Какие материалы используют для изготовления короткозамкнутой обмотки ротора
Перейти к содержимому

Какие материалы используют для изготовления короткозамкнутой обмотки ротора

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРОВ С КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКОЙ

3.7.1. Типы короткозамкнутых обмоток и способы их изготовления

Асинхронные двигатели мощностью до 100 кВт изготовляют в основном с короткозамкнутыми роторами. У таких роторов обмотки имеют вид беличьей клетки, получаемой чаще из алюминия методом литья (рис. 3.48).

Общий вид залитого алюминием ротора

Рис. 3.48. Общий вид залитого алюминием ротора

Для роторов некоторых специальных машин и электродвигателей большой мощности применяют обмотки из медных или латунных стержней, замкнутых с торцов пакета ротора отдельными кольцами, изготовление которых изложено в подпараграфе 3.7.2.

Короткозамкнутые роторы должны иметь высокую электропроводность и высокие механические свойства беличьей клетки, большое переходное сопротивление между обмоткой и сердечником ротора. Способ выполнения обмотки короткозамкнутого ротора и его конструкция влияют на характеристики работы электродвигателя — потери мощности, перегрев, КПД, скольжение, надежность и долговечность работы.

Получение короткозамкнутой обмотки ротора методом заливки алюминием является наиболее прогрессивным. В процессе заливки, кроме стержней, отливают также короткозамыкающие кольца с крылышками.

Заливку алюминием можно выполнять при любой форме паза, обеспечивая хороший контакт между стержнями и кольцами без применения пайки или сварки. Отливка вентиляционных крылышек вместе с кольцами обмотки создает хороший отвод тепла от обмотки и не требует отдельных вентиляторов. Если соединение листов ротора с валом выполнено с помощью насадки ротора на рифленую поверхность вала, то легко можно получить скос пазов без фрезерования на валу скошенной шпоночной канавки.

Повышенное сопротивление алюминия по сравнению с медью в короткозамкнутых роторах является положительным фактором, увеличивая пусковой момент двигателя.

В двигателях с повышенным скольжением используют алюминиевые сплавы с еще большим удельным сопротивлением, чем чистый алюминий. При этом не требуется изменять форму и размеры пазов и можно пользоваться тем же штампом, что и для двигателей нормального исполнения.

Сперва заливку роторов алюминием применяли только для двигателей малой мощности, примерно до 10 кВт. Но отмеченные преимущества залитых алюминием роторов послужили распространению их применения в машинах большей мощности. В настоящее время алюминием заливают роторы асинхронных двигателей мощностью до 400 кВт с закрытыми и полузакрытыми пазами, с осевыми и радиальными вентиляционными каналами.

Однако заливка роторов алюминием является сложным процессом.

Основными трудностями, возникающими при заливке, являются: возможность образования трещин, неполная заливка и разрывы стержней вследствие того, что алюминий, особенно в расплавленном состоянии, активно окисляется. Сама форма алюминиевой обмотки с технологических позиций не удовлетворяет требованиям литейного производства. Если соединения замыкающих колец с крылышками вентилятора выполнены с плавными переходами благодаря большим радиусам, то соединения колец со стержнями представляют собой резкие переходы от тонких стержней к более толстым кольцам, поэтому именно в этих местах обычно наблюдаются обрывы стержней. Масса сердечника ротора в несколько раз больше массы алюминия, и во избежание преждевременного застывания алюминия сердечники необходимо перед заливкой нагревать до 500. 600°С, что также усложняет процесс изготовления обмотки. В процессе остывания роторные стержни дают усадку, которая отчасти компенсируется за счет сжатия сердечника. Если сердечник перед заливкой слишком сильно спрессован, то могут произойти разрывы стержней.

При слабой спрессовке пакета и некоторых способах заливки расплавленный алюминий может попасть между листами пакета, что приведет к уменьшению контактного сопротивления между беличьей клеткой и пакетом. Величину спрессовки пакетов перед заливкой обычно определяют опытным путем. В настоящее время для заливки пакетов короткозамкнутых роторов алюминием применяют следующие способы: статический, центробежный, литье под давлением, вибрационный, литье под низким давлением, метод штамповки жидкого металла. При статическом способе заливки качество отливок получается невысоким.

Контактное переходное сопротивление между стержнями и стальным пакетом ротора колеблется в значительных пределах и составляет величину порядка 0,15. 12 Ом • мм 2 .

При центробежном способе заливки на расплавленный алюминий действуют центробежные силы, которые уплотняют металл. Под воздействием этих сил оксидная пленка размельчается и отбрасывается к стенке паза, тем самым уменьшается вероятность нарушения целостности стержней. Благодаря центробежным силам отлитый металл имеет лучшую структуру по сравнению с отливками, полученными статическим способом. Однако и отливки, полученные центробежным способом, могут иметь ряд дефектов: газовые раковины в нижнем короткозамыкающем кольце, так как имеющийся в форме воздух в процессе заливки не успевает из нее выйти; неравномерную плотность стержней в их поперечном сечении из-за воздействия центробежных сил (более удаленная сторона стержня от оси вращения имеет большую плотность).

Контактное сопротивление между стержнями отливки и пакетом ротора невысокое и мало отличается от сопротивления роторов, залитых статическим способом.

При заливке роторов под давлением качество отливок получают низким, так как в процессе заливки прессующий поршень подает в форму вместе с металлом воздух, находящийся в камере прессования. В результате этого беличья клетка получается пористой, а удельное сопротивление стержней по сравнению с целым металлом становится большим. Увеличение сопротивления вызывает добавочные потери в роторе. Из-за проникновения жидкого алюминия между листами железа переходное сопротивление получается низким. Оно колеблется в пределах 0,01. 0,09 Ом • мм 2 .

При вибрационном способе заливки качество короткозамкнутых роторов получается более высоким, чем у роторов, полученных ранее описанными способами. Причиной тому являются силы инерции, возникающие в процессе колебательного движения. Благодаря им хорошо размельчается оксидная пленка, уменьшается контакт алюминия беличьей клетки с пакетом ротора, в результате чего повышается переходное контактное сопротивление, величина которого достигает 25 Ом • мм 2 .

Силы инерции, имеющие направление вдоль стержней, способствуют лучшему заполнению формы и уплотнению отливки.

При заливке под низким давлением и способом штамповки из жидкого металла короткозамкнутые роторы имеют высокое контактное сопротивление, плотную структуру отливки с высоким пределом прочности, достаточную пластичность.

Эти способы являются новыми, перспективными, дающими выход годного литья 80. 90%, что на треть выше, чем у других описанных способов.

Технология и оборудование производства электрических машин — Типы короткозамкнутых обмоток и их изготовление

ГЛАВА XIII
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РОТОРОВ С КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКОЙ
§ 13-1. Типы короткозамкнутых обмоток и общие вопросы их изготовления
Большинство асинхронных двигателей выпускается промышленностью с короткозамкнутыми роторами. У таких роторов обмотки имеют вид беличьей клетки, изготовляемой чаще из алюминия методом литья (рис. 13-1).
Для роторов некоторых специальных машин и электродвигателей большой мощности применяются обмотки из медных или латунных стержней, замкнутых с торцов пакета ротора отдельными кольцами (рис. 13-2).
Короткозамкнутые роторы должны иметь высокую электропроводность и высокие механические свойства беличьей клетки, большое переходное сопротивление между обмоткой и сердечником ротора.
Конструкция и способ выполнения обмотки короткозамкнутого ротора влияют на характеристики работы электродвигателя — потери мощности, перегрев, к. п. д., скольжение, надежность и долговечность работы.
Метод получения короткозамкнутой обмотки ротора заливкой алюминием является наиболее прогрессивным. В процессе заливки, кроме стержней, отливают также короткозамыкающие кольца с крыльями, выполняющими при работе электродвигателя роль вентилятора.
При заливке роторов алюминием производительность труда значительно выше, а стоимость ниже, чем при изготовлении роторов из медных или латунных стержней.
Для заливки короткозамкнутых роторов применяется первичный алюминий марок А5, А6, А7 (ГОСТ 11069—64). Содержание соответственно 99,5; 99,6; 99,7% алюминия и остальное — примеси кремния, меди, цинка, титана, железа.
Короткозамкнутый ротор
Рис. 13-1. Короткозамкнутый ротор электродвигателя А2-91-4, залитый алюминием:
1 — вал; 2 — пакет; 3 — шпонка; 4 — кольцо пружинное; 5 — груз балансировочный; 6 — болт; 7 — гайка
Заливка короткозамкнутых роторов производится в специальных формах, называемых пресс-формами, или кокилями. Кокиль состоит из верхней и нижней половин, в которых имеются кольцевые канавки и углубления для образования при заливке короткозамыкающих колец и вентиляционных лопаток.
При поступлении в форму алюминий не должен окисляться. Пленки окислов уменьшают электропроводность алюминия и могут служить причиной трещин и разрывов стержней.
Для заливки пакет ротора и кокиль должны быть соответствующим образом подготовлены. Пакет ротора собирается на технологическую оправку, а затем опрессовывается отдельно или в форме на литейных установках непосредственно перед заливкой. Плотность спрессовки пакета сердечника ротора оказывает влияние на качество ротора.
Короткозамкнутый ротор электродвигателя с обмоткой из медных стержней
Рис. 13-2. Короткозамкнутый ротор электродвигателя с обмоткой из медных стержней:
1 — вал; 2 — короткозамыкающее кольцо; 3 — стержень; 4 — пакет ротора; 5 — балансировочные грузы
При остывании залитого алюминия до окружающей температуры происходит его усадка, в результате усадки стержни укорачиваются по длине примерно на 2 %. Пакет сердечника ротора препятствует усадке стержней, вследствие чего в них создаются внутренние напряжения. При сильной спрессовке пакета эти напряжения будут значительными и могут привести к образованию трещин в стержнях или их обрыву.
При слабой спрессовке пакета и некоторых способах заливки расплавленный алюминий может попасть между листами пакета, что приведет к уменьшению контактного сопротивления между беличьей клеткой и пакетом. Величину спрессовки пакетов перед заливкой обычно определяют опытным путем.
Перед заливкой пакет ротора подогревается в специальных печах. Подогретый пакет лучше заполняется алюминием.
Кроме того, подогрев необходим для частичной компенсации разности коэффициентов расширения стальных листов сердечника и заливаемого металла.
При остывании после заливки алюминием таких пакетов длина их, как и длина стержней, становится меньше, а в связи с этим и напряжения в стержнях будут меньшими, чем при заливке в холодный пакет. Температуру подогрева пакета перед заливкой определяют опытным путем.
На большинстве электромашиностроительных заводов пакеты роторов перед заливкой подогревают до температуры 500—650°. При более высокой температуре нагрева пакетов образующаяся
в пазах окалина может попасть в отливку и послужить причиной трещины или обрыва стержня. Следует также иметь в виду, что чем выше температура пакета, тем лучше механический контакт алюминия со стальным пакетом, а значит и меньше между ними переходное сопротивление.
По этой же причине не следует производить заливку пакетов роторов перегретым алюминием.
Чаще всего роторы заливают расплавленным алюминием, имеющим температуру 700—750°.
Для повышения к. п. д. и снижения нагрева электродвигателя (за счет уменьшения добавочных потерь) большое значение имеет контактное переходное сопротивление между стержнями ротора и стальным пакетом. По данным [18], оно должно быть не менее 30 Ом -мм 2 .
Величина контактного сопротивления зависит от способа заливки. Контактное сопротивление может быть увеличено за счет предварительного изолирования пазов пакета сердечника перед заливкой алюминием.
Изолировка пазов пакетов ротора выполняется оксидированием или фосфатированием.
Процесс оксидации заключается в получении на поверхности листов сердечника тонкой пленки окислов в результате воздействия на них высокой температуры и окислительной среды. Оксидация совершается в специальных печах с температурой нагрева 550°. Листы выдерживают в таких печах несколько часов.
Для заливки пакетов короткозамкнутых роторов применяют следующие способы: статический, центробежный, литье под давлением, вибрационный, литье под низким давлением, методом штамповки жидкого металла.

Устройство, виды и принцип действия асинхронных электродвигателей

Наука в области электричества в XIX и XX веках стремительно развивалась, что привело к созданию электрических асинхронных двигателей. С помощью таких устройств развитие промышленной индустрии шагнуло далеко вперед и теперь невозможно представить заводы и фабрики без силовых машин с использованием асинхронных электродвигателей.

Устройство, виды и принцип действия асинхронных электродвигателей

История появления

История создания асинхронного электродвигателя начинается в 1888 году, когда Никола Тесла запатентовал схему электродвигателя, в этом же году другой ученый в области электротехники Галлилео Феррарис опубликовал статью о теоретических аспектах работы асинхронной машины.

В 1889 году российский физик Михаил Осипович Доливо-Добровольский получил в Германии патент на асинхронный трехфазный электрический двигатель.

Устройство, виды и принцип действия асинхронных электродвигателей

Все эти изобретения позволили усовершенствовать электрические машины и привели к тому, что в промышленность стали массово применяться электрические машины, которые значительно ускорили все технологические процессы на производстве, повысили эффективность работы и снизили её трудоемкость.

В настоящий момент самый распространенный электродвигатель, эксплуатируемый в промышленности, является прототипом электрической машины, созданной Доливо-Добровольским.

Устройство и принцип действия асинхронного двигателя

Главными компонентами асинхронного электродвигателя являются статор и ротор, которые отделены друг от друга воздушным зазором. Активную работу в двигателе выполняют обмотки и сердечник ротора.

Под асинхронностью двигателя понимают отличие частоты вращения ротора от частоты вращения электромагнитного поля.

Статор – это неподвижная часть двигателя, сердечник которой выполняется из электротехнической стали и монтируется в станину. Станина выполняется литым способом из материала, который не магнитится (чугун, алюминий). Обмотки статора являются трехфазной системой, в которой провода уложены в пазы с углом отклонения 120 градусов. Фазы обмоток стандартно подключают к сети по схемам «звезда» или «треугольник».

Устройство, виды и принцип действия асинхронных электродвигателей

Ротор – это подвижная часть двигателя. Роторы асинхронных электродвигателей бывают двух видов: с короткозамкнутым и фазным роторами. Данные виды отличаются между собой конструкциями обмотки ротора.

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором

Такой тип электрической машины был впервые запатентован М.О. Доливо-Добровольским и в народе называется «беличье колесо» из-за внешнего вида конструкции. Короткозамкнутая обмотка ротора состоит из накоротко замкнутых с помощью колец стержней из меди (алюминия, латуни) и вставленные в пазы обмотки сердечника ротора. Такой тип ротора не имеет подвижных контактов, поэтому такие двигатели очень надежны и долговечны при эксплуатации.

Асинхронный двигатель с фазным ротором

Устройство, виды и принцип действия асинхронных электродвигателей

Такое устройство позволяет регулировать скорость работы в широком диапазоне. Фазный ротор представляет собой трехфазную обмотку, которая соединяется по схемам «звезда» или треугольник. В таких электродвигателях в конструкции имеются специальные щетки, с помощью которых можно регулировать скорость движения ротора. Если в механизм такого двигателя добавить специальный реостат, то при пуске двигателя уменьшится активное сопротивление и тем самым уменьшатся пусковые токи, которые пагубно влияют на электрическую сеть и само устройство.

Принцип действия

При подаче электрического тока на обмотки статора возникает магнитный поток. Так как фазы смещены относительно друг друга на 120 градусов, то из-за этого поток в обмотках вращается. Если ротор короткозамкнутый, то при таком вращении в роторе появляется ток, который создает электромагнитное поле. Взаимодействуя друг с другом, магнитные поля ротора и статора заставляют ротор электродвигателя вращаться. В случае, если ротор фазный, то напряжение подается на статор и ротор одновременно, в каждом механизме появляется магнитное поле, они взаимодействуют друг с другом и вращают ротор.

Достоинства асинхронных электродвигателей

С короткозамкнутым ротором С фазным ротором
1. Простое устройство и схема запуска 1. Небольшой пусковой ток
2. Низкая цена изготовления 2. Возможность регулировать скорость вращения
3. С увеличением нагрузки скорость вала не меняется 3. Работа с небольшими перегрузками без изменения частоты вращения
4. Способен переносить перегрузки краткие по времени 4. Можно применять автоматический пуск
5. Надежен и долговечен в эксплуатации 5. Имеет большой вращающий момент
6. Подходит для любых условий работы
7. Имеет высокий коэффициент полезного действия

Недостатки асинхронных электродвигателей

С короткозамкнутым ротором С фазным ротором
1. Не регулируется скорость вращения ротора 1. Большие габариты
2. Маленький пусковой момент 2. Коэффициент полезного действия ниже
3. Высокий пусковой ток 3. Частое обслуживание из-за износа щеток
4. Некоторая сложность конструкции и наличие движущихся контактов

Асинхронные электродвигатели являются очень эффективными устройствами с отличными механическими характеристиками, и благодаря этому они являются лидерами по частоте применения.

Режимы работы

Устройство, виды и принцип действия асинхронных электродвигателей

Электродвигатель асинхронного типа универсальный механизм и по продолжительности работы имеет несколько режимов:

  • Продолжительный;
  • Кратковременный;
  • Периодический;
  • Повторно-кратковременный;
  • Особый.

Продолжительный режим — основной режим работы асинхронных устройств, который характеризуется постоянной работой электродвигателя без отключений с неизменной нагрузкой. Такой режим работы самый распространенный, используется на промышленных предприятиях повсеместно.

Кратковременный режим – работает до достижения постоянной нагрузки определенное время (от 10 до 90 минут), не успевая максимально разогреться. После этого отключается. Такой режим используют при подаче рабочих веществ (воду, нефть, газ) и прочих ситуациях.

Периодический режим – продолжительность работы имеет определенное значение и по завершении цикла работ отключается. Режим работы пуск-работа-остановка. При этом он может отключаться на время, за которое не успевает остыть до внешних температур и включаться заново.

Повторно-кратковременный режим – двигатель не нагревается максимально, но и не успевает остыть до внешней температуры. Применяется в лифтах, эскалаторах и прочих устройствах.

Особый режим – продолжительность и период включения произвольный.

В электротехнике существует принцип обратимости электрических машин — это означает, что устройство может, как преобразовывать электрическую энергию в механическую, так и совершать обратные действия.

Асинхронные электродвигатели тоже соответствуют этому принципу и имеют двигательный и генераторный режим работы.

Двигательный режим – основной режим работы асинхронного электродвигателя. При подаче напряжения на обмотки возникает электромагнитный вращающий момент, увлекающий за собой ротор с валом и, таким образом, вал начинает вращаться, двигатель выходит на постоянную частоту вращения, совершая полезную работу.

Генераторный режим – основан на принципе возбуждения электрического тока в обмотках двигателя при вращении ротора. Если вращать ротор двигателя механическим способом, то на обмотках статора образуется электродвижущая сила, при наличии конденсатора в обмотках возникает емкостный ток. Если емкость конденсатора будет определенного значения, зависящего от характеристик двигателя, то произойдет самовозбуждение генератора и возникнет трехфазная система напряжений. Таким образом короткозамкнутый электродвигатель будет работать как генератор.

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором

Учитывая то, что электроснабжение традиционно осуществляется путём доставки потребителям переменного тока, понятно стремление к созданию электромашин, работающих на поставляемой электроэнергии. В частности, переменный ток активно используется в асинхронных электродвигателях, нашедших широкое применение во многих областях деятельности человека. Особого внимания заслуживает асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, который в силу ряда причин занял прочные позиции в применении.

Секрет такой популярности состоит, прежде всего, в простоте конструкции и дешевизне его изготовления. У электромоторов на короткозамкнутых роторах есть и другие преимущества, о которых вы узнаете из данной статьи. А для начала рассмотрим конструктивные особенности этого типа электрических двигателей.

Конструкция

В каждом электромоторе есть две важных рабочих детали: ротор и статор. Они заключены в защитный кожух. Для охлаждения проводников обмотки на валу ротора установлен вентилятор. Это общий принцип строения всех типов электродвигателей.

Конструкции статоров рассматриваемых электродвигателей ничем не отличаются от строения этих деталей в других типах электромоторов, работающих в сетях переменного тока. Сердечники статора, предназначенного для работы при трехфазном напряжении, располагаются по кругу под углом 120º. На них устанавливаются обмотки из изолированной медной проволоки определённого сечения, которые соединяются треугольником или звездой. Конструкция магнитопровода статора жёстко крепится на стенках цилиндрического корпуса.

Строение электродвигателя понятно из рисунка 1. Обратите внимание на конструкцию обмоток без сердечника в короткозамкнутом роторе.

Строение асинхронного двигателя с КЗ Ротором

Рис. 1. Строение асинхронного двигателя с КЗ Ротором

Немного по-другому устроен ротор. Конструкция его обмотки очень похожа на беличью клетку. Она состоит из алюминиевых стержней, концы которых замыкают короткозамыкающие кольца. В двигателях большой мощности в качестве короткозамкнутых обмоток ротора можно увидеть применение медных стержней. У этого металла низкое удельное сопротивление, но он дороже алюминия. К тому же медь быстрее плавится, а это не желательно, так как вихревые токи могут сильно нагревать сердечник.

Конструктивно стержни расположены поверх сердечников ротора, которые состоят из трансформаторной стали. При изготовлении роторов сердечники монтируют на валу, а проводники обмотки впрессовывают (заливают) в пазы магнитопровода. При этом нет необходимости в изоляции пазов сердечника. На рисунке 2 показано фото ротора с КЗ обмотками.

Ротор асинхронного двигателя с КЗ обмотками

Рис. 2. Ротор асинхронного двигателя с КЗ обмотками

Пластины магнитопроводов таких роторов не требуют лаковой изоляции поверхностей. Они очень просты в изготовлении, что удешевляет себестоимость асинхронных электродвигателей, доля которых составляет до 90% от общего числа электромоторов.

Ротор асинхронно вращается внутри статора. Между этими деталями устанавливаются минимальные расстояния в виде воздушных зазоров. Оптимальный зазор находится в пределах от 0,5 мм до 2 мм.

В зависимости от количества используемых фаз асинхронные электродвигатели можно разделить на три типа:

    ;
  • двухфазные;
  • трёхфазные.

Они отличаются количеством и расположением обмоток статора. Модели с трехфазными обмотками отличаются высокой стабильностью работы при номинальной нагрузке. У них лучшие пусковые характеристики. Зачастую такие электродвигатели используют простую схему пуска.

Двухфазные двигатели имеют две перпендикулярно расположенных обмотки статора, на каждую из которых поступает переменный ток. Их часто используют в однофазных сетях – одну обмотку подключают напрямую к фазе, а для питания второй применяют фазосдвигающий конденсатор. Без этой детали вращение вала асинхронного электродвигателя самостоятельно не начнётся. В связи с тем, что конденсатор является неотъемлемой частью двухфазного электромотора, такие двигатели ещё называют конденсаторными.

В конструкции однофазного электродвигателя используют только одну рабочую обмотку. Для запуска вращения ротора применяют пусковую катушку индуктивности, которую через конденсатор кратковременно подключают к сети, либо замыкают накоротко. Эти маломощные моторчики используются в качестве электрических приводов некоторых бытовых приборов.

Принцип работы

Функционирование асинхронного двигателя осуществляется на основе свойства трёхфазного тока, способного создавать в обмотках статора вращающее магнитное поле. В рассматриваемых электродвигателях синхронная частота вращения электромагнитного поля связана прямо пропорциональной зависимостью с собственной частотой переменного тока.

Существует обратно пропорциональная зависимость частоты вращения от количества пар полюсов в обмотках статора. Учитывая то, что сдвиг фаз составляет 60º, зависимость частоты вращения ротора (в об/мин.) можно выразить формулой:

В результате действия магнитной индукции на сердечник ротора, в нём возникнет ЭДС, которая, в свою очередь, вызывает появление электрического тока в замкнутом проводнике. Возникнет сила Ампера, под действием которой замкнутый контур начнёт вращение вдогонку за магнитным полем. В номинальном режиме работы частота вращения ротора немного отстаёт от скорости вращения создаваемого в статоре магнитного поля. При совпадении частот происходит прекращение магнитного потока, ток исчезает в обмотках ротора, вследствие чего прекращается действие силы. Как только скорость вращения вала отстанет, переменными токами магнитных полей, возобновляется действие амперовой силы.

Разницу частот вращения магнитных полей называют частотой скольжения: ns=n1–n2, а относительную величину s, характеризующую отставание, называют скольжением.

s = 100% * ( ns / n1) = 100% * (n1 – n2) / n1 , где ns частота скольжения; n1, n2 – частоты вращений статорных и роторных магнитных полей соответственно.

С целью уменьшения гармоник ЭДС и сглаживания пульсаций момента силы, стержни короткозамкнутых витков немного скашивают. Взгляните ещё раз на рис. 2 и обратите внимание на расположение стержней, выполняющих роль обмоток ротора, относительно оси вращения.

Скольжение зависит от того, какую механическую нагрузку приложено к валу двигателя. В асинхронных электромоторах изменение параметров скольжения происходит в диапазоне от 0 до 1. Причём в режиме холостого хода набравший обороты ротор почти не испытывает активного сопротивления. S приближается к нулю.

Увеличение нагрузки способствует увеличению скольжения, которое может достигнуть единицы, в момент остановки двигателя из-за перегрузки. Такое состояние равносильно режиму короткого замыкания и может вывести устройство из строя.

Относительная величина отставания соответствующая номинальной нагрузке электрической машины называется номинальным скольжением. Для маломощных электромоторов и двигателей средней мощности этот показатель изменяется в небольших пределах – от 8% до 2%. При неподвижности ротора электродвигателя скольжение стремится к 0, а при работе на холостом ходу оно приближается к 100%.

Во время запуска электромотора его обмотки испытывают нагрузку, что приводит к резкому увеличению пусковых токов. При достижении номинальных мощностей электрические двигатели с короткозамкнутыми витками самостоятельно восстанавливают номинальную частоту ротора.

Обратите внимание на кривую крутящего момента скольжения, изображённую на рис. 3.

Кривая крутящего момента скольжения

Рис. 3. Кривая крутящего момента скольжения

При увеличении крутящего момента коэффициент s изменяется от 1 до 0 (см. отрезок «моторная область»). Возрастает также скорость вращения вала. Если скорость вращения вала превысит номинальную частоту, то крутящий момент станет отрицательным, а двигатель перейдёт в режим генерации (отрезок «генерирующая область»). В таком режиме ротор будет испытывать магнитное сопротивление, что приведёт к торможению мотора. Колебательный процесс будет повторяться, пока не стабилизируется крутящий момент, а скольжение не приблизится к номинальному значению.

Преимущества и недостатки

Повсеместное использование асинхронных двигателей с короткозамкнутыми роторами обусловлено их неоспоримыми преимуществами:

  • стабильностью работы на оптимальных нагрузках;
  • высокой надёжностью в эксплуатации;
  • низкие эксплуатационные затраты;
  • долговечностью функционирования без обслуживания;
  • сравнительно высокими показателями КПД;
  • невысокой стоимостью, по сравнению с моделями на основе фазных роторов и с другими типами электромоторов.

Из недостатков можно отметить:

  • высокие пусковые токи;
  • чувствительность к перепадам напряжений;
  • низкие коэффициенты скольжений;
  • необходимость в применении устройств, таких как преобразователи частоты, пусковые реостаты и др., для улучшения характеристик электромотора;
  • ЭД с короткозамкнутым ротором нуждаются в дополнительных коммутационных управляющих устройствах, в случаях, когда возникает необходимость регулировать скорость.

Электродвигатели данного типа имеют приличную механическую характеристику. Несмотря на недостатки, они лидируют по показателям их применения.

Основные технические характеристики

В зависимости от класса электродвигателя, его технические характеристики меняются. В рамках данной статьи не ставится задача приведения параметров всех существующих классов двигателей. Мы остановимся на описании основных технических характеристик для электромоторов классов 56 А2 – 80 В2.

В этом небольшом промежутке на линейке моделей эелектромоторов с короткозамкнутыми роторами можно отметить следующее:

Мощность составляет от 0,18 кВт (класс 56 А2) до 2,2 кВт (класс 80 В2).

Ток при максимальном напряжении – от 0,55 А до 5А.

КПД от 66% до 83%.

Частота вращения вала для всех моделей из указанного промежутка составляет 3000 об./мин.

Технические характеристики конкретного двигателя указаны в его паспорте.

Подключение

Статорные обмотки трёхфазного АДКР можно подключать по схеме «треугольник» либо «звезда». При этом для звёздочки требуется напряжение выше, чем для треугольника.

Обратите внимание на то, что электродвигатель, подключенный разными способами к одной и той же сети, потребляет разную мощность. Поэтому нельзя подключать электромотор, рассчитанный на схему «звезда» по принципу треугольника. Но с целью уменьшения пусковых токов можно коммутировать на время пуска контакты звезды в треугольник, но тогда уменьшится и пусковой момент.

Схемы включения понятны из рисунка 4.

Схемы подключения

Рис. 4. Схемы подключения

Для подключения трёхфазного электрического двигателя к однофазному току применяют фазосдвигающие элементы: конденсаторы, резисторы. Примеры таких подключений смотрите на рисунке 5. Можно использовать как звезду, так и треугольник.

Рис. 5. Примеры схем подключений в однофазную сеть

С целью управления работой двигателя в электрическую цепь статора подключаются дополнительные устройства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *