КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА РЕДУКТОРА
Корпус редуктора служит для размещения и координации деталей передачи, защиты их от загрязнения, организации системы смазки, а также воспринятия сил, возникающих в зацеплении редукторной пары, подшипниках, открытой передаче.
В проектируемых одноступенчатых редукторах принята в основном конструкция разъёмного корпуса, состоящего из крышки и основания (рис. 5.1, 5.2). Корпуса вертикальных цилиндрических редукторов могут иметь (рис.5.1) в отдельных случаях два разъёма, что определяет ещё одну часть корпуса среднюю. Несмотря на разнообразие форм корпусов, они имеют одинаковые конструктивные элементы подшипниковые бобышки, фланцы, рёбра, соединённые стенками в единое целое, и их конструирование подчиняется некоторым общим правилам.
Форма корпуса определяется в основном технологическими, эксплуатационными и эстетическими требованиями с учётом его прочности и жёсткости. Этим требованиям удовлетворяют корпуса прямоугольной формы с гладкими наружными стенками без выступающих конструктивных элементов: подшипниковые бобышки и рёбра внутри; стяжные болты только по продольной стороне корпуса в нишах; крышки подшипниковых узлов преимущественно врезные; фундаментные лапы не выступают за габариты корпуса (см. рисунки типовых конструкций редукторов в атласе и [2]).
Предлагаемые формы корпусов не единственные. В случае необходимости можно создавать другие конструкции.
Габаритные (наружные) размеры корпуса определяются размерами расположенной в корпусе редукторной передачи и кинематической схемой редуктора.
При этом вертикальные стенки редуктора перпендикулярны основанию, верхняя плоскость крышки корпуса параллельна основанию зубчатая передача вписывается в параллелепипед (см. рис. 5.1). Поэтому конструирование зубчатой передачи, валов и подшипниковых узлов, размеры которых предварительно определены в эскизном проекте (см. рис.3.2), выполняются во взаимосвязи с конструированием корпуса.
В малонагруженных редукторах (Т2 500 Нм) толщины стенок крышки и основания корпуса принимаются одинаковыми (рис. 5.3) мм, где Т2- вращающий момент на колесе тихоходного вала, Нм.
Внутренний контур стенок корпуса очерчивают по всему периметру корпуса с учётом зазоров и hМмежду контуром и вращающимися деталями (см. рис. 3.2) .
Особое внимание уделяют фланцевым соединениям, которые воспринимают нагрузки от закрытой зубчатой передачи, открытой передачи и муфты.
Различают пять видов фланцев:
1 — фундаментный (рис.5.3, 5.4, 5.5);
2 — подшипниковой бобышки;
3 — соединительный основания и крышки корпуса;
4 — крышки подшипникового узла;
5 — крышки смотрового люка.
Конструктивные элементы фланца с соответствующим ему индексом выбирают в зависимости от диаметра d крепёжного винта (болта) из таблицы 5.1 или определяют по рекомендации (рис.5.3…5.5):
для болтов ширина фланца k = 2,35d;
для винтов ширина k 2.2d ; координата оси отверстия С = k/2 ;
высота опорной поверхности под головку мм;
для фундаментных болтов ширина k1 2.5d ;
Диаметр d крепёжного винта (болта) определяется в зависимости от значения главного геометрического параметра редуктора aw по табл. 5.1.
Главный геометри- ческий параметр, мм | d1 | d2 | d3 | d4 | d5 |
50 aw(de2) 100 | M12 | M10 | M8 | M6 | M5 |
100 aw(de2) 160 | M14 | M12 | M10 | M8 | M6 |
160 aw(de2) 250 | M16 | M14 | M12 | M10 | M6 |
В таблице индекс диаметра d крепёжного винта (болта) указывает на его принадлежность соответствующему фланцу (см. рис.5.3).
Фундаментный фланец основания корпуса предназначен для крепления редуктора к фундаментной раме (плите). Опорная поверхность фланца выполняется в виде двух длинных параллельно расположенных или четырёх небольших платиков (см. рис. 5.3, 5.4). Места крепления располагают на возможно большем (но в пределах корпуса) расстоянии друг от друга L1, В1. Длина опорной поверхности платиков L = L1+2С1, В = В1 + 2С1 ; ширина платика b1= 2,4d01+ ; высота h1= 1,5 d1.
Проектируемые редукторы крепятся к раме (плите) четырьмя болтами (шпильками), расположенными в нишах корпуса. Размеры ниш даны на рис. 5.5; высота ниш h01= (2.0. 2.5)d1 при креплении шпильками; h01= 2,5(d1+ ) при креплении болтами. Форма ниши (угловая или боковая) определяется размерами, формой корпуса и расположением мест крепления. Когда это возможно корпус крепится к раме (плите) болтами снизу, что исключает необходимость конструирования ниши.
Фланец подшипниковой бобышки крышки и основания корпуса предназначен для соединения крышки и основания разъёмных корпусов. Фланец расположен в месте установки стяжных подшипниковых болтов (винтов) на продольных длинных сторонах корпуса (см. рис.5.3); в крышке наружу от её стенки, в основании – внутрь от стенки.
Количество стяжных подшипниковых винтов на каждой продольной стороне корпуса равно 2 для вертикальных редукторов и 3 для горизонтальных.
Подшипниковые стяжные винты d2 ставят, по возможности, ближе к отверстию D под подшипник так, чтобы расстояние между стенками отверстий с диаметрами d02 и DT (для закладной крышки) или d02и d4 (для привертной крышки) было не менее 3. 5 мм (см. рис. 5.3). Высота фланца h2 определяется графически, исходя из условий размещения головки винта на верхней плоской опорной поверхности фланца подшипниковой бобышки.
В цилиндрическом горизонтальном редукторе (см. рис. 5.3) винт, расположенный между отверстиями под подшипники, помещают посередине между этими отверстиями. При этом наружные торцы подшипниковых бобышек для удобства обработки выполняют в одной плоскости.
В разъёмных корпусах при сравнительно небольших продольных сторонах (при aw (de2) 160 мм) фланец высотой h2 = 1,5 + d2 выполняют одинаковым по всей длине (см. рис. 5.3). На коротких боковых сторонах крышки и основания корпуса, не соединённых винтами, фланец расположен внутрь корпуса и его ширину k3 принимают равной (2…2,2); на продольных, достаточно длинных сторонах, устанавливают дополнительные винты d3, на фланцах той же (рис. 5.3) или меньшей толщины.
Количество дополнительных соединительных винтов d3 и расстояние между ними L3= (10…12) d3принимают по конструктивным соображениям в зависимости от размеров продольной стороны редуктора и размещения подшипниковых стяжных винтов. При сравнительно небольшой длине продольной стороны можно принять d3= d2 и поставить дополнительно еще один — два винта (см. рис. 5.3).
На фланце для привертной крышки подшипникового узла количество болтов n4, подбирается по диаметру винтов d4 (табл. 5.2).
Параметр | Диаметр наружного кольца подшипника, мм | |||
47…62 | 62…80 | 85…100 | 100…120 | |
d4 | М6 | М8 | М10 | М12 |
n4 |
Параметры присоединительного фланца крышки подшипникового узла определяют по табл. 5.3 и 5.4.
Фланец для крышки смотрового окна (см. рис. 5.1, 5.2, 5.6), для которого размеры сторон, количество винтов и расстояние между ними устанавливают конструктивно в зависимости от места расположения окна и размеров крышки смотрового окна, имеет высоту h5= 3. 5 мм.
Для закрепления в корпусе сливных пробок, отдушин, маслоуказателей на крышке и основании предусмотрены опорные платики (фланцы). Размеры сторон платиков должны быть на 3. 5 мм больше размеров опорных поверхностей прикрепляемых деталей. Высота платика h = 0.5d (рис. 5.5).
Конструктивные элементы фланца крышки и бобышки подшипникового узла
Элементы бобышки | Крышка | |
привертная | закладная | |
Внутренний диаметр DБ, DТ | По диаметру D наружного кольца подшипника или стакана | |
Наружный диаметр DФБ, DФТ | По наружному диаметру крышки D2= D + 4,4d4; D2+ (4. 6) мм | 1.25D + 10 мм |
Диаметр центровой окруж-ности винтов DБ1, DТ1 | По центровому диаметру крышки D1 | |
Диаметр кольцевой расточки DБ0, DТ0 | По диаметру выступа крышки D0 | |
Высота h4 | 3. 5 мм |
Подшипниковые бобышки (приливы) предназначены для размещения комплекта деталей подшипникового узла (см. рис. 5.1, 5.2 ). В зависимости от конструкции крышки и основания корпуса редуктора возможно различное расположение бобышек подшипниковых узлов быстроходного и тихоходного валов.
В редукторах вертикального исполнения (рис. 5.1), когда разъем крышки и основания корпуса выполняют по оси ведомого вала, подшипниковые бобышки расположены внутри коробчатого корпуса.
В редукторах горизонтального исполнения (рис. 5.2), когда разъем корпусных деталей выполняют по осям валов, бобышки подшипниковых узлов в основании корпуса располагают внутри корпуса, а в крышке – снаружи.
Внутренний и наружный диаметры подшипниковой бобышки определяют по диаметрам фланца крышки подшипникового узла (см. табл. 5.3).
Длину подшипниковых гнезд l1 быстроходного и l2 тихоходного валов определяют конструктивно. Она зависит от комплекта деталей подшипникового узла: типа подшипника (см. табл. 5.4), размеров регулирующих устройств, внутренних уплотнений и крышек (см. рис. 5.1).
Определение длины l подшипникового гнезда, мм
Подшипник | Комплект деталей подшипникового узла | |
с внутренним уплотнением | без внутреннего уплотнения | |
нерегулируе-мый | l = h +B+(10. 12) | l = h +B+(3. 5), см. рис. 5.1, 5.2 |
регулируемый | l = Н + H1+ B(T) + (10. 12), см. рис. А7, А16 [4] | l = Н + H1+ B(T) + (3. 5), см. рис. А8, А14 [4] |
Примечания: 1. h — высота центрирующего пояса привертной крышки или высота закладной крышки.
2. B(T) — ширина подшипника.
3. H1- высота регулировочного винта.
4. H — высота нажимной шайбы.
Рассмотрим рекомендации по конструированию отдельных деталей и элементов корпуса редуктора.
Смотровой люк (рис. 5.6). Служит для контроля сборки и осмотра редуктора при эксплуатации. Для удобства осмотра его располагают на верхней крышке корпуса, что позволяет также использовать люк для заливки масла. Смотровой люк делают прямоугольной или (реже) круглой формы максимально возможных размеров. Люк закрывают крышкой. Широко применяют стальные крышки из листов толщиной k 2 мм (см. рис. 5.6, а). Для того чтобы внутрь корпуса извне не засасывалась пыль, под крышку ставят уплотняющие прокладки из картона (толщиной 1. 1.5 мм) или резины (толщиной 2. 3 мм). Если с такой крышкой совмещена пробка-отдушина, то её приваривают к ней или прикрепляют развальцовкой (рис.5.6, б).
На рис.5.6, в приведена крышка, совмещённая с фильтром и отдушиной. Внутренняя крышка (поддон фильтра) окантована вулканизированной резиной. Наружная крышка плоская, вдоль длинной её стороны выдавлены 2-3 гофра, через которые внутренняя полость редуктора соединена с внешней средой. Пространство между крышками заполнено фильтром из тонкой медной проволоки или другого материала. Крышки крепятся к корпусу винтами с полукруглой или полупотайной головкой.
Если смотровой люк отсутствует или расположен в боковой стенке корпуса, то в верхней плоскости крышки корпуса предусматривают отверстие под отдушину. Иногда по конструктивным соображениям контроль уровня смазки зацепления осуществляют жезловым маслоуказателем, установленным в крышке корпуса, для чего предусматривается специальное отверстие. Эти отверстия можно использовать и для заливки масла.
Установочные штифты (см. рис. 5.7). Расточку отверстий под подшипники (подшипниковые гнёзда) в крышке и основании корпуса производят в сборе. Перед расточкой отверстий в этом соединении устанавливают два фиксирующих штифта на возможно большем расстоянии друг от друга для фиксации относительного положения крышки корпуса и основания при последующих сборках. Фиксирующие конические штифты располагают наклонно или вертикально (см. рис. 5.7, а и б) в зависимости от конструкции фланца. Там, где невозможно применение конических штифтов, встык соединения ставят со стороны каждой стенки по одному (всего 4) цилиндрическому штифту (см. рис. 5.7, в) . Диаметр штифта d = (0.7. 0.8)d3, где d3- диаметр соединительного винта.
Отжимные винты. Уплотняющее покрытие плоскости разъёма склеивает крышку и основание корпуса. Для того чтобы обеспечить их разъединение, при разборке рекомендуют применять отжимные винты, которые ставят в двух противоположных местах крышки корпуса. Диаметр отжимных винтов принимают равным диаметру соединительных d3 или подшипниковых d2стяжных винтов.
Для подъёма и транспортировки крышки корпуса и собранного редуктора применяют проушины, отливая их заодно с крышкой. По варианту рис. 5.8, а проушина выполнена в виде ребра жесткости с отверстием, по рис. 5.8, б — в виде сквозного отверстия в корпусе. Выбор конструкции проушины зависит от размеров и формы крышки корпуса.
Отверстия под маслоуказатель и сливную пробку (рис.5.9). Оба отверстия (рис.5.9,а) желательно располагать рядом на одной стороне основания корпуса в доступных местах. Нижняя кромка сливного отверстия должна быть на уровне днища или несколько ниже его.
Дно желательно делать с уклоном 1. 2° в сторону отверстия. У самого отверстия в отливке основания корпуса выполняют местное углубление для стока масла и отстоявшейся грязи (рис.5.9). Отверстие под маслоуказатель должно располагаться на высоте, достаточной для точного замера верхнего и нижнего уровней масла. Форма и размер отверстий зависят от типа выбранных маслоуказателя и сливной пробки (см. рис. 5.1, 5.2). Наружные стороны отверстий оформляют опорными платиками. При установке маслоуказателя и сливной пробки с цилиндрической резьбой обязательно применяют уплотнительные прокладки из паронита или резиновое кольцо. Пробка с конической резьбой не требует уплотнения.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Фланец редуктора крепится к заднему мосту, а корпус редуктора — к этому фланцу. На валу электродвигателя установлена косозубая шестерня, которая сцепляется с зубчатым колесом, сидящим на шлицевом конце вала заднего моста. [1]
Конечные выключатели размещены в специальном корпусе, прикрепленном к фланцу редуктора . В качестве конечных выключателей использованы однополюсные двухпозиционные переключатели, размыкающие контакты которых используются в целях управления, а замыкающие контакты могут быть использованы для сигнализации положения вала исполнительного механизма. [2]
Для снятия карданной передачи с автомобиля отвертывают болты крепления фланцев карданной передачи к фланцам редуктора и ведомого вала коробки передач, болты крепления промежуточной опоры к раме автомобиля и снимают карданную передачу в сборе. [3]
Корпус вплотную подкатывается на откатной тележке к байонетному кольцу, свободно посаженному на фланце редуктора , и зубья корпуса заходят внутрь кольца. При помощи рукоятки 4, храповика 3 и малой шестерни 2, посаженной на ось, байо-нетное кольцо поворачивается и за счет конусности зубьев корпус машины прижимается к байонетному кольцу, а следовательно, и к корпусу редуктора. [4]
Для ремонта карданную передачу снимают с автомобиля: отвертывают болты крепления фланцев карданной передачи к фланцам редуктора и ведомого вала коробки передач, отвертывают болты крепления промежуточной опоры к раме и снимают карданную передачу в сборе. С помощью молотка и медной выколотки или на прессе выпрессовывают оба подшипника 8 со стаканами 7: один наружу, а другой внутрь вилки. [5]
Нагрузочный крутящий момент создается за счет закручивания на определенный угол торсионного вала, расположенного между фланцами редукторов . При испытании коробки передач, благодаря действию упругих сил, торсион стремится раскрутиться, создавая пару сил, противоположных по знаку. Упругие силы, возникшие внутри замкнутого контура, и создают момент, под действием которого находятся шестерни коробки передач. [6]
Крутящий момент от карданного вала передается редуктору через штифты, а четыре рычажка прижимают муфту к фланцу редуктора . [7]
Смесительный барабан устанавливается в положении загрузки, перемешивания или выгрузки с помощью штурвала, прикрепленного к фланцу редуктора . [9]
Нагрузочный крутящий момент создается за счет закручивания на определенный угол торсионного вала 4, расположенного между фланцами редукторов . При испытании коробки передач благодаря действию упругих сил торсионный вал стремится раскрутиться, создавая пару сил, противоположных по знаку. Упругие силы, возникающие внутри замкнутого контура, создают момент, под действием которого находятся шестерни коробки передач. [11]
Лебедка состоит из электродвигателя 1, коробки передач 6, двухступенчатого редуктора 8, барабана 4, опоры барабана 2, установленных на раме 3, и тормоза 10, закрепленного на кронштейне, привернутом к фланцу редуктора . Вал электродвигателя / через зубчатую муфту соединен с входным валом коробки передач. Второй конец барабана опирается на выносную опору 2 через сферический подшипник. Переключение передач происходит дистанционно с помощью электропривода 5 при остановленной лебедке. Блокировочное устройство 7 не позволяет переключать лебедку на ходу, включать ее при неполном зацеплении зубьев шестерен любой передачи и выключать зацепление при работе лебедки. [12]
Коробка отбора мощности закреплена на фланце люка коробки передач. На фланце редуктора закреплен лопастный насос двойного действия. [13]
Втулка корпуса редуктора пускового двигателя должна входить в отверстие заднего листа ( двигатель Д-240) с зазором 0 050 — 0 163 мм. Укладывают на фланец редуктора и картер маховика по контуру на расстоянии 5 — 6 мм от края нитку СМД-14-1908, смоченную в герметике УН-25 иси У-ЗОМ ( двигатели А-41, А-01 М); устанавливают прокладку пускового двигателя на редуктор и картер маховика, прикрепляют пусковой двигатель. [14]
Для ремонта карданную передачу снимают с автомобиля. С этой целью отвертывают болты крепления ее фланцев к фланцам редуктора и ведомого вала коробки передач, а также болты крепления промежуточной опоры к раме и снимают карданную передачу в сборе. С помощью молотка и медной выколотки или на прессе вы-прессовывают оба игольчатых подшипника 13 со стаканами 12: один наружу, а другой — внутрь вилки. [15]
Что такое фланец
Данная деталь являет собой круглую или квадратную тонкую пластину с отверстиями для крепления. Подобные пластины используются для:
- Герметичного соединения труб.
- Присоединения труб к машинам и ёмкостям.
- Соединение валов и различных вращающихся деталей.
Как видим, фланец также используется в электродвигателе. Он прикреплён к валу. На сегодняшний день существует как большой, так и малый фланец. После имеет очень маленькую популярность в силу специфики применения, поэтому таких деталей производится очень мало.
Фланец электродвигателя нужен для соединения двигателя с редуктором. Также, с его помощью стало возможно прикрепить двигатель на различные поверхности, даже горизонтальные и вертикальные. И напоследок, благодаря этой детали удалось сильно сократить габаритные размеры двигателей.
Также, фланец широко используется в автомобилях. В моделях с задним приводом он широко используется для подсоединения редуктора заднего моста.
Возможных исполнений фланцев для электродвигателей существует довольно большое количество. Например, для трёхфазного двигателя изготовляются такие варианты:
- IMВ 5 – великий фланец.
- IMB 14 – малый фланец.
Также, разнообразности добавляют различные комбинации с лапами для фланцев. Например, существуют такие комбинации с лапами IMB 3:
- Комбинация IMВ35 (лапы и фланец В5).
- Комбинация IMВ34 (лапы и фланец В14).
Сальник редуктора
Все современные машины с двигателями используют масло, которое имеет свойство проникать в любые отверстия. Что-бы избежать этого вместе с фланцем устанавливают сальники, являющие собой некие уплотнители, которые не позволяют маслу проникать в щели и продолжают срок эксплуатации приспособления. Со всего указанного выше становится понятно, что главная задача сальника редуктора – полная герметизация.
Воротниковый фланец
Довольно часто фланец используется для соединения труб. Фланец, созданный для данной цели, немного отличается от обычного и называется воротниковым. Данный фланец имеет «юбочное» кольцо, с помощью которого он и соединяется с трубой.
Данная деталь необходимо для более прочной установки, так как в основном используется для труб с высоким давлением и дополнительно укрепляется сваркой.
Главной причиной широкого использования воротникового фланца является возможность быстрого и многоразового демонтажа труб без разрезания сварочных швов.
Производство воротниковых фланцев осуществляется ГОСТу 12821-80, согласно которому существует около десяти различных вариаций данной детали:
- С впадиной.
- Фланец с выступом, который присоединяется.
- Фланец с выступом без присоединений.
- Фланец с впадиной.
- Воротниковый фланец с шипом.
- С пазом.
- Фланцы воротниковые с углублением под линзовое уплотнение.
- Фланцы воротниковые под уплотнительную прокладку овального сечения.
- Фланцы воротниковые с шипом под фторопластовую прокладку.
- Фланцы воротниковые с пазом под фторопластовую прокладку
Как измерить диаметр фланца
Как нам уже известно, фланец устанавливается на трубы. Что бы определить необходимый диаметр, нужно узнать внешний и внутренний диаметр соединяемой трубы. При этом совершенно необязательно использовать профессиональные измерительные приборы. Достаточно использовать лишь подручные средства.
Также, следует знать, что любые измерений диаметров производятся только в дюймах. Более важно правильно измерить внешний диаметр, так как установка большинства фланцев производится именно по нему, но, несмотря на это, установка любого воротникового фланца потребует знания значения внутреннего диаметра.
Существует несколько способов как узнать диаметры трубы:
- Измеряйте внешнюю длину трубы рулеткой и оделите значение на число Пи. Так можно получить значение внешнего диаметра.
- Если известен один из диаметров и толщина стенок трубы – то можно дважды суммировать или дважды отнять от диаметра значение толщины трубы и получить второй диаметр.
- Также, самый простой, но менее точный способ – замер диаметров линейкой. Он показывает довольно округленные значение, но для большинства случаев более точных показателей и не требуется.
- Измерений штангенциркулем – самый простой и точный способ. Жаль, что далеко не каждый имеет «под рукой» данный инструмент.
Правила эксплуатации металлического фланца
Несмотря на то, что фланец – достаточно простая и прочная деталь, она все же имеет определенную среду использования. Применение предмета строго в данной среде помогает дольше сохранять хорошее состояние фланца.
- Использовать фланцы можно в диапазоне температур от -30 до +300 градусов по Цельсию.
- Любой металлический фланец может выдержать давление от 1 до 25 кг/см 2 .
- Для некоторых вариантов обязательно использование фторопластовой прокладки.
- Установка детали должна проводится строго по инструкции.
м 2 . Такими материалами являются различные варианты качественной стали.
После прочтения данной статьи следует ещё раз обратить внимание на некоторые положения:
- Фланец – это деталь, которую используют вместе с электродвигателем, а также – для герметического соединения труб.
- Фланец для двигателя требует установку дополнительных сальников для сохранения машинного масла на нужных местах.
- В настоящее время существует широкая классификация фланцев и лап для них, что в свою очередь создает ещё большее разнообразие.
- Измерить внутренний и внешний диаметр фланца довольно просто даже с помощью подручных средств.
Фланец – очень простая деталь, но при этом она используется очень часто. Любой фланец имеет свои характеристики и особенности, которые обязательно необходимо знать перед покупкой.
3.1.5. Конструирование корпуса редуктора
Корпус редуктора служит для размещения деталей передачи, защиты их от загрязнения, организации системы смазки. Корпус воспринимает силы, возникающие в зацеплении редукторной пары, в подшипниках, в открытой передаче. Наиболее распространенный способ изготовления корпусов – литье из серого чугуна (например, СЧ15). В проектируемых одноступенчатых редукторах принята в основном конструкция разъемного корпуса, состоящего из крышки и основания (см. рис. 3.1). Корпуса вертикальных цилиндрических редукторов имеют в отдельных случаях два разъема, что определяет еще одну часть корпуса – среднюю. Корпуса червячных редукторов с межосевым расстоянием a w < 140 мм изготовляют неразъемными.
Рис. 3.27. Корпус цилиндрического одноступенчатого горизонтального редуктора
Несмотря на разнообразие форм корпусов, они имеют одинаковые конструктивные элементы: подшипниковые бобышки, фланцы, ребра, соединенные стенками в единое целое; их конструирование подчиняется некоторым общим правилам.
На рис. 3.27 – 3. 31 даны разные конструкции корпусов цилиндрического, конического и червячного одноступенчатых редукторов с указанием общих конструктивных элементов.
Форма корпуса
Форма корпуса определяется технологическими, эксплуатационными и эстетическими условиями с учетом его прочности и жесткости. Этим требованиям удовлетворяют корпуса прямоугольной формы, с гладкими наружными стенами без выступающих конструктивных элементов; подшипниковые бобышки и ребра располагаются внутри; стяжные болты – только на продольной стороне корпуса в нишах; крышки подшипниковых узлов преимущественно врезные; фундаментные лапы не выступают за габариты корпуса (рис. 3.32). Возможны и другие формы корпусов .
Габаритные (наружные) размеры корпуса. Определяются размерами расположенной в корпусе редукторной пары и кинематической схемой редуктора. При этом вертикальные стенки редуктора перпендикулярны основанию, верхняя плоскость крышки корпуса параллельна основанию – редукторная пара вписывается в параллелепипед (рис. 3.33). Поэтому конструирование редукторной пары, валов и подшипниковых узлов, проектные размеры которых предварительно определены в эскизном проекте (разд. 2), выполняется во взаимосвязи с конструированием корпуса.
Рис. 3.28. Подшипниковая бобышка цилиндрического горизонтального редуктора
Толщина стенок корпуса и ребер жесткости. В проектируемых малонагруженных редукторах (Т 2 500 Н·м) с улучшенными колесами передач толщины δ (δ – мм) стенок крышки и основания корпуса принимаются одинаковыми:
где Т 2 – вращающий момент на тихоходном валу редуктора, Н·м (см. табл. 2.3).
Внутренний контур стенок корпуса очерчивается по всему периметру корпуса с учетом зазоров (х) и (у) между контуром и вращающимися деталями (xy3…5 мм).
Фланцевые соединения
Фланцы предназначены для соединения корпусных деталей редуктора. В корпусах проектируемых одноступенчатых редукторов конструируют пять фланцев: 1 – фундаментный основания корпуса; 2 – подшипниковой бобышки; 3 – соединительный основания и крышки корпуса; 4 – крышки подшипникового узла; 5 – крышки смотрового люка (см. рис. 3.27 – 3.31). Конструктивные элементы фланца (см. табл. 3.13) выбирают в зависимости от диаметра (d) соответствующего крепежного винта (болта). Диаметр винта (болта) определяется зависимости от значения главного геометрического параметра редуктора a w (de2) по табл. 3.14. Высота фланца (h), количество винтов (болтов) (n) и расстояние между ними (L) определяют в зависимости от назначения фланца (табл. 3.15)
Таблица 3.13 Конструктивные элементы фланцев, мм
Диаметр винта (болта) d
Примечания: 1. Размер b 0 устанавливается конструктивно; 2. В числителе указаны размеры под винт, в знаменателе – под болт
Фундаментный фланец основания корпуса (см. рис. 3.27 – 3.31). Предназначен для крепления редуктора к фундаментной раме. Опорная поверхность фланца выполняется в виде двух длинных параллельно расположенных или четырех небольших платиков (рис. 3.34). Места крепления располагают на возможно большем (но в пределах корпуса) расстоянии (L1) друг от друга. Длина опорной поверхности платиков: L = L1 + b1; ширина b1 = 2,4d01 +1,5; высота h1 = (2,3…2,4) .
Рис. 3.29. Корпус конического горизонтального одноступенчатого редуктора
Рис. 3.30. Корпус червячного одноступенчатого редуктора с нижним
Рис. 3.31. Монолитный корпус червячного одноступенчатого редуктора нижним расположением червяка
Проектируемые редукторы крепятся к раме четырьмя болтами (шпильками), расположенными в нишах корпуса. Размеры ниш даны на рис. 3.35, 3.36; высота ниш при креплении шпильками h01 = (2,0…2,5) d1, при креплении болтами h01 = 2,5 (d1 + ). Форма ниши (угловая или боковая) определяется формой корпуса и расположением мест крепления. По возможности корпус крепится к раме (плите) болтами снизу (рис. 3.37), что исключает необходимость конструирования ниши.
Таблица 3.14 Диаметр винтов (болтов) фланцев d, мм
Таблица 3.15 Количество подшипниковых (стяжных) винтов
Фланец подшипниковой бобышки крышки и основания корпуса (рис.
Рис. 3.32. Формы корпусов одноступенчатых редукторов
Рис. 3.33. Габаритные размеры корпуса цилиндрического редуктора
Рис. 3.34. Опорные платки фундаментного фланца
Высота фланца (h) определяется графически исходя из условий размещения головки винта на плоской опорной поверхности подшипниковой бобышки.
Таблица 3.16 Диаметры винтов (d4) торцовой крышки и ширина расточки (f) под врезную крышку, мм
Диаметр наружного кольца подшипника
В цилиндрическом горизонтальном редукторе (см. рис. 3.27, 3.28) винт, расположенный между отверстиями под подшипники, помещают посередине между этими отверстиями. В разъемных корпусах при сравнительно небольших продольных сторонах (при a w (d e2) < 160 мм) фланец высотой h2 выполняют одинаковым по всей длине (см. рис. 3.28, 3.29). Подшипниковые стяжные винты можно размещать в боковых нишах (см. рис. 3.29).
Соединительный фланец крышки и основания корпуса. Для соединения крышки разъемного корпуса с основанием по всему контуру разъема выполняют соединительный фланец (см. рис. 3.39, 3.40). На коротких сторонах крышки и основания корпуса, не соединенных винтами, фланец расположен внутрь корпуса и его ширина
(К3) определяется от наружной стенки; на длинных (продольных) сторонах, соединенных винтами (d3), фланец располагается: в крышке корпуса – наружу от стенки, в основании – внутрь.
Количество соединительных винтов (n3) и расстояние между ними (L3) принимают по конструктивным соображениям в зависимости от размеров продольной стороны редуктора и размещения подшипниковых стяжных винтов. При сравнительно небольшой длине продольной стороны можно принять d3 = d2 и h3= h2 . При длинных продольных сторонах принимают: h3 = 1,5 для болтов, h3 = 2,5 для винтов, а количество винтов (болтов) и расстояние между ними определяют конструктивно. Под головку винта (болта) предусмотрены шайбы (прил. 34).
Неразъемный корпус (см. рис. 3.31) конструируют для червячных или цилиндрических редукторов при a w <140 мм. Через большие окна, выполненные в корпусе, вводят при сборке комплекты вала с червячным колесом или комплекты валов с цилиндрическими колесами. Соединение крышек с корпусом уплотняют резиновыми кольцами. Для удобства сборки диаметр отверстия окна (D) делают на 2…5 мм больше максимального диаметра колеса. Диаметр соединительных винтов (d3) определяют так же, как и для разъемных корпусов, по табл. 3.14; количество винтов n3 = 6…8, расстояние между ними: L3(8…10) d3. Для создания необходимой жесткости боковые крышки выполняют с высокими центрирующими буртиками и с шестью радиально расположенными ребрами жесткости (см. рис. 3.31).
Фланец для крышки подшипникового узла. Отверстие подшипникового узла неразъемной подшипниковой бобышки закрывается торцовой крышкой на винтах (см. рис. 3.30, 3.31). В комплекте деталей подшипникового узла разъемных корпусов чаще применяется врезная крышка (см. рис. 3.27, 3.29). Параметры присоединительного фланца крышки подшипникового узла определяют по табл. 3.16 и 3.17.
Фланец для крышки смотрового окна (см. рис. 3.27 – 3.31). Размеры сторон фланца, количество винтов (n5) и расстояние между ними (L5) устанавливают конструктивно в зависимости от места расположения окна и размеров крышки; высота фланца: h5 = 3…5 мм.
Рис. 3.35. Угловая ниша фундаментного фланца
Рис. 8.36. Боковая ниша фундаментного фланца
Рис. 3.37. Крепление фундаментного фланца
Рис. 3.38. Крепление фланца подшипниковой бобышки
Рис. 3.39. Соединительный фланец
Опорные платики. Для прикрепления к корпусу сливных пробок, отдушин, маслоуказателей на крышке и основании корпуса предусмотрены опорные платики (фланцы). Размеры сторон платиков должны быть на величину с = 3…5 мм больше размеров опорных поверхностей прикрепляемых деталей. Высота платика: h = c.
Подшипниковые бобышки. Предназначены для размещения комплекта деталей подшипникового узла (см. рис. 3.27 – 3.31). Подшипниковые бобышки в редукторах с неразъемными монолитными корпусами расположены внутри корпуса (см. рис. 3.31). В разъемных корпусах червячных, конических редукторов и цилиндрических вертикальных редукторов с нижним расположением шестерни подшипниковая бобышка быстроходных валов находится внутри корпуса (см. рис. 3.29); бобышки тихоходных валов в основании корпуса расположены внутри его, а в крышке корпуса – снаружи. Однако в зависимости от конструкции крышки и основания корпуса возможно расположение всей бобышки проходного вала внутри корпуса (см. рис. 3.29).