Компьютерная система
Компьютерная система — означает любое устройство или группу взаимосвязанных или смежных устройств, одно или более из которых, действуя в соответствии с программой, осуществляет автоматизированную обработку данных. Источник: КОНВЕНЦИЯ О ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ… … Официальная терминология
компьютерная система — Набор аппаратных средств и периферийных устройств, составляющих в совокупности вычислительную машину. Основными частями стандартной компьютерной системы являются процессорный блок с дисководами для жестких и гибких дисков, монитор, клавиатура,… … Справочник технического переводчика
компьютерная система — 2.13 компьютерная система (computer system): Совокупность аппаратных средств, управляемых программным обеспечением (операционной системой) как единый модуль. Компьютерная система может также предоставлять общие услуги, такие как управление… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
компьютерная система — kompiuterių sistema statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. computer system vok. Computersystem, n rus. компьютерная система, f pranc. système d ordinateurs, m … Automatikos terminų žodynas
Компьютерная система проведения соревнований — (англ. Computer Aided Tournament System) аппаратно программный информационный комплекс для организации спортивных соревнований. Программная часть обеспечивает составление турнирных таблиц, планирование состязаний, ввод, обработку и… … Википедия
Компьютерная система предварительного изучения пассажиров — (Computer Assisted Passenger Prescreening System (CAPPS)) североамериканская система выявления пассажиров, представляющих угрозу безопасности. Организационное обеспечение работы системы осуществляет Управление транспортной безопасности США … Википедия
КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА БРОНИРОВАНИЯ — Система, содержащая информацию о расписании, пассажирских и грузовых тарифах, правилах пассажирских и грузовых тарифов, наличии мест на рейсы авиакомпании. К базе данных системы имеют доступ туристические агентства, грузовые агентства и другие… … Словарь бизнес-терминов
компьютерная система диагностики — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN computerized diagnostic system … Справочник технического переводчика
компьютерная система контроля зазора в роторе турбины — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN computer aided rotor clearnace control system … Справочник технического переводчика
компьютерная система контроля ядерных материалов — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN facility integrated computer systemFICS … Справочник технического переводчика
компьютерная система мультимедиа — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN multimedia computing … Справочник технического переводчика
Компьютерные системы
П/п Стр.
1. Составляющие и основные характеристики компьютерных систем 3
2. Импортирование данных из других источников (БД, электронные таблицы, текстовые файлы). Экспорт данных. 14
Список литературы 16
Составляющие и основные характеристики компьютерных систем.
Содержание:
1. Понятие «компьютерные системы».
2. Компьютер.
3. Локальные и глобальные сети.
Понятие «компьютерные системы».
Сегодня под термином «компьютерные системы» подразумевают:
— непосредственно компьютер с установленным на него системным и прикладным программным обеспечением, а также электронные носители данных;
— локальные и глобальные компьютерные сети.
Как для любой системы, можно выделить четыре базовых характеристики компьютерных систем:
1. отношение стоимость/производительность;
2. надежность и отказоустойчивость;
3. масштабируемость;
4. совместимость и мобильность программного обеспечения.
Составляющие компьютерной системы, как информационной, могут выполнять 5 основных функций (одну или несколько сразу):
1. получение информации из внешних источников;
2. выдача информации;
3. хранение информации;
4. передача информации;
5. обработка информации .
Рассмотрим отдельно компьютеры, локальные и глобальные сети.
Компьютер.
По областям применения и соответственно предъявляемым требованиям компьютеры можно классифицировать:
1. Персональные компьютеры и рабочие станции.
Появились в результате эволюции миникомпьютеров при переходе элементной базы машин с малой и средней степенью интеграции на большие и сверхбольшие интегральные схемы. ПК, благодаря своей низкой стоимости, очень быстро завоевали хорошие позиции на компьютерном рынке и создали предпосылки для разработки новых программных средств, ориентированных на конечного пользователя. Это прежде всего – «дружественные пользовательские интерфейсы», а также проблемно-ориентированные среды и инструментальные средства для автоматизации разработки прикладных программ.
Первоначальная ориентация рабочих станций на профессиональных пользователей привела к тому, что рабочие станции — это хорошо сбалансированные системы, в которых высокое быстродействие сочетается с большим объемом оперативной и внешней памяти, высокопроизводительными внутренними магистралями, высококачественной и быстродействующей графической подсистемой и разнообразными устройствами ввода/вывода.
2. X-терминалы.
Представляют собой комбинацию бездисковых рабочих станций и стандартных терминалов. Занимают промежуточное положение между персональными компьютерами и рабочими станциями.
Типовой X-терминал включает следующие элементы: экран высокого разрешения; микропроцессор: на базе Motorola, RISC и т.д.; отдельный графический сопроцессор; базовые системные программы; программное обеспечение сервера; переменный объем локальной памяти; порты для подключения клавиатуры и мыши; переферийные устройства.
3. Серверы.
Прикладные многопользовательские коммерческие и бизнес системы требуют перехода к модели вычислений «клиент-сервер» и распределенной обработке. В распределенной модели «клиент-сервер» часть работы выполняет сервер, а часть пользовательский компьютер. Существует несколько типов серверов, ориентированных на разные применения: файл-сервер, сервер базы данных, принт-сервер, вычислительный сервер, сервер приложений. Таким образом, тип сервера определяется видом ресурса, которым он владеет (файловая система, база данных, принтеры, процессоры или прикладные пакеты программ).
С другой стороны существует классификация серверов, определяющаяся масштабом сети, в которой они используются: сервер рабочей группы, сервер отдела или сервер масштаба предприятия (корпоративный сервер).
Современные серверы характеризуются: наличием двух или более центральных процессоров; многоуровневой шинной архитектурой, а также множество стандартных шин ввода/вывода; поддержкой технологии дисковых массивов RAID; поддержкой режима симметричной многопроцессорной обработки, которая позволяет распределять задания по нескольким центральным процессорам или режима асимметричной многопроцессорной обработки, которая допускает выделение процессоров для выполнения конкретных задач; работают под управлением операционных систем UNIX, Windows; высокой степенью расширяемости, гибкости и адаптируемости .
4. Мейнфреймы.
Это синоним понятия «большая универсальная ЭВМ». Они могут включать один или несколько процессоров, каждый из которых, в свою очередь, может оснащаться векторными сопроцессорами (ускорителями операций с суперкомпьютерной производительностью). В архитектурном плане мейнфреймы представляют собой многопроцессорные системы, содержащие один или несколько центральных и периферийных процессоров с общей памятью, связанных между собой высокоскоростными магистралями передачи данных. При этом основная вычислительная нагрузка ложится на центральные процессоры, а периферийные процессоры обеспечивают работу с широкой номенклатурой периферийных устройств.
5. Кластерные архитектуры.
Кластерная система определяется как группу объединенных между собой вычислительных машин, представляющих собой единый узел обработки информации.
Обладает следующими основными характеристиками: высокая готовность; высокая пропускная способность; удобство обслуживания системы: общие базы данных могут обслуживаться с единственного места, прикладные программы могут инсталлироваться только однажды на общих дисках кластера и разделяться между всеми компьютерами кластера; расширяемость: увеличение вычислительной мощности кластера достигается подключением к нему дополнительных компьютеров.
Главная особенность структуры ЭВМ заключается в том, все устройства ЭВМ обмениваются информацией через системную шину. К системной шине подключён центральный процессор (или несколько процессоров), оперативная, постоянная и кеш-память, которые выполнены в виде микросхем. Упомянутые компоненты монтируются на материнской плате. К материнской плате присоединяются платы внешних устройств: видеоадаптер, звуковая плата, сетевая плата и др. В зависимости от сложности устройств на этих платах могут располагаться другие специализированные процессоры: математический, графический и др. С помощью проводов к материнской плате подключены жёсткий диск, гибкий диск и устройство чтения оптических дисков.
Любой персональный компьютер содержит следующие основные элементы:
1. процессор — устройство, непосредственно осуществляющее процесс обработки данных, основные характеристики: тактовая частота, длина слова, архитектура;
2. системная шина: система объединённых проводов для передачи информации между подключёнными к ней устройствами ЭВМ, по шине передаётся информация трёх типов: данные, адреса данных, команды;
3. материнская плата с чипсетом;
4. внутренняя память: конструктивно выполняется в виде модулей, представляющих собой несколько микросхем на небольшой плате и предназначено для хранения промежуточных данных, к которым необходим максимально быстрый доступ, основные характеристики памяти: ёмкость, время доступа, стоимость хранения единицы информации;
5. внешние устройства: делятся на устройства ввода, устройства вывода и внешние запоминающие устройства, основной обобщающей характеристикой внешних устройств может служить скорость передачи данных:
Тип устройства Направление передачи данных Скорость передачи, Кбайт/с
Клавиатура ввод 0,01
Мышь ввод 0,02
Голосовой ввод ввод 0,02
Сканер ввод 200
Голосовой вывод вывод 0,06
Строчный принтер вывод 1,00
Лазерный принтер вывод 100
Оптический диск ЗУ 7800
Магнитная лента ЗУ 2000
Магнитный диск ЗУ 25000
Флоппи диск ЗУ 40
В качестве внешней памяти в ПЭВМ применяются носители, использующие различные физические принципы:
— магнитные диски — это основные носители, отличаются наибольшей скоростью передачи данных, однако надёжность хранения информации на магнитных дисках не слишком высока;
— гибкие магнитные диски: низкая стоимость и надёжность;
— компакт диски: высокая ёмкость, низкая цена, высокая надёжность…
6. Монитор. Средство отображения графической и тестовой информации.
В качестве общих характеристик можно выделить такие, как:
1. Быстродействие (производительность):
Быстродействием компьютера называется скорость, с которой он выполняет определенную последовательность запросов (определяется скоростью работы процессора, пропускной способностью шины данных или скоростью обмена с внутренними и внешними устройствами).
По отношению к современным компьютерам трудно применима, так как мощность компьютеров растет как за счет повышения производительности, так и за счет усложнения архитектуры .
Основу для сравнения различных типов компьютеров между собой дают стандартные методики измерения производительности.
Единицей измерения производительности компьютера является время: компьютер, выполняющий тот же объем работы за меньшее время является более быстрым. Время выполнения любой программы измеряется в секундах. Часто производительность измеряется как скорость появления некоторого числа событий в секунду, так что меньшее время подразумевает большую производительность.
Для измерения времени работы процессора на данной программе используется специальный параметр — время ЦП (CPU time), которое не включает время ожидания ввода/вывода или время выполнения другой программы. Очевидно, что время ответа, видимое пользователем, является полным временем выполнения программы, а не временем ЦП. Время ЦП может далее делиться на время, потраченное ЦП непосредственно на выполнение программы пользователя и называемое пользовательским временем ЦП, и время ЦП, затраченное операционной системой на выполнение заданий, затребованных программой, и называемое системным временем ЦП.
Время ЦП для некоторой программы может быть выражено двумя способами: количеством тактов синхронизации для данной программы, умноженным на длительность такта синхронизации, либо количеством тактов синхронизации для данной программы, деленным на частоту синхронизации.
Важной характеристикой, часто публикуемой в отчетах по процессорам, является среднее количество тактов синхронизации на одну команду.
Таким образом, производительность ЦП зависит от трех параметров: такта синхронизации, среднего количества тактов на команду и количества выполняемых команд. Когда сравниваются две машины, необходимо рассматривать все три компоненты, чтобы понять относительную производительность.
Альтернативные единицы измерения
— MIPS — миллион команд в секунду. В общем случае – это скорость операций в единицу времени, т.е. для любой данной программы MIPS есть просто отношение количества команд в программе к времени ее выполнения. Однако использование MIPS в качестве метрики для сравнения наталкивается на три проблемы: зависимость от набора команд процессора, зависимость от программы, может меняться по отношению к производительности в противоположенную сторону.
— MFLOPS. Обычно для научно-технических задач производительность процессора оценивается в MFLOPS (миллионах чисел-результатов вычислений с плавающей точкой в секунду, или миллионах элементарных арифметических операций над числами с плавающей точкой, выполненных в секунду). Как единица измерения, MFLOPS, предназначена для оценки производительности только операций с плавающей точкой, и поэтому не применима вне этой ограниченной области.
Тесты: INPACK (Ливерморские циклы) — это набор фрагментов фортран программ, каждый из которых взят из реальных программных систем; LINPACK — это пакет фортран-программ для решения систем линейных алгебраических уравнений; SPECint92 и SPECfp92 — базируются на реальных прикладных программах широкого круга пользователей и т.д.
2. Пропускная способность системы — определяет пиковую производительность мультипрограммной системы, измеряемую количеством выполненных заданий в минуту. Приводящийся в отчете график пропускной способности системы показывает, как она работает при различных нагрузках.
3. Надёжность: время наработки на отказ и временем эксплуатации.
4. Стоимость и удобство работы.
5. Количество процессоров, объём оперативной памяти, объем внешней памяти.
6. Поддерживаемое прикладное и системное программное обеспечение.
Локальные и глобальные сети.
Вычислительная сеть — это совокупность ЭВМ, объединённых средствами передачи данных.
В зависимости от удалённости ЭВМ, входящих в ВС, сети условно разделяют на локальные и глобальные:
1. Локальная сеть — это группа связанных друг с другом ЭВМ, расположенных в ограниченной территории, например, в здании. Расстояния между ЭВМ в локальной сети может достигать нескольких километров. Локальные сети развёртываются обычно в рамках некоторой организации, поэтому их называют также корпоративными сетями.
2. Большие сети называются глобальными. Глобальная сеть может включать в себя другие глобальные сети, локальные сети и отдельные ЭВМ. Глобальные сети практически имеют те же возможности, что и локальные. Но они расширяют область их действия.
Для характеристики архитектура сети используют понятия логической и физической топологии:
1. Физическая топология — это физическая структура сети, способ физического соединения всех аппаратных компонентов сети. Существует несколько видов физической топологии:
— Шинная топология. Наиболее простая, которой кабель идёт от ЭВМ к ЭВМ, связывая их в цепочку. Такие сети более дёшевы, однако если узлы сети расположены по всему зданию, то гораздо более удобным оказывается использование звездообразной топологии.
— При физической звездообразной топологии каждый сервер и рабочая станция подключаются к специальному устройству – центральному концентратору, который осуществляет соединение пары узлов сети – коммутацию.
— Если сеть имеет много узлов, причём многие располагаются на большом удалении друг от друга, то расход кабеля при использовании звездообразной топологии будет большим. Кроме того, к концентратору можно подключить лишь ограниченное число кабелей. В таких случаях применяется распределённая звездообразная топология, при которой несколько концентраторов соединяются друг с другом.
— Кроме рассмотренных видов соединений может применяться также кольцеобразная топология, при которой рабочие станции соединены в кольцо. Такая топология практически не используется для локальных сетей, но может применяться для глобальных.
2. Логическая топология сети определяет способ, в соответствии с которым устройства сети передают информацию от одного узла к следующему. Различают два вида логической топологии: шинную и кольцевую .
Сеть в общем случае можно представить как совокупность следующих элементов:
1. Узлов обработки информации:
— Рабочие станции.
— Сервера и суперсервера: выполняют различные сервисные функции. Существуют серверы различных типов, которые определяются типом предоставляемых услуг:
Файловый сервер предоставляет доступ к данным, которые хранятся во внешней памяти сервера. Таким образом, на файловый сервер возложены все задачи по безопасности хранения данных, поиску данных, архивированию и др. Внешняя память сервера становится распределяемым ресурсом, так как её могут использовать несколько клиентов.
Сервер печати организует совместное использование принтера.
Модемный пул представляет собой ЭВМ, снабжённую особой сетевой платой, к которой можно подключить несколько модемов. Таким образом, достигается определённая экономия, когда, например, десять ЭВМ работают, используя три модема.
Прокси-сервер не только использует единственное соединение с Internet, но и предоставляет свою память для хранения временных файлов, что ускоряет работу с сетью.
Главной задачей маршрутизатора является поиск кратчайшего пути, по которому будет отправлено сообщение, адресованное некоторой ЭВМ в глобальной сети. Маршрутизатор представляет собой либо специализированную ЭВМ, либо обычную ЭВМ со специальным программным обеспечением.
Сервер приложений используется для выполнения программ, которые по каким-то причинам нецелесообразно или невозможно выполнить на других сетевых ЭВМ. Очевидной причиной может быть недостаточная производительность клиентских ЭВМ. Другая причина – использование каких-нибудь стандартных библиотек, копирование которых на каждую клиентскую ЭВМ трудоёмко и, кроме того, создаёт возможность несогласованности версии библиотеки. Такой сервер должен иметь большой объём основной и внешней памяти и высокую производительность.
Сервера баз данных.
— Терминалы.
2. Каналы связи (среда обмена данными между узлами):
— Беспроводные оптические линии связи.
— Волоконно – оптические линии связи.
— Радиоканалы, в том числе и спутниковые.
— На основе медного кабеля: экранированная и неэкранированная витая пара, толстый и тонкий коаксиал и т.д. Основными характеристиками сетевого кабеля являются скорость передачи данных и максимально допустимая длина. Обе характеристики определяются физическими свойствами кабеля.
В построении современной информационной среды предприятия большую роль играет наличие соответствующей кабельной системы, которая должна быть создана в соответствии с принятыми стандартами, быть универсальной, масштабируемой, иметь гибкую структуру и высоконадежной.
В начале 90-х годов была принята концепция Структурированной Кабельной Системы, предоставляющей комплекс услуг по передаче данных, голосовой и видеоинформации. Необходимость в определении стандартов была вызвана стремлением обеспечить взаимодействие оборудования от различных производителей и, в целом, защитить средства, инвестируемые в создание коммуникационной инфраструктуры.
3. Аппаратура коммутации (можно также назвать узлами обработки информации, но на уровне транспорта):
— Розетки, разъёмы, панели и т.д.
— Модемы. Это устройство связи ЭВМ по телефонным линиям. По телефонной сети любые данные могут передаваться лишь в аналоговой форме. Данные от ЭВМ поступают в цифровом виде. Задача модема заключается в преобразовании цифровых данных в аналоговую форму и наоборот.
— Сетевые карты. Представляют собой дополнительные платы, устанавливаемые на материнскую плату ПЭВМ. К сетевой плате подключаются сетевые кабели. Сетевая плата определяет тип локальной сети.
— Концентраторы.
— Коммутаторы.
— Маршрутизаторы.
— Шлюзы.
Основными характеристиками сетей являются:
1. Время доставки сообщений. Определяется как статистическое среднее время от момента передачи сообщения в сеть до момента получения сообщения адресатом.
2. Производительность сети. Представляет собой суммарную производительность серверов.
3. Стоимость обработки данных. Стоимость обработки данных определяется как стоимостью средств, используемых для обработки, так и временем доставки и производительностью сети.
4. Тип сети. Определяется строением и принципами работы сети передачи данных, которые описываются протоколом. Протокол — это система правил, определяющих формат и процедуры передачи данных по сети.
5. Скорость передачи данных. В настоящее время для локальных сетей широко используются два основных значения скорости функционирования сети – 10 Mbit/s в соответствии со стандартом IEEE 802.3 (10Base-T) и 100 Mbit/s в соответствии со стандартом IEEE 802.12 (100Base-TX), а также 1000 Mbit/s (1Gbit/s) в соответствии со стандартом IEEE 802.3ab (1000Base-TX).
6. Надёжность работы сети .
Импортирование данных из других источников (БД, электронные таблицы, текстовые файлы). Экспорт данных.
В связи с возрастающим значением и роли информации в жизни современного общества, значительно увеличившимся объёмом хранимой, получаемой и обрабатываемой информации, возникла базовая задача структурирования данных (информация, представленная в виде, позволяющем автоматизировать ее сбор, хранение и дальнейшую обработку человеком или информационным средствам).
Термин структурирование означает приведение к единым представлениям и форматам.
Так как задачи и предъявляемые требования к автоматизированным системам различны, то были разработаны и используются различные формы представления информации.
Можно выделить следующие формы, используемые в информационных системах (в порядке усложнения):
1. Текстовые файлы. Представляют собой либо последовательность символов алфавитов и управляющих символов (форматы с расширением «*.txt», характеризуются различными кодировками), либо бинарные файлы, позволяющие усложнить структуру текста внесением графических и иных объектов (файлы «*.doc», «*.rtf» и т.д.).
2. Электронные таблицы. Представляют собой совокупность однородных структур, имеющих одинаковые по смыслу поля.
3. Файлы баз данных. Строятся на основе электронных таблиц, связанных между собой, на уровне файловых систем представлены одним или множеством файлов.
Для эффективной работы с информацией необходимо обеспечить обмен данными между текстовыми файлами, электронными таблицами и базами данных, а также обеспечить вывод на печать и зрительное восприятие.
Обмен данных состоит из импорта и экспорта:
1. Импорт данных – предоставление информационной системой необходимых данных внешней среде в определённом формате.
2. Экспорт данных – получение и интегрирование данных из внешней среды информационной системой в понятном для неё формате с соблюдением целостности.
В этом случае очень важно, чтобы источник и получатель информации использовали одни и те же форматы представления данных, иначе графика будет воспринята как текст, музыка как видео, что повлечёт за собой нарушение целостности системы, которая попытается неправильно использовать эти данные. В условиях современных банков данных это может повлечь за собой огромный ущерб.
Поэтому эта проблема сегодня решается двумя способами:
1. Разработка стандартов на представление информации как на уровне государства, так на уровне общеиспользуемых приложений и СУБД, например:
— графические файлы: «*.bmp», «*.jpg», «*.tiff», «*.gif» и т.д.;
— файлы видео: «*.avi», «*.mpeg», «*.asf» и т.д.;
— файлы баз данных: «*.db», «*.mdb», «*.dbf» и т.д.;
2. Разработка объектных технологий.
Список литературы
1. Внутри Internet Методы поиска информации, Кузнецов С.Д., — Познавательная книга +. — М. – 2001.
2. Глобальные телесети новостей на информационном рынке, Орлова В.В., — РИП-Холдинг. –М. — 2003
3. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации, Попов В.М., Маршавин Р.А., — Финансы и статистика. –М. — 2001.
4. Информатика. Учебник. –М. — 1999 .
Что такое компьютерная информационная система
Этой статьей я открываю цикл, посвященный взаимодействию между заказчиками (пользователями) и программистами при внедрении программного обеспечения и автоматизации работы. О том, насколько сложно найти общий язык и реализовать успешный проект, думаю, известно практически всем. Скорей всего, и вы можете рассказать печальную историю о том, как “не получилось”. А, может, и не одну.
На собственном опыте я понял одну из важнейших причин неудач — отсутствие взаимопонимания. А в его истоках лежит непонимание людьми базовой терминологии.А потому именно с этого я и начну цикл.
В последующих статьях я поясню, как правильное понимание термина “компьютерная информационная система” почти всегда помогает на практике при внедрении программных продуктов. А после — расскажу о собственном опыте и приведу примеры реализации проектов.
К написанию этой статьи я шел очень долго, а материалы для нее я уже не первый месяц использую в процессе консультирования своих клиентов. Одна из самых больших проблем в любой сфере деятельности, где используется специфическая терминология, – это договор о понятиях. Часто люди используют слова, вообще не понимая их значения. И трактуют их каким-то своим особенным образом. Результат – отсутствие взаимопонимания, претензии и недовольство результатом. Особенно сложно пояснять основополагающие базовые понятия. Но в сферах бизнеса и IT технологий без этого не обойтись.
Одна из самых распространенных проблем при внедрении IT-систем – очень высокий процент провалов. Внедрение тормозится из-за отсутствия взаимопонимания с программистами, нередко уже готовые программные решения оказываются «пылящимися в коробке», так как они оказались совсем не тем, что ожидал пользователь.
Попытки пояснить и классифицировать компьютерные информационные системы привели к появлению огромного числа сложных и малопонятных терминов. Их пытаются делить на классы и подклассы, описывать странными для широкого круга людей терминами, что приводит к еще большей путанице.
Сложности взаимопонимания с IT-специалистами
Пользователи часто вообще не понимают, кто такие программисты и чего от них требовать. Я и сам в свое время, когда делал первые шаги в IT, с не понимал, что такое компьютерные информационные системы, какую роль в них играют программисты, когда и зачем они нужны.
Примеру: Если вы обращаетесь к врачам или, например, в строительную компанию, вы точно понимаете, что за специалист перед вами, как к нему обращаться, что рассказывать, какого результата ожидать. В IT-сфере до сих пор нет жестко устоявшейся и понятной на уровне обывателя терминологии.
Одна из самых больших проблем в IT – отсутствие общей( именно общей) теоретической базы. Я написал уже много тематических статей, предназначенных для широкого круга читателей. Например, «Что такое CRM» или «Иерархия IT-систем и выбор программного обеспечения для организации труда». Все они призваны в числе прочего помогать мне самому находить общий язык с клиентами. Но и здесь я столкнулся с непониманием. Люди не осознают в принципе, что такое IT система. И объяснить это «на ходу» бывает крайне сложно.
Справочники, учебники и статьи в интернете практически не дают информации на уровне пользователя. Например, определение в Википедии выглядит так:
Компьютерная информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015). Предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования компьютерных информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.
Осмыслить и понять это определение без глубоких знаний в теме практически невозможно, да и вникать в него, по большому счету, бессмысленно. И люди в большинстве своем так и не понимают: что является компьютерной информационной системой, а что – нет. Какие качества обязательны, а какие вторичны. Вопросов очень много. И если вы не будете понимать явления в его сути, вы так и будете понимать его как некую “магию”, шаманство.
В этой статье я попытаюсь дать определение IT-систем, понятное широкому кругу читателей, на основе собственного опыта и знаний. Конечно, я буду рад любой критике и дополнениям, так как тема – очень объемна и фундаментальна. А существующая на сегодняшний момент информация – сложна для восприятия и несколько противоречива.
Что такое компьютерные информационные системы?
Когда я читал различные определения IT систем, я долго не мог понять, почему они такие разные? Где-то можно встретить нечто громоздкое и всеобъемлющее, как в той же Википедии. А где-то краткие определения, «выхватывающие» какие-то отдельные аспекты и полностью на них основанные.
Как я вижу, суть проблемы в том, что люди не пытаются создать определение, которое стало бы фундаментальным обоснованием. Скорее, прослеживается стремление пояснить их собственное видение. И это я даже не говорю о ситуациях, когда описания и определения связаны с продажей какого-то программного обеспечения.
Чтобы понять, что же это такое, давайте вспомним, как появляется на свет новый программный продукт:
Этап 1. Идея. Просто на уровне «а давайте сделаем что-то, что будет делать вот такие вещи»
Этап 2. Построение модели.
Этап 3. Кодинг. Алгоритм воплощается в реальность в виде программного кода, которым смогут пользоваться люди.
И потому на самом общем уровне любую IT-систему (программный продукт, компьютерную информационную систему) можно определить кратко:
Почему именно “выраженная”, но не “реализованная”? Потому что компьютерного кода недостаточно для того чтобы идея заработала, получила материальную основу. Для того чтобы появилась материальная основа, необходимо чтобы человек реализовал ее.
Пример: Мы написали компьютерную программу, но чтобы она заработала необходим компьютер который будет ее запускать, монитор который будет при необходимости выводить эту информацию в виде понятном для человека. В конце концов нужен человек который будет запускать ее когда надо, проверять её работу, обслуживать.
На основе этого базового обоснования можно уже детализировать другие особенности, развить и выразить всю проблематику, связанную с информационными системами. Но здесь я считаю, что важна именно суть: появилась идея, которую можно выразить посредством языка программирования. Было найдено и воплощено в жизнь решение.
Чем поможет понимания особенностей IT систем?
Чтобы правильно выбирать программное обеспечение и понимать, какие дополнительные действия потребуются, стоит отталкиваться от определения «идеи, выраженной в программном коде».
И тогда, первый этап выбора будет основан на идее. Важно понимать, какую именно идею воплощали разработчики. Что они хотели и сумели реализовать. Какие основные принципы они воплощали в жизнь.
Если вы не сумеете понять идею, т.е. предназначения программного обеспечения, то ваши мысли о том, как вы будете использовать программу, не будут совпадать с идеями разработчиков. В итоге вы купите ненужный продукт.
Но чтобы идея компьютерной информационной системы совпала с вашей, необходимо, чтобы у вас была также собственная идея. Да, она будет выражена на пользовательском уровне. Но она должна быть.
Например, если вы хотите добавить на сайт калькулятор ОСАГО, нет смысла интересоваться просто калькулятором или какой-то системой расчетов других функций. Ваша идея – ОСАГО. Значит, нужно искать, кто из разработчиков также воплощал расчеты по ОСАГО. Иначе доработки выбранного продукта потребуют очень больших усилий либо вообще продукт окажется неподходящим для вашей идеи.
Для крупных компьютерных информационных систем крайне важно составить список ваших идей. И убедиться, что у разработчиков выбранного программного продукта в момент его реализации также присутствовал необходимый вам перечень идей, и, как следствие, решений.
Второй важный параметр: соответствие идеи ее реализации. Нередко разработчики в процессе воплощения идеи по самым разным причинам, начиная от ошибок и заканчивая организационными решениями уходят от изначальной идеи. И продукт, который должен был воплощать в себе одну идею, реализует ее лишь частично либо не реализует вообще. Это обязательно нужно проверять при помощи тестирования, консультаций со специалистами или какими-то другими способами (отзывы знакомых и прочее).
И третья проблема: идея, которую вам продают, может совпадать с вашей, но не совпадать с идеей, которую вложили в программную систему разработчики. Дело в том, что в коммерческих продуктах (а они в наше время почти все такие) заключается не столько в том, чтобы вы получили нужный инструмент, сколько в том, чтобы продать вам программный продукт. Т.е. при постановке задач разработчикам основная идея заключалась именно в продаже продукта, а не в его качественной работе и соответствии всем вашим потребностям.
Далее «в игру» вступают маркетологи, вы как вам кажется, что вы покупаете как раз ту «идею», которая вам необходима. А на самом деле, вы покупателе продукт, выполненный с другими идеями (продажи). А ваши потребности при реализации будут на уровне идеи только на втором месте. Продукт будет красивым, удобным, особенно на уровне демоверсий. Но в нем может не оказаться важных для воплощения именно вашей идеи инструментов.
Это как покупка квартиры с косметическим ремонтом «чтобы продать» — все очень красиво и качественно, а «баги» выявляются после покупки. К сожалению, в обществе капиталистическом, ориентированном на получение прибыли, такое встречается повсеместно. И частично воплощается даже в самых лучших системах.
Маркетинг и программный продукт
Почему пользователи так редко воспринимают программные системы как «воплощенные идеи»? Я считаю, что здесь проблема заключается в маркетинге. Чаще всего IT-системы подаются разработчиками и воспринимаются пользователями, как материальный товар. Причина такого подхода очевидна – товар продать намного проще, чем идею.
Человеку сложно воспринимать и, тем более, покупать идеи. Их невозможно «пощупать», и продавец редко может пояснить, почему именно такая идея лучше других. Другое дело – IT система как нечто материальное. Здесь сразу речь идет о непосредственной пользе и преимуществах с точки зрения покупателя. Все можно увидеть, оценить, выбрать.
Маркетологи стремятся показать выгоды с точки зрения покупателя. Тем более, что у любой программы есть определенная цена. В результате у покупателей складывается несколько искаженное представление об компьютерных информационных системах: они считают, что осуществляют покупку готового продукта. Такого же, как сапоги или автомобиль. И часто недоумевают, и разочаровываются, когда понимают, что это не так. Оказывается, для реализации компьютерной информационной системы понадобятся какие-то доработки, настройки, работа программистов и т.д.
Идея и выбор программной системы
Первое, где поможет понимание особенностей компьютерных информационных систем, это правильный выбор программного продукта.
Основные критерии выбора:
- Ваша идея должна соответствовать идее разработчиков максимально близко по всем параметрам.
- Качество реализации идеи в коде должно также отвечать поставленным вами задачам.
Из всех существующих программных продуктов вас заинтересуют только те, где в описании указана нужная вам идея. В идеале именно ваша идея должна декларироваться как основная, а другой функционал, если он есть, как дополнительные возможности.
Далее следует изучить качество реализации. Для этого используются отзывы других пользователей, тестовые бесплатные версии и т.д. Помните, что реализация далеко не всегда соответствует изначальной идее и описанию.
Нередко при покупке программного обеспечения используется ошибочная тактика. Покупатель изучает, реализованы ли нужные ему функции, не обращая внимания как раз на основную идею разработчиков, даже если она явно прописана в названии и описании программного продукта. В результате они получают нужный функционал, но зачастую в «обрезанном» виде. Систему приходится очень сильно дорабатывать, а это – значительные затраты времени и средств. А иногда это вообще невозможно. При этом в составе продукта покупатель получает множество ненужных ему возможностей, которые он также вынуждено оплачивает.
Например, если вам нужен сайт-визитка, нет никакого смысла покупать дорогостоящий «движок» интернет-магазина. И наоборот, если вам нужен магазин, попытка воспользоваться бесплатной CMS чаще всего ведет к значительным затратам при адаптации этого кода под интернет-магазин.
С одной стороны, даже под бесплатные «блоговые» CMS существуют готовые надстройки для создания интернет-магазина. С другой стороны, это не основная идея выбранного вами продукта. А потому функционал в ней ограничен. И как только вам понадобится интеграция с учетной системой, какой-то обмен данными с CRM и другие функции автоматизированной торговой площадки, вы столкнетесь со сложностями, потеряете время. Да и затраты на доработки часто оказываются выше, чем в случае покупки готового интернет-магазина с уже реализованными возможностями автоматизации.
Очень важно, чтобы выбранный вами программный продукт максимально соответствовал вашей идее.
Как найти общий язык с разработчиком
Понимание сути компьютерные информационных систем помогает правильно выбрать разработчика для создания или доработок программного продукта. Людям, которые далеки от компьютерных информационных технологий, часто кажется, что все программисты одинаковы и с ними сложно найти общий язык.
На самом деле, чтобы добиться взаимопонимания с разработчиком, нужно:
- Четко сформулировать свою идею. Причем, эта идея должна быть максимально конкретизированной и конкретной. Вариант «я хочу заработать на программе деньги» — это не идея. Идея – это «что я хочу, чтобы делала эта программа». Это может быть ТЗ, может описания в виде диаграмм, брифа.
- Убедиться, что разработчик понял суть идеи. Здесь уже вопрос из области коммуникации. Один специалист поймет вас «с полуслова». Другому придется пояснить несколько раз и не факт, что он воспримет все правильно. Чтобы избежать проблем и разночтений, существуют предварительные этапы работы, в том числе, написание четкого и однозначного технического задания. Если вы сумеете получить внятное и соответствующее вашей идее ТЗ, значит, и дальше работа будет выполняться правильно.
Подробнее о том, как на практике применять такое определение компьютерной информационной системы, читайте в следующей статье.
Компьютер — что это такое ПК? Его устройство и виды.
Компьютер и ноутбук являются неотъемлемой частью нашей жизни, они есть практически в каждой семье и служат для многих проводником в мир высоких технологий.
Знать определение, что такое ПК и, как он работает действительно нужно. Не важно, что вы делаете за ним: играете в игры, работаете — он может решать множество самых разных задач.
«>
Сейчас вы узнаете в подробностях, что такое компьютер в информатике, их типы и, что это такое ноутбук.
Что такое компьютер — ПК
Компьютер (комп, пк) — это электронно вычислительная машина, для обработки и выполнения определенных задач. Может быть мульти-задачным, или для решения специфических узкоспециализированных задач. Термин чаще употребляют для обозначения вычислительной машины, собранной из аппаратного обеспечения (железа) в системном блоке. Но, его можно смело употреблять и для ноутбуков, смартфонов и планшетов. Все эти — мини-компьютеры.
Компьютерная система — это устройства, собранные в одну систему для решения определенных задач. Это могут быть не обязательно именно ПК.
Компьютер является именно электронно вычислительной машиной и собирается из нескольких разных устройств, которые называются аппаратным обеспечением. Собранные вместе в системном блоке они и составляют ПК. Также, это правило и распространяется и на другие устройства.
Само слово — термин произошло от английского — compute, т.е. вычислять. С английского полностью переводится, как вычислитель. Совсем правильно будет называть — ЭВМ, т.е. электронно вычислительная машина. Интересно то, что некоторые разделяют термины ЭВМ и ПК, как разные понятия, что странно. Вообще компьютерами раньше называли людей, которые занимались вычислениями, еще в 1 613 английский писатель Ричард Брейтуэйт в своей книге употреблял этот термин в отношении человека, который производил вычисления. А до 20 века так чаще называли женщин, которые делали то же самое (их труд был дешевле).
Позволяет решать, выполнять, обрабатывать самые различные задачи и является многозадачным и универсальным вычислительным средством. С помощью него можно: хранить и обрабатывать информацию, играть в игры, заниматься программированием, работать с векторной и растровой графикой и т.д.
Компьютер история создания и развития
Отец компьютера
Сделать автоматизированную вычислительную машину хотели еще в 19 веке, тогда Чарльз Бэббидж создал ее первый концепт. Заниматься она должна была навигационными вычислениями. Машина была бы программируемой с помощью перфокарт. Но завершить дело ему не удалось, и упрощенную версию уже закончил его сын, в 1 906 представив ее использование в вычислительных таблицах.
В сообществе, Чарльза Бэббиджа принято считать «отцом компьютера» за счет того, что он придумал концепцию и по сути опередил на столетие свое время.
Аналоговые компьютеры
Первые компьютеры были аналоговыми и позволяли решать лишь узкоспециализированные задачи. Т.е. одно такое устройство решает лишь одну определенную задачу. Строились они на механической и электронной модели. Первым из них считается устройство для прогнозирования приливов, которое разработал Уильям Томсон.
Из-за того, что использовались механические детали, сделать такие устройства мульти задачными было практически невозможно или просто очень тяжело. Часто такие устройства мы видим в разных книгах и фильмах про фантастику. Это была эпоха механических вычислительных устройств, где использовались различные шестерни, рычаги и другие, а не электронные компоненты. Если электронные компоненты и использовались, то не так как сейчас.
В 1 927 году апогеем аналоговых компьютеров стал дифференциальный анализатор, созданный Х.Л Хазеном и Ванневаром Бушем в Массачусетском технологическом институте. Сделали его на основе механических интеграторов Джеймса Томсона с использованием крутящего момента, который изобрел Х.В. Ниман. Их успели сделать около двенадцать штук пока поняли, что это уже устаревающая технология. Уже к 1 950 году цифровые электронные-компьютеры завоевали свою популярность и вытеснили аналоговые, но их еще продолжали использовать для некоторых отраслей — авиации и образования. И в течение этого же десятилетия перестали.
Цифровые компьютеры
К 1 938 году ВМС США смогли разработать и сделать электромеханический аналоговый-компьютер таких размеров, что он помещался на борт подводной лодки. Он вычислял данные для торпед, решал проблемы стрельбы по движущимся целям и т.д. Похожие устройства в дальнейшем разработали и другие страны во время Второй мировой войны.
Самые первые цифровые-компьютеры были электромеханическими. Переключатели были электрическими и приводили в действие механическое реле, чтобы осуществлять расчеты. Эти механические детали не давали большую скорость работы, поэтому в скором времени уже все такие устройства делали, используя чисто электрические компоненты.
Современные компьютеры
То, как работают современные компьютеры, принципы работы, были предложены Аланом Тьюрингом в его основополагающей работе 1936 года о вычислимых числах. Тьюринг предложил довольно несложное устройство, которое он назвал «Универсальная вычислительная машина» и которое теперь известно, как универсальная машина Тьюринга.
Он реально доказал, что его машина может вычислять все, что можно вычислить, выполняя инструкции (программы), хранящиеся на ленте, что позволяет машине быть программируемой. Фундаментальная концепция дизайна Тьюринга — это хранимая программа, в которой все инструкции для вычислений хранятся в памяти.
Машины Тьюринга по сей день являются центральным объектом изучения в теории вычислений. За исключением ограничений, налагаемых их конечными хранилищами памяти. Современные компьютерные машины, как говорят «полны по Тьюрингу», то есть имеют возможность выполнения алгоритма, эквивалентную универсальной машине Тьюринга.
Создание компьютерных вычислительных машин положило начало новой эры развития человечества и открыло перед нами возможности, которых еще никогда не было прежде.
Устройство компьютера — как работает
Состоит из нескольких устройств, которые собираются вместе. Называется это аппаратным обеспечением. То, из чего состоит ПК зависит от его форм фактора. Рассмотрим основные компоненты:
Материнская плата — основная плата системы, на которую устанавливаются другие компоненты. Является главной системной платой.
Процессор — выполняет все основные задачи, функции и команды программного обеспечения.
Оперативная память — является хранилищем для выполняемых в данный момент программ, чтобы ускорить к ним доступ процессору.
Видеокарта — является обработчиком графики.
Устройство хранения данных — жесткий диск, SSD диск и т.д.
Блок питания — обеспечивает питанием все компоненты системного блока.
Устройства ввода — клавиатура, мышь, микрофон, сканер, джойстик и т.д.
Устройство вывода — монитор, дисплей, колонки, наушники, принтер и т.д.
Каждый из этих компонентов отвечает за свои функции и все вместе они обеспечивают работу всей системы.
Виды компьютеров — классификация
- Специализированные — предназначены для решения узкого класса задач или чаще лишь одной
- Универсальные — для решения широкого спектра задач
- Аналоговые
- Цифровые
- Гибридные
- Гарвардская архитектура
- Архитектура фон Неймана
- Сокращенный набор команд
- Персональный-компьютер
- Портативный ПК
- ЭВМ — большие
- Суперкомпьютер
- мини-эвм
- Рабочая станция
- Смартфон
- Одноплатный
- Микрокомпьютер
Как выбрать компьютер — характеристики
- Процессор — отвечает за обработку данных — как выбрать процессор.
- Видеокарта — отвечает за обработку графики — как выбрать видеокарту.
- Оперативная память — отвечает за хранения ПО в быстрой памяти и является важным элементов в производительности — как выбрать оперативную память.
- Материнская память — на нее устанавливаются эти компоненты — как выбрать материнскую плату.
- Блок питания — «потянет» ли он все эти компоненты. Всегда смотрите в спецификациях к процессору и видеокарте, какой мощности должен быть блок питания, иначе ПК может даже не загружаться.
Что такое ноутбук
Ноутбук (ноут) — это компьютер в портативном форм-факторе. Является полноценным ПК и включает в себя все его компоненты. Отличается лишь размером и позиционированием.
Сами ноутбуки тоже бывают разных размером — нетбуки, большие и т.д. По умолчанию кроме основных компонентов чаще всего включают в себя: встроенную видеокарту, дисплей, тачпад, Wi-Fi модуль, Bluetooth, аккумулятор.
Чаще приобретаются для мобильности. Имеют недостаток — не могут быть такими же мощными, как полноценный ПК, но это больше вопрос цены, т.к. есть модели в высоком ценовом сегменте, которые действительно производительные.
Удобно брать с собой, в небольшой квартире и, если за ПК по большому счету нужно лишь изредка печать и находится в интернете. Т.к. для работы с графикой и играми, все равно захочется экран побольше, производительности и удобств в виде полноценной клавиатуры, мыши т.д.
Отличный вариант для тех кому не нужна вся мощь полноценного системного блока, кто не хочет выделять место под ПК в квартире и часто путешествующим людям.
Выбор их действительно большой и можно подобрать на любые задачи, есть даже игровые — производительности, но по цене такое удовольствие выйдет в два раза дороже, чем просто собрать системник.
В заключение
Это основные моменты, что нужно и важно знать по этой теме и краткая история создания. Рассказывать здесь можно много, и про каждое железо отвести отдельную статью. Возможно вам был интересен и полезен этот материал.