Посадка напряжения
посадка напряжения — Внезапное значительное снижение напряжения в системе электроснабжения. [ГОСТ 23875 88] EN voltage collapse sudden decrease in voltage leading to loss of voltage in the whole or a part of a power system NOTE – A cascading tripping of… … Справочник технического переводчика
посадка напряжения — 3.1.26 посадка напряжения : Внезапное значительное снижение напряжения в системе электроснабжения. [ГОСТ 23875 88, пункт 24] Источник: СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения 24. Посадка… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Посадка напряжения — – внезапное значительное снижение напряжения в системе электроснабжения. ГОСТ 23875 88 … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
посадка — 3.55 посадка: Геометрическое соответствие деталей, включающее допуски на размеры деталей при их конструировании и сопряжении. Источник: ГОСТ Р 51365 99: Оборудование нефтепромысловое добычное устьевое. Общие технические условия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 23875-88: Качество электрической энергии. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23875 88: Качество электрической энергии. Термины и определения оригинал документа: Facteur de distortion (d’une tension ou d’un courant alternatif non sinusoïdal) 55 Определения термина из разных документов: Facteur de… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54130-2010: Качество электрической энергии. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 54130 2010: Качество электрической энергии. Термины и определения оригинал документа: Amplitude die schnelle VergroRerung der Spannung 87 Определения термина из разных документов: Amplitude die schnelle VergroRerung der… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Требования — 5.2 Требования к вертикальной разметке 5.2.1 На поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета (рисунки 9 и 10) и крепят световозвращатели … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
давление — 2.3 давление: Механическая величина, характеризующая интенсивность сил, действующих на внутреннюю (внутреннее давление среды) или наружную (внешнее давление воды, грунта) поверхность трубопровода по нормали к ней. Источник: СТО Газпром 2 2.1 318… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Посадка или просадка напряжения как правильно?
посадка напряжения — Внезапное значительное снижение напряжения в системе электроснабжения. [ГОСТ 23875 88] EN voltage collapse sudden decrease in voltage leading to loss of voltage in the whole or a part of a power system NOTE – A cascading tripping of… … Справочник технического переводчика
посадка напряжения — 3.1.26 посадка напряжения : Внезапное значительное снижение напряжения в системе электроснабжения. [ГОСТ 23875 88, пункт 24] Источник: СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения 24. Посадка… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Посадка напряжения — – внезапное значительное снижение напряжения в системе электроснабжения. ГОСТ 23875 88 … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
посадка — 3.55 посадка: Геометрическое соответствие деталей, включающее допуски на размеры деталей при их конструировании и сопряжении. Источник: ГОСТ Р 51365 99: Оборудование нефтепромысловое добычное устьевое. Общие технические условия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 23875-88: Качество электрической энергии. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23875 88: Качество электрической энергии. Термины и определения оригинал документа: Facteur de distortion (d’une tension ou d’un courant alternatif non sinusoïdal) 55 Определения термина из разных документов: Facteur de… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54130-2010: Качество электрической энергии. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 54130 2010: Качество электрической энергии. Термины и определения оригинал документа: Amplitude die schnelle VergroRerung der Spannung 87 Определения термина из разных документов: Amplitude die schnelle VergroRerung der… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Требования — 5.2 Требования к вертикальной разметке 5.2.1 На поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета (рисунки 9 и 10) и крепят световозвращатели … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
давление — 2.3 давление: Механическая величина, характеризующая интенсивность сил, действующих на внутреннюю (внутреннее давление среды) или наружную (внешнее давление воды, грунта) поверхность трубопровода по нормали к ней. Источник: СТО Газпром 2 2.1 318… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Просадки напряжения ВАЗ и на других автомобилях
Значительные просадки бортового напряжения влекут за собой целый спектр проблем, с которыми сталкивались многие автолюбители. Сюда относится и недозаряд аккумуляторной батареи, и помехи при работе аудиосистемы, и тусклое освещение, и даже мигание приборки в такт пиковым нагрузкам. Причин для столь заметных даже невооруженным глазом просадок напряжения бывает несколько. Наиболее часто встречающиеся из них рассмотрены в данном материале.
Первичные признаки просадки бортового напряжения
В самых запущенных случаях падение бортового напряжения можно заметить без каких-либо измерительных приборов. К первичным признакам этого дефекта относятся следующие симптомы:
Для нормальной зарядки АКБ от генератора во время движения в бортовой сети должно поддерживаться напряжение около 14.4 В. Если из-за просадок оно меньше, то батарея никогда полноценно не заряжается, может подвести при холодном запуске мотора, а также портится в результате сульфатации свинцовых пластин.
Клиппинг – это такой вид искажения звука, который возникает, когда выходное напряжение усилителя превышает питающее напряжение. Чаще всего проявляется в виде хрипения динамиков при добавлении громкости.
Тусклое освещение или мигание света указывает на то, что лампам просто не хватает напряжения для того, чтобы работать в полную мощность.
Что касается плавающих оборотов двигателя, то такое чаще наблюдается на автомобилях с многочисленной электроникой и различными датчиками. На работу всего этого не хватает напряжения, и система управления двигателем дает сбои при значительных просадках в бортовой сети.
Глубокая посадка — напряжение
Глубокая посадка напряжения продолжительностью 0 3 с и более вызывает остановку синхронных двигателей компрессоров аммиачного и карбамидного цехов. Остановка компрессоров приводит к перерыву технологических процессов производства аммиака и карбамида. [1]
При глубокой посадке напряжения аварийно отключился трансформатор мощностью 31 5 Мва, питаемый от линии ПО кв; при этом выпали флажки указательных реле газовой и дифференциальной защиты. [2]
При глубокой посадке напряжения ( при остаточном напряжении ниже 20 % номинального) реле понижения частоты типа ИВЧ-011 перестают действовать ( рис. 5 — 4); поэтому предотвращение неправильного действия первых трех очередей устройств автоматической частотной разгрузки можно достигнуть, устанавливая для каждой очереди элемент выдержки времени с уставкой 2 5 — 3 сек. [4]
При более глубокой посадке напряжения в какой-либо точке электросети отдельные электродвигатели, питающиеся от этой сети, могут затормозиться и будут брать из сети дополнительно большую реактивную мощность, что вызовет дальнейшее понижение напряжения и останов других электродвигателей, работающих даже на соседнем участке электросети. [5]
Возможные причины просадки бортового напряжения и их устранение
К сожалению, нет единственной причины просадки бортового напряжения. Их бывает достаточно много. А потому поиск проблемы и ее устранение следует выполнять пошагово – проверяя поочередно всех потенциальных виновников. Рассмотрим основные места, в которых впустую «теряется» бортовое напряжение.
Провода
Электропроводка автомобиля – это практически всегда первый подозреваемый в просадках напряжения. Чтобы понять, как это происходит, не будем спешить лезть под капот, а рассмотрим сначала следующие простые и наглядные схемы.
На этой схеме мы видим 12-вольтовый источник питания и такого же номинала лампочку. Представим, что источником питания на рисунке является АКБ вашего автомобиля. Лампочка же условно будет обозначать любую нагрузку. Это может быть не только освещение, но и стартер, печка, автомагнитола, усилитель и так далее.
Плюсовой разъем нашей нагрузки подсоединен к АКБ проводом напрямую, а минус мы берем с массы автомобиля, предварительно подав его на корпус с минусовой клеммы АКБ. Это очень упрощенная схема того, как подключено все электрооборудование в автомобилях. Не хватает предохранителей, выключателей и реле.
Теперь добавим в нашу схему два мультиметра, включенные в режим измерения постоянного напряжения. Один прибор подсоединяем непосредственно к клеммам АКБ, а второй на разъемы нашего потребителя. На рисунке мы можем видеть, что аккумулятор выдает напряжение в сеть 12 В. Естественную просадку напряжения на клеммах аккумулятора, с подключенной к нему нагрузкой, пока что не берем в расчет. Также представим, что провода и контакты, через которые по цепи течет ток, не имеют никакого сопротивления.
В результате мы видим, что на нашу нагрузку приходят все 12 В, которые выдает АКБ. То есть, просадки напряжения нет. Лампа (или другой потребитель) работает в полную мощность, и потерь электроэнергии в этой системе нет.
К сожалению, такой идеальной картины не бывает. На практике мы имеем что-то похожее.
В схему на плюсовой провод, через который ток от АКБ течет к нагрузке, мы добавили резистор. Он нужен для того, чтобы наглядно отобразить сопротивление провода, которое есть всегда. У любых проводов есть свое собственное сопротивление. Плюс к этому провод подсоединяется к нагрузке и АКБ через контакты, которые тоже создают сопротивление электрическому току. Все эти факторы имитирует в данном случае наш резистор.
Теперь обратим внимание на вольтметр, который измеряет напряжение на нашей нагрузке. Он показывает уже не 12 В, а заметно меньше. Это означает, что условная лампочка теперь получает меньше напряжения, в результате чего работает она не в полную мощность. Данный эффект принято называть падением напряжения на участке цепи. То есть, на плюсовом проводе, который теперь имеет некое сопротивление, падает напряжение, подаваемое с АКБ. Это падение легко можно измерить по следующей схеме.
На рисунке появился еще один вольтметр, подключенный к началу нашего условного провода, и к его концу. Прибор, подсоединенный к участку цепи таким образом, и будет показывать величину падения напряжения. Это напряжение в случае с автомобилем теряется без пользы, и тратится на нагрев провода.
Аналогичной будет ситуация, если не идеальным сделать провод, соединяющий минусовую клемму АКБ с массой автомобиля.
Из всего этого следует, что чем большим будет сопротивление проводов в бортовой сети автомобиля, тем большей будет просадка напряжения. Проверить наличие этого дефекта под капотом очень просто – надо при помощи мультиметра измерить падение напряжения на том или ином проводнике. Если проверка показывает большое падение напряжения (стремиться надо к тому, чтобы вольтметр вообще ничего не показывал), то необходимо уменьшать сопротивление данного участка.
В случае с проводами сделать это можно несколькими способами:
Не следует забывать, что в случае с автомобильной проводкой все плюсовые провода идут к потребителям через предохранители. Как правило, большинство из них помещено в специальном блоке. Достаточно часто контакты в этом блоке окисляются, и становятся причиной заметных просадок напряжения.
Выше мы говорили о том, что пока не берем в расчет естественную просадку напряжения на клеммах АКБ, когда к ней подключена нагрузка. На практике такого тоже не бывает. Даже если батарея абсолютно новая, ее мощность далеко не безгранична. А потому при подключении к ней мощных потребителей – стартера, «валящего» саббуфера, инвертора и прочего – просадка напряжения неминуема.
Повышенное напряжение (всплеск, перенапряжение)
- Схемы заземления с высоким импедансом
- Отключение мощного потребителя
- Пробой фаз в трехфазной сети
- Неравномерность потребления электроэнергии
- Временное повышение амплитуды напряжения. Всплеск от перенапряжения отличается длительностью: всплеск, аналогично провалу, является более короткой неполадкой (десятые доли секунды), а перенапряжение, аналогично просадке, длится не менее нескольких секунд.
- Ошибки в данных
- Мерцание освещения
- Износ электрических контактов и изоляции
- Повреждение полупроводниковых приборов
- Повышение силы тока и, как следствие, срабатывание автоматических выключателей
Меры предупреждения и подавления:
- Лучшей защитой является использование ИБП
Последствия при низком бортовом напряжении
При заниженном напряжении в бортовой сети — автомобиль продолжает кое-как работать. По этой причине многие автовладельцы так и ездят, в лучшем случае, откладывая решение проблемы в долгий ящик. Другие и вовсе никогда не задумываются о том, какое там напряжение в бортовой сети собственной машины. Едет — и хорошо. Внимание на этот вопрос обращается уже тогда, когда начинают проявляться последствия низкого напряжения.
К таковым относится:
В большинстве случаев не найденная своевременно причина низкого бортового напряжения склонна прогрессировать. То есть, по началу проблем, вроде как, и нет никаких. А вот со временем они накапливаются и становятся всё заметнее. В конце концов, если ничего не предпринимать — однажды машина встанет колом. И ещё хорошо, если в гараже, а не где-нибудь на пустынной трассе.
Переходные процессы
Импульсные переходные процессы (электростатический разряд)
- Гроза: как случай прямого попадания, так и разряды в небе, влияющие на электросеть посредством электромагнитного поля
- Коммутация индуктивных нагрузок
- Срабатывание защитной автоматики
- Неисправность заземления
- Импульсный переходный процесс представляет собой резкий скачок напряжения в несколько киловольт (длительность скачка составляет наносекунды, общая длительность помехи – десятки наносекунд)
- Электростатический разряд не наносит вреда человеку (не считая неприятного треска и искры), но «убивает» любую микросхему
Меры предупреждения и подавления:
- Поддержание влажности в помещении в диапазоне 40-60%
- Антистатическое заземление (браслеты, коврики, обувь)
- Общее заземление
- Устройства подавления всплесков:
- на основе металооксидных варисторов, подавляющих всплески любой продолжительности)
- тепловая защита
- газовые разрядники
- тиристоры
Нормальное напряжение бортовой сети машины
Пару слов о том, что такое нормальное напряжение бортовой сети автомобиля, так как мнения часто расходятся. Кому-то и 14,0 В за глаза. У других 14,8 В на борту, и им этого мало. Причина такого значительного разброса чаще всего заключается в неправильной трактовке инструкций по зарядке АКБ. Особенно много разногласий в случае с кальциевыми аккумуляторами. Ещё в этом вопросе надо обязательно учитывать естественные просадки напряжения, которые возникают по мере увеличения нагрузки на бортовую сеть.
Всё сказанное далее базируется на следующих «постулатах»:
То есть, если вы запустили двигатель и выключили все потребители, идеальным напряжением бортовой сети следует считать 14,4 В. Если в вашем случае оно заметно ниже — далее приведены самые распространённые 10 причин, с поиска которых стоит начать. Если это не поможет, то тогда, скорее всего, целесообразнее обратиться к профессиональному автоэлектрику. Собака зарыта слишком глубоко.
Компенсатор падения напряжения Dip-Free (Gumsung, Корея)
Компания ООО МЕТРИНС является прямым поставщиком данного оборудования на территории России (производитель Gumsung / Корея), осуществляет гарантийное и после гарантийное обслуживание и предлагает компенсаторы падения напряжения (the compensators of the voltage drop) серии DVC-хххх-N2 (220 В) различной мощности*:
- Напряжение питания: AC 200-230 В, 50/60 Hz;
- Выходное напряжение (компенсации): AC 220 В (200/210/220/230 В) 50/60 Hz (±3%);
- Время компенсации: номин. — 1 сек. (макс. до 5 сек. Диапазон от 0.1 до 5 сек., с шагом 0.1 сек.);
- Время полного восстановления заряда: 1 мс;
- Защита от перегрузки (кратковременного сверхтока): до 25 А (до 1кВт), до 50 А (более 1кВт);
- Дисплей: двухразрядный красный, с 7 сегментами;
- Счетчик компенсаций: 0-99;
- Рабочая температура: 0-45 С (отн. вл. 30 — 90%);
- Вес, кг: 3-5 кг (модели 350/600/850/1250); 14-18 кг (модели 1800/2000/3500); 25 кг (модель 5000);
Для того чтобы лучше подобрать необходимый вам компенсатор или шкаф-ДКИН на его основе, мы рекомендуем использовать тестовый прибор — Имитатор просадки / провалов напряжения. Данный прибор предназначен для создания падений / просадки напряжения (или даже кратковременных отключений с длительность до 10 сек.), и позволяет не только тестировать нагрузку, но и лучше определиться с выбором компенсаторов падения напряжения (динамических компенсаторов искажения напряжения — ДКИН).
Причина №1. Ошибочные замеры
Прежде всего необходимо понимать, что нормальное напряжение бортовой сети нужно «искать» непосредственно на клеммах аккумулятора. Не в салоне. Не в розетке прикуривателя. Ни ещё где-нибудь. Только на клеммах АКБ. Поэтому, если вы ориентируетесь на показатели штатного или установленного своими руками вольтметра, сверьте его показатели с напряжением на клеммах.
Второй важный момент — мультиметр. Он должен быть откалиброванным, и показывать реальное напряжение. Как правило, многие современные мультиметры проверяются и регулируются на производстве. Но не все. Зато практически любой прибор можно откалибровать самостоятельно. В крайнем случае — сверьте то, что он показывает, с каким-нибудь эталоном. Как пример, можно обратиться в мастерскую по ремонту электроники. У них всегда есть нормальный лабораторный блок питания и калиброванные измерители.
Последний важный момент — текущая нагрузка на бортовую сеть. Выше об этом уже сказано. Эталонное напряжение бортовой сети автомобиля следует измерять при выключенных потребителях. Вопрос просадки вольтажа под нагрузкой — это уже другая тема. Здесь рассматриваем исключительно низкое напряжение при всех вышеописанных условиях.
Допустимые провалы напряжения по ГОСТ
Согласно ГОСТ 32144 2013 для определения показателей качества электроэнергии провалы следует классифицировать по двум критериям:
- Величина остаточного напряжения.
- Длительность.
Поскольку появление провалов носит случайный характер, для представленных выше критериев не установлены численные значения. Тем не менее, измерения амплитуды и длительности должны проводиться с целью создания статистического массива, позволяющего установить вероятность случайного события для определенной электросети, с целью характеризовать КЭ.
Что касается «допустимых по ГОСТу провалов», то данное словосочетание не имеет смысла, поскольку под провалом подразумевается отклонение от установленной ГОСТом нормы (0,9U ном). Если быть точным, то можно назвать нормированием допустимую длительность провала (30 с), при превышении которого отклонение считается пониженным напряжением.
Причина №2. Сильно разряжена АКБ
Достаточно распространённая причина низкого напряжения бортовой сети — текущий уровень заряда АКБ. Если он низкий, то напряжение бортовой сети может быть тоже слегка заниженным. Происходит это потому, что разряженный аккумулятор после запуска двигателя начинает интенсивно заряжаться, потребляя большой ток. То есть, он является серьёзной нагрузкой на генератор.
Чтобы расширить кругозор по теме АКБ, прочитайте статьи «Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой» и «Напряжение аккумулятора автомобиля» на сайте Авто без СТО.
История из жизни. Один хороший друг автора решил однажды победить низкое напряжение бортовой сети известным кустарным способом. Речь идёт о диоде, который впаивается в разрыв между АКБ и реле-регулятором. Это решение позволяет «обмануть» реле-регулятор. На диоде падает порядка 0,5-0,7 В, регулятор это «обнаруживает», и «требует» от генератора большего.
До установки диода в бортовой сети автомобиля было напряжение 13,7 В. После — 14,3 В. Почти эталонное. Но друг автора не учёл один момент, а именно текущий уровень заряда аккумулятора. Поскольку напряжение бортовой сети было слишком низким, АКБ постоянно недозаряжался. Ситуация усугубилась ещё и тем, что машина использовалась для коротких поездок.
Установка диода как раз совпала со случаем, когда потребовалось ехать на автомобиле на довольно дальнее расстояние. В процессе этого путешествия аккумулятор нормально зарядился, и напряжение бортовой сети поползло вверх. Доползло оно аж до 14,8 В. А это уже напряжение, при котором кипит аккумулятор (не всякий). В итоге, как показал этот опыт, диод в качестве решения проблемы низкого напряжения в данном конкретном случае не подошёл.
Зато помогла замена реле-регулятора.
Причина №3. Неисправность реле-регулятора напряжения
Задача реле-регулятора — отслеживать напряжение в бортовой сети, и по мере его изменения корректировать степень возбуждение генератора. То есть, напряжение в сети падает — реле-регулятор «заставляет» генератор выдавать больше вольт, и наоборот. Если же эта деталь глючит, то в бортовой сети наблюдается (чаще) низкое напряжение. Установить эту причину позволяет простейшая проверка реле-регулятора. Решить — его замена.
Глючит реле-регулятор по разным причинам. Чаще всего из-за перегрева. Реже в нём подгорают электронные компоненты, отвечающие за правильную работу схемы. Ещё попадаются некачественные модели, которые поначалу работают отлично, а потом напряжение опять начинает плавать. Оригинальные (но дорогие), как правило, сразу и надолго помогают решить проблему низкого напряжения.
Как бороться с провалами напряжения?
Как мы выяснили, провалы являются случайным явлением, длительность которого зависит от срабатывания защитных систем, а глубина – удаленностью от проблемного участка. Поскольку изменить вероятность проявления не представляется возможным, то остается только влияние на масштаб провала и устранение последствий.
Сделать это можно путем оптимизации сети, чтобы производилась компенсация провалов при резких изменениях нагрузки, а также установки специальных приборов для контроля фазных напряжений на соответствие номинальному уровню и исключению несимметрии. Не менее эффективно действует стабилизирующее оборудование, установленное у потребителя электроэнергии. Более серьезные приборы могут выступать в роли регулятора напряжения и преобразователя основной частоты.
Если проблема вызывается замыканиями, то установка системы АПВ, а при критических провалах и АВР, может сократить предельно допустимую длительность отклонения до короткого прерывания. То есть, автоматическая система произведет повторное включение и если это не даст результата, произойдет ввод резерва.
Советуем ознакомиться и прочитать:
Причина №4. Недостаточная мощность генератора
Первый момент — естественный износ генератора. Если он достиг критического уровня, то мощности, которую он выдаёт, попросту не хватает для питания всех потребителей.
Второй момент — возросшая нагрузка на генератор. Если вы установили в машину мощнейший сабвуфер, инвертор, ксеноновый свет, холодильник — есть все шансы, что генератору эта «ноша не по зубам». Решается проблема очень просто. Заменой генератора на более мощный. И не надо беспокоиться по поводу мифов, что из-за этого испортится аккумулятор, как-то пострадает двигатель и так далее.
Причина №5. Проскальзывание ремня генератора
Всё просто — генератор вырабатывает электроэнергию в требуемом объёме до тех пор, пока крутится. Если же в действие он приводится от ремня, который поизносился, порвался, растянулся, проскальзывает — низкое напряжение бортовой сети не заставит себя ждать. Нередко ремень проскальзывает и без видимых на то причин. То есть, он целый или вообще новый, и правильно натянут. В таких случаях причиной может быть попавшая на шкив генератора вода из луж, либо моторное масло, текущее из двигателей старых автомобилей со всех щелей.
Характеризующие показатели
Для описания понижения амплитуды напряжения используются следующие показатели:
δU п – глубина провалов, для вычисления применяется следующая формула: δU п = (U ном — U мин) / U ном , где U ном – номинальная величина амплитуды питающего напряжения, U мин – значение остаточного напряжения;
∆t – длительность, данная величина определяется как разность между моментом восстановления напряжения к номинальному значению t к и временным параметром фиксации начальной стадии отклонения t н. Формула расчета длительности будет иметь следующий вид: ∆t = t к — t н
F п – частотность повторений (частота возникновения провалов), приведем формулу, используемую для расчета этого параметра: F п= 100% * m * (δU п* ∆t п) / M, где числитель дроби описывает количество отклонений, определенной глубины и длительности, произошедших в течение измеряемого периода. Знаменатель – общее количество отклонений, обнаруженных в ходе измерений.
Приведенные выше показатели используются для определения качества электроэнергии в той или иной системе электроснабжения.
Причина №6. Выгоревший диодный мост
Задача диодного моста — выпрямлять переменное напряжение, которое вырабатывает генератор автомобиля. Состоит он, как минимум, из шести диодов, соединённых по схеме моста. Если хоть один из диодов моста выгорает (пробивается) — напряжение бортовой сети падает. Установить проблему позволяет весьма несложная проверка диодного моста. Решить — замена выгоревших (пробитых) диодов или всей «подковы» сразу.
Причина №7. Проблемы с проводкой автомобиля
Проблем с проводкой, из-за которых может наблюдаться низкое напряжение бортовой сети, бывает 3:
Искать всё это не так уж просто, и в двух словах процесс описать невозможно. Либо глубже изучаем тему, либо едем к автоэлектрику. Возможно, вам «повезёт», и одна из вышеперечисленных проблем окажется где-то на поверхности, где вы сами сможете её выявить и устранить своими силами.
Причина №8. Ненадёжный контакт в цепи зарядки АКБ
Первая точка, которую надо проверить — это клеммы АКБ. Если здесь будет плохой контакт, напряжение бортовой сети точно будет плавающим. Решается проблема элементарно. Клеммы АКБ очищаются от окислов и солей, а зажимы проверяются на целостность и надёжно затягиваются. Для профилактики эти точки желательно защитить каким-либо составом, предотвращающим отложение окислов и солей на клеммах и зажимах.
Даже если внешне клеммы АКБ выглядят чистыми, не поленитесь снять зажимы, и проверить места контакта более детально. Со временем между зажимами и клеммами образуется налёт, из-за которого напряжение бортовой сети может понижаться. Заглядывать сюда рекомендуется не реже, чем два раз в год.
Вторая точка — масса двигателя. Как правило, это толстый провод, который идёт от минуса АКБ куда-то в нижнюю часть мотора. Условия там, мягко говоря, не самые лучшие. Место контакта быстро окисляется, ржавеет, загрязняется. Проверить массу двигателя очень просто (можно на заглушенном моторе). Для этого измерьте напряжение сначала на клеммах АКБ. Затем плюсовой щуп оставьте на аккумуляторе, а минусовым прикоснитесь к мотору вблизи генератора. Если между показателями есть разница — провод массы нуждается в ревизии.
Причина №9. Недостаточное сечение проводов в цепи зарядки АКБ
Встречается после серьёзного и неумелого ремонта проводки автомобиля. Недостаточное сечение проводов в цепи генератор-аккумулятор — это гарантия низкого напряжения бортовой сети. Кроме того, даже «родные» силовые провода могут иметь малое сечение. Со временем в местах изгибов и в точках крепления жилки постепенно ломаются, в результате чего сопротивление участка цепи увеличивается. Ремонтируется что первое, что второе — элементарно.
При запуске двигателя падает напряжение: причины и диагностика
Падение напряжения при запуске двигателя является достаточно распространенной проблемой независимо от типа силового агрегата, а также марки, модели или класса автомобиля. Проявляется снижение напряжения зачастую таким образом, что в момент начала вращения стартера резко тускнеет или гаснет свет фар, теряет яркость подсветка приборной панели, отключается и перезапускается магнитола и т.д.
Причин для такой неисправности может быть несколько, причем как очевидных и легко устранимых, так и скрытых. В этой статье мы поговорим о том, почему понижается напряжение во время пуска двигателя, а также как обнаружить и устранить неисправность.
Технические характеристики ДКИН’ов (динамических компенсаторов искажения напряжения)
По вопросам поставок или если вам требуется консультация — обращайтесь к нам, и мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы: вопросы/запрос поставки
ДКИН-шкафы управления и автоматики / автоматизации защиты — На основе поставляемых в Россию динамических компенсаторов падения напряжения Dip-Free (ДКИН), (официальный эксклюзивный поставщик компенсаторов ДКИН Gumsung / Южная Корея на территории России и стран СНГ) наладила собственную сборку и производство шкафов управления и автоматизации для защиты и обеспечения бесперебойной и устойчивой работы технологического оборудования.
Низкое напряжение при запуске двигателя: как найти причину
Начнем с того, что далеко не всегда виновником всех бед является АКБ, хотя достаточно часто сниженное напряжение возникает в результате проблем с аккумулятором. В любом случае, перед началом диагностики автомобиля по части электрики необходимо иметь специальный автотестер (мультиметр).
При этом важно, чтобы прибор достаточно точно измерял те или иные параметры. Как правило, функционал устройства должен позволять измерить напряжение, сопротивление, силу тока. Параллельно в рамках поиска неполадок, связанных с напряжением, нужно учитывать и частоту вращения коленвала.
Проверка аккумулятора автомобиля
Итак, при диагностике необходимо начинать с проверки аккумулятора, а также автомобильного генератора. Оценку состояния АКБ проводят путем подключения тестера к клеммам батареи. В норме напряжение на батарее при учете отсутствия нагрузки (все потребители отключены) должно составлять не менее 12.6 В. Снижение данного показателя означает, что имеет место частичный недозаряд или с самим аккумулятором возникли проблемы (сульфатация пластин, выкипание электролита и т.д.).
Также можно измерить напряжение вольтметром, включая для нагрузки габаритные огни и дальний свет фар. Обычно ток разряда под такой нагрузкой (при учете установленных галогеновых ламп накала) составляет около 5–6 А, а напряжение составляет около 11.5 В. Если это так, значит АКБ рабочая и проблему нужно искать дальше.
Быстрая диагностика стартера
Если говорить о напряжении непосредственно в момент запуска (когда крутит стартер), напряжение на клеммах АКБ не должно оказаться ниже отметки 9.5 В. В случаях, когда это происходит на исправном и заряженном аккумуляторе, можно утверждать, что возникла неисправность стартера. Другими словами, стартер при работе требует слишком много электрической энергии, чего в норме быть не должно.
Добавим, что для замера тока необходим амперметр, который подключается в разрыв. При этом делать разрывы цепи в авто крайне не рекомендуется, также далеко не все амперметры способны корректно работать и фиксировать высокие показатели, которые возникают в момент запуска ДВС.
По этой причине для таких задач лучше иметь специальный мотортестер. Главный плюс устройства в том, что точность замеров достаточно высокая, а также нет необходимости подключать тестер в разрыв, так как прибор имеет отдельные датчики. Эти датчики накладные, причем работают даже через изоляцию проводов. Указанные элементы способны эффективно фиксировать изменения напряженности магнитного поля, когда по проводам в цепи проходит ток одной или другой величины.
Оценка работоспособности автомобильного генератора
В тех случаях, когда АКБ предварительно проверили и зарядили от ЗУ, а также со стартером все в порядке, но проблема продолжает проявляться, в диагностике нуждается генератор. Дело в том, что генератор подзаряжает аккумулятор уже после запуска двигателя. Если необходимой дозарядки не происходит, тогда батарея быстро садится, интенсивно теряя заряд уже после пары запусков.
Затем можно поднять обороты мотора, после чего также промеряется напряжение тока заряда. Например, при повышении оборотов двигателя до 2 тыс. об/мин. напряжение заряда в норме составляет от почти 14 до 14.5 В. Далее работу генератора следует оценивать под нагрузкой. Для этого снова потребуется включать свет фар.
Напряжение в норме после включения света и габаритов должно быть не ниже 13.8. Если показатель падает до 13 и ниже, тогда начинать проверку нужно с приводного ремня генератора. Если ремень генератора прослаблен или проскальзывает, тогда причина очевидна. В случае, когда ремень хорошо натянут, неполадки возникли в самом генераторе или его реле-регуляторе.
Как правило, реле-регулятор является одним из наиболее распространенных проблемных элементов на разных автомобилях. Поверить реле-регулятор можно следующим способом:
Еще добавим, что зарядный ток после того, как двигатель был запущен, составляет от 6 до 10А. В дальнейшем на работающем ДВС заряд в норме падает до 0 (при условии, что дополнительные потребители электроэнергии отключены).
Способы решения проблемы
Начать необходимо с установления причины, повлекшей «проседание» электрической энергии. Распишем подробно алгоритм действий:
- Можно начать с опроса соседей, чтобы установить имеется ли у них подобная проблема. Если они столкнулись с подобной ситуацией, то велика вероятность, что имеет место внешний фактор (слабый трансформатор на подстанции, проблемы с ВЛ или дисбаланс мощности). Но прежде, чем писать коллективное заявление в Энергосбыт, следует проверить внутреннею сеть, поэтому вне зависимости от результатов опроса переходим к следующему пункту.
- Отключите вводный автомат защиты и измерьте напряжение на входных клеммах, после чего повторить измерение с подключенной нагрузкой.
Вводный автоматический выключатель отмечен зеленым овалом
Если без нагрузки напряжение в пределах нормы, а после подключения внутренней сети «проседает», то можно констатировать, что проблема имеет местный характер и решать ее придется своими силами. В первую очередь необходимо проверить вводный автомат, поскольку слабый контакт на его входе или выходе может вызвать «проседание» напряжения.
Посадка или просадка напряжения как правильно
Современный цивилизованный мир во всех сферах использует разработки в области электроники: компьютеры, ноутбуки, промышленная автоматика, системы «умного дома», центры обработки данных и т.д. – всё это, в отличие от старых асинхронных электродвигателей и лампочек накаливания требует повышенного качества потребляемой электроэнергии. В то же время известно, что электросеть далеко не всегда способна обеспечить качественное электропитание. В данной статье рассматриваются термины, описывающие те или иные отклонения в электропитании от нормы.
В стандарте IEEE 1159-1995 «IEEE Recommended Practice for Monitoring Electrical Power Quality» (Рекомендации по мониторингу качества электросети) института инженеров по электротехнике и электронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE) выделено несколько видов искажений сети, наиболее распространенные из которых следующие:
1.Переходные процессы.
3.Провалы напряжения/ просадки напряжения.
4.Всплески напряжения/ перенапряжения.
Переходные процессы
Импульсные переходные процессы (электростатический разряд)
- Гроза: как случай прямого попадания, так и разряды в небе, влияющие на электросеть посредством электромагнитного поля
- Коммутация индуктивных нагрузок
- Срабатывание защитной автоматики
- Неисправность заземления
- Импульсный переходный процесс представляет собой резкий скачок напряжения в несколько киловольт (длительность скачка составляет наносекунды, общая длительность помехи – десятки наносекунд)
- Электростатический разряд не наносит вреда человеку (не считая неприятного треска и искры), но «убивает» любую микросхему
Меры предупреждения и подавления:
- Поддержание влажности в помещении в диапазоне 40-60%
- Антистатическое заземление (браслеты, коврики, обувь)
- Общее заземление
- Устройства подавления всплесков:
- на основе металооксидных варисторов, подавляющих всплески любой продолжительности)
- тепловая защита
- газовые разрядники
- тиристоры
Устройства подавления всплесков – неотъемлемая часть источников бесперебойного питания (ИБП), часто их можно встретить и в блоках питания компьютеров.
Колебательные переходные процессы
- Отключение индуктивной или емкостной нагрузки (электродвигатель или конденсаторная батарея)
- Колебательный переходный процесс представляет собой наложение затухающего колебательного процесса на синусоиду переменного тока. При этом наблюдаются частые пики и спады напряжения. Длительность искажения составляет десятки миллисекунд.
- Колебательный переходный процесс оказывает значительное негативное влияние на работу электронного оборудования.
- Низкочастотный колебательный переходный процесс существенно искажает синусоиду и, как правило, повышает общий уровень напряжения, что может привести к срабатыванию защиты по перенапряжению.
Меры предупреждения и подавления:
- Установка дросселей, понижающий амплитуду колебания (ими оснащены, например, частотники электродвигателей)
- Подключение батарей конденсаторов через статические выключатели, которые отключают батарею в момент прохождения синусоиды через ноль. Возникающие искажения при этом на порядок меньше, т.к. их амплитуда зависит от текущего значения напряжения в сети)
Перебой электропитания
- Повреждение (разрыв) электросети
- Отказ электрооборудования
- Срабатывание защиты
- Полное отсутствие напряжения в сети в течение некоторого времени (от миллисекунд до нескольких суток при крупной аварии)
- Даже кратковременный перебой электропитания приводит к перезагрузке компьютерного оборудования с потерей несохраненных данных, рестарту электродвигателя или компрессора. При этом не исключается их повреждение.
- Перебои особенно опасны в промышленности, медицине и в области ЦОД: в промышленности есть множество безостановочных процессов, в медицине перебои могут нарушить ход операции, а в случае ЦОД – это простой бизнеса компании.
Меры предупреждения и подавления:
- Наиболее надежный способ решения проблем с перебоем напряжения – применение ИБП, одной из составляющих которых являются аккумуляторные батареи. В случае перебоя питание нагрузки мгновенно производится именно от них (длительность переключения – менее полупериода, т.е. менее 10мс).
- Проблему продолжительных перебоев решить за счет аккумуляторных батарей практически невозможно из-за больших габаритов и дороговизны такого решения. Поэтому, для критически важных процессов применяются источники гарантированного электроснабжения. Наиболее распространенные из них – дизель-генераторные установки (ДГУ).
Пониженное напряжение (провал и просадка)
- Включение в сеть мощного потребителя (электродвигателя, компрессора и т.д.)
- Временное явление при устранении других неполадок сети
- Временное падение амплитуды напряжения. Провал от просадки отличается длительностью неполадки: при провале счет идет на периоды синусоиды (десятые доли секунды), а при просадке пониженное напряжение наблюдается не менее нескольких секунд.
- При серьезном снижении напряжение возможно отключение электрооборудования, перезагрузка компьютера и др.
Меры предупреждения и подавления:
- По возможности – подключение нагрузок с высоким пусковым током по выделенной линии
- Понижение пусковых явлений, например, за счет переключения конфигураций звезда/треугольник
- Применение электронных устройств таких, как инверторы (частотники)
- В случае просадок поможет использование ИБП
Повышенное напряжение (всплеск, перенапряжение)
- Схемы заземления с высоким импедансом
- Отключение мощного потребителя
- Пробой фаз в трехфазной сети
- Неравномерность потребления электроэнергии
- Временное повышение амплитуды напряжения. Всплеск от перенапряжения отличается длительностью: всплеск, аналогично провалу, является более короткой неполадкой (десятые доли секунды), а перенапряжение, аналогично просадке, длится не менее нескольких секунд.
- Ошибки в данных
- Мерцание освещения
- Износ электрических контактов и изоляции
- Повреждение полупроводниковых приборов
- Повышение силы тока и, как следствие, срабатывание автоматических выключателей
Меры предупреждения и подавления:
- Лучшей защитой является использование ИБП
Флуктуации напряжения
- Наличие в сети нагрузки с нестабильным потреблением тока
- Систематическое либо периодическое небольшое отклонение напряжения от нормы (±5%)
- Мерцание ламп накаливания
- Снижение срока службы чувствительного электрооборудования
Меры предупреждения и подавления:
- Отключение нагрузки с нестабильным потреблением тока
- Использование ИБП
Вариации частоты
- Как правило, в электросети не бывает вариаций частоты. Данное явление гораздо чаще возникает при питании от резервных автономных источников питания, например, ДГУ.
- Частота питания отклоняется от стандартных 50Гц в большую или меньшую сторону.
Как правильно говорить просадка или посадка напряжения
посадка напряжения — Внезапное значительное снижение напряжения в системе электроснабжения. [ГОСТ 23875 88] EN voltage collapse sudden decrease in voltage leading to loss of voltage in the whole or a part of a power system NOTE – A cascading tripping of… … Справочник технического переводчика
посадка напряжения — 3.1.26 посадка напряжения : Внезапное значительное снижение напряжения в системе электроснабжения. [ГОСТ 23875 88, пункт 24] Источник: СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения 24. Посадка… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Посадка напряжения — – внезапное значительное снижение напряжения в системе электроснабжения. ГОСТ 23875 88 … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
посадка — 3.55 посадка: Геометрическое соответствие деталей, включающее допуски на размеры деталей при их конструировании и сопряжении. Источник: ГОСТ Р 51365 99: Оборудование нефтепромысловое добычное устьевое. Общие технические условия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 23875-88: Качество электрической энергии. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23875 88: Качество электрической энергии. Термины и определения оригинал документа: Facteur de distortion (d’une tension ou d’un courant alternatif non sinusoïdal) 55 Определения термина из разных документов: Facteur de… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54130-2010: Качество электрической энергии. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 54130 2010: Качество электрической энергии. Термины и определения оригинал документа: Amplitude die schnelle VergroRerung der Spannung 87 Определения термина из разных документов: Amplitude die schnelle VergroRerung der… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Требования — 5.2 Требования к вертикальной разметке 5.2.1 На поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета (рисунки 9 и 10) и крепят световозвращатели … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
давление — 2.3 давление: Механическая величина, характеризующая интенсивность сил, действующих на внутреннюю (внутреннее давление среды) или наружную (внешнее давление воды, грунта) поверхность трубопровода по нормали к ней. Источник: СТО Газпром 2 2.1 318… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Как правильно говорить просадка или посадка напряжения
Термины и определения некачественного электропитания. Часть 1.
Современный цивилизованный мир во всех сферах использует разработки в области электроники: компьютеры, ноутбуки, промышленная автоматика, системы «умного дома», центры обработки данных и т.д. – всё это, в отличие от старых асинхронных электродвигателей и лампочек накаливания требует повышенного качества потребляемой электроэнергии. В то же время известно, что электросеть далеко не всегда способна обеспечить качественное электропитание. В данной статье рассматриваются термины, описывающие те или иные отклонения в электропитании от нормы.
В стандарте IEEE 1159-1995 «IEEE Recommended Practice for Monitoring Electrical Power Quality» (Рекомендации по мониторингу качества электросети) института инженеров по электротехнике и электронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE) выделено несколько видов искажений сети, наиболее распространенные из которых следующие:
3.Провалы напряжения/ просадки напряжения.
4.Всплески напряжения/ перенапряжения.
Переходные процессы
Импульсные переходные процессы (электростатический разряд)
- Гроза: как случай прямого попадания, так и разряды в небе, влияющие на электросеть посредством электромагнитного поля
- Коммутация индуктивных нагрузок
- Срабатывание защитной автоматики
- Неисправность заземления
- Импульсный переходный процесс представляет собой резкий скачок напряжения в несколько киловольт (длительность скачка составляет наносекунды, общая длительность помехи – десятки наносекунд)
- Электростатический разряд не наносит вреда человеку (не считая неприятного треска и искры), но «убивает» любую микросхему
Меры предупреждения и подавления:
- Поддержание влажности в помещении в диапазоне 40-60%
- Антистатическое заземление (браслеты, коврики, обувь)
- Общее заземление
- Устройства подавления всплесков:
- на основе металооксидных варисторов, подавляющих всплески любой продолжительности)
- тепловая защита
- газовые разрядники
- тиристоры
Устройства подавления всплесков – неотъемлемая часть источников бесперебойного питания (ИБП), часто их можно встретить и в блоках питания компьютеров.
Колебательные переходные процессы
- Отключение индуктивной или емкостной нагрузки (электродвигатель или конденсаторная батарея)
- Колебательный переходный процесс представляет собой наложение затухающего колебательного процесса на синусоиду переменного тока. При этом наблюдаются частые пики и спады напряжения. Длительность искажения составляет десятки миллисекунд.
- Колебательный переходный процесс оказывает значительное негативное влияние на работу электронного оборудования.
- Низкочастотный колебательный переходный процесс существенно искажает синусоиду и, как правило, повышает общий уровень напряжения, что может привести к срабатыванию защиты по перенапряжению.
Меры предупреждения и подавления:
- Установка дросселей, понижающий амплитуду колебания (ими оснащены, например, частотники электродвигателей)
- Подключение батарей конденсаторов через статические выключатели, которые отключают батарею в момент прохождения синусоиды через ноль. Возникающие искажения при этом на порядок меньше, т.к. их амплитуда зависит от текущего значения напряжения в сети)
Перебой электропитания
- Повреждение (разрыв) электросети
- Отказ электрооборудования
- Срабатывание защиты
- Полное отсутствие напряжения в сети в течение некоторого времени (от миллисекунд до нескольких суток при крупной аварии)
- Даже кратковременный перебой электропитания приводит к перезагрузке компьютерного оборудования с потерей несохраненных данных, рестарту электродвигателя или компрессора. При этом не исключается их повреждение.
- Перебои особенно опасны в промышленности, медицине и в области ЦОД: в промышленности есть множество безостановочных процессов, в медицине перебои могут нарушить ход операции, а в случае ЦОД – это простой бизнеса компании.
Меры предупреждения и подавления:
- Наиболее надежный способ решения проблем с перебоем напряжения – применение ИБП, одной из составляющих которых являются аккумуляторные батареи. В случае перебоя питание нагрузки мгновенно производится именно от них (длительность переключения – менее полупериода, т.е. менее 10мс).
- Проблему продолжительных перебоев решить за счет аккумуляторных батарей практически невозможно из-за больших габаритов и дороговизны такого решения. Поэтому, для критически важных процессов применяются источники гарантированного электроснабжения. Наиболее распространенные из них – дизель-генераторные установки (ДГУ).
Пониженное напряжение (провал и просадка)
- Включение в сеть мощного потребителя (электродвигателя, компрессора и т.д.)
- Временное явление при устранении других неполадок сети
- Временное падение амплитуды напряжения. Провал от просадки отличается длительностью неполадки: при провале счет идет на периоды синусоиды (десятые доли секунды), а при просадке пониженное напряжение наблюдается не менее нескольких секунд.
- При серьезном снижении напряжение возможно отключение электрооборудования, перезагрузка компьютера и др.
Меры предупреждения и подавления:
- По возможности – подключение нагрузок с высоким пусковым током по выделенной линии
- Понижение пусковых явлений, например, за счет переключения конфигураций звезда/треугольник
- Применение электронных устройств таких, как инверторы (частотники)
- В случае просадок поможет использование ИБП
Повышенное напряжение (всплеск, перенапряжение)
- Схемы заземления с высоким импедансом
- Отключение мощного потребителя
- Пробой фаз в трехфазной сети
- Неравномерность потребления электроэнергии
- Временное повышение амплитуды напряжения. Всплеск от перенапряжения отличается длительностью: всплеск, аналогично провалу, является более короткой неполадкой (десятые доли секунды), а перенапряжение, аналогично просадке, длится не менее нескольких секунд.
- Ошибки в данных
- Мерцание освещения
- Износ электрических контактов и изоляции
- Повреждение полупроводниковых приборов
- Повышение силы тока и, как следствие, срабатывание автоматических выключателей
Меры предупреждения и подавления:
- Лучшей защитой является использование ИБП
Флуктуации напряжения
- Наличие в сети нагрузки с нестабильным потреблением тока
- Систематическое либо периодическое небольшое отклонение напряжения от нормы (±5%)
- Мерцание ламп накаливания
- Снижение срока службы чувствительного электрооборудования
Меры предупреждения и подавления:
- Отключение нагрузки с нестабильным потреблением тока
- Использование ИБП
Вариации частоты
- Как правило, в электросети не бывает вариаций частоты. Данное явление гораздо чаще возникает при питании от резервных автономных источников питания, например, ДГУ.
- Частота питания отклоняется от стандартных 50Гц в большую или меньшую сторону.
- Наибольшее влияние оказывается на электродвигатели: изменение частоты вращения ротора. ИТ-оборудование практически не страдает.
- Снижение срока службы чувствительного электрооборудования
Меры предупреждения и подавления:
- Диагностика соответствующих источников питания
- Использование ИБП
Как правильно говорить просадка или посадка напряжения
Эффект «проседания» входного напряжения ниже установленной нормы довольно распространенная проблема. Она более характерна для электроснабжения в сельской местности, но нередко ее проявления могут наблюдать и горожане. Известно, что низкое напряжение в сети приводит к сбоям в работе бытовых приборов, понижению их мощности и преждевременному выходу из строя. Этих причин достаточно, чтобы не пускать дело на самотек и принимать решительные меры для устранения или снижения перепадов напряжения.
Причины просадки напряжения
Существуют определенные требования к электрической сети, они приведены в ГОСТе 13109 97. В нем указано, что возможны длительные отклонения напряжения от номинала в пределах 10% (-5% и +5%). Помимо этого допускаются краткосрочные скачки напряжения до 20% от номинала (от -10% до +10%). То есть, при норме 220 вольт длительное «проседание» до 209,0 В будет не критичным, как и краткосрочное понижение до 198,0 В. Падение напряжения за указанные пределы (например, до 180 Вольт) говорит о том, что параметры сети не отвечают установленным нормам.
190 В – это уже пониженное напряжение
Важно установить природу «просадок» напряжения, в противном случае устранение последствий будет неэффективным. Проблемы с электрической сетью могут быть связаны со следующими причинами:
- Износ проводов ЛЭП, большое число соединителей, магистральные лини не соответствуют возросшей нагрузки и т.д.
- Мощность трансформаторов недостаточна для текущей нагрузки. Большинство трансформаторных подстанций были установлены более 30-40 лет назад, естественно, что за прошедшее время число потребителей электроэнергии существенно возросло. В результате действительные мощности превышают расчетные, что приводит к перегрузке трансформаторов, и, как следствию – нестабильному напряжению сети.
- Дисбаланс мощности. Как правило, в квартиру или дом заводится однофазное питание, но каждая из фаз является отдельным плечом трехлинейной схемы. Соответственно, при неравномерном распределении нагрузки будет наблюдаться понижение или повышение напряжения. Такой эффект получил название «перекос фаз».
- Подвод осуществляется кабелем с недостаточным сечением проводов для подключения нагрузки. Например, при расчетной мощности 11 кВт, подключение нагрузки осуществляется жилами сечением 6,0 мм 2 , при норме 10,0 мм 2 .
Таблица соответствия площади сечения вводного кабеля подключаемой нагрузке
В первых трех случаях самостоятельно устранить причину не представляется возможным, но можно подать жалобу в энергосбыт на поставщика электроэнергии (подробно об этом будет рассказано в другом разделе). В пунктах 4-6 указаны неисправности в домашних электросетях, поэтому такие проблемы решаются потребителями электроэнергии самостоятельно или для этой цели привлекаются специалисты.
Глубокая посадка — напряжение
Глубокая посадка напряжения продолжительностью 0 3 с и более вызывает остановку синхронных двигателей компрессоров аммиачного и карбамидного цехов. Остановка компрессоров приводит к перерыву технологических процессов производства аммиака и карбамида. [1]
При глубокой посадке напряжения аварийно отключился трансформатор мощностью 31 5 Мва, питаемый от линии ПО кв; при этом выпали флажки указательных реле газовой и дифференциальной защиты. [2]
При глубокой посадке напряжения ( при остаточном напряжении ниже 20 % номинального) реле понижения частоты типа ИВЧ-011 перестают действовать ( рис. 5 — 4); поэтому предотвращение неправильного действия первых трех очередей устройств автоматической частотной разгрузки можно достигнуть, устанавливая для каждой очереди элемент выдержки времени с уставкой 2 5 — 3 сек. [4]
При более глубокой посадке напряжения в какой-либо точке электросети отдельные электродвигатели, питающиеся от этой сети, могут затормозиться и будут брать из сети дополнительно большую реактивную мощность, что вызовет дальнейшее понижение напряжения и останов других электродвигателей, работающих даже на соседнем участке электросети. [5]
Влияние и последствия низкого напряжения на электроприборы
Пониженное напряжение отражается на бытовых электроприборах следующим образом:
- Происходит существенно ухудшение пусковых характеристик электродвигателей и компрессорных установок. В частности, превышает норму пусковой ток, что может привести критическому перегреву обмоток.
- Изменяются основные параметры и эксплуатационные характеристики электрических приборов, например, на нагрев воды бойлером занимает больше времени из-за слабой мощности.
- Понижается интенсивность светового потока у ламп с нитью накала. Примечательно, что перепады в сети не приводят к снижению яркости энергосберегающих и светодиодных источников с импульсными источниками питания. Качественные модели могут работать и с сетевым напряжением 140 Вольт, но при этом снижается ресурс устройства.
Снижение яркости лампы накаливания – характерный признак падения напряжения
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что наиболее подвержены пагубному воздействию пониженного (маленького) напряжения те устройства, конструкция которых включает в себя электродвигатель или компрессор. К таковым относится большая часть бытовых электроинструментов, холодильные установки, насосное оборудование и т.д. Встроенная защита такого оборудования может не позволить включить приборы, если напряжение скачет или существенно ниже нормы. Нештатные режимы работы снижают ресурсы оборудования, что приводит к уменьшению срока эксплуатации.
Менее подвержена влиянию техника, оснащенная импульсными БП с широким диапазоном входных напряжений. На нагревательном оборудовании «проседание» практически не отражается, единственное, что наблюдается — снижение мощности по сравнению с нормальным напряжением. Исключение — устройства с электронным управлением.
Способы борьбы с некачественным напряжением
- 1. Претензия в энергоснабжающую организацию. Перед тем как подать претензию в энергоснабжающую организацию необходимо собрать доказательство поставки некачественной энергии. Это делается путем установки специального устройства регистрирующего все характеристики и параметры сети питания. Обязательным условием предъявляемые к данному устройству это наличие соответствующего сертификата. Данное устройство устанавливается непосредственно на входе питания в дом или квартиру. Запись происходит на карту памяти, потом записанные данные можно перенести на компьютер и распечатать для предъявления поставщику электроэнергии. Также очень важно правильно составить претензионное письмо, если нет необходимых знаний, то лучше обратиться за консультацией к юристу. В случае если на ваше письмо был получен отказ, вы имеете полное право обратиться с иском в судебный орган. Если некачественное электроснабжение наблюдается не только у вас, но и соседей, то можно подать коллективную претензию, что значительно ускорит решение проблемного вопроса с электричеством.
- 2. . Этот способ является наиболее быстрым и менее затратным по времени. Поэтому и наиболее популярен среди населения. Проблема качества энергоснабжения решается сразу же после установки на входе стабилизатора напряжения. Стабилизатор напряжения не только «доведет » питающее напряжение до нормативных 220 Вольт, но и надежно защитит домашние электроприборы от резких перепадов напряжения (скачков ) и от различного типа аварийных ситуаций в сети. Стабилизаторы напряжения Энергия обладают всеми необходимыми свойствами для использования их не только в быту, но и на производстве.
- 3. (источника бесперебойного питания). Решение является более дороже, чем установка стабилизатора напряжения, но в данном случае есть одно большое преимущество. Инвертор не только стабилизируют некачественное напряжение, но и при полном отсутствии питающего напряжения обеспечит резервное питание от аккумуляторов. В зависимости от модели, емкости аккумуляторов и подключенной нагрузки может резервировать питание от 15 минут до 2-х суток. Устанавливается инвертор либо на вводе в дом, либо индивидуально на важное электрооборудование, например, котел отопления, холодильник, систему пожарной или охранной сигнализации. Инверторы Энергия имеют на выходе идеальную синусоиду, что очень важно для современной чувствительной аппаратуры.
- 4. Установка устройств альтернативной энергетики. Устанавливаются преимущественно в частных домах и коттеджах. В данном случае речь идет о солнечных батареях и ветрогенераторах. Основным плюсом данного способа является то, что энергия солнца и ветра бесплатна, финансовые траты происходят только на закупку и монтаж устанавливаемого оборудования. Технологии производство позволяют достичь срока службы данных систем не менее 30 лет. Главным недостатком систем альтернативной энергетики является их высокая стоимость, исчисляемая в зависимости от объема вырабатываемой энергии, десятки, а то сотни тысяч рублей. Но с учетом того, что стоимость электроэнергии с каждым годом увеличивается, то окупаемость подобных систем составляет не более 10 лет.
- 5. Собственная трансформаторная подстанция. Из всех перечисленных способов решения проблем с электричеством данный способ является самым дорогостоящим. Стоимость замены подстанции и линий передач исчисляется миллионами. Да и не везде есть возможность ее установки.
Ответ на вопрос почему падает напряжение у Вас дома и решение о необходимости установки стабилизатора напряжения лучше доверить профессиональному электрику. Ознакомиться с ценами на продукцию ЭТК Энергия можно в
Способы решения проблемы
Начать необходимо с установления причины, повлекшей «проседание» электрической энергии. Распишем подробно алгоритм действий:
- Можно начать с опроса соседей, чтобы установить имеется ли у них подобная проблема. Если они столкнулись с подобной ситуацией, то велика вероятность, что имеет место внешний фактор (слабый трансформатор на подстанции, проблемы с ВЛ или дисбаланс мощности). Но прежде, чем писать коллективное заявление в Энергосбыт, следует проверить внутреннею сеть, поэтому вне зависимости от результатов опроса переходим к следующему пункту.
- Отключите вводный автомат защиты и измерьте напряжение на входных клеммах, после чего повторить измерение с подключенной нагрузкой.
Вводный автоматический выключатель отмечен зеленым овалом
Если без нагрузки напряжение в пределах нормы, а после подключения внутренней сети «проседает», то можно констатировать, что проблема имеет местный характер и решать ее придется своими силами. В первую очередь необходимо проверить вводный автомат, поскольку слабый контакт на его входе или выходе может вызвать «проседание» напряжения.
Почему появляется падение напряжения
Качество электропитания прописаны в ГОСТ Р 54149-2010 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» в котором прописано, что изменение напряжения может находиться в пределах ± 10% от номинального (или согласно договорным условиям) в течение 100% времени интервала измерения в одну неделю. В реальной жизни сплошь и рядом данный стандарт нарушается. Значение входящего в дом или квартиру напряжения может иметь до 50% понижения. В основном это наблюдается в зависимости от сезона, но в отдельных районах может быть и постоянным явлением.
Куда звонить и жаловаться на электросети?
Звонками сложившуюся проблему не решить, необходимо подавать претензию на ненадлежащее качество предоставляемых услуг. То есть, пишите заявление в компанию, обеспечивающую поставки электроэнергии (если договор заключен напрямую) или подавайте жалобу в управляющую компанию. Заявление необходимо зарегистрировать или отправить заказное письмо (почтовый адрес указан в договоре).
Если вышеуказанные меры не помогли, можно обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор, районную администрацию, общественную палату, а также в районный суд.
Обратим внимание, что более эффективны коллективные жалобы, поэтому если с проблемой низкого напряжения столкнулись соседи или другие жильцы дома (района, поселка и т.д.), то лучше и их привлечь к процессу.
Если из-за отклонения напряжения от установленных норм (по вине поставщика услуг) вышла из строя бытовая техника, можно требовать возместить ущерб. Для этого необходимо действовать по следующему алгоритму:
- Следует обратиться к поставщику услуг, чтобы его представители зафиксировали, что авария имела место, и составили соответствующий акт.
- Берется заключение из сервисного центра, в котором указывается причина выхода бытовой техники из строя.
- Подается претензия поставщику услуг с требованием возместить ущерб.
- При отказе, необходимо решать вопрос в судебном порядке.
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
Термины и определения некачественного электропитания. Часть 1.
Современный цивилизованный мир во всех сферах использует разработки в области электроники: компьютеры, ноутбуки, промышленная автоматика, системы «умного дома», центры обработки данных и т.д. – всё это, в отличие от старых асинхронных электродвигателей и лампочек накаливания требует повышенного качества потребляемой электроэнергии. В то же время известно, что электросеть далеко не всегда способна обеспечить качественное электропитание. В данной статье рассматриваются термины, описывающие те или иные отклонения в электропитании от нормы.
В стандарте IEEE 1159-1995 «IEEE Recommended Practice for Monitoring Electrical Power Quality» (Рекомендации по мониторингу качества электросети) института инженеров по электротехнике и электронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE) выделено несколько видов искажений сети, наиболее распространенные из которых следующие:
3.Провалы напряжения/ просадки напряжения.
4.Всплески напряжения/ перенапряжения.
Подводим итоги
Лучше всегда следить за поведением своего авто. Если появились проблемы с аккумулятором или генератором, придется сразу же приняться за восстановление транспорта. Иначе вскоре вы столкнетесь с тем, что авто просто не сможет нормально ездит и будет постоянно предоставлять вам неприятные моменты. Используя вполне понятные и давно существующие методы, вы сможете без особых сложностей получить необходимый спектр услуг на СТО. Но самостоятельно исправлять какие-либо неполадки электросети не рекомендуется.
Впрочем, вы можете и сами с помощью тестера и других приборов промерять все нужные данные по бортовой сети, найти место просадки и попробовать заменить элемент, ворующий напряжение. Проблема лишь в том, что для этого нужно иметь хоть какие-нибудь навыки работы с электричеством. Также все зависит от уровня вашего автомобиля, его степеней защиты от кустарного вмешательства. Если ВАЗ можно отремонтировать по простой инструкции, то в современные BMW лучше не лезть без диплома автоэлектрика и постоянной практики. А у вас когда-нибудь случались проблемы с бортовой электросетью?
Переходные процессы
Импульсные переходные процессы (электростатический разряд)
- Гроза: как случай прямого попадания, так и разряды в небе, влияющие на электросеть посредством электромагнитного поля
- Коммутация индуктивных нагрузок
- Срабатывание защитной автоматики
- Неисправность заземления
- Импульсный переходный процесс представляет собой резкий скачок напряжения в несколько киловольт (длительность скачка составляет наносекунды, общая длительность помехи – десятки наносекунд)
- Электростатический разряд не наносит вреда человеку (не считая неприятного треска и искры), но «убивает» любую микросхему
Меры предупреждения и подавления:
- Поддержание влажности в помещении в диапазоне 40-60%
- Антистатическое заземление (браслеты, коврики, обувь)
- Общее заземление
- Устройства подавления всплесков:
- на основе металооксидных варисторов, подавляющих всплески любой продолжительности)
- тепловая защита
- газовые разрядники
- тиристоры
Перебой электропитания
- Повреждение (разрыв) электросети
- Отказ электрооборудования
- Срабатывание защиты
- Полное отсутствие напряжения в сети в течение некоторого времени (от миллисекунд до нескольких суток при крупной аварии)
- Даже кратковременный перебой электропитания приводит к перезагрузке компьютерного оборудования с потерей несохраненных данных, рестарту электродвигателя или компрессора. При этом не исключается их повреждение.
- Перебои особенно опасны в промышленности, медицине и в области ЦОД: в промышленности есть множество безостановочных процессов, в медицине перебои могут нарушить ход операции, а в случае ЦОД – это простой бизнеса компании.
Меры предупреждения и подавления:
- Наиболее надежный способ решения проблем с перебоем напряжения – применение ИБП, одной из составляющих которых являются аккумуляторные батареи. В случае перебоя питание нагрузки мгновенно производится именно от них (длительность переключения – менее полупериода, т.е. менее 10мс).
- Проблему продолжительных перебоев решить за счет аккумуляторных батарей практически невозможно из-за больших габаритов и дороговизны такого решения. Поэтому, для критически важных процессов применяются источники гарантированного электроснабжения. Наиболее распространенные из них – дизель-генераторные установки (ДГУ).
От чего же может падать напряжение:
- — трансформаторная подстанция.
По всей территории России установлены трансформаторные подстанции, подавляющее большинство из них ставились еще во времена СССР, при этом расчет нагрузки на них велся совсем по другим электроприборам и их количеству. Не маловажную роль играет и возраст работающих трансформаторов, который неблагоприятно влияет на качество электропитания. Но стоит заметить, что инженеры того времени закладывали значительный запас прочности, как по мощности, так и по механической прочности. - — линии электропередач.
Ситуация аналогична с трансформаторными подстанциями. Диаметр жил и материал кабеля (алюминий ) часто не могут выдержать возросшее потребление электроэнергии, а многочисленные скрутки с течением времени стали приносит свои потери в качестве. В настоящий момент алюминиевый кабель заменяется на более приспособленный к нагрузкам медный. - — разница потребляемой мощности на фазах.
Как известно, имеется три фазы в системе электропитания. В основной массе в квартиру или частный дом подключают одну из фаз. Если на одной фазе будет значительное превышение по нагрузке относительно двух других, то возникает такое явление как перекос фаз, которое провоцирует повышение или понижение напряжения.
Все написанное выше может присутствовать как отдельно, так в комплексе. Даже если отремонтировать или заменить одну из составляющих, то ситуация может улучшиться лишь частично. В сетях электроснабжение есть еще один нюанс: в конце линии от трансформаторной подстанции электропотребители работают в более тяжелых условиях, чем потребители находящиеся ближе к ТП (Они могут потребить больше мощности и при этом качество электропитания будет лучше.
Пониженное напряжение (провал и просадка)
- Включение в сеть мощного потребителя (электродвигателя, компрессора и т.д.)
- Временное явление при устранении других неполадок сети
- Временное падение амплитуды напряжения. Провал от просадки отличается длительностью неполадки: при провале счет идет на периоды синусоиды (десятые доли секунды), а при просадке пониженное напряжение наблюдается не менее нескольких секунд.
- При серьезном снижении напряжение возможно отключение электрооборудования, перезагрузка компьютера и др.
Меры предупреждения и подавления:
- По возможности – подключение нагрузок с высоким пусковым током по выделенной линии
- Понижение пусковых явлений, например, за счет переключения конфигураций звезда/треугольник
- Применение электронных устройств таких, как инверторы (частотники)
- В случае просадок поможет использование ИБП
Генератор и его окружение — источники просадок электричества
Просадки в сети зачастую связаны с генератором и его работой. Теоретически после включения силового агрегата аккумулятор отправляется отдыхать и даже подзаряжается от генератора. Все задачи по обеспечению электропитанием берет на себя именно это небольшое устройство. Существует определенный ряд неполадок, который стоит всегда учитывать при наличии таких проблем. Вопрос нерабочего генератора решается с помощью устранения таких неполадок:
- щетки генератора приходится менять довольно часто на отечественных авто (элемент называется в народе «шоколадкой»), но на качественных машинах они редко выходят из строя;
- часто причиной проблем является реле генератора, которое не выдает нужного напряжения в силу внутренних поломок, его можно просто заменить для нормальной работы;
- также проблемы возникают с диодным мостом, из-за поломки одного из диодов напряжение в сети может скакать или быть постоянно на очень низком уровне, это стоит устранить;
- проблема с неисправностями физической части генератора реже бывает причиной, но ее также стоит проверить, вполне возможно, что речь идет о необходимой замене вала и подшипников;
- масса и качество проводов до основных модулей — крайне хитрой проблемой является отсутствие хорошей массы, достаточно подергать и почистить контакты, чтобы решить проблему.
Повышенное напряжение (всплеск, перенапряжение)
- Схемы заземления с высоким импедансом
- Отключение мощного потребителя
- Пробой фаз в трехфазной сети
- Неравномерность потребления электроэнергии
- Временное повышение амплитуды напряжения. Всплеск от перенапряжения отличается длительностью: всплеск, аналогично провалу, является более короткой неполадкой (десятые доли секунды), а перенапряжение, аналогично просадке, длится не менее нескольких секунд.
- Ошибки в данных
- Мерцание освещения
- Износ электрических контактов и изоляции
- Повреждение полупроводниковых приборов
- Повышение силы тока и, как следствие, срабатывание автоматических выключателей
Меры предупреждения и подавления:
- Лучшей защитой является использование ИБП
Характеризующие показатели
Для описания понижения амплитуды напряжения используются следующие показатели:
δU п – глубина провалов, для вычисления применяется следующая формула: δU п = (U ном — U мин) / U ном , где U ном – номинальная величина амплитуды питающего напряжения, U мин – значение остаточного напряжения;
∆t – длительность, данная величина определяется как разность между моментом восстановления напряжения к номинальному значению t к и временным параметром фиксации начальной стадии отклонения t н. Формула расчета длительности будет иметь следующий вид: ∆t = t к — t н
F п – частотность повторений (частота возникновения провалов), приведем формулу, используемую для расчета этого параметра: F п= 100% * m * (δU п* ∆t п) / M, где числитель дроби описывает количество отклонений, определенной глубины и длительности, произошедших в течение измеряемого периода. Знаменатель – общее количество отклонений, обнаруженных в ходе измерений.
Приведенные выше показатели используются для определения качества электроэнергии в той или иной системе электроснабжения.
Вариации частоты
- Как правило, в электросети не бывает вариаций частоты. Данное явление гораздо чаще возникает при питании от резервных автономных источников питания, например, ДГУ.
- Частота питания отклоняется от стандартных 50Гц в большую или меньшую сторону.
- Наибольшее влияние оказывается на электродвигатели: изменение частоты вращения ротора. ИТ-оборудование практически не страдает.
- Снижение срока службы чувствительного электрооборудования
Меры предупреждения и подавления:
На каждом сопротивлении r при прохождении тока I возникает напряжение U=I∙r, которое называется обычно падением напряжения на этом сопротивлении.
Если в электрической цепи только одно сопротивление r, все напряжение источника Uист падает на этом сопротивлении.
Если в цепи имеются два сопротивления r1 и r2, соединенные последовательно, то сумма напряжений на сопротивлениях U1=I∙r1 и U2=I∙r2 т. е. падений напряжения, равна напряжению источника: Uист=U1+U2.
Напряжение источника питания равно сумме падений напряжения в цепи (2-й закон Кирхгофа).
1. Какое падение напряжения возникает на нити лампы сопротивлением r=15 Ом при прохождении тока I=0,3 А (рис. 1)?
Падение напряжения подсчитывается по закону Ома: U=I∙r=0,3∙15=4,5 В.
Напряжение между точками 1 и 2 лампочки (см. схему) составляет 4,5 В. Лампочка светит нормально, если через нее проходит номинальный ток или если между точками 1 и 2 номинальное напряжение (номинальные ток и напряжение указываются на лампочке).
2. Две одинаковые лампочки на напряжение 2,5 В и ток 0,3 А соединены последовательно и подключены к карманной батарее с напряжением 4,5 В. Какое падение напряжения создается на зажимах отдельных лампочек (рис. 2)?
Одинаковые лампочки имеют равные сопротивления r. При последовательном включении через них проходит один и тот же ток I. Из этого следует, что на них будут одинаковые падения напряжения, сумма этих напряжений должна быть равна напряжению источника U=4,5 В. На каждую лампочку приходится напряжение 4,5:2=2,25 В.
Какова нормальная величина напряжения по ГОСТу
Итак, для того, чтобы понимать низкое напряжение в сети или же соответствует норме, то следует обратиться к нормативным документам, а именно к ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009). Так вот в таблице 1 данного документа указано, что напряжение в трехфазных четырехпроводных системах, в которые включены и однофазные электрические сети, напряжение равно 230 Вольтам.
При этом при нормальных условиях эксплуатации отклонение напряжения не должно откланяться более чем на +/- 10%.
Исходя из этого, нормальным напряжением в сети считается напряжение от 207 до 253 Вольт включительно.