Что делать, если столкнулся с дефицитом чековой ленты
Магазины, заведения общепита и сферы услуг обязаны выдавать клиентам фискальные чеки, но некоторые столкнулись с задержкой поставок ленты, а некоторые — с ее резким подорожанием. Эксперты Контур.Маркета рассказали, что вместо бумажных чеков можно формировать только электронные и это законно.
Электронные чеки — это законно
Закон № 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике обязывает отправлять по просьбе покупателя электронную копию чека. Чек может быть в виде письма на email или в виде смс-сообщения на телефон.
Не выдавать бумажный чек можно, если клиент на это согласен и до момента расчета предоставил свой электронный адрес или номер телефона (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ). По юридической силе электронный чек приравнивается к бумажному (письмо Минфина от 12 октября 2017 г. № 03-01-15/66784).
Если столкнулись с дефицитом чековой ленты или просто хотите сэкономить, предлагайте покупателям электронные чеки вместо бумажных. Понадобится кассовая программа, которая умеет это делать, и ОФД. А еще экономить помогает система лояльности.
Как отправлять электронные чеки, если не ведете базу клиентов
Клиенты нашего ОФД могут отправлять электронные чеки покупателям двумя способами.
Способ 1. Отправка чека с кассы:
- Продавец формирует чек и до момента расчета вводит адрес почты или номер телефона покупателя.
- Продавец завершает расчет, получив оплату.
- Готово. Электронный чек приходит покупателю письмом или по смс.
Чтобы воспользоваться отправкой чека на телефон, понадобится оплатить пакет смс и настроить кассу. Подробнее.
Способ 2. Отправка чека из личного кабинета ОФД:
- Сотрудник торговой точки находит нужный чек в личном кабинете ОФД и нажимает «Отправить по почте».
- В открывшемся окне сотрудник указывает email получателя чека. Адрес отправителя заполнится автоматически.
- Готово. Покупатель получает чек на электронную почту. Подробнее.
Как отправлять чеки клиентам, подключенным к системе лояльности
Система лояльности — это инструмент удержания клиентов с помощью акций, скидок, бонусов, смс-рассылок или других инструментов. Каждый клиент получает свою «плюшку» персонально, а для этого нужна клиентская база.
Если пользуетесь системой лояльности в Контур.Маркете, вам не придется всякий раз спрашивать у покупателя номер телефона или адрес почты. Достаточно один раз добавить контакты человека в клиентскую базу и выключить настройку, которая запускает печать бумажного чека.
Вот как это работает.
- В карточках клиентов выбираем «Чек на кассе».
- Выключаем настройку «Печатать чек» и выбираем «Отправлять на эл. почту».
- Кассир формирует чек и добавляет в него клиента.
- Готово. Касса автоматически отправляет чек на почту. Подробности.
Сколько можно сэкономить при отказе от бумажного чека
Стоимость чековой ленты зависит от длины намотки, качества бумаги и ширины ленты. Например, ленту длиной 12 м и шириной 57 мм предлагают примерно по 190 руб. за рулон. А ленту 215 м шириной 80 мм можно купить по цене от 1 100 руб.
Посчитайте, сколько рулонов заказываете в месяц, это поможет определить, сколько вы сэкономите, если начнете формировать только электронные чеки вместо бумажных. Например, по данным «Ведомостей», аптеки Московского региона расходуют около 45 000 рулонов в течение одного квартала. Небольшая сеть продуктовых магазинов заказывает в среднем 5 000 рулонов в месяц.
Как минимизировать расход чековой ленты?
Мир меняется очень быстро, а события, с которыми сталкивается наша страна, только разгоняют эти процессы. К сожалению, на протяжении многих лет в стране отсутствовало производство важных товаров. Многие товары, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, импортировались из других стран. Но случилось то, что должно было случиться рано или поздно, и как следствие, вскрылись отрасли, в которых мы оказались зависимы от импорта. Одни иностранные компании приостановили или прекратили работу, другие приостановили свои поставки, и в связи с этим многие отрасли столкнулись с серьезным дефицитом сырья или продукции. Все это вызвало повышение цен.
По такому же сценарию сейчас происходит и с производством чековой ленты.
Основными поставщиками сырья для чековой ленты были компании Koehler, Mitsubishi Paper Mills, Hansol Paper, Jujo Thermal Kauttua и Henan. Как мы видим, все это иностранные компании, при этом Германия обеспечивала термобумагой до 70% российских компаний. Ослабление рубля, нарушение цепочек поставок, санкции, подорожание услуг по транспортировке сказались на стоимости рулона чековой ленты. Уже сейчас многие поставщики заявили о небывалых повышениях цен.
Стоимость чековой ленты достигает: 57х40 — 213,5 руб/шт, а 80х80 — 553 руб/шт и повышение цен происходит на фоне колоссального ажиотажа.
Мы уверены, что правительству в конечном счете удастся обуздать цены, поставщики наладят цепочки поставок или найдут альтернативных поставщиков, но на это потребуется время… а работать требуется здесь и сейчас…
Несмотря на то, что у нашей фирмы имеются хорошие запасы чековой ленты, мы все равно уже сейчас рекомендуем начать рационально использовать имеющиеся ресурсы и конечно же не поддаваться панике.
С чего начать и что делать предприятиям для экономии чековой ленты?
Первое, что необходимо сделать в текущих реалиях — это минимизировать издержки связанные с печатью чеков, другими словами уменьшить расход чековой ленты (например, размер чеков и банковских слипов). Кассовый чек имеет обязательные поля, которые четко регламентированы и описаны для каждого формата фискальных данных (ФФД). Данные поля нельзя убрать из состава чека, но закон регламентирует исключительно их наличие, что позволяет уменьшить чек за счет:
- межстрочного интервала;
- размера шрифта;
- более компактного шаблона.
До тех пор, пока ситуация не нормализуется, также рекомендуем убрать из состава чеков:
- повторяющиеся поля;
- рекламную информацию;
- логотипы.
Помимо чеков расход происходит и при печати банковских слипов, требуется либо уменьшить их количество либо отказаться от них вовсе.
Вторым этапом, рекомендуем, минимизировать выдачу чеков на бумажном носителе.
Тут важно понимать, что мы не призываем не пробивать чеки, а не выдавать их на бумажном носителе. Требование в обязательном порядке выдавать покупателям и клиентам кассовые чеки закреплено в Федеральном законе от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». При этом по закону допускается отпускать товар без выдачи бумажной версии, т.е. не печатать чек, если в чеке были указаны реквизиты покупателя (email или абонентский номер), на которые этот чек будет отправлен в электронном виде.
Ранее в нашей статье, мы рассказывали, про то как отправить электронный чек клиенту по СМС или email. Данный функционал был уже давно реализован во всех современных кассовых решениях. Разработчики программного обеспечения добавляли его в свои решения для соблюдения требований законодательства. Функционал был реализован давно, но при этом не сильно пользовался популярностью.
Почему ранее функционал не был востребован?
- Основной проблемой в использовании функционала является неудобство ввода данных покупателя (email или номер телефона). При пробитии кассового чека кассиру требуется указать реквизиты, на которые будет отправлен кассовый чек. Внесение данной информации занимает продолжительное время и далеко не каждый покупатель готов ждать.
- Также свою роль играет и не самая высокая информационная грамотность населения нашей страны, это касается как и покупателей, так и кассиров. Внесение номера телефона не сложная задача, но услуга по отправке чеков по СМС у большинства операторов предоставляется за отдельную плату.
- К сожалению, с вводом электронной почты покупателей, все еще сложнее… Далеко не все пользователи имеют электронную почту, но даже имея, не знают ее адреса. А знание английского алфавита, это отдельная история…
Все вышесказанное в совокупности с относительно недорогой стоимостью чековой ленты, сделало данный функционал невостребованным. В основном он применялся при необходимости, когда продвинутые покупатели сами просили отправить чек на почту или телефон.
Что важно знать и понимать про отправку чеков по email и смс?
- Покупатель в любом случае вправе потребовать бумажный чек и его придется распечатать;
- в составе фискального документа нет никаких признаков того, что чек не был напечатан на чековой ленте, поэтому налоговая об этом узнает, только если покупатель пожалуется, на то что ему отказали в предоставлении чека на бумажном носителе;
- для отправки чека в электронной форме, у предприятия должен быть заключен договор с оператором фискальных данных (ОФД). Для автономных (не отправляющих чеки в ОФД) кассовых аппаратов данный функционал недоступен;
- услуга по отправка чеков через email предоставляется операторами фискальных данных бесплатно, а по средствам СМС в зависимости от условий договора с ОФД.
Как ускорить ввод реквизитов покупателя?
Для того, чтобы эта схема работала, необходимо начать общаться с покупателями, они должны понимать, что у Вас как у предпринимателей есть два варианта:
- включить стоимость ленты в стоимость товаров, что еще значительно усугубит и так непростую ситуацию;
- минимизировать издержки, тем самым не допуская дополнительного роста цен.
В кризисы люди должны объединяться вокруг одной цели и мы считаем, что сейчас то время, когда люди должны идти друг другу на встречу…
Общение с клиентами это залог удачи. Узнайте у покупателей могут ли они установить приложение “Проверка чеков”, возможно оно уже у них установлено, если да, то пользователь может предоставить QR-код личного профиля, что позволит быстро указать email или номер телефона покупателя, для дальнейшей отправки кассового чека в электронном виде.
Также в связи с данной ситуацией компания Штрих-М срочно готовит релиз для кассовой программы Штрих-М: Кассир 5, который позволит минимизировать расход кассовой ленты. В программе предполагаются следующие настройки:
Настройка «Отключение печати на чековой ленте»:
1 — Нет
2 — Если указан телефон или эл. почта
3 — Если указан телефон
4 — Если указана эл. почта
5 — Для всех чеков
Флаг «Задавать вопрос для закрытия чека без печати» — если флаг установлен тогда для отключения печати на ленте будет задан вопрос, иначе отключение будет автоматическим согласно настройке «Отключение печати на ленте».
Флаг «Отключить печать фискальных отчетов на ленте» — если флаг установлен, то отчет с гашением и отчёт без гашения будут выполняться без печати.
Флаг «Отключить печать банковских слипов» — если флаг установлен, то печать банковских слипов не будет выполняться.
Настройка «Применять в чеке телефон или эл. почту из ДК»:
1 — Нет
2 — Применять эл. почту
3 — Применять номер телефона
4 — Применять эл. почту (в приоритете) или телефон
5 — Применять телефон (в приоритете) или эл. почту
Настройка «Ввод данных покупателя перед закрытием чека»:
1 — Не запрашивать автоматическим
2 — Запрашивать / заполнять согласно настройке «Применять в чеке телефон или эл. почту из ДК»
Данный функционал позволит ускорить процесс регистрации и выдачи чеков в электронном виде, а также отключить печать фискальных отчетов и банковских слипов. Все это позволит предприятиям экономить, но для того чтобы данный функционал работал быстро, эффективно и не требовал дополнительных расходов необходимо указать дополнительные данные (email и телефонные номера) в дисконтных картах.
Приоритетными являются почтовые ящики, так как отправка данным вариантом не требует дополнительных финансовых затрат от предприятий.
Ориентировочно, релиз выйдет в конце следующей недели (до 20.03.2022), но мы рекомендуем уже сейчас начать работы связанные с указанием данных в дисконтных картах.
Также требуется произвести обучение персонала, кассиры должны уметь отправлять чеки покупателям, а также предлагать использовать данный функционал на кассе.