Формирование цены и себестоимости банковских услуг
Себестоимость — это некоторая стоимостная оценка текущих расходов экономического субъекта на производство и реализацию выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
Стоимость представляет собой некоторую величину, которая складывается из себестоимости продукции и надбавки экономического субъекта (например, банковской структуры), которая необходима ему для продолжения реализации собственной деятельности Цена, в свою очередь, представляет собой некое денежное выражение стоимости производства услуги или товара, а также некоторого элемента прибыли продавца от реализации продукции.
Стоимость и себестоимость банковских услуг и продуктов
Банковские структуры, как правило, стараются максимально точно определить себестоимость выпускаемых продуктов и услуг, себестоимость обслуживания клиентов, для формирования наиболее корректных балансов по коммерческим подразделениям и отчета о финансовых результатах в коммерческих подразделениях
Кроме так называемых коммерческих отделов и подразделений, работники которых зачастую считают, что исключительно они приносят банковской структуре прибыль, функционируют еще и обслуживающие отделы подразделения, деятельность которых не менее важна, однако, не столь заметна. Таким образом, очень важно вывести подобные обслуживающие и управляющие подразделения из условной тени для того, что их сотрудники чувствовали себя важными элементом организации. Затраты таких подразделений также должны быть учтены в себестоимости банковских продуктов и услуг, именно поэтому очень важно корректно распределить прямые, косвенные, производственные и непроизводственные затраты банковской структуры.
Цена банковских продуктов и услуг складывается из непосредственно прямой себестоимости, и затрат, которые непосредственно связаны реализацией таких товаров и услуг, и из маржинальной прибыли финансового учреждения.
Стоит отметить, что существует большое количество факторов, которые оказывают непосредственно влияние на формирование конечной стоимости банковских товаров и услуг, при этом некоторые из этих факторов увеличивают стоимость продукта, а некоторые уменьшают.
Готовые работы на аналогичную тему
На начальном этапе самым легким действием является распределение прямых затрат, которые непосредственно можно отнести к каждому товару или услуги. Например, к прямым расходам можно отнести заработную плату или аренду. Однако, такие расходы достаточно легко распределить только в случае, если подразделения четко распределены по территориям и можно разделить все арендуемые площади.
При выпуске банковского продукта или услуги формируется большое количество непрослеживаемых расходов, которые достаточно тяжело отнести на какое-то одно определённое подразделение. Все подразделения стараются минимизировать свои расходы, поэтому любое подразделение всегда будет защищать собственные интересы в отношении распределения «лишних» затрат. Как правило, для распределения подобных расходов утверждается тарифное соглашение, устанавливаются соответствующие коэффициенты, по которым подобные расходы распределяются между подразделениями.
Необходимость переноса стоимости
Не менее важной является необходимость переноса стоимости
При переносе стоимости необходимо рассматривать следующие данные: стоимость аренды, затраты на внедрение современных технологий, заработную плату сотрудников, затраты на непосредственное управления информационных технологий. Для реализации функций управления приобретается специализированное оборудование, консолидируются расходы, которые непосредственно связаны с оплатой каналов телекоммуникаций. В первую очередь, подобные расходы аккумулируются непосредственно на тех подразделениях, которые выступают в качестве инициаторов приобретений. При этом такие подразделения обязаны контролировать уровень расходов. Например, контроль расходов может быть осуществлен следующим образом: по расходным материалам осуществляется точный учет распределения через формирование заявок на расходование. В конечном счете, точно известно, какое подразделение, например, сколько израсходовало картриджей и т.д. Таким образом, такие расходы автоматически учитываются в стоимости конкретного подразделения.
Стоит отметить, что существуют расходы, которые нельзя зарегистрировать, поэтому в банковской структуре, как правило, утверждают договоренность по поводу того, что вся стоимость управления информационными технологиями, оставшаяся после распределения прямых затрат, должна быть разделена пропорционально какой-либо базе распределения.
Конечно, в разных банках существуют разные договоренности, однако, подход к распределению везде аналогичен.
На сегодняшний день в банковских структурах существуют обеспечивающие процессы и управляющие процессы. Управляющие процессы представляют собой процессы, без которых финансовое учреждение функционировать в принципе не может, хотя непосредственно для бизнеса они имеют особую значимость. Например, в рамках управляющих процессов от банковской структуры, например, требуют формировать финансовую отчетность, заполнять различного рода в Пенсионный фонд. Таким образом, управляющие процессы также можно назвать центром затрат, которые должны быть включены в себестоимость продуктов и услуг.
Примером элемента управляющих процессов можно назвать кредитно-экономический отдел, который, как правило, организуют для обеспечения деятельности кредитных подразделений. Затраты такого отдела должны быть разнесены в полном объеме, как правило, распределение осуществляется на основании соответствующих договоренностей.
Если есть возможность зарегистрировать распределение по каким-то показателям через данные бухгалтерских систем и данные системы по внутреннему документообороту, то затраты можно распределять по операциям. У одного подразделения, например, управления кредитования малого бизнеса, такое-то количество операций и такие-то трудозатраты. У другого подразделения, например, управления кредитования корпоративных клиентов, число операций отличается, как и отличаются затраты. Можно распределять затраты либо по операциям, либо на основании договоренностей, зафиксированных в тарифном соглашении.
Из чего состоит структура цены на банковский продукт
Сумма, которую продавец хочет получить за товар
Это количество денег, за которое продавец согласен продать товар. В нее входят стоимость производства и надбавки.
Разница между ценой и стоимостью
Цена и стоимость не синонимы. Рассказываем, чем они различаются.
Стоимость. Это затраты на производство товара или оказание услуги. Вот что в ней учитывают:
- производство: например, сырье, воду и электричество;
- аренду помещений;
- амортизацию оборудования и помещений;
- зарплату сотрудников и отчисления на социальные нужды;
- маркетинг, расходы на продвижение;
- транспортировку товаров;
- налоги.
Стоимость может выражаться в деньгах или натуральных показателях: например, трудочасах.
Цена. Это сумма, которую продавец планирует получить за товар. Чтобы установить цену, к стоимости добавляют процент продавца.
Размер наценки зависит от трех показателей:
- Спрос. Чем больше желающих купить товар, тем выше цена. И наоборот: отсутствие спроса снижает цену.
- Уникальность товара. Если в отрасли нет конкурентов или производство товара ограничено, можно устанавливать высокие цены. Например, за вещи из лимитированной коллекции одежды покупатели заплатят больше, чем из обычной коллекции.
- Сезон. В высокий сезон компании предлагают больше товаров и устанавливают низкие цены. Например, клубника летом доступнее и дешевле, чем зимой.
Если украшения мастера уникальны, а люди ждут своей очереди месяцами, он может установить цену выше, чем у других ювелиров, и продавать товары по 30 000 ₽. Ограничений по размеру наценки нет: обычно ее устанавливают после анализа рынка.
Для чего нужна цена
Цена — один из рычагов управления экономикой. Она помогает понять, насколько востребованы продукты, чтобы эффективно управлять бюджетом и производством. Рассмотрим подробнее, какие функции выполняет цена.
Поддерживает равновесие на рынке. Если аналогичных товаров на рынке слишком много, их цена падает. Предпринимателям становится невыгодно их продавать, и они начинают вкладывать деньги в другие. Избыточное производство останавливается, и начинается производство дефицитных продуктов.
Помогает распределять деньги. Цена помогает государству распределять деньги между разными отраслями, регионами страны и социальными группами населения.
Например, есть высокорентабельные товары — на их продаже компании зарабатывают больше, чем на обычных. Государство устанавливает на них акциз — налог, который должны платить производители, переработчики и импортеры этих товаров. К высокорентабельным товарам относится алкоголь: компании платят за него налог в бюджет. Эти деньги идут на общественные нужды: например, на зарплату бюджетникам.
Позволяет контролировать развитие сфер экономики. Чтобы поощрить развитие производства, государство может ввести ограничения для продавцов импортных товаров. Например, повысить таможенные пошлины. Произвести товар внутри страны будет выгоднее, чем привезти его границы.
Привлекает инвестиции. Инвесторы вкладывают деньги только в перспективные отрасли: там, где высокие цены, высокая прибыль. Так рынок развивается.
Как формируется конечная цена
Цена зависит от количества этапов, который проходит товар, прежде чем его купит конечный потребитель. Чем больше этапов и участников, тем выше цена.
Количество стадий, которые проходит товар, влияет на определение конечной цены
Как это работает. Допустим, ИП Василий печет хлеб. Чтобы открыть бизнес, он:
- Арендовал помещение.
- Закупил необходимое оборудование: печи, тестомесы, расстоечные шкафы, холодильники, мойки, стеллажи, столы, противни.
- Нанял персонал.
- Нашел поставщиков сырья: муки, яиц, соли, сахара, дрожжей.
- Организовал производство, хранение и доставку готовой продукции в ближайший магазин.
Все эти этапы требуют вложений, которые составляют себестоимость товара. Но производитель хочет не только вернуть затраты на производство, но и заработать на продаже. Поэтому он делает наценку на товар.
Если бы Василий продавал табачные изделия, ему бы пришлось платить акциз — косвенный налог. Чтобы отбить себестоимость, нужно поднимать цену — пачка сигарет стоила бы уже не 25 ₽, а минимум 27 ₽.
Вернемся к хлебу. Есть еще один налог, которого увеличивается цена, — НДС. Обычно его платят компании на основной системе налогообложения или едином сельскохозяйственном налоге. Но ИП тоже могут его платить, если ввозят товары границы или становятся налоговыми агентами — например, закупают товар в другой стране или у продавцов на основной системе налогообложения.
Иногда в этой схеме возникает посредник. Например, оптовики закупают у производителей одежду и перепродают ее в магазины. При перепродаже они делают наценку. Магазин тоже хочет получить доход от продажи, поэтому делают свою.
Самый короткий путь по цепочке ценообразования проходят отечественные товары, которые не подлежат маркировке и продаются напрямую от производителя: у них только одна наценка.
Виды цен
Классификаций цен много. Рассказываем о тех, что встречаются чаще всего.
По способу международных расчетов. Есть два вида цен: экспортная и импортная.
Экспортная цена. Ее устанавливают компании, которые поставляют отечественную продукцию в другие страны.
Импортная цена. Ее платят те, кто покупает продукцию за рубежом.
По способу установления и влиянию на контракт. Различают твердые, подвижные и скользящие цены.
Если в договоре прописана определенная сумма, которая не меняется в течение действия договора, ее называют твердой ценой.
Цены на некоторые товары постоянно меняются: например, на сырье для промышленности. Тогда поставщики могут заключить с предприятиями договор с подвижными ценами: в соглашении прописывают условие, что цена изменится, если изменится рыночная стоимость товара.
В долгосрочных контрактах часто указывают скользящие цены. В договоре не прописывают стоимость товара, но указывают, что цену актуализируют на момент поставки или оплаты.
По степени влияния государства. Выделяют свободные рыночные и регулируемые цены.
Свободные рыночные цены. Их устанавливают сами производители на основе спроса и предложения.
Регулируемые цены. Их регулирует государство. Госорганы могут рекомендовать конкретную цену на продукт или установить планку роста. Например, в России государство регулирует цены на проезд в общественном транспорте.
По условиям поставки и продажи. Есть цена-нетто и цена-брутто.
Цена-нетто. Это «чистая» цена, после вычета скидок и надбавок. Фактически это выручка продавца за товар.
Цена-брутто. Это полная стоимость товара с учетом дополнительных наценок: например, налогов и страховки. Цену-брутто иногда называют валовой.
Эти понятия используют в разных сферах. Например в туризме: нетто — цена услуг для туристов без комиссии посредника, а брутто — с наценкой.
Виды цен на банковские продукты
Коммерческие банки по основному направлению деятельности относятся к сфере финансового обслуживания, поэтому наиболее распространенными их продуктами являются услуги клиентам по хранению их денежных средств, выдаче кредитов и проведению расчетов, т.е. традиционные банковские операции. В современных условиях, отличающихся высокой степенью конкуренции на кредитном рынке, банки в целях диверсификации своей деятельности и роста прибыльности функционирования расширяют круг создаваемых продуктов. При этом они не только предлагают новые виды услуг клиентам, но и активно используют собственные возможности работы на различных сегментах финансового рынка. Развитие компьютерной техники подталкивает банковских специалистов к разработке и внедрению в практику новых способов обработки информации, которые кроме внутреннего использования могут быть реализованы партнерам по кредитному рынку и клиентам банка. Таким образом, в понятие «банковские продукты» можно включить результаты всех разнообразных видов деятельности коммерческих банков, как связанных с оказанием услуг клиентам и партнерам банка по кредитному рынку, так и осуществляемых им по собственной инициативе.
Банковские продукты могут быть классифицированы по ряду признаков.
1) По месту потребления они подразделяются на:
– внешние, реализуемые клиентам и партнерам банка;
– внутренние, или обеспечивающие, используемые банком для обеспечения своего эффективного функционирования;
– смешанные, которые могут иметь две цели создания: для внутреннего использования и для реализации внешним потребителям.
Большинство банковских продуктов относится к числу внешних. Создавая кредитные банковские продукты (депозиты и кредиты), банк реализует свою основную функцию, т.е. выступает как финансовый посредник между теми, кто располагает свободными денежными средствами, и теми, кто желает воспользоваться заемными ресурсами. В эту группу также включаются любые операции, связанные с обслуживанием заказчиков: осуществление расчетных операций, брокерские услуги по купле-продаже ценных бумаг, предоставление сейфов для хранения ценностей, трастовые услуги и т.д.
Группа внутренних, или обеспечивающих, банковских продуктов значительно меньше по объему, так как они имеют крайне узкий характер использования. К таким продуктам можно отнести информационное обеспечение (сбор и обработку информации, необходимой банку для общего анализа экономической обстановки, или более частного характера, касающейся только определенного клиента), программное обеспечение выполнения банковских операций и т.д.
В третью группу смешанных банковских продуктов можно включить ту часть обеспечивающих продуктов, которые банк считает возможным и выгодным использовать для реализации внешним потребителям. Например, информационные продукты, содержащие анализ конъюнктуры финансового рынка или его определенных сегментов, могут быть востребованы не только внутренними подразделениями самого банка, но и его клиентами.
2) По влиянию на формирование прибыли банковские продукты можно также подразделить на три основные группы:
– доходные, целью реализации которых является получение дохода;
– ресурсные, реализация которых позволяет сформировать заемную часть ресурсной базы, используемой впоследствии для создания первой группы банковских продуктов;
– имиджевые, обеспечивающие формирование благоприятного отношения к банку.
Банковские продукты, входящие в первые две группы, непосредственно участвуют в формировании прибыли. Для увеличения прибыли банк стремится к росту результатов от реализации продуктов первой группы и, соответственно, к возможной минимизации стоимости второй продуктовой группы.
К доходной группе банковских продуктов относятся многочисленные услуги, как традиционные, так и новые, оказываемые клиентам и партнерам: выдача кредитов, проведение расчетов, брокерские услуги и т.д. Кроме того, в эту группу включаются и те операции, которые банк проводит по собственной инициативе, например приобретение обращающихся на рынке долговых ценных бумаг с целью получения дохода при их погашении или в результате игры на курсовой разнице (хотя результат получения дохода не всегда предсказуем).
Ресурсные продукты, составляющие банковские расходы, включают все способы привлечения банком денежных средств: прием вкладов, выпуск облигаций, депозитных сертификатов, получение межбанковских кредитов и т.д. Однако общий объем затрат банка превышает сумму ресурсных банковских продуктов, так как банк для обеспечения своего функционирования приобретает материальные и трудовые ресурсы, которые можно рассматривать как банковские расходы.
Имиджевая группа банковских продуктов связана с усилением конкуренции на кредитном рынке, следствием которой является необходимость формирования положительного имиджа надежного и финансово устойчивого учреждения. Назначение банковских продуктов этой группы – увеличивать прибыль, но их целевая направленность не всегда приносит прибыль сразу. В эту группу можно включить:
– интеллектуальные банковские продукты (новые банковские технологии, информационные продукты и т.д., т.е. результаты использования интеллектуального потенциала банковских сотрудников). Они могут создаваться для обеспечения собственного прибыльного функционирования или для реализации. В первом варианте они представляют собой банковские затраты, осуществляемые для создания других банковских продуктов (проведения расчетных операций, кредитования и т.д.), во втором – это готовые банковские продукты, реализация которых может приносить банку значительные доходы;
– банковские продукты, представляющие собой услуги, которые банк может успешно и прибыльно реализовывать, используя уже признанный на кредитном рынке свой собственный имидж. К таким услугам относятся выдача банком своим клиентам различных гарантий, поручительств. С одной стороны, эти продукты могут приносить банку прибыль, с другой, они связаны с большим риском, и в случае его проявления банк может нести убытки;
– бесплатные услуги, оказываемые банком своим клиентам в расчете на формирование благоприятного отношения с их стороны и последующее потребление ими других, уже платных услуг. Эти услуги составляют банковские затраты, но их нацеленность на прибыль проявляется в создании общего положительного имиджа.
Широкому спектру банковских продуктов соответствует большое разнообразие устанавливаемых банком цен, которые представлены в табл. 8.1.
Виды цен на банковские продукты
Разновидность цены | Вид банковского продукта |
Проценты | Кредитные банковские продукты: — кредиты — депозиты — банковские облигации — депозитные сертификаты |
Тарифы | Посреднические услуги: – открытие счета – выдача и обслуживание пластиковых карт – перевод валюты с текущего счета внутри СНГ или за рубеж – депозитарные услуги – консультации |
Комиссионное вознаграждение | Посреднические услуги: – расчетные операции – гарантии и поручительства по долговым обязательствам клиентов – брокерские услуги по покупке-продаже ценных бумаг и иностранной валюты — посредничество в размещении ценных бумаг клиентов — депозитарные услуги |
Курсы обмена валюты | Купля-продажа иностранной валюты в обменных пунктах |
Цены спроса и предложения | Купля-продажа иностранной валюты и ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках |
Дивиденды | Выплата доходов по акциям |
Расчетные (внутренние) | Интеллектуальные банковские продукты: — цены и цены реализации — банковские технологии информационные услуги — программное обеспечение банковских, бухгалтерских операций — проведение аналитических оценок |
Кредитные отношения, в которых участвуют банки, связаны также с покупкой банком средств у клиентов. Выступая как заемщик, банк открывает клиентам депозитные счета, которые оплачиваются тем же видом цен, что и кредиты, – процентом. Формирование депозитного процента оказывается под влиянием тех же внешних факторов, что и ссудного, так как они непосредственно связаны между собой. При росте спроса на кредитные ресурсы банки начинают испытывать потребность в привлечении дополнительных средств, и в этом случае растут ставки и по банковским кредитам, и по депозитам. Увеличение предложения заемных средств, например, за счет роста денежных накоплений, снижает депозитный процент. Рост инфляции заставляет банки устанавливать более высокие депозитные ставки, но в отличие от ставок ссудного процента, они не предусматривают компенсацию вкладчикам инфляционных потерь.
Уровень депозитного процента в значительной мере зависит от степени необходимости привлечения банком заемных ресурсов в форме депозитов, т.е. имеет место фактор альтернативных возможностей привлечения ресурсов. Если банк находит другой, менее дорогой способ получения средств (например, остатки средств на текущих счетах, более дешевые по сравнению с межбанковскими или централизованными кредитами), то у него нет необходимости в поисках клиентских депозитов и это понижает депозитную ставку.
Кроме непосредственного участия в кредитном процессе банки оказывают своим клиентам и другие услуги, устанавливая на них цены. В банковской практике эти разнообразные виды услуг принято называть посредническими, так как в большей части из них банк выступает как посредник между клиентом, по поручению которого он выполняет операции, и другой стороной сделки.
Посреднические операции включают:
– расчетные операции (аккредитивные, инкассовые, переводные и т.д.);
– предоставление банковских акцептов и авалей по долговым обязательствам клиентов;
– торгово-комиссионные операции по покупке-продаже ценных бумаг и иностранной валюты, осуществляемых банком по поручению клиентов;
– посредничество в размещении ценных бумаг клиентов;
– депозитарные услуги и т.д.
Для оплаты перечисленных услуг используются две разновидности цен: тарифы и комиссионные вознаграждения.
Тариф – разновидность цены, используемой для оплаты услуг и назначаемой в фиксированной сумме на установленную единицу измерения услуги. В банковской практике использование тарифов не слишком велико, и оплачиваемые ими услуги не приносят банку больших доходов. При установлении тарифов банки в большей степени ориентируются на рыночные условия продажи услуг. Банки могут на часть таких услуг не назначать вообще никакой оплаты, используя их как имиджевые для формирования у клиентов благоприятного отношения к банку.
Более широко в банковском ценообразовании на услуги используется комиссионное вознаграждение (комиссия). Этот вид цены фактически составляет часть дохода или стоимости сделки и рассчитывается как процент от ее суммы. С помощью комиссий оплачиваются расчетные операции, выдача гарантий и поручительств, обязательная продажа валютной выручки, выполнение банком функций агента валютного контроля за поступлением экспортной выручки, покупка-продажа ценных бумаг и валюты по поручению клиента и другие.
Технология расчета комиссионного вознаграждения лучше подходит для оплаты банковских услуг, так как большая их часть основана на выполнении операций с деньгами. Оплата этих операций тяготеет к тем суммам, с которыми работает банк. Установление платы в проценте от суммы приводит к тому, что уровень оплаты услуги возрастает пропорционально используемой сумме денег.
На уровень комиссий оказывают влияние рыночные факторы, так как эти услуги предоставляет большое количество кредитных организаций (не только банки, но и финансовые, брокерские, трастовые и другие компании). Конкуренция понижает общий уровень этого вида цен. Однако часть этих услуг (брокерские, трастовые услуги) требует больших затрат на получение и анализ необходимой информации и высокого уровня квалификации сотрудников, что повышает их стоимость. Другие услуги, например выдача гарантий и поручительств, основаны на использовании имиджа банка, и чем он устойчивее и надежнее, тем большая плата может быть назначена.
Не имея возможности заниматься производством и торговлей товаров, коммерческие банки выходят на финансовый рынок, где осуществляется торговля финансовыми инструментами. Здесь банки могут осуществлять операции по собственной инициативе либо выступать от имени своих клиентов. Одним из первых сегментов финансового рынка, который начал развиваться в условиях становления рынка в Украине, был рынок валют. Валютно-обменные операции издавна и традиционно считаются сферами деятельности коммерческих банков. В Украине это было связано с более высокой устойчивостью иностранной валюты по сравнению с национальной, а также с несколько запоздалыми мерами по регулированию этого сегмента финансового рынка. Теперь операции по обмену валюты официально закреплены за коммерческими банками, что делает их субъектами установления обменных курсов.
Основным фактором, определяющим уровни курсов покупки и продажи валюты, является соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны. При этом в качестве ориентира используется официально установленные Национальным банком Украины валютные курсы.
На уровень устанавливаемых банком обменных валютных курсов также оказывает влияние потребность банка в иностранной валюте. Дополнительные потребности в валюте обусловливают установление более высокого курса ее покупки и низкого курса продажи, что способствует оседанию валюты в банке. Если же банк не заинтересован в приобретении валюты в данный период, то он устанавливает низкий курс покупки, сокращая приток валюты, и высокий курс продажи, не заинтересовывая покупателей в ее приобретении в данном обменном пункте.
Принимая участие в торговле валютой на межбанковском рынке, коммерческие банки формируют цены спроса и предложения. При этом они учитывают влияние ряда внешних факторов (тенденции движения рыночного валютного курса, валютную политику, проводимую Национальным банком Украины: валютный коридор, плавающий валютный курс и т.д.) и внутренних факторов (потребность банка в валюте, цели и объемы проводимых валютных операций, а также инициативность их проведения – банк или клиент).
Вторым сегментом финансового рынка, на котором стали активно работать коммерческие банки, стал фондовый рынок, получивший свое развитие с появлением на нем государственных ценных бумаг. Отличительной чертой украинского фондового рынка по сравнению с зарубежными является то, что коммерческие банки стали основными участниками этого рынка, так как они участвуют в первичной реализации выпущенных государством ценных бумаг и активно работают на вторичном рынке. Национальный банк Украины устанавливает цену первичного размещения государственных ценных бумаг и цену их погашения. Однако текущая их стоимость определяется на рынке вторичной реализации, где коммерческие банки формируют цены спроса и предложения.
Основное влияние на уровень цен спроса и предложения практически по любому виду ценных бумаг оказывают общерыночные факторы (состояние экономики, конъюнктура фондового рынка, политическое положение в стране и в мире), которые отслеживаются и оцениваются аналитиками банка. К внешним факторам относится сформировавшееся на рынке отношение к определенному виду ценных бумаг, которое зависит от текущего положения их эмитента, срока действия ценной бумаги и т.д.
Внутренние факторы, которые могут воздействовать на уровень цен спроса и предложения, определяются целями работы банка в этой области. Среди них можно выделить следующие:
– получение дохода от вложения средств в ценные бумаги (процентов по приобретенным облигациям, дивидендов по акциям различных коммерческих структур);
– ориентация на спекулятивный доход от перепродажи ценных бумаг на вторичном рынке;
– диверсификация банковских активов для минимизации риска;
– использование ценных бумаг в качестве залога для получения кредитов;
– использование ценных бумаг как ликвидных средств для срочного их обращения в деньги.
Но этим не ограничивается сфера банковского ценообразования по ценным бумагам. Основная часть современных банков являются акционерными обществами, капитал которых образуется за счет реализации акций. Приобретая акции, их владельцы рассчитывают на получение дохода, который складывается из дивиденда и роста курсовой стоимости. Вторая величина целиком зависит от рыночной оценки данной акции и определяется воздействием множества факторов. Дивиденд находится в ведении банка и в значительной степени влияет на размер курсовой стоимости акции.
Дивиденд по акции – это цена использования капитала, уплачиваемая собственнику вложенных средств за возможность их применения в деятельности акционерного общества. Основные факторы, определяющие размер дивидендов или текущих выплат по акциям, – это масса полученной банком прибыли и пропорции ее распределения. Наибольшее воздействие на размер выплачиваемых дивидендов оказывает внутрибанковская политика, которая может быть нацелена на удовлетворение интересов акционеров (тогда выплаты будут значительными) или подчинена интересам дальнейшего развития банка (при этом выплаты будут ограничены).
На новый вид интеллектуальных банковских продуктов могут формироваться два уровня цен:
– расчетные (внутренние) цены, если эти продукты предназначены для использования самим банком и предусматривается организация внутренних расчетов между отдельными подразделениями – производителями и потребителями этих продуктов;
– цены реализации, если интеллектуальные продукты продаются клиентам и партнерам банка.
Расчетные цены испытывают влияние только внутренних факторов. Цены реализации, наоборот, в большей степени ориентированы на сложившийся уровень рыночных цен и зависят от текущего спроса, степени новизны продукта и его качественных характеристик.
Цена и себестоимость банковских услуг (на примере отдельных видов услуг)
Себестоимость банковского продукта как часть формирования ценообразования. Основные факторы, этапы установления цены на рынке банковских услуг. Анализ формирования цены стандартного банковского продукта на примере процентной ставки по кредитному договору.
Рубрика | Банковское, биржевое дело и страхование |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.10.2015 |
Размер файла | 24,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при правительстве Российской Федерации»
Кафедра «Банки и банковский менеджмент»
Контрольная работа
По дисциплине: «Стратегия развития коммерческого банка»
На тему: «Цена и себестоимость банковских услуг (на примере отдельных видов услуг)»
Выполнила: студентка группы ЭЗ-409
Затоковенко Анастасия Юрьевна
Руководитель: доцент, к.э.н. Маркова О.М.
Оглавление
1. Себестоимость банковского продукта, как часть формирования ценообразования
2. Анализ формирования цены банковского продукта на примере процентной ставки по кредитному договору
Список используемой литературы
Введение
Определение себестоимости банковских продуктов и услуг является основным элементом ценовой политики коммерческого банка. В условиях интенсивной конкуренции и тенденции общего снижения доходности банковских операций подробный анализ затрат и обоснованное ценообразование на банковские продукты и услуги становятся насущной необходимостью. Точкой отсчета для комплекса мероприятий по снижению себестоимости продуктов и услуг и оптимизации внутренней структуры есть информация о себестоимости и ее методе расчета.
Целью данной работы является анализ таких понятий как «себестоимость банковского продукта», а также проследить процесс формирования цены банковского продукта, с учетом влияния на нее вышеуказанного фактора, т.е. себестоимости.
На примере одной из банковских услуг — кредитования, разобрать методы ценообразования, а также рассмотреть структуру ссудного процента.
1. Себестоимость банковского продукта, как часть формирования ценообразования
Рассматривая вопрос о цене и себестоимости банковских услуг, необходимо начать с того, что на сегодняшний день экономика и общество не смогли бы функционировать без банков, так как они обеспечивают экономику важнейшими ресурсами, банковскими услугами, играют важную социальную роль. Банки перераспределяет ресурсы в экономике (предприятия, население, государственные структуры), иными словами они накапливают свободные денежные средства на своих счетах и предоставляют эти денежные средства во временное пользование, то есть в кредит. Таким образом, банки достигают своей главной цели — получение прибыли (проценты от кредита и др.).
Коммерческий банк, начиная свою деятельность в определенном сегменте финансового рынка или принимая решение о дальнейшем ее расширении, должен быть уверен, что все затраты окупятся и принесут прибыль. Соизмерение затрат и результатов является важнейшим элементом финансового менеджмента в банке. Без учета этого могут быть допущены непоправимые ошибки при выборе экономической политики банка, принятии важных управленческих решений, определении видов банковской деятельности, определении оптимальных объемов и структуры активных и пассивных операций, а также при установлении тарифов на услуги, являющиеся весомым имиджевым фактором для банка.
Банк по своей природе уникальное предприятие, потому что предлагает продукты и услуги нематериального характера. Соответственно и само понятие «себестоимости банковсковских услуг» будет иметь ряд отличий. «Себестоимость банковского продукта — это стоимостная оценка расходов банка, связанных с технологией создания и реализацией данного продукта». Именно такое понимание данной категории в полной мере выражает как традиционное понятие себестоимости, так и специфику именно банковского продукта. банковский продукт рынок ценообразование
Поскольку объектом определения себестоимости в банке выступает банковский продукт, рассмотрим ближе данную категорию и выясним особенности формирования себестоимости на него. Определим понятие банковского продукта, которое целесообразно использовать с целью определения его себестоимости.
Во-первых, категория «банковский продукт» является производной от общего понятия «продукт», следовательно, банковский продукт — это такой результат деятельности, для производства которого были понесены расходы в материальной или денежной форме. Во-вторых, под понятием «банковский продукт» следует понимать результат деятельности сугубо банковской. В-третьих, действуя в интересах участников экономических отношений, банк с помощью реализации собственных продуктов удовлетворяет их потребности.
Следовательно, банковский продукт состоит из следующих элементов:
1. Банковская услуга. Банковский продукт может быть формой выражения нескольких банковских услуг;
2. Банковская операция;
3. Банковская технология — это порядок или последовательность осуществления банковских операций;
4. Банковский документ — это материальный носитель, который подтверждает совокупность прав и обязанностей банка и клиента в процессе продажи банковского продукта.
Рассмотрев объект оценки себестоимости, перейдем к характеристике ее видов.
Вид себестоимости
Элементы себестоимости
В зависимости от стадии операционного цикла банка (производство продукта или его реализация):
Расходы, связанные с процессом производства банковских продуктов
Производственные расходы и расходы на реализацию продукта
В зависимости от состава расходов, которые включаются в себестоимость:
Расходы ответственного за создание данного продукта структурного подразделения банка
Включает технологическую себестоимость и расходы, которые связаны с обеспечением производства данного продукта
Включает производственную себестоимость и общебанковские расходы, распределенные на данный продукт
Состоит из внутренней себестоимости, процентных, трансфертных и других расходов банка за данный продукт
В зависимости от выполнения плана:
Индивидуальные расходы конкретного банка на производство определенного продукта, которые планируются исходя из норм, тарифов, цен, ставок текущего периода
Выраженные в денежной форме индивидуальные расходы конкретного банка на производство определенного продукта в данных условиях.
В экономической литературе себестоимость банковских продуктов и услуг, по сути, является внутренней стоимостью банковских операций, что ставит ее в один ряд с такими понятиями, как доходность операций и прибыль банка. Важно отметить, что себестоимость является одним из основных внутренних факторов, которые определяют цену продукта или услуги банка. Она определяется сроком окупаемости затрат и складывается из расходов банка по созданию и реализации продукта и услуги. Затронув понятие «цена банковского продукта», стоит обратить внимание и на политику ценообразования. Важным средством конкурентной борьбы за клиента является проводимая банком политика ценообразования — установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка являются процентные ставки по кредитам и депозитам, минимальная величина вклада, премии, скидки, комиссионные и тарифы за банковские услуги. Особенностью ценообразования в банке является отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости банковской услуги и ее цены. В этих условиях банк имеет возможность маневрировать ценами в довольно растяжимых границах, проводя разную ценовую политику для разных клиентов (ценовая дискриминация), использовать цены как важное средство привлечения клиентов и продвижения услуг.
Ценообразование является комплексным и противоречивым процессом, в ходе которого идет поиск компромиссов, учитывается воздействие множества факторов. Основными факторами и этапами установления цены на рынке банковских услуг являются:
1. Внешние факторы: государство (налоги), конкуренты (уровень цен), потребители (ценовая эластичность)
2. Внутренние факторы.
Комбинирование именно этих факторов позволяет банкам проводить рыночную корректировку цен, например, стимулировать использование населением определенного вида банковских услуг или проводить ценовую дискриминацию и т.д.
Ценообразование на банковские услуги — многоэтапный и сложный процесс. Выделяют следующие этапы установления цен на банковские продукты:
1) установление целей ценообразования;
2) оценка спроса;
3) анализ структуры затрат;
4) изучение цен на услуги конкурентов;
5) выбор метода ценообразования;
6) учет факторов, влияющих на установление цен;
7) окончательное установление цен.
Ценовая политика имеет три направления:
1. Разделение цен. Предполагается разделение общей ставки по банковским услугам на целый ряд дробных частей, что позволяет в переговорах с клиентом снижать проценты по одной дробной части, в целом не изменяя запланированный доход в банке (например: процентную ставку по кредиту можно разбить: комиссионное вознаграждение за предоставление кредита; процентная ставка по кредиту; комиссионный сбор за превышения дебиторского сальдо; комиссионный сбор с оборота по ссудным счетам; возмещение накладных расходов).
2. Дифференциация цен. Определяются процентные ставки по услугам индивидуально по каждому клиенту в зависимости от характера клиента, вида обеспечения и по срокам.
3. Уравновешивающее ценообразование. При таком направлении на некоторые услуги банк осознанно занижает цену с целью привлечение клиентуры, а на другие повышает, т.к. выполняет их более качественно, чем другие банки. Следовательно, прибыль банка остается запланированной.
2. Анализ формирования цены банковского продукта на примере процентной ставки по кредитному договору
У каждого банка список услуг, варьируется в зависимости от его направленности, вида и особенностей деятельности. Так что для любого, будь-то частное или юридическое лицо, банк-партнер или корпоративные клиенты, найдется оптимально подходящий вид услуг, продуктов и сервисов. Для того, чтобы понять, из чего складывается цена того или иного банковского продукта, обратимся к наиболее популярной банковской услуге — кредитование.
Рассмотрим, прежде всего, стандартный подход к формированию процентной ставки по кредитному продукту, существовавший в банковской практике многие годы и сейчас еще применяемый отдельными банками. Как правило, процентная ставка устанавливается с учетом стоимости привлеченных средств, скорректированной на удорожание ресурсов в связи с отчислениями в фонд обязательных резервов (иногда в качестве такой ставки применяется так называемая трансфертная ставка — ставка, используемая для целей внутреннего трансфертного ценообразования), и расходов по обеспечению деятельности банка, относящихся к активным операциям; премии за риск и надбавки, за счет которой формируется прибыль на активы.
Средняя стоимость ресурсов определяется как средневзвешенная величина с учетом цены отдельного вида депозитного инструмента (учитывая отчисления в фонд обязательных резервов) и его удельного веса в общем объеме привлеченных средств. Средняя стоимость ресурсов включает такой параметр, как «вознаграждение по компенсирующим остаткам на счетах».
Иным образом устанавливаются процентные ставки по кредиту, если в банке реализована модель определения экономического капитала и его распределения по бизнес-направлениям деятельности. Процентная ставка определяется в этом случае исходя из стоимости привлеченных средств, как в предыдущей модели, учитывает расходы по обеспечению деятельности банка, относящиеся к активным операциям, премию за риск в части так называемых ожидаемых потерь и надбавку, которая отражает стоимость задействованного капитала фирмы.
Таким образом, ценообразование с учетом стоимости экономического капитала принципиально отличается от стандартного подхода, рассмотренного выше, но требует оценки экономического капитала банка.
Подводя итог, отметим: основное различие двух методов ценообразования состоит в том, что стандартный метод оперирует только ожидаемыми потерями, закладывая их в размер процентной ставки по кредиту, а второй метод — ценообразование с учетом стоимости экономического капитала — в цене кредита учитывается также стоимость капитала, предназначенного для покрытия непредвиденных потерь банка.
Существует также ряд факторов, определяющих процентные ставки на макро- и микроуровне.
В основе ценообразования финансовых инструментов любого коммерческого банка лежит система рыночных процентных ставок, определяемая целым рядом макроэкономических факторов. Основным является соотношение спроса и предложения денежных средств, которое напрямую зависит от цикличности экономики. В условиях экономического оживления спрос на заемные средства обычно растет, и если предложение ресурсов остается неизменным, то процентные ставки увеличиваются.
Напротив, для фазы экономического спада характерно падение спроса на заемные ресурсы и, как правило, снижение процентных ставок. В числе других макроэкономических факторов следующие:
1. денежно-кредитная политика центральных банков;
2. инфляционные ожидания;
3. конкуренция на рынке кредитных ресурсов;
4. развитие рынка ценных бумаг;
5. открытость национальной экономики, международная миграция капитала, обменный курс, состояние платежного баланса страны;
6. система налогообложения.
На микроуровне основными факторами ценообразования являются: стоимость ресурсной базы банка; балансовые риски, которые принимает банк, проводя кредитные операции; уровень кредитного риска по сделке; расходы банка по кредитной операции и некоторые другие в зависимости от применяемой модели ценообразования.
Заключение
По результатам исследования теоретических подходов к понятию себестоимости банковских продуктов можно сделать следующие выводы. Себестоимость банковского продукта — это стоимостная оценка расходов банка, связанных с технологией создания и реализации данного продукта. Определение себестоимости банковских продуктов является исключительно важным на современном этапе для каждого банка, потому что с помощью полученной в процессе такого расчета информации руководство банковского учреждения сможет проанализировать, какие продукты из тех, что предоставляются банком, являются наиболее эффективными и прибыльными, а также установить обоснованные ценына них. К тому же с помощью определения себестоимости банковских продуктов работники банка имеют возможность оценить целесообразность внедрения новых продуктов. Для целей расчета себестоимости в банке более целесообразно использовать понятие «банковский продукт». Исходя из них следует рассматривать банковский продукт как совокупность технологических действий и операций, которые являются результатом банковской деятельности, в процессе реализации которых банк несет расходы в денежной или материальной форме с целью удовлетворения потребностей клиента. Список используемой литературы
1. Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. — М.: Юристъ, 2010. — 751 с.
2. Банковское дело: Учебник. / Под ред. проф. О.И. Лаврушиной. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 450 с.
3. Банковское дело: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. В.И., Колесникова, Л.П. Кропивецкой. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 353 с.
4. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Учебник. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2011. — 344 с.
5. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России / Под ред. М.Х. Лапидуса. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 368 с.
6. Виноградова Т.Н. Банковские операции. Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2008. — 384 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Экономическая сущность и этапы формирования банковских услуг. Изучение структуры банковского рынка и анализ банковских услуг России. Характеристика основных банковских продуктов ОАО «Сбербанк». Специфика инкассации и расчётных операций в банках РФ.
курсовая работа [379,6 K], добавлен 19.06.2015
Теоретические основы формирования банковских услуг коммерческого банка, их классификация. Направления развития рынка банковских услуг на примере ЗАО КБ «Кедр». Мероприятия по повышению доходности банковских услуг, перспективы расширения их спектра.
дипломная работа [665,7 K], добавлен 26.05.2012
Правовое регулирование рынка банковских продуктов и услуг. Классификация и характеристика предоставляемых розничных банковских продуктов. Учет жизненного цикла банковского продукта. Новые банковские продукты на российском рынке, развитие онлайн-банкинга.
курсовая работа [951,6 K], добавлен 06.08.2011
Аспекты формирования и развития рынка банковских услуг. Классификация банковских услуг. Формирование портфеля банковских услуг. Развитие рынка банковских услуг в Республике Казахстан на примере АО «Евразийский банк»: проблемы и пути совершенствования.
дипломная работа [585,9 K], добавлен 26.02.2011
Специфика банковской конкуренции, ассортимент банковских услуг, продуктов. Анализ факторов, формирующих конкурентную среду на рынке банковских услуг. Элементы конкурентоспособности коммерческих банков на примере КБ «Moldindconbank» АО и КБ «Energbank» АО.
курсовая работа [118,1 K], добавлен 01.06.2014
Маркетинг в сфере банковских услуг: понятие, функции, особенности. Планирование маркетинга банковских услуг. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Петрокоммерц». Анализ банковских продуктов и ценообразования, распределения и продвижения, конкурентов.
дипломная работа [135,5 K], добавлен 24.04.2014
Понятие и классификация банковского продукта. Анализ и проблемы развития рынка услуг. Изучение банковских услуг, предлагаемых ОАО «Сбербанком России», разработка предложений по их совершенствованию. Способы размещения денежных средств для юридических лиц.