Чем отличается трамвай от троллейбуса
Перейти к содержимому

Чем отличается трамвай от троллейбуса

Трамвай или троллейбус, что лучше?

Трамвай
63%
голосовать
Троллейбус
37%
голосовать

  • Трамвай63%
Трамвай или троллейбус?

Трамвай и троллейбус – два вида городского общественного транспорта.
Трамвай
Трамвай – вид городского рельсового общественного транспорта (от англ. tram (вагон, вагонетка) и way (путь). Изначально вагонетки двигались по рельсам при помощи конной тяги (конки). Со временем, благодаря развитию технической мысли на смену лошадям пришел электродвигатель. Большинство трамваев используют электротягу с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников (пантографов, или штанг, реже — бугелей), однако существуют также трамваи с питанием от контактного третьего рельса или аккумуляторов.
Обычно эксплуатируются поезда из двух-трех вагонов, хотя возможны и более длинные сцепки, длиной почти с поезд. Трамвай хорошо тем, что у него высокая провозная способность, чем у автобуса или у троллейбуса, но ниже чем у метро. Себестоимость перевозок невысока, что обеспечивается благодаря использованию для трамвайного движения дешёвой электрической тяги, длительному сроку службы (по сравнению с автобусом и троллейбусом) трамвайных вагонов
Трамвай
Трамвай или троллейбус
Троллейбус
Троллейбус – бед городского безрельсового общественного транспорта. Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolley bus. Это английское название возникло, по одной из версий, как сочетание американизма trolley («трамвайный вагон» — ср. брит. streetcar, tram)
Троллейбус по конструкции близок к автобусу. Многие производители (например, ЛиАЗ) строят троллейбусы на платформе серийных автобусов. Вся ходовая часть, тяговая передача и частично органы управления схожи с оборудованием автобусов. А тяговый электродвигатель, система электрического управления и электроаппаратура имеют много общего с электрооборудованием подвижного состава электрических железных дорог
Троллейбус
Троллейбус или трамвай

Чем троллейбус отличается от трамвая?

Троллейбус отличается от трамвая — "длинными палками" на крыше. А если серьезно то основные отличия следующие — трамвай ездит по рельсам, троллейбус — по обычной дороге. И тот и тот работает от электричества (но при этом принципы работы отличаются).

Троллейбус очень похож на автобус только с рогами (по русски говоря) для подачи тока. Они движутся за счет электрического тока, который подается через эти рога по направляющим. В свою очередь направляющие проложены по определенному маршруту.

Если нет электричества троллейбусы могут ездить сложив "рога".

Трамвай ездит исключительно по рельсам, это наземный вид транспорта. Так же движется от электричества. На верху у него вместо рогов ромбик или его производная.

Самое основное отличие троллейбус ездит по обычной дороге, а трамвай только по рельсам. А так питаются оба от электричества.

Трамвай наиболее старый вид транспорта.

Прежде всего троллейбус отличается от трамвая тем, что может объехать стоящую впереди машину, ведь он двигается по обычной дороге, по асфальту, а трамвай вынужден передвигаться только по рельсам. Поэтому второе отличие аналогичное — троллейбуса колеса резиновые, а у трамвая — стальные, похожие на колеса железнодорожных вагонов. Троллейбуса для движения необходимо наличие двух проводов, чтобы току было куда течь, трамвай использует в качестве второго провода рельсы. У троллейбуса длинные рога-токосъемники, у трамвая рога пружинные и широкие. Наконец, троллейбус все-таки более вместительный чем трамвай и может увезти больше пассажиров.

Почему в Европе нет троллейбусов.

Когда я готовил вчерашний пост Как не стать зайцем в Праге, то неожиданно для себя обнаружил, что в Праге уже более 40 лет тому назад отказались от использования троллейбусов, хотя их производство в Чехии продолжается до сих пор. И мне стало интересно: — Чем же не угодил троллейбус? Почему по улицам практически всех европейских городов, ездят либо автобусы, либо трамваи. Чем трамвай лучше троллейбуса?

DSC09649

Оказывается лучше. Вместимость вагонов трамвая значительно превышает вместительность и автобусов, и троллейбусов. За счет сцепки трамвайных вагонов в состав можно достичь 10-ти кратного увеличения числа пассажирских мест. По этому показателю современным многосекционным трамваям, среди наземного транспорта нет равных. Это единственный вид наземного городского транспорта, который может быть переменной длины за счёт сцепления вагонов (секций) в поезда в час пик и расцепления в остальное время.
В отличие от троллейбусов, трамвай более электробезопасен для пассажиров при посадке и высадке, так как его кузов всегда заземлён через колёса и рельсы. Хотя трамвайный вагон стоит намного дороже автобуса и троллейбуса, трамваи отличаются большим сроком службы, а прокладка трамвайных путей оказывается менее затратной и более ремонтопригодной, чем троллейбусных линий. Единственный недостаток трамваев — это издаваемый ими шум, но и с этим проблемой современные модели трамваев уже успешно справляются.
Не знаю почему мне это нравится, но я люблю фотографировать трамваи. Никогда не упускаю случая, когда вижу их в каждом новом городе, сделать пару снимков. Вот небольшая подборка из моей коллекции.

Вот такие трамваи можно встретить в Риме
DSC03352

DSC03351

DSC03345

DSC03343

А это парижские трамваи. В Париже их встретить можно далеко не везде, но обратите внимание, какие они длинные.
DSC05015

DSC05016

Мюнхен
DSC03734

Лиссабонские ретро трамваи
DSC09649

DSC09465

DSC09409

Краков
DSC07738

DSC07737

Дрезден
DSC00077

Вена
DSC_0217

DSC_0215

DSC02057

DSC02055

DSC02054

А это швейцарские трамваи на улицах Берна
DSC_0313

DSC_0308

DSC_0226

А это уже знакомые вам трамваи Праги
DSC_0070

DSC_0005

На улицах Праги можно встретить разные трамваи. от старых трамваев, знакомых нам еще с советских времен, до ультра современных.

Ну и на последок, пару строк в защиту тролейбуса. Как я уже писал выше, Прага отказалась от троллейбусов более 40 лет тому назад, но выпускать Чехия их не прекратила. Например, одна из последних новинок Škoda Electric – 15-метровый трехосный троллейбус Škoda 28Tr». Эта серия предназначена для города Pardubice и примечательна тем, что, помимо электрической тяги, новый троллейбус способен работать и на двигателе внутреннего сгорания. В прошлом году в городе Plzen было собрано 90 троллейбусов для чешских городов, 45 – для румынского города Темешвар, а в настоящее время обкатываются новенькие троллейбусы для Риги, которая их заказала в количестве 145 штук.

Чем отличается трамвай от троллейбуса

чем отличается трамвай от троллейбуса

И трамвай, и троллейбус – виды пассажирского транспорта, приводимые в движение с помощью электричества. Однако они обладают разными возможностями и техническими характеристиками.

Трамвай – общественный вид транспорта, функционирующий с помощью рельсов и электротяги.

Троллейбус – транспортное средство с электрическим приводом, совмещающее в себе возможности автобуса и трамвая.

Сравнение

Итак, трамвай имеет много общего с поездом. Это касается и внешнего вида в целом, и металлических колес, и способа передвижения – по рельсам. Троллейбус же сродни автобусу: та же форма кузова, те же резиновые шины, то же используемое для перемещения дорожное полотно.

Отличие трамвая от троллейбуса проявляется также в самом движении. То, что путь трамвая пролегает по рельсам, лишает такой транспорт возможности маневрировать, а кривые, по которым он проходит, имеют больший радиус. С другой стороны, управлять трамваем сравнительно несложно.

Для троллейбуса вполне реально объезжать встречающиеся на пути препятствия, к примеру стоящие впереди машины. Радиус линий передвижения троллейбуса может быть меньше, чем у трамвайного вагона. Вдобавок ко всему резина на колесах этого транспортного средства обеспечивает лучшее сцепление с дорожной поверхностью, что позволяет более успешно преодолевать трассу с уклоном вверх.

Расположенные на крыше обоих видов транспорта токоприемники также отличаются своей формой: у трамвая они ромбовидные, у троллейбуса – прямые. Троллейбус использует для движения два провода с разными полюсами. У трамвая роль второго провода играют рельсы. Заземление, которое обеспечивается при этом, делает трамвай более электробезопасным средством передвижения.

Рассмотрим, в чем разница между трамваем и троллейбусом, если сравнить их вместимость. Трамвай в данном плане обладает лучшими возможностями, особенно если учесть, что при необходимости количество его вагонов можно увеличивать. Часовая линии «классического» трамвая в два раза больше, чем тот же показатель у троллейбуса.

Таблица

Трамвай Троллейбус
Похож на поезд Похож на автобус
Металлические колеса Резиновые шины
Передвигается по рельсам Передвигается по дорожному полотну
Не может маневрировать Способен объезжать препятствия
Больший радиус путей Может передвигаться по линиям меньшего радиуса
Токоприемники ромбовидные Токоприемники прямые
Роль второго провода играют рельсы Для движения использует два провода
Вместительность больше Меньшая вместительность

Чем отличается трамвай от троллейбуса. Разница между трамваем и троллейбусом. Достоинства троллейбуса по сравнению с автобусом

чем отличается трамвай от троллейбуса

Общего у трамвая и электрички много. Это рельсовый транспорт на электрической тяге. Поэтому существуют даже трамваи-электрички, которые могут ходить одновременно и как городской, и как пригородный транспорт. Однако отличий у них тоже очень много. История развития трамваев более древняя.

Они возникли как рельсовый транспорт на конной тяге. Со временем лошадей заменило электричество. Электропоезда это более современное изобретение. Они создавались, когда электричество стало применяться как движущая сила в железнодорожном транспорте и не теряют своей актуальности до сих пор.

Главные отличия трамваев и электричек

Основное отличие трамваев от электричек это их назначение. Трамвай преимущественно транспорт городской, а электричка — пригородный. Этим продиктованы их отличия в техническом плане:

  • ширина трамвайного пути уже, чем железнодорожного;
  • разное количество вагонов в составе, трамвай состоит из одного — двух вагонов;
  • высота пола в вагоне электрички намного больше, поэтому для посадки пассажиров нужны специальные платформы;
  • вместимость и грузоподъёмность вагонов электрички больше, чем трамвая;
  • средняя скорость движения электропоезда намного выше;
  • интервал движения трамваев значительно меньше, чем у электрички;
  • в трамвайном вагоне отсутствует тамбур;
  • тормозная система в трамвае работает за счёт прижима тормозных колодок к рельсу, а не к колесу.

В последние годы, когда проблема защиты окружающей среды становится всё более серьёзной, пассажирскому транспорту на электрической тяге стали уделять больше внимания.

Во многих странах выделяют средства на развитие городского и пригородного электротранспорта. Этот транспорт надёжен и у него полностью отсутствуют вредные выбросы в атмосферу. Работать он может в любых климатических условиях.

Трамваи и электрички становятся всё более комфортными, современными и имеют большие перспективы дальнейшего развития.

У каждого вида транспорта есть свои недостатки и преимущества, которые влияют на выбор наиболее подходящей системы в каждом конкретном случае.

1. Основоное отличие трамвая от остальных типов общественного транспорта заключается в том, что у него есть однозначное право проезда. В большинстве случаев у трамвая есть выделенная полоса движения, выезд на которую остального транспорта ограничен физическим барьером (столбики, поребрик и пр.). В тех случаях когда такова отделения нет, например в тесном центре города, в игру вступают правила дорожного движения, которые запрещают, за некоторыми исключениями выезд на трамвайные пути.

Все это дает трамваю очевидное преимущество в современном городе: время в пути не зависит от пробок. Такая стабильность и есть основное конкурентное преимущество трамвая перед автобусами и даже такси.

Необходимо отметить, что в последние 10-15 лет становится популярным так называемый BRT (Bus Rapid Transit). Такая система представляет из себя выделеную полосу (включая установку физических барьеров), приподнятую над основным уровнем проезжей части, или просто полосу другого цвета, выезд на которую частному транспорту запрещен. В данном случае строительство инфраструктуры обходится дешевле чем трамвайные пути, а плюс от независисмости от пробок остается.

2. Троллейбус имеет ряд преимуществ перед автобусом, причем со временем эти преимущества немного тускнеют. На протяжении всего ХХ века троллейбус был более экологичным видом транспорта чем автобус.

(Да, электроэнергию для троллейбуса надо тоже выработать, однако выбросы электростанции находятся не в центре города, на уровне тротуаров, где ими все дышат, а на некотором отдалении, выбрасываются они из трубы, где легче обеспечить эффективное использование топлива и контроливать уровень загрязнения; да и вообще электростанции бывают гидро-, ветро- и даже приливные.

) На сегодняшний день троллейбус остается более экологичным, чем автобус однако разница уже не столь критична чем 50 лет назад. Второе преимущество — тишина. Троллейбус (в хорошем состоянии) практически бесшумен, причем бесшумен настолько что становятся слышны всякие дополнительные устройства, которые в автобусе не слышно: щетки стеклоомывателя, гидроусилитель руля и т.д.

Третье преимущество троллейбуса является следствием общего премимущества электродвигателей над двигателями внутреннего сгорания. Максимальный момент (torque) доступен все время (а не в определенном диапазоне оборотов), именно эта характеристика обуславливает разгон и грузоподъемность транспортного средства. То есть троллейбус более приемист при старте в горку и это важный плюс в гористых городах типа Сан-Франциско. Также есть возможность использовать регенерацию энергии при торможении или спуске.

У троллейбуса есть и много недостатков, в основном связанных с контактной сетью: ее создание и обслуживание относительно дороги, изменение маршрутов в связи с этим весьма трудоемко, а с эстетической точки зрения провода над городом не очень красивы.

Фонд «Городские проекты» выпускал два подробных сайта, посвящённых описанию преимуществ и недостатков троллейбуса и трамвая. Они написаны простым языком, понятным для неспециалиста:

У троллейбуса и трамвая есть одно малоизвестное, но очень сильное преимущество перед автобусом — это стабильность присутствия. Автобусный маршрут можно перенести на другую улицу росчерком пера.

Трамвайный маршрут росчерком пера с одной улицы на другую не уберёшь — нужно перекладывать рельсы, а рельсы — это ещё надводная часть айсберга. Рельсы кладутся на специальную подушку. Чтобы её положить, надо чтобы такое допускали проложенные тут подземные коммуникации.

В некоторых случаях приходится перекладывать коммуникации по другой траектории или закапывать глубже. Это может стать самой затратной частью прокладки новой рельсовой линии.

Кроме рельсов, нужно ещё перекладывать контактную сеть. А контактная сеть — это не просто «провода на фонарных столбах». Это ещё и питающие эти провода электрические подстанции в близлежащих дворах. Добротные капитальные будки, для которых придётся выделять место и деньги на строительство. Эта часть расходов относится не только к переносу трамвайной, но и троллейбусной линии.

В общем, убрать трамвай и троллейбус с одной улицы на другую — дорого, поэтому подобные вещи мэрия не делает просто по прихоти. Как правило, если по улице проложили трамвайную или троллейбусную линию — это стабильно и надолго.

А в местах, которые легко доступны при помощи городского транспорта, всегда сразу расцветает бизнес-активность. И поскольку хороший бизнес планирует свою работу на несколько лет вперёд, бизнес очень любит стабильность условий. И очень не любит непредсказуемость. Поэтому трамвайные и троллейбусные линии для него гораздо привлекательнее, чем автобусные.

Ещё больше бизнес любит метро, вокруг строящихся станций тут же расцветают десятки магазинов и торговых центров.

Дополню два других ответа, правда, скажу о трамваях, а не троллейбусах.

Интересно, что не назвали ещё одно важное преимущество трамвая перед трамвая перед автобусом и троллейбусом: он безопаснее.

Благодаря предсказуемости, простоте контроля и управления при правильной эксплуатации рельсовый трамвай гораздо реже участвует в авариях. Да что там, трамвай — единственный вид городского транспорта, который допускается до пешеходных зон.

Есть редкие исключения (например, Будапешт, где по пешеходным зонам ходят троллейбусы), но есть и ещё более интересные крайности, подтверждающие правила. Например, в Порту на историческом мосту дона Луиша, построенном ещё Эйфелем, совмещена узкая пешеходная зона и линия метро (!) — а метро Порту обслуживается трамвайным подвижным составом.

Трамвайчик на скорости в 60 км/ч выныривает из тоннеля, звонит звонком, толпа разбегается. Все живы-здоровы и счастливы.

Ещё одна важная черта трамвая — это возможность организовать перевозку огромного числа пассажиров без усложнения управления ТС и загромаждения проезжей части.

Огромные трёхсекционные автобусы, которыми трудно управлять, и которые могут в одиночку перегородить перекрёсток, всё равно не дотягивают по вместимости до современных 5 и 7 секционных трамваев (это в тему бесперспективности BRT, которые строят разве что в Колумбии да Венесуэле).

До кучи, проложить трамвайные рельсы по бездорожью и пустырям всё-таки дешевле, чем построить шоссе, при наличии инфраструктуры.

И трамвай, и троллейбус – виды пассажирского транспорта, приводимые в движение с помощью электричества. Однако они обладают разными возможностями и техническими характеристиками.

Определение

Трамвай – общественный вид транспорта, функционирующий с помощью рельсов и электротяги.

Троллейбус – транспортное средство с электрическим приводом, совмещающее в себе возможности автобуса и трамвая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *