Как обозначаются шины при постоянном токе
Перейти к содержимому

Как обозначаются шины при постоянном токе

Цветовое обозначение в электроустановках шин, проводов, проводников

Согласно шестого издания ПУЭ в электроустановках должна быть обеспечена возможность легкого распознавания частей, относящихся к отдельным их элементам (простота и наглядность схем, надлежащее расположение электрооборудования, надписи, маркировка, расцветка).

Буквенно-цифровое и цветовое обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе:

  • шины фазы A — желтым цветом,
  • шины фазы B — зеленым,
  • шины фазы C — красным,
  • нулевая рабочая N — голубым,
  • эта же шина, используемая в качестве нулевой защитной, — продольными полосами желтого и зеленого цветов;

2) при переменном однофазном токе:

  • шина A, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом,
  • шина B, присоединенная к концу обмотки, — красным.

3) при постоянном токе:

  • положительная шина [+] — красным цветом,
  • отрицательная [] — синим,
  • нулевая рабочая M — голубым;

4) резервная как резервируемая основная шина; если же резервная шина может заменять любую из основных шин, то она обозначается поперечными полосами цвета основных шин.

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или для антикоррозийной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым только в местах присоединения шин; если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462* «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям».

Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т. ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

  • 1) при переменном трехфазном токе: шины фазы A — желтым, фазы B — зеленым, фазы C — красным цветами;
  • 2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом. Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
  • 3) при постоянном токе: положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная () — синим и нулевая рабочая M — голубым цветом.

* Прим.: ГОСТ Р 50462 заменён на ГОСТ Р 50462-2009.

Обозначение электропроводки

Согласно ПУЭ-7 электропроводка должна обеспечивать возможность легкого распознания по всей длине проводников по цветам:

    • голубого цвета — для обозначения нулевого рабочего или среднего проводника электрической сети;
    • двухцветной комбинации зелено — желтого цвета — для обозначения защитного или нулевого защитного проводника;
    • двухцветной комбинации зелено — желтого цвета по всей длине с голубыми метками на концах линии, которые наносятся при монтаже — для обозначения совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводника;

    черного , коричневого , красного , фиолетового , серого , розового , белого , оранжевого , бирюзового цвета — для обозначения фазного проводника.

    Цветовое обозначение по функциональному назначению

    Цветовая идентификация проводников по функциональному назначению цепей, в которых используют (согласно ГОСТ 12.2.007.0):

    • для проводников в силовых цепях — черный ;
    • для проводников в цепях управления, измерения и сигнализации переменного тока — красный ;
    • для проводников в цепях управления, измерения и сигнализации постоянного тока — синий ;
    • для нулевых защитных проводников — комбинация зеленого и желтого ;
    • для проводников, соединенных с нулевым рабочим проводником и не предназначенных для заземления, — голубой .

    Идентификация проводов

    Согласно ГОСТ МЭК 60204-1-2002 «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ» если для идентификации проводов применяют маркировку цветом, могут быть использованы следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (включая светло-голубой), фиолетовый, серый, белый, розовый, бирюзовый [1] .

    В целях безопасности цвета зеленый и желтый не должны использоваться, если имеется возможность спутать их с двухцветным сочетанием зеленый — желтый .

    Защитный провод должен быть легко распознаваем благодаря своей форме, расположению, маркировке или цвету. Когда используют обозначение цветом, это должно быть двухцветное сочетание зеленый — желтый . Его используют по всей длине провода. Это сочетание предназначено только для защитного провода.

    На изолированных проводах двухцветное сочетание зеленый — желтый должно быть таким, чтобы на длине 15 мм один из цветов покрывал не менее 30%, но не более 70% поверхности провода, а другой цвет — оставшуюся часть.

    Когда защитный провод легко различим благодаря своей форме, конструкции, расположению (например, провод с оплеткой) или когда изолированный провод труднодоступен, цветовое кодирование не является обязательным по всей длине. Однако концы или доступные части должны четко маркироваться графическим символом 417-МЭК-5019 [2] или двухцветным сочетанием зеленый — желтый .

    Когда цепь включает нулевой провод, обозначаемый цветом, последний должен быть светло-голубым (МЭК 60446, 3.1.2). Если возможно разночтение, светло-голубой цвет не должен использоваться для обозначения других проводов. При отсутствии нулевого провода светло-голубой провод может быть использован для других целей, но только не в качестве защитного провода.

    Когда используют обозначение цветом, применяемые в качестве нулевых неизолированные провода должны маркироваться светло-голубой полосой шириной от 15 до 100 мм, цвет, который дублируют на каждой оболочке, оборудовании или в каждом доступном месте, или же окрашивают в светло-голубой цвет по всей длине.

    Идентификация других проводов должна осуществляться с помощью цвета (или целиком, или одной, или несколькими полосами), цифр, букв, а также путем их сочетания. Цифры должны быть арабскими, буквы — латинскими (прописными или строчными).

    • Изолированные однополярные жесткие провода должны иметь следующее цветовое обозначение:

    Маркировка шин

    Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

    Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.

    Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

    Шины должны быть обозначены:

    1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А — желтым, фазы В — зеленым, фазы С — красным цветом,

    imageРис.1 – Цветовая маркировка при переменном трехфазном токе

    2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — голубым цветом (т.к. она считается нулевой рабочей шиной).

    image
    Рис. 2 – Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе

    Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

    3) при постоянном токе: положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная (-) — синим и нулевая рабочая М — голубым цветом.

    imageРис. 3 – Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе

    Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

    Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

    При расположении шин «плашмя» или «на ребро» в распределительных устройствах (кроме комплектных сборных ячеек одностороннего обслуживания (КСО) и комплектных распределительных устройств (КРУ) 6-10 кВ, а также панелей 0,4-0,69 кВ заводского изготовления) необходимо соблюдать следующие условия:

    1. В закрытых распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

    а) при горизонтальном расположении:

    одна под другой: сверху вниз А-В-С;

    одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;

    б) при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):

    слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;

    в) ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):

    при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;

    при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.

    2. В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

    при горизонтальном расположении:

    одна под другой: сверху вниз А-В-С-N-PE (PEN);

    одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы В-С-N, ближайшая к коридору обслуживания — PE (PEN);

    при вертикальном расположении: слева направо А-В-С-N-PE (PEN) или наиболее удаленная шина А, затем фазы В-С-N, ближайшая к коридору обслуживания — PE (PEN);

    ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:

    при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С-N-PE (PEN);

    при вертикальном расположении: А-В-С-N-PE (PEN) сверху вниз.

    3. При постоянном токе шины должны располагаться:

    сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);

    сборные шины при горизонтальном расположении:

    наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;

    ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

    В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных в пп. 1-3, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

    ПУЭ. Правила устройства электроустановок. Издание 7

    1.1.19. Применяемые в электроустановках электрооборудование, электротехнические изделия и материалы должны соответствовать требованиям государственных стандартов или технических условий, утвержденных в установленном порядке.

    1.1.20. Конструкция, исполнение, способ установки, класс и характеристики изоляции применяемых машин, аппаратов, приборов и прочего электрооборудования, а также кабелей и проводов должны соответствовать параметрам сети или электроустановки, режимам работы, условиям окружающей среды и требованиям соответствующих глав ПУЭ.

    1.1.21. Электроустановки и связанные с ними конструкции должны быть стойкими в отношении воздействия окружающей среды или защищенными от этого воздействия.

    1.1.22. Строительная и санитарно-техническая части электроустановок (конструкция здания и его элементов, отопление, вентиляция, водоснабжение и пр.) должны выполняться в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП) при обязательном выполнении дополнительных требований, приведенных в ПУЭ.

    1.1.23. Электроустановки должны удовлетворять требованиям действующих нормативных документов об охране окружающей природной среды по допустимым уровням шума, вибрации, напряженностей электрического и магнитного полей, электромагнитной совместимости.

    1.1.24. Для защиты от влияния электроустановок должны предусматриваться меры в соответствии с требованиями норм допускаемых индустриальных радиопомех и правил защиты устройств связи, железнодорожной сигнализации и телемеханики от опасного и мешающего влияния линий электропередачи.

    1.1.25. В электроустановках должны быть предусмотрены сбор и удаление отходов: химических веществ, масла, мусора, технических вод и т.п. В соответствии с действующими требованиями по охране окружающей среды должна быть исключена возможность попадания указанных отходов в водоемы, систему отвода ливневых вод, овраги, а также на территории, не предназначенные для хранения таких отходов.

    1.1.26. Проектирование и выбор схем, компоновок и конструкций электроустановок должны производиться на основе технико-экономических сравнений вариантов с учетом требований обеспечения безопасности обслуживания, применения надежных схем, внедрения новой техники, энерго- и ресурсосберегающих технологий, опыта эксплуатации.

    1.1.27. При опасности возникновения электрокоррозии или почвенной коррозии должны предусматриваться соответствующие меры по защите сооружений, оборудования, трубопроводов и других подземных коммуникаций.

    1.1.28. В электроустановках должна быть обеспечена возможность легкого распознавания частей, относящихся к отдельным элементам (простота и наглядность схем, надлежащее расположение электрооборудования, надписи, маркировка, расцветка).

    1.1.29. Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям».

    Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение PE и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

    Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.

    1.1.30. Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

    Шины должны быть обозначены:

    1) при переменном трехфазном токе: шины фазы A — желтым, фазы B — зеленым, фазы C — красным цветами;

    2) при переменном однофазном токе шина B, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом, шина A, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.

    Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

    3) при постоянном токе: положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная (-) — синим и нулевая рабочая M — голубым цветом.

    Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

    Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

    1.1.31. При расположении шин «плашмя» или «на ребро» в распределительных устройствах (кроме комплектных сборных ячеек одностороннего обслуживания (КСО) и комплектных распределительных устройств (КРУ) 6-10 кВ, а также панелей 0,4-0,69 кВ заводского изготовления) необходимо соблюдать следующие условия:

    1. В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

    а) при горизонтальном расположении:

    • одна под другой: сверху вниз A – B – C;
    • одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина A, средняя — B, ближайшая к коридору обслуживания — C;

    б) при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):

    • слева направо A – B – C или наиболее удаленная шина A, средняя — B, ближайшая к коридору обслуживания — C;

    в) ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):

    • при горизонтальном расположении: слева направо A – B – C;
    • при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз A – B – C.

    2. В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

    • при горизонтальном расположении:
    • одна под другой: сверху вниз A – B – C – N – PE (PEN);
    • одна за другой: наиболее удаленная шина A, затем фазы B – C – N, ближайшая к коридору обслуживания — PE (PEN);
    • при вертикальном расположении: слева направо A – B – C – N – PE (PEN) или наиболее удаленная шина A, затем фазы B – C – N, ближайшая к коридору обслуживания — PE (PEN);
    • ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
    • при горизонтальном расположении: слева направо A – B – C – N – PE (PEN);
    • при вертикальном расположении: A – B – C – N – PE (PEN) сверху вниз.

    3. При постоянном токе шины должны располагаться:

    • сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
    • сборные шины при горизонтальном расположении:
    • наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
    • ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

    В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных в пп.1-3, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

    1.1.32. Электроустановки по условиям электробезопасности разделяются на электроустановки напряжением до 1 кВ и электроустановки напряжением выше 1 кВ (по действующему значению напряжения).

    Безопасность обслуживающего персонала и посторонних лиц должна обеспечиваться выполнением мер защиты, предусмотренных в гл.1.7, а также следующих мероприятий:

    • соблюдение соответствующих расстояний до токоведущих частей или путем закрытия, ограждения токоведущих частей;
    • применение блокировки аппаратов и ограждающих устройств для предотвращения ошибочных операций и доступа к токоведущим частям;
    • применение предупреждающей сигнализации, надписей и плакатов;
    • применение устройств для снижения напряженности электрических и магнитных полей до допустимых значений;
    • использование средств защиты и приспособлений, в том числе для защиты от воздействия электрического и магнитного полей в электроустановках, в которых их напряженность превышает допустимые нормы.

    1.1.33. В электропомещениях с установками напряжением до 1 кВ допускается применение неизолированных и изолированных токоведущих частей без защиты от прикосновения, если по местным условиям такая защита не является необходимой для каких-либо иных целей (например, для защиты от механических воздействий). При этом доступные прикосновению части должны располагаться так, чтобы нормальное обслуживание не было сопряжено с опасностью прикосновения к ним.

    1.1.34. В жилых, общественных и других помещениях устройства для ограждения и закрытия токоведущих частей должны быть сплошные; в помещениях, доступных только для квалифицированного персонала, эти устройства могут быть сплошные, сетчатые или дырчатые.

    Ограждающие и закрывающие устройства должны быть выполнены так, чтобы снимать или открывать их можно было только при помощи ключей или инструментов.

    1.1.35. Все ограждающие и закрывающие устройства должны обладать требуемой (в зависимости от местных условий) механической прочностью. При напряжении выше 1 кВ толщина металлических ограждающих и закрывающих устройств должна быть не менее 1 мм.

    1.1.36. Для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током, от действия электрической дуги и т.п. все электроустановки должны быть снабжены средствами защиты, а также средствами оказания первой помощи в соответствии с действующими правилами применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках.

    1.1.37. Пожаро- и взрывобезопасность электроустановок должны обеспечиваться выполнением требований, приведенных в соответствующих главах настоящих Правил.

    При сдаче в эксплуатацию электроустановки должны быть снабжены противопожарными средствами и инвентарем в соответствии с действующими положениями.

    1.1.38. Вновь сооруженные и реконструированные электроустановки и установленное в них электрооборудование должно быть подвергнуто приемо-сдаточным испытаниям.

    1.1.39. Вновь сооруженные и реконструированные электроустановки вводятся в промышленную эксплуатацию только после их приемки согласно действующим положениям.

    Цветовая маркировка проводов и шин: ПУЭ, ГОСТ, как правильно

    цветовая_маркировка_проводов

    При проведении электромонтажных работ часто возникает вопрос о цветовой кодировке проводов.

    Раньше, как это было в «застойные» времена, использовались только белые, реже черные нити.

    Поэтому определение фазы или нуля в электрической сборке занимало много времени. Мне пришлось заручиться помощью индикаторов напряжения и различных аналоговых и цифровых устройств.

    avarijnoe_sostoyanie_podezdnogo_shhitka_emergency_condition_of_door_shield_6

    Чтобы этого избежать, необходимо привести цветовую кодировку кабелей и шин к единому стандарту.

    И, как всегда, обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п. 1.1.29 и п. 1.1.30. Четко сказано, что идентификацию проводов проводов и шин цифровыми цветами или обозначениями следует использовать в соответствии с ГОСТ Р 50462-92.

    цветовая_маркировка_проводов_2

    Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50462-92 для обозначения проводов и шин могут использоваться следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, синий, серый, белый, розовый, бирюзовый.

    цветовая_маркировка_проводов_3

    Согласно ПУЭ п. 1.1.29:

    • нулевые рабочие проводники (N) должны быть синего цвета
    • совмещенные нулевой рабочий и нулевой защитный (PEN) проводники должны быть синего цвета по всей длине и желто-зелеными полосами на концах
    • нейтральные защитные проводники (PE) и защитные заземляющие провода должны быть желто-зеленого цвета

    цветовая_маркировка_проводов_4

    цветовая_маркировка_проводов_1

    Петров Василий Александрович

    цветовая_маркировка_проводов_Цветная_маркировка_проводов и шины_11

    главная_заземляющая_шина_gzsh_main_gounded_gzsh_bus

    цветовая_маркировка_проводов_5

    испытания_силового_трансформатора_tmg11-1600_kva_tests_power_transformer_tmg11-1600_kVA_9

    И все остальные цвета, кроме синего (синего) и желто-зеленого, можно использовать в качестве фазных проводов.

    цветовая_маркировка_проводов_6

    На фотографиях ниже видно, что фазовые жилы белые.

    включение_выключателей_без_распределительных_коробок_16 подключение_светодиодной_rgb_lenty_connecting_led_rgb_strip_35

    Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе

    Согласно ПУЭ п. 1.1.30 при переменном трехфазном токе шины фазы А должны быть желтыми, фаза В — зелеными, фаза С — красными. Это легко и просто запоминается в виде аббревиатуры «ЖЗК», например желтый, зеленый, красный.

    цветовая_маркировка_проводов_8

    cvetovaya_markirovka_provodov_7

    Для наглядности приведу несколько примеров.

    Система сборных шин напряжением 10 (кВ).

    цветовая_маркировка_проводов_9

    Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).

    цветовая_маркировка_проводов_цветная_маркировка_провода и шины_13

    Выходное питание распределительной подстанции напряжением 500 (В).

    цветовая_маркировка_проводов_цветная_маркировка_провода и шина_12

    Выходная секция питателя 400 (B).

    цветовая_маркировка_проводов_10

    Как видно, в представленных примерах полностью соблюдена цветовая кодировка шин трехфазного переменного тока.

    Смирнов Константин Юрьевич

    Кстати, совсем необязательно, чтобы покрышки были полностью окрашены в тот или иной цвет. Достаточно сделать цветовую маркировку (в виде краски, клея, термоусадочных трубок, этикеток и т.д.), Где шины подключены к коммутационным аппаратам.

    цветовая_маркировка_проводов_11

    cvetovaya_markirovka_provodov_12

    Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе

    Согласно ПУЭ п. 1.1.30, при однофазном переменном токе шина фазы B, подключенная к концу обмотки питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы A подключена к началу источника питания обмотка должна иметь желтый цвет.

    cvetovaya_markirovka_provodov_14

    cvetovaya_markirovka_provodov_13

    Смирнов Константин Юрьевич

    Кстати, если однофазные шины являются ответвлением трехфазной системы тока, то они обозначаются согласно требованиям цветовой кодировки трехфазной системы.

    cvetovaya_markirovka_provodov_15

    Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе

    Согласно ПУЭ п. 1.1.30 при постоянном токе положительная («плюс») шина должна быть красной, отрицательная («минусовая») шина — синей, а рабочий ноль («М») — синим.

    cvetovaya_markirovka_provodov_17

    цветовая_маркировка_проводов_16

    Для примера приведу экран постоянного тока (DC) = 220 (В).

    цветовая_маркировка_проводов_цветная_маркировка_провода и шины_15

    цветовая_маркировка_проводов_цветная_маркировка_провода_и_бусы_16

    А это выводы прямиком из батареи.

    cvetovaya_markirovka_provodov_18

    cvetovaya_markirovka_provodov_19

    Белухин Сергей Геннадьевич

    cvetovaya_markirovka_provodov_20

    Дополнение

    С 01.01.2011 г отменен ГОСТ Р 50462-92, указанный в начале статьи. Вместо этого вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в пункте 5.2.3 указано, что для фазных проводов предпочтительны следующие цвета:

    • серый
    • коричневый
    • чернить

    цветовая_маркировка_проводов_цветная_маркировка_проводов и автобусов_10

    Для наглядности публикую фото распределительного щита одной из банков, на котором мы проводили электромонтаж.

    На мой взгляд, принятая ранее маркировка «ЖЗК» более наглядна.

    В однофазной сети коричневый цвет является предпочтительным цветом для фазного проводника. Следовательно, если однофазная сеть является ответвлением трехфазной сети, цвет фазового провода должен совпадать с цветом фазового проводника трехфазной сети.

    Петров Василий Александрович

    Также изменена цифровая маркировка цепей постоянного тока (п. 5.2.4):

    • коричневый — положительный полюс (+)
    • серый — отрицательный полюс (-)
    • синий — центральный проводник (М)

    Внимание. Хочу предупредить, что нет необходимости сейчас запускать и изменять имеющуюся разметку. Ведь когда были введены конструкции, старый ГОСТ Р 50462-92 еще действовал. Но при вводе в эксплуатацию новых электроустановок нельзя не учитывать ГОСТ 50462-2009.

    Если по какой-либо причине невозможно пометить провода и шины в соответствии с вышеуказанными требованиями, можно использовать любой цвет. Но необходимо обернуть концы жил изолентой, клеем, положить на холст или термоусадочные трубы соответствующего цвета, например, так:

    цветовая_маркировка_проводов_цветная_маркировка_провода и шины_14

    cvetovaya_markirovka_provodov_21

    И по традиции посмотрите видео по материалам этой статьи:

    PS Уважаемые коллеги, Прошу соблюдать требования по цветовой кодировке кабелей и шин при проведении электромонтажных работ. Будем уважать друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *