Авианакладная сколько экземпляров
3. Сколько экземпляров составляется
Грузовая авианакладная состоит из следующих экземпляров:
а) оригинал 3 (для отправителя);
б) копия 8 (для агента);
в) оригинал 1 (для выдающего перевозчика);
г) оригинал 2 (для получателя);
д) копия 4 (подтверждение в получении груза);
е) копия 5 (для аэропорта назначения);
ж) копия 6 (для второго перевозчика);
з) копия 7 (для первого перевозчика).
Три из них являются «оригиналами», остальные экземпляры являются копиями оригиналов и предназначаются для специального использования перевозчиком.
В комплект грузовой авианакладной могут быть включены еще максимально 5 экземпляров копий с пометкой «копия XX» (дополнительная копия), где «XX» обозначает номер копии грузовой авианакладной.
Таможенный словарь:Авианакладная
Авианакладная — документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза [1] .
Авианакладная — это документ, который применяется при перевозке грузов воздушным транспортом (аналогичен CMR — при автомобильных перевозках, коносаменту — при перевозке морским видом транспорта, железнодорожной накладной — при перевозке грузов железнодорожным транспортом).
Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза под транспортными (перевозочными) документами [2] понимаются документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы). Таким образом, авианакладная относится к группе транспортных (перевозочных) документов.
Требования к оформлению и основные сведения, которые должны содержаться в авианакладной закреплены в Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписана в Варшаве 12 октября 1929 года (Варшавская конвенция) [3] . Российская Федерация ратифицировала данную конвенцию в 2017 году согласно Федеральному закону от 03.04.2017 № 52-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» [4] .
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» [1] включает в себя ряд требований к сведениям и порядку оформления грузовой накладной (равнозначное понятие авианакладной).
Содержание
Сведения, содержащиеся в авианакладной
Авианакладная должна содержать следующую информацию:
- указание пунктов отправления и назначения;
- указание веса отправки;
- указание отправителя и получателя;
- указание количества грузовых мест;
- сведения об оплате перевозки.
Особенности оформления и применения
Авианакладная составляется отправителем в трех экземплярах. Первый экземпляр имеет пометку «для перевозчика» и подписывается отправителем. Второй экземпляр имеет пометку «для получателя» и подписывается отправителем и перевозчиком. Третий экземпляр подписывается перевозчиком, который передает его отправителю по принятии груза.
Авианакладная является свидетельством заключения договора, принятия груза и условий перевозки, указанных в них.
Все необходимые записи в авианакладной должны быть сделаны в момент ее оформления, внесение изменений производится перевозчиком или уполномоченным агентом по согласованию с грузоотправителем.
В авианакладной могут быть внесены отметки об особых свойствах груза, об объявленной ценности груза (либо о том, что ценность груза не объявлена), произведенном опломбировании груза.
Практические аспекты использования
Авианакладная — документ, который сопровождает груз от аэропорта отправления до аэропорта прибытия, при перевозке товара воздушным видом транспорта. Авианакладная представляется при подаче декларации на товары (размещается в электронном архиве декларанта с указанием в декларации на товары в 44 графе его идентификатора).
В декларации на товары в 44 графе авианакладная указывается под кодом 02017. В случае, если осуществлялась экспресс-доставка (своего рода сборный груз — небольшие отправки) — указывается дополнительно еще и индивидуальная накладная под кодом 02021.
Наиболее распространённые ошибки при составлении авианакладной — неверное указание количества грузовых мест, веса товара, наименования и адреса отправителя и получателя.
При декларировании товаров, прибывших воздушным транспортом, зачастую возникает несоответствие первоначального веса, указанного в авианакладной, с весом, указанным при приеме груза на СВХ. Это может быть связано с тем, что перевозчик либо агент не произвел взвешивание в аэропорту отправления. В декларации на товары нужно указывать именно тот вес и то количество мест, которое принято на СВХ в аэропорту прибытия.
Документы для грузоперевозки
Заявка грузоотправителя — это документ, поданный грузоотправителем в письменной форме для дальнейшего оформления Грузовой авианакладной (Airway bill, AWB), в котором содержатся инструкции грузоотправителя о подготовке договора перевозки и по выполнению перевозки. На основании Заявки грузоотправителя перевозчик выполняет свои обязательства, вытекающие из договора перевозки. Подпись грузоотправителя подтверждает его полную ответственность за предоставленные сведения и его ответственность за возможный ущерб, который может понести перевозчик.
2. Грузовая авианакладная
Грузовая авианакладная (далее — AWB) должна быть оформлена на каждую грузовую авиаперевозку. AWB (Air waybill) является документом, удостоверяющим:
- заключение договора воздушной перевозки груза между ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» и отправителем;
- условия перевозки и принятия груза ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии».
Условия договора, содержащиеся в авиагрузовой накладной, представляют собой краткое изложение основных положений Резолюции 600 b ИАТА (Air waybill — conditions of contract).
AWB должна быть оформлена в бумажном виде и должны сопровождать груз до его доставки до грузополучателя.
AWB должна быть заполнена в соответствии с указанной выше резолюцией IATA.
Текст условий договора и другая информация, наименования граф, блоков, прочих типографских данных на бланке грузовой авианакладной должны быть выполнены на русском или английском языке.
Комплект Грузовой авианакладной ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» включает восемь экземпляров с указанными ниже маркировками, порядком и цветовым исполнением:
- Оригинал 3 (для грузоотправителя) — Голубой;
- Копия 8 (для Агента) — Белый;
- Оригинал 1 (для авиакомпании) — Зеленый;
- Оригинал 2 (для грузополучателя) — Розовый;
- Копия 4 (расписка в получении) — Желтый;
- Копия5 (дополнительный экземпляр) — Белый;
- Копия 6 (дополнительный экземпляр) — Белый;
- Копия 7 (дополнительный экземпляр) — Белый.
В комплект грузовой авианакладной могут быть включены дополнительно максимально пять экземпляров копий с пометкой «Копия ХХ» (дополнительная копия), где «ХХ» обозначает номер копии грузовой авианакладной.
Подписав AWB, грузоотправитель признает условия договора, они указаны на оборотной стороне AWB, и условия перевозки грузов ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии».
Внесение сведений о состоянии груза в AWB
Если наружный вид, упаковка и состояние груза не являются удовлетворительными, отправитель обязан указать в грузовой авианакладной его действительный наружный вид и состояние. Если сдаваемый к перевозке груз имеет особые свойства или нуждается в особых условиях перевозки, отправитель должен указать это в грузовой авианакладной. Однако если отправитель не сделает этого, ОАО Авиакомпания «Уральские Авиалинии» вправе поставить в грузовой авианакладной отметку в графе «Информация по обработке — Handling Information» о действительном виде и состоянии груза, его особых свойствах и об условиях перевозки, а также уточнить ранее сделанную отметку, заверив такое исправление подписью ответственного лица и штампом.
Характер груза, размеры и количество мест в AWB
Точное описание груза должно быть включено в следующие поля грузовой авианакладной:
- Наименование и количество груза (вкл. размеры или объем) — в данном поле указываются наименование груза, размеры (наибольшая ширина, длина и высота), упаковка;
- Количество мест;
- Вес брутто;
- Кг (единицы измерения).
Если размеры не описаны и/или не могут быть включены в AWB на момент комплектации, то должен быть включен общий объём. Определение «No Dimensions available» не допустимо.
Отметка о специальных грузах проставляется в поле «название и количество груза» она должна соответствовать кодам IMP IATA (например, AVI, HEA, PEM, PEF). Код определяет требования к обработке и транспортировке на ВС Авиакомпании.
Общее количество мест — это сумма мест груза грузоотправителя, которые доставлены в пункт приёма груза перевозчиком или его агентом, упакованных для простоты обработки (например, евро — паллеты с грузом, упаковка картоном и/или пакеты любого типа, упаковка в термоусадочную плёнку отдельных мест груза).
Количество фабричных упаковок не является равным количеству мест (например, маленькие упаковки с медицинскими препаратами). Грузоотправитель полностью ответственен за компактность и прочность каждого загружаемого места. Высота паллеты должна быть всегда включена в высоту грузового места.
Примечание. Фактическое количество индивидуальных мест каждой грузовой отправки (SLP) должно быть показано в AWB / под SLAC — смотри пример ниже.
Грузоотправитель должен обеспечить перевозчика письменным согласием возможной распаковки таких SLP, если ситуация требует этого особенно для учёта грузовой ёмкости данного рейса.
Перевозчику разрешается производить распаковку только в крайних случаях и он всегда действует в интересах отправителя.
Если распаковка в этом случае производится, то изменение количества мест должно быть чётко отражено в AWB — в графе «Информация по обработке — Handling Information». Сотрудник, принявший решение о разупаковке, обязан поставить свою подпись и разборчиво фамилию в той же графе AWB -«Handling Information».
Примечание. SLAC означает Shipper Load and Count — это количество мест каждого загружаемого места. Указание количества мест и единиц измерения также должны быть предоставлены.
Частичная отправка груза
Если грузовая отправка, состоящая из нескольких мест, не может быть загружена на один рейс, она может быть разделена на несколько частей — частичная отправка груза на основании Резолюции IATA 600d.
Оригинал AWB, оформленный на полную отправку, включая другую документацию, должен быть отправлен с первой партией груза. В AWB в поле «Информация по обработке — Handling Information» (и во всех других экземплярах и копиях AWB, сопровождающих остальные части груза) должно быть написано «Частичная отправка» и указано фактическое количество мест и вес в отправляемой части (First Part).
В копии AWB, сопровождающей оставшуюся часть, написано соответственно «Частичная отправка — остаток«(Second Part).
Для трансфера при интерлайне может быть подготовлена дополнительная AWB по крайней мере в 5 копиях для каждой отправляемой части.
Каждый комплект должен иметь тот же код перевозчика, серийный номер и номер оригинала AWB, одни и те же данные в поле «Информация по обработке — Handling Information», и должны иметь запись о том, что груз является частью груза, который был передан ранее, и указать перевозчика первой части груза.
3. Сопроводительная документация
К сопроводительной документации на груз, помимо авианакладной, относятся все разрешительные, коммерческие, упаковочные и прочие документы, которые приложены к авианакладной грузоотправителем в целях обеспечения надлежащей обработки груза в аэропорту трансфера, транзита и назначения, а также вручения груза получателю в аэропорту назначения. К таким документам относятся, без условия ограничения данного перечня:
- ветеринарные и фитосанитарные сертификаты;
- декларация отправителя на опасный груз и надлежащие подтверждения, разрешения, сертификаты, предписанные действующими правилами перевозки опасных грузов (далее по тексту — прилагаемые к Декларации документы);
- сертификат отправителя на живых животных и надлежащие сертификаты, разрешения, подтверждения, инструкции, предписанные действующими правилами перевозки живых животных (далее по тексту — прилагаемые к сертификату документы);
- оформленные разрешения на ввоз отдельных категорий грузов по требованиям и ограничениям стран ввоза;
- коммерческие инвойсы;
- товарно-транспортные накладные;
- упаковочные листы и списки вещей;
- инструкции грузоотправителя по обращению с особыми категориями грузов;
- документы государственных органов, выдаваемые для перевозки груза 200.
Дополнительно к пакету сопроводительной документации приобщаются документы, оформленные в аэропорту отправления или трансфера груза Перевозчиком или Обслуживающей организацией Перевозчика в отдельных случаях и на отдельные категории грузов, необходимые для воздушной перевозки грузов и обработки грузов в аэропортах назначения и трансфера, к примеру:
- контрольный лист приема к перевозке опасных грузов;
- контрольный лист приема к перевозке живых животных;
- документация, подтверждающая проведение предполетного досмотра груза;
- акт о неисправности при перевозке груза и т.п.
Необходимые для воздушной перевозки и наземной обработки сопроводительные документы должны помещаться в запечатанный конверт, к которому должна быть прикреплена авианакладная. В случаях отправки груза частями на двух и более рейсах, оригинальная авианакладная и пакет сопроводительной документации должны следовать с первой частью грузовой отправки.
Документы для ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность — это особое направление бизнеса по ввозу товара на территорию России и вывозу его в другие страны. Документальное оформление таких операций проверяют таможня и налоговая. В статье разберем, с какими документами вы будете работать при ведении ВЭД.
Контракт о заключении сделки
Контракт — это основная форма фиксации международных торговых сделок. В этом договоре указываются все значимые условия сделки, в том числе условия поставки и момент перехода права собственности и рисков, и характеристики товара. Составляется он на двух языках: русском и языке иностранного партнера. Внешнеторговые контракты должны учитывать законодательство стран сторон контракта, а также нормы международного права.
Различают следующие виды внешнеэкономических договоров:
- договор купли-продажи;
- договор подряда и оказания услуг;
- аренда или международный лизинг;
- международные транспортировки.
Обязательно укажите все основные характеристики товара (наименование, количество, цвет, вес, номерные агрегаты и т.д.), установите порядок доставки и перехода права собственности, отразите сумму контракта, валюту расчета и банковские реквизиты контрагента.
Определите, в каком порядке будут решаться споры и вноситься изменения в договор (обычно — по согласованию сторон). Подробно прочитать про иностранный контракт его виды и специфику вы можете в нашей статье.
Не забудьте, все экспортные контракты на сумму более 10 млн рублей и импортные — от 3 млн рублей регистрируются в банке (п. 4.2 инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И). Подготовьте заверенные копии контракта, они понадобятся для таможенного оформления.
Паспорт сделки
Паспорт отменен с 01 марта 2018 года. Раньше его оформляли, когда ставили контракты на учет в банке, сейчас вместо паспорта банк присваивает уникальный номер валютному контракту. Для импортеров и экспортеров это упростило и ускорило процедуру внешней торговли, так как номера контрактам присваиваются за один рабочий день.
Инвойс и упаковочные листы
Инвойс — документ на оплату товаров и услуг, который продавец предоставляет покупателю. Это аналог нашего счета-фактуры, но для внешнеэкономических сделок. Инвойс содержит всю информацию о характеристиках товара (цвет, вес, номера и т.д.), его количестве, цене продажи, условия поставки и данные о покупателе и продавце. Составляется на двух языках. В инвойсе указываются реквизиты контракта, к которому он относится.
Чтобы подтвердить российской налоговой расходы, инвойс, составленный на иностранном языке, следует обязательно перевести на русский (Письмо Минфина России от 20.01.2021 N 03-03-06/1/2476).
Не путайте инвойс и проформу-инвойс. Инвойс выставляется и подтверждает факт оплаты товара, а проформа — это предварительный счет. Он не подтверждает оплату, а доказывает, что товар был отгружен потребителю. Выписанный инвойс показывает, что у покупателя есть обязанность по оплате товара. Инвойс близок по своей сути нашему счету-фактуре или счету на оплату. Обычно он выписывается при поставках товаров на консигнацию, на выставки, аукционы, при поставках давальческого сырья по договорам на переработку, поставках товаров в качестве дара или безвозмездной помощи (в этом случае может выписываться только для целей таможенной оценки).
Сопроводительный документ к инвойсу — упаковочный лист. Он сопровождает отгрузку товара от поставщика покупателю и дополняет инвойс, когда отправлено много товаров разных наименований или когда количество, вес или содержимое каждого индивидуального места различны.
Специальной формы листа нет, она разрабатывается самостоятельно. В инвойсе и упаковочном листе отражается практически одинаковая информация, за исключением цены реализации — в листе ее нет. Основное отличие в том, что инвойс отражает информацию по контрактам и участникам сделки, а упаковочный лист служит товарной спецификацией.
Обязательно в форме документа укажите:
- номер и дату упаковочного листа;
- наименование и адрес покупателя, грузополучателя, продавца и грузоотправителя;
- реквизиты международного контракта;
- перечень отправленных товаров с их характеристиками;
- количество товара;
- номер упаковки, ее вид и габариты;
- вес товара брутто и нетто;
- общий вес и объем груза.
Для таможенного оформления нужны оригиналы инвойса и упаковочного листа. Упаковочный лист крепится на поверхности упаковки для быстрого ознакомления.
Платежные документы
Оплата по иностранным контрактам подтверждается платежными документами. Это может быть платежное поручение с отметкой банка или выписка с лицевого счета. Для прохождения таможни подготовьте заверенные копии.
Помимо оплаты стоимости груза, на вас может лечь оплата страхования и транспортировки товаров. Платежки по этим затратам тоже предоставьте в таможенные органы.
Оплатить таможенные пошлины можно платежными поручениями. Для таможенного оформления эти платежки нужны в оригиналах с печатью банка.
Транспортные документы
Грузы транспортируют автомобильным, водным, воздушным и железнодорожным транспортом. В зависимости от этого выделяют следующие основные транспортные документы.
- CMR накладная — оформляется при перевозке груза автотранспортом, содержит сведения об отправителе и грузополучателе, точке доставки и характеристиках груза.
- Товарно-транспортная накладная используется для автоперевозок, ее используют вместо CMR на территории стран СНГ и Таможенного союза.
- SMGS — накладная, оформляемая на железнодорожные перевозки международного сообщения. Накладная является транспортным документом при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги.
- Manifestofcargo (грузовой манифест) — документ, в котором перечисляются все товары, перевозимые на каком-либо транспортном средстве или транспортной единице.
- Bordero — документ, аналогичный грузовому манифесту, используется при автомобильных перевозках и содержит перечень грузов, перевозимых автопоездом, со ссылкой на прилагаемые копии накладной CMR.
- Carnet TIR (Книжка Международных дорожных перевозок). МДП — интернациональная система транспортировки грузов. Книжки действуют в странах, подписавших мировое соглашение о международной перевозки грузов с применением книжки МДП. Книжка МДП позволяет проходить таможню по упрощенной процедуре.
- Carnet ATA. Заменяет таможенную декларацию, упрощает и ускоряет таможенное оформление. Этот документ выдается только на товары для выставок и ярмарок, профессиональное оборудование и некоторые другие категории товаров. Список ограничен.
- Коносамент — документ, подтверждающий принятие груза к морской транспортировке. Он обязывает отправителя груза транспортировать в указанный порт и передать товар владельцу коносамента.
- Авианакладная грузовая (AWB) — используются для транспортировки воздушным транспортом. Авианакладная не является товаросопроводительным или передаточным документом, она удостоверяет заключение договора перевозки, принятие товара к перевозке и ее условия.
Оригиналы транспортных документов вы получите вместе с грузом, предоставьте их для таможенного оформления.
Техническая документация
Любой груз имеет характеристики. У вас должна быть вся техническая документация на товар: чертежи, техпаспорт, инструкции, схемы и т.д. Эти документы должны быть на языке оригинала с переводом на русский. Для таможенного оформления достаточно копий.
Документы от перевозчика, экспедитора и агента
В эту группу включаются договоры на транспортировку, оказание экспедиторских или агентских услуг, а также выставленные счета за услуги этих лиц и страхование груза. Особые требования предъявляют к счету на оказание транспортировочных услуг. Сумма счета должна быть разбита на две группы:
- затраты на доставку от места отправления до таможенного пункта;
- затраты на доставку от таможенного пункта до места доставки.
В договоре об оказании транспортных услуг укажите место отправления, место пересечения таможенной границы и место доставки. Для таможенного оформления нужны копии договоров и счетов.
Разрешительные документы
Дополнительно могут потребовать лицензии, разрешения на ввоз или вывоз и декларации соответствия. Разрешительные документы могут быть следующих видов:
- ветеринарное свидетельство для животных, скота и птиц;
- санитарное свидетельство на продукты;
- фитосанитарное свидетельство на растения, плоды и овощи;
- карантинное свидетельство для материалов, которые могут распространять инфекции и болезни;
- сертификат о безопасности товаров, если требуется Госстандартом РФ.
Также в перечень разрешительных документов можно включить лицензии и квоты на товар, сертификат страны происхождения. Полный перечень документов можно определить по коду ТН ВЭД товара.
Подтверждение происхождения продукции
При таможенном декларировании подтвердить происхождение товара требуется во всех случаях, когда меры таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений зависят от происхождения товаров. Документом о происхождении может быть:
- декларация о происхождении товара — коммерческий или иной документ, который относится к товару и содержит данные о его происхождении, предоставленные изготовителем, продавцом или отправителем. Сюда можно отнести счет-фактуру, CMR, упаковочный лист, коносамент.
- сертификат о происхождении товара — документ, выданный уполномоченным госорганом или уполномоченной организацией страны происхождения.
Дополнительные документы
Будьте готовы, что в некоторых случаях таможенные органы могут запросить у вас дополнительные документы. Делается это для определения таможенной стоимости товара. В основном запрашивают:
- экспортную декларацию отправителя (при импорте товаров);
- коммерческое предложение продавца (при импорте);
- калькуляцию изготовителя для подтверждения себестоимости.
Документы для регистрации участника ВЭД на таможне
Помимо таможенного оформления товаров, вы и сами должны зарегистрироваться как участник ВЭД. Для этого предоставьте перечень документов:
- устав в последней редакции;
- копия учредительного договора;
- если менялся размер уставного капитала, то протокол собрания учредителей об изменении его размера;
- копия Свидетельства о госрегистрации;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- свидетельство о постановке на учет в налоговой;
- справка из банка об открытии счетов;
- справка об учете в ЕГРПО и письмо из Росстата;
- информация о руководителе и главбухе (копии паспортов с печатью организации и приказы о назначении);
- договор аренды помещения по юридическому адресу или свидетельство о праве собственности на него.
Теперь вы знаете, какие документы нужны для импорта и экспорта товара. А вести бухучет этих операций на УСН мы предлагаем в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Ведите раздельный учет доходов от внутренней и внешней торговли, начисляйте НДС и таможенные пошлины. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны.