Какие направления являются приоритетными при разработке международных стандартов
Перейти к содержимому

Какие направления являются приоритетными при разработке международных стандартов

Определение приоритетов международной стандартизации

Приоритетные направления в области международной стан­дартизации определяет Рабочая группа (РГ) по вопросам поли­тики в области стандартизации. Она образована в 1990 г. по решению 45-й внеочередной Сессии ЕЭК и является преемни­ком существовавшего с 1970 г. вспомогательного органа ЕЭК — Совещания правительственных должностных лиц, ответствен­ных за политику в области стандартизации. Совещания Рабочей группы созываются ежегодно. На них обсуждаются тенденции развития международной, региональной и национальной стан­дартизации, заслушиваются сообщения региональных и других организаций по стандартизации о работах, проводимых ими по вопросам признания результатов испытаний, аккредитации ис­пытательных лабораторий и сертификации, определяются зада­чи, намечаются пути их решения, принимаются программы ра­бот на текущий год. Программы направлены на устранение или постепенное сокращение технических барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

Рабочая группа поддерживает тесные деловые контакты с международными и региональными организациями по стандар­тизации и сертификации, координирует подготовку методиче­ских рекомендаций, которые полностью соответствуют методи­ческим руководствам ИСО/МЭК. В ее работе принимают уча­стие национальные организации по стандартизации стран, представляющих практически все регионы мира, а также пред­ставители межправительственных (ВТО, ЕС, ЕАСТ, МОЗМ) и неправительственных (МЭК, ИСО, ЕОИС и др.) организа­ций. Россия представлена в РГ Госстандартом РФ, Таким обра­зом, приоритетные направления по стандартизации, которые вырабатывает РГ ЕЭК, касаются в сущности всех стран мира.

Наиболее значительный документ среди принятых РГ (Совещанием правительственных должностных лиц) — ком­плекс Рекомендаций правительствам о политике в области стандартизации. В нем содержится свод принципов, который обобщает деятельность должностных лиц стран европейского региона, ИСО и МЭК при участии других организаций по стандартизации за весь период с 1970 г. Этот документ опреде­лил основные приоритетные направления и задачи для стандар­тизации:

· здравоохранение и обеспечение безопасности;

· улучшение окружающей среды;

· содействие научно-техническому сотрудничеству;

· устранение технических барьеров в международной тор­говле, являющихся следствием негармонизованных нор­мативных документов.

Рекомендации ЕЭК ООН по политике в области стандарти­зации обычно представляют собой дополнение к подобным разработкам других организаций, а не их дублирование.

В области гармонизации стандартов и технических требо­ваний разработаны Рекомендации «Международная гармо­низация стандартов и технических предписаний» и Перечень объектов, подлежащих международной стандартизации. ЕЭК на основании предложенных рекомендаций составляет Перечень ЕЭК по стандартизации. Он охватывает прежде всего секто­ры, по которым правительства считают необходимым разра­ботать правила, касающиеся здравоохранения и техники безо­пасности, охраны окружающей среды, борьбы с загрязнениями, рационального использования энергии и сырья. Общее для выделяемых приоритетов — отсутствие согласованных стан­дартов, что негативно отражается на международной торговле. Перечень устанавливает характер намечаемой работы по стан­дартизации (например, разработка технических требований, норм, допустимых уровней, основных характеристик безопас­ности, маркировки, методов контроля и др.) и организации, которые будут выполнять основную работу, а также те, которые могут быть заинтересованы в ней (т.е. возможна совместная деятельность). Таким образом Перечень позволяет избежать дублирования в работе международных организаций, занимаю­щихся стандартизацией.

Перечень периодически обновляется с учетом предложений стран—членов ЕЭК ООН. Одобренные РГ предложения при­нимаются к рассмотрению. При этом учитываются и такие ме­ждународные проблемы, которые связаны с различием в на­циональных законодательствах, т.е. не могут быть решены только посредством принятия международного стандарта.

В Перечне обозначено 15 секторов, для которых необходима стандартизация:

1. Атомная энергетика, радиационная безопасность и радиацион­ная защита.

2. Строительное оборудование и элементы.

3. Электро- и электронное оборудование и детали.

4. Охрана окружающей среды.

5. Противопожарная защита и системы защиты от краж.

6. Машинное оборудование.

8. Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства.

9. Транспортное оборудование.

10. Обработка информации.

13. Прочие продукты и оборудование.

15. Обеспечение и оценка качества.

По каждому сектору выделены первоочередные задачи (критерии А). Так, по первому сектору — это радиационная безопасность, а основные организации — МАГАТЭ*, ФАО/ВОЗ — будут создавать стандарты безопасности. Под тем же критерием намечены: разработка спецификации характеристик аппа­ратуры, применяемой для непрерывного контроля радиоактив­ности в сточных водах и для контроля реакторов в случае ава­рии (этим должна заниматься Международная электротехниче­ская комиссия — МЭК); установление допустимых уровней по излучению и радиоактивности (выполнение основной работы проводят МАГАТЭ, ФАО, ВОЗ, МКРЗ**, МБТ*** и др.); хранение высокорадиоактивных отходов (разработку норм и правил безопасности осуществляют ИСО и ОЭСР****). Аналогично рас­ставлены акценты и указаны разработчики по всем другим сек­торам.

* МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии.

** МКРЗ — Международная комиссия по радиологической защите.

*** МВТ — Международное бюро труда.

**** ОЭСР — Организация по экономическому сотрудничеству и развитию.

Рабочая группа по политике в области стандартизации по­святила несколько совещаний странам Центральной и Восточ­ной Европы, которые перешли на рыночную экономику. По отношению к ним РГ поощряет взаимное признание результа­тов испытаний и систем сертификации, совершенствование га­рантий качества, гармонизацию национальных систем стандар­тизации с международными.

При разработке технических требований и методов испыта­ний продукции вспомогательные органы ЕЭК используют ре­комендации Рабочей группы по политике в области стандарти­зации.

Все документы ЕЭК, в том числе и РГ (правила, стандарты, рекомендации), носят добровольный характер, и каждая страна устанавливает порядок их применения исходя из своих интере­сов и возможностей.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Международные организации по стандартизации — партнеры по Всемирному сотрудничеству в области стандартизации (World Standards Cooperation, WSC):
Международная организация по стандартизации (ИСО)
Международная электротехническая комиссия (МЭК)
Международный союз электросвязи (МСЭ)

Всемирный день стандартов-2020: Стандарты на защите планеты

  • Стандартизация будущего – это, прежде всего, цифровая среда. Поэтому стандарты будущего – это машиночитаемые стандарты, которые уже необходимы в таких отраслях как искусственный интеллект и технологии виртуальной реальности.

  • Чтобы создавать хорошие, современные требования для высокотехнологичных отраслей, необходима цифровая экосистема стандартизации для обмена мнениями и более быстрой электронной разработки стандартов.

  • Стандартизации в газовой отрасли – это стандартизация новых технических решений в добыче углеводоров, СПГ и его транспортировке по морю.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ: ОБЪЕКТЫ И ЦЕЛИ

«СТАНДАРТИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отно­шении реально существующих или по­тенциальных задач».

ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ — продукция, процессы и услуги

  • по­вышение степени соответствия продук­ции, процессов и услуг их функциональ­ному назначению
  • устранение барьеров в торговле
  • содействие научно-тех­ническому сотрудничеству.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

безопасность, информативность, право выбора, право быть услышанным, доступность, справедливость, качество, компенсация убытков, охрана окружающей среды, соответствие законодательным и регулирующим требованиям.
Международные стандарты МЭК, ИСО и МСЭ можно использовать на национальном и региональном уровнях для удовлетворения общественных, рыночных и законодательных потребностей.
Международные стандарты создают платформу для распространения технологических инноваций, как в развитых, так и развивающихся странах. Они помогают рынкам быстрее развиваться и увеличивают объем мировой торговли.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ПРОГРЕСС

В настоящее время международное сообщество сталкивается с трансформацией мировых рынков, а также с необходимостью обеспечения баланса в решении макроэкономических проблем и безотлагательного и целенаправленного реагирования на изменение климата. В этой сложной ситуации международные стандарты являются эффективным инструментом для осуществления положительных изменений путем установления требований, которые могут содействовать освоению новых мировых рынков, созданию благоприятных условий для бизнеса, ускорению экономического роста, а также смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним.

Международные стандарты представляют выработанную на основе консенсуса точку зрения ведущих мировых экспертов в различных областях экономики: от энергетики и энергетической эффективности до транспорта, системы менеджмента, изменения климата, здравоохранения, безопасности и информационно­коммуникационных технологий. Добровольно передавая свои знания и опыт в интересах общества, специалисты в этих и многих других областях объединяют свои усилия для разработки стандартов, которые позволяют обмениваться инновациями во всех странах мира и тем самым предоставляют бизнесу, правительственным кругам и обществу в целом надежную основу для осуществления положительных изменений.
Стандарты поддерживают быстрый экономический рост в развивающихся странах, рекомендуя наилучшие образцы практики, которые дают возможность не «изобретать велосипед». Принимая во внимание тесную взаимосвязь между экономическим ростом и урбанизацией, стандарты начинают играть все более активную роль в вопросах поддержки городов посредством развития интеллектуальной и экологически устойчивой инфраструктуры, которая делает их более удобными для проживания.
Международные стандарты создают условия для того, чтобы продукция, услуги и окружающая среда становились доступнее для людей с ограниченными физическими возможностями.
Стандарты применяются также в качестве инструментов, способствующих смягчению негативных последствий изменения климата путем повышения энергетической эффективности и уменьшения количества отходов и эмиссии парниковых газов. Стандарты обеспечивают обмен передовой практикой в области выработки электроэнергии на основе возобновляемых источников, аккумулируют самые современные требования и предлагают инновационные методы утилизации и вторичной переработки отходов, а также инструменты для повышения эффективности и экологической устойчивости во всех отраслях промышленности.
Международные организации по стандартизации, такие как МЭК, ИСО и МСЭ, обеспечивают согласование множества национальных и региональных стандартов, тем самым гармонизируя передовые мировые практики, устраняя технические барьеры в торговле и содействуя распространению социально­экономического прогресса.
Эти результаты в конечном счете доходят до всех потребителей в виде расширения возможностей выбора, улучшения качества и снижения цен.

Сегодня МЭК, ИСО и МСЭ применяют эти испытанные временем преимущества стандартизации для достижения мирового консенсуса по совершенствованию подходов к современным социальным, экономическим и экологическим проблемам. Принципы, лежащие в основе международной стандартизации, в настоящее время актуальны как никогда. Стандарты продолжают обеспечивать положительные изменения, устраняя препятствия для обмена информацией и сотрудничества, а деятельность МЭК, ИСО и МСЭ по-прежнему играет важнейшую роль в разработке стандартов, которые способствуют распространению знаний во всем мире и являются неотъемлемым фактором глобального экономического благополучия.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ: СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ВСЕОБЩЕГО ДОВЕРИЯ

Одна из важнейших целей, которые ставит перед собой международная стандартизация, — создание пространства всеобщего доверия. Стороны должны быть уверены в безопасности, надежности, функциональной совместимости и качестве взаимопоставляемой продукции.
Обеспечение всеобъемлющего доверия одна из важнейших целей международной стандартизации: мы верим, что системы, изделия и услуги функционируют так, как мы того ожидаем, поскольку они соответствуют основополагающим требованиям, установленным в международных стандартах.
Международные стандарты обеспечивают качество продукции и услуг, экологию, безопасность, надежность, функциональную совместимость, эффективность и действенность. Международные стандарты способствуют убежденности производителей в том, что их продукция, отвечая требованиям международных стандартов, конкурентоспособна, имеет возможность выхода на мировые рынки, может использоваться повсеместно.
Функциональная совместимость создает эффект масштаба и гарантирует пользователям, что они получат одинаковое обслуживание, где бы они ни находились. Таким образом, международные стандарты в равной степени дают выгоды потребителям, производителям и поставщикам услуг. Очень существенно, что в развивающихся странах применение международных стандартов ускоряет распространение новой продукции и услуг и тем самым стимулирует экономическое развитие.
Международные стандарты создают эту уверенность благодаря тому, что они разрабатываются в атмосфере открытости и прозрачности, позволяющей каждому заинтересованному участнику внести свой вклад.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СВЯЗЫВАЮТ МИР

Международная стандартизация вездесуща: от просто­го к сложному, от малого к большому, от локального к глобаль­ному… Международные стандарты неотступно сопровождают нас вместе с изделиями, услугами и во всемирных цепочках поставок, фор­мируя их основу.

Система международной стандар­тизации, включающая ИСО, МЭК и МСЭ, трансформирует показатели произво­дительности, эффективности, эконо­мии, качества, экологии, безопасно­сти, надежности, совместимости и способности к взаимодействию в кон­кретные характеристики продукции и услуг, соблюдение которых необходи­мо при их производстве, поставке или использовании. Таким образом, три эти международные организации по стандартизации вырабатывают и публикуют в форме международных стандартов дейст­венные решения сложных техничес­ких и экономических проблем, с кото­рыми сталкиваются бизнес, прави­тельства и общество.

В соответствии с международны­ми стандартами товары транспортируются, поставляются. Но для обменов требуются связующие звенья и интерфейсы, а международ­ные стандарты гармонизируют их, об­легчая обмен, делая процесс поставки более гибким, быстрым, надежным и рентабельным.

Международные стандарты помогают успешно ре­шить непростые проблемы обменов. Таких примеров немало: доставка пи­щи от фермы на кухонный стол; по­ставки сырья перерабатывающим предприятиям, а затем заказчикам в промышленности; доставка товаров дистрибьюторам, в магазины и далее потребителям; передача энергии от электростанций на промышленные объекты и в дома; обмен сообщениями между телекоммуникационными сетя­ми и компьютерными системами.

1419.jpgМеждународная тандартизация повышает эффек­тивность и результативность связую­щих звеньев и интерфейсов, которые также разнообразны. Они могут быть механическими, электрическими, ком­пьютерными или комбинированными. Это — трубопроводы и соединитель­ные фланцы, подъемные и погрузочно-разгрузочные устройства, поддоны, грузовые контейнеры, переключатели, кабели и разъемы, программные и ап­паратные средства, а также транспорт­ные, энергетические, и информацион­но-коммуникационные технологичес­кие сети (Industrial Communication Technologies — ICT).

Воздействие международной стандартизации про­стирается от того, что находится ря­дом, до того, что на другом конце пла­неты. Оно может охватывать целую страну, как в случае энергосистем, и даже распространяться на весь мир, как, например, сети ICT.

Соединяя рынки, международные стандарты благоприятствуют переда­че современных технологических ноу-хау развивающимся странам и странам с переходной экономикой, что повышает их экспортные возмож­ности и конкурентоспособность.

Международные стандарты предлагают реше­ния, помогают выполнять работу, соединяют людей.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ БОЛЕЕ БЕЗОПАСНОГО МИРА
ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ МЭК, ИСО и МСЭ ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ МИР БОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫМ

1301032123_m6-284x201.jpg

Мы хотим жить в безопасном и стабильном мире. Но землетрясения и ураганы, наводнения, несчастные случаи на транспорте и в быту, эпидемии и промышленные катастрофы каждый год влекут за собой многие тысячи случаев травматизма и смерти, материального и социального ущерба. Международные стандарты предлагают действенные решения по предотвращению или ликвидации последствий этих угроз. Роль стандартов в предупреждении и уменьшении человеческих и материальных потерь становится все более значимой, и, как следствие, их применение возрастает.

Система международных организаций по стандартизации (МЭК, ИСО и МСЭ) образует целую защитную сеть. Процедуры и области компетенции этих трех организаций обеспечивают совместную работу ведущих мировых специалистов из экономики, государственных органов, науки и общества по разработке международных стандартов, способствующих построению более безопасного и стабильного мира. Таким образом, международные стандарты базируются на двойном уровне единодушия: между заинтересованными сторонами и между странами.

Международные стандарты ИСО гарантируют безопасность во множестве областей — строительстве, транспорте, в быту и на рабочем месте. Стандарты ИСО «работают» в зданиях (например, стандарты на системы аварийной, пожарной и тревожной сигнализации), помогают защищать водителей и пассажиров автомобилей (например, стандарты на сиденья для детей, противоюзовые тормозные системы и надувные мешки), обеспечить безопасность и качество пищевых продуктов (в разных аспектах, в том числе новых), безопасность производственного оборудования.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) создает стандарты как на конкретную продукцию (например, электрические батареи или ноутбуки), так и на системы (например, функциональная электрическая безопасность заводской системы) и связанные с ними технологии.
На соответствие международно признанным стандартам безопасности производится сертификация продукции.
К числу мер направленных на снижение опасности, относится защита от поражения электрическим током, высокими температурами и огнем, от острых кромок или движущихся деталей на оборудовании, предотвращение воздействия электромагнитного излучения на организм человека.

XP0fYpTpUms76n9lqI7p5SxZo1_400.jpgМеждународный союз электросвязи (МСЭ) выполняет лидирующую роль в области информационной безопасности, разрабатывая стандарты, которые помогают бороться с компьютерной преступностью, включая защиту от хищения личных данных.
За рамками информационных технологий, МСЭ работает над стандартами, которые позволяют установить очередность вызовов при катастрофах. Это значит, что в чрезвычайных ситуациях системы электросвязи можно будет освободить от несрочных звонков. Благодаря стандарту МСЭ на мультимедийное общение в реальном времени, появилась телемедицина, когда лечащие врачи и хирурги, находясь в разных учреждениях, могут общаться и оказывать медицинскую помощь дистанционно.

МЭК, ИСО и МСЭ предлагают фонд из тысяч международных стандартов, направленных на безопасность в таких областях, как:

  • продукция, системы и всемирная цепь снабжения;
  • медицинские технологии и телемедицина;
  • средства слежения за незаконным оборотом радиоактивных материалов;
  • биометрическая техника для идентификации людей и ограничения доступа на охраняемые территории;
  • эффективная связь после природного катаклизма или в случае аварии;
  • информационная безопасность и защита сетей фиксированной и мобильной связи.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЕЛАЮТ МИР УДОБНЫМ ДЛЯ ВСЕХ

Порядка 650 млн человек имеют ограниченные в той или иной степени физические возможности. Возраст четвертой части населения развитых стран составляет 60 или более лет, а к 2050 г. по оценкам экспертов такая же ситуация будет в и большинстве развивающихся стран.
Проблема всеобщей доступности продукции и услуг становится все более актуальной. Пожилые и люди с ограниченными физическими возможностями нуждаются в равном доступе к социальной, политической и экономической жизни. Им жизненно – в прямом смысле этого слова! — необходима возможность пользоваться лифтом и бытовым оборудованием, выходить и входить в здание, путешествовать… Но не только. Для них не менее важен доступ к информации и средствам связи.
Но доступность — это проблема не только пожилых людей или лиц с ограниченными физическими возможностями. Любой человек на определенном этапе жизни может испытать временные ограничения доступности. Но при этом не должен быть выключен из жизни. Даже на время!

eurostar-train-travel-1920x1200.jpgМеждународные стандарты предоставляют производителям и поставщикам услуг рекомендации, как спроектировать изделия, удобные для всех.

  • Хорошо спроектированный пандус для инвалидных колясок, соответствующий международному стандарту, может оказаться исключительно полезным для молодой матери с детской коляской.
  • Бытовой прибор с большим выключателем может упростить обращение с ним людям с травмированной рукой.
  • Двери, останавливающиеся при закрывании по сигналу сенсора, могут предотвратить инциденты, приводящие к травмам спины.
  • Небольшая выпуклая точка на цифре «5» на клавишной панели телефона упрощает нахождение номеров — несомненное удобство в первые дни после операций на глазах.
СТАНДАРТЫ ПОВЫШАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

3.png

Международные стандарты играют решающую роль в повышении эффективности. Необходимость решения этой проблемы в полный рост поставили такие глобальные вызовы, как требование устойчивого развития, не истощающего природные ресурсы, и нестабильность финансовых рынков, заставившие международные организации по стандартизации искать возможности достигать лучших результатов, одновременно сокращая потери.
Проще говоря, эффективность — это способность достигать поставленных задач, внедряя процедуры разработки продукции или услуг оптимального качества с минимальными потерями, затратами или усилиями. Это является жизненно важным условием, чтобы преуспеть в сложившейся высококонкурентной экономической среде.
Международные стандарты являются мощными инструментами, помогающими организациям реализовать свой потенциал на глобальном рынке. Разработанные специалистами со всего мира, они отражают признанные на международном уровне и гармонизованные передовые подходы, которые можно применять для измерения, сравнения, повышения эффективности и сокращения потерь.
Так, общепринятые технические требования, международные стандарты позволяют совмещать, подобно кусочкам пазла, продукцию, услуги и технологии различных поставщиков Международные стандарты обеспечивают функциональную совместимость и соответствие, создавая прочную основу для инноваций и упрощая выход на рынки для новой продукции. Международные стандарты способствуют тому, что страны, организации, органы регулирования и исследовательские институты избавлены от необходимости вновь и вновь изобретать «колесо», а могут инвестировать таким образом средства в другие приоритетные направления.
Передовое техническое ноу-хау, содержащееся в международных стандартах, доступно всем, включая развивающиеся страны, что позволяет им наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы. Повышение эффективности производственных и деловых процессов, обеспечиваемое стандартами, позволяет компаниям конкурировать на глобальном уровне, выпускать товары быстрее для большего количества рынков и с меньшими издержками.
Таким образом, стандарты помогают организациям удовлетворять потребности своих клиентов, сосредотачиваясь на внутренних процессах компании и оптимизируя их. Органы регулирования могут использовать международные стандарты в качестве инструментов подтверждения соответствия и основы для регулирования, ориентированного на рынок и потребителей. Потребители же могут быть уверены в том, что международные стандарты способствуют повышению эффективности актуальных для них аспектов, таких как маркировка и безопасность продукции. Международные стандарты ИСО, МСЭ и МЭК не только приносят практическую пользу бизнесу: обуславливаемое ими повышение эффективности позволяет обществу лучше использовать свои ресурсы, внося вклад в устойчивое развитие планеты.

СТАНДАРТЫ СПОСОБСТВУЮТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
ЧЕРЕЗ СИСТЕМАТИЗАЦИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОПЫТА

О том, как стандартизация помогает в развитии международной торговли, о приоритетах и направлениях работы Международной электротехнической комиссии (МЭК) сообщил на в январе 2017 года на ежегодном заседании Всемирного экономического форума в г. Давосе (Швейцария) вице-президент МЭК и председатель Бюро по рыночной стратегии (MSB) МЭК доктор Юнбао Шу.

Центральной темой сообщения доктора Шу стало освещение деятельности МЭК с точки зрения ее содействия развитию международной торговли.

Говоря о значении МЭК, д-р Юнбао Шу напомнил, что Международная электротехническая комиссия занимается разработкой стандартов, которые способствуют развитию международной торговли через систематизацию коллективного технического опыта.

В настоящее время на полях МЭК работает около 20 тысяч инженеров со всего мира. Деятельность в МЭК дает всем возможность создавать продукцию в соответствии с едиными, международными, стандартами.

«МЭК была основана в 1906 году, и за 110 лет существования в организации выработаны все необходимые правила и процедуры работы. Каждый может принять участие в разработке стандартов в рамках того или иного технического комитета. При этом стандарты разрабатываются только на основе достижения консенсуса с участием каждого из профильных экспертов. Разработка одного стандарта может занять несколько лет. Документ тщательно прорабатывается специалистами, с большим энтузиазмом участвующими в деятельности по стандартизации», — отметил в своем выступлении вице-президент МЭК.

В панельной дискуссии также приняли участие представители руководства компаний General Motors, Infosys, Salesforce, Reliance Industries и др. Модератором дискуссии выступил декан Школы государственного управления имени Л.В.Блаватника (Оксфордский университет), профессор Нгари Вудс.

Международная стандартизации и ее основные цели.

Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

2. Назначение и цели международной стандартизации

Основное назначение международных стандартов — это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Цели международной стандартизации:

  • сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;
  • обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;
  • содействие международной торговле;
  • содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.
  • установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
  • развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
  • обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
  • разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
  • принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;
  • формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

ЕЭК ООН определил следующие основные приоритетные направления и задачи для стандартизации:

  • здравоохранение и обеспечение безопасности;
  • улучшение окружающей среды;
  • содействие научно-техническому сотрудничеству;
  • устранение технических барьеров в международной торговле, являющихся следствием негармонизованных нормативных документов.

3. Порядок применения международных стандартов

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано, в основном, со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием её внешней торговли.

Руководство ИСО/МЭК 21:2004 предусматривает прямое и косвенное применение международного стандарта.

Прямое применение — это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе.

Косвенное применение — применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.

Руководство ИСО/МЭК 21 устанавливает систему классификации для принятых и адаптированных международных стандартов

  • Идентичные (IDT): Идентичные по техническим содержанию и структуре, но могут содержать минимальные редакционные изменения.
  • Измененные (MOD): Принятые стандарты содержат технические отклонения, которые ясно идентифицированы и объяснены.
  • Не эквивалентный (NEQ): региональный или национальный стандарт не эквивалентен международным стандартам. Изменения ясно не идентифицированы, и не установлено четкое соответствие.

Нормы Государственной системы стандартизации России

ГСС России допускает следующие варианты правил применения международных и региональных стандартов:

  • принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений (метод обложки). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта;
  • принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации.

При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального).

Международные, региональные стандарты, документы ЕЭК ООН и других международных, региональных организаций и национальные стандарты других стран могут применяться в качестве стандартов отраслей, стандартов предприятий и стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений до их принятия в качестве государственных стандартов Российской Федерации.

Возможны и другие варианты: использование (заимствование) отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Это вполне допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемой при создании отечественного стандарта. Последний не считается формой принятия международного (регионального) стандарта. Подобное толкование применимо и к ГОСТ Р, который содержит ссылку на международный (региональный) стандарт.

4. Международные организации по стандартизации

Международная организация ISO начала функционировать 23 февраля 1947 г. как добровольная, неправительственная организация. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25-ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов.

International Electrotechnical Commission (Международная электротехническая комиссия), сокращенно IEC (МЭК), образованная в 1906 г., является добровольной неправительственной организацией. Её деятельность, в основном, связана со стандартизацией физических характеристик электротехнического и электронного оборудования. Основное внимание IEC уделяет таким вопросам, как, например, электроизмерения, тестирование, утилизация, безопасность электротехнического и электронного оборудования. Членами IEC являются национальные организации (комитеты) стандартизации технологий в соответствующих отраслях, представляющие интересы своих стран в деле международной стандартизации. Язык оригинала стандартов МЭК — английский.

International Telecommunication Union (Международный Союз Электросвязи) — ITU — международная межправительственная организация в области стандартизации электросвязи. Организация объединяет более 500 правительственных и неправительственных организаций. В её состав входят телефонные, телекоммуникационные и почтовые министерства, ведомства и агентства разных стран, а также организации-поставщики оборудования для обеспечения телекоммуникационного сервиса. Основная задача ITU состоит в координации разработки гармонизированных на международном уровне правил и рекомендаций, предназначенных для построения и использования глобальных телесетей и их сервисов. В 1947 г. ITU получила статус специализированного агентства Организации Объединенных Наций (ООН).

5. Порядок разработки международных стандартов

Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК); подкомитеты (ПК, которые могут учреждать ТК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности.

По данным на 1996 г. международная стандартизация в рамках ИСО проводится 2832 рабочими органами, в том числе 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ и 36 целевыми группами.

Ведение всех секретариатов ТК и ПК обеспечивают 35 комитетов-членов, в том числе за Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ.

Кроме ведения секретариатов заинтересованные комитеты-члены могут быть активными членами любого ТК или ПК, а также наблюдателями. Для первого случая в ИСО существует статус члена Р, а для второго – статус члена О. Россия – активный член – в 145 ТК, а наблюдатель в – 16 ТК.

Официальные языки ИСО – английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ИСО.

Схема разработки международного стандарта сводится к следующему: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, технического комитета, комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ИСО) направляет в ИСО заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний будет создан при условиях: если большинство комитетов-членов голосуют «за» и не менее пяти из них намерены стать членами Ρ в этом ТК, а Техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта. Все вопросы в процессе работы обычно решаются на основе консенсуса комитетов-членов, активно участвующих в деятельности ТК.

После достижения консенсуса в отношении проекта стандарта ТК передает его в Центральный секретариат для регистрации и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75% голосовавших, он публикуется в качества международного стандарта.

В технической работе ИСО участвуют свыше 30 тыс. экспертов из разных стран мира. ИСО пользуется мировым авторитетом как честная и беспристрастная организация и имеет высокий статус среди крупнейших международных организаций.

Стандарты ИСО – наиболее широко используемые во всем мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматривается и принимается вновь 500-600 стандартов. Стандарты ИСО представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услугам), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира. Во многом это объясняется ответственным отношением технических комитетов к достижению консенсуса по техническим вопросам, за что несут личную ответственность председатели ТК. Кроме принципа консенсуса при голосовании по проекту международного стандарта ИСО впредь намерена обеспечивать еще и обязательную прозрачность правил разработки стандартов, понятных для всех заинтересованных сторон.

Весьма широки деловые контакты ИСО: с ней поддерживают связь около 500 международных организаций, в том числе все специализированные агентства ООН, работающие в смежных направлениях.

ИСО поддерживает постоянные рабочие отношения с региональными организациями по стандартизации. Практически члены таких организаций одновременно являются членами ИСО. Поэтому при разработке региональных стандартов за основу принимается стандарт ИСО нередко еще на стадии проекта. Наиболее тесное сотрудничество поддерживается между ИСО и Европейским комитетом по стандартизации (СЕН).

Крупнейший партнер ИСО – Международная электротехническая комиссия (МЭК). В целом эти три организации охватывают международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информационных технологий и телекоммуникации.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. Стандарт ИСО в случае его использования вводится в национальную систему стандартизации в тех формах, которые описаны выше, а также может применяться в двух- и многосторонних торговых отношениях. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

Разработка проекта стандарта в технических органах ИСО всегда связана с необходимостью преодоления определенного давления представителей отдельных стран (нередко это крупнейшие производители и экспортеры товаров) по техническим требованиям и нормам, которые должны включаться в содержание будущего международного стандарта. Высшим достижением для национального комитета-члена является принятие национального стандарта в качестве международного. Однако следует учесть, что при планировании работ в ИСО для включения в программу стандартизации учитываются следующие критерии: влияние стандарта на расширение международной торговли, обеспечение безопасности людей, защита окружающей среды. На основе этих положений должно быть представлено веское обоснование предложения.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

Перспективные задачи ИСО. ИСО определила свои задачи до конца столетия, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:

• установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

• снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;

• оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;

• стимулирование «самоподдерживающих» элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

• забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.

Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться стандарты ИСО серии 9000.

Правительства ряда крупных стран передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе.

В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и СЕН, которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной работе трех главных организаций по международной стандартизации и в следующем столетии.

6. Вывод

Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов – неплохая предпосылка для создания предприятием систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции.

И хотя международные рекомендации по стандартизации не являются обязательными для всех государств, однако соответствие продукции нормам международных стандартов определяет ее стоимость и конкурентоспособность на международном рынке. Применение международных стандартов качества открывает обширные возможности для выхода российских предприятий на международный рынок.

Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.

Система международной стандартизации, включающая ИСО, МЭК и МСЭ, трансформирует показатели производительности, эффективности, экономии, качества, экологии, безопасности, надежности, совместимости и способности к взаимодействию в конкретные характеристики продукции и услуг, соблюдение которых необходимо при их производстве, поставке или использовании. Таким образом, международные стандарты стали эффективным средством устранения технических барьеров в международной торговле, поскольку обрели статус документов, определяющих научно-технический уровень и качество изделий.

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов — сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира.

7. Список литературы

1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – 345 с.

2. Брославский Л.И. Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза. Монография. – М.: Проспект, 2017. – 223 с.

3. Ростовцев Е.А. История книжного дела. Учебное пособие. – М.: Политех, 2012. – 131 с. 4. А.И. Якушев. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. М.: Рипол Классик, 2013. – 356 с.

4. Международная стандартизация [электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

5. Международная стандартизация [электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://spravochnick.ru/standartizaciya/mezhdunarodnaya_standartizaciya/

6. Международная стандартизация [электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://www.freepapers.ru/109/ponyatie-mezhdunarodnoj-standartizacii-naznachenie-celi/281005.1825238.list2.html

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Международная организация по стандартизации

Углубление и расширение международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности обеспечило перевод работ по международной стандартизации на более высокий уровень. При этом качественно новый этап в области стандартизации на многосторонней основе характеризуется заметным количественным, структурным и функциональным ростом. Сегодня из 4,5 тысячи всех международных организаций рассмотрением вопросов, связанных со стандартизацией, занимаются более 400.

Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 г. В 1946 г. под эгидой ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО) (International Standards Organization — ISO) — неправительственная организация, осуществляющая разработку международных стандартов и международное сотрудничество в области стандартизации со штаб-квартирой в Лондоне. В работе ИСО участвует более 120 стран. Главная цель ИСО — содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для упрощения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в сфере интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности. При этом в круг компетенции ИСО входят:

— принятие мер, направленных на упрощение, совершенствование методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе;

— разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;

— организация внутренних информационных потоков;

— налаживание сотрудничества с другими международ-ными организациями для совместного решения смежных вопросов.

Высшим органом ИСО является Генеральная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета. При Совете создано дополнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО. Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся: ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (около 140) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). Технические комитеты, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

В последнее время во всех развитых странах концентрируются усилия по разработке и внедрению на предприятиях современных систем качества. В ряде стран Западной Европы и в США введены национальные стандарты, определяющие параметры этих систем. В 1979 г. создан ТК 176 «Системы обеспечения качества», в задачи которого входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях. Стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях в более чем 100 странах мира. Например, в США они известны с обозначением ANST/ASQC 090, в Японии — JIS 9000, в Англии — BS 5750, в Дании — DS/EN 29000, в Германии — DIN/ISO 9000, во Франции — NF X50.121. Во всех случаях содержание стандартов почти аналогично, и все они включают требования к системе качества компании как основное условие для достижения стабильного качества выпускаемой продукции.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и шесть комитетов. Кратко рассмотрим деятельность Комитета по оценке соответствия продукции стандартам (КАСКО) и Комитета по вопросам потребления (КОПОЛКО).

В начале 1970-х гг. в связи с бурным развитием сертификации во всех странах мира создан КАСКО. Этому органу поручена выработка международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации (организация испытательных центров в странах, требования, предъявляемые к ним, маркировка сертифицируемой продукции, требования к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и др.).

В задачи КОПОЛКО входит:

изучение путей содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, а также установление мер, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

выработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения по вопросам стандартизации;

обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребитель-скиетовары, по другим вопросам стандартизации, представляющим интерес для потребителей.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ. На начало 1995 г. за Российской Федерацией было закреплено ведение секретариатов 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ В целом представительство России в рабочих органах ИСО значительно меньше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве страны в разработке международных стандартов. К сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных организациях по стандартизации.

Другая не менее авторитетная организация — Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает

стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение по разграничению и координации сферы деятельности.

Наша страна является членом МЭК с 1922 г. Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

В работах по международной стандартизации участвуют другие организации. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) широко известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус международных стандартов и являются нормативной базой международной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и на транспорте.

Международной торговой палатой проделана работа по унификации торговой документации. «Настольной книгой» специалистов внешней торговли являлся сборник «ИНКО-ТЕРМС» — Международные правила толкования торговых терминов.

В рамках Объединенного комитета экспертов действует Комиссия «Кодекс алиментариус». Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколько десятков сводов гигиенических правил. Европейское отделение комиссии определяет возможность использования пищевых добавок в пищевых продуктах (которые нам знакомы по обозначениям на упаковке — Е 103, Е 210 и т.д., где буква Е происходит от сокращения слова «Europe»).

В пределах своей компетенции в работах по стандартизации участвуют и другие международные организации — ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и пр.

К международным стандартам можно условно отнести стандарты международных профессиональных объединений производителей отдельных видов продукции (их свыше 40), например шерсти, текстиля, мяса и пр. Известна (с 1937 г.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании «Вулмарк». Она выдает лицензии на применение знака «Вулмарк» тем изготовителям шерсти и изделий из нее, которые смогли подтвердить соответствие качества продукции нормативным требованиям Международного секретариата шерсти. При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международная организация виноградарства и виноделия. Международная ассоциация производителей бутилированной воды и т.д.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р принята Концепция развития национальной системы стандартизации до 2010 г. Документ предусматривает развитие в восьми направлениях в соответствии с общим принципом: стандартизация в условиях реформирования должна быть адекватной происходящим переменам и соответствовать международной практике.

Согласно положениям Концепции стандартизация носит рыночный характер, т.е. подчиняется основным рыночным законам и выходит на рынок со своим товаром — национальным стандартом. Разноплановые интересы участников системы предлагается свести в неправительственной организации

по стандартизации. Ее основная цель — обслуживание процесса разработки стандартов, причем предоставляемые услуги должны удовлетворять всех участников процесса, давая им равные шансы быть услышанными. Государство является одним из участников рынка и может при передаче функций по организации национальной системы стандартизации национальному органу оговорить свои интересы через соответствующее соглашение.

Важно, что Концепция четко позиционирует стандарты в общей схеме технического регулирования. На стадии разработки она была согласована с 27 министерствами, состоялось также ее публичное обсуждение. Все это говорит о том, что и государственные органы, и бизнес-сообщество признают значимость стандартов для экономики и социальной политики нашего государства.

Приоритетным направлением развития стандартизации сегодня является применение международных стандартов с целью устранения технических барьеров в торговле и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Важнейшая задача здесь — гармонизация национальных стандартов с международными. Речь идет обо всем фонде государственных стандартов, который составляет более 25 тысяч документов. По уровню гармонизации стандартов мы сравнялись с Евросоюзом — это немногим более 40%. По отдельным видам продукции данный показатель варьируется: от 72—75% на автомототехнику до 20% по стандартам на различные виды продуктов питания. В этом смысле особое значение имеет задача сближения нормативно-правовой базы России с законодательством государств — членов ЕС, поскольку Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию. Вся работа по приведению отечественной законодательной базы и практики в соответствие с Соглашением с ВТО по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам ведется согласно положениям Межведомственной программы мер по обеспечению выполнения требований указанных Соглашений. И Закон о техническом регулировании предусматривает необходимые для этого действия.

Национальный орган по стандартизации в соответствии с Законом о техническом регулировании представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

— гармонизация системы стандартизации в Российской Федерации с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;

— совершенствование фонда документов в области стандартизации, используемых в Российской Федерации, на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-технического прогресса;

— гармонизация национальных стандартов РФ с международными, региональными стандартами и национальными стандартами других стран, в особенности с применяемыми для целей сертификации;

— повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

— разработка международных и региональных стандартов на основе национальных стандартов РФ на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;

— улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;

— обеспечение защиты национальных интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов;

— обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами.

Международное сотрудничество Российской Федерации по линии международных организаций по стандартизации включает в себя непосредственное участие в работе этих организаций, в первую очередь в разработке международных и региональных стандартов, а также обеспечение их применения в национальной экономике и договорно-правовых отноше-ниях со странами-партнерами. Двустороннее или многостороннее сотрудничество по стандартизации включает работы по гармонизации с национальными стандартами, совместную разработку стандартов, проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение кадров и др.

В соответствии с Законом о техническом регулировании, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по стандартизации, то I применяются правила международного договора.

Региональное сотрудничество. Правительства государств — участников СНГ, отмечая международный характер стандартизации, метрологии и сертификации и признавая целесообразность проведения согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, оформили соглашение о проведении согласованной политики. При этом оговорено, что, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации систем стандартизации, метрологии и сертификации и организации работ в этой области признают действующие стандарты ГОСТ в качестве межгосударственных и сохраняют аббревиатуру ГОСТ за вновь вводимыми межгосударственными стандартами, предусматривая гармонизацию их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами.

Стороны договорились проводить согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации по следующим направлениям:

• принятие общих правил проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

• установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний;

• стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

• информация и системы кодирования;

• установление единиц физических величин, допускаемых к применению в государствах — участниках Соглашения;

• ведение межгосударственной службы времени и частот, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных;

• ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

• формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение участников Соглашения этими стандартами. Ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющих межгосударственный интерес;

• взаимное признание результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, проверки и калибровки средств измерений;

• взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и системы обеспечения качества;

• издание, переиздание, тиражирование и распространение межгосударственных стандартов, международных и региональных стандартов, других нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

• координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации;

• международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества.

Стороны осуществляют финансирование общих программ и технических проектов в области стандартизации, метрологии и сертификации целевым направлением средств каждым участником программы или технического проекта.

Основанная в 1946 г., ИСО является международной федерацией национальных органов по стандартизации. В настоящее время организация включает около 150 членов, по одному от каждой страны. Миссия ИСО состоит в том, чтобы содействовать развитию стандартизации в мире, облегчить международный обмен товарами и услугами, достичь взаимного дружеского соглашения между государствами в интеллектуальной, научной, технической и экономической областях. Работа касается всех сфер стандартизации, кроме электрических и электронных технических стандартов, которые разрабатываются Международной электротехнической комиссией (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации.

Стандарты на пищевые продукты разрабатывает технический комитет TC 34. Сфера деятельности комитета — стандарты на пищевые продукты для человека и корма для животных, материалы растительного и животного происхождения. Стандарты относятся к терминологии, методам отбора проб, испытаний и анализа, спецификациям на продукты и требованиям к упаковке, хранению и транспортировке. Общее количество стандартов, опубликованных комитетом, превышает 600.

Рабочие органы в составе комитета специализируются на отдельных направлениях:

? генетически измененные организмы и продукция из них;

? системы управления безопасностью пищевых продуктов;

? система отслеживания в цепи поставки сельскохозяйственных продуктов;

? масличные семена и плоды;

? продукты из овощей и фруктов;

? молоко и молочная продукция;

? мясо, домашняя птица, рыба, яйца и продукция из них;

? пряности и приправы;

? корма для животных;

? животные и растительные жиры и масла;

? свежие, сухие и высушенные фрукты и овощи;

Производители в странах Европы все чаще обращаются в органы по стандартизации с просьбой принять добровольные стандарты безопасности, которые отвечали бы растущим требованиям потребителей. По инициативе Датской ассоциации стандартов в 2004 г. разработан новый международный стандарт ИСО 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов». Стандарт ИСО 22000 рассматривает аспекты безопасности и ориентирует изготовителей на разработку и внедрение системы менеджмента безопасности. Ранее техническим комитетом № 34 ИСО был разработан стандарт ИСО 15161 «Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности и производстве напитков». Стандарт охватывает все аспекты качества и дает рекомендации, как интегрировать систему XACCП в систему менеджмента качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *