Как считать проценты
Эта статья будет полезна не только для решения задач по математике в 6 классе, но и для бытовых расчетов, банковских операций и рабочих задач. Вопрос «как считать проценты» можно очень часто встретить в обычной жизни, например, когда нужно точно определить размер переплаты по кредиту, сумму квартальной премии или налога.
Содержание:
Процент от числа: что это, как посчитать
Процент (%) – это величина, составляющая одну сотую от числа. Другими словами, процент обозначают как 1/100 или 0,01. Чтобы найти 1 % от любого числа – разделите его на 100.
- Одна сотая километра — один метр; 1% от 1 км = 1 м.
- Одна сотая тысячи рублей — десять рублей. 1% от 1000 руб = 10 руб.
- Одна сотая от десяти тысяч символов в тексте — сто символов. 1% от 10000 = 100.
Как посчитать проценты, разделив число на 100
Такую задачу можно отнести к одной из самых легких: необходимо разделить число на 100 и полученный результат умножить на величину процента. В качестве формулы это можно записать так: чтобы найти a% от числа b, посчитайте: (b÷100) × a.
Несколько примеров, которые помогут детально изучить метод:
- В вашем любимом магазине скидка 20% на футболки. Вы решили купить футболку за 560 руб. Сколько вам придется заплатить за футболку в итоге?
Порядок действий:
- Шаг 1. Вычислить 20% от 560: (560÷100)×20=5,6×20=112
- Шаг 2. Вычислить итоговую стоимость: 560–112=448
- Ответ: 448 руб – вы заплатите за футболку.
- Размер ежемесячной премии юриста Синицина А – 25% от оклада. Оклад сотрудника – 60200 руб. Почитайте, какую зарплату получит Синицин А. в июле, если за июнь ему начислена ежемесячная премия в 100% размере.
Порядок действий:
- Шаг 1. Вычислить 25% от 60200: (60200÷100)×25=602×25=15050
- Шаг 2. Посчитать итоговую зарплату (оклад + премия): 60200+15050=75250
- Ответ: 75250 руб. – зарплата сотрудника за июль.
Как посчитать проценты, разделив число на 10
Этот метод похож на предыдущий, но гораздо легче (если % кратны 5). Алгоритм простой:
- Найти размер 10%: разделить число на 10 или передвинуть запятую на один знак влево.
- Разделить или умножить полученный результат.
Несколько примеров:
- Скидка по карте постоянного покупателя в интернет-магазине 5%. Вы оформили заказ на 2100 руб, ввели данные карты постоянного покупателя. Сколько вам удастся сэкономить с учетом скидки?
Решение:
- Найти 10%: 2100÷10=210
- Вычислить 5% (разделить результат на 2): 210÷5= 105
- Ответ: 105 руб. удастся сэкономить.
- Вместе со скидкой постоянного покупателя 5% вы можете использовать индивидуальную размером 25%. Вы оформили заказ на 2100 руб. Сколько вам удастся сэкономить, применив обе скидки (30%)?
Решение:
- Размер 10% мы вычислили в предыдущем примере.
- Определить размер 30% (5+25) — умножить 10% на 3: 210×3=630 руб.
Как посчитать проценты, составив пропорцию
Вычислить % с помощью пропорции – очень простой и наглядный метод. Единственное, что может понадобиться для вычислений – лист бумаги и ручка.
Как уже было сказано, % — это дробь 1/100.
Пропорция также составляется в виде 2х равных дробей, где в числителе – число, а в знаменателе проценты.
Чтобы вычислить неизвестное в пропорции – необходимо умножить известные данные по диагонали и разделить на третье число.
Ознакомьтесь с примерами, где наглядно показано, как решать проценты с помощью пропорциями.
Несколько примеров, которые помогут детально изучить метод:
Найти 36 % от 127.
- 100% — 127
- 36% — число, которое необходимо найти (а).
На рисунке пошагово показано, как легко решать пример, составив пропорцию:
Как составить пропорцию
Известно, что 30 – это 12% от числа b. Найти б.
Как составить пропорцию (второй пример)
Если составление пропорций – это сложный способ, то вы можете использовать наш калькулятор процентов, который легко выполнит любые вычисления за вас.
Как посчитать проценты с помощью соотношений
Для того, чтобы посчитать проценты с помощью соотношений, достаточно запомнить их перечень:
- 20% — 1/5 ( ÷ на 5)
- 25% — ¼ (÷ на 4)
- 50% — ½ (÷ на 2)
- 12,5% — 1/8 (÷ на 8)
- 75% — ¾ (÷ на 4 и × на 3)
- 33% — 1/3 (÷ на 3)
Легко освоить этот метод, если решить несколько примеров, которые мы подготовили:
- Скидка на второй кофе в вашей любимой кофейне 50%. Вы решили оплатить свой кофе за 260 руб. и кофе друга с такой же стоимостью. Сколько вам придется заплатить за 2 чашки?
Решение:
- Определить 50% от 260 (50% — это ½).
260/2=130 - Посчитать общую сумму чека: 260+130=390
Ответ: 390 руб. – придётся заплатить за 2 чашки.
- Премия слесаря Кузнецова А. – это 20% от оклада (оклад 40000 руб. в месяц). В июле 2022 года Кузнецов А. выполнил все рабочие задачи и ждет премию в полном размере. Хватит ли зарплаты сотрудника за июль, чтобы оплатить отдых в Сочи, если путевка стоит 55 000 руб.
Решение:
- Вычислить 20% (это 1/5) от 40000 = 40000÷5=8000
- Вычислить общий доход за июль: 40000+8000=48000
Ответ: к сожалению, зарплаты за июль не хватит оплатить путевку в Сочи, стоимостью 55000 руб.
Как найти базовую сумму исходя из ее процента
Этот метод подходит для случаев, когда известно число и процент, которое оно составляет от искомого числа (базовой суммы).
Чтобы определить базовую сумму (число) нужно разделить известное число на кол-во процентов и умножить на 100.
Пример: 23 – это 11% от b. Необходимо найти число b.
Решение:
- 23÷11=2,1
- 2,1×100=210
Используем калькулятор телефона на Андроид или Айфон
Если вы хотите научиться вычислять проценты на телефоне Андроид или Айфон, то достаточно запомнить основной алгоритм:
- Чтобы вычислить процент от числа на калькуляторе телефона, введите число, нажмите умножить, введите кол-во % и нажмите кнопку «%».
Предположим, нужно определить, сколько составляет 15% от 420. Вводим на экране 420, нажимаем «×», вводим 15, нажимаем «%». Ответ на экране: 63.
Как посчитать процент от числа при помощи Excel таблиц
Чаще всего таблицы ексель используют для подсчета и систематизации большого объема данных и проведения однотипных операций. Подсчитывать проценты в таблицах excel очень легко, нужно лишь запомнить основные правила и попробовать самостоятельно сделать это хоть один раз.
Чтобы определить % в excel: введите в поле для ввода формул такую же формулу как на калькуляторе телефона.
Несколько примеров, которые помогут легко освоить метод:
- Нужно посчитать сумму налога НДС (20%) на услуги рекламного агентства.
Порядок действий:
- Введите в поле формулу: = № ячейки * кол-во процентов, нажимаем «enter»;
- Важно помнить, что формула всегда вводится с «=», вместо цифровых значений по возможности вводятся № ячеек;
- На рисунке наглядно показано, как легко решить данную задачу действий.
- Разберем более сложную задачу. Узнать итоговую стоимость товара с учетом наценки в 20%.
Порядок действий:
Шаг 1. Необходимо вычислить размер наценки в рублях. Вводим в поле формулу нахождения процента. В данном случае, мы усложнили расчет, дополнительно формулу символом G – который закрепляет значение ячейки. В нашем примере закрепление ячейки G2 – абсолютное т.е. при протягивании адрес этой ячейки меняться не будет.
Если не использовать закрепление, формулу можно ввести как в предыдущем примере: =B2*20%.
Как узнать итоговую стоимость товара с учетом наценки в 20%
Шаг 2. Посчитаем итоговую стоимость товара, используя простую формулу сложения.
Как узнать итоговую стоимость товара, используя простую формулу сложения.
Освоив основные правила для расчета, очень легко находить, складывать, вычитать проценты, составлять большие сводные таблицы, систематизировать данные в excel.
Как посчитать проценты с помощью онлайн калькулятора
Это самый удобный и быстрый способ расчета процентов. Не нужно составлять пропорции, или открывать таблицы, достаточно ввести значения в соответствующие поля и нажать «расчет».
- Вычислить процент от числа: 12% от 2120?
Вычисляем проценты от числа
- Определить процентное соотношение чисел: сколько составляет 45 от 1200?
Определяем процентное соотношение чисел
- Прибавить проценты к числу: 13% + 1568?
Прибавляем проценты к числу
- Вычесть проценты от числа: 845 — 15%?
Вычитаем проценты от числа
Заключение
В статье мы постарались описать основные способы расчета процентов. Для каждой задачи есть наиболее подходящий способ. Если нужно решить задачу, где числа кратны 5, то легко посчитать в уме, разделив число на 10. Если используются большие числа и быстро расчеты сделать сложно – рекомендуем использовать калькулятор процентов на нашем сайте. Если предстоит выполнить много однотипных вычислений – рекомендуем открыть таблицы excel.
Приближенные вычисления с помощью дифференциала
На данном уроке мы рассмотрим широко распространенную задачу о приближенном вычислении значения функции с помощью дифференциала. Здесь и далее речь пойдёт о дифференциалах первого порядка, для краткости я часто буду говорить просто «дифференциал». Задача о приближенных вычислениях с помощью дифференциала обладает жёстким алгоритмом решения, и, следовательно, особых трудностей возникнуть не должно. Единственное, есть небольшие подводные камни, которые тоже будут подчищены. Так что смело ныряйте головой вниз.
Кроме того, на странице присутствуют формулы нахождения абсолютной и относительной погрешность вычислений. Материал очень полезный, поскольку погрешности приходится рассчитывать и в других задачах. Физики, где ваши аплодисменты? =)
Для успешного освоения примеров необходимо уметь находить производные функций хотя бы на среднем уровне, поэтому если с дифференцированием совсем нелады, пожалуйста, начните с урока Как найти производную? Также рекомендую прочитать статью Простейшие задачи с производной, а именно параграфы о нахождении производной в точке и нахождении дифференциала в точке. Из технических средств потребуется микрокалькулятор с различными математическими функциями. Можно использовать Эксель, но в данном случае он менее удобен.
Практикум состоит из двух частей:
– Приближенные вычисления с помощью дифференциала функции одной переменной.
– Приближенные вычисления с помощью полного дифференциала функции двух переменных.
Кому что нужно. На самом деле можно было разделить богатство на две кучи, по той причине, что второй пункт относится к приложениям функций нескольких переменных. Но что поделать, вот люблю я длинные статьи.
Приближенные вычисления
с помощью дифференциала функции одной переменной
Рассматриваемое задание и его геометрический смысл уже освещёны на уроке Что такое производная?, и сейчас мы ограничимся формальным рассмотрением примеров, чего вполне достаточно, чтобы научиться их решать.
В первом параграфе рулит функция одной переменной. Как все знают, она обозначается через или через . Для данной задачи намного удобнее использовать второе обозначение. Сразу перейдем к популярному примеру, который часто встречается на практике:
Вычислить приближенно , заменяя приращения функции ее дифференциалом.
Решение: Пожалуйста, перепишите в тетрадь рабочую формулу для приближенного вычисления с помощью дифференциала:
Начинаем разбираться, здесь всё просто!
На первом этапе необходимо составить функцию . По условию предложено вычислить кубический корень из числа: , поэтому соответствующая функция имеет вид: . Нам нужно с помощью формулы найти приближенное значение .
Смотрим на левую часть формулы , и в голову приходит мысль, что число 67 необходимо представить в виде . Как проще всего это сделать? Рекомендую следующий алгоритм: вычислим данное значение на калькуляторе:
– получилось 4 с хвостиком, это важный ориентир для решения.
В качестве подбираем «хорошее» значение, чтобы корень извлекался нацело. Естественно, это значение должно быть как можно ближе к 67. В данном случае: . Действительно: .
Примечание: Когда с подбором всё равно возникает затруднение, просто посмотрите на скалькулированное значение (в данном случае ), возьмите ближайшую целую часть (в данном случае 4) и возведите её нужную в степень (в данном случае ). В результате и будет выполнен нужный подбор: .
Если , то приращение аргумента: .
Итак, число 67 представлено в виде суммы
Далее работаем с правой частью формулы .
Сначала вычислим значение функции в точке . Собственно, это уже сделано ранее:
Дифференциал в точке находится по формуле:
– тоже можете переписать к себе в тетрадь.
Из формулы следует, что нужно взять первую производную:
И найти её значение в точке :
Всё готово! Согласно формуле :
Найденное приближенное значение достаточно близко к значению , вычисленному с помощью микрокалькулятора.
Ответ:
Вычислить приближенно , заменяя приращения функции ее дифференциалом.
Это пример для самостоятельного решения. Примерный образец чистового оформления и ответ в конце урока. Начинающим сначала рекомендую вычислить точное значение на микрокалькуляторе, чтобы выяснить, какое число принять за , а какое – за . Следует отметить, что в данном примере будет отрицательным.
У некоторых, возможно, возник вопрос, зачем нужна эта задача, если можно всё спокойно и более точно подсчитать на калькуляторе? Согласен, задача глупая и наивная. Но попытаюсь немного её оправдать. Во-первых, задание иллюстрирует смысл дифференциала функции. Во-вторых, в древние времена, калькулятор был чем-то вроде личного вертолета в наше время. Сам видел, как из местного политехнического института году где-то в 1985-86 выбросили компьютер размером с комнату (со всего города сбежались радиолюбители с отвертками, и через пару часов от агрегата остался только корпус). Антиквариат водился и у нас на физмате, правда, размером поменьше – где-то с парту. Вот так вот и мучились наши предки с методами приближенных вычислений. Конная повозка – тоже транспорт.
Так или иначе, задача осталась в стандартном курсе высшей математики, и решать её придётся. Это основной ответ на ваш вопрос =)
Вычислить приближенно с помощью дифференциала значение функции в точке . Вычислить более точное значение функции в точке с помощью микрокалькулятора, оценить абсолютную и относительную погрешность вычислений.
Фактически то же самое задание, его запросто можно переформулировать так: «Вычислить приближенное значение с помощью дифференциала»
Решение: Используем знакомую формулу:
В данном случае уже дана готовая функция: . Ещё раз обращаю внимание, что для обозначения функции вместо «игрека» удобнее использовать .
Значение необходимо представить в виде . Ну, тут легче, мы видим, что число 1,97 очень близко к «двойке», поэтому напрашивается . И, следовательно: .
Вычислим значение функции в точке :
Используя формулу , вычислим дифференциал в этой же точке.
Находим первую производную:
И её значение в точке :
Таким образом, дифференциал в точке:
В результате, по формуле :
Вторая часть задания состоит в том, чтобы найти абсолютную и относительную погрешность вычислений.
Абсолютная и относительная погрешность вычислений
Абсолютная погрешность вычислений находится по формуле:
Знак модуля показывает, что нам без разницы, какое значение больше, а какое меньше. Важно, насколько далеко приближенный результат отклонился от точного значения в ту или иную сторону.
Относительная погрешность вычислений находится по формуле:
, или, то же самое:
Относительная погрешность показывает, на сколько процентов приближенный результат отклонился от точного значения. Существует версия формулы и без домножения на 100%, но на практике я почти всегда вижу вышеприведенный вариант с процентами.
После короткой справки вернемся к нашей задаче, в которой мы вычислили приближенное значение функции с помощью дифференциала.
Вычислим точное значение функции с помощью микрокалькулятора:
, строго говоря, значение всё равно приближенное, но мы будем считать его точным. Такие уж задачи встречаются.
Вычислим абсолютную погрешность:
Вычислим относительную погрешность:
, получены тысячные доли процента, таким образом, дифференциал обеспечил просто отличное приближение.
Ответ: , абсолютная погрешность вычислений , относительная погрешность вычислений
Следующий пример для самостоятельного решения:
Вычислить приближенно с помощью дифференциала значение функции в точке . Вычислить более точное значение функции в данной точке, оценить абсолютную и относительную погрешность вычислений.
Примерный образец чистового оформления и ответ в конце урока.
Многие обратили внимание, что во всех рассмотренных примерах фигурируют корни. Это не случайно, в большинстве случаев в рассматриваемой задаче действительно предлагаются функции с корнями.
Но для страждущих читателей я раскопал небольшой пример с арксинусом:
Вычислить приближенно с помощью дифференциала значение функции в точке
Этот коротенький, но познавательный пример тоже для самостоятельного решения. А я немного отдохнул, чтобы с новыми силами рассмотреть особое задание:
Вычислить приближенно с помощью дифференциала , результат округлить до двух знаков после запятой.
Решение: Что нового в задании? По условию требуется округлить результат до двух знаков после запятой. Но дело не в этом, школьная задача округления, думаю, не представляет для вас сложностей. Дело в том, что у нас дан тангенс с аргументом, который выражен в градусах. Что делать, когда вам предлагается для решения тригонометрическая функция с градусами? Например, и т. д.
Алгоритм решения принципиально сохраняется, то есть необходимо, как и в предыдущих примерах, применить формулу
Записываем очевидную функцию
Значение нужно представить в виде . Серьёзную помощь окажет таблица значений тригонометрических функций. Кстати, кто её не распечатал, рекомендую это сделать, поскольку заглядывать туда придется на протяжении всего курса изучения высшей математики.
Анализируя таблицу, замечаем «хорошее» значение тангенса, которое близко располагается к 47 градусам:
После предварительного анализа градусы необходимо перевести в радианы. Так, и только так!
В данном примере непосредственно из тригонометрической таблицы можно выяснить, что . По формуле перевода градусов в радианы: (формулы можно найти в той же таблице).
Таким образом: (при вычислениях используем значение ). Результат, как и требовалось по условию, округлён до двух знаков после запятой.
Ответ:
Вычислить приближенно с помощью дифференциала , результат округлить до трёх знаков после запятой.
Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.
Как видите, ничего сложного, градусы переводим в радианы и придерживаемся обычного алгоритма решения.
Приближенные вычисления
с помощью полного дифференциала функции двух переменных
Всё будет очень и очень похоже, поэтому, если вы зашли на эту страницу именно этим заданием, то сначала рекомендую просмотреть хотя бы пару примеров предыдущего пункта.
Для изучения параграфа необходимо уметь находить частные производные второго порядка, куда ж без них. На вышеупомянутом уроке функцию двух переменных я обозначал через букву . Применительно к рассматриваемому заданию удобнее использовать эквивалентное обозначение .
Как и для случая функции одной переменной, условие задачи может быть сформулировано по-разному, и я постараюсь рассмотреть все встречающиеся формулировки.
Вычислить приближенное значение функции в точке с помощью полного дифференциала, оценить абсолютную и относительную погрешность.
Решение: Как бы ни было записано условие, в самом решении для обозначения функции, повторюсь, лучше использовать не букву «зет», а .
А вот и рабочая формула:
Перед нами фактически старшая сестра формулы предыдущего параграфа. Переменная только прибавилась. Да что говорить, сам алгоритм решения будет принципиально таким же!
По условию требуется найти приближенное значение функции в точке .
Число 3,04 представим в виде . Колобок сам просится, чтобы его съели:
,
Число 3,95 представим в виде . Дошла очередь и до второй половины Колобка:
,
И не смотрите на всякие лисьи хитрости, Колобок есть – надо его съесть.
Вычислим значение функции в точке :
Дифференциал функции в точке найдём по формуле:
Из формулы следует, что нужно найти частные производные первого порядка и вычислить их значения в точке .
Вычислим частные производные первого порядка в точке :
Полный дифференциал в точке :
Таким образом, по формуле приближенное значение функции в точке :
Вычислим точное значение функции в точке :
Вот это значение является абсолютно точным.
Погрешности рассчитываются по стандартным формулам, о которых уже шла речь в этой статье.
Ответ: , абсолютная погрешность: , относительная погрешность:
Вычислить приближенное значение функции в точке с помощью полного дифференциала, оценить абсолютную и относительную погрешность.
Это пример для самостоятельного решения. Кто остановится подробнее на данном примере, тот обратит внимание на то, что погрешности вычислений получились весьма и весьма заметными. Это произошло по следующей причине: в предложенной задаче достаточно велики приращения аргументов: . Общая закономерность такова – чем больше эти приращения по абсолютной величине, тем ниже точность вычислений. Так, например, для похожей точки приращения будут небольшими: , и точность приближенных вычислений получится очень высокой.
Данная особенность справедлива и для случая функции одной переменной (первая часть урока).
С помощью полного дифференциала функции двух переменных вычислить приближенно значение данного выражения. Вычислить это же выражение с помощью микрокалькулятора. Оценить в процентах относительную погрешность вычислений.
Решение: Вычислим данное выражение приближенно с помощью полного дифференциала функции двух переменных:
Отличие от Примеров 8-9 состоит в том, что нам сначала необходимо составить функцию двух переменных: . Как составлена функция, думаю, всем интуитивно понятно.
Значение 4,9973 близко к «пятерке», поэтому: , .
Значение 0,9919 близко к «единице», следовательно, полагаем: , .
Вычислим значение функции в точке :
Дифференциал в точке найдем по формуле:
Для этого вычислим частные производные первого порядка в точке .
Производные здесь не самые простые, и следует быть аккуратным:
;
Полный дифференциал в точке :
Таким образом, приближенное значение данного выражения:
Вычислим более точное значение с помощью микрокалькулятора: 2,998899527
Найдем относительную погрешность вычислений:
Ответ: ,
Как раз иллюстрация вышесказанному, в рассмотренной задаче приращения аргументов очень малы , и погрешность получилась фантастически мизерной.
С помощью полного дифференциала функции двух переменных вычислить приближенно значение данного выражения. Вычислить это же выражение с помощью микрокалькулятора. Оценить в процентах относительную погрешность вычислений.
Это пример для самостоятельного решения. Примерный образец чистового оформления в конце урока.
Как уже отмечалось, наиболее частный гость в данном типе заданий – это какие-нибудь корни. Но время от времени встречаются и другие функции. И заключительный простой пример для релаксации:
С помощью полного дифференциала функции двух переменных вычислить приближенно значение функции , если
Решение ближе к дну страницы. Еще раз обратите внимание на формулировки заданий урока, в различных примерах на практике формулировки могут быть разными, но это принципиально не меняет сути и алгоритма решения.
Если честно, немного утомился, поскольку материал был нудноватый. Непедагогично это было говорить в начале статьи, но сейчас-то уже можно =) Действительно, задачи вычислительной математики обычно не очень сложны, не очень интересны, самое важное, пожалуй, не допустить ошибку в обычных расчётах.
Да не сотрутся клавиши вашего калькулятора!
Решения и ответы:
Пример 2: Решение: Используем формулу:
В данном случае: , ,
Таким образом:
Ответ:
Пример 4: Решение: Используем формулу:
В данном случае: , ,
Таким образом:
Вычислим более точное значение функции с помощью микрокалькулятора:
Абсолютная погрешность:
Относительная погрешность:
Ответ: , абсолютная погрешность вычислений , относительная погрешность вычислений
Пример 5: Решение: Используем формулу:
В данном случае: , ,
Таким образом:
Ответ:
Пример 7: Решение: Используем формулу:
В данном случае: , ,
Таким образом:
Ответ:
Пример 9: Решение: Используем формулу:
В данной задаче:
, , , , .
Вычислим частные производные первого порядка в точке :
Полный дифференциал в точке :
Таким образом:
С помощью калькулятора вычислим точное значение функции в данной точке:
Абсолютная погрешность:
Относительная погрешность:
Ответ: , абсолютная погрешность: , относительная погрешность:
Пример 11: Решение: С помощью полного дифференциала вычислим данное выражение приближенно:
В данной задаче:
,
,
Вычислим частные производные первого порядка в точке :
Полный дифференциал в точке :
Таким образом, приближенное значение данного выражения:
Значение, вычисленное с помощью микрокалькулятора: 2,007045533
Найдем относительную погрешность вычислений:
Ответ: ,
Пример 12: Решение: Используем формулу:.
В данной задаче: , , , , .
Вычислим частные производные первого порядка в точке :
Полный дифференциал в точке :
Таким образом:
Ответ:
Автор: Емелин Александр
(Переход на главную страницу)
«Всё сдал!» — онлайн-сервис помощи студентам
Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам,
cкидкa 17% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-xr4ys
Долой калькулятор: 12 простых трюков, которые помогут вам быстро считать
Как бы мы ни хотели это признавать, учителя были правы: математика нужна каждому из нас. Но далеко не всем дается ловкое жонглирование числами. Тогда на помощь приходят легко запоминающиеся математические приемы – настоящее спасение, когда под рукой, как назло, нет калькулятора.
Ниже вы найдете 12 способов быстрых вычислений для всех, кто далек от точных наук.
1. Быстрое вычисление 20%
Представим, что границы вновь открыли и первым делом вы отправились в США. А там принято оставлять на чай. Обычно размер чаевых составляет 15-20% от суммы вашего заказа.
По словам Кейт Сноу, автора серии книг The Math Facts That Stick, чтобы быстро вычислить 20% от суммы, вам нужно просто разделить число в чеке на 5.
Например, вы поели на 85 долларов. Разделите 85 на 5, и у вас получится 17 долларов – чаевые, которые вы должны оставить официанту.
2. Умножение двузначных чисел на 11
Умножить число на 11 очень легко с помощью хитрого трюка от math.hmc.edu. Просто сложите две цифры и поместите полученную сумму в середину числа.
Например, вы умножаете 25 на 11. Если сложить 2 и 5, получится 7. Теперь расположите 7 между 2 и 5, чтобы найти окончательный ответ – 275.
3. Быстрое удвоение
Чтобы удвоить большое число, умножьте каждую цифру на 2 и сложите их между собой. Кейт Сноу предлагает начинать слева – так будет легче.
«Чтобы удвоить, к примеру, 147, начните с разряда сотен. Если умножить 100 на 2, получится 200. 40 на 2 – 80. 7 на 2 – 14. Теперь сложите числа между собой (200 + 80 + 14), и вы получите 294», – объясняет Сноу.
4. Умножение чисел, которые оканчиваются на ноль
Примеры с большими пугающими числами, которые оканчиваются на ноль, тоже легко решить с помощью специального приема. Согласно education.cu-portland.edu, нужно просто «вычеркнуть» нули из примера, а в конце вновь их добавить.
Если вы умножаете 600 на 400, уберите все нули и перемножьте 6 на 4. Получится 24. Затем подсчитайте общее количество нулей в исходном уравнении и припишите их к полученному значению. Так как в нашем примере было четыре нуля, то ответ будет равен 240000.
5. Умножение на 9
Если вам так и не удалось выучить таблицу умножения – не переживайте. По словам Сноу, чтобы легко умножить число на 9, нужно умножить его на 10 и вычесть исходное число из полученного значения.
Например, вам нужно умножить 9 на 23. Для этого умножаем 23 на 10 и получаем 230. А затем вычитаем из него 23, чтобы получить окончательный ответ – 207.
6. Деление на 10, 100 или 1000
Разделить число на 10 проще простого – согласно Сноу, «нужно просто переместить десятичный знак на одну позицию влево от исходного числа, чтобы найти ответ».
Для деления на 100 применим тот же метод, за исключением одного – нужно переместить десятичный разряд на две позиции левее исходного числа. Что касается деления на 1000, просто переместите десятичный знак на три позиции влево.
Например, если вы делите 42,94 на 10, вы просто перемещаете десятичный знак на одну позицию влево и получаете 4,294.
7. Умножение на 10, 100 или 1000
Здесь все работает с точностью до наоборот. Чтобы умножить число на 10, переместите десятичный знак на одну позицию вправо. На 100 – на две позиции. На 1000 – на три позиции.
Например, если вам нужно умножить 366,78 на 100, передвиньте десятичный знак на две цифры вправо, чтобы получить ответ 36678.
8. Преобразование периодической десятичной дроби в обыкновенную
Согласно businessinsider.com, нужно выполнить всего 3 шага, чтобы легко превратить бесконечную десятичную дробь в обыкновенную, с числителем и знаменателем.
- Шаг 1. Найдите повторяющиеся цифру или число. Например, у 0,636363 это будет 63.
- Шаг 2. Определите, сколько разрядов в этом числе. В нашем случае у 63 – два разряда.
- Шаг 3. Разделите повторяющееся число на число с таким же количеством разрядов, которое будет состоять из одних девяток – в данном случае 99. Получим 63/99. Теперь сократим ее и получим 7/11 – наш ответ.
9. Умножение на 25
Умножать на 25 не так уж и сложно, если представлять число в виде дроби 100/4. В этом случае все, что вам нужно сделать, это разделить число на 4 и умножить на 100.
Например, вам нужно умножить 84 на 25. Сначала делим 84 на 4 – получаем 21, а потом умножаем значение выражения на 100. Ответ: 2100.
10. Возведение чисел, оканчивающихся на 5, в квадрат
«Этот математический трюк подразумевает 2 шага», – объясняет Сноу. Чтобы возвести в квадрат число, которое оканчивается на пять, возьмите первую цифру числа и умножьте ее на себя. После этого прибавьте к полученному результату первую цифру и припишите к ответу 25. Кружится голова? Разберем на примере.
Если вы умножаете 35 на 35, сначала умножьте 3 на 3 – получится 9, – и прибавьте 3 к ответу – получится 12. Теперь припишите 25 в конец найденного числа, и вы найдете окончательный ответ: 1225.
11. Вычитание путем сложения
Если вам кажется, что сложение немного проще, чем вычитание, этот трюк для вас. Когда вам нужно найти разность двух чисел, достаточно близких друг к другу, попробуйте решить пример с помощью сложения.
«Вместо того чтобы пытаться вычесть 327 из 334, представьте это в виде суммы: мол, сколько нужно добавить к 327, чтобы получить 334?» – объясняет Сноу.
12. Сложение чисел, оканчивающихся на 99
Если вы пытаетесь прикинуть, во сколько обойдутся продукты, стоимость которых заканчивается на 99, – калькулятор не нужен. Все, что необходимо сделать, – прибавить 100 вместо 99, а потом вычесть единицу.
Сноу объясняет этот процесс на примере 176 + 199 = 375. «Если к 176 мы прибавим 200, то получим 376, – говорит эксперт. – Поскольку вы добавили на единицу больше, чем вам нужно, вычтите ее из 376, чтобы найти правильный ответ: 375».
Практическое занятие по теме "Вычисления при помощи инженерного калькулятора"
1. Познакомиться с Приложением 1, Приложением 2, Приложением 3. Выписать в тетрадь основные вехи развития вычислительной техники, схему работы калькулятора.
2. Познакомиться с назначением клавиш для вычисления степеней, корней натуральной степени, тригонометрических функций. Узнать принцип работы с ячейками памяти и числами, заданными в стандартном виде.
3. Решить пять задач, сверяя ответы с данными. Можно использовать также дополнительные задания.
4. Подвести итог работы:
- перечислить вехи развития вычислительной техники, объяснить принцип работы калькулятора;
- объяснить, как вычисляются степени, корни, тригонометрические функции при помощи калькулятора;
- объяснить, как работать с ячейками памяти и числами, заданными в стандартном виде.
Вычисления при помощи калькулятора
1. Ввод чисел и вычисления значений некоторых элементарных функций.
а) Степени
На арифметическом калькуляторе повторное нажатие действия умножения возводит число в натуральную степень.
На инженерном калькуляторе клавиши возводят число во вторую, в третью, в отрицательную и положительную степени, выраженные десятичной дробью.
б) Стандартный вид числа
Число, представленное в виде , где — мантисса, — порядок числа называют стандартным видом числа.
На инженерном калькуляторе такие числа вводятся при помощи клавиши exp
в) Корни натуральной степени
На инженерном калькуляторе арифметические корни можно вычислять, преобразуя их по формуле степени с дробным показателем, выраженным десятичной дробью
г) Логарифмы
При вычислении логарифмов используются натуральные () или десятичные () логарифмы и свойство перехода к логарифму нового основания
д) Тригонометрия числового угла
Вычисление значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса числового угла производится в выбранной системе измерения углов: градусной или радианной.
Задачи, решаемые с помощью калькулятора
Использование скобок и памяти
Учитывая порядок действий, вычисления можно производить, используя скобки или память калькулятора.
Вычислить если Ответ не округлять.
Решение практических задач
Задача 1. Вычислить сопротивление R участка электрической цепи, состоящей из двух проводников R1 и R 2 по известной из курса физики формуле если R1=40 Ом , R2=75 Ом.
Задача 2. Вычислить
Задача 3. Вычислить
Задача 4. Вычислить
Задача 5. В романе С.Н. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» есть такой эпизод. «Порфирий Петрович сидит у себя в кабинете», исписывая цифирными выкладками листы бумаги. На этот раз его занимает вопрос: сколько было бы у него теперь денег, если бы маменька Арина Петровна, подаренные ему при рождении дедушкой на зубок 100 руб. ассигнациями, не присвоила себе, а положила бы в ломбард на имя малолетнего Порфирия?*
Решите задачу, используя формулу сложных процентов , где — начальная сумма вклада, — процентные начисления, года – возраст Порфирия Петровича.
Ответы
1) 26,09
2) 58639
3) 8,60
4) -32,37
5) 799,41
Дополнительные задачи
1) Вычислить с использованием памяти
2) Период полураспада плутония равен 140 суткам. Сколько плутония останется через 10 лет, если его начальная масса равна 8 г?
3) Предположим, что вначале нашей эры на одну копейку начисляли 5% годовых. Это, конечно, не совсем реальная ситуация, но примем её. В какую сумму превратится эта копейка через 2000 лет, т.е. к нашему времени?