Муфта 2 класс что это
Перейти к содержимому

Муфта 2 класс что это

Словари

Принадлежность верхней женской одежды в виде открытого с двух сторон мешочка — обычно мехового — для предохранения рук от холода.

Устройство для соединения цилиндрических частей машин, труб, канатов, кабелей и т.п.

МУ́ФТА, муфты, жен. (нем. Muft).

1. Род теплого, преим. мехового, открытого с двух сторон мешка, употр. женщинами для согревания рук.

2. Короткая металлическая трубка, служащая для соединения цилиндрических частей машин (тех.).

МУ́ФТА, -ы, жен. Предмет одежды для согревания кистей рук в виде короткого и широкого открытого с двух сторон тёплого мягкого рукава. Меховая м. М. на вате. Засунуть руки в муфту.

II. МУ́ФТА, -ы, жен. (спец.). Устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов, стальных канатов, тросов. Жёсткая м.

| прил. муфтовый, -ая, -ое.

МУФТА — жен. на юге, западе. вор., пск. мехта, меховой или стеганый нарукавник, для вкладки рук в оба конца.

| В машинах: род сквозной, гранной гайки, для скрепы двух концов составной оси, коленчатого вала и пр. Муфтовый, -точный, к ней относящийся. Мухтяная пастила, сахарная, в свертке.

МУ́ФТА, -ы, ж

Предмет одежды в виде открытого с двух сторон мехового мешочка, в который засовывают руки для предохранения их от холода.

Гимназистки в шубках катались по кругу, раскачиваясь и пряча руки в маленькие муфты (Пауст.).

МУ́ФТА -ы; ж. [от нем. Muffe].

1. Открытый с двух сторон меховой мешочек, в который засовывают руки для предохранения их от холода. Держать руки в муфте. Меховая м. Быть в пальто с муфтой.

2. Техн. Деталь, устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов или наращивания длины проводов, труб, канатов и т.п. М. сцепления. Кабельная, водопроводная м. Установить муфту. Соединить трубы муфтой. Отвернуть муфту.

Му́фтовый, -ая, -ое. М-ое соединение.

му́фта (техн.), устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные (жёсткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные (передающие вращение только в одном направлении).

Постоянные соединительные муфты.

МУФТА — МУ́ФТА (от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройство для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные, которые в зависимости от выполняемой функции обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. п., и муфты приводов машин и механизмов, которые передают вращательное движение и вращающий момент с одного вала на другой вал, обычно соосно расположенный с первым, или с вала на свободно сидящую на нем деталь (шкив, зубчатое колесо и т. п.) без изменения вращающего момента. Кроме того, муфты приводов выполняют другие важные функции: компенсацию небольших монтажных отклонений, разъединение валов, автоматическое управление, бесступенчатое регулирование передаточного отношения, предохранение машин от поломок в аварийном режиме и т. д. Муфты применяют для передачи как ничтожно малых, так и значительных моментов и мощностей (до нескольких МВт).

Передача момента в муфте может осуществляться механической связью между деталями, выполняемой в виде неподвижных соединений или кинематических пар (муфты с геометрическим замыканием); за счет сил трения или магнитного притяжения (муфты с силовым замыканием); сил инерции или индукционным взаимодействием электромагнитных полей (муфты с динамическим замыканием). По характеру работы и основному назначению различают муфты следующих типов: постоянные соединительные; управляемые (сцепные), позволяющие соединять и разъединять валы через систему управления; самоуправляемые (автоматические), соединяющие и разъединяющие валы в процессе работы автоматически в зависимости от изменения режима; предохранительные, разъединяющие валы при опасном нарушении нормальных условий работы машины; муфты скольжения, передающие момент лишь при частоте вращения ведомого вала, меньшей частоты вращения ведущего вала.

Постоянные соединительные муфты выполняются с геометрическим замыканием и делятся на несколько типов. Жесткие некомпенсирующие, или глухие, муфты соединяют валы без возможности относительного их перемещения. Жесткие компенсирующие муфты допускают небольшие отклонения от соосного расположения валов. Среди них наиболее распространены зубчатые муфты. Жесткие подвижные муфты допускают значительные отклонения от соосности. Например, широко распространены асинхронные шарнирные муфты, которые допускают перекос осей до 45°, но не допускают поперечных и продольных смещений осей; сдвоенные шарнирные муфты, то есть сочетание двух одинарных и т. д. Постоянное передаточное отношение при любых углах между осями соединяемых валов обеспечивается синхронными шарнирными муфтами, которые передают движение посредством шариков. Такие муфты применяют, например, в приводе передних ведущих колес автомобиля. К синхронным муфтам относятся также плавающие, или крестовые муфты, называемые также кулачково-дисковыми муфтами, конструкции которых допускают значительные поперечные смещения осей валов и компенсацию небольших перекосов и осевых смещений. Как компенсирующие используются также упругие и упруго-демпфирующие муфты. К этой группе относятся втулочно-пальцевые муфты, широко применяемые для соединения вала электродвигателя с валом приводимой машины, а также муфты более совершенной конструкции — муфты с торообразной оболочкой и другие.

Управляемые, или сцепные, муфты, выполняемые с геометрическим и силовым замыканием, также отличаются большим разнообразием. Группу муфт с геометрическим замыканием составляют кулачковые, зубчатые и другие муфты, отличающиеся компактностью конструкции, но не допускающие включения на быстром ходу при большой разности угловых скоростей сцепляемых полумуфт. Этого недостатка лишены зубчатые муфты с синхронизаторами. Такие муфты обеспечивают безударное включение на холостом ходу, т. к. сначала в соприкосновение входят фрикционные поверхности и происходит выравнивание скорости вращения полумуфт в процессе скольжения перед введением в зацепление зубьев. Муфты с синхронизаторами используют в автомобильных коробках передач. К управляемым муфтам с силовым замыканием механической связью относятся муфты трения, или фрикционные, которые допускают включение на ходу и под нагрузкой. Конструкция этих муфт может быть выполнена с одним или несколькими дисками, с цилиндрическими или коническими поверхностями трения, с механическим, пневматическим, гидравлическим или электромагнитным управлением. Такие муфты применяют в автоматических системах, т. к. они позволяют осуществлять дистанционное управление.

Группу муфт с силовым замыканием электромеханической связью составляют муфты с жидкой или порошкообразной ферромагнитной смесью, в которых при прохождении электрического тока в катушке возбуждения возникает магнитный поток, в результате ферромагнитная смесь, заполняющая зазор между полумуфтами, намагничивается, что обеспечивает сцепление смеси с поверхностями полумуфт. Эти муфты широко используются в копировальных металлообрабатывающих станках и других рабочих машинах. Силовое замыкание электромагнитной связью осуществляется в синхронных электроиндукционных муфт, которые имеют магнитопроводы с разделенными полюсами на обеих полумуфтах. Вращающий момент между валами передается при прохождении через катушку возбуждения тока и возникновении при этом силы магнитного притяжения между полюсами полумуфт.

Самоуправляемые, или автоматические, муфты включаются и выключаются в зависимости от изменения режима работы машины. К ним относятся: однооборотные муфты, срабатывающие в определенном положении через каждые один или несколько оборотов вала (применяются в прессах и молотах для остановки ползуна в верхнем положении); обгонные муфты, или муфты свободного хода, передающие момент только при одном направлении вращения ведущей полумуфты относительно ведомой и проворачивающиеся при обратном направлении вращения (применяются в велосипедах, автоматических трансмиссиях автомобилей, станках и т. п.); центробежные муфты, включающиеся и выключающиеся в зависимости от скорости вращения ведущей полумуфты (используются в качестве пусковых в приводах, а также как предохранительные муфты, ограничивающие скорость вращения приводимой машины, и т. п.): муфты предельного момента, которые наиболее часто используются как предохранительные, отключающие машину при опасном увеличении вращающего момента. Функции предохранительных выполняют муфты и других типов, допускающие проскальзывание и имеющие соответствующую конструкцию и характеристику.

Муфты скольжения выполняются с динамическим замыканием механической связью (гидродинамические) или с электрической связью (электроиндукционные асинхронные). Такие муфты передают момент только при отставании ведомой полумуфты от ведущей, то есть при наличии скольжения. Конструктивно гидродинамическая муфта выполнена как замкнутая система с жидким рабочим телом. Такие муфты используют в качестве пусковых, управляемых и предохранительных, в гидродинамических передачах (см. ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА). Электроиндукционные асинхронные муфты работают за счет сил магнитного взаимодействия, возникающих при скольжении ведущей полумуфты, имеющей катушку возбуждения и магнитопровод с разделенными полюсами, относительно ведомой полумуфты, выполненной со сплошным магнитопроводом. Эти муфты используются в качестве управляемых, пусковых, иногда как вариаторы (см. ВАРИАТОР) скорости.

МУФТА — в технике — устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные (жесткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные (передающие вращение только в одном направлении).

МУФТА (нем. Muffe) — род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук. В России получила распространение в 18 в. как предмет мужского и женского туалета. Их носили на шнурах и цепочках. С внутренней стороны муфты имелся карманчик для мелких предметов. В России как предмет женского гардероба сохранялся долго, в детской одежде — до 1950-х гг.

1. Род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук.

[Мария Викторовна] сидела в шубке, держа обе руки в муфте. Чехов, Моя жизнь.

Устройство, служащее для соединения цилиндрических частей машин и сооружений.

Подвижная муфта. Неподвижная муфта. Дисковая муфта.

МУФТА (от немецкого Muffe или голландского mouwtje), устройство для соединения труб, тяг, канатов, кабелей, валов и т.п. По назначению различают муфты постоянные соединительные и муфты, передающие вращение либо компенсирующие смещение соединяемых деталей, сцепные предохранительные и обгонные (передают вращение только в одном направлении) и др. В зависимости от конструкции муфты могут быть зубчатые, кулачковые, центробежные, цепные, упругие, эластичные, электромагнитные и т.п.

Муфта — кобура. Термин начал выходить из употребления в середине двадцатого века. Именно в те годы навсегда уходил в прошлое некогда обязательный предмет дамского зимнего туалета — меховой, открытый с двух сторон мешочек для согревания рук, именуемый муфтой. Манера некоторых одесских дам носить в муфте молниеносно оказывающийся в руке револьвер, применяемый даже в качестве оружия самозащиты, и породила выражение М. в двадцатые годы прошлого столетия.

Мадамочка, выдурившая за три унции снежка золотой гроб у шнифера Жеры Резника, дала себе слово больше не выходить на двор без нагана в запасной муфте.

Значение слова муфта

м у фта, муфты, жен. (нем. Muft).

1. Род теплого, преим. мехового, открытого с двух сторон мешка, употр. женщинами для согревания рук.

2. Короткая металлическая трубка, служащая для соединения цилиндрических частей машин (тех.).

Энциклопедия моды и одежды

(нем. Muff, Muffe ) — принадлежность женского зимнего туалета для согревания рук; меховой или стеганый нарукавник (манжет) для вкладывания рук с обеих сторон. Появилась в XVIII в., прообразом М. было воронкообразное удлинение узких рукавов, которые носили как мужчины, так и женщины во время холодной погоды. Поначалу М. нашла применение в мужской одежде, она согревала руки, т. к. в моде в то время были короткие рукава. Позже новинку переняли женщины.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

(нем.) — принадлежность женского туалета: открытый с двух сторон, обычно меховой мешочек для согревания рук. Муфта как самостоятельная модель появилась в Венеции около 1550 г. и распространилась в другие европейские государства. Ее прообразом служат длинные узкие воронкообразные рукава, в которых в холодное время года можно было спрятать руки. Во Франции муфты вошли в моду при Людовике XIV (1638-1715). В 17-18 вв. ее носили как женщины, так и мужчины. После Французской революции (1789-1794 гг.) ее носили только женщины; впоследствии она то исчезала, то вновь появлялась — изменялась только ее форма. Носили муфту обычно на шнурке.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Архитектурный словарь

Массивный декоративный элемент круглой, квадратной или многоугольной формы, охватывающий ствол колонны либо пилястры.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Словарь охотничьих терминов и выражений

уборная шерсть вокруг шеи; то же, что воротник.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: зажимное устройство, сцепление

Энциклопедический словарь

  1. (нем. Muffe), род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук. В России получила распространение в 18 в. как предмет мужского и женского туалета. Их носили на шнурах и цепочках. С внутренней стороны муфты имелся карманчик для мелких предметов. В России как предмет женского гардероба сохранялся долго, в детской одежде — до 1950-х гг.
  2. в технике — устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные (жесткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные (передающие вращение только в одном направлении).

Словарь Ожегова

МУФТА 1 , ы, ж. Предмет одежды для согревания кистей рук в виде короткого и широкого открытого с двух сторон тёплого мягкого рукава. Меховая м. М. на вате. Засунуть руки в муфту.

МУФТА 2 , ы, ж. (спец.). Устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов, стальных канатов, тросов. Жёсткая м.

| прил. муфтовый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. ж. Принадлежность женской одежды — открытый с двух сторон мешочек (обычно меховой) для предохранения рук от холода.
  2. ж. Устройство для соединения цилиндрических частей машин, сооружений и т.п.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

ж. на юге, западе. вор. пск. мехта, меховой или стеганый нарукавник, для вкладки рук в оба конца.

В машинах: род сквозной, гранной гайки, для скрепы двух концов составной оси, коленчатого вала и пр. Муфтовый, -точный, к ней относящийся. Мухтяная пастила, сахарная, в свертке.

Большая Советская Энциклопедия

(от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают М. соединительные, которые в зависимости от выполняемой функции обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. п. (см. Кабельная муфта , Соединение труб ), и М. приводов машин и механизмов, которые передают вращательное движение и вращающий момент с одного вала на другой вал, обычно соосно расположенный с первым, или с вала на свободно сидящую на нём деталь (шкив, зубчатое колесо и т. п.) без изменения вращающего момента. Кроме того, М. приводов выполняют др. важные функции: компенсацию небольших монтажных отклонений, разъединение валов, автоматическое управление, бесступенчатое регулирование передаточного отношения, предохранение машин от поломок в аварийном режиме и т. д. М. применяют для передачи как ничтожно малых, так и значительных моментов и мощностей (до нескольких тыс. квт). Различные способы передачи вращающего момента, разнообразие функций, выполняемых М., обусловили большой типаж конструкций современных М. Наиболее распространённые из них стандартизованы .

Передача момента в М. может осуществляться механической связью между деталями, выполняемой в виде неподвижных соединений или кинематических пар (М. с геометрическим замыканием); за счёт сил трения или магнитного притяжения (М. с силовым замыканием); сил инерции или индукционным взаимодействием электромагнитных полей (М. с динамическим замыканием). По характеру работы и основному назначению различают М. следующих типов: постоянные соединительные; управляемые (сцепные), позволяющие соединять и разъединять валы через систему управления; самоуправляемые (автоматические), соединяющие и разъединяющие валы в процессе работы автоматически в зависимости от изменения режима; предохранительные, разъединяющие валы при опасном нарушении нормальных условий работы машины; М. скольжения, передающие момент лишь при частоте вращения ведомого вала, меньшей частоты вращения ведущего вала.

Постоянные соединительные М. выполняются с геометрическим замыканием и делятся на несколько типов. Жёсткие некомпенсирующие, или глухие, М. (рис. 1, а) соединяют валы без возможности относительного их перемещения. Жёсткие компенсирующие М. допускают небольшие отклонения от соосного расположения валов. Среди них наиболее распространены зубчатые М. (рис. 1, б). Жёсткие подвижные М. допускают значительные отклонения от соосности. Например, широко распространены асинхронные шарнирные М. (см. Карданная передача ), которые допускают перекос осей до 45╟, но не допускают поперечных и продольных смещений осей; сдвоенные шарнирные М., т. е. сочетание двух одинарных (рис. 1, б) и т. д. Постоянное передаточное отношение при любых углах между осями соединяемых валов обеспечивается синхронными шарнирными М., которые передают движение посредством шариков. Такие М. применяют, например, в приводе передних ведущих колёс автомобиля. К синхронным М. относятся также плавающие, или крестовые муфты , называемые также кулачково-дисковыми М. (рис. 1, г), конструкции которых допускают значительные поперечные смещения осей валов и компенсацию небольших перекосов и осевых смещений. Как компенсирующие используются также упругие и упруго-демпфирующие М. К этой группе относятся втулочно-пальцевые М. (рис. 1, д), широко применяемые для соединения вала электродвигателя с валом приводимой машины, а также М. более совершенной конструкции ≈ М. с торообразной оболочкой (рис. 1, е) и др.

Управляемые, или сцепные, М., выполняемые с геометрическим и силовым замыканием, также отличаются большим разнообразием. Группу М. с геометрическим замыканием составляют кулачковые (рис. 2, а), зубчатые и др. М., отличающиеся компактностью конструкции, но не допускающие включения на быстром ходу при большой разности угловых скоростей сцепляемых полумуфт. Этого недостатка лишены зубчатые М. с синхронизаторами (рис. 2, б). Такие М. обеспечивают безударное включение на холостом ходу, т. к. сначала в соприкосновение входят фрикционные поверхности и происходит выравнивание скорости вращения полумуфт в процессе скольжения перед введением в зацепление зубьев. М. с синхронизаторами используют в автомобильных коробках передач . К управляемым М. с силовым замыканием механической связью относятся М. трения, или фрикционные, которые допускают включение на ходу и под нагрузкой. Конструкция этих М. может быть выполнена с одним или несколькими дисками, с цилиндрическими или коническими поверхностями трения, с механическим, пневматическим, гидравлическим или электромагнитным (рис. 2, в) управлением. Такие М. применяют в автоматических системах, т. к. они позволяют осуществлять дистанционное управление.

Группу М. с силовым замыканием электромеханической связью составляют М. с жидкой или порошкообразной ферромагнитной смесью (рис. 2, г), в которых при прохождении электрического тока в катушке возбуждения возникает магнитный поток, в результате ферромагнитная смесь, заполняющая зазор между полумуфтами, намагничивается, что обеспечивает сцепление смеси с поверхностями полумуфт. Эти М. широко используются в копировальных металлообрабатывающих станках и др. рабочих машинах. Силовое замыкание электромагнитной связью осуществляется в синхронных электроиндукционных М., которые имеют магнитопроводы с разделёнными полюсами на обеих полумуфтах (рис. 2, д). Вращающий момент между валами передаётся при прохождении через катушку возбуждения тока и возникновении при этом силы магнитного притяжения между полюсами полумуфт.

Самоуправляемые, или автоматические, М. включаются и выключаются в зависимости от изменения режима работы машины. К ним относятся: однооборотные М., срабатывающие в определенном положении через каждые один или несколько оборотов вала (применяются в прессах и молотах для остановки ползуна в верхнем положении); обгонные М., или М. свободного хода (рис. 3, а), передающие момент только при одном направлении вращения ведущей полумуфты относительно ведомой и проворачивающиеся при обратном направлении вращения (применяются в велосипедах, автоматических трансмиссиях автомобилей, станках и т. п.); центробежные М. (рис. 3, б), включающиеся и выключающиеся в зависимости от скорости вращения ведущей полумуфты (используются в качестве пусковых в приводах, а также как предохранительные муфты , ограничивающие скорость вращения приводимой машины, и т. п.): М. предельного момента, которые наиболее часто используются как предохранительные, отключающие машину при опасном увеличении вращающего момента. Функции предохранительных выполняют М. и др. типов, допускающие проскальзывание и имеющие соответствующую конструкцию и характеристику.

М. скольжения выполняются с динамическим замыканием механической связью (гидродинамические) или с электрической связью (электроиндукционные асинхронные). Такие М. передают момент только при отставании ведомой полумуфты от ведущей, т. е. при наличии скольжения. Конструктивно гидродинамическая М. выполнена как замкнутая система с жидким рабочим телом. Такие М. используют в качестве пусковых, управляемых и предохранительных, в гидродинамических передачах . Электроиндукционные асинхронные М. работают за счёт сил магнитного взаимодействия, возникающих при скольжении ведущей полумуфты, имеющей катушку возбуждения и магнитопровод с разделёнными полюсами, относительно ведомой полумуфты, выполненной со сплошным магнитопроводом. Эти М. используются в качестве управляемых, пусковых, иногда как вариаторы скорости.

Лит.: Решетов Д. Н., Детали машин, 3 изд., М., 1974; Краткий справочник машиностроителя, М., 1966; Детали машин, 7 изд., М., 1972; Поляков В. С., Барбаш И. Д., Муфты, 4 изд., Л., 1973: Детали машин. Справочник, под ред. Н. С. Ачеркана, т. 1, 3 изд., М., 1968.

Значение слова муфта

ж. на юге, западе. вор. пск. мехта, меховой или стеганый нарукавник, для вкладки рук в оба конца.

В машинах: род сквозной, гранной гайки, для скрепы двух концов составной оси, коленчатого вала и пр. Муфтовый, -точный, к ней относящийся. Мухтяная пастила, сахарная, в свертке.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

муфты, ж. (нем. Muft).

Род теплого, преимущ. мехового открытого с двух сторон мешка, употр. женщинами для согревания рук.

Короткая металлическая трубка, служащая для соединения цилиндрических частей машин (тех.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-ы, ж. Предмет одежды для согревания кистей рук в виде короткого и широкого открытого с двух сторон теплого мягкого рукава. Меховая м. М. на вате. Засунуть руки в муфту.

-ы, ж. (спец.). Устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов, стальных канатов, тросов. Жесткая м.

прил. муфтовый, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ж. Принадлежность женской одежды — открытый с двух сторон мешочек (обычно меховой) для предохранения рук от холода.

ж. Устройство для соединения цилиндрических частей машин, сооружений и т.п.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

в технике — устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т.п. Различают муфты соединительные (жесткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные (передающие вращение только в одном направлении).

МУФТА (нем. Muffe) род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук. В России получила распространение в 18 в. как предмет мужского и женского туалета. Их носили на шнурах и цепочках. С внутренней стороны муфты имелся карманчик для мелких предметов. В России как предмет женского гардероба сохранялся долго, в детской одежде — до 1950-х гг.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «муфта»:

Большая Советская Энциклопедия

(от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают М. соединительные, которые в зависимости от выполняемой функции обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. п. (см. Кабельная муфта , Соединение труб ), и М. приводов машин и механизмов, которые передают вращательное движение и вращающий момент с одного вала на другой вал, обычно соосно расположенный с первым, или с вала на свободно сидящую на нём деталь (шкив, зубчатое колесо и т. п.) без изменения вращающего момента. Кроме того, М. приводов выполняют др. важные функции: компенсацию небольших монтажных отклонений, разъединение валов, автоматическое управление, бесступенчатое регулирование передаточного отношения, предохранение машин от поломок в аварийном режиме и т. д. М. применяют для передачи как ничтожно малых, так и значительных моментов и мощностей (до нескольких тыс. квт). Различные способы передачи вращающего момента, разнообразие функций, выполняемых М., обусловили большой типаж конструкций современных М. Наиболее распространённые из них стандартизованы .

Передача момента в М. может осуществляться механической связью между деталями, выполняемой в виде неподвижных соединений или кинематических пар (М. с геометрическим замыканием); за счёт сил трения или магнитного притяжения (М. с силовым замыканием); сил инерции или индукционным взаимодействием электромагнитных полей (М. с динамическим замыканием). По характеру работы и основному назначению различают М. следующих типов: постоянные соединительные; управляемые (сцепные), позволяющие соединять и разъединять валы через систему управления; самоуправляемые (автоматические), соединяющие и разъединяющие валы в процессе работы автоматически в зависимости от изменения режима; предохранительные, разъединяющие валы при опасном нарушении нормальных условий работы машины; М. скольжения, передающие момент лишь при частоте вращения ведомого вала, меньшей частоты вращения ведущего вала.

Постоянные соединительные М. выполняются с геометрическим замыканием и делятся на несколько типов. Жёсткие некомпенсирующие, или глухие, М. (рис. 1, а) соединяют валы без возможности относительного их перемещения. Жёсткие компенсирующие М. допускают небольшие отклонения от соосного расположения валов. Среди них наиболее распространены зубчатые М. (рис. 1, б). Жёсткие подвижные М. допускают значительные отклонения от соосности. Например, широко распространены асинхронные шарнирные М. (см. Карданная передача ), которые допускают перекос осей до 45╟, но не допускают поперечных и продольных смещений осей; сдвоенные шарнирные М., т. е. сочетание двух одинарных (рис. 1, б) и т. д. Постоянное передаточное отношение при любых углах между осями соединяемых валов обеспечивается синхронными шарнирными М., которые передают движение посредством шариков. Такие М. применяют, например, в приводе передних ведущих колёс автомобиля. К синхронным М. относятся также плавающие, или крестовые муфты , называемые также кулачково-дисковыми М. (рис. 1, г), конструкции которых допускают значительные поперечные смещения осей валов и компенсацию небольших перекосов и осевых смещений. Как компенсирующие используются также упругие и упруго-демпфирующие М. К этой группе относятся втулочно-пальцевые М. (рис. 1, д), широко применяемые для соединения вала электродвигателя с валом приводимой машины, а также М. более совершенной конструкции ≈ М. с торообразной оболочкой (рис. 1, е) и др.

Управляемые, или сцепные, М., выполняемые с геометрическим и силовым замыканием, также отличаются большим разнообразием. Группу М. с геометрическим замыканием составляют кулачковые (рис. 2, а), зубчатые и др. М., отличающиеся компактностью конструкции, но не допускающие включения на быстром ходу при большой разности угловых скоростей сцепляемых полумуфт. Этого недостатка лишены зубчатые М. с синхронизаторами (рис. 2, б). Такие М. обеспечивают безударное включение на холостом ходу, т. к. сначала в соприкосновение входят фрикционные поверхности и происходит выравнивание скорости вращения полумуфт в процессе скольжения перед введением в зацепление зубьев. М. с синхронизаторами используют в автомобильных коробках передач . К управляемым М. с силовым замыканием механической связью относятся М. трения, или фрикционные, которые допускают включение на ходу и под нагрузкой. Конструкция этих М. может быть выполнена с одним или несколькими дисками, с цилиндрическими или коническими поверхностями трения, с механическим, пневматическим, гидравлическим или электромагнитным (рис. 2, в) управлением. Такие М. применяют в автоматических системах, т. к. они позволяют осуществлять дистанционное управление.

Группу М. с силовым замыканием электромеханической связью составляют М. с жидкой или порошкообразной ферромагнитной смесью (рис. 2, г), в которых при прохождении электрического тока в катушке возбуждения возникает магнитный поток, в результате ферромагнитная смесь, заполняющая зазор между полумуфтами, намагничивается, что обеспечивает сцепление смеси с поверхностями полумуфт. Эти М. широко используются в копировальных металлообрабатывающих станках и др. рабочих машинах. Силовое замыкание электромагнитной связью осуществляется в синхронных электроиндукционных М., которые имеют магнитопроводы с разделёнными полюсами на обеих полумуфтах (рис. 2, д). Вращающий момент между валами передаётся при прохождении через катушку возбуждения тока и возникновении при этом силы магнитного притяжения между полюсами полумуфт.

Самоуправляемые, или автоматические, М. включаются и выключаются в зависимости от изменения режима работы машины. К ним относятся: однооборотные М., срабатывающие в определенном положении через каждые один или несколько оборотов вала (применяются в прессах и молотах для остановки ползуна в верхнем положении); обгонные М., или М. свободного хода (рис. 3, а), передающие момент только при одном направлении вращения ведущей полумуфты относительно ведомой и проворачивающиеся при обратном направлении вращения (применяются в велосипедах, автоматических трансмиссиях автомобилей, станках и т. п.); центробежные М. (рис. 3, б), включающиеся и выключающиеся в зависимости от скорости вращения ведущей полумуфты (используются в качестве пусковых в приводах, а также как предохранительные муфты , ограничивающие скорость вращения приводимой машины, и т. п.): М. предельного момента, которые наиболее часто используются как предохранительные, отключающие машину при опасном увеличении вращающего момента. Функции предохранительных выполняют М. и др. типов, допускающие проскальзывание и имеющие соответствующую конструкцию и характеристику.

М. скольжения выполняются с динамическим замыканием механической связью (гидродинамические) или с электрической связью (электроиндукционные асинхронные). Такие М. передают момент только при отставании ведомой полумуфты от ведущей, т. е. при наличии скольжения. Конструктивно гидродинамическая М. выполнена как замкнутая система с жидким рабочим телом. Такие М. используют в качестве пусковых, управляемых и предохранительных, в гидродинамических передачах . Электроиндукционные асинхронные М. работают за счёт сил магнитного взаимодействия, возникающих при скольжении ведущей полумуфты, имеющей катушку возбуждения и магнитопровод с разделёнными полюсами, относительно ведомой полумуфты, выполненной со сплошным магнитопроводом. Эти М. используются в качестве управляемых, пусковых, иногда как вариаторы скорости.

Лит.: Решетов Д. Н., Детали машин, 3 изд., М., 1974; Краткий справочник машиностроителя, М., 1966; Детали машин, 7 изд., М., 1972; Поляков В. С., Барбаш И. Д., Муфты, 4 изд., Л., 1973: Детали машин. Справочник, под ред. Н. С. Ачеркана, т. 1, 3 изд., М., 1968.

муфта

Постоянные соединительные муфты.

(техн.), устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные (жёсткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные (передающие вращение только в одном направлении).

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое «муфта» в других словарях:

МУФТА — (нем. Muff). 1) принадлежность дамской зимней одежды, в виде цилиндра, мехового или из материи на вате, в оба конца которого вкладывают руки для предохранения их от холода. 2) в машине: род короткой, сквозной гранной гайки, служащей для скрепы… … Словарь иностранных слов русского языка

Муфта — Муфта: Муфта (механическое устройство). Муфта (соединение кабелей). Муфта (соединение двух участков труб). Муфта  вид одежды, представляющей собой пустотелый цилиндр из тёплой ткани (часто многослойной), внутрь которой прячут руки, вставляя… … Википедия

муфта — зажимное устройство, сцепление, фитинг, муфточка Словарь русских синонимов. муфта сущ., кол во синонимов: 9 • гайка (13) • … Словарь синонимов

МУФТА — принадлежность женского туалета для защиты рук от холода. Изготовляется главным образом из меха, реже из ткани (иногда отороченной мехом) на тёплой подкладке. Формы и размеры муфты меняются в зависимости от моды. Муфта должна гармонировать с… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

МУФТА — МУФТА, механическое соединение между двумя валами, позволяющее передавать энергию. Гибкие муфты используются для компенсации возможного смещения осей валов относительно друг друга, жесткие муфты служат для обеспечения максимальной передачи… … Научно-технический энциклопедический словарь

МУФТА — (от немецкого Muffe или голландского mouwtje), устройство для соединения труб, тяг, канатов, кабелей, валов и т.п. По назначению различают муфты постоянные соединительные и муфты, передающие вращение либо компенсирующие смещение соединяемых… … Современная энциклопедия

МУФТА — в технике устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные (жесткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления),… … Большой Энциклопедический словарь

МУФТА — (нем. Muffe) род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук. В России получила распространение в 18 в. как предмет мужского и женского туалета. Их носили на шнурах и цепочках. С внутренней стороны муфты имелся… … Большой Энциклопедический словарь

МУФТА — МУФТА, муфты, жен. (нем. Muft). 1. Род теплого, преим. мехового, открытого с двух сторон мешка, употр. женщинами для согревания рук. 2. Короткая металлическая трубка, служащая для соединения цилиндрических частей машин (тех.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

МУФТА 1 — МУФТА 1, ы, ж. Предмет одежды для согревания кистей рук в виде короткого и широкого открытого с двух сторон тёплого мягкого рукава. Меховая м. М. на вате. Засунуть руки в муфту. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

МУФТА 2 — МУФТА 2, ы, ж. (спец.). Устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов, стальных канатов, тросов. Жёсткая м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *