Светодиоды полного спектра в сравнении с расширенным спектром
Светодиоды полного спектра заменили сине-красные светодиодные лампы «blurple», а также лампы на основе паров натрия как наиболее популярные источники света при выращивании растений в закрытом грунте. Благодаря недорогим белым светодиодным чипам и COB от общего освещения, таким как CREE CXB 3590 или Samsung LM301BВы действительно получаете много мощности за небольшие деньги. То, что он работает, подтверждают и наши тесты. Но сейчас мы подробнее рассмотрим, действительно ли обычный полный спектр является идеальным решением.
Какой свет нужен растениям в какой фазе?
Свет и удобрения
Требования, предъявляемые растениями к свету, меняются в процессе роста и жизненного цикла. В некотором смысле это сравнимо с потребностями в удобрениях и питательных веществах.
Любой успешный садовод (и здравый смысл) сможет подтвердить это: При выращивании растений не следует всегда давать одни и те же питательные вещества. Помимо количества, состав удобрений также должен быть адаптирован к соответствующей стадии развития. По этой причине даже самое лучшее универсальное удобрение не может конкурировать с многокомпонентными системами удобрений.
Конечно, «чудо-смесь» из хозяйственного магазина тоже подойдет, потому что она удовлетворяет все основные потребности растения. Однако тот, для кого важен оптимальный конечный продукт и максимальная урожайность, выберет продукт, обеспечивающий важнейшие элементы и минералы в нужное время.
Свет для растений: Спектр делает разницу
Свет подобен пище для растений — без света нет фотосинтеза, нет наращивания биомассы. Свет также помогает растениям ориентироваться — пространственно и во времени. Это связано с тем, что различные спектральные составы указывают на определенное местоположение (например, в тени) или определенное время (например, вечер, осень). Поэтому растения выработали ряд типичных форм поведения, которые запускаются в ответ на освещение определенными спектрами света.
Светодиоды полного спектра работают — расширенный спектр является высшим классом
Однако до сегодняшнего дня многие считают, что достаточно светодиода с белым спектром света или полным спектром. На самом деле, этого достаточно для растений. Однако световой спектр с температурой 3500 Кельвинов, который в основном используется при выращивании в помещении, является лишь компромиссом, позволяющим в определенной степени удовлетворить различные требования к росту и цветению. В результате получаются средние результаты, которые определяются только интенсивностью света.
Спектральное распределение полноспектрального растущего светодиода (пример: Samsung LM301 с температурой 3500 К)
Для того чтобы растения оптимально развивались и показывали выдающиеся результаты, недостаточно отрегулировать количество света — то есть яркость — соответствующим образом. Кроме того, состав света должен постоянно адаптироваться к циклу роста и его этапам. В конце концов, некоторые профессиональные растениеводы используют для этой цели светодиоды с разной цветовой температурой белого полного спектра. Фаза вегетации обычно освещается холодным белым светом (около 6500 К), а для цветения (при желании) держат отдельную лампу для растений, которая излучает свет в теплом белом спектре (около 3000 К или меньше). Из-за разного соотношения синего и красного компонентов в холодном и теплом белом освещении Фотоморфогенез быть подвержены влиянию.
Сосредоточение внимания на синем свете во время роста сохраняет растения компактными.
Оптимизированный цветочный спектр с ультрафиолетом и сильным акцентом на глубокий красный цвет.
Такая практика существует уже много десятилетий, поскольку даже в эпоху газоразрядных ламп необходимо было менять источники света для удовлетворения различных требований растений в цикле их развития.
Сейчас мы вступили в эру светодиодов. Однако уникальное преимущество светодиодов до сих пор практически не используется — возможность очень точно создать оптимальный световой спектр из множества отдельных источников света. Не говоря уже о динамической регулировке этого светового спектра.
Такие системы, как правило, слишком дороги для использования в продуктивной эксплуатации. Это связано с тем, что обеспечить несколько каналов светодиодами и управлять каждым из них, конечно, гораздо более трудоемко, чем объединить все светодиоды в одной схеме. Но возможности и потенциал должны с лихвой компенсировать эти усилия.
В исследованиях, где цена лампы для растений играет второстепенную роль, уже обнаружено удивительное воздействие различных спектров света на растения. Мы приводим здесь небольшую подборку.
Выбор светодиодных ламп. 3. Спектры источников света
В идеале для оценки качества спектра излучения лампы необходим спектрофотометр. В крайнем случае можно использовать спектрофотометры для профилирования/калибровки мониторов (например, ColorMunki) — если такое устройство у вас есть. Покупать же спектрофотометры домой для оценки ламп нет никакого смысла, они стоят от сотен до десятков тысяч долларов.
Тем не менее, для нужд геологов и ювелиров выпускают простейшие спектроскопы на основе диффракционной решетки. Их стоимость от 1200 до 2500 руб. И это забавная и полезная штука.
Выглядит спектроскоп так:
В окуляр (слева, где конус) нужно смотреть, при этом объектив (справа) должен быть направлен на источник излучения.
Диффракционная решетка разлагает свет на спектр (как радуга или оптическая призма).
Прежде чем вникать в спектры реальных ламп, напомню общую информацию. (Достаточно подробно это рассмотрено в книге в главе «Качество света»).
Здесь я покажу два спектра СДЛ с исключительно высоким индексом цветопередачи 97 (источник здесь):
Можно видеть, что цветовая температура 5401 К, индекс 97. Главное же — можно видеть из каких видимых глазами цветов состоит спектр.
Температура 3046 К, индекс также 97.
Спектрофотометр — в отличие от спектроскопа — показывает не просто, какие цвета образуют спектр, но и дает их интенсивность. Хорошо видно, что в спектрах обеих ламп есть все цвета, составляющие белый («каждый охотник желает знать где сидит фазан», т.е. красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Различие в цветовой температуре достигается за счет относительного вклада холодных (синий-голубой) и теплых (желтый-красный) компонентов.
Вынужден упомянуть о том, что данный спектроскоп предназначен для мобильного использования с помощью глаз. Фиксировать картинку крайне неудобно, поскольку окуляр маленький и устройств для фиксации на камере нет. Поэтому одной рукой нужно удерживать камеру, другой спектроскоп, а голосом управлять съемкой. При этом еще нужно удерживать направление на источник света, небольшие отклонения от нормали приводят к искажению цветов спектра. Из почти десятка разноообразных камер, что есть у меня дома, лучшим оказался планшет «Самсунг». Камера там всего 5 мп, но хороший софт, а размер и положение объектива на корпусе устройства позволяют более-менее удобно пристроить спектроскоп. Баланс белого был зафиксирован как «дневной», ИСО 400. Снимки не обрабатывались, лишь выравнивались и обрезались. Цифры справа обозначают индекс цветопередачи источника (100 — дневной свет в облачную погоду, 99 — лампа накаливания). Качество фотографий меня не очень устраивает — но лучше я сделать не смог.
Итак, начнем сверху вниз и на конкретных примерах попытаемся понять, на что нужно обращать внимание в таких спектрах.
• Дневной свет и лампа накаливания: идеальный спектр, в котором представлены все вышеперечисленные цвета.
• СДЛ с индексами цветопередачи 87 (обзор здесь) и 84 (обсуждалась в материале по выбору производителя) также демонстрируют практически полный спектр. Проблемой обычно становится красная часть — если желтого и оранжевого, как правило, достаточно, то глубокие красные оттенки чаще всего отсутствуют. Не видно их и здесь. Также можно предположить (например, по количеству голубого в спектрах), что производители используют разные светодиоды 5736SMD. Т.е. мы имеем дело не с одной и той же лампой, приобретенной у разных продавцов — а с различными производителями.
• СДЛ с индексом 78 (ее разбор приведен в главе «Пример оценочного тестирования» в книге) наряду с урезанной красной частью демонстрирует и малое количество голубого. (Может показаться, что в сравнении со спектром лампы с индексом 84 это не так. Но тут нужно вспомнить, что 84 — это теплая лампа, Т=2900. А 78 — холодная, Т=5750 К, там синего по определению намного больше). Именно в этом главные недостатки простых бюджетных СДЛ, которые формируют якобы белый свет за счет синего или пурпурного излучения светодиода и желто-оранжевого света люминофора. Справа от синего лежит голубой — но из описанной комбинации он «не получается». Поэтому в спектре СДЛ там обычно провал. За счет этого (плюс дефицит глубокого красного) и падает индекс цветопередачи.
• Самый нижний спектр — это высококачественная компактная люминесцентная лампа (КЛЛ, Т=2700 К, ресурс 12000 часов, заявленный индекс цветопередачи не менее 80). И вот здесь хорошо видно, за счет чего достигается эта формально достаточно высокая величина. Сам производитель называет это «система Tricolor». Т.е. он использует люминофор из 3 компонентов, каждый из которых излучает свет в виде узкой полосы. (Конечно, и такую лампу сделать совсем непросто, т.к. требуется тщательный подбор комбинации люминофоров.) Именно наличие таких вертикальных полос (например, фиолетовая, зеленая, желтая) — признак низкокачественных источников света. Вторым следствием линейчатого спектра источника является физическое отсутствие некоторых цветов в принципе (на рисунке, например, практически нет желтого и очень мало голубого). Очевидно, что свет таких ламп для глаз малополезен несмотря на формально достаточно высокие показатели. Использовать такие лампы нужно в светильниках с качественными рассеивателями (хотя, конечно, спектра лампы это не изменит).
Вывод: в спектрах источников света с высоким индексом цветопередачи должны присутствовать все цвета спектра и отсутствовать интенсивные узкие полосы.
Отдельно хочу предостеречь от поспешности в анализе спектров. По роду деятельности я много общался со спектроскопистами и заметил железную закономерность: чем более квалифицированный и профессиональный специалист — тем более он осторожен и уклончив в своих выводах. От лучшего из них, профессора, заведующего лабораторией спектроскопии вообще в принципе было невозможно добиться внятного заключения (что меня вначале по молодости дико раздражало). Глаз, безусловно, лучший оптический прибор из существующих. Но анализ и интерпретация спектров — бесконечно сложная тема. Там действует огромное количество разных факторов. Поэтому настоятельно рекомендую только простейшую качественную оценку спектров глазами, без попыток хитрых умопостроений и далеко идущих выводов. Лучше всего попеременно смотреть на спектр оцениваемой лампы и на идеальный спектр дневного света или ЛН. Т.е. наглядное сравнение между собой.
полный спектр
полный спектр — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN full range … Справочник технического переводчика
фирма, предоставляющая полный спектр энергетических услуг — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN full service energy provider … Справочник технического переводчика
спектр — а, м. spectre m. <, лат. spectrum. 1. Многоцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через призму или иную преломляющую среду. БАС 1. ♦ Спектр солнечный световое изображение, получаемое на стене темной комнаты, от пропускания … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СПЕКТР — лат. spectrum, франц. spectre. а) Призрак. b) Спектр солнечный: продолговатое изображение солнца, состоящее из семи поперечных разноцветных полос. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… … Словарь иностранных слов русского языка
Спектр (электричество) — Спектр сигнала в радиотехнике это результат разложения сигнала на более простые в базисе ортогональных функций. В качестве разложения обычно используются преобразование Фурье, разложение по функциям Уолша, вейвлет преобразование и др. Содержание… … Википедия
Спектр сигнала — У этого термина существуют и другие значения, см. Спектр (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
полный набор наблюдаемых — Максимальный набор независимых физических величин, исчерпывающе характеризующий состояние системы, когда операторы соответствующих наблюдаемых коммутируют и их совместный спектр не вырожден … Политехнический терминологический толковый словарь
ПРОЕКЦИОННЫЙ СПЕКТР — индексированное направленным множеством( А, >) семейство симплициальных комплексов такое, что для каждой пары индексов , для к рых a >a, определено симплициальное отображение (проекция) комплексов Na на комплекс Na. При этом требуется,… … Математическая энциклопедия
ШРЁДИНГЕРА ОПЕРАТОРА СПЕКТР — множество собств. значений оператора Шрёдингера (OШ): где гамильтониан оператор полной энергии системы (в том случае, когда потенциал не зависит от времени), и операторы кинет … Физическая энциклопедия
Эффект Франца — Спектр межзонного поглощения света в электрическом поле. Слева показан полный спектр, справа дифференциальный … Википедия
ЗВУК И АКУСТИКА — Звук это колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах газообразных, жидких и твердых. Такое возмущение, представляющее собой некоторое физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение… … Энциклопедия Кольера
Расчет совершенного темперированного спектра света
Подобно тому, как современная система музыкальной темперации делит гамму на 12 полутонов, современная система измерения времени делит сутки на 24 часа, а год на 12 месяцев, — любой цикл, в том числе и спектр цветов видимого света, может быть разделен на 12 равных частей. Эти цвета наблюдаются в радуге, которая состоит не из «7 основных цветов», а из 12 основных цветовых полутонов (расположены по возрастанию длины световой волны): 1) пурпурный (фиолетово-розовый); 2) фиолетовый; 3) синий; 4) лазурный (небесно-голубой); 5) циановый (морской волны); 6) весенне-зеленый (изумрудный); 7) зеленый: 8) желто-зеленый; 9) желтый; 10) оранжевый; 11) красный; 12) розовый. Шесть из приведенных полутонов являются основными тонами спектра видимого света: розовый, оранжевый, желто-зеленый, весенне-зеленый, лазурный, фиолетовый. Соответственно, шесть других полутонов являются в ряду спектра их «диезными» производными: красный, желтый, зеленый, циан, синий, пурпурный соответственно.
Совершенный темперированный световой спектр – это разделенный на 12 равных частей световой спектр видимого света, принятый за один полный цикл (360 град) в диапазоне длин световых волн от 400 нм до 672, 7273 нм включительно. В совершенном темперированном световом спектре 12 цветовых полутонов (6 цветовых тонов), обозначенных выше (расположены по увеличению длины световой волны): 1) пурпурный; 2) фиолетовый; 3) синий; 4) лазурный; 5) циановый; 6) весенне-зеленый; 7) зеленый; 8) желто-зеленый; 9) желтый; 10) оранжевый; 11) красный; 12) розовый. Такой строй состоит из двух триламп (от. греч. trilampa – трехфонарный): пурпурный-синий-циановый, зеленый-желтый-красный. Первая трилампа состоит из «холодных» цветовых полутонов, а вторая трилампа состоит из «горячих» цветовых полутонов.
Даже подросток, вникая в современный курс физики, понимает, что различным цветам видимого спектра традиционно отведены неравные отрезки на шкале длины волны спектра, и о равномерности в такой системе не может быть речи. Например, фиолетовому цвету (общепринятые длины волн примерно 380-440 нм) отведен отрезок протяженностью в 60 нм; синему (общепринятые длины волн примерно 440-485 нм) – в 45 нм; голубому (общепринятые длины волн примерно 485-500 нм) – в 15 нм; зеленому (общепринятые длины волн примерно 500-565 нм) – в 65 нм; желтому (общепринятые длины волн примерно 565-590 нм) – в 35 нм; оранжевому (общепринятые длины волн примерно 590-625 нм) – в 40 нм; красному (общепринятые длины волн примерно 625-740 нм) – в 115 нм. Получается, что хотя спектр и составлен из равнозначных по статусу цветовых тонов (каждый из которых получается смешением соседних с ним в спектре цветовых тонов), но современная «семицветная» трактовка спектральной последовательности цветов произвольна. Это происходит из-за неверной калибровки шкалы длин волн спектра видимого света.
Спектр совершенного темперированного спектра видимого света – это простое и равномерное чередование 12 цветовых полутонов в пределах цикла цветов видимого света. Эта калибровка спектра также лежит в основе рассматриваемой далее конвертации (перевода) цветов спектра видимого света по шкале значений длины волны в цвета по шкале RGB, принятой в современной колористике. Заметим, что значения длин волн цветов спектра видимого света легко конвертируются в значения этих цветов по системе RGB, но далеко не все значения цветов в системе RGB можно перевести в значения соответствующих им длин волн.
Расчет совершенного темперированного спектра видимого света и конвертация его в систему RGB проводится в 5 этапов:
1) Качественное определение границ спектрального цикла. При внимательном рассмотрении фотографий радуги в высоком разрешении, а также приведенных в научной литературе фотографий картины дисперсии (разложения на составляющие спектра) видимого света, спектральных диаграмм с обозначением длины световой волны, видно, что спектр начинается не с фиолетового цвета, а с фиолетово-розового (пурпурного) цвета, и заканчивается при этом не красным цветом, а насыщенным розовым цветом. Таким образом, спектральный цикл состоит из 12 цветовых тонов, нижней (согласно длине волны) границей которого является начало зоны пурпурного цвета, а его верхней границей является окончание зоны розового цвета.
2) Количественное определение границ спектрального цикла. Согласно приведенной выше диаграмме соответствия спектра видимого света длине световой волны (как и других диаграмм) в достаточном приближении примем, что начало зоны пурпурного цвета приходится на длину волны 400 нм, а окончание зоны красного цвета приходится на длину волны 650 нм. Разница между этими величинами составляет 650 нм – 400 нм = 250 нм, и в этом интервале находится 11 полных цветовых тонов (без розового цвета). Таким образом, на один цветовой тон в спектре видимого света приходится (250 нм/11) = 22,727 нм. Величина 22,727 нм является шагом по значению длины волны в спектре видимого света, определяющим диапазон длин волн, соответствующий одному цветовому тону. В цветовых моделях, в которых спектр распределен по циклу (кругу) в 360 градусов, например, в системе RGB, величина 22,727 нм соответствует 30 градусам изменения цветового тона (всего их 12 х 30 град = 360 град). Если шаг в световом спектре определяется как 22,727 нм, то полный цветовой цикл из 12 тонов будет равен (22,727 нм х 12) = 272,724 нм, а границы спектрального цикла видимого света определяются значениями 400 нм (начало зоны пурпурного цвета) и (400 нм + 272,724 нм) = 672,724 нм.
Таким образом, диапазон длин световых волн от 400 нм до 672,724 нм – это цикл совершенного темперированного спектра видимого света.
3) Расчет диапазонов (отрезков значений длин волн), соответствующих каждому из 12 цветовых полутонов в совершенном темперированном спектре видимого света. От 400 нм пошагово прибавим значение 22,727 нм двенадцать раз, определив значение длины волны для каждого цветового полутона в спектре видимого света:
Пурпурный цвет 400-422,726 нм,
Фиолетовый цвет 422,727-445,453 нм,
Синий цвет 445,454-468,180 нм,
Лазурный (небесно-голубой) цвет 468,181- 490,907 нм,
Циановый (морской волны) цвет 490,908-513,634 нм,
Весенне-зеленый цвет 513,635-536,361 нм,
Зеленый цвет 536,362-559,088 нм,
Желто-зеленый цвет 559,089-581,815 нм,
Желтый цвет 581,816-604,542 нм,
Оранжевый цвет 604,543-627,269 нм,
Красный цвет 627,270-649,996 нм,
Розовый цвет 649,997-672,724 нм.
Округлим полученные значения длин волн до целых чисел:
Пурпурный цвет 400-422 нм,
Фиолетовый цвет 423-444 нм,
Синий цвет 445-467 нм,
Лазурный (небесно-голубой) цвет 468- 490 нм,
Циановый (морской волны) цвет 491-513 нм,
Весенне-зеленый цвет 514-535 нм,
Зеленый цвет 536-558 нм,
Желто-зеленый цвет 559-581 нм,
Желтый цвет 582-604 нм,
Оранжевый цвет 605-626 нм,
Красный цвет 627-649 нм,
Розовый цвет 650-672 нм.
Каждый (без исключения) из 12 цветовых полутонов является спектральным тоном, определяемым монохроматическим излучением с небольшим (22,727 нм) разбросом значения длины волны. Согласно И. Ньютону, традиционно насчитывают 7 спектральных цветовых тонов, но по причине равномерности светового спектра и удобства его конвертации в другие цветовые системы (а также корреляцией со звуками музыкальной гаммы) разумнее определить совершенный темперированный спектр видимого света как цветоряд, состоящий из 12 одинаковых отрезков — цветовых полутонов.
4) Расчет диапазонов (отрезков частот), соответствующих 12 цветовым тонам в спектре видимого света. По известной формуле (частота = [скорость света в вакууме/длина волны]) рассчитаем значения частот излучения для каждого цветового полутона совершенного темперированного спектра видимого света:
Пурпурный цвет 750-794 ТГц,
Фиолетовый цвет 710-749 ТГц,
Синий цвет 673-709 ТГц,
Лазурный (небесно-голубой) цвет 641-672 ТГц,
Циановый (морской волны) цвет 611-640 ТГц,
Весенне-зеленый цвет 584-610 ТГц,
Зеленый цвет 559-583 ТГц,
Желто-зеленый цвет 537-558 ТГц,
Желтый цвет 516-536 ТГц,
Оранжевый цвет 496-515 ТГц,
Красный цвет 478-495 ТГц,
Розовый цвет 462-477 ТГц.
Рассчитанные таким образом значения частот хорошо согласуются с общепринятыми значениями частот спектра видимого света для различных цветов.
5) Конвертация (перевод) цветовых тонов от значений длины волны в значения системы RGB (Красный-Зеленый-Синий — предложенная в 1860 г. Д. Максвеллом аддитивная система цвета) имеет следующий вид:
Пурпурный цвет 400-422 нм, 750-794 ТГц; RGB (255; 0; 255), угол цветового тона 300 град, название тона в RGB – цвет маджента;
Фиолетовый цвет 423-444 нм, 710-749 ТГц; RGB (127,5; 0; 255), угол цветового тона 270 град, название тона в RGB – фиолетово-сизый цвет;
Синий цвет 445-467 нм, 673-709 ТГц; RGB (0; 0; 255), угол цветового тона 240 град, название тона в RGB – синий цвет;
Лазурный (небесно-голубой) цвет 468- 490 нм, 641-672 ТГц; RGB (0; 127,5; 255), угол цветового тона 210 град, название тона в RGB – лазурный цвет;
Циановый (морской волны) цвет 491-513 нм, 611-640 ТГц; RGB (0; 255; 255), угол цветового тона 180 град, название тона в RGB – циановый цвет;
Весенне-зеленый цвет 514-535 нм, 584-610 ТГц; RGB (0; 255; 127,5), угол цветового тона 150 град, название тона в RGB – весенне-зеленый цвет;
Зеленый цвет 536-558 нм, 559-583 ТГц; RGB (0; 255; 0), угол цветового тона 120 град, название тона в RGB – зеленый лаймовый цвет;
Желто-зеленый цвет 559-581 нм, 537-558 ТГц; RGB (127,5; 255; 0), угол цветового тона 90 град, название тона в RGB – цвет шартрез;
Желтый цвет 582-604 нм, 516-536 ТГц; RGB (255; 255; 0), угол цветового тона 60 град, название тона в RGB – желтый цвет;
Оранжевый цвет 605-626 нм, 496-515 ТГц; RGB (255; 127,5; 0), угол цветового тона 30 град, название тона в RGB – темно-янтарный цвет;
Красный цвет 627-649 нм, 478-495 ТГц; RGB (255; 0; 0), угол цветового тона 0 (360) град, название тона в RGB – цвет
Розовый цвет 650-672 нм, 462-477 ТГц; RGB (255; 0; 127,5), угол цветового тона 330 град, название тона в RGB – глубокий розовый цвет.
При этом расчете важны следующие замечания:
1) Хотя Исаак Ньютон и начал работу по созданию теории света (1666 г.), но он условно и с научной точки зрения произвольно (отчасти в угоду эзотерическим представлениям о семеричном построении Вселенной, мировой гармонии и Солнечной системы) разделил спектр на 7 цветов. Иоганн Вольфганг фон Гете, хотя и был в отличие от Ньютона больше художником, чем ученым, но верно определил цикл светового спектра (1810 г.), разделив его на 6 частей и включив в него пурпурный цвет как промежуточный между фиолетовым и красным цветами, а также справедливо заключил, что каждый полутон в цветовом круге является результатом сложения двух граничащих с ним с разных сторон полутонов. Далее Джеймс Клерк Максвелл предложил аддитивную систему цвета RGB (1860 г.), которая в наши дни хорошо разработана и широко применяется во всех областях, где работают с цветом (от дизайна одежды и косметики до компьютеров). Также цветовая система RGB использована и нами для цветового описания цикла совершенного темперированного спектра видимого света в тэлиотитологии (науки о совершенстве и циклах).
3) При сочетании совершенного темперированного спектра цветов видимого света и совершенного темперированного музыкального строя – систем, в которых световой и музыкальный циклы (соответственно) условно разделены на 12 хроматических ступеней, можно получить представление о соответствиях между цветовыми и музыкальными полутонами соответствующих рядов. Между ступенями гаммы (рассматривается совершенный темперированный строй) и тонами спектра существует линейное соответствие:
до — глубокий розовый цвет RGB (255; 0; 127,5) – (в обычном понимании розовый цвет);
до диез — красный цвет RGB (255; 0; 0) – (в обычном понимании красный цвет);
ре — темно-янтарный цвет RGB (255; 127,5; 0) – (в обычном понимании оранжевый цвет);
ре диез — желтый цвет RGB (255; 255; 0) – (в обычном понимании желтый цвет);
ми — цвет шартрез RGB (127,5; 255; 0) — (в обычном понимании желто-зеленый цвет);
ми диез — зеленый лаймовый цвет RGB (0; 255; 0) – (в обычном понимании зеленый цвет);
фа — весенне-зеленый цвет RGB (0; 255; 127,5) – (в обычном понимании изумрудный цвет);
фа диез — цвет морской волны (циановый) RGB (0; 255; 255) – (в обычном понимании сине-зеленый цвет);
соль — лазурный цвет RGB (0; 127,5; 255) – (в обычном понимании небесно-голубой цвет);
соль диез — синий цвет RGB (0; 0; 255) – (в обычном понимании синий цвет);
ля — фиолетово-сизый цвет RGB (127,5; 0; 255) – (в обычном понимании фиолетовый цвет);
ля диез — цвет маджента RGB (255; 0; 255) – (в обычном понимании фуксиево-пурпурный цвет).
Переводя эти соответствия на язык житейских терминов, можно сказать, что звук до красного цвета спелого граната, ре — оранжевого цвета апельсина, ми – зеленого цвета сочной травы, фа — голубого цвета всех оттенков морской волны, соль — синего цвета всех оттенков небесного цвета, ля — розово-фиолетового цвета спелого инжира, звук си в совершенном строе отсутствует.
Выводы:
1) В спектре видимого света не семь основных цветов, а 6: розовый, оранжевый, желто-зеленый, весенне-зеленый (изумрудный), лазурный, фиолетовый.
2) В дополнение к основным тонам и на их основе рассматривается еще 6 цветов этого цикла: красный, желтый, зеленый, цвет морской волны, синий, пурпурный, которые являются «диезными» тонами к основным цветам спектра. Таким образом образуются пары в ряду 12 цветовых полутонов: Эти пары соответствуют музыкальным тонам в звуковом цикле гаммы лишенного звука «си» совершенного темперированного строя: (до-до диез)-(ре-ре диез)-(ми-ми диез)-(фа-фа диез)-(соль-соль диез)-(ля-ля диез).
3) На основе шести основных тонов цветового цикла образуются 12 полутонов этого цикла: розовый, [красный], оранжевый, [желтый], желто-зеленый, [зеленый], весенне-зеленый, [цвет морской волны], лазурный, [синий], фиолетовый, [цвет маджента]. Соответствие между звуками гаммы и цветами спектра прямое. Здесь в квадратных скобках обозначены «диезные тона» основных цветов.
4) Рассчитаны частоты для всех цветовых полутонов совершенного темперированного спектра видимого света, которые наряду с данными о частотах для звуковых полутонов совершенного темперированного музыкального строя будут использованы в клавишном инструменте будущего – тэлиотитофоне (от греч. teleiotita — совершенство, foni — голос).