Кто подписывает план фхд в школе в электронном виде
При составлении планов ФХД на 2021 г. и плановый период 2022, 2023 гг. федеральные бюджетные и автономные учреждения должны руководствоваться порядком, утв. приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н (далее – Порядок № 168н, Приказ № 168н). Положения Порядка № 168н в основном повторяют общие требования к планам ФХД, утв. приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (далее – Общие требования), но есть и существенные отличия.
Особенности составления, ведения и изменения планов ФХД
В общем случае план ФХД составляется на очередной финансовый год и плановый период. План ФХД вновь созданного учреждения составляется на текущий финансовый год и плановый период (п. 6 Порядка № 168н).
Если план ФХД не содержит сведений, составляющих государственную тайну, он составляется и ведется в информационной системе «Электронный бюджет» в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица или органа-учредителя (п. 2 Порядка № 168н).
Для составления проекта Плана ФХД и доведения до учреждения информации о планируемых к предоставлению объемах субсидий орган-учредитель в информационной системе «Электронный бюджет» формирует (п. 10 Порядка № 168н):
- проект государственного задания;
- проект соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Если план ФХД содержит сведения, составляющие государственную тайну, учреждение ведет его на бумажных носителях, которые собственноручно подписываются уполномоченным лицом. План ФХД представляется в электронном виде путем записи информации на съемный машинный носитель. При этом должно соблюдаться законодательство о защите государственной тайны (п. 3 Порядка № 168н).
По сравнению с Общими требованиями в Порядке № 168н предусмотрена дополнительная возможность изменения показателей Плана ФХД в течение текущего финансового года в связи с изменениями в плане (плане-графике) закупок, предусматривающими увеличение или уменьшение ранее запланированных выплат (пп. «б» п. 20 Порядка № 168н).
Сроки формирования, внесения изменений в план ФХД
Порядок № 168н устанавливает срок действия плана ФХД и предельные сроки для формирования, внесения изменений в отношении плана ФХД и его проекта в целом и конкретно для учреждений и органов-учредителей. Порядком органа-учредителя эти предельные сроки могут быть сокращены.
Формирование проекта плана ФХД
15 рабочих дней со дня доведения органом-учредителем до учреждения информации о планируемых объемах субсидий
Направление органу-учредителю проекта плана ФХД
1 рабочий день после дня подписания плана ФХД уполномоченным лицом учреждения
Внесение изменений в проект плана ФХД согласно замечаниям и направление уточненного проекта плана ФХД органу-учредителю
10 рабочих дней после дня получения информации об отклонении проекта плана ФХД
Рассмотрение проекта плана ФХД на соответствие бюджетному законодательству, Порядку № 168н, порядку органа-учредителя и его согласование (при отсутствии замечаний)
10 рабочих дней со дня получения от учреждения проекта плана ФХД
Орган-учредитель рассматривает как план ФХД, так и обоснования (расчеты) плановых показателей
Направление учреждению информации об отклонении проекта плана ФХД с указанием причин отклонения, замечаний (при наличии)
10 рабочих дней со дня получения от учреждения проекта плана ФХД
Орган-учредитель рассматривает как План ФХД, так и обоснования (расчеты) плановых показателей
Рассмотрение и принятие (отклонение) уточненного проекта плана ФХД
5 рабочих дней после дня получения уточненного проекта плана ФХД
Действие плана ФХД
В течение срока действия федерального закона о федеральном бюджете
Если учреждению необходимо принять и исполнить обязательства, срок по которым превышает срок действия федерального закона о федеральном бюджете, показатели плана ФХД формируются на период, превышающий указанный срок
Рассмотрение, согласование и принятие плана ФХД в случае заключения соглашений о предоставлении субсидий на очередной финансовый год и плановый период
10 рабочих дней после заключения соглашений
Внесение изменений в показатели плана ФХД в связи с изменением объема субсидий
15 рабочих дней после заключения соглашения (дополнительного соглашения)
Речь идет об изменениях объемов:
- субсидии на государственное задание;
- целевой субсидии;
- субсидии на капитальные вложения;
- грантов в форме субсидий из бюджетов
Внесение изменений в план ФХД на текущий финансовый год
Не позднее одного рабочего дня до окончания текущего финансового года
После принятия федерального закона о федеральном бюджете и формирования соглашений о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий) проект плана ФХД при необходимости уточняется учреждением в указанные сроки (пп. 11 – 15 Порядка № 168н).
Изменения в план ФХД вносятся согласно п. 20 Порядка № 168н в сроки, определенные для проекта плана ФХД (п. 19 Порядка № 168н).
Приложения к Порядку № 168н
Приказом № 168н предусмотрены 3 приложения к Порядку № 168н:
- приложение 1 – рекомендуемый образец формы плана ФХД;
- приложение 2 – рекомендуемый образец обоснований (расчетов) плановых показателей;
- приложение 3 – рекомендуемый образец сведений о поступлениях и выплатах. Сведения формируются учреждением в целях изменений в показатели плана ФХД в случаях, предусмотренных п. 22 Порядка № 168н (п. 21 Порядка № 168н).
Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям формируются:
- по доходным статьям (например, от приносящей доход деятельности в части доходов от собственности – статья 120 КВД; от выбытия материальных запасов – статья 440 КВД);
- по источникам финансирования (например, от реализации акций и иных форм участия в капитале – статья 630 КВИ, по поступлениям в рамках взаиморасчетов между учреждением и обособленным подразделением – статья 510 КВИ).
Обоснования (расчеты) плановых показателей по выбытиям формируются:
- по кодам видов расходов (например, в части уплаты штрафов, в т.ч. административных, иных платежей – КВР 853);
- по кодам видов доходов (например, в части уплаты налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения – статья 180 КВД);
- по кодам видов источников (например, по выбытиям денежных средств в целях вложения в акции и иные финансовые инструменты – статья 530 КВИ).
Таким образом, обоснования (расчеты) формируются не только по поступлениям и выплатам, но и по источникам финансирования дефицитов бюджетов (п. 26 Порядка № 168н).
Для отдельных обоснований (расчетов) плановых показателей рекомендуемая форма может предусматривать:
- аналитическое распределение по кодам КОСГУ. Заполняется согласно порядку, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, если порядком органа-учредителя предусмотрена такая детализация;
- аналитическое распределение расходов по источникам финансового обеспечения (справочно). Заполняется, если порядком органа-учредителя предусмотрена такая детализация.
Форма Плана ФХД
План ФХД составляется по форме, представленной в приложении 1 к Порядку № 168н. Она во многом аналогична форме, предусмотренной Общими требованиями, однако есть отличия и особенности.
Заголовочная часть плана ФХД содержит реквизит «Вид документа», который может принимать значения:
- первичный – «0»;
- уточненный – «1», «2», «3» и т.д.
В разделе 1 «Поступления и выплаты» плана ФХД для федеральных учреждений нет колонки «Аналитический код». Строки раздела 1 плана ФХД имеют иную кодировку по сравнению с формой плана ФХД, предусмотренной Общими требованиями. По многим строкам предусмотрена расширенная детализация видов поступлений и выплат с указанием КБК. Например, для отражения информации о доходах от операций с активами предусмотрены строки:
- доходы от операций с НФА (включая доходы от выбытия основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов – строки 1611 – 1614);
- поступления от операций с финансовыми активами (включая поступления средств от реализации векселей, облигаций и иных ценных бумаг (кроме акций); поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности; возврат денежных средств с иных финансовых активов, в т.ч. со счетов управляющих компаний – строки 1621 – 1623).
Строки «Прочие поступления, всего» (строка 1700) и «Прочие выплаты, всего» (строка 4000) включают поступление/перечисление средств в рамках расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением (строки 1720 и 4020). Показатели строк 1720 и 4020 формируются, если учреждение приняло решение об утверждении плана ФХД обособленному подразделению, они отражаются в плане ФХД головного учреждения и обособленного подразделения. В плане ФХД по юридическому лицу, содержащем сводные показатели, строки 1720 и 4020 не формируются.
Уточнены и дополнены значения графы 3 «Код по бюджетной классификации Российской Федерации»:
- отражены по КВР 814 гранты, предоставляемые другим организациям и физическим лицам (в форме плана ФХД, предусмотренной Общими требованиями, отражена подгруппа 810);
- добавлена строка 2650 для отражения расходов по закупке энергетических ресурсов с указанием в графе 3 нового КВР 247, который вводится с 2021 г. в порядок, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н;
- проставлены статьи 180 КВД по строкам 3010, 3020, 3030 (налог на прибыль, НДС, прочие налоги, уменьшающие доход).
Строки раздела 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» плана ФХД имеют иную кодировку по сравнению с формой плана ФХД, предусмотренной Общими требованиями. Форма плана ФХД для федеральных учреждений предусматривает в разделе 2 графу «Уникальный код». В ней ставится уникальный код объекта капитального строительства, объекта недвижимого имущества, формируемый в порядке, определенном Минфином России (п. 52 Порядка № 168н). Кроме того, по уникальному коду детализируются:
- строка 263100 (выплаты на закупку по договорам, заключенным до начала текущего года согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее – Закон № 44-ФЗ);
- строка 264300 (выплаты на закупку по договорам, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году за счет субсидий на капвложения);
- строка 264510 (выплаты на закупку по договорам, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году за счет прочих источников финансового обеспечения согласно Закону № 44-ФЗ).
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
Как связаны план-график по 44-ФЗ и план ФХД
План ФХД — это ключевой документ, в котором отражаются показатели финансово-хозяйственной деятельности организации: доходы и расходы за отчетный год и будущие периоды. Экономическая активность любой госорганизации ведется на основании утвержденного ПФХД. Только после этого можно планировать госзакупки.
Скачать бланк ПФХД в бюджетном учреждении на 2022 год в xls |
Скачать образец заполнения новой формы плана ФХД бюджетного учреждения на 2022 год в excel |
Скачать образец заполнения плана ФХД с отражением капитальных вложений на 2022 год |
Скачать расчет-обоснование к плану ФХД на 2022 год |
Скачать новый бланк плана-графика на 2022 год |
Скачать образец плана-графика закупок на 2022 год |
План ФХД перевели в электронный формат
Минфин России Приказом № 168н от 17.08.2020 изменил порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: на 2022 год бюджетные и автономные организации формируют ПФХД в соответствии с Порядком № 168н. Главное изменение — требование о составлении ПФХД в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Установлено, что план ФХД и прочие документы, составление которых предусмотрено обновленным порядком, составляются и ведутся бюджетными и автономными учреждениями в ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет». Исключение составляют только документы и сведения, которые относятся к государственной тайне. А вот отдельной инструкции, как разместить ПФХД в ЕИС, нет: финансовые планы публикуют только в «Электронном бюджете», на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях и на официальном сайте организации (при необходимости).
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как обосновать поступления и выплаты в плане финансово-хозяйственной деятельности. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Чем руководствоваться при составлении ПФХД на 2022 год
С 12.10.2021 вступил в силу Приказ Минфина № 121н от 03.09.2021. Этот норматив скорректировал положения Приказа Минфина № 186н о требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. Все бюджетные и автономные организации при разработке плана ФХД руководствуются правилами из двух Приказов 186н и 168н.
Для бюджетников все требования к ПФХД устанавливает учредитель в рамках нормативов, определенных Министерством финансов. Учредители ответственны за определение сроков и порядка составления планового проекта, утверждения и внесения изменений. Минфин разъясняет, как поступить с планом ФХД, если у учреждения изменилась подведомственность и появился новый учредитель, — внести необходимые изменения в документ и утвердить его у нового учредителя.
Теперь ПФХД формируют не только на отчетный и плановый периоды, но и на куда больший срок в случае наличия у организации долгосрочных обязательств и если это не противоречит решению учредителя. Эти сведения будут отражаться в специальной графе «за пределами планового периода».
Учреждения руководствуются не только действующим порядком (Приказы 168н и 186н), но и региональными, и отраслевыми нормативами. Многие ведомства самостоятельно разрабатывают локальные правила для составления и внесения изменений в ПФХД. Как пример — Минсельхоз, который утвердил Приказ № 723 от 01.12.2020. В министерстве подготовили проект изменений в Приказ № 723 для подведомственных организаций о том, как вносить коррективы в плановую документацию в 2022 году. А Минпромторг меняет Приказ № 3498 от 19.09.2019 и уменьшает сроки работы с планами:
- формирование — с 15 до 5 рабочих дней;
- рассмотрение ПФХД — с 10 до 3 рабочих дней;
- направление доработок на согласование — с 10 до 3 рабочих дней;
- согласование или отклонение доработанного ПФХД — с 5 до 2 рабочих дней.
Какая структура у нового ПФХД
Новая форма документа значительно отличается от старого бланка. Текстовая часть в новом плане ФХД отсутствует, а итоговая структура такова:
- раздел 1. Поступления и выплаты;
- раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.
По новым требованиям, финансовые показатели на отчетный год и плановый период надлежит отразить в одном разделе. В Порядке № 168н определено, сколько плановых документов нужно составлять на 2022 год, — каждое учреждение формирует только один ПФХД и готовит расчеты-обоснования ко всем плановым показателям.
Что изменилось в структуре ПФХД: таблица
Новая форма, введенная в действие с 01.01.2020
Прежняя форма, действующая до 31.12.2019
Текстовая (описательная) часть
Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)
Раздел 1. Поступления и выплаты
Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)
Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг
Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)
Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)
Таблица 4. Справочная информация
Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям
Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам
Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам
Как составить план ФХД
До 2021 года действовали два системообразующих документа, отражающих состояние финансово-экономической и закупочной активности организации, — это план ФХД и план закупок по 44-ФЗ. Правильная расшифровка ПФХД — это план финансово-хозяйственной деятельности. Опубликовав оба плановых документа, госучреждение приступало к формированию плана-графика. План-график — это детализация закупочной деятельности на календарный год.
Теперь план закупок не составляется (71-ФЗ от 01.05.2019). Требование о соответствии ПФХД и плана закупок отменили. План ФХД формируем в таком порядке:
- Получаем объемы финансирования на финансовый период.
- Распределяем доходы и расходы в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
- Утверждаем ПФХД по новой форме (Приказ Минфина 168н от 17.08.2020).
- Срок и порядок утверждения ПФХД устанавливает учредитель или ГРБС.
- В течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД утверждаем план-график на финансовый период.
- Публикуем план-график 2022 в ЕИС.
В формировании, выгрузке и корреляции показателей планирования финансово-хозяйственной деятельности и закупок ответственным лицам организации поможет специальная автоматизированная система управления — АСУ ПФХД.
Рекомендации по составлению ПФХД тоже изменили. Ключевые нововведения:
- Графа «Аналитический код» для КОСГУ заполняется только по требованию учредителя.
- Разбивки по источникам финансового обеспечения в обновленном ПФХД тоже нет. Поступления по источникам будут указываться построчно.
- Специалистам придется обосновывать не только выплаты, но и поступления. Форма обоснований — в Приказе 168н от 17.08.2020.
- Расчеты показателей поступлений будут формироваться на основании исчисленных доходов по источникам с учетом задолженности по доходам и полученным авансам на начало отчетного года.
- Минфин закрепил правила обоснования доходной части прибыли по долям в уставных капиталах хозяйственных товариществ, обществ и дивидендов по акциям и прочим ЦБ, находящимся в собственности учреждения.
- Полный перечень требований по формированию ПФХД на 2022 г. представлен в Приказе № 168н.
Плановые показатели разрешено корректировать в течение финансового года, если:
- учреждению необходимо использовать оставшиеся на начало отчетного периода средства;
- предприятие подлежит реорганизации;
- изменятся объемы поступлений, направления расходов, объемы платных услуг и доходы от них, безвозмездные поступления от населения или юридических лиц, дебиторская задолженность прошлых лет и проч.
Как составить план-график на 2022 год
Составленный на основе показателей финансово-хозяйственной деятельности документ планирования закупочной деятельности включает информацию обо всех заказах, в том числе данные о приобретении технически сложных товаров, работ, услуг и, при необходимости, сведения об общественном обсуждении.
Утвержденный план-график в обязательном порядке размещается в ЕИС. Правила формирования регламентируются Постановлением Правительства РФ № 1279 от 30.09.2019.
Вот что заказчики отражают в плановом документе по закупкам:
- идентификационный код закупки;
- наименование закупаемого объекта;
- код объекта закупки по ОКПД2 и наименование такого кода;
- объем финансового обеспечения, в том числе на текущий финансовый год, на плановый период и последующие годы;
- сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие);
- информацию об обязательном общественном обсуждении. Для этого проставьте значение «Да» или «Нет». Разрешается не указывать в отношении закупок, которые планируется провести в плановом периоде;
- наименование уполномоченного органа (учреждения) — для централизованной закупки. Наименование организатора закупки — для совместной закупки.
В инструкции по работе с планами-графиками есть указания, как разместить в плане-графике закупку при смешанном финансировании: если заказ финансируется из различных источников и проводится по разным КБК, то НМЦК или размер выплат при исполнении контракта распределяется по каждому такому коду бюджетной классификации.
Утвердите ПГ в течение 10 рабочих дней с момента доведения объемов финансирования или утверждения ПФХД. Для этого достаточно подписать электронный документ усиленной цифровой подписью. Если руководитель не согласует плановый документ в срок, то ему грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ и штраф от 5000 до 300 000 рублей.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
План ФХД 2022: как составить
Планировать закупки на 2022 год следует после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Этот документ отражает ключевые показатели экономической деятельности организации и является основополагающим.
Планировать закупки на 2022 год следует после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Этот документ отражает ключевые показатели экономической деятельности организации и является основополагающим.
Какими нормами руководствоваться
План ФХД формируется в электронном виде и подписывается электронной подписью. Такой порядок действует с 2021 года.
При составлении ПФХД на 2022 год, плановый период 2023 и 2024 года следует руководствоваться общими правилами, установленными приказом Минфина № 168н от 17.08.2020.
Федеральным учреждениям следует учесть новые коды бюджетной классификации- КБК (приказ от 08.06.2020 № 99н) и новые подстатьи КОСГУ (Порядок № 209н).
Региональным и муниципальным учреждениям при согласовании плана ФХД 2022 следует учитывать, что:
- План ФХД 2022 следует утвердить до начала нового финансового года.
- Форму документа скорректировали. В ней появилась графа «Уникальный код». Она введена для отражения кодов объектов капитального строительства или недвижимости, расходы на которые финансируются за счёт федерального бюджета. Найти код можно в классификаторе системы «Электронный бюджет».
Как составить план ФХД: четыре этапа
Согласно общему правилу, план ФХД формируется в системе «Электронный бюджет». Госорганы субъектов РФ могут использовать муниципальные или региональные информационные системы. Также можно использовать специальный программный комплекс, который сформирует документ по заданному шаблону.
План ФХД следует составлять пошагово:
- Сформулируйте обоснование поступлений и выплат
- Сформируйте проект и направьте его учредителю организации. Его задача — рассмотреть план ФХД и расчёты плановых показателей. Учредитель установит правила, сроки, может внести правки. Все требования следует учесть в документе.
- На основании согласованного проекта составьте план ФХД на будущий год либо на будущий год плюс плановый период (в зависимости от сроков действия закона о бюджете).
- Утвердите документ:
- Федеральные органы должны утвердить документ в срок до 10 рабочих дней после подписания соглашения о получении субсидий.
- Для региональных и муниципальных учреждений сроки доводит учредитель. Но утвердить план следует до начала следующего финансового года.
Важно! Если сведения содержат гостайну, документ составляется на бумажном носителе. Для согласования и утверждения его можно записать на съёмный носитель с соблюдением законодательства о гостайне.
Как составить проект ПФХД
Формировать проект плана ФХД следует одновременно с проектом бюджета на плановый период. В основе составления проекта лежит кассовый метод. Нужно указать кассовый объём доходов и расходов, включая доходы от коммерческой деятельности и субсидии.
Если у компании есть обособленные подразделения, проект следует составить для головного учреждения и одновременно отдельные планы для обособленных.
Какие доходы и расходы нужно учесть при обосновании плана
Перечни доходов и расходов, которые нужно обосновать при составлении плана ФХД 2022 приведены в таблице 1.
Таблица 1. Доходы и расходы, которые нужно обосновать в ПФХД 2022
- от коммерческой дельности — исходя из планируемого объема;
- от использования собственности — исходя из планового объема имущества и его плановой стоимости;
- от операций с активами;
- субсидии, гранты, иные безвозмездные поступления;
- штрафы, пени и т.п. — при наличии решений суда, ФНС и других госорганов.
- по перечисленным авансам;
- излишне уплаченным налогам, пеням, штрафам;
- принятым обязательствам.
Плановые доходы рассчитываются на основании расчётов соответствующих доходов с учётом возникших на начало финансового года задолженностей пред учредителями и полученных на начало текущего финансового года предварительных платежей по контрактам.
При расчёте расходов следует учитывать нормы трудовых, технических, материальных ресурсов, требования законодательства и иных правовых актов (ГОСТов, СНиПов и т.п.).
В расчёты на оплату труда следует включить пособия, компенсационные выплаты и страховые взносы. Траты на обеспечение матзапасов рассчитываются исходя из имеющихся остатков и планируемого объема на будущий год, а расходы по закупкам следует запланировать в соответствии с утверждённым планом-графиком.
Налоги рассчитываются на основании планируемой налоговой базы с учётом действующего бюджетного и налогового законодательства.
В какие сроки публиковать и можно ли корректировать
Опубликовать план ФХД следует в течение пяти рабочих дней после подписания документа учредителем.
Корректировки в план ФХД можно при реорганизации учреждения, при планировании использования остатков денежных средств на начало года, при необходимости корректировки объёма планируемых поступлений. Например, если изменились размеры субсидий, возникла экономия и т.п.
Вопросы общей методики и практики планирования, нюансы формирования показателей и расчетных обоснований в плане ФХД в увязке с отражением соответствующих показателей в бухгалтерском учете и на счетах санкционирования разберём на семинаре: «Планирование и осуществление финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений на 2022 год (плановый период 2022-2024).»
«Электронный бюджет» дошел до учреждений
Органы власти с 2015 года (или даже ранее) работают в государственной информационной системе «Электронный бюджет», а теперь вести электронный документооборот станут и учреждения. В первую очередь это коснулось «федералов», в отношении которых соответствующие требования начали действовать с 2017 года. Хотя учреждения регионального уровня не отстают: часть из них уже формирует свои документы в безбумажном виде.
К настоящему моменту информационная система «Электронный бюджет» прошла уже несколько стадий разработки и внедрения. Концепция [1] , определяющая идеологию такой системы, была одобрена шесть лет назад – Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р. Механизм ее функционирования установили спустя четыре года – Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 № 658 [2] . Эти и другие документы стали основой для внедрения: органы власти (сначала федерального уровня, а затем и регионального) начали формировать документацию в «Электронном бюджете».
В частности, здесь ведутся базовые перечни государственных и муниципальных услуг и работ, а также ведомственные перечни, созданные в отношении федеральных учреждений (см. Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 № 151). Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей федеральных АУ и БУ, предоставляют информацию и документы для включения их в реестр государственных заданий (см. Приказ Минфина РФ от 16.11.2015 № 177н [3] ).
Что же требуется от учреждений?
Учреждение как участник информационной системы.
Согласно п. 17, 21 Положения № 658 государственные и муниципальные учреждения отнесены к участникам «Электронного бюджета» и наделены статусом субъекта системы. Иными словами, информация о них (наряду с другими субъектами – органами власти, местного самоуправления, юридическими лицами, финансируемыми из бюджета) как раз и должна вноситься в систему. По замыслу разработчиков, «Электронный бюджет», задуманный как единое информационное пространство в сфере управления общественными финансами, должен обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности указанных органов и учреждений и повысить качество их финансового менеджмента (п. 2 Положения № 658).
Отметим, что в документе идет речь об учреждениях всех уровней подчинения. А значит, вовлечение с 2017 года в работу с «Электронным бюджетом» федеральных учреждений – это лишь очередной этап развития системы. Предполагается, что в дальнейшем в едином виртуальном пространстве будут присутствовать и остальные учреждения. Об этом свидетельствуют цели, которые поставлены в разд. 2 Концепции и которых планируется достичь к 2020 году:
- обеспечить возможность доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам РФ и не менее 50% муниципальных образований;
- довести до 20 число субъектов РФ, в которых их подведомственные организации добились бы показателей, аналогичных тем, что установлены для федеральных организаций:
- доля юридически значимого электронного документооборота – не менее 70% общего объема документооборота в области финансово-хозяйственной деятельности;
- сокращение времени обработки финансовой и управленческой документации на 30%;
- сокращение сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности в 1,5 раза.
Одобряя Концепцию, Правительство РФ рекомендовало регионам и муниципальным образованиям руководствоваться ею при разработке собственных систем управления государственными (муниципальными) финансами. И, как правило, «на местах» при создании автоматизированных систем Концепцию брали за основу. Приведем ее ключевые положения.
1. Переход на юридически значимый электронный документооборот. Перевод в виртуальный вид всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций госсектора (в том числе учреждений) и публично-правовых образований, – приоритетная задача, поставленная при внедрении «Электронного бюджета». Для обеспечения юридически значимого документооборота участники системы должны использовать усиленные квалифицированные электронные подписи. Соответственно, требуется идентификация (аутентификация) пользователей и регламентация их прав доступа к ресурсам системы.
2. Применение единых реестров и классификаторов (перечней стандартизированной информации, необходимой для заполнения формуляров «Электронного бюджета») при создании документов. Это позволит минимизировать ввод данных с клавиатуры компьютера и исключить дублирование процедур сбора информации. То есть будет соблюден принцип однократности ее ввода.
3. Автоматизация всех видов учета и отчетности. Заносимая информация должна обрабатываться в режиме реального времени средствами самой системы. Это повысит прозрачность и достоверность бухгалтерской и управленческой отчетности, сократит сроки ее представления, обеспечит оперативный доступ к внесенным данным.
4. Объединение процессов планирования и исполнения бюджета (расходования средств). Например, учреждениям нужно вносить в систему информацию о плановых показателях деятельности и фактических финансовых результатах. Благодаря этому станет прозрачным сам процесс финансово-хозяйственной деятельности, а не только его конечные результаты.
Сказанное означает, что идеология и принципы создания «Электронного бюджета» и информационных систем, функционирующих «на местах», одинаковы. Даже если в конкретном регионе или муниципалитете создана своя автоматизированная система, алгоритмы действий учреждений по налаживанию работы в ней, а также перечень документов, вести которые нужно в электронном виде, будут общими. Об этом, кстати, свидетельствуют и положения Приказа Минфина РФ от 28.12.2016 № 243н [4] . Согласно ему все публично-правовые образования должны будут предоставлять один и тот же перечень информации (в том числе о подведомственных учреждениях) для последующего размещения ее в открытом доступе на едином портале бюджетной системы.
Правила для федеральных учреждений.
Необходимость работать в «Электронном бюджете» для федеральных учреждений предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 [5] , Инструкцией [6] , утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, и другими нормативными актами. Документы нужно формировать и подписывать в трех основных подсистемах – бюджетного планирования, управления закупками, а также учета и отчетности.
Рассмотрим эти документы.
Соглашения о предоставлении субсидий.
Прежде всего речь идет о документе, определяющем порядок и условия выдачи субсидии на выполнение государственного задания. В силу абз. 3 п. 44 Положения № 640 соглашение, не содержащее сведений, отнесенных к гостайне, и дополнение к нему формируются и подписываются сторонами в системе «Электронный бюджет». Лица, имеющие право действовать от имени каждой из сторон (учреждение обычно представляет его руководитель), должны использовать для подписания усиленные квалифицированные электронные подписи. Для федеральных учреждений данное правило действует с соглашений на 2017 год (см. Приказ Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н [7] ).
Вовлечение с 2017 года в работу с «Электронным бюджетом» федеральных учреждений – это лишь очередной этап развития системы. В дальнейшем в едином информационном пространстве появятся и остальные учреждения.
Аналогично нужно поступить в отношении субсидий на иные цели (в том числе грантов). Об этом говорится в Приказе Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н [8] . Более того, финансовое ведомство в Письме от 23.05.2016 № 21-03-04/29317 сообщило: в «Электронном бюджете» можно формировать соглашения, касающиеся предоставления не только названных субсидий, но и субсидий федеральным АУ и БУ на осуществление капвложений в объекты капитального строительства госсобственности и (или) приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность.
То есть ФАУ и ФБУ должны были заключать в «Электронном бюджете» все свои соглашения на текущий год. Однако участие учреждений в формировании таких документов все же незначительно – основную работу здесь выполняют органы власти (учредители или грантодатели). Уполномоченные лица учреждений лишь согласовывают и подписывают готовый документ, затем отправляя его на заключительное утверждение вышестоящему органу.
Госзадание и отчет о его выполнении.
Установление государственного задания подведомственным учреждениям относится к полномочиям органа-учредителя. Согласно п. 4 Положения № 640 задание, не содержащее сведений, отнесенных к гостайне, формируется в системе «Электронный бюджет» – лицо, имеющее право действовать от имени органа-учредителя, должно подписать документ усиленной квалифицированной электронной подписью. Так что учреждения могут лишь просматривать свои госзадания в системе.
А вот составление отчетов о выполнении задания отнесено к обязанностям учреждения (п. 47 Положения № 640). И отчитываться теперь нужно тоже в электронном виде. Как указал Минфин в Письме от 16.11.2015 № 21-10-07/65901, виртуальное формирование, утверждение и подача органу-учредителю отчета (предварительного отчета) об исполнении задания, как и перевод иных документов в электронный вид, поспособствует оптимизации процедур бюджетного планирования и представления отчетности и упрощению взаимодействия сторон.
На сайте финансового ведомства [9] размещено руководство пользователя по составлению таких отчетов в «Электронном бюджете». Здесь подробно прописаны действия работников ФГУ с разными полномочиями («Ввод данных», «Согласование», «Утверждение»).
План финансово-хозяйственной деятельности.
Федеральные учреждения также формируют в «Электронном бюджете» планы ФХД и сведения об операциях с целевыми субсидиями. В Письме Минфина РФ от 15.12.2016 № 21-03-04/75209 учреждениям рекомендовалось использовать эту возможность начиная с планов на 2017 год. Финансовое ведомство выпустило руководство пользователя и для этого случая [10] .
Отметим, что с модулем «План финансово-хозяйственной деятельности» работают и учредители, и сами учреждения. Первые устанавливают форму плана на основании типового шаблона, имея возможность вносить в него дополнительную детализацию (в том числе для отдельных учреждений или их групп). То есть структура плана и конкретные его показатели могут быть изменены по сравнению с требованиями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н. Учреждения же непосредственно составляют план ФХД. При этом система предусматривает автоматическое отражение показателей в плане на основании уже имеющихся в ней госзаданий и заключенных соглашений о предоставлении субсидий.
Планы закупок и планы-графики.
Эту часть работы в «Электронном бюджете» ведут не все федеральные учреждения, а лишь, те, которые осуществляют закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ [11] . В частности, это касается ФАУ, подпадающих при расходовании средств субсидий на капвложения или бюджетных инвестиций под действие ч. 4 и 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
Минфин в Письме от 20.10.2016 № 21-03-04/61291 разъяснил, что эти заказчики формируют планы закупок и планы-графики в подсистеме управления закупками «Электронного бюджета». Руководство пользователя по работе с ней находится на сайте Федерального казначейства [12] .
«Электронный бюджет», задуманный как единое информационное пространство в сфере управления общественными финансами, должен обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов власти и учреждений.
По замыслу разработчиков, подсистема позволит автоматизировать процессы, связанные с подготовкой и размещением документов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ и бюджетным законодательством. Благодаря этому Федеральное казначейство получит инструмент контроля за расходованием средств, выделенных из бюджета. В частности, согласно ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ казначейство и финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований должны контролировать соответствие между информацией об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, и информацией об объеме средств для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика. Применительно к автономным учреждениям это может означать следующее: цифры в планах, разработанных во исполнение Закона № 44-ФЗ, и планах ФХД (в части расходов на закупки) должны совпадать.
Бухгалтерская отчетность.
С 2017 года федеральные АУ и БУ должны подавать в электронном виде и бухгалтерскую отчетность (кроме сведений, относящихся к гостайне). Делать это нужно в подсистеме учета и отчетности (п. 8.1 Инструкции № 33н, Письмо Минфина РФ от 12.12.2016 № 21-03-04/74236). С помощью нововведения органы-учредители смогут проводить камеральные проверки бухотчетности, представляемой учреждениями, а также в автоматизированном режиме консолидировать отчетность отдельных учреждений в сводный электронный документ.
Практика регионов.
В ряде регионов и муниципальных образований начали применять федеральные правила. Так, некоторые субъекты РФ (например, Москва) были выбраны в качестве пилотных и в связи с этим перешли на работу в «Электронном бюджете». Другие территории (в частности, Хабаровский, Красноярский края) интегрировали с ним региональные информационные системы или используют государственный ресурс наряду со своими разработками. Правда, все это прежде всего касается органов власти.
Многие субъекты РФ (Ярославская, Свердловская, Сахалинская области, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ и др.) развивают собственные автоматизированные системы, обеспечивающие выполнение тех же задач, что и государственная информационная система. На этих и других территориях встречаются примеры вовлечения подведомственных учреждений в процесс формирования юридически значимого электронного документооборота.
В частности, установление госзаданий в электронном виде предусмотрено в Свердловской области [13] и Пермском крае [14] (хотя это опять же относится к полномочиям органов-учредителей). А вот в Брянской области [15] учреждения составляют в информационной системе отчеты об исполнении госзаданий.
Распространена и практика формирования планов ФХД (либо последующего размещения этих сведений) в автоматизированной системе (Москва [16] , Свердловская область [17] и др.). Более того, органы власти субъектов РФ, ориентируясь на федеральный опыт, нередко разрабатывают инструкции по составлению «электронных» планов.
Заключение.
Система «Электронный бюджет», основная функция которой заключается в автоматизации процедур бюджетного планирования и учета операций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности организаций госсектора, все активнее применяется органами власти и учреждениями. Федеральные АУ и БУ уже сейчас достаточно плотно вовлечены в электронный документооборот, а в будущем эта тенденция распространится на остальные учреждения.
Впрочем, часть региональных учреждений и сегодня работает с информационными системами, хотя и не с таким большим перечнем документов, как «федералы». А значит, им предстоит расширить список документов, формируемых в электронном виде. Муниципальные учреждения, судя по планам законодателей, позже других последуют актуальному тренду. Но быть готовым к переводу документооборота в виртуальное пространство нужно всем.
[1] Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
[2] Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – Положение № 658).
[3] О порядке ведения реестра государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ)».
[4] О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации».
[5] О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Положение № 640).
[6] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее – Инструкция № 33н).
[7] Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)».
[8] Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
[9] См. официальный сайт minfin.ru, раздел «Информационные системы Минфина России», подраздел «Подсистема бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет» – Модуль формирования государственного задания».
[10] См. minfin.ru, раздел «Информационные системы Минфина России», подраздел «Подсистема бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет» – Формирование и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности».
[11] О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
[12] См. официальный сайт roskazna.ru, раздел «ГИС», подраздел «Электронный бюджет – Управление закупками».
[13] Постановление правительства Свердловской области от 19.01.2017 № 7-ПП «О внесении изменений в Постановление правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 76-ПП «О Порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
[14] Постановление правительства Пермского края от 29.09.2014 № 1071-п «Об утверждении порядка формирования, утверждения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и его финансового обеспечения, порядка проведения мониторинга исполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и внесения изменений в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) и объем его финансового обеспечения, порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели».
[15] Постановление правительства Брянской области от 28.08.2015 № 426-п «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Брянской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Брянской области».
[16] Приказ департамента здравоохранения г. Москвы от 30.12.2016 № 1070 «Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного (автономного) учреждения, подведомственного Департаменту здравоохранения города Москвы».
[17] Приказ министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области от 29.12.2016 № 670/ОС «Об утверждении Порядка составления и утверждения Плана финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области».