с точки зрения трансакционных издержек более желателен размер В, так как он больше. В итоге оптимальной будет многозаводская фирма, объединяющая несколько однозаводских фирм с целью достичь минимума трансакционных издержек. При том же размере фирмы будет достигнут и минимум общих долгосрочных издержек LATCTotal, равный величине трансакционных затрат.
Также величина оптимального размера фирмы зависит от структуры управления компанией. Ведь плохо организованная фирма не продержится даже при малых размерах, с другой стороны очень много огромных эффективных корпораций. С точки зрения структуры управления существуют U-фирмы (организация, ориентированная на выпуск одного товара или узкого ассортимента товаров, право принимать решения принадлежит группе высших управляющих, эти фирмы эффективны при небольших размерах) и M-фирмы (фирмы, выпускающие большую номенклатуру продукции и действующие на нескольких рынках одновременно, эффективны при больших размерах).
Издержки
Эффективность использования ресурсов в долгосрочном периоде связана с реализацией положительного эффекта масштаба. До определенного момента он снижает средние издержки, а затем сменяется отрицательным эффектом, т.е. повышением издержек. Критерием эффективности размеров предприятия является так называемый оптимальный (или минимально эффективный) размер предприятия. Оптимальный размер предприятия — это размер предприятия, обеспечивающий минимальные средние долгосрочные издержки.
Что под этим понимается? Обратимся вновь к рис. 6.16. При объеме производства Q0 кривая средних долгосрочных издержек достигает минимума. Это значение выработки соответствует тому масштабу производства, при котором экономия является наивысшей.
Минимально эффективный размер предприятия — это чисто технологический критерий, выражающий поведение издержек. Он не учитывает факторы спроса на продукцию, некоторые аспекты конкурентной стратегии фирмы, например, стремление удержать завоеванную долю на рынке. Тем не менее критерий минимальных средних издержек во многом определяет поведение фирмы в долгосрочном периоде.
Эффект масштаба и структура отраслей
Подтверждением этому служат эмпирические данные о структуре отраслей современной промышленности. Производства, технологическая специфика которых исчерпывает положительный эффект масштаба уже при небольших производственных мощностях (малых значениях выработки), представлены небольшими предприятиями ( рис. 6.18 а). Примерами служат обычно некапиталоемкие производства: розничная торговля, фермерские хозяйства и т.п.
Для некоторых других производств при достаточно быстром достижении максимального положительного эффекта масштаба далее на длительном участке роста объемов производства дезэкономия не наступает ( рис. 6.18 б). В таких отраслях уживаются как небольшие, так и достаточно крупные предприятия. Примерами подобных производств являются производство продуктов питания, одежды, мебели, текстиля, продуктов нефтехимии.
Отрасли с большим оптимальным размером производства
Эффект масштаба может оставаться положительным на протяженном интервале роста объема производства. То есть технологические особенности производства некоторых благ таковы, что средние издержки минимальны только при больших объемах производства ( рис. 6.18 в). Поэтому рынок подобных благ формируется так, что агентами предложения являются крупные предприятия. Примерами подобных отраслей в основном служат капиталоемкие отрасли: металлургия, автомобилестроение. Значительный положительный эффект масштаба достижим также в изготовлении стандартизированной продукции — зубной пасты, часов, молочных и кондитерских изделий, пива и т.п. Уже один этот перечень отраслей говорит об огромной роли, которую в современной экономике играют крупные предприятия. Принятый в годы реформ уничижительный тон описания крупных российских предприятий (в прессе их называют динозаврами, пережитками советской эпохи и т.п.) поэтому следует рассматривать как стиль политической публицистики, а не научный анализ.
Сущность естественной монополии
Иногда же эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что обусловит единственность производителя блага (см. пунктирная кривая на рис. 6.18 в). Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.
Подобное состояние рынка является монополией — ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры. Инфраструктура — это сфера организации поставок, включающая:
- сети, по которым осуществляются поставки продукции (людей) между удаленными друг от друга экономическими агентами;
- деятельность по эксплуатации этих сетей.
Нетрудно понять, что эффективность естественной монополии в инфраструктурных отраслях обеспечивается технологическим единством находящейся в ее распоряжении сети. Действительно экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог. Абсурдно устанавливать в квартирах по несколько кранов, из которых будет течь вода, поставляемая разными компаниями!
С экономической точки зрения это будет означать многократный рост средних постоянных издержек. Так, в условиях существования естественной монополии стоимость сети энергоснабжения распределяется в виде издержек на всю проданную электроэнергию. Если же параллельных сетей будет две, то соответственно удвоится и их стоимость. Поток энергии, проходящий через каждую, упадет в два раза. А постоянные издержки, приходящиеся на каждый киловатт энергии, купленной потребителем, возрастут в два раза!
Попытки дробления естественной монополии
Бессмысленно и дробить естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из города А в город Б все равно можно будет проехать по одной дороге.
В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли.
Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром говорят, что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.
Вывод: как микроэкономический анализ, так и макроэкономические соображения свидетельствуют о том, что разрушение естественных монополий недопустимо. Значит ли это, что государство должно воздерживаться от вмешательства в деятельность естественных монополий? Отнюдь нет! Но это уже другой вопрос, касающийся не столько издержек, сколько монополизации рынка (см. «Монополия» ).