Кто может проходить тестирование
Перейти к содержимому

Кто может проходить тестирование

Тест для учебного курса ГТО
тест по физкультуре (8 класс)

Горохова Ольга Владимировна

4. Какая возрастная группа охватывает четвертую ступень:

  1. 5 — 6 лет;
  2. 13-15 лет;
  3. 8 — 12 лет;
  4. без ограничений

5. Каких знаков отличия ГТО не существует:

  1. золотой знак;
  2. латунный знак;
  3. бронзовый знак;
  4. медный знак;
  5. стальной знак;
  6. серебряный знак.

6. Обязательными испытаниями для школьников является:

  1. подтягивание из виса на высокой перекладине;
  2. бег на 60 м (с);
  3. плавание;
  4. челночный бег 3х10 м (с).

7. В какой промежуток времени произошло возрождение комплекса ГТО в современной России:

  1. 2005 — 2011;
  2. 2003 — 2008;
  3. 2007 — 2014;
  4. 2000 — 2015.

8. Кто выступил с инициативой о возрождении комплекса ГТО в России в современном формате:

  1. руководство страны и региональные руководители;
  2. президент РФ;
  3. временное правительство;
  4. министерство спорта Российской Федерации.

9. Награда, вручаемая гражданам России за выполнение нормативов, овладение знаниями и умениями определенных ступеней Комплекса ГТО это:

  1. медаль;
  2. грамота;
  3. знак отличия;
  4. сертификат.

10. Кто может быть участником ВФСК ГТО:

  1. граждане РФ от 5 до 70 лет и старше;
  2. граждане РФ от 4 до 79 лет и старше;
  3. граждане РФ от 6 до 70 лет и старше;
  4. граждане РФ от 6 до 70 лет.

11. Какое количество попыток дается при выполнении норматива прыжок с места:

  1. 1;
  2. 3;
  3. 5;
  4. 10.

12. Какое количество обязательных видов испытаний (тестов) необходимо выполнить участникам IV ступени ВФСК ГТО?

13. Какие прыжки есть в испытаниях (тестах) по выбору для участников IV ступени ВФСК ГТО?

А. Прыжок через скакалку;

B. Прыжок в обруч;

C. Прыжок с мячом;

D. Прыжок в длину с разбега или прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

14. Какая дистанция на выносливость в обязательных испытаниях (тестах) есть во IV ступени ВФСК ГТО?

15. Какого вида испытаний (тестов) нет в испытаниях (тестах) по выбору в IV ступени ВФСК ГТО ?

А. Челночный бег 3х10м;

B. Плавание на 50м;

C. Метание мяча весом 150г;

D. Самозащита без оружия;

16. Какая дистанция на скорость есть в обязательных тестах (испытаниях) для участников IV ступени ВФСК ГТО?

17. Какого вида испытаний (теста) нет в программе для участников IV ступени ВФСК ГТО?

А. Подтягивание из виса на высокой перекладине;

B. Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90см;

C. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу;

D. Поднимание гири весом 16кг;

18. Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения «золотого» знака отличия ВФСК ГТО в рамках IV ступени?

Что такое ГТО и зачем это нужно

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта.

Предложение ввести всесоюзные испытания «Готов к труду и обороне» поступило в 1930 году, а ещё через год был сформирован первый комплекс ГТО, включавший 21 норматив.

Возродили комплекс «Готов к труду и обороне» в 2014 году. Был утвержден новый перечень испытаний, разработаны нормативы, а также дизайн знаков отличия. Их три: золотой, бронзовый, серебряный.

2. Кто может выполнить нормативы?

Выполнить нормативы могут жители столицы в возрасте от 6 лет и старше, систематически занимающиеся спортом, в том числе самостоятельно, и имеющие медицинский допуск. Комплекс ГТО включает в себя 11 возрастных групп.

Нормативы и количество испытаний меняются в зависимости от пола и возраста жителей. Например, проверить туристические навыки и сдать стрельбу можно с 11 до 59 лет, а пройти испытания по самообороне без оружия только с 13 до 29 лет. Вместе с тем некоторые дисциплины обязательны для всех: это наклон вперёд и бег (смешанное передвижение). Узнать, какие нормативы можно сдать в вашем возрасте и какие результаты удостаиваются знака ГТО, можно на федеральном сайте проекта, а также на сайте «ГТО в Москве».

3. Где можно выполнить нормативы?

Сегодня в столице действует 13 центров тестирования комплекса ГТО. Они работают на базе учреждений Москомспорта, Департамента образования и науки города Москвы, иных организаций.

Места для тестирования есть во всех городских округах. Выбрать подходящее можно на сайте Москомспорта.

Нормативы можно выполнить и на временных площадках в рамках городских фестивалей и праздников.

4. Как получить медицинское заключение для участия?

Желающие выполнить нормативы комплекса ГТО, и имеющие основную медицинскую группу для занятий физической культурой должны оформить соответствующее медицинское заключение с указанием группы здоровья у врача-терапевта или педиатра (по возрасту).

Лицам, которым по результатам диспансеризации или профилактического медицинского осмотра установлена III или IV группа здоровья, для допуска к выполнению нормативов комплекса ГТО потребуется осмотр врача по спортивной медицине и проведение дополнительного обследования.

5. Как зарегистрироваться для участия?

Чтобы выполнить нормативы ГТО, нужно зарегистрироваться на сайте. Каждому участнику присваивается личный уникальный идентификационный номер. Заявку на выполнение испытаний можно подать в электронном виде или непосредственно в центре тестирования. Для допуска к испытаниям необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, и медицинский допуск от врача.

После успешного выполнения необходимого количества испытаний соответствующей ступени (определяется в зависимости от возрастной категории) сводный протокол направляется в автоматизированную информационную систему ГТО, где происходит его обработка и выгрузка соответствующим образом.

6. Зачем это нужно?

Введение комплекса «Готов к труду и обороне» способствует улучшению физической подготовки жителей и в целом развитию массового спорта.

Абитуриенты, имеющие золотой, серебряный или бронзовый знак ГТО, могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вуз. А студенты с такими знаками могут претендовать на повышенную академическую стипендию. Окончательное решение принимает администрация учебного заведения.

Москвичи старше 18 лет также могут получить 15 000 баллов на портале «Город заданий» за успешное выполнение нормативов на знак отличия комплекса ГТО. Баллы можно обменять на подарки и призы: билеты в музеи и на мероприятия, пополнение карты «Тройка» или оплату парковки, сертификаты в магазины и прочее. Нормативы необходимо сдать до 31 декабря 2022 года.

Гид по профессии тестировщик: чем занимается специалист в сфере QA, сколько зарабатывает, что надо знать и где учиться

Гид по профессии тестировщик: чем занимается специалист в сфере QA, сколько з. главное изображение

Позиция тестировщика считается одним из самых простых способов быстро войти в отрасль информационных технологий. Ходят слухи, что эту профессию легко освоить, работа у тестировщика — не бей лежачего, да и платят специалисту по тестированию программного обеспечения почти как программисту. Насколько эта информация достоверна? Давайте разбираться.

Кто такой тестировщик, за что отвечает и чем занимается

Тестировщик программного обеспечения планирует и выполняет тестирование приложений, отлаживает код, улучшает юзабилити программ. Часто к названию профессии добавляют латинские буквы q и a: qa тестировщик. Также употребляют название qa-инженер. В латинских буквах спрятана суть деятельности тестировщика. Подробности ниже.

За что отвечает тестировщик

QA произошло от английских слов quality assurance — обеспечение качества. Это часть разработки, которая управляет качеством продукта. QA — широкое понятие, а работа над обеспечением качества начинается задолго до написания первой строки кода будущего приложения. В идеальном мире инженер по качеству работает над продуктом если не на этапе генерации идей, то на этапе исследования рынка и изучения потребностей целевой аудитории.

Станьте тестировщиком на Хекслете: У нас есть большая профессия «Инженер по тестированию» — с полным набором теории и практики для дальнейшего устройства на работу, большим карьерным треком и лучшими инженерными практиками

В широкое понятие QA входит ещё одно направление деятельности: QC, quality control или контроль качества. Инженеры QC контролируют продукт на этапе разработки и поддержки. Тестирование программного обеспечения — один из инструментов контроля качества. То есть тестировщик проверяет приложение в рамках мероприятий по контролю качества (QC), которые входят в комплекс работ по обеспечению качества (QA).

В широком смысле тестировщики участвуют в создании полезного для пользователей программного обеспечения. Если конкретизировать, тестировщики контролируют качество приложений, над которыми работает организация.

Чем занимается тестировщик

Есть ручное и автоматизированное тестирование ПО. Соответственно, специалисты по ручному тестированию проверяют приложения вручную, а специалисты по автоматизированному тестированию работают с помощью программ.

Ручной тестировщик по сути вручную имитирует действия пользователя приложения. Специалист убеждается, что программа работает как ожидается в разных сценариях взаимодействия. Ручное тестирование иногда называют поведенческим или тестированием методом чёрного ящика. Но автоматические тесты тоже чаще всего проводятся с использованием стратегии чёрного ящика.

Стратегией чёрного ящика называется подход, при котором объект тестируется без использования знаний о его внутреннем устройстве.

При планировании поведенческих тестов специалист учитывает технические требования к программному обеспечению. Пример: в спецификации указано, что после регистрации нового пользователя приложение отправляет письмо с подтверждением на указанный электронный адрес. Тестировщик регистрируется в приложении и проверяет, пришло ли соответствующее письмо.

Ручное тестирование — самый простой способ оценки качества приложения. Тестировать приложение вручную — «дорогая» операция, так как скорость и точность проверок ограничена возможностями тестировщиков.

Автоматизированное тестирование подразумевает проверку приложений с помощью программного обеспечения. Это не значит, что для автоматических проверок не нужны тестировщики. Напротив, специалист по автотестам должен знать и уметь больше, чем ручной тестировщик.

Вот примерное описание работы эксперта по автоматизированному тестированию. В первую очередь он выбирает тест-кейсы или функции приложения, которые нужно проверить. Обычно для автотестов выбирают критичные для работы ПО функции, например, обработку платежей, сохранение пользовательских данных. Автотестирование подходит, когда тесты повторяются неоднократно или для проверки функции приложения нужно использовать большие объёмы данных.

Затем тестировщик выбирает инструменты, планирует и реализует дизайн проверки. На этом этапе специалист готовит данные для тестов, настраивает инструменты, устанавливает расписание тестирования. Тесты запускаются, результаты тестирования автоматически фиксируются. Специалист анализирует полученные данные и передаёт информацию разработчикам.

Автоматизация тестов экономит ресурсы организации. Она позволяет с минимальными усилиями повторно тестировать приложения, требует меньше времени по сравнению с ручными тестами, сокращает количество ошибок.

Промежуточный итог: тестировщики контролируют качество программного обеспечения. Эта деятельность входит в комплекс работ по QA — обеспечению качества приложений. Тестирование бывает ручным и автоматизированным. Ручное тестирование предполагает проверку приложений вручную, а для автоматических тестов специалисты используют программы.

Работа тестировщиком: где работают QA-инженеры, сколько зарабатывают, какие вакансии есть на рынке

Тестировщики трудятся в командах, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Это скорее средние и крупные компании, которые делают собственный продукт или работают по модели аутсорсинга.

QA-инженеров и QC-тестировщиков часто привлекают команды, которые используют DevOps. В таких командах разработка, тестирование и поддержка ПО выполняется циклически с использованием подходов Agile или Scrum.

Сколько зарабатывают тестировщики

По данным QA-инженера Антона Якутовича, на рынке есть несколько уровней тестировщиков: новички, специалисты среднего уровня, опытные специалисты и эксперты по автоматизации тестирования. Зарплаты на каждом уровне отличаются от предыдущего примерно в 1,5 раза.

По состоянию на весну 2022 года на сайте hh.ru по запросу «тестировщик» есть 5008 вакансий во всех регионах России. Сотрудников ищут такие компании, как «Сбербанк», «Билайн», МТС, «Магнит» и другие. Максимальная зарплата составляет 430 000 рублей в месяц. Минимальная указанная зарплата — от 40 000 рублей в месяц.

Большая часть вакансий открыта в Москве и Санкт-Петербурге, но такие специалисты требуются и в других регионах. Например, в Новосибирской области открыто 188 вакансии по тестированию, в Татарстане — 193 вакансий, в Свердловской области — 185 вакансий.

Как стать тестировщиком: что надо знать и где учиться

В этом разделе говорим о необходимых для тестировщиков знаниях и об обучении. Важно понимать, что требования к соискателям отличаются от компании к компании, поэтому ниже вы найдёте обобщённую информацию.

Что должен знать и уметь тестировщик, какие софт-скилы нужны этому специалисту

В первую очередь специалист должен изучить основы тестирования. Классификация тестирования, методы и инструменты, создание сценариев тестирования, — вот базовый набор знаний, с которого будущие QA-тестеры начинают знакомство с профессией.

Понадобятся знания основ программирования, протокола HTTP, умение работать с базами данных и системами контроля версий, хотя бы базовое знание HTML и CSS.

Тестировщик должен уметь работать с командной строкой, знать браузеры и инструменты разработчиков. Также понадобится умение работать с инструментами автоматического тестирования, например, HP-UFT (бывший QTP), Selenium, Sahi и так далее.

Специалисты называют разные софт-скилы, которыми должны обладать тестировщики. К специфичным для этой профессии мягким навыкам можно отнести внимательность к мелочам, критическое мышление, умение анализировать информацию.

Где учиться тестированию

На Хекслете есть профессия «Инженер по тестированию». Вы можете за четыре месяца с нуля освоить необходимые навыки.

Новая профессия состоит из трех основных модулей:

  1. Основы тестирования ПО. Студенты знакомятся с основами тестирования и учатся проводить ручное тестирование веб-приложений. Узнают, как составлять чек-листы и тест-кейсы для поиска ошибок, а также как оформлять понятные баг-репорты о результатах тестирования. В этом же блоке — организация процесса тестирования, сроки и дедлайны в работе тестировщика, анализ требований к продукту и изучение техники тест-дизайна.
  2. Введение в автоматизацию. Погружение в теорию и стратегию автоматизации, работа с Selenium, разбор принципов построения нагрузочных тестов на примере Apache Jmeter и особенностей мобильных приложений, работа с эмуляторами.
  3. Практика в тестировании. Модуль с большим проектом, в рамках которого студенты применяют полученные знания на практике и участвуют в тестировании реального проекта.

Всем студентам профессии «Инженер по тестированию» будет доступен карьерный трек — это наш сервис для тех, кто ищет первую работу в IT. Мы расскажем, как правильно составлять резюме и писать сопроводительные письма. А еще подберем вакансии и стажировки в партнерских компаниях и подготовим к собеседованиям.

Кроме учебных проектов, студенты профессии «Инженер по тестированию» смогут участвовать в опен-сорс проектах Хекслета. Это позволит не только закрепить на практике знания, полученные во время учебы, но и положить к себе в портфолио опыт реального тестирования и работы в настоящем продукте.

Также у нас есть полезные для будущих тестировщиков курсы и интенсивы. Вот некоторые из них:

  • Интенсив по тестированию фронтенда.
  • Трек по тестированию на JS.
  • Трек по тестированию на PHP.
  • Основы командной строки.
  • Системы контроля версий.
  • Протокол HTTP.
  • Автоматическое тестирование.
  • Продвинутое тестирование.
  • Изучение английского языка.

Если вы владеете английским языком, можете пройти курсы на известных англоязычных площадках: Udacity, edX, Udemy, Coursera и так далее.

Промежуточный итог: чтобы работать тестировщиком, нужны специальные знания, включая основы тестирования, основы программирования, системы контроля версий, инструменты автоматизации и так далее. Часть знаний будущие тестировщики могут получить на Хекслете.

Профессия глазами профессионалов: комментарии экспертов о работе тестировщиков, перспективах и обучении

Мы обратились к опытным специалистам в сфере QA, чтобы узнать о нюансах профессии тестировщик. Они ответили на несколько вопросов о профессии.

Константин Виноградов: после курсов программистов можно смело становиться тестировщиком

Виноградов

Дмитрий Дементий: Чем работа тестировщика отличается от работы программиста? И что есть общего в работе тестировщика и программиста?

Константин Виноградов: Проще сказать, чем они похожи: оба специалиста работают над тем, чтобы на выходе получился качественный продукт, отвечающий требованиям заказчика. В остальном это совершенно разные направления работы.

Конечно, есть отдельные специализации, такие, как специалист по автоматизации тестирования (test automation engineer) или разработчик в тестировании (software development engineer in tests), чья работа почти идентична работе программиста. Она предполагает написание кода автоматических тестов и тестовых фреймворков.

Но в целом задачи тестировщика слабо перекликаются с задачами программиста. Анализ требований, составление тестового плана с учетом покрытия требований, выполнение ручного тестирование и запуск автотестов, подготовка отчетов — вот работа тестировщика. Если не рассматривать уровень простого мануального тестирования, я бы сказал, что такая работа имеет значительно большую аналитическую составляющую, чем техническую.

Валидация продукта требует от тестировщика достаточно большого кругозора, так как приходится смотреть на продукт глазами пользователя, понимать его потребности. Надо уметь «быть пользователем» и знать его потребности, что непросто, если речь идет о специализированных решениях. Надо знать отраслевые стандарты, которым должно соответствовать решение, и уметь это соответствие проверить. Надо уметь находить способы тестирования совместимости с конкурентными решениями.

Кроме того, от тестировщика требуется другое мышление. Способ думать разработчика должен привести его к одному правильному и оптимальному сценарию решения проблемы. Способ думать тестировщика ведёт его ко всему многообразию сценариев, которых, по определению, больше.

Еще раз повторюсь: мы не рассматриваем автоматизаторов и разработчиков в тестировании, потому что они, на мой взгляд, всё же разработчики, а не тестировщики.

Д. Д.: Кем проще стать: разработчиком или тестировщиком?

К. В.: Тестировщиком. Но не потому, что им быть проще. Просто порог входа ниже. Карьера разработчика начинается с позиции junior software developer, которая требует наличия минимальных знаний: язык программирования, основные алгоритмов и структур данных, знакомство с фреймворками и так далее. Чтобы стать джуном, ты уже должен быть разработчиком.

Карьера тестировщика начинается с уровня специалиста по ручному тестированию (manual testing): есть описание тестов, делай руками, вноси результаты в отчет. Очевидно, что начинать во втором случае проще.

Д. Д.: С финансовой точки зрения к чему выгоднее стремиться: к позиции тестировщика или программиста?

К. В.: С финансовой — к позиции программиста. Вот только смотри пункт про образ мышления. Есть мнение, что тот, кто рожден быть хорошим тестировщиком, будет паршивым программистом. И наоборот.

И опять особняком автоматизаторы: часто их зарплаты сопоставимы с программистами. Именно потому, что они, по факту, занимаются разработкой, и им платят, чтобы они действительно не ушли в разработку.

Д. Д.: Чтобы проверять написанные программистами приложения, тестировщик должен разбираться в коде лучше программистов. Этот тезис верный или нет?

К. В.: Это очень сильно зависит от подхода к тестированию в конкретной компании. Часто бывают случаи, что тестировщику вообще не приходится заглядывать в код. Особенно это может касаться различных embedded решений или прошивок устройств. Но знать, как разрабатывается продукт, как он работает, и почему сделано именно так, тестировщик должен.

Д. Д.: Можно ли рассматривать позицию тестировщика как один из простых способов войти в IT?

Д. Д.: Какими инструментами пользуются тестировщики: окружение, редакторы и IDE, библиотеки и фреймворки?

Все зависит от продуктового стека и того, чем автоматизируется тестирование. У меня:

  • Linux/macos;
  • VScode;
  • Pytest;
  • Jenkins;
  • Gitlab.

Д. Д.: Где можно научиться тестировать ПО? Можно ли стать тестировщиком после курсов программирования?

К. В.: Не буду приводить примеров курсов, потому что ничего не могу о них сказать. Все коллеги-тестировщики учились сразу на производстве. После курсов программистов можно смело становится тестировщиком. Как и после других курсов. Потому как профессии отражают совершенно различный подход.

Станислав Урюпин: тестированию можно научиться только на практике

alt_text

Станислав Урюпин, QA-инженер, руководитель волонтёрского образовательного проекта Sciberia

Дмитрий Дементий: Чем работа тестировщика отличается от работы программиста? И что есть общего в работе тестировщика и программиста?

Станислав Урюпин: Избегая формальных определений, отсылающих к различным стандартам, описание разницы в работе программиста и тестировщика можно свести к следующему виду — работа программиста заключается в создании приложений, а работа тестировщика заключается в обеспечении их гарантированной работоспособности. Тем не менее у этих профессий общие цели — создание полноценных программ, которые используют другие люди и системы.

Д. Д.: Кем проще стать: разработчиком или тестировщиком?

С. У.: Начать карьеру в IT проще тестировщиком, чем разработчиком. Но за последние годы сложность разрабатываемых программ и предъявляемых требований сильно возросли. Данные изменения не могли не отразиться на работе тестировщика. В связи с этим повысился порог вхождения в профессию.

Теперь начинающему тестировщику уже недостаточно знать в общих чертах теорию и то, как составляются тест-кейсы. Нужно знать многое: начиная от того, как устроена специфика работы в конкретной области тестирования, заканчивая представлениями о современных методологиях разработки.

Д. Д.: С финансовой точки зрения к чему выгоднее стремиться: к позиции тестировщика или программиста?

С. У.: На мой взгляд, неправильно подходить к выбору профессии, когда главным критерием выбора является уровень зарплаты. В этой позиции кроется одна уловка: очень сложно динамично развиваться в той профессиональной области, интерес к которой находится не на вершине мотивационного выбора. А не развиваясь динамично, нельзя рассчитывать на реальный рост зарплатных ожиданий. В любой области IT профессионалы высокого уровня могут получать достойную зарплату.

Д. Д.: Чтобы проверять написанные программистами приложения, тестировщик должен разбираться в коде лучше программистов. Этот тезис верный или нет?

С. У.: Этот тезис не является верным. Лучше самих программистов в коде не может и не должен разбираться кто-либо ещё. Тестировщики работают чаще всего по стратегии черного ящика, когда непосредственный доступ к коду закрыт для анализа. Зато тестировщику доступны различные способы и инструменты для определения работоспособности программ.

Д. Д.: Можно ли рассматривать позицию тестировщика как один из простых способов войти в IT?

С. У.: Можно, но лишь отчасти. Всё зависит от конкретных целей. Например, часто новички работу в тестировании рассматривают как промежуточный этап перед переходом в разработку. Тестирование и разработка — это разные области деятельности. В каждой из них найдутся характерные особенности, без которых продуктивная работа невозможна. Потому неизбежно придётся тратить ресурсы на погружение в предметную область.

Если цель — пройти в разработчики или иные направления работы в IT, такие, как DevOps или аналитика, стоит отдельно изучать эти направления. Но получится ли это делать без падения продуктивности работы в тестировании, вопрос открытый.

Д. Д.: Какими инструментами пользуются тестировщики: окружение, редакторы и IDE, библиотеки и фреймворки?

С. У.: Область тестирования обширна, и в ней много направлений, в которых найдутся свои инструменты. Есть инструменты, которыми пользуются тестировщики независимо от направления. Например, cистемы управления тестированием или системы отслеживания ошибок.

Д. Д.: Где можно научиться тестировать ПО? Можно ли стать тестировщиком после курсов программирования?

С. У.: Тестированию, как и многому другому, можно научиться только на практике. Если нет опыта, с которым можно начать карьеру, стоит изучить теорию и воспользоваться готовыми решениями для практики. Например, выбрать сайт или мобильное приложение и попробовать научиться составлять тест-кейсы или изучить на предмет возможных ошибок.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что ни одни курсы в мире не могут гарантировать трудоустройства, пока человек сам не будет стараться найти работу. Если пройти успешно курсы по программированию, и появится желание попробовать себя в тестировании, то знания, полученные на курсах, облегчают вход в профессию, так как области деятельности тесно связаны между собой.

Заключение: работодателям нужны тестировщики, а соискателям нужно учиться и практиковаться

Тестировщик — не человек с улицы, а квалифицированный специалист, который должен много знать и уметь, постоянно практиковаться и развиваться. Работодатели готовы платить достойные зарплаты специалистам по автоматизированному тестированию. Чтобы стать тестировщиком, нужно учиться самостоятельно или на курсах. По мнению экспертов, позицию тестировщика можно считать одним из простых способов войти в отрасль информационных технологий.

Профессия: Инженер по тестированию С нуля до тестировщика за 4 месяца. Изучите полную программу, узнайте все подробности и запишитесь — здесь

Социально-психологическое тестирование лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях

Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2014 г. №658 утвержден Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования (далее — тестирование). Приказ вступил в силу 31 августа 2014 г.

У многих родителей (законных представителей), а также детей, достигших возраста 15 лет, возникает вопрос о необходимости участия в данном тестировании. Многие, не задумываясь о его порядке, а главное, о последствиях данного тестирования, дают свое согласие на его проведение. В основном, согласие связано с тем, что родители желают предостеречь свое чадо от пагубной привычки, убедиться в том, что ребенок не имеет склонности к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, но главное — убедить не только самого себя, но и общественность, дабы не посмел кто-либо подумать, что в случае отказа от данного тестирования Ваш ребенок автоматически попадает под «подозрение». Так ли все просто на самом деле? На что нужно обратить внимание при поступлении предложения пройти указанное тестирование Вам или Вашему ребенку:

А). Законно ли данное тестирование? Да, законно. Как уже говорилось, Порядок проведения тестирования утвержден Приказом Минобрнауки России от 16.07.2014 года № 658. Кроме того, ст. 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» регламентировано раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, где также указано о прохождении указанного тестирования. Единственное условие, при котором прохождение тестирования будет законным — добровольность, то есть письменное согласие самого ребенка, достигшего возраста 15 лет, либо одного из родителей (законных представителей) при возрасте ребенка до 15 лет.

Б). Письменно согласие на проведение в отношении несовершеннолетнего тестирования. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий. При этом предлагается заполнить одну из утвержденных распорядительным документом форм: информированное согласие об участии в социально-психологическом тестировании обучающихся в образовательных организациях на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ либо Отказ от участия в социально-психологическом тестировании на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (пример форм для заполнения в приложениях 1 и 2 в ссылке: http://edu.vladimir-city.ru/upload/iblock/345/345d44016eb85bb1106d5a74a69237d7.pdf ). Необходимо обратить внимание: в случае заполнения согласия Вы также подписываете то, что

«С основаниями, целями и порядком тестирования ознакомлена (-а)» (нижняя строка). То есть, каким бы ни был результат тестирования, в дальнейшем Вы не сможете утверждать обратное, что не были ознакомлены с Порядком проведения тестирования, а равно и с последствиями, о которых подробно будет изложено в п. 3.

В). Порядок проведения тестирования. Порядок изложен в Приложении к Приказу Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. N 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» (с изменениями и дополнениями от 14 февраля 2018 года):

1. Настоящий Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования (далее — Порядок), определяет правила проведения социально-психологического тестирования (далее — тестирование) лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее — соответственно обучающиеся и образовательная организация), направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

2. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее — информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

3. Тестирование осуществляется ежегодно в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации, проводящей тестирование.

4. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:

организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;

утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;

создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее — Комиссия), и утверждает ее состав из числа работников образовательной организации;

утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);

обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

5. При проведении тестирования в каждой аудитории присутствует член Комиссии.

6. При проведении тестирования допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

7. Перед началом проведения тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информируют об условиях тестирования и его продолжительности.

8. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.

9. По завершении тестирования члены Комиссии собирают результаты тестирования, которые группируются по возрасту обучающихся (не достигших возраста пятнадцати лет; достигших возраста пятнадцати лет), и упаковываются членами Комиссии в пакеты. На лицевой стороне пакетов с результатами тестирования указывается: наименование образовательной организации, проводящей тестирование, ее местонахождение; возраст и количество обучающихся, принявших участие в тестировании; дата и время проведения, тестирования; ставятся подписи всех членов Комиссии с расшифровкой фамилии, имени и отчества.

10. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование.

Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, обеспечивает хранение в течение года информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

11. В целях проведения тестирования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендовано:

формирование на каждый учебный год календарного плана проведения тестирования расположенными на их территории образовательными организациями;

взаимодействие с образовательными организациями, проводящими тестирование, по приему результатов тестирования;

определение мест хранения результатов тестирования и соблюдение конфиденциальности при их хранении и использовании;

выполнение обработки и анализ результатов тестирования в период до тридцати календарных дней с момента их получения от образовательных организаций, проводящих тестирование;

составление акта результатов тестирования с указанием образовательных организаций, принявших участие в нем (с информацией об адресах образовательных организаций, количестве участников тестирования, их возрасте и классе), его передачу в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.

Учитывая то, что в информированном согласии указано и предложено подписать за разъяснение Порядка проведения тестирования, скорее всего именно с данным Приложением Приказа предполагается ознакомление. Но как быть, если возникли дополнительные вопросы относительно Порядка? Ведь в данном документе не сказано, какие предполагаются последствия прохождения тестирования. А вопросов много: сколько по времени проходит тестирование? (согласно п. 7 условия тестирования и его продолжительность фактически раскрывается перед самим тестированием, то есть после дачи согласия на него) какого рода вопросы будут задаваться ребенку? Могут ли родители получить результаты тестирования, обжаловать их? На сколько результат тестирования будет точен (хотя бы в %-ном соотношении)? А ведь ответы на эти вопросы и родители (законные представители), и дети вправе получать.

Г). Последствия результатов прохождения тестирования. Исходя из сути и цели проведения тестирования предполагается получить один из нескольких вариантов результатов: ребенок не принимает наркотические средства и психотропные вещества, не склонен к их употреблению (назовем это — идеальный результат); не принимает, но склонен (назовем — не идеальный результат); принимает наркотические средства или психотропные вещества (назовем — плохой результат). По идеальному результату вопросов нет и быть не может, кроме одного: является ли тестирование и его результат 100%-гарантией? Ведь если говорить о том, что тестирование проводится путем опроса, ребенок может в силу невнимательности, неправильности понимания самого вопроса, либо просто желания «приукрасить» свое отношение к вопросу, ответить не так, как есть на самом деле. Получается, что ребенок, например склонный к употреблению запрещенных веществ, либо принимающий их, путем неправильного ответа на некоторые вопросы тестирования, может получить результат, противоречащий действительности. То же самое касается и обратной ситуации. Что же будет при получении не идеального или плохого результатов тестирования? Вряд ли в образовательном учреждении дадут перед тестированием ответ на данный вопрос так, как он изложен в других законодательных актах, с которыми Вас не ознакомят, так как в информированном согласии нет условия ознакомления с ними. Так, согласно Федеральному закону от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ тестирование состоит из двух этапов: социально-психологического — проводит Минобрнауки РФ и медицинского, включающего медицинские осмотры и сдачу нужных анализов — проводит Минздрав РФ. В Порядке проведения тестирования об этом не указано. Также, в ст. 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» прямо указано, что в случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра обучающийся направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь (при наличии информированного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет), в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (п.5). То есть, даже при малейшем подозрении к употреблению или склонности к употреблению ребенком запрещенных веществ он НАПРАВЛЯЕТСЯ (а не даются рекомендации посетить врача) в медицинскую организацию. Что дальше? Ребенок проходит обследование. При этом данные об употреблении или склонности к употреблению уже будут зафиксированы в медицинских документах, и останутся там не зависимо от того, какой результат будет в дальнейшем (подтвердится или нет результат тестирования). Для полного осознания последствий представим ситуацию: по результатам тестирования был получен не идеальный результат. Ребенок направлен в медицинскую организацию для обследования, результат тестирования не подтвердился. Проходят года, ребенок желает поступить, к примеру, на юридический факультет. При принятии на работу, как известно, проверяется в том числе состояние здоровья. Будучи полностью здоровым, из медицинских документов, где останутся сведения о направлении на обследование в связи с прохождением тестирования на склонность к употреблению наркотических средств, военно-врачебная комиссия вряд ли даст положительное заключение. Таким образом, перед дачей согласия на проведение в отношении ребенка тестирования необходимо взвесить все «за» и «против», а также быть готовым к любому результату, даже непредсказуемому для Вас самих и ребенка, и последствиям.

Д). Альтернатива. Если же у Вас возникли подозрения в употреблении ребенком запрещенных веществ или хотите проверить склонность к употреблению их, возможно в частном порядке обратиться лично к психологу для проведения тестирования, результаты которого сообщат исключительно Вам; приобрести в аптеке мультитестер на определение наркозависимости. При этом данные методы вряд ли приведут к столь неожиданным для Вас последствиям, но право реагировать самостоятельно на результат останется у Вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *