Кто проверяет обоснованность выдачи больничного листка
Перейти к содержимому

Кто проверяет обоснованность выдачи больничного листка

Проверка оформления, выдачи и продления листков нетрудоспособности

В соответствии с ч. 7 ст. 59 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в целях оценки обоснованности расходов ФСС на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам фонд вправе осуществлять проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности. Порядок проверки установлен Приказом Минздрава России от 23.11.2021 № 1090н (далее – Порядок № 1009н). Данный документ действует с 1 января 2022 года. Старый порядок, утвержденный Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1345н, утратил силу. Рассмотрим положения нового документа.

Кратко о порядке выдачи листков нетрудоспособности

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности. Приказом Минздрава России от 23.11.2021 № 1089н утверждены Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе (далее – Порядок № 1089н). Документ вступил в силу 1 января 2022 года.

Выдачу листков нетрудоспособности осуществляют любые медицинские организации независимо от организационно-правовой формы (или индивидуальные предприниматели), имеющие в соответствии с законодательством РФ лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (п. 2 Порядка № 1089н).

Форма листка нетрудоспособности

По норме п. 1 Порядка № 1089н листок нетрудоспособности формируется в электронном виде. Для этого используются информационная система медицинской организации, либо ГИС в сфере здравоохранения субъекта РФ, либо программное обеспечение, предоставляемое ФСС.

Необходимо учесть, что листок нетрудоспособности на бумажном носителе выдается только гражданам, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, и лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты.

Медработники, выдающие листки нетрудоспособности

Правом выдачи листков нетрудоспособности наделены (п. 3 Порядка № 1089н):

лечащие врачи медицинских организаций (за исключением врачей структурного подразделения медицинской организации, оказывающего скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь) (на 15 календарных дней);

фельдшеры медицинских организаций – в случаях возложения на них отдельных функций лечащего врача (до 10 календарных дней);

зубные врачи медицинских организаций – при стоматологических заболеваниях в случае отсутствия в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее структурном подразделении врача-стоматолога (до 10 календарных дней).

При временной нетрудоспособности, превышающей указанные сроки (10 и 15 календарных дней), листок формируется и продлевается по решению врачебной комиссии (п. 21 Порядка № 1089н).

Сроки выдачи листка нетрудоспособности

Существенным моментом является срок, на который выдается листок нетрудоспособности. В таблице приведем сроки выдачи листка в некоторых случаях.

Вид нетрудоспособности

Срок выдачи листка нетрудоспособности

Заболевания, травмы, в том числе полученные вследствие несчастного случая на производстве

Выдается лечащим врачом единолично на срок до 15 календарных дней включительно, фельдшером либо зубным врачом единолично сроком до 10 календарных дней включительно (п. 20 Порядка № 1089н).

При сроках временной нетрудоспособности, превышающих описанные выше (15 и 10 календарных дней), листок нетрудоспособности выдается (формируется) и продлевается по решению врачебной комиссии (п. 21 Порядка № 1089н).

По решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть сформирован и продлен до дня восстановления трудоспособности с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через каждые 15 календарных дней, но на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности. При лечении туберкулеза – не более 12 месяцев (п. 22 Порядка № 1089н).

Выдается по решению врачебной комиссии санаторно-курортной организации на весь период долечивания, но не более чем на 24 календарных дня (за исключением заболевания туберкулезом) (п. 40 Порядка № 1089н)

Уход за больным членом семьи

Выдается при уходе (п. 44 Порядка № 1089н):

за ребенком в возрасте до 15 лет – на весь период его лечения амбулаторно или стационарно с совместным пребыванием;

за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – на весь период его лечения амбулаторно или стационарно с совместным пребыванием;

за ребенком в возрасте до 18 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, – на весь период его лечения амбулаторно или стационарно с совместным пребыванием;

за ребенком в возрасте до 18 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, – на весь период его лечения амбулаторно или стационарно с совместным пребыванием;

в остальных случаях при лечении в амбулаторных условиях – не более чем на 7 календарных дней по каждому случаю заболевания

В случае введения ограничительных мероприятий (карантина) гражданам, в отношении которых в соответствии с санитарным законодательством РФ приняты меры по изоляции или по временному отстранению от работы, выдается на весь период его изоляции или временного отстранения от работы соответственно (п. 52 Порядка № 1089н).

В случае введения карантина на посещение детского сада ребенком в возрасте до 7 лет – на весь период ограничительных мероприятий (карантина) (п. 53 Порядка № 1089н)

Выдается на весь период протезирования и время проезда к месту регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) (п. 56 Порядка № 1089н)

Беременность и роды

При нормальной беременности и родах (п. 57 Порядка № 1089н):

при сроке 30 недель беременности выдается единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов);

при многоплодной беременности выдается (формируется) при сроке 28 недель беременности единовременно продолжительностью 194 календарных дня (84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов).

При преждевременных родах (п. 60 Порядка № 1089н):

наступивших в период от 22 до 30 недель, выдается сроком на 156 календарных дней;

при многоплодных родах, наступивших в период от 22 до 28 недель, – сроком на 194 календарных дня

Усыновление ребенка (детей) в возрасте до 3 месяцев

Выдается со дня усыновления ребенка на период до 70 календарных дней (при одновременном усыновлении двух или более детей – до 110 календарных дней), исчисляемых с даты рождения ребенка (п. 65 Порядка № 1089н)

Оформление листка нетрудоспособности

Электронные листки нетрудоспособности формируются на основании документа, удостоверяющего личность, и пенсионного страхового полиса (СНИЛС). Листки нетрудоспособности на бумажном носителе выдаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность (п. 5 Порядка № 1089н).

Формирование (выдача) и продление больничного осуществляются после осмотра гражданина медработником и внесения записи о состоянии его здоровья в медкарту (если помощь оказывается амбулаторно), в историю болезни (если помощь оказывается в стационаре) или в иную медицинскую документацию, обосновывающую необходимость временного освобождения от работы (п. 9 Порядка № 1089н).

Номера листков нетрудоспособности регистрируются в медицинской документации с указанием даты формирования (выдачи) и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении в другую медицинскую организацию или учреждение медико-социальной экспертизы (п. 11 Порядка № 1089н).

Наиболее подробно порядок заполнения электронных и бумажных больничных определен положениями гл. IX и X Порядка № 1089н соответственно.

В силу п. 67 Порядка № 1089н сформированный электронный листок нетрудоспособности подтверждается усиленными квалифицированными электронными подписями:

медицинских работников, проводивших экспертизу временной нетрудоспособности;

в установленных случаях – председателя врачебной комиссии медицинской организации.

Контроль выдачи листков нетрудоспособности

Контроль за соблюдением медицинскими организациями порядка оформления, продления и выдачи листков нетрудоспособности предусмотрен Порядком № 1090н.

Проверку проводят должностные лица фонда, наделенные соответствующими полномочиями на основании приказа руководителя (п. 2–4 Порядка № 1090н). Их обязанности определены п. 12 Порядка № 1090н (в том числе соблюдение врачебной тайны и конфиденциальность персональных данных, ставших известными в ходе проверки).

Объект проверки

В соответствии с п. 5 Порядка № 1090н при проверке оценивается:

соблюдение Порядка № 1089н;

ведение документов, подтверждающих выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности;

соблюдение установленных сроков выдачи (формирования), продления и оформления листков нетрудоспособности;

соблюдение порядка учета, хранения и распределения бланков листков нетрудоспособности (установлен Приказом ФСС России и Минздрава России от 29.01.2004 № 18/29,далее – Приказ № 18/29).

В ходе проверки должностным лицам территориальных органов ФСС должны быть представлены следующие документы (п. 11 Порядка № 1090н):

книги получения, распределения бланков листков нетрудоспособности медицинской организацией, а также книги учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности, формы которых утверждены Приказом № 18/29;

корешки бланков листков нетрудоспособности;

медицинские карты амбулаторных больных по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255, которые содержат записи, подтверждающие временное освобождение гражданина от работы, а также выдачу (формирование), продление и оформление листков нетрудоспособности;

истории болезни стационарных больных и другая медицинская документация, содержащие записи, подтверждающие временное освобождение гражданина от работы, а также выдачу (формирование), продление и оформление листков нетрудоспособности;

акты об уничтожении испорченных бланков листков нетрудоспособности, акты об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности, формы которых утверждены Приказом № 18/29, документы по работе с испорченными и невостребованными бланками листков нетрудоспособности;

книга регистрации листков нетрудоспособности;

протоколы заседания врачебной комиссии по случаям первичной выдачи (формирования) листков нетрудоспособности гражданам за прошедшее время, выдачи (формирования) листков нетрудоспособности гражданам единовременно продолжительностью более 15 календарных дней, продления листков нетрудоспособности свыше 15 календарных дней, замены листков нетрудоспособности на дубликат либо замены документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей, а также выдачи (формирования) листков нетрудоспособности при направлении граждан по решению врачебной комиссии медицинской организации на медико-социальную экспертизу и лечение в санаторно-курортную организацию;

приказы руководителя медицинской организации, регламентирующие проведение экспертизы временной нетрудоспособности, включая приказы о создании врачебной комиссии;

приказы руководителя медицинской организации о возложении отдельных функций лечащего врача на фельдшера.

Заметим, что по выявленным в ходе проверки фактам нарушений медицинская организация дополнительно представляет должностным лицам ФСС, проводящим проверку, копии документов с записями, подтверждающими указанные факты, заверенные печатью медицинской организации и подписью уполномоченного должностного лица.

Виды проверки

Пунктом 6 Порядка № 1090н установлены два вида проверок: плановые и внеплановые. Они проводятся по месту оказания медицинской помощи медучреждением.

К сведению: по общему правилу продолжительность плановой и внеплановой проверки не должна превышать 1 месяц со дня ее начала (п. 6 Порядка № 1090н).

Основанием для проведения проверки является приказ руководителя территориального органа ФСС (п. 7, 8 Порядка № 1090н). Требования к его оформлению содержатся в п. 9 Порядка № 1090н.

В таблице представлены особенности проведения проверки каждого вида.

Показатель

Плановые проверки

Внеплановые проверки

Проводятся не чаще чем 1 раз в год, но не реже чем 1 раз в 3 года в отношении одного медучреждения, включая его структурные подразделения.

План-график проверок ФСС (с указанием названия организации, даты начала, сроков проведения и предмета проверок) составляется на 1 год. Он размещается в свободном доступе на официальном сайте территориального органа ФСС не менее чем за 30 дней до начала года (п. 7 Порядка № 1090н)

Проводятся на основании обращений граждан, а также организаций и ИП (являющихся страхователями граждан, которым были выданы листки нетрудоспособности), заявивших о действиях (бездействиях) медицинских работников (должностных лиц) медучреждения, связанных с нарушением Порядка № 1089н. В случае если медицинская организация уже включена в ежегодный план-график проверок на основании обращения, поступившего от гражданина, юридического лица, руководитель территориального органа ФСС вправе принять решение о проверке фактов, изложенных в обращении, в рамках предстоящей плановой проверки соответствующей медицинской организации (п. 8 Порядка № 1090н)

Уведомление о проверке

Медучреждение уведомляется о проверке не менее чем за 3 рабочих дня до даты ее начала (п. 10 Порядка № 1090н)

Медучреждение уведомляется о проверке не менее чем за 24 часа до даты ее начала (п. 10 Порядка № 1090н)

Продление проверки

При необходимости срок проведения проверки на основании решения руководителя фонда может быть продлен еще на месяц. Продление проверки возможно в случае выявления нарушений порядка выдачи (формирования), продления и оформления больничных, требующих дополнительного рассмотрения, а также в случае непредставления медучреждением необходимых документов для проверки (п. 6 Порядка № 1090н).

Приостановление проверки

Если возникают обстоятельства, влекущие необходимость приостановления контрольных мероприятий, включая решения федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также обстоятельства непреодолимой силы (см. ч. 3 ст. 401 ГК РФ), то по решению руководителя территориального органа ФСС проверка приостанавливается.

О приостановлении проверки медицинская организация уведомляется не позднее 3 рабочих дней с даты оформления соответствующего приказа руководителя ФСС. Проверка возобновляется после прекращения данных обстоятельств. Об этом учреждение уведомляется не менее чем за 3 рабочих дня до ее начала.

Составление акта проверки

По результатам проверки в течение 10 рабочих дней составляется акт (в двух экземплярах). В нем указываются (п. 15 Порядка № 1090н):

дата, время и место составления акта проверки;

наименование территориального органа ФСС;

дата и номер приказа, на основании которого проведена проверка;

вид проверки (плановая или внеплановая);

фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;

наименование проверяемого медучреждения;

дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере (краткое содержание нарушения со ссылкой на нормативный правовой акт с указанием его реквизитов), о лицах, допустивших нарушения, о размере излишне выплаченного страхового обеспечения по каждому больничному;

сведения об ознакомлении или об отказе руководителя или должностного лица медучреждения в ознакомлении с актом;

сведения о согласии и (или) несогласии руководителя или должностного лица медучреждения с результатами проверки или с отдельными действиями (бездействием) должностных лиц фонда, проводивших проверку;

подписи лиц, осуществлявших проверку.

К акту проверки прилагаются копии документов (записей), подтверждающих установление факта необоснованных выдачи (формирования), продления и оформления листков нетрудоспособности либо факта нарушения Приказа № 1089н.

Один экземпляр акта остается в фонде, второй вручается руководителю, должностному лицу медучреждения под подпись либо направляется по почте с уведомлением о вручении (считается полученным по истечении 6 календарных дней со дня направления).

Кто проверяет обоснованность выдачи больничного листка

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Проверка ФСС соблюдения порядка
выдачи листков нетрудоспособности

Несмотря на передачу функций администрирования страховых взносов налоговому органу, ФСС, как и раньше, осуществляет проверку больничных листов. Проверка осуществляется на основании приказа от 21.12.2012 № 1345н, под действие которого подпадают, в том числе, частные клиники, применяющие УСН.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам является представленный застрахованным лицом листок нетрудоспособности утвержденной формы, выданный ему медицинской организацией.

Поскольку расходы на выплату вышеуказанных пособий осуществляются за счет средств ФСС, именно этот контрольный орган проводит проверку соблюдения правил выдачи листков нетрудоспособности, регламентированных Порядком № 624н. Основанием для назначения проверки является приказ руководителя территориального органа ФСС, в котором, в частности, указываются цели и предмет проверки, а также правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, исполнение обязательных требований которых подлежит проверке.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Больничный лист оформляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности». Порядок выдачи больничного регулируется приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (ред. от 24.01.2012, с изм. от 25.04.2014) «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности».

В частности, проводится проверка самого больничного на предмет выдачи подделки. К признакам подделки относятся:

  • отсутствие водяного знака с логотипом ФСС;
  • отсутствие защитных волокон трех видов: синие, розовые, светло-зеленые;
  • ячейки для заполнения листка нетрудоспособности белого цвета;
  • качество бумаги не соответствует качеству легитимного бланка листка нетрудоспособности;
  • использование неправильных наименований лечебных учреждений, не соответствующих данным медицинским организациям;
  • адрес медицинской организации неверен;
  • допущены грубые нарушения в оформлении раздела «Заполняется врачом медицинской организации» листка нетрудоспособности: не указывается период стационарного лечения, используются фамилии врачей, не работающих в данной медицинской организации;
  • при введении номера листка нетрудоспособности в программу АРМ данный номер не определяется;
  • использование печатей, не соответствующих наименованию медицинских организаций.
  • книги получения, распределения бланков листков нетрудоспособности медицинской организацией,
    а также книги учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности;
  • корешки бланков листков нетрудоспособности;
  • журнал учета клинико-экспертной работы лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности;
  • медицинские карты амбулаторных больных по форме;
  • истории болезни стационарных больных и другая медицинская документация, содержащие записи, подтверждающие выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности;
  • акты об уничтожении испорченных бланков листков нетрудоспособности, акты об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности, формы которых утверждены приказом № 18/29, документы по работе с испорченными и невостребованными бланками листков нетрудоспособности.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Контроль над правильностью выдачи листков нетрудоспособности осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

Как и в какой форме проводится проверка?

Проводятся следующие виды проверок: плановые и внеплановые. Проверки проводятся по месту оказания медицинской помощи лицом, осуществляющим выдачу листков нетрудоспособности.

Плановые проверки Внеплановые проверки
Проводятся в соответствии с планом-графиком, утверждаемым приказом руководителя территориального органа ФСС, не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в три года в отношении одного лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности (п. 7 Порядка № 1345). План-график проверок размещается в свободном доступе на официальном сайте территориального органа ФСС в Интернете не позднее чем за 30 дней до начала года Проводятся по месту оказания медицинской помощи лицом, осуществляющим выдачу листков нетрудоспособности. Основаниями для их проведения являются обращения (жалобы) граждан и юридических лиц на действия (бездействие) лиц, осуществляющих выдачу листков нетрудоспособности (п. 8 Порядка
№ 1345)

Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа руководителя территориального органа Фонда о проведении проверки, в котором указываются:

  • наименование территориального органа Фонда;
  • номер и дата приказа;
  • вид проверки (плановая/внеплановая);
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;
  • наименование лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка;
  • цели и предмет проверки;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, исполнение обязательных требований которых подлежит проверке;
  • проверяемый период;
  • основания для проведения проверки (в случае проведения внеплановой проверки);
  • сроки проведения проверки.
Какова продолжительность проверки?

При плановой проверке в обязательном порядке проверяются все случаи выдачи листков нетрудоспособности на срок более 15 календарных дней за проверяемый период. Случаи менее 15 календарных дней проверяются выборочно.

План-график составляется сроком на один год, содержит перечень лиц, осуществляющих выдачу листков нетрудоспособности, подлежащих проверке в данном году, включая их наименование, количество и место нахождения, с указанием даты начала и сроков проведения проверок и предмета проверок.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

План-график проверок размещается в свободном доступе на официальном сайте территориального органа Фонда в сети Интернет не позднее чем за 30 дней до начала года.

Перед проведением проверки в адрес лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, территориальным органом Фонда направляется уведомление о проведении проверки: не позднее 10 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки и не позднее 3 рабочих дней до даты начала проведения внеплановой проверки.

Какие права имеют проверяемые лица?
  • соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка;
  • не препятствовать осуществлению полномочий лицом, осуществляющим выдачу листков нетрудоспособности, в обычном режиме и объеме с соблюдением стандартов качества оказания медицинской помощи;
  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, при предъявлении удостоверения, копии приказа о проведении проверки, подтверждающего полномочия на проведение проверки, заверенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • представлять руководителю, другому уполномоченному должностному лицу или представителю лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, информацию и документы, относящиеся
    к предмету проведения проверки, а также являющиеся основанием для проведения проверки;
  • не препятствовать руководителю, другому уполномоченному должностному лицу или представителю лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проведения проверки;
  • доводить до сведения руководителя, другого уполномоченного должностного лица или представителя лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка, информацию о результатах проверки;
  • соблюдать установленные сроки проведения проверки;
  • соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, ставших известными в ходе проведения проверки.

Руководитель, другое уполномоченное должностное лицо или представитель лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка, а также медицинские работники, выдавшие листки нетрудоспособности, при проведении проверки вправе:

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся
    к предмету проверки;
  • получать от должностных лиц территориального органа Фонда, уполномоченных на проведение проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проведения проверки, а также являющиеся основанием для проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о согласии (несогласии) с ее результатами, а также с отдельными действиями должностных лиц территориального органа Фонда, уполномоченных на проведение проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Фонда, уполномоченных на проведение проверки, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Какие данные содержатся в акте проверки?

По результатам проверки должностными лицами территориального органа Фонда, уполномоченными на проведение проверки, составляется акт о проведении плановой или внеплановой проверки в двух экземплярах.

В акте указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование территориального органа Фонда;
  • дата и номер приказа, на основании которого проведена проверка;
  • вид проверки: плановая или внеплановая;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;
  • наименование лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и правовых последствиях (непринятие Фондом к зачету в счет уплаты страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, а также предъявление Фондом исков к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности);
  • сведения о лицах, допустивших нарушения;
  • мероприятия по устранению выявленных нарушений;
  • сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом руководителя, другого уполномоченного должностного лица или представителя лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка, их подписи или сведения об отказе от подписания акта;
  • сведения о согласии и(или) несогласии руководителя, другого уполномоченного должностного лица или представителя лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка, с результатами проверки или с отдельными действиями (бездействием) должностных лиц территориального органа Фонда, проводивших проверку;
  • подписи лиц, осуществлявших проверку.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Акт, как и другие неправомерные действия проверяющих, возможно обжаловать в судебном порядке.

О нарушениях, выявленных по результатам проверок

Существенные нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности, которые нередко выносятся на рассмотрение в судах, можно представить в таблице.

Вид нарушения Нарушенная норма Порядка
№ 624н
В листке нетрудоспособности имеются исправления, ошибки при написании Ф.И.О. пациента,
не указано место работы, оттиск печати выступает за специально отведенные поля
Пункт 56
Листок нетрудоспособности выдан гражданину при отсутствии у гражданина временной нетрудоспособности, нет подтверждающих записей в медицинской документации Пункт 26
Листок нетрудоспособности выдан единовременно на срок, превышающий 15 календарных дней,
и без решения врачебной комиссии
Пункты 11, 13
Листок нетрудоспособности был оформлен позже выписки гражданина из стационара без решения врачебной комиссии Пункт 19
Листок нетрудоспособности выдан за прошедшее время, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником Пункт 14
Листок нетрудоспособности продлен после даты регистрации документов об установлении инвалидности со степенью ограничения к трудовой деятельности Пункт 28
Листок нетрудоспособности продлен на срок более 24 календарных дней при направлении больного на долечивание в санаторно-курортное учреждение после стационарного лечения Пункт 31
Листок нетрудоспособности выдан медицинским работником по уходу за больным членом семьи старше 15 лет – при амбулаторном лечении на срок более 3 дней или по решению врачебной комиссии на срок более 7 дней Пункт 35
Листок нетрудоспособности выдан по уходу за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет на срок свыше
15 дней – при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении
Пункт 35

Возможно выделить негативные последствия как для застрахованного лица, так и для лечебного учреждения.

Для работника могут возникнуть негативные последствия в виде:

  • отказа в начислении пособия по нетрудоспособности;
  • снижения размера пособия по нетрудоспособности.

Основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:

1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;

3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

Возможна также административная ответственность. Если на основании поддельного листка нетрудоспособности вы получили пособие, то работодатель может потребовать вернуть эту сумму (ч. 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). В случае отказа возможно удержание этой суммы из вашей заработной платы, однако сумма удержания не может превышать 20% от суммы, причитающейся вам при каждой последующей выплате заработной платы. Остаток задолженности может быть взыскан в судебном порядке. Также могут быть взысканы иные убытки, понесенные работодателем (например, расходы на проведение экспертизы) (п. 4 ст. 10, ст. 15 ГК РФ).

Еще одним видом ответственности является уголовная. Согласно ч. 3 ст. 327 УК РФ за использование заведомо подложного документа работник наказывается штрафом в сумме до 80 000 руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев.

При этом в силу ч. 2 ст. 15 УК РФ данное преступление признается преступлением небольшой тяжести, так как максимальное наказание за него не превышает 3 лет лишения свободы. Значит, виновный освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло 2 года (ч. 1 ст. 78 УК РФ).

Мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении пособия путем использования заведомо подложного документа, в соответствии с нормами ст. 159.2 УК РФ предусматривает одно из следующих наказаний:

Кто проверяет обоснованность выдачи больничного листка

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ПОРЯДКА ВЫДАЧИ, ПРОДЛЕНИЯ

И ОФОРМЛЕНИЯ ЛИСТКОВ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

1. Проверка соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности осуществляется в отношении листков нетрудоспособности, выданных в форме документа на бумажном носителе, либо сформированных в форме электронного документа (далее — установленный Порядок) <1>, <2>.

<1> Часть 3.2 статьи 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2021, N 18, ст. 3070).

<2> Часть 6 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2021, N 18, ст. 3070).

2. Проверка соблюдения установленного Порядка (далее — проверка) осуществляется в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

3. Проверка осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — территориальные органы Фонда).

4. Проверка юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выдачу (формирование в отношении листков нетрудоспособности, сформированных в форме электронного документа, далее — формирование), продление и оформление листков нетрудоспособности на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании медицинской деятельности, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее — медицинские организации), проводится должностными лицами территориальных органов Фонда, уполномоченными на проведение проверки в соответствии с приказом руководителя территориального органа Фонда о проведении проверки.

Проверка медицинских организаций, осуществляющих выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности застрахованным гражданам, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, проводится уполномоченными на проведение проверки должностными лицами территориальных органов Фонда, имеющими допуск к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации <3>.

<3> Часть 6 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2021, N 18, ст. 3070).

5. При проведении проверки проверяется и оценивается:

соблюдение установленного Порядка;

ведение документов, подтверждающих выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности;

соблюдение медицинской организацией установленных сроков выдачи (формирования), продления и оформления листков нетрудоспособности;

соблюдение медицинской организацией порядка учета, хранения и распределения бланков листков нетрудоспособности <4>;

<4> Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 18/29 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2004 г., регистрационный N 5573) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 42/130 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 3 августа 2004 г., регистрационный N 5956) (далее — Приказ N 18/29).

6. Проводятся следующие виды проверок: плановые и внеплановые.

Проверки проводятся по месту оказания медицинской помощи медицинской организацией.

Продолжительность плановой и внеплановой проверки не должна превышать один месяц со дня начала проверки.

В случае если в ходе плановой или внеплановой проверки возникают обстоятельства, связанные с нарушением порядка выдачи (формирования), продления и оформления листков нетрудоспособности, требующие дополнительного рассмотрения, а также в случае непредставления должностным лицам территориального органа Фонда, уполномоченным на проведение проверки, необходимых документов руководителем, другим уполномоченным должностным лицом или представителем медицинской организации, в отношении которой проводится проверка, на основании мотивированного предложения должностных лиц территориального органа Фонда, уполномоченных на проведение проверки, руководителем территориального органа Фонда срок проведения проверки может быть продлен путем оформления приказа руководителя территориального органа Фонда о проведении проверки, но не более чем на один месяц.

В случае возникновения обстоятельств, влекущих необходимость приостановления контрольных мероприятий, включая решения федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обстоятельства непреодолимой силы <5>, решением руководителя территориального органа Фонда проверка приостанавливается.

<5> Часть 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301).

О приостановлении проверки медицинская организация уведомляется не позднее трех рабочих дней с даты оформления соответствующего приказа руководителя территориального органа Фонда. После прекращения обстоятельств, влекущих необходимость приостановления контрольных мероприятий, о возобновлении проверки медицинская организация уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до ее возобновления.

При проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, по обращению которого проводится внеплановая проверка, уведомляется не позднее чем за три рабочих дня о случаях приостановления и возобновления проверки медицинской организации с указанием обоснования приостановления и возобновления проверки.

7. Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом-графиком, утверждаемым приказом руководителя территориального органа Фонда, не чаще, чем один раз в год, но не реже, чем один раз в три года в отношении одной медицинской организации, включая ее структурные подразделения.

При плановой проверке в обязательном порядке проверяются все случаи первичной выдачи (формирования) листков нетрудоспособности гражданам за прошедшее время, случаи выдачи (формирования) листков нетрудоспособности гражданам единовременно продолжительностью более 15 календарных дней, случаи выдачи (формирования) листков нетрудоспособности при направлении граждан по решению врачебной комиссии медицинской организации на медико-социальную экспертизу и на лечение в санаторно-курортную организацию, случаи замены листков нетрудоспособности на дубликат либо замены документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей. Остальные случаи выдачи (формирования) листков нетрудоспособности гражданам проверяются путем случайной выборки.

При проведении плановых проверок медицинских организаций в целях осуществления контроля за организацией учета, хранения бланков листков нетрудоспособности в медицинских организациях, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности проверяются полнота ведения книг получения и распределения бланков листков нетрудоспособности в хронологическом порядке, книг испорченных, утерянных и похищенных бланков листков нетрудоспособности, наличие в медицинской организации испорченных бланков листков нетрудоспособности и актов об их уничтожении, а также актов об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности, срок хранения которых истек, сроки уничтожения испорченных бланков листков нетрудоспособности и корешков бланков листков нетрудоспособности по истечении срока их хранения <6>.

План-график проверок составляется сроком на один год, содержит перечень медицинских организаций, подлежащих проверке в данном году, включая их наименование, количество и место нахождения, с указанием даты начала и сроков проведения проверок и предмета проверок.

План-график проверок размещается в свободном доступе на официальном сайте территориального органа Фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за 30 дней до начала года.

8. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения граждан, в отношении которых были выданы (сформированы) листки нетрудоспособности, а также обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступающих страхователями по отношению к гражданам, которым были выданы (сформированы) или продлены листки нетрудоспособности, заявивших о действиях (бездействиях) медицинских работников (должностных лиц) медицинской организации, связанных с нарушением установленного Порядка.

При поступлении в территориальный орган Фонда обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, касающихся проверки выдачи (формирования), продления и оформления листков нетрудоспособности, внеплановая проверка медицинской организации назначается приказом руководителя территориального органа Фонда о проведении проверки.

При проверке наступления страхового случая <7> территориальным органом Фонда назначается проведение внеплановой проверки медицинской организации приказом руководителя территориального органа Фонда, с указанием обоснования проведения внеплановой проверки. В данном случае сроки проведения проверки не должны превышать 10 календарных дней.

<7> Пункт 2 части 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2021, N 18, ст. 3070).

В случае, если медицинская организация уже включена в ежегодный план-график проверок на основании обращения, поступившего от гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя, касающегося проверки выдачи (формирования), продления и оформления листков нетрудоспособности, в зависимости от объема проверяемых документов и продолжительности проверяемого периода, руководитель территориального органа Фонда вправе принять решение о проведении проверки фактов, изложенных в обращении гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя, в рамках предстоящей плановой проверки соответствующей медицинской организации.

О принятом руководителем территориального органа Фонда решении и сроках проведения проверки гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется не позднее 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения.

9. В приказе о проведении плановой и внеплановой проверки указываются:

наименование территориального органа Фонда;

номер и дата приказа;

вид проверки (плановая или внеплановая);

фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;

наименование медицинской организации, в отношении которой проводится проверка;

цели и предмет проверки;

правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, исполнение обязательных требований которых подлежит проверке;

основания для проведения проверки;

сроки проведения проверки.

10. Перед проведением проверки в адрес медицинской организации, осуществляющей выдачу (формирование), продление и оформление листков нетрудоспособности, территориальным органом Фонда направляется уведомление о проведении проверки: не позднее 3 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки и не менее чем за 24 часа до даты начала проведения внеплановой проверки.

11. В ходе проверки должностным лицам территориальных органов Фонда, уполномоченным на проведение проверки, должны быть представлены следующие документы:

книги получения, распределения бланков листков нетрудоспособности медицинской организацией, а также книги учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности, формы которых утверждены Приказом N 18/29;

корешки бланков листков нетрудоспособности;

медицинские карты амбулаторных больных по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» <8>, содержащие записи, подтверждающие временное освобождение гражданина от работы, а также выдачу (формирование), продление и оформление листков нетрудоспособности;

<8> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2004 г., регистрационный N 6188 с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г. N 36160).

истории болезни стационарных больных и другая медицинская документация, содержащие записи, подтверждающие временное освобождение гражданина от работы, а также выдачу (формирование), продление и оформление листков нетрудоспособности;

акты об уничтожении испорченных бланков листков нетрудоспособности, акты об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности, формы которых утверждены Приказом N 18/29, документы по работе с испорченными и невостребованными бланками листков нетрудоспособности;

книга регистрации листков нетрудоспособности;

протоколы заседания врачебной комиссии по случаям первичной выдачи (формирования) листков нетрудоспособности гражданам за прошедшее время, случаям выдачи (формирования) листков нетрудоспособности гражданам единовременно продолжительностью более 15 календарных дней, случаям продления листков нетрудоспособности свыше 15 календарных дней, замены листков нетрудоспособности на дубликат либо замены документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей, а также случаи выдачи (формирования) листков нетрудоспособности при направлении граждан по решению врачебной комиссии медицинской организации на медико-социальную экспертизу и на лечение в санаторно-курортную организацию;

приказы руководителя медицинской организации, регламентирующие вопросы организации проведения экспертизы временной нетрудоспособности, включая приказы о создании врачебной комиссии <9>;

<9> Пункт 5 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2012 г., регистрационный N 24516) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.12.2003 N 886н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 23 декабря 2013 г., регистрационный N 30714).

приказы руководителя медицинской организации о возложении отдельных функций лечащего врача на фельдшера <10>.

<10> Часть 2 статьи 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2021, N 18, ст. 3070).

По выявленным в ходе проверки фактам нарушений установленного Порядка, уполномоченное должностное лицо или представитель медицинской организации дополнительно предоставляет должностным лицам территориальных органов Фонда, проводящим проверку, копии документов, содержащие записи, подтверждающие указанные факты, заверенные печатью медицинской организации и подписью уполномоченного должностного лица медицинской организации.

12. Должностные лица территориальных органов Фонда, уполномоченные на проведение проверки, при проведении проверки обязаны:

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы медицинской организации, в отношении которой проводится проверка;

не препятствовать осуществлению полномочий медицинской организацией;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении удостоверения, копии приказа о проведении проверки, подтверждающего полномочия на проведение проверки, заверенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

представлять руководителю, другому уполномоченному должностному лицу или представителю медицинской организации информацию и документы, относящиеся к предмету проведения проверки, а также являющиеся основанием для проведения проверки;

не препятствовать руководителю, другому уполномоченному должностному лицу или представителю лица, осуществляющего выдачу (формирование) листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проведения проверки;

доводить до сведения руководителя, другого уполномоченного должностного лица или представителя лица, осуществляющего выдачу (формирование) листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка, информацию о результатах проверки;

соблюдать установленные сроки проведения проверки;

соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, ставших известными в ходе проведения проверки.

13. Руководитель, другое уполномоченное должностное лицо или представитель медицинской организации, в отношении которой проводится проверка, а также медицинские работники, выдавшие листки нетрудоспособности, при проведении проверки обязаны предоставить должностным лицам территориальных органов Фонда, уполномоченным на проведение проверки, документы, связанные с предметом проведения проверки. В случае невозможности предоставления указанных документов по уважительной причине сроки проверки переносятся на более позднее время.

Сроки проверки переносятся не более чем на месяц приказом руководителя территориального органа Фонда о проведении проверки на основании письма медицинской организации о невозможности предоставления документов, связанных с предметом проведения проверки. При этом в письме медицинской организации указывается обоснование причины непредоставления документов и сроки их предоставления уполномоченному на проверку должностному лицу Фонда.

По истечении месячного срока со дня получения территориальным органом Фонда письма медицинской организации о невозможности предоставления документов, связанных с предметом проведения проверки, в случае непредоставления документов уполномоченному на проверку должностному лицу Фонда, территориальный орган Фонда вправе на основании сведений, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда, составить акт с указанием информации о непредоставлении медицинской организацией документов, связанных с предметом проведения проверки (с указанием перечня документов, номеров конкретных листков нетрудоспособности при наличии информации).

14. Руководитель, другое уполномоченное должностное лицо или представитель медицинской организации, в отношении которой проводится проверка, а также медицинские работники, выдавшие листки нетрудоспособности, при проведении проверки вправе:

присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от должностных лиц территориального органа Фонда, уполномоченных на проведение проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проведения проверки, а также являющиеся основанием для проверки;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о согласии (несогласии) с ее результатами, а также с отдельными действиями должностных лиц территориального органа Фонда, уполномоченных на проведение проверки;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Фонда, уполномоченных на проведение проверки, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. По результатам проверки в течение 10 рабочих дней должностными лицами территориального органа Фонда, уполномоченными на проведение проверки, составляется акт о проведении плановой или внеплановой проверки (далее — акт) в 2 экземплярах.

В акте указываются:

дата, время и место составления акта проверки;

наименование территориального органа Фонда;

дата и номер приказа, на основании которого проведена проверка;

вид проверки: плановая или внеплановая;

фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;

наименование медицинской организации, в отношении которой проводилась проверка;

дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере (краткое содержание нарушения со ссылкой на нормативный правовой акт (с указанием реквизитов акта), о лицах, допустивших нарушения, о размере излишне выплаченного страхового обеспечения территориальным органом Фонда по каждому листку нетрудоспособности;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом руководителя, другого уполномоченного должностного лица или представителя медицинской организации, осуществляющего выдачу (формирование) листков нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка, их подписи или сведения об отказе от подписания акта;

сведения о согласии и (или) несогласии руководителя, другого уполномоченного должностного лица или представителя медицинской организации, осуществляющего выдачу (формирование) листков нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка, с результатами проверки или с отдельными действиями (бездействием) должностных лиц территориального органа Фонда, проводивших проверку;

подписи лиц, осуществлявших проверку.

Один экземпляр акта остается в территориальном органе Фонда, осуществлявшем проверку. Второй экземпляр акта вручается руководителю, другому уполномоченному должностному лицу или представителю лица, осуществляющего выдачу (формирование) листков нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка, под подпись, либо направляется через организацию федеральной почтовой связи с уведомлением о вручении и считается полученным по истечении 6 календарных дней со дня их направления письмом. Уведомление о вручении подлежит приобщению к первому экземпляру акта, который остается в деле о проведении проверки в территориальном органе Фонда.

К акту проверки должностными лицами территориальных органов Фонда, уполномоченных на проведение проверки, дополнительно прилагаются копии документов (записей), подтверждающих установление факта необоснованной выдачи (формирования), продления и оформления листков нетрудоспособности либо факта нарушения установленного Порядка.

Когда компании судятся из-за больничных и как выигрывают

Больничный лист — это основание для выплаты работникам пособий, а также для зачета расходов на их выдачу в счет уплаты страховых взносов. Именно поэтому при проверках ФСС РФ с особой тщательностью подходит к их изучению. И если находит ошибки в оформлении, то зачастую лишает компанию права на вычет. Мы собрали примеры свежей судебной практики, когда компаниям удалось отстоять свои права. Кроме того, вы узнаете, как повлиял больничный на исход дела при спорах работодателей с работниками.

Суды указали, какие ошибки в больничных листах несущественные

В ходе выездной проверки ФСС пришел к выводу, что ИП представил ненадлежаще оформленные листки нетрудоспособности работников, которым фонд выплатил больничные пособия. В связи с этим ФСС попросил возместить ему расходы на выплату страхового обеспечения указанным лицам.

Поскольку вернуть деньги ИП отказался, фонд обратился в суд, но три инстанции ему отказали (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.06.2020 № Ф01-10655/2020).

Суды установили, что основанием для признания выплат неправомерными стала недостоверность представленных компанией сведений. В частности, при подшивке больничных листов для архива часть сведений была повреждена. Также были обнаружены исправления в графе «освобождение от работы», а строка «место работы — наименование организации» вообще была не заполнена.

Однако при судебном разбирательстве подтвердилось, что работники действительно болели. Доказательства того, что больничные листы недостоверны, не были представлены. При этом недостатки в их оформлении не повлияли на сведения, необходимые для назначения выплат.

Должен ли ФСС возмещать декретные выплаты снятому с учета страхователю

Предпринимательница спустя полтора месяца после снятия с учета в ФСС обратилась в фонд за возмещением ранее выплаченных сотруднице соцпособий. Управление отказало со ссылкой на то, что не имеет с ней больше отношений, которые позволили бы произвести страховые выплаты. ИП обратилась в суд, где три судебные инстанции признали за ней право на возмещение.

Арбитры указали, что согласно закону о соцстраховании фонд по факту обращения страхователя за компенсацией проверяет, действительно ли спорные выплаты производились и был соблюден порядок. Указанные факты предпринимательница документально подтвердила, нарушений с ее стороны фонд не обнаружил. ИП продолжает вести бизнес, но без наемного персонала и регистрации в ФСС, что не отменяет ее права на возмещение.

Судьи отметили, что действующий механизм соцстрахования предполагает компенсацию фондом спорных расходов работодателя. Доводы чиновников арбитры оценили как несостоятельные.

Ежедневное сокращение работы на 2 часа не лишает декретницу пособия

Находясь в отпуске после рождения ребенка, женщина продолжала свою работу на предприятии по графику неполного рабочего дня. Ее трудовое время составляло шесть часов вместо положенных восьми.

По результатам проверки ФСС не принял к зачету расходы организации на выплату пособия этой работнице. По мнению фонда, ежедневное уменьшение режима труда на 2 часа с пропорциональной оплатой является незначительным. Такой график работы не позволяет осуществлять уход за ребенком. Суды двух инстанций с этим решением согласились, пояснив, что в данном случае пособие представляет собой не компенсацию утраченной зарплаты, а является мерой материального стимулирования сотрудника.

Однако вышестоящий суд с подобной позицией не согласился. Судья разъяснил, что закон не определяет минимальное количество часов, на которое можно уменьшить рабочий день сотрудника в декрете. Также не предусматривается случаев, когда размер пособия можно пересчитать в зависимости от длительности рабочих часов.

Кроме того, ФСС не доказал, что утрата части зарплаты при сокращенном рабочем времени настолько минимальна, что пособие стало не компенсацией, а дополнительным материальным стимулированием.

Верховный Суд оставил указанное решение в силе (Определение от 12.02.2020 № 307-ЭС19-27208).

Отметим, что 7-часовую ежедневную работу суды признали основанием, исключающим получение пособия. В этих случаях деньги, выплачиваемые в период ухода за ребенком, социальной направленности не имеют.

Больничный без осмотра не препятствует зачету страховых взносов

Фонд провел выездную проверку страхователя, по результатам которой составил акт о выявлении нарушения. Выяснилось, что компания выплатила сотруднику больничное пособие на основании листка нетрудоспособности, выданного без осмотра. Работодатель обратился в суд. Он заявил, что больничный подписан председателем врачебной комиссии. Кроме того, фонд не оспаривал факт болезни работника.

Суд признал, что у соцстраха не было оснований для отказа в зачете суммы пособия в счет уплаты страховых взносов. Сославшись на Постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 № 10605/12, арбитры указали, что факт выдачи листков нетрудоспособности с нарушением не является основанием для отказа в принятии к зачету расходов на выплату пособий.

Кроме того, закон № 255-ФЗ дает право ФСС предъявлять иски к медучреждениям за необоснованно выданные или неверно заполненные больничные. Аналогичные полномочия на страхователей не распространяются.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.08.2019 № Ф05-12740/2019

Ошибка в дате больничного — не повод отказывать в зачете пособия

Работница взяла больничный по беременности и родам. В добавок к основному листку нетрудоспособности ей выдали второй, на дополнительные дни отпуска из-за осложнений при родах. Однако дату на больничном поставили не ту, что должна была быть, а на день позже.

ФСС РФ, обнаружив это нарушение, к зачету расходы фирмы не принял. Тем не менее, подчеркивают суды, не всякое нарушение в порядке выдачи больничных свидетельствует о том, что совершенные выплаты незаконны.

Суды выяснили, что фонд не оспаривает сам факт наступления страхового случая и не заявляет, что нет доказательств недостоверности больничного. Следовательно, сделали вывод судьи, если страховой случай наступил, а средства были потрачены целевым образом, то в этой ситуации ошибка в больничном не может являться основанием для отказа в выплате пособий застрахованным лицам.

Следовательно, резюмировали суды, соцстрах неправомерно не принял к зачету выплаченные фирмой пособия.

Представители ФСС РФ не согласились с таким решением и подали кассационную жалобу, однако окружной арбитраж отказал в ее удовлетворении.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.02.2019 № А19-11796/2018

Больничный надо оплатить даже спустя три месяца после увольнения

Сотрудник 22.05.2017 уволился из компании по собственному желанию.

В период с 30.05.2017 по 29.06.2017 ему были открыты листы нетрудоспособности

Он 11.08.2017 предъявил эти листы компании для оплаты, но она их не оплатила.

Тогда выздоровевший бывший сотрудник написал жалобу в трудовую инспекцию. Из нее пришли с проверкой и установили, что по состоянию на ноябрь 2017 года больничные все еще не оплачены, что является нарушением ст. 183 ТК РФ и ст. 15 закона № 255-ФЗ.

Из данных норм следует, что оплачивать больничные работодатель должен не только в период работы сотрудников, но и в течение 30 календарных дней со дня их увольнения.

Пособие назначается в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением, к которому прилагаются листки о неспособности временно трудиться. Выплачивается данное пособие на следующий день после назначения.

В связи с этим инспекторы назначили штраф по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в размере 30 тыс. рублей.

Попытка организации оспорить санкции успеха ни в одной инстанции не имела.

Постановление Верховного Суда РФ от 18.01.2019 № 30-АД18-1

Когда больничный лист увольнению не помеха

Уборщица театра эстрады, работавшая по срочному трудовому договору, была уволена в связи с окончанием срока его действия. Увольнение пришлось на период ее нахождения на больничном, поэтому женщина решила оспорить его в суде.

Увы, и первая и вторая инстанции признали увольнение законным.

Дело в том, что срочный трудовой договор позволяет расставаться с сотрудниками даже в период болезни, поскольку срок трудовых отношений оговаривается заранее и увольнение является объективным условием договора, а не волей работодателя.

Требование женщины признать срочный трудовой договор заключенным на неопределенный срок также не увенчалось успехом. Гражданка утверждала, что заявление о приеме на работу на условиях срочного договора она писала задним числом и по принуждению. Однако срок для обращения в суд по этому поводу ею был пропущен. И хотя нарушение своих прав она осознавала в момент подписания документа, иск в суд подала почти год спустя.

Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2018 № 33-54921/2018

Компания вправе оплатить за свой счет не три, а два дня больничного

Общество обратилось в суд с требованием отмены решения ФСС РФ об отказе принятия к зачету пособий по листкам временной нетрудоспособности.

По мнению фонда, страхователь произвел неверный расчет количества дней нетрудоспособности, возмещаемого за счет средств работодателя.

Дело в том, что вместо трех первых дней заболевания бухгалтерия оплатила два. Причина — работники занемогли уже после рабочей смены и в этот же вечер оформили больничные листы. Как полагал ФСС РФ, расчет 3-трехдневного срока нужно было начинать со следующего после даты выдачи документа дня. Но за этот день работникам уже начислена зарплата.

Суды трех инстанций посчитали претензии соцстраха неправомерными. Период нетрудоспособности начинается с даты выдачи больничного листа. С этой же даты считаются три дня, оплачиваемых работодателем. Поскольку сотрудники до получения больничных отработали, значит, им выдали за этот день зарплату. А выплата и зарплаты, и пособия за один и тот же день приводит к двойной нагрузке на страхователя. Поэтому суды разрешили работодателю за первый день перечислить сотрудникам только оплату труда, а за следующие два — пособие.

Требование общества было удовлетворено. В схожих ситуациях у работодателей есть шанс добиться справедливости.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.08.2018 № Ф09-5560/18

Больничный лист с ошибками — не повод отказывать в его оплате

ВС РФ встал на сторону компании в споре с соцстрахом. Ведомство не хотело зачитывать в счет уплаты взносов суммы пособий по больничным из-за следующих ошибок в листках нетрудоспособности:

  • в графе «Подпись руководителя бюро СМЭ» подпись руководителя отсутствует, нет оттиска печати учреждения рядом с подписью руководителя;
  • листок нетрудоспособности не был продлен за прошедшее время по решению врачебной комиссии, когда гражданин был освидетельствован медицинским работником (в графе «Освобождение от работы» разорван период нетрудоспособности — должна быть подпись председателя врачебной комиссии);
  • дата выдачи листка нетрудоспособности не соответствует дате освобождения от работы;
  • выдача листка нетрудоспособности не соответствует дню выписки из стационара;
  • листок нетрудоспособности выдан за прошедший период без врачебного освидетельствования (не в день обращения, следовательно, необходима подпись председателя врачебной комиссии);
  • больничный лист продлен свыше 15 дней без разрешения врачебной комиссии;
  • и другие.

Указанные обстоятельства, по мнению ФСС РФ, исключают возможность принятия к зачету сумм, выплаченных в качестве пособия по временной нетрудоспособности на основании данных листков нетрудоспособности.

Однако суд с таким подходом не согласился. Он указал: наличие неверно оформленных больничных поводом для непринятия к зачету выплаченных работникам пособий не является.

Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2018 № 306-КГ17-22369

Отметим, что судьи давно придерживаются аналогичной позиции (определения ВС РФ от 07.04.2017 № 310-КГ17-4016, от 14.12.2015 № 304-КГ15-16507, от 17.07.2015 № 306-КГ15-7487).

Ответственность за ошибки в больничном несет тот, кто их допустил

Переложить вину с медиков на компанию, в которой работает заболевший сотрудник, ФСС РФ не вправе. Такие выводы следуют из материалов дела, рассмотренных судом.

Фонд отказал в зачете трат на выдачу пособия по больничному листку, неправильно заполненному медучреждением (не совпадали даты выдачи листа и выписки из больницы).

При этом контролеры не сомневались в том, что работник действительно болел.

В такой ситуации суды не видят причин для отмены зачета. Ведь недостатки в документе — это ошибки медицинских специалистов, которые можно устранить, предъявив иск к медорганизации. Фемида напомнила о том, что п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном соцстраховании» наделяет соцстрах правом взыскания сумм расходов на страховое обеспечение по ошибочно заполненным больничным непосредственно с медицинских учреждений. А вот у организации такая возможность законом не предусмотрена.

Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2018 № 306-КГ18-3498

Утеря больничных листов не мешает зачесть расходы на выплату пособий

Соцстрах отказал компании в зачете расходов на выплату пособий в счет уплаты страховых взносов. Основание — отсутствие 10 больничных листов. Компания не согласилась с решением фонда и обратилась в суд, который в итоге встал на ее сторону. Дело в том, что ФСС РФ не оспаривал факт нахождения сотрудников на больничном, ибо компания предоставила ответы медучреждений, которые содержали:

  • сведения о выданных листках нетрудоспособности;
  • Ф.И.О. лиц, которым были оформлены больничные листы;
  • периоды болезни.

Кроме того, больницы представили компании копии корешков утерянных больничных листов. Эти документы компания предъявила сотрудникам фонда в рамках проверки. Помимо этого, ФСС РФ мог ознакомиться с кадровыми и бухгалтерскими документами (приказами о приеме на работу, расчетной ведомостью, расчетными листками, расчетами соцпособий, документами, подтверждающими выдачу пособий сотрудникам).

Суд согласился с организацией: факт непредставления больничных листов в связи с их утерей не является основанием для отказа в зачете расходов на выплату пособий.

Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2018 № 307-КГ18-14530

Отметим, что это не первое решение по аналогичному спору, когда выиграла компания (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.09.2016 № Ф05-12899/2016). Однако соцстрах считает, что только подлинники больничных могут подтвердить право на зачет расходов на выплату пособий (письмо ФСС РФ от 17.07.2013 № 15-03-11/12-7761).

Больничный оплачивается целиком даже при неполном рабочем дне

Компания поспорила с ФСС РФ по вопросу о том, как нужно оплачивать больничный сотруднику, который работает неполный день. По мнению компании — точно так же, как и тем, кто трудится весь день.

Однако ФСС РФ считает, что расчет пособий по временной нетрудоспособности работникам, которые трудятся на условиях неполного рабочего дня, нужно делать с учетом продолжительности рабочего времени.

Суд признал позицию ФСС РФ неправомерной. Таким работникам средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и сотрудникам, работающим полный рабочий день.

Определение Верховного Суда РФ от 06.08.2018 № 301-КГ18-11547

Однажды это уже было подтверждено в судебной практике (Определение ВС РФ от 27.07.2015 № 309-КГ15-4727).

Работника могут уволить, даже если он пребывает на больничном

В суд обратилась дама, которую, по ее мнению, незаконно уволили. Дело в том, что приказ об увольнении по собственному желанию, который был выставлен на основании соответствующего заявления, датируется днем, когда бывшая сотрудница пребывала на больничном по уходу за ребенком. Как утверждает истица, увольнение в этот период запрещено трудовым законодательством, поэтому она требует от бывшего работодателя недополученный заработок, пособие по временной нетрудоспособности и компенсацию морального время.

Суд первой инстанции поддержал женщину, согласившись с ее доводом о том, что увольнение произошло в период временной нетрудоспособности. В связи с этим в соответствии с ч. 7 ст. 394 ТК РФ изменил дату прекращения трудового договора на день выхода истицы с больничного.

Однако апелляция не разделила позицию коллег. Дело в том, что кодекс запрещает увольнять болеющих работников только по инициативе работодателя. При этом больничный — не помеха для увольнения по собственному желанию.

Таким образом, суд признал расторжение трудового договора в данном случае законным. Однако обязал работодателя заплатить бывшей сотруднице пособие по временной нетрудоспособности, поскольку этого требует ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Данный нормативный акт обязывает работодателя оплачивать больничный работнику, если тот занемог в течение 30 дней после увольнения.

Апелляционное определение Саратовского областного суда от 16.08.2018 № 33-5745/2018

Обратите внимание: во время больничного могут уволить не только по собственному желанию. Так, судьи считают, что расставанию с работодателем по соглашению сторон больничный лист не помешает (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.06.2018 № 33-19765/2018). Кроме того, если срочный трудовой договор завершается в период болезни сотрудника, это не является поводом оставлять его на работе (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.03.2016 № 33-10085/2016).

Непредставление листка нетрудоспособности может закончиться увольнением за прогул

Бывшая сотрудница, уволенная за прогулы, обратилась в суд за восстановлением на работе. В дни отсутствия на рабочем месте, когда трудовой договор с ней был расторгнут, дама была на больничном. Но сообщать о временной нетрудоспособности начальству работница не торопилась.

Пока представители компании писали запросы о даче объяснений и рассылали телеграммы, которые работница получала лично, она хранила молчание. Лишь спустя месяц после открытия больничного, для того чтобы не остаться без пособия, специалист направила листок работодателю.

Однако к этому моменту уже были подписаны приказы о привлечении ее к дисциплинарной ответственности и увольнении.

За дни нетрудоспособности работнице объявили выговор и припомнили, что без уважительных причин она пропускает работу не в первый раз. За полгода до больничного молчунья также не пожелала объяснять отсутствие на работе, притом что такая обязанность предусмотрена для всех работников предприятия правилами внутреннего трудового распорядка.

Эти прогулы и послужили основанием для прекращения отношений с сотрудницей.

Суд не принял доводы о нахождении истицы на больничном, а ее сокрытие уважительных причин невыхода на рабочее место расценил как злоупотребление правом.

На момент издания спорных приказов работодатель ничего не знал о листках нетрудоспособности, и не по своей вине. Поэтому, по мнению суда, негативные последствия на него возлагаться не должны. Приказ об увольнении остался в силе.

Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2017 № 33-46159/2017

В похожем деле суд подтвердил, что сотрудница законно привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за не вовремя принесенный больничный (Апелляционное определение Пензенского областного суда от 06.02.2018 № 33-400/2018). Несмотря на то что обязанность предоставлять больничные листки и их копии не была установлена в трудовом договоре и должностной инструкции, во внутренних правилах она все же была прописана. Девушка ссылалась на норму, по которой больничный лист можно отдать работодателю спустя полгода после восстановления трудоспособности, но суд все же признал ее виновной. По мнению Фемиды, работница нарушила внутренние акты работодателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *