Как читать техническую литературу
Перейти к содержимому

Как читать техническую литературу

Эффективны ли техники быстрого чтения для изучения профессиональной и технической литературы?

У человека, владеющего современными образовательными технологиями, есть ровно одна сложность — грамотно выбрать инструмент для освоения заданной области знания.

Согласитесь, какой бы ни была удобной электродрель, она не поможет быстро забить гвоздь. Кофейный аппарат также не заменит калькулятор, а миксер не поможет, если вам надо позвонить. Хорошие, удобные и эффективные инструменты специализированы для выполнения конкретной задачи, и именно поэтому они эту самую конкретную задачу так хорошо решают.

С этим нехитрым тезисом связаны сложности с использованием технологий скорочтения при чтении профессиональной и технической литературы. В 90 % случаев эти проблемы не проблемы скорочтения.

Памятка: На самом деле при чтении текста с любой скоростью, в котором половину терминов человек не понимает, он испытывает сложности с воспроизведением содержания и ответом на вопросы.

Тренированный в скорочтении человек отличается от нетренированного только тем, что он одинаково не понимает, на разных скоростях.

Прочитайте этот абзац: «Протонный градиент в клетке создается за счет выбивания электронов из стомы в люмен тилакоида, расположенного в одной из гран, — именно так в двумембранной структуре хлоропласта поддерживается процесс нециклического фотофосфорилирования, что роднит его с цианобактериями».

Для человека, далекого от химии и биологии, в этом абзаце встречается до 12 слов, которые располагаются в диапазоне от «впервые слышу» до «слышал, но что означает, не знаю».

Еще раз обращаем внимание — от скорости чтения количество не меняется! Не бывает такого, чтобы человек не знал, что такое «стома», а при медленном чтении вдруг вспомнил, что так называется среда внутри хлорофилла.

Два пути решения проблемы

Большинство идет первым путем, выделяя термины, которые не знакомы, проясняя их содержание и таким способом проясняя содержание текста. Этот путь уместен и полезен тогда, когда вы имеете дело с понятным в целом текстом, в котором изредка встречаются новые термины.

В этой ситуации можно комбинировать типы чтения и работать по следующему алгоритму:

  1. просмотровым чтением пробегаем текст, текстовыделителем отмечаем непонятные слова;
  2. прямым чтением читаем в источниках содержание терминов, набрасываем схематичную майнд-карту по содержанию понятия;
  3. читаем прямым чтением текст, в котором уже нет неизвестных для нас слов.

Выполнение этого алгоритма позволит и текст читать быстро, и в содержании его разобраться.

Если вы совсем не знакомы с темой, о которой идет речь, то в вашем «сите» совсем нет никаких ячеек, и все, что вы в него насыпаете, благополучно высыпается наружу.

Иная ситуация, если в тексте количество понятных слов примерно равно или меньше, чем непонятных.

При выполнении пункта 1 вышеупомянутого алгоритма вы отметили почти все слова в тексте — как быть?

Здесь показано применение принципа «Сито».

В чем он состоит?

Процесс первичной обработки информации головным мозгом можно представить себе, как работу сита и сыпучих материалов. Если вы совсем не знакомы с темой, о которой идет речь, то в вашем «сите» совсем нет никаких ячеек, и все, что вы в него насыпаете, благополучно высыпается наружу. В результате ничего не остается, и на вопросы к тексту вам крайне сложно ответить.

Правильный способ создания ячеистой структуры вашего «сита» — работа с источниками, которые по сложности уступают этому тексту.

В использованном нами примере речь идет о процессе фотосинтеза и строении органов бактерий и клеток, которые его обеспечивают. Будем создавать «сито» постепенно, начнем со школьного учебника по биологии средней школы, вспомним, что такое в принципе фотосинтез, что он происходит в хлоропластах, которые представляют собой части клетки или бактерии, которые зелененькие и которых много.

Первые крупные ячейки нашего сита появились. Но насыпать в него пока бесполезно — их мало.

Берем учебник старшей школы и выясняем, что эти самые хлоропласты, оказывается, не являются цельными и неделимыми. Они, во-первых, имеют сразу две оболочки (мембраны), поэтому их и называют двумембранными, и, во-вторых, они имеют внутреннее строение, в котором есть стома — внутренняя среда, похожая на цитоплазму клетки, а еще внутри есть тилакоиды, внутреннее пространство которых называют люмен. Последнее, кстати, есть не во всех учебниках для школьников, но для студентов, которые начинают изучать биохимию, точно есть.

Так, постепенно усложняя характер источников, мы уменьшаем размер ячейки «сита», в которое насыпаем нечто ценное для нас.

Это длинный путь, на котором вам очень поможет быстрое чтение. Учебник для средней школы вы вполне в состоянии читать максимально быстро. После него учебник для старшей школы — тоже. И так далее.

Соответственно, секрет эффективного чтения технической и профессиональной литературы — в умелом комбинировании технологий быстрого чтения и принципа работы с информацией под названием «Сито».

Подробно о принципе «Сита» и других технологиях работы с информацией узнайте на ближайших мероприятиях Центра образовательных технологий Николая Ягодкина — Advance.

Как правильно читать технические книги?

Добрый день, собственно вопрос, как можно извлечь больше пользы после прочтения, возможно конспектировать стоит или как-нибудь еще. Читаете вы книги по каким-либо технологиям или больше курсы предпочитаете?

Читаю книги. Конспектирую в тетрадь. Для каждой книги завожу свою тетрадь

Для аналоговых книжек лучше заметок на полях и стикеров в качестве закладок ничего больше не придумали.

Но, нормально структурированная гипертекстовая цифровая документация давно уже победила.

«Как читать книги» С.И. Поварнин

прям сидя за рабочим столом читаешь? тетрадь на 12 листов?

Как правильно читать технические книги?

Требуется всего-то использовать: стол, кресло, тетрадь на 48 листов в линейку, шариковую ручку, карандаш, ластик, 4 разноцветных маркера, линейку и небольшую стопку листов для рисования/черчения. Также следует раз в час-два проветривать используемое помещение.

Читаете вы книги по каким-либо технологиям или больше курсы предпочитаете?

Уже очень давно читаю только текст (справочную документацию, в основном).

Курсы задают свой темп обучения, этим мне они не нравятся. И да, при найме ментора, на самом деле, идёт найм дополнительного геморроя. Как же тогда учиться практике? Очень просто, выходить в поле, и пытаться собирать грабли.

Но, нормально структурированная гипертекстовая цифровая документация давно уже победила.

А толку, если в голове не отложится так, как это было бы с аналоговой книжкой? Наперёд, ответ «не нужно» принимается.

Глазами. Про себя.

Их надо читать когда понимаешь что оно тебе нужно. Если есть это понимание, то ты и сам всё что нужно поймёшь. Если нету, то ты зря тратишь своё время.

Пытался конспектировать в тетрадку, да. Толку ноль, ибо многие книги грешат чем-то вроде «Итак, сейчас мы узнаем, как сложить 2+2. Научились? Круто! А теперь… *формула с интегралами на пять страниц». Причем это касается всех направлений.

Нравится когда есть связка «сертификация-курс», как например у шапки или суси. То есть цель, шаги и конечный результат. Очень удобно.

В твоём вопросе нет ни цели ни конечного результата. Непонятно, что ты там записывать собрался.

Надо запоминать что и где найти.

А толку, если в голове не отложится так, как это было бы с аналоговой книжкой?

Так, в этом и нет необходимости, если говорить о документации.

Если под технической книгой понимается справочник, то зачем его откладывать в голове — он же справочник. Если это узкоспециализированная беллетристика, то и чтение её не отличается от чтения художественной литературы.

Ну например освоение нового языка или фреймворка.

Ну например освоение нового языка или фреймворка.

Я не представляю, какие могут возникнуть трудности с чтением «Quick start | Get started», чтобы пришла мысль что-то конспектировать.

Необходимость переходить к «Advanced usage | API reference» вообще возникает время от времени, и не требует последовательного обязательного прочтения.

Ну вот, я не понимаю проблем затронутых в ОП.

как можно извлечь больше пользы после прочтения

практика прочитанного — лучшее средство

И копаешь потом в других источниках конкретно этот промежуток между 2+2 и интегралами. «Вижу цель, не вижу препятствий» 🙂 В этот момент иногда начинаешь понимать, что кто-то у кого-то передрал материал без понимания — бывает, у разных авторов одинаковые «пробелы» в материале, сразу возникают подозрения.

Да для примера, на работе например у меня один стек, PHP, Qt, c++, python. Какие-нибудь side project java+kotlin+flask. Тут уж что-то новое в голову впихнуть проблемно.

Элементарно. Составляешь многопараметрическую функцию пользы и решаешь задачу оптимизации. 🙂

у меня один стек, PHP, Qt, c++, python. Какие-нибудь side project java+kotlin+flask

Из последнего, что я пытался так читать — книга по Spring. Начало было вполне годным, написано четко. Дальше пошла какая-то дичь, которую чтобы понять надо быть либо автором, либо уже знать спринг.

А вообще мне попадались только пара годных книг, на самом деле. Большинство идет по описанному ранее алгоритмы, что сразу же сводит их ценность к нулю.

Ну вот надо был мне java осваивать, взял брюса эккеля (страниц 450), прочитал полкниги и чуть с тоски не взывал, ну и нудятина, как-то сел код писать и уже стало интересней, но приходится все время лазить, что-то смотреть и так происходит с 4/5 книг, которые читаю.

Я бы сказал, что лучше сразу садиться код писать, прочитав только введение. Потому что дальше ты без практического применения все равно мало что поймешь. А в процессе написания уже поймешь, чего не понятно, и что надо уточнить и прочитать. Как-то так.

как-то сел код писать и уже стало интересней, но приходится все время лазить, что-то смотреть

Это правильное чтение технической литературы.

Хотя есть разные «правила»: например, поставить статус вконтакте в резюме, то читал Д.Кнута.

Если описываемый в книге материал позволяет, то читать нужно с открытым REPLом, дроча в нём всё, о чём в книге рассказывается. Но это относительно специфическая ситуация.

приходится все время лазить, что-то смотреть

Я не знаю, как надо, всё зависит от личных особенностей. Сам читаю кусками. Иногда по нескольку штук. Там выхватываешь кусок, сям и в итоге получается целостная картина.

Конспектирую? Да, бывает. Покупаю блокнотик за три копейки к каждой новой книжке и вперёд. Польза от такого прочтения особенно ощутима, когда книга на английском. Выписываешь фразу, переводишь её и потом вертишь, чтобы по смыслу приспособить к уже понятому.

Курсы? Не особенно. Бывает, возникают больные идеи поучиться на курсе, но после недолгой борьбы разум берёт верх. Всё-таки посещение курсов плохой способ борьбы с одиночеством. 😀

Знаниями овладеваю больше для себя, для своего саморазвития. Ну, просто потому, что что-то цепляет и становится интересным. Курсы ориентированы на то, чтобы предоставить обучаемому некий сгусток знаний, чтобы он мог начать быстро их применять. Это не совсем то, что нужно мне, остаётся книга.

О! Брат по разуму. Дарова.

Курсы задают свой темп обучения, этим мне они не нравятся.

Когда я был студнем, у нас была высокая степень взаимоподдержки, взаимообмена знаниями и прочие прелести совместного проживания нескольких десятков молодых людей. Подобную школу проходили если не все, то многие, и если и были какие-то изоляционисты, то их было немного. Сущие единицы каких-то ботанов, букварей, папенькиных сынков и начинающих карьеристов.

Повторить это невозможно. А хочется. Поэтому от курсов ожидаешь чего-то подобного. Чтоб ты пришёл, погрузился, раззнакомился со всеми и раз! И вы уже команда. Решаете одну общую задачу. Но это невозможно. Слушатель курсов стремится отбить бабки, ему не до общения с себе подобными, тутор стремится заработать деньги меньшей кровью. Редкие курсы длятся больше двух недель. Что можно успеть за две недели? Немногое. В сухом остатке корка и конспект, исписанный торопливым почерком.

на 48, иногда на 96. Пишу размашисто

У аналоговых книжек нет вообще ни одного преимущества перед нормальными цифровыми. Для чтения нужен хороший ридер с возможностью выделения текста и комментирования. Я использую okular, например. Если в книге есть примеры кода и/или задачи, их можно проверить и тут же в коментарии приложить ссылку на коммит в гите. Так же можно помещать перекрёсные ссылки между разными книгами и/или страницами с документацией в сети. Заниматься переписыванием всего этого на бумаге — геморрой.

я тоже решил купить блокноты/тетради для каждой книги, если записывать конспект то так оно лучше запоминается почему то.

Теоретические и философские вещи лучше конспектировать, чтобы потом снова весь талмуд не читать, а быстро по основным идеям пробежаться. Как в чем, конечно, в org-mode.

Практические штуки типа $недоязычок головой вперед или $фреймворк в действии лучше таки да с реплом наперевес, и попутно небольшой проектик создать для примеров кода. Когда в следующий раз муза укусит, эти примеры тебе сильно помогут.

У аналоговых книжек нет вообще ни одного преимущества перед нормальными цифровыми.

Читать в ванной и с грязными руками. А, ну и страницами можно пытать, разрезая кожу между пальцев.

Как угодно, но стараться думать. А если автор вдруг начинает без объяснений впечатывать формулы или использовать термины из ниоткуда не объясняя и не давая сносок, то помечаешь его как дебилоида и книгу выкидываешь в мусорку 80% технического чтива мусор от мудаков которые просто описали то что смогли вспомнить и на пол книги разводят философию к делу отношения не имеющую, цель которых продать тираж и всё. Особенно то что публикует орелли со зверушками это ярчайший пример хероты позорной с игровой механикой что-бы продать, а именно «эффект коллекционера».

Просто читай и всё. Правильного способа нет и быть не может. Читаешь, пытаешься понять, запоминаешь важное. Читаешь далее. Периодически делая практические наброски того чего узнал в коде, когфигах или о чём там книга/ги. Некоторые любят делать своими словами описанные сноски в тетради. Но это если автор адекват.

для программирования надо уметь читать на английском чтобы читать актуальную информацию.

Не читать, заниматься практикой, и уже в процессе подглядывать туда.

Не прочёл ни одну техническую книгу по технологиям. Не досмотрел ни один курс по технологиям дальше 10, 15 минут, в том числе оплаченные. Один раз явился на вводную лекцию в онлайн школе и отменил подписку. Ничего не конспектирую, не «откладываю на потом» в закладки браузера.

Когда мне нужно ресёрчить, в 90% случаев заканчиваю на чтении научной статьи от китайцев если вопрос не решился «фильтром» Википедии/медиум-хабра.

При этом готов смотреть ролики на Ютубе про науку и научпоп.

Когда докачаешь язык до определённого критически важного уровня, необходимость в выписывании чего-то для перевода пропадёт, это важнее, чем сама литература и должно быть в приоритете перед ней, если есть возможность.

Я наверное рукожоп, но полностью от корки до корки не прочитал ни одной технической книги. Обычно только интересующий раздел или разделы, потому что иногда автор хорошо пишет про что-то что он знает хорошо, но в другом разделе такая муть, что лучше идти к другому автору, да и не все разделы надо читать заранее, стараюсь читать по необходимости. Помню в шараге пытался осилить одну книжку по методам оптимизации и численным методам, но понял что гораздо профитнее было прочитать нужные разделы у 3 разных авторов (про численные методы, вторая про методы оптимизации и третья про применение их инженерами, кажется она на английском была и мне там потребовалось разобрать буквально пару глав, чтобы понять зачем оно вообще надо и какие методы базовые), что в принципе мне нехило сэкономило времени (вместо книжки на 300 страниц я читал 50+30+50 примерно, не считая лекций) и дало более глубокое понимание предмета, чем у одногруппников которые по одной книжке куда всё вместе впихнули пытались подготовиться и разобраться в сути вопроса. С тех пор не страдаю фигнёй.

Как вынести максимум пользы при чтении профессиональной ИТ-литературы

Преподаватель GeekBrains Александр Пряхин об эффективном чтении книг по программированию.

Начинающие программисты, вне зависимости от выбранного подхода к обучению (будь то курсы или самостоятельное изучение теории), обязательно должны работать с профессиональной литературой. Книги, посвященные выбранному направлению, не только дают новую информацию, но и систематизируют уже имеющиеся знания, порой исправляя неправильно понятые в начале моменты.

При этом очень много книг, связанных с профессиональной деятельностью, довольно велики по объёму и редко могут быть прочитаны за один вечер. Да и нужно ли так торопиться?

В начале карьерного пути многие стараются поглотить как можно больше литературы, найденной в списке «Топ-10 книг для начинающего программиста». Но без сформированного подхода к чтению технической литературы книга может не оставить и следа в вашей памяти. Давайте рассмотрим шаги, которые помогут вам эффективно читать книги с максимальной отдачей для себя. Будем подразумевать, что вопрос о том, стоит ли читать ту или иную книгу, у вас не стоит.

Также до начала разговора о пользе отдельно взятой книги нужно отметить, что начинающим разработчикам (да и не только им) крайне не рекомендуется бросаться на несколько книг сразу. Ниже в статье станет понятно, почему не нужно этого делать с практической точки зрения. Очевидно, что при параллельном чтении разных книг либо не выйдет сделать чтение вдумчивым, либо в голове окажется каша из информации. Так что возьмём за аксиому факт чтения одной книги от начала до конца на одном промежутке времени.

В 1940 году Мортимер Адлер уже столкнулся с задачей, которую мы пытаемся осветить в данной статье. Его работа «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» послужит фундаментом для создания собственного подхода к чтению литературы.

Адлер делит чтение на четыре типа:

  • Элементарный.
  • Инспекционный.
  • Аналитический.
  • Исследовательский.

Элементарный и инспекционный методы относятся к методам быстрого чтения без погружения в детали, что делает их неподходящими для решения нашей задачи. А мы хотим получить качественные знания с твёрдым их закреплением.

Аналитический тип чтения характеризуется тем, что читатель максимально взаимодействует с книгой, включая работу со ссылками на сторонние материалы и прочие шаги, которые мы ещё рассмотрим.

Исследовательский тип подразумевает работу с несколькими книгами-источниками с целью проработать ту или иную гипотезу, поэтому нам он пока вряд ли пригодится.

Раз уж мы остановились именно на этом типе чтения, давайте рассмотрим, что же характерно для него и как оно работает. Это самый «долгий» тип чтения. На выходе читатель, используя внешние источники информации и определенные методики, получает максимально полный пакет информации.

Самый первый хинт, который в данном случае применим — это чтение с блокнотом, в котором вы будете делать для себя заметки по ходу чтения книги. По результатам вы вынесете для себя набор мыслей, которые сформировали в процессе чтения. Но пока что этого мало. Заметки — лишь подспорье для получения результата, так как по прошествии времени вам будет сложнее ещё и ещё раз возвращаться к этим заметкам, ведь пока они не систематизированы.

На выходе, пользуясь своими заметками и памятью о прочитанном, напишите для себя рецензию, которая будет отвечать на следующие вопросы:

  1. В чём суть прочитанного? Если это книга по программированию, общую суть бывает довольно тяжело выделить: она будет формироваться в виде типа «Книга про Java». Но материал в подобного рода книгах разбит по довольно большим главам или разделам. Поэтому отвечайте на этот вопрос после каждого раздела.
  2. Если в книге автор делится с вами своей точкой зрения, отметьте, согласны вы с ним или нет. Разумеется, это должен быть не односложный ответ, а аргументированная позиция.

Какие выводы вы сделали для себя после прочтения раздела? Заметьте, что здесь вы указываете только выводы! Многие начинающие разработчики спешат тут же применить свои знания на практике, не систематизировав их и не имея общей картины. Поэтому сначала дочитайте книгу до конца.

Что полезного для себя вы вынесли из раздела или книги? Нужно чаще делать бэкапы? Или использовать системы контроля версий? Ещё что-то? Здорово! Сформулируйте этот ответ как конкретную рекомендацию к действию («Мне нужно начать использовать GIT, потому что версионирование кода облегчает командную разработку»), а не как констатацию факта («Резервирование систем – это хорошо»).

Таким образом, вы получите систематизированную выдержку, к которой можно достаточно быстро обратиться, не перечитывая книгу. При этом вы гарантируете сами для себя, что прочитанная книга полностью осмыслена и проработана.

Разумеется, в данном упражнении нужно быть предельно честным с самим собой, так как написание «рецензии» просто потому, что нужно, не даст нужного результата на выходе.

Второй хинт будет чуть сложнее. Он заключается в том, чтобы обмениваться с людьми своим мнением о книге. Как показывает практика, социальная сеть не станет для этого лучшим решением. Гораздо лучше использовать блог или специализированные сайты. Немаловажно здесь не просто прочитать чужие отзывы, а именно поделиться своим мнением, сформированным по вышеуказанной методике. Такой метод позволит получить критику (в хорошем смысле этого слова) сложившегося у вас мнения, узнать взгляд других на прочитанную вами книгу и сравнить его со своим.

Самым очевидным и в то же время самым игнорируемым моментом в чтении технической литературы является практическое применение новых знаний. Хорошим примером книг с практической частью является серия Head first, которая содержит множество упражнений по пройденному материалу в конце занятия. Эти упражнения ни в коем случае нельзя игнорировать. Вспомните школьные занятия по русскому языку — они насыщены практическими примерами для каждого правила в огромных количествах.

Множество книг по программированию содержат в себе листинги кода, которые разработчики зачастую просто перепечатывают в IDE и пытаются запустить. В этом нет ничего плохого, но в самом процессе уже кроется ошибка. Нельзя перепечатывать код бездумно. Запуская тот или иной пример, пусть даже заранее подготовленный на GitHub, вы должны чётко осознавать назначение каждой строчки кода, с которым работаете.

Очевидно, что это не относится к запуску, например, большого фреймворка. Но в его рамках вы можете запускать вполне конкретные примеры, призванные решить ту или иную задачу. И именно в рамках подобного модуля уже нужно разбирать пример построчно, не отменяя того, что нужно хорошо знать принципы применяемого фреймворка или иного комплексного программного решения.

В идеальной ситуации код, который вы пишете по результатам чтения книги, стоит отдавать на проверку тем, кто уже знаком с изучаемой вами технологией. Но такие люди есть не всегда, поэтому если вы не можете обосновать то или иное решение или решить задачу, не пренебрегайте внешними ресурсами вроде Stack Overflow. Случается, что прочитанная информация воспринимается не совсем корректно — в силу перевода или технической подготовки. Поэтому сторонний взгляд на ту же часть теории, вполне вероятно, даст ясное понимание того, с чем вы работаете.

Не исключена в реальной жизни и ситуация, когда книжка, что называется, «не зашла». Такое происходит по разным причинам: неправильный выбор, высокая для текущего уровня знаний сложность, плохой перевод. Момент потери интереса к книге должен чётко фиксироваться читателем.

Не следует читать через силу. Напротив, всегда будьте предельно честны к себе. Если вы теряете интерес к книге, отложите её. Вероятно, вы ещё вернётесь к ней в будущем. Время, которое вы потратите на работу с ненужным материалом или же, что ещё хуже, на некачественную работу, вернуть не получится. А его можно было потратить на более полезную литературу.

Здесь есть коварная ловушка — лень. Она всегда будет на стороне отказа от дальнейшей работы над материалом и оправданий в силу его бесполезности. Будьте крайне осторожны! Как всегда, ответственность перед собой будет самым эффективным противодействием. Всегда помните цель, с которой вы начинаете читать ту или иную книгу.

Создатель методики эффективного чтения книг Мортимер Адлер говорил: «Если, научившись читать и изучив величие книги, вы продолжаете действовать неразумно в личной жизни или в политике, значит, вы напрасно потратили время. Возможно, вы получили удовольствие, но долго оно не продлится».

Чтение технической литературы для ИТ-специалиста — это такая же часть работы, как проектирование систем и написание кода. Поэтому к нему нужно подходить серьёзно и системно. Приёмы, которые были рассмотрены в этой статье, — лишь малая (но не менее эффективная от этого) толика в построении процесса работы с литературой.

Пользуясь полученными знаниями о работе с внешними источниками, ознакомьтесь с трудом Адлера. Он поможет выработать такой подход к чтению, чтобы вы могли получать максимум полезной информации из выбранной книги.

Как правильно усваивать техническую литературу: лайфхаки, курсы и книга

Пользователь dondraper36 спросил на форуме Hacker News, как лучше усваивать техническую литературу. «Чем больше читаю, тем чаще чувствую, что ничего не запоминаю — в голове беспорядок», — пишет он. Bubble собрал лучшие советы.

Совет 1

Не ограничивайтесь чтением, делайте больше упражнений.

Это самая популярная рекомендация у форумчан Hacker News. Практиковаться можно как на упражнениях из книг, которые вы читаете, так и в попытке ручками написать хотя бы небольшую программу, используя тот фреймворк или язык программирования, который изучаете.

«Не понимаю, как люди на форуме могут изучать математику только с помощью видео на Youtube или понимать функциональное программирование, прочитав [книгу] „Структура и интерпретация компьютерных программ“, но не делая ни одного упражнения», — пишет пользователь jeffwass.

JS-версия книги «Структура и интерпретация компьютерных программ» поступила в продажу

Совет 2

Впишитесь в релевантный проект.

В этом случае, считает один из пользователей, неизбежно столкнетесь с задачей, когда для ее решения придется обращаться к технической литературе. Если что-то из прочитанного и забудется со временем, то будете знать, где искать.

самые полезные лайфхаки в мини-формате обитают в нашем telegram. постим раз в день, коротко и по делу

Совет 3

Выписывайте в блокнот или на лист бумаги ключевые моменты.

Это поможет лучше запомнить прочитанное. Вернитесь к записям через неделю, сократите их, оставив только самое важное. К таким «карточкам» можно возвращаться в любой момент, и ключевые поинты в них помогут вспомнить весь контекст, всю тему.

Можно делать и электронные карточки: в бесплатных версиях Remnote или Anki. Еще вариант: создавать презентации в PowerPoint.

Совет 4

Раньше, пишет simonblack, техлитература была единственной возможностью обучаться дома. Сейчас же «проще, быстрее и дешевле» использовать Google или другие поисковики.

Совет 5

Объясняйте материал знакомому. Часто лучше всего рассказывать выученную тему человеку, у которого нет технических знаний.

Совет 6

Пройдите курс «Научитесь учиться», советует пользователь nivertech.

Это один из самых популярных курсов на Coursera. Разработан профессором инженерных наук Оклендского университета Барбарой Оукли.

Подробно о его содержании написал один из авторов medium после прохождения курса.

курсы и книга по теме от Bubble

— «Как правильно учиться». Бесплатный курс на GeekBrains (рейтинг 4.8), который состоит из одного урока. Продолжительность: 2 часа.

— «Преодолеваем препятствия в обучении». Бесплатный курс (рейтинг 4.8) на английском языке от автора «Научитесь учиться». Займет примерно 11 часов.

— «Креативное мышление: техники и инструменты». Бесплатный курс (рейтинг 4.7) на английском с русскими субтитрами. Длительность: около 20 часов.

— «Как научиться учиться». Книга старшего научного сотрудника Центра американского прогресса Ульриха Бозера об осознанном усвоении знаний. Стоимость в твердом переплете: около $7,5. В электронном варианте: около $5.

Материал содержит партнерские ссылки. Это не отражается на стоимости сервисов или товаров. Партнеры не влияют на наши рекомендации и содержание текста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *