Восемь лучших винтажных усилителей, и на что обратить внимание при покупке подержанной техники [перевод]
Когда речь заходит о качественном звуке, современные разработки нередко проигрывают аппаратуре прошлых лет. Перед вами подборка интересных олдскульных усилителей, которые заставят играть ваши записи по-настоящему классно.
Одно из самых больших заблуждений, бытующих среди любителей Hi-Fi, заключается в убежденности в том, что новое всегда лучше старого. Многие считают, что если устройство выпустили несколько лет назад, то даже не стоит заморачиваться с подключением. Некоторые вообще не хотят пользоваться устаревшей техникой.
На самом деле все обстоит иначе. За долгие годы существования индустрии было выпущено внушительное количество аудиотехники. Разумеется, многие устаревшие аппараты ощутимо отстают от новинок, однако существует огромное количество устройств, которые по сей день прекрасно звучат и функционируют — эта техника успешно прошла проверку временем. Вполне возможно, что вы сможете раздобыть один из таких аппаратов, но в этом деле есть свои тонкости.
Самое важное — это состояние (касается всей AV-техники, включая усилители). Устройство должно не просто работать — оно должно быть безопасным для использования. Если у вас недостаточно знаний в этой области, есть смысл обратиться к профессионалу, который поможет определиться.
В нашем списке мы пойдем от самых старых моделей до самых свежих. Цены везде разные, поэтому здесь мы приводим лишь приблизительные цифры [От переводчика: цены указаны в фунтах стерлингов, так как оригинальный текст написан автором, проживающим в Великобритании]. Давать ссылки на товары мы не будем, так как поиском своего аппарата каждый должен заниматься сам. Искать можно на eBay, в группах в социальных сетях, в блогах, у продавцов винтажной техники, а также в объявлениях.
В этой подборке лишь несколько хороших вариантов, но достойных усилителей намного больше. Их в сотни раз больше. Наверное, вы и сами можете назвать пару-тройку заслуживающих внимания моделей.
Creek CAS4040
Год: 1983
Цена: 70 фунтов
В свое время этот 30-ваттный аппарат удивил экспертов в области Hi-Fi. Эта модель, будучи первым усилителем от Creek Audio, звучала настолько хорошо, что многие аудиофилы не могли поверить, что молодая компания способна бросить вызов именитым производителям.
Легендарные усилители – историческая «анатомия» трендов: размышления о качестве, ценах и тенденциях
За последние 60 лет представление разработчиков и потребителей о том, что такое хороший УМЗЧ менялось многократно. Однако периодически появлялись усилители, которые, благодаря схемотехническим и конструкторским решениям, остались в истории как символы своей эпохи, как эталоны качества, как устройства предопределившие развитие целых направлений.
Анализируя историю появления, так называемых, культовых УМЗЧ, на протяжении длительного времени можно отметить несколько занимательных явлений. О некоторых я расскажу в этом материале, который при положительной оценке пользователей станет первым в новом цикле постов. Сегодня разберемся c дорогим и не очень хайендом, с тем из чего он вырос, чем был, и чем стал.
В качестве основы для материала я взял обзоры таких людей как: Питер Бреунингер, Дик Олшер, Гарри Пирсон и др., а также ряд публикаций, отражающих историческое значение устройств и становление некоторых брендов. Как выяснилось, не смотря на некоторые расхождения, выводы авторов о «культовости» и историческом значении многих известных усилителей вполне коррелируют.
Красноречивое молчание
Уже на этапе анализа источников я столкнулся со следующим: журналы для аудиофилов и сочувствующих, когда речь заходит о массовом и недорогом устройстве, цену устройства не указывают. При этом, если в момент появления на витринах компонент стоил несколько десятков килобаксов, то о цене упоминают почти сразу и акцентируют на ней внимание (указывая, что этот ценник был в таком-то году, а это с учетом инфляции доллара et setera).
Я решил восполнить эти пробелы, и отыскал стоимость некоторых устройств, которые не попали в обзоры матёрых звуковедов. Ещё один момент, он связан с тем, что аудиопресса 70-х – 90-х не утруждала себя, за ненадобностью, видимо, указанием точных характеристик устройств о которых писала.
Dynakit (Dynaco ST-70) – DIY-конструктор для аудиофила
Этот революционный, для своего времени, продукт, разработал американский звукоинженер Дэвид Хафлер (David Hafler). В 1954 году, Хафлер, с другим известным отцом hi-fi дизайнером Эдом Лораном основал в Филадельфии . К 1959 году был налажен серийный выпуск лампового усилителя ST 70, который, в удешевлённом варианте («Dynakit») был предназначен для самостоятельной сборки.
Незамысловатая и эффективная схемотехника аудиофильского конструктора предполагала использование четырех ламп EL34, одной GZ34/5AR4 и двух 7199. Впечатляющий дизайн усилителя был разработан Эдом Лораном и Бобом Такером, которые с целью экранирования использовали никелирование поверхностей корпуса. Эта особенность положительно сказалась и на эстетике устройства.
Стоимость набора для создания усилителя была сравнительно не большой и не превышала $99, 95, собранный усилитель стоил немного дороже, около $130. Самым удивительным в это продукте были почти не реальные для того времени характеристики, при сравнительно низкой цене:
RMS — 35 Вт (PMPO: 80 Вт) Response — 10 Гц
40 кГц при ± 0,5 дБ. Total T.H.D. — less 1 %. (20 Hz
20kHz, with 35 W & with 1 dB) I.M. Distortion — less than 1% with 35 W & less than 0,05% with 1 W. Distortion Noise & hum: 90 дБ with RMS. Output impedance — 4, 8 и 16 Ohm. Damping factor: >[email protected] to 1KHz
Стоимость усилителя ($100-$130) была достаточно приличной для 1959-го, но вполне посильной для представителя американского среднего класса. С учетом инфляции — это около $820 – $1000 сегодня. Следует отметить, что аналогичные по характеристикам устройства, а по некоторым параметрам и уступающие ему, стоили в то время около $500-$800, т. е. порядка $4100 – $6500. Именно благодаря этой разнице этот усилитель стали называть McIntosh для бедных, а позже Hi-endamp for deadbeat (анг. Хайэнд усилитель для голодранцев – прим. авт).
Понятно, что сегодня можно найти усилитель с подобными характеристиками и за $820 и за меньшие деньги. Но стоит понимать, что прошло достаточно много времени, чтобы эти параметры стали обычными. А впрочем, ламповый – уже маловато, уж больно дороги нынче «тёплые» ламповые Ватты. При этом за время выпуска было продано 350 000 экземпляров ST-70, что является количеством, не имеющим равных для периода выпуска этого устройства (1959 -1970 годы).
Концертные макинтоши благодарных покойников или «тёплый» ламповый психодел
Сегодня McIntosh MC-3500 является мечтой многих меломанов и аудиофилов ностальгирующих по 60-м. Летописцами аудио он причислен к так называемому True Hi-end. При этом титулованный УМЗЧ начинал свой путь отнюдь не в шоурумах дорогих аудиомагазинов и не в личных студиях для прослушивания музыки.
McIntosh MC-3500 был рабочей лошадкой серьёзных концертных площадок, репетиционных баз и студий звукозаписи. Этот девайс изначально позиционировался как профессиональная техника и лишь через 3-4 года после обретения репутации не убиваемого и превосходно звучащего усилителя для профи, он был «взят на вооружение» аудиофилами.
Как и большинство техники своего времени (год выпуска 1968-й) McIntosh MC-3500 был ламповым. Характеристики устройства удовлетворяли требованиям лучших концертных площадок и студий того времени:
RMS — 350W (PMPO: 870 W) Response — 20-20kHz (+0 -0.5dB) Total T.H.D. — 0.15%. (8 Ohms less than 20 Hz
20kHz, with 35 W & with 1 dB) I.M. Distortion — less than 0,9% with 350 W & less than 0,04% with 1 W. Distortion Noise & hum -95dB. Output impedance: 1, 4, 8, 16, 50 and 64 Ohms.
Интересно, что именно эти моноблочные усилители использовали легенды психоделического рока, группа Grateful Dead. Возможно, именно поэтому те усилители, которые стоили в 60-х — $4 000 (эквивалентно $25 744 в 2021 году) за пару, сегодня продаются на аукционах по цене от $ 20 000 до $ 60 000 за один моноблок.
Полупроводниковый эталон 70-х
Что может появиться, когда очень хороший инженер, открывший очень пафосную компанию(Great American Sound), в очень пафосное время (70-е годы прошлого века), создаёт очень пафосный продукт? Правильно, стереоусилитель — Ampzilla II, очень хороший усилитель, по, вполне подъёмной для среднего класса, цене: $629 (что сегодня эквивалентно $2 608) и беспрецедентно пафосной рекламой.
Стоит отметить, усилитель этот стоит своих денег, о чем красноречиво говорят его характеристики, без пафосной рекламы:
80 W rms @8 Ohms @ less than 0.08% 20Hz to 20KHz 150 W rms @4 Ohms @ less than 0.02% 20Hz to 20KHz Response: 20-20kHz (+0 -0.5dB) Total T.H.D. & I.M. Distortion 8 Ohms less than 0.08% Frequency Response and power bandwidth at rated power 0.5Hz to 20KHz — 0.1 dB @8 Ohms Damping factor: >[email protected] to 1KHz Input sensitivity: 1.0 Volts RMS for full power output Input Impedance: 75K Ohms Slew Rate: 40V/uS Noise: >-100dB
Усилитель по достоинству был оценен современниками, купили много, более 100 000 штук с 1977 по 1982. Парадоксально, но лампово-правоверная аудиофильская критика (в журналах типа Stereophile, Pride Audio и др.), высоко оценила этот вопиющий образчик транзисторно-полупроводниковой бездушности, со смехотворным (для Hi End) ценником, отметив в частности:
«Многие транзисторные усилители, тогда и сейчас, демонстрируют наличие впечатляющих технических характеристик, но это не больше, чем наличие стерильного мертвого звука. То есть, ему не хватает эмоциональной напряженности.
С усилителем Ampzilla II это всегда происходит по-другому. Его ритмичная, полная динамики презентация покоряла всех любителей музыки, в то время как меломаны старались найти в спектре высоких частот все больше подробностей.»
Про эмоциональную напряженность мне особенно понравилось.
Тороидальные монстры наших дней
Я намеренно не стану останавливаться на нескольких этапах деградации эволюции хайенда в 80-е, 90-е и нулевые (если будет цикл, мы к ним наверняка вернемся). Я пропущу этот длинный переходный этап, чтобы можно было почувствовать контраст между тем, что делали и ценили тогда, и что делают и ценят сейчас.
Лирическое отступление. Я не болен ретроградством, не молюсь на винтаж, люблю и уважаю прогресс. Я не стану, с видом умудрённого опытом старца, рассказывать о том, «как было круто», когда меня не было, нет. Но хочу, чтобы читатели отметили доминирующие концепции, в которых сделаны устройства, признающиеся культовыми (тогда — культовые, и сейчас – «культовые»). И так, готовы? Барабанная дробь…
Название: Opera Only Масса: 1,5 тонны Статус: культовый усилитель 2000-х, самый дорогой усилитель звука на планете. Создатель: промышленный дизайнер Андреа Пиветт. Конструкция: 6 тороидальных трансформаторов, каждый мощностью 30 кВт и 2112 биполярных транзисторов, которые охлаждают 12 мощных кулеров. RMS Opera Only (mono): 160 000 W (я не ошибся, именно столько) RMS Opera Only (stereo): 80 000 W (на канал) Остальное: не опубликовано, и возможно не имеет значения. Другие параметры: Практическое применение:? (буду рад увидеть примеры в комментах, сам создатель, тайны назначения чудовища не открыл) Цена: $ 2 200 000
Значимость определённого продукта для поколения, в какой-то степени, косвенно говорит о его приоритетах, о его ценностях. Безусловно, сегодня существует великое множество устройств, значимость которых скажет много хорошего нашим потомкам о нас. Но от чего-то мне кажется, что в звуковом оборудовании таких устройств ничтожно мало. Создаётся ощущение, что люди ценившие звук в 70-е, 60-е годы, были в разы умнее тех, кто сегодня с туповатым, пафосным видом и снобистской презрительностью, заявляет окружающим: «Что вы понимаете, это ведь звук, который стоит 100/500 тысяч баксов». Хочется, чтобы критерии оценки были другими. Но это, конечно, лирика.
Усилитель Dual CV-1460
Если верить тому, что написано про этого красавца в рунете, то вы, покупая Dual CV-1460, становитесь владельцем «легендарного» изделия, работающего в «чистом классе А», с высокой выходной мощностью (2х95 Вт на нагрузке 8 Ом) и обеспечивающего «исключительное качество звучания», оснащенного «прекрасным» корректором для винила. Сейчас заглянем под крышку, включим приборы, послушаем.
Интегрированный усилитель Dual CV-1460
Открываем… Видим абсолютно бюджетную конструкцию с комплектацией уровня музыкального центра – дешевые потенциометры, пружинные разъемы для АС и т.д. Нет даже блока защиты АС – вместо него в звуковую цепь включен предохранитель 3.15 А – то есть если сгорит оконечный каскад и на выходе УМ появится постоянное напряжение, то АС останутся целы, если предохранитель успеет сгореть раньше, чем катушка НЧ динамика. Замечательно, это обнадеживает:)
Интегрированный усилитель Dual CV-1460 со снятой верхней крышкой
При дальнейшем изучении конструкции появились некоторые сомнения, касающиеся соответствия действительности некоторых заявленных параметров – указанную в паспорте долговременную выходную мощность усилитель «долго» не выдержит. Причины две:
1. Предохранитель в цепи подключения АС номиналом 3.15 А, что соответствует максимальной выходной мощности 80 Вт на АС 8 Ом. Если использовать АС 4 Ом, то предохранители сгорают, ориентировочно, на половине мощности.
2. Штатные радиаторы охлаждения могут не справиться с рассеиванием необходимого количества тепла — слишком мала их общая площадь.
Разбираемся с «классом А». Естественно, что специалисту сразу понятно, что УМ с такими габаритами и весом не может работать «в чистом классе А», потому что усилитель с выходной мощностью 95 Вт на канал должен рассеивать в тепло около 1 кВт в этом случае. Проверяем по сервис-мануалу настройку тока покоя, измеряем и видим, что он составляет целых 3 мА! Усилитель реально работает практически в классе В, то есть «Dual class A», это название очередной схемотехнической уловки, заставляющей транзисторы оконечного каскада работать без коммутационных искажений на совсем малом токе покоя, только и всего. Аналогичное схемотехническое решение, под названием «New class A», применяется в усилителях Technics. Вроде и обмана то нет, но и класса А нет – очень грамотно придумано.
Далее, слушаем этот «легендарный» усилитель – звук довольно мягкий, не раздражает слух, но общее музыкальное разрешение очень скромное, сцена есть, но плоская, чуть шире АС. На сложных композициях каши не делает, но «отрезает» все то лишнее, что мешает ему достойно воспроизвести музыкальный фрагмент. Микродинамика упрощенная, звук в целом бедноват. «Прекрасный» встроенный корректор для винила звучит вообще никак, что неудивительно для схемы на одном ОУ с цепью коррекции RIAA в обратной связи.
В общем, ничего выдающегося, стандартно для бюджетного аппарата всех времен. Слушать на этом музыку можно, конечно, но ни о каком высоком качестве звука и речи быть не может.