Аудио через Bluetooth: максимально подробно о профилях, кодеках и устройствах
Из-за массового выпуска смартфонов без аудиоразъема 3.5 мм беспроводные Bluetooth-наушники для многих стали основным способом прослушивания музыки и общения в режиме гарнитуры.
Производители беспроводных устройств не всегда пишут подробные характеристики товара, а статьи о Bluetooth-аудио в интернете противоречивы, местами некорректны, не рассказывают о всех особенностях, и часто копируют одну и ту же не соответствующую действительности информацию.
Попробуем разобраться с протоколом, возможностями Bluetooth-стеков ОС, наушников и колонок, Bluetooth-кодеков для музыки и речи, выясним, что влияет на качество передаваемого звука и задержку, научимся собирать и декодировать информацию о поддерживаемых кодеках и других возможностях устройств.
- SBC — нормальный кодек
- У наушников есть свой эквалайзер и пост-процессинг на каждый кодек отдельно
- aptX не настолько хорош, как о нём говорят рекламные анонсы
- LDAC — маркетинговое фуфло
- Качество звука в режиме разговора всё ещё низкое
- В браузер можно встроить аудиоэнкодеры на C, скомпилировав в WebAssembly через emscripten, и они не будут особо тормозить.
Музыка через Bluetooth
Функциональная составляющая Bluetooth задается профилями — спецификациями конкретных функций. Передача музыки в Bluetooth осуществляется с использованием профиля передачи высококачественного однонаправленного аудио A2DP. Стандарт A2DP был принят в 2003 году, и с тех пор кардинально не менялся.
В рамках профиля стандартизирован 1 обязательный кодек низкой вычислительной сложности SBC, созданный специально для Bluetooth, и 3 дополнительных. Также допускается использование недокументированных кодеков собственной реализации.
По состоянию на июнь 2019 года мы находимся в комиксе xkcd с 14 A2DP-кодеками:
- SBC ← стандартизирован в A2DP, поддерживается всеми устройствами
- MPEG-1/2 Layer 1/2/3 ← стандартизированы в A2DP: всем известный MP3, используемый в цифровом ТВ MP2, и неизвестный MP1
- MPEG-2/4 AAC ← стандартизирован в A2DP
- ATRAC ← старый кодек от Sony, стандартизирован в A2DP
- LDAC ← новый кодек от Sony
- aptX ← кодек из 1988 года
- aptX HD ← то же самое, что aptX, только с другими параметрами кодирования
- aptX Low Latency ←
совсем другой кодек, нет софтовой реализацииaptX с уменьшенным буфером - aptX Adaptive ← еще один кодек от Qualcomm
- FastStream ← псевдокодек, двунаправленная модификация SBC
- HWA LHDC ← новый кодек от Huawei
- Samsung HD ← поддерживается 2 устройствами
- Samsung Scalable ← поддерживается 2 устройствами
- Samsung UHQ-BT ← поддерживается 3 устройствами
Передача данных через Bluetooth
В Bluetooth существует два типа передачи данных: Asynchronous Connection Less (ACL) для асинхронной передачи без установки соединения, и Synchronous Connection Oriented (SCO), для синхронной передачи с предварительным согласованием соединения.
Передача осуществляется с использованием схемы разделения времени и выбора канала передачи на каждый пакет отдельно (Frequency-Hop/Time-Division-Duplex, FH/TDD), для чего время делится на 625-микросекундные интервалы, называемые слотами (slot). Одно из устройств ведет передачу в чётных номерах слотов, другое — в нечётных. Передаваемый пакет может занимать 1, 3 или 5 слотов, в зависимости от размера данных и установленного типа передачи, в этом случае передача одним устройством ведётся в чётных и нечетных слотах до конца передачи. Всего в секунду можно принять и отправить до 1600 пакетов, если каждый из них занимает 1 слот, и оба устройства без остановки что-то передают и принимают.
2 и 3 мбит/с для EDR, которые можно встретить в анонсах и на сайте Bluetooth, являются максимальной канальной скоростью передачи всех данных суммарно (включая технические заголовки всех протоколов, в которые нужно инкапсулировать данные), в двух направлениях одновременно. Фактическая скорость передачи данных будет сильно отличаться.
Для передачи музыки используется асинхронный способ, почти всегда с помощью пакетов типа 2-DH5 и 3-DH5, которые несут максимальное количество данных в режиме EDR 2 мбит/с и 3 мбит/с соответственно, и занимают 5 слотов временного разделения эфира.
Схематичное представление передачи с использованием 5 слотов одним устройством и 1 слота другим (DH5/DH1):
Из-за принципа разделения эфира по времени мы вынуждены ждать 625-микросекундный тайм-слот после передачи пакета, если второе устройство нам ничего не будет передавать или передает маленький пакет, и большее количество времени, если второе устройство ведёт передачу большими пакетами. Если к телефону подключено больше одного устройства (например, наушники, часы и фитнес-браслет), то время передачи разделяется между ними всеми.
Необходимость инкапсуляции аудио в специальные транспортные протоколы L2CAP и AVDTP забирает 16 байт от возможного максимального количества передаваемой полезной аудионагрузки.
Тип пакета | Кол-во слотов | Макс. кол-во байт в пакете | Макс. кол-во байт полезной нагрузки A2DP | Макс. битрейт полезной нагрузки A2DP |
---|---|---|---|---|
2-DH3 | 3 | 367 | 351 | 936 кбит/с |
3-DH3 | 3 | 552 | 536 | 1429 кбит/с |
2-DH5 | 5 | 679 | 663 | 1414 кбит/с |
3-DH5 | 5 | 1021 | 1005 | 2143 кбит/с |
1414 и 1429 кбит/с точно недостаточно для передачи несжатого звука в реальных условиях, с зашумленным диапазоном 2.4 ГГц и необходимостью передачи служебных данных. EDR 3 мбит/с требователен к мощности передачи и шумам в эфире, поэтому, даже в режиме 3-DH5, комфортная передача PCM невозможна, постоянно будут кратковременные прерывания, и всё будет работать только на расстоянии в пару метров.
На практике, даже 990 кбит/с-аудиопоток (LDAC 990 kbit/s) передаётся с трудом.
Вернёмся к кодекам.
Кодек, обязательный для всех устройств, поддерживающих стандарт A2DP. Лучший и худший кодек одновременно.
Частота дискретизации | Разрядность | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|---|
16, 32, 44.1, 48 кГц | 16 бит | 10-1500 кбит/с | Всеми устройствами | Всеми устройствами |
SBC — простой и вычислительно быстрый кодек, с примитивной психоакустической моделью (применяется только маскировка тихих звуков), использующий адаптивную импульсно-кодовую модуляцию (APCM).
Спецификация A2DP рекомендует к использованию два профиля: Middle Quality и High Quality.
Производители большинства наушников устанавливают максимальное значение параметра Bitpool в 53, что ограничивает битрейт 328 килобитами в секунду при использовании рекомендованного профиля.
Даже если производитель наушников установил максимальное значение Bitpool выше 53 (такие модели встречаются, например: Beats Solo³, JBL Everest Elite 750NC, Apple AirPods, также бывает на некоторых ресиверах и автомобильных головных устройствах), то большинство ОС не позволят использовать повышенные битрейты из-за установленного внутреннего ограничения значения в Bluetooth-стеках.
Кроме того, некоторые производители задают низкое максимальное значение Bitpool для некоторых устройств. Например, у Bluedio T оно равно 39, у Samsung Gear IconX — 37, что даёт плохое качество звука.
Искусственные ограничения со стороны разработчиков Bluetooth-стеков, вероятнее всего, возникли вследствие несовместимости некоторых устройств с большими значениями Bitpool или нетипичными профилями, даже если они сообщали об их поддержке, и недостаточном количестве тестов при сертификации. Авторам Bluetooth-стеков проще было ограничиться согласованием рекомендованного профиля, а не создавать базы некорректных устройств (хотя сейчас они это делают для других некорректно работающих функций).
SBC динамически выделяет биты квантования для частотных полос, действуя по принципу от нижних к верхним, с разными весовыми коэффициентами. Если весь битрейт использовался на нижние и средние частоты, верхние частоты «обрежутся» (вместо них будет тишина).
Пример SBC 328 кбит/с. Вверху — оригинал, внизу — SBC, периодически происходит переключение между дорожками. Для аудио в видеофайле используется кодек сжатия без потерь FLAC. Использование FLAC в контейнере mp4 официально не стандартизировано, поэтому не факт, что ваш браузер воспроизведет его, но должно работать в последних версиях десктопных Chrome и Firefox. Если у вас нет звука, можете скачать файл и открыть в полноценном видеоплеере.
ZZ Top — Sharp Dressed Man
На спектрограмме виден момент переключения: SBC периодически режет тихие звуки выше 17.5 кГц, и совсем не выделяет битов для полосы выше 20 кГц. Полная спектрограмма доступна по клику (1.7 МБ).
Я не слышу разницы между оригиналом и SBC на этом треке.
Возьмём что-нибудь новее, и смоделируем аудио, которое бы получилось при использовании наушников Samsung Gear IconX с Bitpool 37 (вверху — исходный сигнал, внизу — SBC 239 кбит/с, звук во FLAC).
Mindless Self Indulgence — Witness
Я слышу треск, меньший стереоэффект и неприятное «цоканье» вокала в высоких частотах.
Хоть SBC и очень гибкий кодек, может быть настроен под низкие задержки, даёт отличное качество аудио на высоких битрейтах (452+ кбит/с) и вполне хорошее для большинства людей на стандартном High Quality (328 кбит/с), из-за того, что стандарт A2DP не задает фиксированных профилей (а даёт только рекомендации), разработчики стеков установили искусственные ограничения на Bitpool, параметры передаваемого аудио не отображаются в пользовательском интерфейсе, а производители наушников вольны выставлять свои настройки и никогда не указывают значение Bitpool в технических характеристиках товара, кодек прославился низким качеством звука, хоть это и не проблема кодека как такового.
Параметр Bitpool прямо влияет на битрейт только в рамках одного профиля. Одно и то же значение Bitpool 53 может давать как битрейт 328 кбит/с при рекомендованном профиле High Quality, так и 1212 кбит/с с Dual Channel и 4 частотными полосами, из-за чего авторы ОС, помимо ограничений на Bitpool, устанавливают ограничение еще и на Bitrate. Как мне видится, такая ситуация возникла из-за недоработки стандарта A2DP: нужно было согласовывать битрейт, а не Bitpool.
Таблица поддержки возможностей SBC в разных ОС:
ОС | Поддерживаемые частоты дискретизации | Ограничение макс. Bitpool | Ограничение макс. Bitrate | Типичный Bitrate | Динамическая подстройка Bitpool |
---|---|---|---|---|---|
Windows 10 | 44.1 кГц | 53 | 512 кбит/с | 328 кбит/с | ✓* |
Linux (BlueZ + PulseAudio) | 16, 32, 44.1, 48 кГц | 64 (при входящем подключении), 53 (при исходящем) | Нет ограничения | 328 кбит/с | ✓* |
macOS High Sierra | 44.1 кГц | 64, по умолчанию 53*** | Неизвестно | 328 кбит/с | ✗ |
Android 4.4-9 | 44.1/48 кГц** | 53 | 328 кбит/с | 328 кбит/с | ✗ |
Android 4.1-4.3.1 | 44.1, 48 кГц** | 53 | 229 кбит/с | 229 кбит/с | ✗ |
Blackberry OS 10 | 48 кГц | 53 | Нет ограничения | 328 кбит/с | ✗ |
* Bitpool только уменьшается, но не увеличивается автоматически, в случае улучшения условий передачи. Для восстановления Bitpool нужно остановить воспроизведение, подождать пару секунд и заново запустить аудио.
** Значение по умолчанию зависит от настроек стека, указанных при компиляции прошивки. В Android 8/8.1 частота только либо 44.1 кГц, либо 48 кГц, в зависимости от настроек при компиляции, в остальных версиях поддерживаются 44.1 кГц и 48 кГц одновременно.
*** Значение Bitpool можно поднять в программе Bluetooth Explorer.
aptX и aptX HD
aptX — простой и вычислительно быстрый кодек, без психоакустики, использующий адаптивную дифференциальную импульсно-кодовую модуляцию (ADPCM). Появился примерно в 1988 году (дата подачи патента датирована февралём 1988 г.), до Bluetooth использовался преимущественно в профессиональной беспроводной аудиоаппаратуре, ISDN , кинотеатрах. На данный момент принадлежит компании Qualcomm, требует лицензирования и лицензионных отчислений. По состоянию на 2014 год: $6000 единовременно и ≈$1 за каждое устройство, для партий до 10000 устройств (источник, стр. 16).
aptX и aptX HD — один и тот же кодек, с разными профилями кодирования.
У кодека есть только один параметр — выбор частоты дискретизации. Ещё есть, правда, выбор количества/режима каналов, но во всех известных мне устройствах (70+ штук) поддерживается исключительно Stereo.
Кодек | Частота дискретизации | Разрядность | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|---|---|
aptX | 16, 32, 44.1, 48 кГц | 16 бит | 128 / 256 / 352 / 384 кбит/с (в зависимости от частоты дискретизации) | Windows 10 (десктопная и мобильная), macOS, Android 4.4+/7*, Blackberry OS 10 | Широким числом аудиоустройств (аппаратно) |
* Версии до 7 требуют модификации Bluetooth-стека. Кодек поддерживается, только если производитель Android-устройства лицензировал использование кодека у Qualcomm (если в ОС есть библиотеки кодирования).
aptX разделяет аудио на 4 частотных полосы и квантует их одним и тем же количеством бит постоянно: 8 бит для 0-5.5 кГц, 4 бита для 5.5-11 кГц, 2 бита для 11-16.5 кГц, 2 бита для 16.5-22 кГц (цифры для частоты дискретизации 44.1 кГц).
Пример aptX-аудио (вверху — исходный сигнал, внизу — aptX, спектрограммы только левых каналов, звук во FLAC):
Верхние частоты стали немного краснее, но разницы не слышно.
Из-за фиксированного распределения битов квантования, кодек не может «перенести биты» на те частоты, которые больше всего в них нуждаются. В отличие от SBC, aptX не будет «обрезать» частоты, а будет добавлять в них шумы квантования, уменьшая динамический диапазон аудио.
Не следует считать, что использование, например, 2 бит для полосы уменьшает динамический диапазон до 12 дБ: ADPCM позволяет использовать до 96 дБ динамического диапазона даже при использовании 2 бит квантования, но только при определенном сигнале.
ADPCM хранит разницу числового представления между текущим и следующим отсчетом, вместо записи абсолютного значения, как в PCM. Это позволяет уменьшить требования к количеству бит, необходимых для хранения такой же (без потерь) или практически такой же (с относительно небольшой ошибкой округления) информации. Для уменьшения ошибок округления применяются таблицы коэффициентов.
При создании кодека, авторы рассчитывали коэффициенты ADPCM на наборе музыкальных аудиофайлов. Чем ближе аудиосигнал к тому набору музыки, на которых строились таблицы, тем меньше ошибок квантования (шумов) создает aptX.
Из-за этого синтетические тесты всегда будут давать результат хуже, чем музыка. Я сделал специальный синтетический пример, на котором aptX показывает плохие результаты — синусоида частотой 12.4 кГц (вверху — исходный сигнал, внизу — aptX. Звук во FLAC. Уменьшите громкость!):
График спектра:
Отчетливо слышны шумы.
Однако, если сгенерировать синусоиду с меньшей амплитудой, чтобы она была тише, шумы также станут тише, что говорит о широком динамическом диапазоне:
Чтобы услышать разницу между оригинальным музыкальным треком и сжатым, можно инвертировать один из сигналов и сложить треки поканально. Такой подход, в общем случае, некорректен, и не давал бы вменяемого результата с более сложными кодеками, но конкретно для ADPCM вполне подходит.
Разница между оригиналом и aptX
Среднее квадратическое разницы сигналов находится на уровне -37.4 дБ, что не много для такой компрессированной музыки.
aptX HD
aptX HD не является самостоятельным кодеком — это улучшенный профиль кодирования кодека aptX. Изменения коснулись количества бит, отведённых для кодирования частотных диапазонов: 10 бит для 0-5.5 кГц, 6 бит для 5.5-11 кГц, 4 бита для 11-16.5 кГц, 4 бита для 16.5-22 кГц (цифры для 44.1 кГц).
Кодек | Частота дискретизации | Разрядность | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|---|---|
aptX HD | 16, 32, 44.1, 48 кГц | 24 бита | 192 / 384 / 529 / 576 кбит/с (в зависимости от частоты дискретизации) | Android 8+* | Некоторыми аудиоустройствами (аппаратно) |
* Версии до 7 требуют модификации Bluetooth-стека. Кодек поддерживается, только если производитель Android-устройства лицензировал использование кодека у Qualcomm (если в ОС есть библиотеки кодирования).
Менее распространён, чем aptX: по всей видимости, требует отдельного лицензирования у Qualcomm, и отдельных лицензионных отчислений.
Повторим пример с синусоидой на 12.4 кГц:
Гораздо лучше, чем с aptX, но всё равно шумновато.
aptX Low Latency
Low Latency-версия aptX не является самостоятельным кодеком, а отличается только настройками задержки и буферов, которые применяются на стороне аудиоустройства. В остальном это обычный aptX.
Кодек предназначен для интерактивной передачи аудио с низкой задержкой (фильмы, игры), там, где задержка звука не может подстраиваться программно. Софтовая реализация доступна в виде драйвера Dell для Bluetooth-чипов Intel. Также поддерживается трансмиттерами, ресиверами, наушниками и колонками, но не смартфонами.
Частота дискретизации | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|
44.1 кГц | 352 кбит/с | Windows 10 с драйвером Dell и некоторыми трансмиттерами (аппаратно) | Некоторыми аудиоустройствами (аппаратно) |
AAC, или Advanced Audio Coding — вычислительно сложный кодек, с серьезной психоакустической моделью. Получил широкое распространение для аудио в интернете, второе по популярности после MP3. Требует лицензирования и лицензионных отчислений: $15000 единовременно (или $1000 для компаний с менее 15 работниками) + $0.98 за первые 500000 устройств (источник).
Кодек стандартизирован в рамках спецификаций MPEG-2 и MPEG-4, и вопреки частому заблуждению, не принадлежит Apple.
Частота дискретизации | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|
8 — 96 кГц | 8 — 576 кбит/с (для стерео), 256 — 320 кбит/с (типичный для Bluetooth) | macOS, Android 7+*, iOS | Широким числом аудиоустройств (аппаратно) |
* только на устройствах, производители которых заплатили лицензионные отчисления
В iOS и macOS используется лучший на сегодняшний день кодировщик Apple AAC, обеспечивающий максимально возможное качество аудио. В Android используется второй по качеству кодировщик Fraunhofer FDK AAC, но могут использоваться различные аппаратные, встроенные в платформу (SoC), с неизвестным качеством кодирования. По недавним тестам сайта SoundGuys, качество кодирования AAC разными Android-телефонами сильно отличается:
У большинства беспроводных аудиоустройств для AAC установлен максимальный битрейт 320 кбит/с, некоторые поддерживают только 256 кбит\с. Остальные битрейты встречаются крайне редко.
AAC обеспечивает отличное качество на битрейтах 320 и 256 кбит/с, но подвержен потерям последовательного кодирования уже сжатого контента, однако, услышать какие-либо различия с оригиналом на iOS при битрейте 256 кбит/с сложно даже при при нескольких последовательных кодированиях, при одиночном кодировании, например, MP3 320 кбит/с в AAC 256 кбит/с потерями можно пренебречь.
Как и в случае с другими Bluetooth-кодеками, любая музыка сначала декодируется, затем кодируется кодеком. При прослушивании музыки в формате AAC она сначала декодируется средствами ОС, затем кодируется в AAC еще раз, для передачи по Bluetooth. Это необходимо для микширования нескольких аудиопотоков, например, музыки и уведомления о новом сообщении. iOS — не исключение. В интернете можно найти множество утверждений о том, что на iOS музыка в формате AAC не транскодируется при передаче через Bluetooth, что неверно.
В стандарте AAC есть множество расширений стандартного метода кодирования. Одно из них — Scalable To Lossless (SLS) — стандартизировано для Bluetooth и позволяет передавать аудио без потерь (lossless). Увы, на реальных устройствах поддержка расширения не встречается. Расширение для уменьшение задержки передачи AAC-LD (Low Delay) не стандартизировано для Bluetooth.
MP1/2/3
Кодеки семейства MPEG-1/2 Part 3 состоят из известного и широкоиспользуемого MP3, менее распространённого MP2 (применяется преимущественно в цифровом ТВ и радио), и совсем неизвестного MP1.
Старые кодеки MP1 и MP2 не поддерживаются совсем: мне не удалось найти ни одни наушники и ни один Bluetooth-стек, который бы кодировал или декодировал их.
Декодирование MP3 поддерживается некоторыми наушниками, но кодирование не поддерживается ни в одном стеке современных операционных систем. Вроде бы, сторонний стек BlueSoleil для Windows может кодировать в MP3, если вручную изменить файл конфигурации, но у меня его установка приводит к BSoD на Windows 10. Вывод — кодеком фактически нельзя пользоваться для Bluetooth-аудио.
Раньше, в 2006-2008 годах, до распространения стандарта A2DP в устройствах, люди слушали MP3-музыку на гарнитуре Nokia BH-501 через программу MSI BluePlayer, которая была доступна на Symbian и Windows Mobile. В то время архитектура ОС смартфонов позволяла получать доступ ко многим низкоуровневым функциям, а на Windows Mobile и вовсе можно было устанавливать сторонние Bluetooth-стеки.
Последний патент кодека MP3 истёк, использование кодека не требует лицензионных отчислений с 23 апреля 2017 года.
Частота дискретизации | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|
16 — 48 кГц | 8 — 320 кбит/с | Нигде не поддерживается | Некоторыми аудиоустройствами (аппаратно) |
Новый и активно продвигаемый «Hi-Res»-кодек от Sony, поддерживающий частоты дискретизации до 96 кГц и 24-битовую разрядность, с битрейтом до 990 кбит/с. Рекламируется в качестве аудиофильского кодека, как замена существующим Bluetooth-кодекам. Имеет функцию адаптивной подстройки битрейта, в зависимости от условий радиоэфира.
Энкодер LDAC (libldac) входит в стандартную поставку Android, поэтому кодирование поддерживается на любом Android-смартфоне, начиная с 8 версии ОС. Программные декодеры в свободном доступе отсутствуют, спецификация кодека недоступна широкой публике, однако, по первому взгляду на энкодер, внутреннее устройство схоже с ATRAC9 — кодеком от Sony, используемом в PlayStation 4 и Vita: оба работают в частотном диапазоне, используют модифицированное дискретное косинус-преобразование (MDCT) и сжатие с применением алгоритма Хаффмана.
LDAC использует разделение на 12 или 16 частотных полос: 12 используется для 44.1 и 48 кГц, 16 — для 88.2 и 96 кГц.
Поддержка LDAC представлена практически только наушниками от Sony. Возможность декодирования LDAC иногда встречается на наушниках и ЦАП других производителей, но очень редко.
Частота дискретизации | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|
44.1 — 96 кГц | 303/606/909 кбит/с (для 44.1 и 88.2 кГц), 330/660/990 кбит/с (для 48 и 96 кГц) | Android 8+ | Некоторыми наушниками Sony и единичными устройствами других производителей (аппаратно) |
Маркетинг LDAC в качестве Hi-Res-кодека вредит его технической составляющей: глупо расходовать битрейт на передачу не слышимых человеческим ухом частот и повышенную разрядность, покуда его не хватает для передачи CD-качества (44.1/16) без потерь. К счастью, у кодека есть два режима работы: передача CD-аудио и передача Hi-Res-аудио. В первом случае по воздуху передаётся только 44.1 кГц/16 бит.
Так как программного декодера LDAC нет в свободном доступе, протестировать кодек без дополнительных устройств, раскодирующих LDAC, невозможно. По результатам теста LDAC на ЦАП с его поддержкой, который подключили инженеры сайта SoundGuys.com через цифровой выход и записали выдаваемый звук на тестовых сигналах, LDAC 660 и 990 кбит/с в режиме CD-качества обеспечивает соотношение сигнал/шум немногим лучше такового у aptX HD. Это хороший результат.
Источник: www.soundguys.com/ldac-ultimate-bluetooth-guide-20026
LDAC также поддерживает динамический битрейт вне установленных профилей — от 138 кбит/с до 990 кбит/с, но, насколько могу судить, в Android используются только стандартизированные профили 303/606/909 и 330/660/990 кбит/с.
Прочие кодеки
Другие A2DP-кодеки не получили широкого распространения. Их поддержка либо практически полностью отсутствует, либо имеется только на определенных моделях наушников и смартфонов.
Стандартизированный в A2DP кодек ATRAC ни разу не использовался в качестве Bluetooth-кодека даже самими Sony, кодеки Samsung HD, Samsung Scalable и Samsung UHQ-BT имеют очень ограниченную поддержку со стороны передающих и получающих устройств, а HWA LHDC — слишком новый, и поддерживается всего тремя(?) устройствами.
Поддержка кодеков аудиоустройствами
Не все производители публикуют точную информацию о кодеках, которые поддерживают те или иные беспроводные наушники, колонки, ресиверы или трансмиттеры. Иногда бывает так, что поддержка определённого кодека есть только на передачу, но не на приём (актуально для комбинированных трансмиттеров-ресиверов), хотя производитель заявляет просто о «поддержке», без примечаний (предполагаю, в этом виновато раздельное лицензирование энкодеров и декодеров некоторых кодеков). В самых дешевых устройствах можно вовсе не обнаружить заявленную поддержку aptX.
К сожалению, в интерфейсах большинства ОС нигде не отображается используемый кодек. Информация об этом есть только в Android, начиная с 8 версии, и macOS. Однако, даже в этих ОС будут отображаться только те кодеки, которые поддерживает как телефон/компьютер, так и наушники.
Как же узнать, какие кодеки поддерживает устройство? Самый надежный вариант — записать и проанализировать дамп трафика с параметрами согласования A2DP!
Сделать это можно в Linux, macOS и Android. В Linux можно воспользоваться Wireshark или hcidump, в macOS — Bluetooth Explorer, а в Android — штатной функцией сохранения Bluetooth HCI-дампа, которая доступна в инструментах разработчика. Вы получите дамп в формате btsnoop, который можно загрузить в анализатор Wireshark.
Обратите внимание: корректный дамп можно получить только подключившись с телефона/компьютера к наушникам/колонке (как бы курьёзно это ни звучало)! Наушники могут самостоятельно устанавливать соединение с телефоном, и в этом случае они будут запрашивать список кодеков у телефона, а не наоборот. Чтобы гарантированно записать корректный дамп, сначала разорвите сопряжение с устройством, а затем, во время записи дампа, сопрягите телефон с наушниками.
Используйте следующий фильтр отображения, чтобы отсеять нерелевантный трафик:
В результате вы должны увидеть что-то похожее:
На каждом пункте команды GetCapabilities можно нажать, и посмотреть подробные характеристики кодека.
Wireshark знает не все идентификаторы кодеков, поэтому часть кодеков придётся расшифровывать вручную, смотря в таблицу идентификаторов ниже:
Узнать, поддерживает ли ваше устройство скорости передачи EDR 3 мбит/с, можно фильтром:
Чтобы не анализировать дампы вручную, я сделал сервис, который проанализирует всё автоматически: btcodecs.valdikss.org.ru
Для Windows есть простая но полезная утилита Bluetooth Tweaker, которая, в числе прочего, показывает текущий и поддерживаемые кодеки.
В Linux также можно воспользоваться программой avinfo, входящей в состав BlueZ.
Сравнение кодеков. Какой кодек лучше?
У каждого кодека есть свои преимущества и недостатки.
aptX и aptX HD используют жестко заданные профили, которые нельзя изменить без модификации энкодера и декодера. Ни производитель телефона, ни производитель наушников не в силах изменить битрейт или коэффициенты кодирования aptX. Владелец кодека, Qualcomm, выдаёт референсный энкодер в виде библиотеки. Эти факты — сильная сторона aptX — вы наперед знаете, какого качества звук вы получите, без каких-либо «но».
SBC, напротив, имеет множество настраиваемых параметров, динамический битрейт (энкодер может уменьшать параметр bitpool, если радиоэфир загружен), и не имеет жестко заданных профилей, а только рекомендуемые «среднее качество» и «высокое качество», которые добавили в спецификацию A2DP в 2003 году. «Высокое качество» уже не такое высокое по современным меркам, а большинство Bluetooth-стеков не позволяют использовать параметры лучше, чем в профиле «высокое качество», хоть технические ограничения для этого отсутствуют.
Bluetooth SIG не имеет референсного энкодера SBC в виде библиотеки, и производители реализуют его самостоятельно.
Это — слабые стороны SBC — никогда наперед не ясно, какого качества звука ожидать от конкретного устройства. SBC может выдавать как низкое, так и очень высокое качество звука, но последнее недостижимо без отключения или обхода искуственных ограничений Bluetooth-стеков.
Ситуация с AAC неоднозначная: с одной стороны, теоретически кодек должен выдавать качество, неотличимое от оригинала, но практикой, судя по тестам лаборатории SoundGuys на разных Android-устройствах, это не подтверждается. Вероятнее всего, вина на низкокачественных аппаратных аудиоэнкодерах, встроенных в различные чипсеты телефонов. Имеет смысл использовать AAC только на устройствах Apple, а на Android ограничиться aptX и LDAC.
Аппаратура, поддерживающая альтернативные кодеки, как правило, более высокого качества, просто потому, что для совсем дешевых низкокачественных устройств не имеет смысла платить лицензионные отчисления для использования этих кодеков. По моим тестам, SBC звучит очень хорошо на качественной аппаратуре.
Я сделал веб-сервис, кодирующий аудио в SBC, aptX и aptX HD в реальном времени, прямо в браузере. С помощью него вы сможете тестировать эти аудиокодеки без фактической передачи аудио по Bluetooth, на любых проводных наушниках, колонках, и вашей любимой музыке, а также изменять параметры кодирования прямо во время воспроизведения аудио:
btcodecs.valdikss.org.ru/sbc-encoder
Сервис использует библиотеки кодирования SBC из проекта BlueZ и libopenaptx из ffmpeg, которые скомпилированы в WebAssembly и JavaScript из C, через emscripten, для выполнения в браузере. Кто мог мечтать о таком будущем!
Вот как это выглядит:
Обратите внимание, как меняется уровень шума после 20 кГц у разных кодеков. В оригинальном MP3-файле частоты выше 20 кГц отсутствуют.
Попробуйте попереключать кодеки и оценить, слышите ли вы разницу между оригиналом, SBC 53 Joint Stereo (стандартный и наиболее распространенный профиль), и aptX/aptX HD.
Я слышу разницу между кодеками в наушниках!
Люди, которые не слышат разницы между кодеками во время тестирования через веб-сервис, уверяют, что слышат её при прослушивании музыки в беспроводных наушниках. Увы, это не прикол и не эффект плацебо: разница действительно слышна, однако вызвана она не отличиями кодеков.
Конвеер обработки звука DSP Kalimba в чипах производства CSR/Qualcomm
Активация различных функций DSP для каждого кодека и выхода отдельно
Некоторые устройства премиального сегмента комплектуются программой, позволяющей настраивать параметры DSP, но большинство более дешевых наушников не имеют такой возможности, и пользователи не могут отключить пост-процессинг звука штатными средствами.
Функциональные особенности устройств
Современная версия стандарта A2DP имеет функцию «абсолютной регулировки громкости» — управление громкостью устройства специальными командами протокола AVRCP, которое регулирует усиление выходного каскада, вместо программного уменьшения громкости аудиопотока. Если при изменении громкости на наушниках, изменение не синхронизируется с громкостью на телефоне, то это означает, что ваши наушники или телефон не поддерживают эту функцию. В таком случае, имеет смысл слушать музыку всегда с максимальной громкостью на телефоне, регулируя фактическую громкость кнопками наушников — в этом случае соотношение сигнал/шум будет лучше, и качество аудио должно быть выше.
В реальности же бывают печальные ситуации. На моих наушниках RealForce OverDrive D1 для SBC включен сильный компандер, и увеличение громкости приводит к повышению уровня тихих звуков, а громкость громких звуков при этом не меняется (происходит компрессия сигнала). Из-за этого приходится устанавливать громкость на компьютере примерно в половину, в этом случае эффекта компрессии практически нет.
По моим наблюдениям, все наушники с дополнительными кодеками поддерживают функцию абсолютной регулировки громкости, видимо, это одно из требований для сертификации кодеков.
Некоторые наушники поддерживают подключение двух устройств одновременно. Это позволяет, например, слушать музыку с компьютера и принимать звонки с телефона. Однако следует знать, что в этом режиме отключаются альтернативные кодеки, и используется только SBC.
Функция AVDTP 1.3 Delay Reporting позволяет наушникам сообщать задержку передающему устройству, с которой фактически воспроизводится звук. Это позволяет подстраивать синхронизацию аудио с видео в время просмотра видеофайлов: при проблемах с передачей по радиоэфиру, аудио не будет отставать от видео, а наоборот, видео будет тормозиться видеоплеером, пока аудио и видео снова не синхронизируются.
Функция поддерживается многими наушниками, Android 9+ и Linux с PulseAudio 12.0+. О поддержке функции на других платформах мне неизвестно.
Двунаправленная связь через Bluetooth. Передача голоса.
Для передачи голоса в Bluetooth используется Synchronous Connection Oriented (SCO) и его улучшенная версия Enhanced Synchronous Connection Oriented (eSCO) — синхронная передача с предварительным согласованием соединения. Режим позволяет передавать звук и голос строго по порядку, с симметричной скоростью отправки и приёма, без ожидания подтверждения передачи и переотправки пакетов. Это понижает общую задержку передачи аудио через радиоканал, но накладывает серьёзные ограничения на количество передаваемых данных за единицу времени и отрицательно сказывается на качестве аудио.
Когда используется этот режим, и голос с микрофона, и аудио в наушники передаются с одинаковым качеством.
Передача самих данных стандаризирована профилем HSP, также описывающим дополнительные функции, вроде работы кнопок регулировки громкости, поднятия трубки и отбоя.
К сожалению, по состоянию на 2019 год, качество передачи речи через Bluetooth всё ещё низкое, и непонятно, почему Bluetooth SIG с этим ничего не делает.
Дополнительный кодек mSBC был стандартизирован в 2009 году, а в 2010 уже появились чипы, использующие его для передачи голоса. mSBC широко поддерживается различными устройствами.
Это не самостоятельный кодек, а обычный SBC из стандарта A2DP, с фиксированным профилем кодирования: 16 кГц, моно, bitpool 26.
Не блеск, но гораздо лучше, чем CVSD, однако всё ещё неприятно использовать его для общения через интернет, особенно, когда вы используете наушники для общении в игре — звук игры тоже будет передаваться с частотой дискретизации в 16 кГц.
FastStream
Компания CSR решила развить идею переиспользования SBC. Чтобы обойти ограничения протокола SCO и использовать более высокие битрейты, CSR пошли другим путём — внедрили поддержку двустороннего SBC-аудио в стандарт передачи одностороннего аудио A2DP, стандартизировали профили кодирования, и назвали это «FastStream».
FastStream передает в динамики стереозвук 44.1 или 48 кГц с битрейтом в 212 кбит/с, а для передачи аудио с микрофона используется моно, 16 кГц, с битрейтом 72 кбит/с (чуть лучше, чем у mSBC). Такие параметры гораздо лучше подходят для общения в онлайн-играх — звук игры и собеседников будет качественный.
Компания придумала интересный костыль, но из-за того, что он противоречит стандарту A2DP, его поддержка есть только в некоторых трансмиттерах компании (которые работают как USB-аудиокарта, а не Bluetooth-устройство), но поддержки в Bluetooth-стеках он не получил, хотя количество наушников с поддержкой FastStream не такое уж и малое.
На данный момент поддержка FastStream в ОС есть только в виде патча для Linux’ового PulseAudio от разработчика Pali Rohár, который не включён в основную ветку программы.
aptX Low Latency
К большому удивлению, aptX Low Latency тоже поддерживает двунаправленное аудио, реализуя такой же принцип, как у FastStream.
Использовать эту особенность кодека не получится нигде — поддержки декодирования Low Latency нет ни в одной ОС и ни в одном известном мне Bluetooth-стеке.
Bluetooth 5, Classic и Low Energy
Вокруг спецификаций и версий Bluetooth возникла большая путаница из-за наличия двух несовместимых стандартов под одним брендом, оба из которых широко применяются для разных целей.
Существует два разных, не совместимых между собой протокола Bluetooth: Bluetooth Classic и Bluetooth Low Energy (LE, он же Bluetooth Smart). Ещё есть третий протокол, Bluetooth High Speed, но он не распространён, и не используется в бытовых устройствах.
Начиная с Bluetooth 4.0, изменения в спецификации касались преимущественно Bluetooth Low Energy, а Classic-версия получала только незначительные улучшения.
Список изменений между Bluetooth 4.2 и Bluetooth 5:
9.1 NEW FEATURES
Several new features are introduced in the Bluetooth Core Specification 5.0 Release. The major areas of improvement are:
• Slot Availability Mask (SAM)
• 2 Msym/s PHY for LE
• LE Long Range
• High Duty Cycle Non-Connectable Advertising
• LE Advertising Extensions
• LE Channel Selection Algorithm #2
9.1.1 Features Added in CSA5 — Integrated in v5.0
• Higher Output Power
Только одно изменение коснулось Classic-версии в рамках спецификации Bluetooth 5: добавили поддержку технологии Slot Availability Mask (SAM), призванную улучшить разделение радиоэфира. Все остальные изменения затрагивают только Bluetooth LE (и Higher Output Power тоже).
Все аудиоустройства используют только Bluetooth Classic. Наушники и колонки подключить через Bluetooth Low Energy невозможно: не существует стандарта передачи аудио с использованием LE. Стандарт A2DP, применяемый для передачи высококачественного аудио, работает только через Bluetooth Classic, и аналога в LE ему не существует.
Вывод — приобретать аудиоустройства с Bluetooth 5 только из-за новой версии протокола бессмысленно. Bluetooth 4.0/4.1/4.2 в контексте передачи аудио будет работать точно так же.
Если анонс новых наушников упоминает удвоенный радиус работы и уменьшенное энергопотребление благодаря Bluetooth 5, то знайте — они либо сами не разбираются, либо вводят вас в заблуждение. Немудрено, ведь даже производители Bluetooth-чипов в своих анонсах путаются в отличиях новой версии стандарта, а некоторые Bluetooth 5-чипы поддерживают пятую версию только для LE, а для Classic используют 4.2.
Задержка передачи аудио
Величина задержки (запаздывания) аудио зависит от многих факторов: размера буфера в аудиостеке, в Bluetooth-стеке и в самом воспроизводящем беспроводном устройстве, алгоритмической задержки кодека.
Задержка простых кодеков, вроде SBC, aptX и aptX HD, совсем небольшая, и составляет 3-6 мс, чем можно пренебречь, но комплексные кодеки, вроде AAC и LDAC, могут давать ощутимое запаздывание. Алгоритмическая задержка AAC для 44.1 кГц составляет 60 мс. LDAC — около 30 мс (по грубому анализу исходного кода. Могу ошибаться, но не сильно.)
Итоговая задержка сильно зависит от воспроизводящего устройства, его чипсета и буфера. Во время тестов я получил разброс от 150 до 250 мс на разных устройствах (с кодеком SBC). Если предположить, что устройства с поддержкой дополнительных кодеков aptX, AAC и LDAC используют качественные компоненты и маленький размер буфера, то получим следующие типичные задержки:
SBC: 150-250 мс
aptX: 130-180 мс
AAC: 190-240 мс
LDAC: 160-210 мс
Напоминаю: aptX Low Latency не поддерживается в операционных системах, из-за чего меньшую задержку можно получить только связкой трансмиттер+ресивер или трансмиттер+наушники/колонка, причём все устройства должны поддерживать этот кодек.
Проблемы устройств, сертификации и логотипов Bluetooth
Как отличить качественное аудиоустройство от дешёвой поделки? По внешнему виду, прежде всего!
- Отсутствует слово «Bluetooth» на коробке и устройстве, чаще всего используется «Wireless» и «BT»
- Отсутствует логотип Bluetooth на коробке или устройстве
- Нет синего мигающего светодиода
Рассмотрим несколько устройств и коробок от них:
Это всё — несертифицированные устройства. В инструкции может быть логотип и название технологии Bluetooth, но самое главное — чтобы они были на коробке и/или самом устройстве.
Если ваши наушники или колонка говорят «Ze bluetooth dewise is connecteda successfulle», это тоже не говорит об их качестве:
Заключение
Способен ли Bluetooth полностью заменить проводные наушники и гарнитуры? Способен, но ценой низкого качества в режиме разговора, увеличенной задержкой передачи звука, которая может раздражать в играх, и множества проприетарных кодеков, требующих лицензионных отчислений и увеличивающих конечную стоимость как смартфонов, так и наушников.
Маркетинг альтернативных кодеков очень сильный: aptX и LDAC представляют в виде долгожданной замены «устаревшего и плохого» SBC, который далеко не так плох, как о нём принято думать.
Как выяснилось, искусственные ограничения Bluetooth-стеков на битрейт SBC можно обойти, так, что SBC не будет уступать aptX HD. Я взял инициативу в свои руки и сделал патч для прошивки LineageOS: Модифицируем Bluetooth-стек для улучшения звука на наушниках без кодеков AAC, aptX и LDAC
Больше информации можно найти на сайтах SoundGuys и SoundExpert.
Бонус: референсный энкодер SBC, информация о битстриме A2DP и тестовые файлы. Этот файл раньше был выложен на сайте Bluetooth публично, но теперь он доступен только для вступивших в Bluetooth SIG.
Дополнительная статья: Bluetooth LC-SBC and SBC-HBR Explained от Ken Laberteaux.
Как слушать музыку через Bluetooth-гарнитуру
Смартфон сегодня используется в качестве персонального компьютера, органайзера, игровой приставки, мессенджера, видео и аудиопроигрывателя. Теперь чтобы слушать музыку не нужно специально покупать плеер, достаточно вставить наушники в телефон и наслаждаться любимыми треками. А для тех, кому мешают или надоели вечные провода, предусмотрены беспроводные гарнитуры, которые освобождают руки и делают процесс прослушивания легким и комфортным. О том, как слушать музыку через Блютуз гарнитуру, какие программы и настройки для этого необходимы, вы узнаете из этой статьи.
Можно ли через Bluetooth-гарнитуру слушать музыку?
Блютуз гарнитуры создавались исключительно для разговоров без использования рук. Устройство настроено на принятие звонков, которые изначально поступают на смартфон, а потом по беспроводной сети передаются на наушники. А для расширения функций прибора требуется специальный софт. Так что ответ на вопрос: можно ли через Блютуз гарнитуру слушать музыку, однозначно утвердительный.
При поиске софта не рекомендуется скачивать первую попавшуюся программу, с непроверенным интерфейсом смартфон может «подцепить» вирус. Пользователи сети советуют программу Mono Bluetooth Router, которое бесплатно доступно на сайте freesoft.ru.
Перед установкой проверьте, поддерживает ли конкретная модель режим воспроизведения. Эта информация написана в инструкции к устройству, на упаковке, а также уточнить на сайте производителя.
Установка программы
В поисковой строке наберите название программы, нажмите значок скачивания. Если скачивание так и не началось, проверьте память на смартфоне, освободите необходимый объем. Также проблемы могут быть связаны с запретом на скачивание софта из непроверенных источников по умолчанию. Зайдите в «Настройки» → «Экран блокировки и защиты» → в пункте «Неизвестные источники» переведите ползунок в положение «вкл».
Подключение программы
Программа появится на главном экране, пока не открывайте ее. Далее следуйте стандартной инструкции по подключению беспроводных наушников:
- Включите гарнитуру. Для этого нажмите на торце корпуса кнопку «Ответ» и подержите 1-2 секунды. Тем самым вы активируете режим обнаружения устройств, для того, чтобы смартфон мог его найти.
- В телефоне зайдите в пункт «Настройки» → выберете подключение через Bluetooth. Активируйте, перетащив ползунок в нужное положение.
- На экране появится список доступных устройств, выберет название гарнитуры. Для подключения требуется ввести ключ – 0000 или другое числовое значение (уточните информацию у продавца).
Теперь вернитесь на основной экран и запустите Mono Bluetooth Router. Программа проста в управление. Здесь есть две кнопки «On» и «Off». Если вы используете гарнитуру только для разговоров, нажмите «Off», звонок по стандартной схеме перенаправится со смартфона на наушник. Если же вы решили послушать музыку, в программе кликните по клавише «On» и для прослушивания будут доступны треки из плеера или радиопередачи.
Приложение в активном режиме позволяет воспроизводить все звуки со смартфона: системные мелодии, треки из аудио плеера, игр. Для отключения функции или сброса звонка нажмите кнопку «Off».
Да, подобные манипуляции придут по душе не каждому пользователю. Манипуляции с беспроводной гарнитурой несколько усложняются, зато с одним аксессуаром вы получаете сразу два режима: разговор и звонок.
Для любителей и ценителей прослушивания музыки в наушниках и в как можно большей изоляции от окружающего мира, воспроизведение через Bluetooth-гарнитуру не принесет удовольствие. Во-первых, есть лишь один наушник, а, значит, вы слушаете музыку в моно режиме. Во-вторых, устройство производителями изначально не планировалось, как средство для прослушивания музыки и настройки высоких и низких частот «не заточены» для треков, особенно для разных жанров.
Но если у вас уже есть Блютуз-наушник и вам хочется расширить его функционал, программа Mono Bluetooth Router – отличный вариант сделать гарнитуру не только для разговоров, но и для прослушивания музыки или аудиокниг.
Как подключить колонку к телефону?
Смартфон уже давно перестал быть просто средством связи. На нем играют в игры, смотрят кино и, конечно же, слушают музыку. Встроенный динамик телефона не предназначен для громкого воспроизведения звуков, поэтому многие задумываются про подключение колонок к телефону. Тем более, что рынок портативных аудиоустройств просто кишит разнообразными моделями.
Как подключить мини-колонку к телефону?
Итак, вы стали счастливым обладателем портативной аудиосистемы. Существует четыре самых популярных способа подключения блютуз-колонки к телефону. 3 из них проводные (через USB-порт или AUX-кабель), последний — беспроводной (по каналу bluetooth). Проводными чаще всего пользуются дома, беспроводным — на улице, когда меньше всего хочется думать, куда девать провода.
Как подключить usb-колонку к телефону?
На смартфоне предусмотрен только один мини-джек (разъем 3,5 мм.), поэтому обычную стационарную аудиосистему к нему подключить нельзя: она требует наличия двух разъемов такого плана. С портативными колонками (например, моделями, предназначенными для подключения к ноутбуку) проще. Они соединяются со смартфоном следующим образом:
- Через переходник и специальный AUX-кабель. Он представляет собой кабель с двумя мини-джеками на концах: один разъем вставляется в телефон, второй — в колонку. Когда речь идет про стационарные колонки, у которых обычно нет собственного источника питания, действуйте по такой схеме:
- Купите переходник с обычного USB на мини- или микро-USB;
- Вставьте соответствующий разъем в телефон и присоедините его другой конец к колонкам (теперь смартфон станет источником питания для аудиоустройства вместо электросети);
- Объедините два устройства с помощью AUX-кабеля.
- Через AUX-кабель. С колонками, которые могут проигрывать музыку без внешнего источника питания, используется тот же AUX-кабель без переходника. Если все в прядке, на экране смартфона появится надпись «Аудио разъем подключен».
- Через USB-кабель. Этот способ также предназначен для устройств с собственной батареей или аккумулятором. Можно использовать даже зарядный шнур, если он подходит. Обычно в комплекте с телефоном идет USB-кабель, в котором с одной стороны находится обычный USB-разъем, подключенный к зарядному устройству, а с другой — мини- или микро-USB. Отсоедините кабель от зарядки, вставьте стандартный разъем в колонку, второй — в смарт.
Ограниченная мобильность — основной недостаток подключения через провода, поэтому все чаще пользователи выбирают беспроводные девайсы.
Как подключить блютуз-колонку к телефону?
Большинство современных гаджетов совместимо легко коннектятся между собой. Как подключить колонку Сони к телефону Xiaomi? Так же легко, как и в том случае, если производители поменяются местами и вам нужно будет подключить колонку Сяоми к Sony. Воспользуйтесь универсальной инструкцией:
- Включите колонку (при необходимости активируйте Bluetooth или режим поиска вручную)
- Зайдите в меню «Настройки» или «Параметры», выберите раздел с Bluetooth.
- Включите поиск устройств.
- В списке доступных к подключению гаджетов найдите свой аудиодевайс, осуществите подключение.
- Когда оба устройства соединятся между собой, попробуйте включить какую-либо музыкальную композицию.
Интересный факт: если вы ищете ответ на вопрос, как подключить к телефону колонку-bluetooth JBL, то процесс немного отличается. Включение девайса происходит следующим образом: нажмите кнопку и удерживайте ее до тех пор, пока не раздастся характерный сигнал и ободок вокруг колонки не начнет мигать двумя цветами: красным и синим. После этого проделайте все шаги из инструкции выше.
Что делать, если колонки не подключаются?
- Всегда пробуйте сначала перезагрузить телефон: мало ли какими операциями может быть занята его оперативная память.
- Убедитесь, что колонка переведена в режим Bluetooth, поскольку по умолчанию она может быть настроена, например, на функцию радио.
- Если вы попытались одновременно подключиться к наушникам и колонкам, одно из устройств нужно выключить: канал поддерживает связь только с одним устройством.
- «Слабый» модуль Bluetooth поддерживает связь в непосредственной близости от смартфона: поставьте колонки максимально близко к телефону.
- Давно не обновлявшаяся версия прошивки самого смартфона или версии Блютуз может стать причиной отсутствия связи.
- Попробуйте «забыть» устройство, то есть скинуть настройки гаджета до заводских, а затем снова создать сопряжение между ним и смартфоном.
- Попробуйте проверить связь на другом гаджете: если звука по-прежнему нет — проблема в смартфоне на программном уровне.
- В случае с проводными гаджетами нелишним будет прочистить контакты и разъемы.
Если ни один из вышеуказанных способов не помог — лучше обратитесь к специалистам, которые разбираются во всех тонкостях современных гаджетов.
Хотите слушать музыку через Блютуз гарнитуру — читайте нашу инструкцию
Вопрос о том, как через Блютуз гарнитуру слушать музыку, обычно актуален для самых недорогих и бюджетных гаджетов. Если более «навороченные» модели всё чаще имеют данную опцию, то дешёвые устройства лишь принимают звонки. При включении мелодии, видео или подкастов начинает работать обычный динамик смартфона. В этой статье я расскажу, можно ли слушать музыку через Блютуз гарнитуру и как этого добиться практически для любого беспроводного девайса.
Как слушать музыку через гарнитуру на Андроид
Для начала проверьте, воспроизводит ли ваша гарнитура звук с телефона. Для этого она должна быть сопряжена и подключена к нему. Возможно, в ней есть профиль А2DP, и вам не нужно предпринимать дополнительных действий.
В другом случае ответ, как на Андроид слушать музыку через Блютуз гарнитуру, достаточно прост: для этого есть специальное приложение. Я расскажу о программе «Mono Bluetooth Router» из Google Play маркета – она наиболее популярна и надёжна. Пошагово, процесс подключения выглядит так:
- Найдите и установите «Mono Bluetooth Router» в Гугл Плей.
- Включите на смартфоне Блютуз и дождитесь обнаружения наушника.
- В некоторых моделях на наушнике нужно нажать или удерживать определённую кнопку. Если девайс не появляется в списке обнаруженных устройств, проконсультируйтесь с его инструкцией.
- Выполните сопряжение с наушником, если оно не было выполнено раньше. Возможно, придётся ввести код сопряжения – «1234», «0000» или другой, указанный в инструкции.
- Запустите установленную программу для прослушивания музыки через блютуз гарнитуру на Андроид. В ней вы увидите всего лишь две кнопки: включить и выключить. Первая перенаправит все звуки на наушник. Дело сделано – слушайте композиции, радио и что угодно на своём наушнике.
Обратите внимание на то, что программа предназначена для устройств без профиля «А2DP». А это означает, что качество звука в таком варианте может быть хуже. Звучание FM-радио тоже не гарантируется на хорошем уровне – ведь нет провода, который выступает антенной. Здесь всё зависит от передатчика вашего смартфона.
Музыка на Айфон
Продукция Apple поддерживает Блютуз, начиная от iPhone 5 и от Bluetooth 4.0. Если версии ваших девайсов ниже, прослушивание музыки через гарнитуру Блютуз будет невозможно.
Apple также поддерживает передачу звука между устройствами с профилем А2DP. Это означает, что более дорогие гарнитуры с поддержкой передачи музыки будут хорошо работать и на iOS без дополнительных действий. Однако если устройство более дешёвое и вопрос, как слушать музыку на iPhone через Блютуз гарнитуру всё же появился, то есть пути его решения.
В App Store есть несколько приложений, которые решают данную проблему. Например, это «Bluetooth Streamer Pro». Чтобы слушать музыку через Блютуз гарнитуру с телефона на iPhone, выполните такие действия:
- Найдите, скачайте и загрузите программу, например «Bluetooth Streamer Pro».
- Включите Блютуз в настройках телефона и на самом наушнике (обычно это делает кнопка, которую надо нажать или зажать).
- Выполните сопряжение (создайте пару) между наушником и смартфоном. Для этого нажмите на названии гаджета в списке доступных и введите пин-код, если это нужно. По умолчанию это 1234 или 0000, но может быть и другой код, указанный в инструкции.
- Теперь вы можете включить музыку через Блютуз гарнитуру. Откройте программу и нажмите на переключатель Streaming, переведя его в состояние On. Вы услышите звук в своём наушнике. Программу можно перевести в фоновый режим.
Как и в случае с Андроид, разработчики рекомендуют использовать эту функцию для аудиокниг и подкастов. Это также голосовой контент: с ним наушник справляется отлично. В случае с проигрыванием мелодии, будьте готовы, что качество окажется ниже того, к которому вы привыкли.
Заключение
Итак, способы, как воспроизвести музыку через Блютуз гарнитуру, просты и доступны. Кроме таких помех, как более низкое качество звука и более быстрая разрядка наушника, других проблем не возникает. Я сам использую наушник для прослушивания подкастов: это не мешает звонкам и очень удобно. Надеюсь, инструкция выше поможет и вам с лёгкостью решить данную задачу.