Управление товарными запасами в розничном магазине: анализ показателя, формулы расчета, основные способы
— Белый хлеб есть?
— Нет.
— А молоко топленое?
— К сожалению, только что закончилось.
— Да что у вас за магазин такой, что ни придешь к вам, вечно ничего нет.
Именно так розничные магазины теряют немалую часть покупателей. Чтобы этого не случилось, надо правильно управлять товарными запасами, тогда все позиции будут в наличии. С другой стороны, нужно избежать излишнего затоваривания склада, не тратясь на его обслуживание. В общем, следует найти золотую середину. О том, как это сделать — наша новая статья.
Немного терминов и определений
Товарный запас
В учебниках по торговле и экономике есть несколько определений товарного запаса. Все они сводятся к следующему:
Товарный запас — это количество продукции, находящейся в собственности розничного магазина и предназначенной для реализации. Сюда же входят и всевозможные расходные материалы, комплектующие, запасные части в предприятиях сферы услуг. Трубы и фитинги у сантехника, косметика в салоне красоты — все это же товарные запасы.
Товарные запасы делятся на:
- сезонные. Мало касается розничных магазинов, здесь такими временными категориями почти не оперируют. Зимний запас угля в котельной, запас кормов для скота в сельскохозяйственных производствах — типичные примеры сезонных товарных запасов;
- текущие товарные запасы. Вот это как раз про розницу. Нужны для ежедневного обеспечения потребностей магазина в продукции;
- страховые товарные запасы. Ну тут все понятно, они нужны на случай, если что-то внезапно закончилось.
Товарный запас измеряется несколькими способами: в натуральном или денежном выражении, а также в днях. 100 коробок апельсинового сока — это измерение в натуральном выражении. 100 тысяч рублей в товарообороте — измерение в деньгах. Продукции хватит на 4 дня продаж — выражение товарного запаса в днях.
Обычно при расчетах используют величину среднего товарного запаса за период времени: неделю, месяц, квартал и так далее. Средний товарный запас рассчитывается по несложной формуле:
ТЗср = (ТЗ1 + ТЗ2 + ТЗ3… + ТЗN) / количество дней в периоде
- ТЗср — средний товарный запас;
- ТЗ1-ТЗN — величина товарных запасов каждый день рассматриваемого периода.
Считать по этой формуле можно как в деньгах, так и в натуральном выражении: штуках, упаковках, килограммах и так далее.
Система управления товарными запасами
Коэффициент оборачиваемости товара
Один из ключевых показателей в торговле. Коэффициент оборачиваемости товара показывает, за сколько продукция проходит один оборот цикла “товар-деньги-товар”. Считается по формуле:
КО = выручка / средний товарный запас
Это общий показатель оборачиваемости. Сам по себе он ничего не значит и используется в расчет коэффициента оборачиваемости в днях. Формула расчета такая:
оборачиваемость в днях = количество дней в периоде / коэффициент оборачиваемости
Полученная цифра показывает уже прикладные вещи:
- за сколько дней продукция проходит цикл “товар-деньги-товар”;
- в течение какого времени товар превращается в деньги. Ну или через какое время средства, вложенные в продукцию, вернутся на баланс магазина;
- на сколько дней вам хватит текущего товарного запаса.
Требования к товарному запасу
Теперь отвлечемся от формул и порассуждаем. Итак, у нас есть магазин с полками и витринами и склад. Здесь лежит какое-то количество товара, которого хватит на определенное время. Главная задача сделать так, чтобы продукция не успевала заканчиваться до прихода новых партий. Можно пойти несколькими путями:
- арендовать огромный склад, забить его товарами под завязку и не думать о поставках ближайшие несколько месяцев, если конечно, позволяют сроки годности. Все бы хорошо, если бы не один нюанс: за склады надо платить аренду, нанимать персонал, поддерживать температурный режим и прочее. Обслуживание товара съест немало денег, увеличив его себестоимость, а значит и розничную цену;
- вообще не содержать никаких складов, а просто заказывать продукцию по мере того, как она будет заканчиваться. Здесь тоже есть существенный недостаток: любой сбой в поставках приведет к тому, с чего мы начали эту статью. Товар разберут, а новый привезти не успеют;
- найти золотую середину между первым и вторым путями. Иметь минимальный склад с текущими и страховыми товарными запасами, а по мере выхода продукции заказывать ее у поставщиков. Сорвалась партия — спокойно реализуем товарную подушку, не просаживая ассортимент.
Итак, главное: товарный запас должен покрывать потребности розничного магазина в продукции, а затраты на обслуживание и хранение при этом должны быть минимальными.
Схема формирования заказов по потребностям
Как определить, сколько товара надо хранить на складе
Методов расчета товарного запаса довольно много, от простых до продвинутых. Для розницы, особенно если магазин находится в стадии открытия или недавно запущен, подойдет самый простой — опытно-статистический. Он основан на анализе оборачиваемости, продаж, сроков хранения и тому подобное. Что-то рассчитать эмпирически возможно, но есть риск попасть пальцем в небо. Все дело в том, что в уравнении всегда будет плавающая величина — количество продаж. Никто навскидку не скажет, как будет продаваться та или иная позиция.
Для расчета берем во внимание такие критерии, как:
- объем продаж за единицу времени: день, неделю или месяц;
- наличие, размер и оснащенность складских помещений;
- работа поставщиков. Одно дело, если товар поставляют по щелчку пальца: сегодня заказал — завтра привезли. И совсем другое, когда поставки делаются, например, 2 раза в неделю: по вторникам и четвергам. Не успел заказать в понедельник — останешься без товара почти на всю неделю;
- возможные всплески и падения продаж. Например, бары и магазины разливных напитков делают основную выручку в пятницу и субботу. Именно на эти периоды нужно заказывать основные партии товара и забивать склады. А на неделе можно обойтись и минимумом;
- сроки годности товаров. Понятно, что оборачиваемость должна быть меньше сроков годности. Если коэффициент оборачиваемости молока равен 3 дням, размер партии определяется исходя их этого срока, иначе товар просто испортится.
На практике делается так: все показатели изучаются и анализируются, после чего формируется некая красная линия, ниже которой опускать товарный запас нельзя. Если магазин только открылся, составляется план продаж, а на его основе определяется товарный запас. А дальше корректируем показатели в зависимости от того, что и как продается.
Минимальная величина товарного запаса называется неснижаемым остатком. Как только показатель приближается к этому значению, нужно сразу делать заявку поставщику. При этом нужно учитывать и сроки поставки, чтобы сделать это заранее. Если товар везут неделю, успеете все распродать и остаться без продукции. В этом случае неснижаемого остатка должно хватать приблизительно на 10 дней, чтобы компенсировать возможные задержки поставки и оставить себе время для маневра.
Неснижаемый остаток рассчитывается для каждой позиции в отдельности. У продукции различное время хранения и реализации, разные сроки поставок, продаются они тоже по-разному. Что-то уходит за несколько часов (хлебобулочные изделия, молочка, полуфабрикаты), в то время как другие позиции стоят на витрине месяцами (деликатесы, элитный алкоголь).
Элементы системы управления товарными запасами
А теперь представьте: даже в небольшом розничном магазине сотни наименований товара. Уследить за всем нереально: нужен системный подход. Об этом — следующая часть статьи.
Методы управление товарными запасами
Прежде чем переходить к способам управление запасами товара, подведем небольшой итог из предыдущих частей статьи. Итак, нам известна величина товарного запаса и неснижаемого остатка, которые нужно поддерживать на складах, делая своевременные заявки поставщику. Для этого есть несколько подходов.
Ручное управление
Ну как ручное: ручка, блокнот или пара журналов вам все равно понадобятся. Суть в следующем: вы ежедневно проверяете товарные запасы на предмет неснижаемого остатка и, в случае чего, заказываете товар у поставщика. Несмотря на свою примитивность, подход с успехом можно применять в магазинах и торговых точках с небольшой товарной номенклатурой — не более десятка позиций. Никакой автоматизации тут не нужно, это все равно, что палить по воробьям из крупнокалиберной пушки.
Вести такой учет можно как удобно: в тетрадке, вордовском файле, писать заметки на смартфоне или скачать на него простенькое приложение для товароучета. Главное держать ситуацию под контролем и вовремя делать заявки снабженцам.
Товароучет в Excel
Это уже начальная ступень автоматизации товароучета. Здесь данные заносятся не в тетрадь или журнал, а в экселевский документ. Удобно тем, что программа самостоятельно рассчитывает показатели при изменении исходных данных. По крайней мере от математики вы будете избавлены. Изменили количество нескольких позиций в соответствующей ячейке таблицы — система автоматически рассчитала стоимость товарного запаса в денежном эквиваленте.
Для того, чтобы вести товароучет в Excel, понадобится скачать один из специальных шаблонов, предметно заточенных под эти цели. Есть платные и бесплатные инструменты с различным функционалом. При всех плюсах, учет в таблицах эксель не решает главной задачи — автоматизации управления товарными запасами. Контролировать процесс придется вручную, а значит, неизбежны ошибки и неточности. Поэтому есть самый совершенный на данный момент инструмент управления — товароучетные программы.
Пример ведения учета в Excel-таблицах
Управление товарными запасами при помощи программ складского учета
Здесь все делается в автоматическом режиме при минимальном участии человека. Вы просто задаете величину неснижаемого остатка, при достижении которого программа сама делает заявки поставщикам. Риск остаться без товара в разгар продаж исключается полностью. Как это работает: товароучетка интегрируется с онлайн-кассами и каждый проданный товар моментально списывается с остатков. При достижении неснижаемого порога программа формирует и отправляет заявку снабженцам, а товар привозят на склад. Персонал при этом не задействован вовсе.
Для этих целей подойдет система товарного и складского учета “ЕКАМ”. Функционал программы не ограничивается контролем товарных запасов — она умеет гораздо больше:
- встроенная CRM-система позволяет контролировать работу сотрудников и выявлять наиболее эффективных;
- программа лояльности дает возможность управлять скидками, акциями и спецпредложениями;
- все документы автоматически формируются и сохраняются в облаке. При необходимости их можно распечатать, поставить подписи и печати (если заверить электронной подписью, то и распечатывать не нужно) и отправить адресату;
- доступ к программе возможен из любой точки мира, где есть интернет. Войти в личный кабинет можно с компьютера или смартфона с установленным на него мобильным приложением.
Выбирайте удобный способ управления бизнесом и складскими запасами: ручной или автоматизированный, при помощи товароучетных программ. Главное — не пускать дело на самотек, чтобы избежать перебоев в продажах. Успехов в бизнесе!
Читайте также
- Онлайн-касса для интернет-магазинов
- Онлайн-касса для Шоурума и ПВЗ
- Онлайн-касса для курьеров и выездной торговли
- Автоматизация кафе, кофеен и ресторанов быстрого питания
- Онлайн-касса для страховых агентов
- Онлайн-касса для такси и таксопарков
- Контакты
- Доставка и оплата оборудования
- Конфиденциальность данных
- Лицензионный договор
- Условия возврата и приемки оборудования
- Наши партнеры
- Поддержка
- Блог о торговле
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Инсейлс» – Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП 771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее — «Инсейлс»), с одной стороны, и
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс — contact@ekam.ru.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222
Методы управления товарными запасами в торговле (нюансы)
Любое предприятие торговли закупает товары для последующей реализации с целью получения прибыли.Чтобы удовлетворить спрос покупателей и организовать бесперебойную торговлю, необходимо иметь достаточное количество товаров в запасе, а значит, следует организовать оепартивное управление запасами, их рациональное приобретение и хранение.
Товарные запасы (ТЗ) — это определенное количество ТМЦ, находящихся в собственности торговой организации и предназначенных для последующей реализации.
Выделяют несколько видов ТЗ:
- В зависимости от их назначения:
- сезонные (необходимы для бесперебойной работы в зависимости от сезона и изменяющегося в связи с этим покупательского спроса);
- текущие (обеспечивают ежедневный товарооборот);
- страховые (запасы товаров, предназначенные для обеспечения торговой деятельности при возникновении непредвиденных обстоятельств).
- По местонахождению:
- ТЗ в производстве;
- ТЗ в пути;
- ТЗ на торговых предприятиях.
- По срокам:
- на начало периода;
- отчетные (на определенную дату);
- на конец периода.
- По единицам измерения:
- относительные (измеряются в днях товарооборота);
- абсолютные (в натуральном и стоимостном выражении).
Недостаток ТЗ на складах может привести к дефициту товаров, а следовательно, к недополучению прибыли, а излишнее количество — к увеличению неоплаченной кредиторки по их поставкам, товарным потерям, росту издержек на хранение и, как следствие, снижению оборачиваемости и рентабельности. То есть торговые фирмы остро нуждаются в организации эффективного управления ТЗ.
Проверьте, правильно ли вы учитываете товары, в оптовой и розничной торговле, с помощью разъяснений от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.
Процесс управления товарными запасами в торговых организациях
Комплекс мероприятий по управлению товарными запасами в торговле нацелен на формирование и обеспечение оптимального объема и многообразия ТЗ, бесперебойного наполнения торговых точек товарами в достаточном количестве и ассортименте.
Основной задачей коммерческого аппарата компании, управляющего ТЗ, является отсутствие перебоев в товароснабжении и недопущение затоваривания складов. При этом следует ускорять оборачиваемость ТЗ и по возможности сокращать затраты на их хранение и приобретение.
Выделяют следующие методы управления товарными запасами:
Основной метод управления ТЗ— их нормирование. Нормирование подразумевает установление оптимального размера (норматива) ТЗ.
Норма ТЗ — такое количество товаров, которое обеспечит их бесперебойное предложение покупателям при минимуме расходов.
На каждую позицию номенклатуры или товарной группы устанавливается определенное значение неснижаемого остатка, который позволит осуществлять торговлю при возникновении непредвиденных факторов, например при увеличении спроса на данный вид товара, несвоевременной новой поставке и т. д.
Для определения нормы в расчет берутся частота привоза, величина разовой поставки ТЗ, объем дневной реализации и другие факторы в зависимости от выбранного метода нормирования. Рассмотрим возможные способы нормирования более подробно:
- Опытно-статистический метод основан на анализе динамики оборачиваемости ТЗ. В данном случае проводится исследование состава ТЗ, степень обеспеченности оборота, состояние ТЗ и т. п.
- Метод экспертных оценок заключается в субъективном понимании перспектив развития компании экспертом-специалистом. Используется при разделении нормативов между оптом и розницей, для определения нормы соответствия ТЗ спросу и т. п.
- Метод пропорционального отклонения основывается на принципе, что отклонение фактического ТЗ от среднего за период (месяц) должно быть в 2 раза меньше, чем отклонение объема фактической реализации за месяц от среднемесячного товарооборота.
- Метод технико-экономических расчетов заключается в подсчете нормы по отдельным товарным группам и элементам ТЗ, которые рассматриваются как отдельные составные части общей схемы движения ТЗ.
Чтобы подсчитать, на какой период торговли хватит определенного вида товара, необходимо разделить его остаток на дневной товарооборот:
- Если в результате выяснится, что товара недостаточно до следующей поставки, отделу снабжения следует принять меры по ускорению завоза, проконтролировать выполнение договорных обязательств поставщиками.
- Если же товара много, прежде всего, нужно определить причины образования излишков (некорректное определение потребности в товарах, высокие цены, низкое качество и т. п.), а затем принять меры по стимулированию продаж этого вида товара путем проведения акций, выставок, ярмарок и т. п., усиленной рекламы товара, маневрировать товаром внутри фирмы между складами и торговыми точками, региональными дилерами или же вернуть товар поставщику.
Для выявления периода, за который запасы могут быть реализованы, необходимо подсчитать коэффициент их оборачиваемости.
Оперативный учет ТЗ позволяет вовремя принять маркетинговые решения в отношении каждого вида товаров. Для учета товародвижения в торговых организациях традиционно используются карточки количественно-суммового учета по форме ТОРГ-28.
ВАЖНО! Напомним, что компании вправе использовать бланки документов, разработанные самостоятельно (п. 4 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Однако ручное ведение учета возможно только на предприятиях с небольшой номенклатурой товаров. На складах, где оборачиваются сотни тысяч наименований продукции, сложно наладить учет и контроль за каждой ассортиментной позицией ручным способом, в связи с чем все больше торговых компаний прибегают к автоматизированным методам учета.
Использование современных программ и технологий позволяет своевременно обеспечивать коммерческих работников достоверными сведениями об отклонениях ТЗ от установленных норм по видам и группам товаров. На основании полученной информации проводится оптимизация и регулирование ТЗ, т. е. принимаются контролирующие коммерческие решения по их нормализации.
Контроль за состоянием ТЗ осуществляется с использованием таких систем, как:
- Красная линия. Данный метод описан выше и предполагает установление красной линии (нормы), при достижении которой автоматически формируется новый заказ поставщику.
- 2-секторный метод. Основан на установлении рабочего и резервного сектора. Когда ТЗ рабочего сектора истрачены, он пополняется за счет резервного и программа автоматически формирует новый заказ поставщику.
Регулирование ТЗ предполагает поддержание товарных остатков в пределах установленных норм путем приведения коммерческих решений в действие. Например, с помощью маневрирования остатками между магазинами или складами при выявлении излишков по одной группе товаров в одном месте и недостатка по той же группе в другом.
С 2021 года все предприятия обязаны учитывать товары по новым правилам. Утвержден федеральный стандарт бухучета ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он заменил ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по бухучету МПЗ и специнструментов. Применять его нужно с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Подробнее о том, что изменилось, читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Особенности управления запасами в магазине (на предприятии розничной торговли)
Управление ТЗ в розничном магазине предполагает возможность выбора формы товароснабжения — транзитной или складской, которая определяется исходя из конкретных условий:
- местоположения поставщика и розничной точки;
- экономической целесообразности;
- специфики товара и т. д.
Транзитная форма (магазин получает ТЗ напрямую от поставщиков) позволяет довести издержки на хранение товаров и потери от перебоев в поставках к минимуму. Однако в случае возникновения непредвиденных ситуаций такой подход может привести к недостатку текущих товаров.
Складская (магазин получает ТЗ со склада) больше характерна для торговых сетей, где наполнение товаром каждой точки нормируется и регулируется на более высоком руководящем уровне. При складском методе удобнее создавать и регулировать страховой товарный запас. Однако при этом увеличиваются издержки, связанные с содержанием склада и доставкой товаров в магазины.
В розничной торговле используются все те же вышеописанные методы: нормирование, учет, контроль и регулирование, где нормирование также занимает ключевую позицию. Грамотное управление ТЗ в рознице является основным инструментом построения ассортиментной политики компании.
Ассортимент —перечень товаров, объединенных определенными характеристиками.
Ответственным сотрудникам розничных предприятий следует разработать ассортиментные перечни товаров, включающие в себя те товары, которые всегда должны быть в продаже. Наличие таких перечней обеспечит полноту и стабильность ассортимента и позволит удовлетворить покупательский спрос в полной мере. Полнота ассортимента — возможность предоставления покупателю большого выбора товаров, а стабильность— обеспечение постоянного наличия товаров в продаже.
При построении ассортиментного перечня следует учитывать соотношение отдельных групп товаров в зависимости:
- от размера торговой площади;
- объема товарооборота;
- условий товароснабжения;
- тех.оснащенности магазина;
- местоположения торговой точки по отношению к конкурирующим магазинам и пр.
При этом универсальные магазины предлагают более широкий ассортимент по сравнению со специализированными. Однако для специализированных характерно большее количество разновидностей определенной группы товаров, а следовательно, и более глубокий ассортимент.
Для осуществления контроля за ассортиментом продукции в крупных розничных магазинах и супермаркетах используется компьютерная техника, которая с помощью штрих-сканера и специального программного обеспечения позволяет учитывать каждую единицу товара. Такой подход позволяет товароведам и администрации магазина вести постоянную аналитику закупок, отслеживать оборачиваемость товаров и своевременно выявлять отклонения от установленных норм.
В небольших магазинах, где ведется ручной учет, ответственный сотрудник отображает информацию о движении товаров в товарно-денежном отчете, используя форму ТОРГ-29 или бланк, разработанный и утвержденный компанией самостоятельно.
Итоги
Управление товарными запасами в торговле является одним из ключевых элементов формирования торговой политики предприятия. Основным методом управления считается нормирование товарных запасов, которое заключается в установлении нормативных показателей для каждой единицы или номенклатурной группы товаров.
Отклонение от нормативных показателей в сторону уменьшения остатков товаров ведет к недополучению выручки, а излишки ТЗ — к дополнительным затратам на хранение, потерям на просрочке и, как следствие, снижению оборачиваемости. В связи с этим следует вести оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов, поскольку своевременно выявленные отклонения позволят принять грамотные управленческие решения и не допустить потерь.
Оптимизация складских запасов и управление товарными запасами
Сейчас одна из ключевых задач компаний — это оптимизация запасов на складах для того, чтобы эффективнее управлять оборотными средствами. За складскими запасами необходимо следить не только крупным компаниям, но и всем компаниям, которые закупают какой-либо товар для продажи или производства своей продукции. Отсутствие контроля с одной стороны может привести к затоваренности склада, с другой к отсутствию сбыта, и то и другое чревато компании потерей прибыли. Кроме того, на содержание этих запасов вы еще и несете затраты, которые можно сократить, выстроив правильный процесс учета на складе.
Контроль состояния запасов на складах
Ежедневно контролируются отклонения от заданных в компании нормативов:
- максимальный товарный запас, сумма страхового запаса и среднего объема поставки
- количество товара на складе, при котором нужно делать новый заказ поставщику, так называемая точка предзаказа, сумма страхового запаса товара и кол-во товара, который будет продан за время ожидания заказа от поставщика)
- точка последнего желания – это кол-во товара, который вы продадите к приходу товара от поставщика, то есть если поставщик задержит товар, вы не сможете его ни продать, ни произвести из него что-то.
Автоматизация складской логистики в 1С
- Система управления складом (WMS);
- Контроль остатков и адресное хранение;
- Современное складское оборудование;
- Полноценный партионный учет;
- Работа склада в режиме реального времени;
- Непрерывное взаимодействие с офисом;
- Автоматизация всех складских операций;
- Принтеры чеков, сканеры штрихкодов, ТСД, RFID.
Какие виды товарных запасов бывают
Основной запас
Основной запас служит для обеспечения продаж в соответствии с планом. Основной запас делится на:
- рабочий запас – товарный запас на выполнение плана. Его размер зависит от того, какими партиями поступает товар от поставщика;
- страховой запас создается для того, чтобы компенсировать неопределенности, связанные с возможным увеличением фактических продаж сверх плана или с задержками поставок.
Определив размер страхового запаса, сравните его с остатком на ваших складах, и, если там есть лишние позиции, срочно поставьте задачу его реализовать. Задачу поставить можно прямо в программе 1С, например в 1С:Управлении торговлей.
Наши специалисты настроят для вас отчеты, чтобы контролировать остатки на вашем складе. Звоните в офисы Первого Бита в вашем городе.
Временный товарный запас
Временный товарный запас потому и называется временным, так как закупается на определенный срок, который определяют:
- сезонный спрос. Сейчас возможны перебои с наличием товара, поэтому лучше определить какой товар сейчас является сезонным;
- маркетинг, который заказывает на склад промо материалы для проведения акций и обеспечения айдентики вашей компании. В процессе выполнения задач эти материалы списываются на акцию, это лучше привязывать к счету клиента чтобы потом можно было оценить эффективность проведения акции отчетом в 1С;
- конъюнктурный запас, это тот запас, который мы формируем перед закрытием поставщика или, например, перед ожидаемым повышением цен.
Расходные материалы к торговому оборудованию и различное торговое оборудование можно подобрать на нашем сайте www.kkm.ru
Вынужденный запас
Вынужденный запас чаще всего возникает из-за отсутствия контроля или невыполнения плана продаж по той или иной категории товара. Этот товар становится неликвидным товары, в том объеме, который у вас есть на складе вы не сможете реализовать в ближайшее время.
Поможем выделить основной запас в вашей программе 1С. Вы сможете отслеживать наличие и точку предзаказа, чтобы заказывать товар в оптимальный срок.
Настроим систему так, что она будет отражать кол-во неликвидного товара и брака, а также кол-во средств, затраченных на закупку. Вы сможете быстро организовать работу по распродаже неликвидов.
Управление оборотными средствами
Итак, разобравшись со всеми возможными видами запасов, нужно четко определить, как их финансирует компания.
Сейчас надо понять хватит ли у компании собственных средств для содержания запасов. Инвестиционный ресурс в идеале должен стремиться к нулю. Поэтому рекомендуем взять под контроль все показатели, участвующие в расчете инвестиционного ресурса, чтобы определить, где сейчас сосредоточены деньги компании, чтобы разработать план действий для обеспечения платежеспособности компании.
Наверняка у вас уже стоит одно из таких решений. Звоните, наши специалисты помогут вам настроить нужные отчеты для управления складскими запасами.
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Управление запасами: как посчитать сколько товара должно быть в магазине
Управление товарными запасами магазина напрямую влияет на прибыль. С одной стороны, закончившийся товар и его отсутствие на полке — означают потерю прибыли от несостоявшихся продаж. С другой стороны, полный склад не распроданного товара — это «замороженные» оборотные средства и риск потерь от списания нераспроданных остатков (из-за истечения срока годности, сезонности товара или иных причин).
Эффективное управление товарными запасами — это поиск и поддержание баланса между двумя противоречащими друг-другу задачами: минимизацией складских остатков и их пополнением.
Товарный запас и способы его измерения
Товарный запас — это товары, находящиеся на складе магазина и предназначенные для реализации. Если речь идет о предприятии сферы услуг, то к товарным запасам относятся расходные материалы, комплектующие и запасные части (товарные запасы в салоне красоты — это косметика и краска для волос).
Товарные запасы можно разделить на:
- текущие товарные запасы (обеспечивают ежедневную торговлю магазина);
- страховые товарные запасы (необходимы для минимизации прямых потерь магазина от несостоявшихся продаж или потери лояльности постоянных покупателей).
- сезонные (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса);
- целевые товарные запасы (для обеспечения целевых мероприятий или VIP клиентов).
Товарный запас измеряется несколькими способами:
- в натуральном выражении (например, 150 пачек печенья);
- в денежном выражении (например, сумма склада — 750 000 рублей);
- в днях/неделях (например, печенья хватит на 3 дня продаж).
Управление товарными запасами в магазине
Существует много вариаций расчета оптимального товарного запаса, от простых до очень сложных. Для обычного розничного магазина, подходит самый простой метод — опытно-статистический. Он основан на анализе оборачиваемости, истории продаж, сроков хранения и других факторов. К сожалению, точно предсказать продажи невозможно. Но можно учесть сезонность и иные факторы, влияющие на продажи.
Единой формулы расчета оптимального товарного запаса не существует, так как у каждого бизнеса свои особенности. Но для поддержания оптимального товарного запаса необходимо учитывать:
- объем продаж товара за единицу времени (например, за неделю или месяц);
- наличие и вместимость складских помещений;
- сроки доставки товара от поставщиков(доставка заказа от поставщика в течение рабочего дня;
- сезонные и иные всплески продаж. Например, бары и магазины разливных напитков делают основную выручку в пятницу и субботу. Именно на эти периоды нужно заказывать основные партии товара и забивать склады. А на неделе можно обойтись и минимумом;
- сроки годности товаров (например, оборачиваемость йогурта — 5 дней, размер закупаемой партии определяется исходя их этого срока, иначе товар испортится на полке).
После того, как вы определили набор факторов, которые необходимо учесть, рекомендуется посчитать размер неснижаемого остатка (минимальная величина товарного запаса).
Как только показатель приближается к этому значению, формируется заявка поставщику. При этом нужно учитывать и сроки поставки, чтобы сделать это заранее. Если товар везут 5 дней, успеете все распродать и остаться без продукции. В этом случае неснижаемого остатка должно хватать приблизительно на 7 дней, чтобы компенсировать возможные задержки поставки и оставить себе время для маневра.
Неснижаемый остаток рассчитывается для каждой позиции в отдельности, так как у продукции различное время хранения, разные сроки поставок и продаются они тоже по-разному.
- Настроить неснижаемый остаток в штуках, литрах и т. д. или как процент от последней закупленной партии товара (например, 30%). При достижении этого порога вы получите нотификацию и своевременно сформируете заказ поставщику.
- Формировать заказ поставщику, выбирая товары, остатка которых хватит на определенный период (например, на 1 неделю).
Оборачиваемость товара
Помимо поддержания оптимального уровня складских запасов, важно оценивать прибыльность той или иной позиции для бизнеса. Для этого используется показатель оборачиваемости товара.
Оборачиваемость товара – это время, за которое продается товар, т. е. вложенные в товар средства возвращаются с прибылью. Одна из важных характеристик, используя которую можно:
- увеличить прибыль благодаря оптимизации ассортимента (выявив товары, которые быстрее «оборачиваются» внутри одной категории или одного бренда);
- снизить сумму склада за счет оптимизации периодичности закупок (пополнения запаса) и количества закупаемого товара;
- оценить целесообразность закупки того или иного товара при условии взятия кредита.
Оборачиваемость товара можно посчитать в днях (срок оборачиваемости) или в разах (коэффициент оборачиваемости).
Формула оборачиваемости товара «в днях» (срок оборачиваемости)
Оборачиваемость товара в днях показывает, за какое количество дней продается средний товарный запас.
Об = Ср.ТЗ * Д / ТО, где
Об – оборачиваемость товара;
Ср.ТЗ – средний товарный запас, который рассчитывается так: (остатки на начало периода + остатки на конец периода)/2. Считается в штуках или денежных суммах (по цене закупки);
Д – количество дней в рассматриваемом периоде (месяце);
ТО – товарооборот, количество проданных товаров или сумма стоимостей всех проданных товаров (в ценах закупки) за рассматриваемый период (месяц).
Например, средний товарный запас (Ср.ТЗ) средства для мытья посуды «Наша марка» за месяц (30 дней) составил 300 шт., а его товарооборот (ТО) – 250 шт. Тогда оборачиваемость товара считается так:
Об. = 300 * 30 / 250 = 36
Это значит, что нужно 36 дней, чтобы реализовать средний запас средства для мытья посуды «Наша марка». Если закупка данного товара происходит раз в неделю, необходимо уменьшить его количество пр составлении заказа поставщику, что приведет к снижению суммы склада без ущерба для продаж.
Формула оборачиваемости товара «в разах» (коэффициент оборачиваемости)
Оборачиваемость товара в разах или коэффициент оборачиваемости товара (К.Об.) — это частное товарооборота (ТО) и среднего запаса за период (Ср.ТЗ).
Коэффициент оборачиваемости определяет, сколько раз за выбранный период товар обернулся (был продан). Рассмотрим тот же пример: Ср.ТЗ средства для мытья посуды «Наша марка» – 300 шт., ТО – 250 шт. за месяц. Посчитаем коэффициент оборачиваемости: